Реферат по предмету "Менеджмент"


Воровство как элемент поведения сотрудников. Способы борьбы и недопущения воровства как явления

Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
Южно-УральскийГосударственный Университет
Международныйфакультет
Кафедра«Международный менеджмент»

Контрольнаяработа
подисциплине: «Креативный менеджмент »
тема: «Воровство как элемент поведения сотрудников. Способы борьбы инедопущения воровства как явления»
Челябинск,
2010

Введение
Суфийская притча:
Вор проник в дом суфия, но ничего тамне нашел. Когда он уходил, дервиш заметил его разочарование и бросил ему вследодеяло, которым укрывался, чтобы тот не ушел с пустыми руками.
Воровство с точки зренияпсихологических основ — явление комплексное. Воровали всегда и, наверное, будутворовать еще очень долго, если, конечно, когда-нибудь человечество не проникнетв тайны человеческой психики и не сможет раз и навсегда заблокировать участкиголовного мозга, ответственные за инстинктивное поведение. Но это уже больше изобласти фантастики, чем из научной сферы. Не поняв психологических механизмовворовства, нельзя эффективно бороться с ним.
Воровство, как скрытое присвоениечужого, относится к тем формам социального поведения человека, которые являютсяпрорывом инстинктов сквозь заграждения общественных запретов в человеке: права,морали, религии. Это как агрессивность и насилие в разнообразных формах ипроявлениях, полигамия в сексуальных отношениях, инцест, эгоизм и некоторыедругие. Воровство сотрудниками организации явление далеко не редкое, да имасштабы порой поражают воображение. В данной контрольной работе мы рассмотримпричины происхождения воровства как явления, так и способы борьбы.

***
В организации, где люди добровольнообъединяются для достижения совместными усилиями общеорганизационных иодновременно личных целей, действуют многочисленные правила, нормы,предписания, без которых недостижимы совместные результаты. Эти предписания инормы могут быть письменными и устными, индивидуальными и групповыми,общеорганизационными и более высокого уровня. Их нарушение, естественно,вызывает сбои в деятельности организации, вредит ей. Формы поведения, связанныес нарушением норм, предписаний, дисциплинарных рамок, называютсядеструктивными формами поведения. Разновидностей деструктивной формыповедения довольно много. При несоблюдении норм права мы говорим опротивоправном поведении. Обычно проявления такого поведения должныпреследоваться по закону, Распространенная форма деструктивного поведения вотношении организации и общих целей —административно-управленческое:злоупотребление в личных целях своими правами и полномочиями, их превышение,невыполнение прямых обязанностей. Некоторые работники реализуют на предприятиисвои асоциальные привычки и склонности, демонстрируют осуждаемые обществомформы поведения; в этом случае можно говорить оботклоняющемся, девиантномповедении.
Девиантное (отклоняющееся) поведение — действия, не соответствующиеофициально установленным или фактически сложившимся в данном обществе(социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции,лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являютсяпреступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция. Применительнок организации, правомерно отнести к девиантному поведению мошенничество,воровство.
Критерием измерения поведенияличности являютсяценности, нормы, правила, ожидания, представления других, группы, общности,общества. В нашем случае — это ценности, нормы, правила, ожидания,представления организации как общности людей, имеющих цель совместногопроизводства продукции, благ, оказания услуг. Поскольку нормы и правила,действующие в обществе, являются живым и динамичным явлением, имеют конкретно —исторический характер, носят отпечаток субъективизма и избирательности,постольку зачастую критерии «нормальности поведения» бывают размыты, нормыповедения в разных группах противоречат друг другу («Закон — что дышло: какповернул, так и вышло»). Человек постоянно пребывает в состоянии нравственноговыбора, решает проблемы нравственного характера. В этих условиях важнейшейзадачей общества является работа над совершенствованием и повышениемдейственности нравственных норм существования, обеспечение «стержня»,определяющего нравственное здоровье общества.
 
Криминологическая характеристикаличности расхитителей имущества
По мнению российских ученых, включаеттакие элементы, как нравственная позиция, ориентированная на стяжательство,нетрудовые способы приобретения благ, самоуспокоение и самооправдание,завышение своих потребностей, стремление к накопительству, пьянству, разврату,азартным играм; эгоизм, зависть, распущенность, неумение противостоять ситуациисоблазна, а у крупных расхитителей маскировка под активную общественную жизнь,практика двойной жизни, двойной морали. Кроме того, называются многочисленныепричины и условия совершения преступлений (корыстные мотивации; негативная социализация;референты, образцы для подражания — дельцы и иные представители красивой жизни,образ которых формируется СМИ; объективные условия — нарушения и недостатки вучете, охране, хранении, подборе персонала; недоработки правоохранительныхорганов и др.)
Воровство как преступление заключается в овладениигосударственным, общественным или личным имуществом путем обмана илизлоупотребления доверием. По мнению американских ученых, существует так называемый«треугольник мошенничества». Авторы исходят из того, что каждый человек,способен совершить воровстство, нужно только, чтобы он оказался всоответствующей ситуации. Три элемента, образующие в совокупности такназываемый треугольник мошенничества и определяющие мотивацию и возможность дляего совершения, представляют собой: 1) давление финансовых обстоятельств; 2)возможность совершить и некоторое время скрывать акт воровства; 3) способностьоправдать это действие.
/>
Рис. 1 Треугольник мошенничества
Виды давления внешних обстоятельств,вынуждающие идти на сотрудника на кражу, могут быть разбиты на 4 группы:
1) финансовое давление (жадность,жизнь не по средствам, крупные долги, большие финансовые потери, неожиданнаяпотребность в деньгах);
2) давление пороков и пагубныхпристрастий (приверженность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, дорогимудовольствиям);
3) давление обстоятельств, связанныхс работой (кажущаяся недооценка своих успехов, чувство неудовлетворенности отработы, боязнь ее потерять, невыдача премиальных, ощущение несправедливости воплате);
4) прочие виды давления внешнихобстоятельств (жена или муж настаивает на более шикарном образе жизни, желаниедосадить всей системе, желание совершить «идеальное» преступление).
Стремление удовлетворить своипотребности. Воснове любой активности человека (в том числе и воровства) лежатнеудовлетворенные потребности человека. Материальная нужда (с точки зренияэтологии (биологической науки, изучающей поведение животных в естественныхусловиях) она может быть обозначена, как комплекс реакций инстинктасамосохранения) — очень сильный, стабильный и болезненный возбудительчеловеческой активности. Обычно человек удовлетворяет свои потребности, добываянеобходимое. Однако в широком контексте труд — это тяжелое, необходимоезанятие. Возможно, правы были классики, утверждая, что труд создал человека. Нотруд всегда был и во многом остается необходимостью, а не радостью. Это незначит, что человек не получает удовольствия от труда. Деятельность, особеннотворческая и высокопрофессиональная, может приносить удовлетворение, можетстановиться своеобразным наркотиком, без которого человек не мыслит жизни.Здесь же мы имеем в виду труд как необходимость, не всегда желаемый процесс.Именно в этом аспекте воровство является проявлением стремления избавиться отэтой необходимости и получить необходимые ресурсы, пускай чужие, без труда впривычном понимании.
То, что воровство являетсяестественным (с точки зрения психологических механизмов, а не права илиморали!) стремлением в поведении человека, наглядно демонстрирует поведениемалолетних детей. Ребенок поступает естественно, в соответствии со своимижеланиями, когда забирает чужую игрушку и прячет в карман. Для него этоспонтанное действие — просто взять и пользоваться, особенно если у него такойигрушки нет. Это потом взрослые ему объяснят, почему так нельзя делать. Вначалеребенок никак не может понять, «почему нельзя».
З. Фрейд, основатель психоанализа,писал: «деление психики на сознательное и бессознательное дает возможностьпонять важные патологические процессы в душевной жизни». Несомненно, человекимеет власть над своим побуждением к движению, поведению, однако естьпотребности, которые являются основными и которые человек стремитсяудовлетворить любым способом. Воровство, конечно же, не является потребностью(мы не учитываем сейчас клептоманию — патологическое стремление воровать,присваивать чужие вещи, которые человеку даже не нужны), но оно имеет под собойоснову — потребность человека, которая, осознаваясь, становится мотивом егоповедения. В соответствии с феноменом окультуривания человеческих инстинктов,обстоятельства, которые сопутствуют этому процессу на протяжении историиразвития общества, приводят к образованию воли к произволу или непроизволу.Другими словами, если человек участвует в обмене меновыми стоимостями (непросто продуктами труда, обмена, а продуктами, имеющими для него определеннуюценность), у него образуется воля в виде произвола, проявляющаяся вкриминальном, аморальном поведении, в поведении, не соответствующем этическим,правовым нормам. Повторимся, это точка зрения З.Фрейда, и, несмотря на такуюлинейную причинность воровства как антинормативного поведения, здесь естьрациональное зерно, как бы это парадоксально это не звучало о теории З. Фрейда.И далее, в зависимости от того, каким является этот эффект окультуривания,человек становится избирательно восприимчив к тем или иным средствам достижениясвоей цели, возможностям, которые ему открываются. Поэтому корни воровства, каквида произвола, следует искать в самом начале истории развития общества, вмеханизмах социально-психологических отношений.
Итак, с одной стороны, у нас имеютсяпотребности отдельного человека, его ценностные ориентации, будущие, ещенереализованные, результаты, на достижение которых он ориентируется. С другойстороны, у нас есть ценности окружающего мира, которые диктуют правилаповедения, нормы, которыми человек должен руководствоваться, есть потенциальныевозможности, предоставляемые окружающим миром, а также есть наличное, имеющеесяу человека в данный момент:
 
человек ← потребностныеотношения → окружающий мир (ценности).
В результате категории человека(желаемое) могут соответствовать либо не соответствовать предоставляемым емукатегориям (реально возможное). Чем больше рассогласование между необходимым иналичным, чем важнее для человека недостигнутая цель, тем выше напряжениечеловека и тем сильнее выражена ориентация на достижение необходимогорезультата. Как следствие, человек будет искать большее количество путейрешения проблемы, ослабляя какие-то сдерживающие ранее его границы. То есть,потребность — это внутренняя программа жизнедеятельности человека, котораядолжна быть и будет приведена в действие. Другими словами, если необходимостьприобретает доминирующий характер, для человека «все средства хороши».
В качестве примера приведу притчу:«Однажды ко мне привели льва из моей свиты, который украл лань из моих угодий.Я ему не позволял этого делать, но он осмелился. И я долго думал почему. Покане пришел к холму у реки жизни и не спросил своего мудрого отца, который теперьуже жил на небесах со стольными королями. И он мне ответил. Что преступностьрождается из-за любви к нам в детстве из вседозволенности наших родителей. Нокогда диада матери и ребенка заканчивается Африка не дает уже взрослому льву,то, что ему хочется только потому, что ему хочется.
И тогда он поступает, так как поступал и в детстве безнаказанно брал то, чтонравилось. Только теперь он взрослый и то, что берет, уже за это он долженотвечать. Но, не ответив раз, потом второй раз, и третий он считает это нормой.Мы решили тогда его изгнать из моего королевства». Возможно, если ребенку необъяснять, что воровать, присваивать чужое имущество плохо, то раз за разом проделываяэто ребенок, станет считать это нормой поведения. Если воровство еды еще можноотнести к инстинктивному поведению на уровне самосохранения, считать этоживотным инстинктом, то воровство предмета без которого ты вполне мог быобойтись, уже приобретенная привычка и скорее всего она из детства.
Воровство как агрессивное поведение. Второй аспект психологическогогенезиса воровства, не менее значимый, чем выше рассмотренный, — этоагрессивность человека. Ведь по своей сути воровство — это скрытая, косвеннаяагрессия. Если ребенок не осознает, что он наносит вред владельцу, безразрешения взяв (т.е. украв) чужую игрушку, то взрослый, как правило, этопрекрасно осознает. Присваивая с помощью насилия, нанося ущерб, многие людииспытывают удовольствие от воровства, как от победы, успеха как такового. Крометого, часто целью воровства в организациях и на производстве является нанесениеущерба компании в целом или ее отдельным руководителям.
Стремление к накопительству. Существует и третий элементпервопричины воровства. Это стремление к собирательству. В животном миреизвестно множество примеров такого поведения, когда животные собирают запасы,значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок. У людей эточасто реализуется по формуле: «хоть у меня уже есть, но вот это же лежит безконтроля, поэтому возьму, авось пригодится».
Этим инстинктом можно объяснить тефакты воровства, которые совершаются далеко не бедными и не голодными людьми.Одно дело — воровство голодного, другое — накопительская страсть человека,«сытого по горло» и «обеспеченного по гроб жизни».
В этологической литературе можнонайти указание на то, что генетическая подкладка накопительской психологии (втом числе и за чужой счет) заключена в собирательском инстинкте, унаследованномнами от наших давних прародителей. В определенной мере с этим можносогласиться. По крайней мере, применительно к увлечению многих людейколлекционированием или применительно к склонности некоторых делать по всякомуповоду и без повода запасы на черный день. Конечно, воровство иколлекционирование — не тождественные понятия. Второе — это цивилизованнаяформа накопительства. Но связь между этими явлениями с точки зрения эволюцииповедения безусловна.
Однако все же одниминеудовлетворенными потребностями или собирательским инстинктом нельзяобъяснить, скажем, то, почему стремление своровать так часто пересиливаетсоображения безопасности даже у весьма умных и дальновидных людей. Они идут нариск, самоутверждаясь.
Стремление к самоутверждению. Иногда воровство позволяет человекуудовлетворить свое честолюбие, свои амбиции. Честолюбиво-престижный, а невсегда потребительский характер переживаний, связанных с обладанием ворованнойценностью, обычно фиксируется у воров, работающих «по-крупному». Успешноеворовство рассматривается, как удачное приобретение, успешная операция. Человекможет самоутверждаться не трудом или своими способностями, а через присвоениечужого.
Кроме психологической характеристики,воровство необходимо рассматривать и как явление в системе социальныхотношений. Коррупция, вседозволенность, слабость судебной власти,несовершенство законов, упущения в системе воспитания и другие негативныефакторы социального плана, несомненно, будут продуцировать воровство каксоциальное явление.
Парадокс, характерный именно дляРоссии, чем крупнее ущерб от воровства, тем мягче наказание или человек вовсеостается безнаказанным, если ущерб минимален, то тяжесть наказаниянепропорционально велика нанесенному ущербу. Воровать вагонами в Россиивыгодно, чем умыкнуть булку хлеба в магазине. Автор контрольной работы ни вкоем случае не призывает воровать.
Возможность совершить кражу, скрытьеё и избежать наказания проистекает из таких факторов:
1) отсутствие или недостаточность мерконтроля, позволяющих предупредить/выявить воровство;
2) невозможность или неспособностьоценить качество выполненной работы;
3) отсутствие производственнойдисциплины, нарушение принципа неотвратимости наказания;
4) предоставление искаженной илинедостаточной информации, наличие у злоумышленника большей информации, чем ужертвы;
5) отсутствие ревизий и/илиаудиторских проверок, позволяющих своевременно вскрыть факт мошенничества.
Самооправдание связано с обидой на фирму, котораяякобы задолжала работнику за переработку, с попытками представить кражу каквременный заем, объяснения типа «от этому никому хуже не будет, это направленона благие цели, это необходимо для сохранения репутации честного кредитора ибизнесмена, все так делают, на моем месте так бы поступил каждый, глупо было невоспользоваться случаем, правительство транжирит деньги, а я должен платить,все воруют, мне нужнее» и т. п.
Жертвой может быть какое-либо лицо,организация, общество, государство или международный порядок; преступностьсоздает для них угрозу повреждения или уничтожения.
Организации чаще оказываются жертвамипреступлений, чем отдельные лица… Одна из существенных причин краж состоит впсихологической нейтрализации деликта, обусловленной деперсонификациейпредприятия.
Кража служащих у предприятия (фирмы)рассматривается ими как «дополнительный заработок»… Магазинные воры иворы-служащие, причиняющие фирмам большой ущерб… отнюдь не считают себяпреступниками… Хозяйственные организации (предприятия, фирмы) наносят ущербдруг другу в результате экономических преступлений… Именно современные формыкомпьютерной преступности и делают взаимодействие между преступником и жертвойв подобных организациях едва уловимой. Жертва здесь отсутствует, онадеперсонифицирована, анонимна и обнаруживается с большим трудом. Организации(хозяйствующие субъекты) причиняют своими экономическими и экологическимипреступлениями серьезный вред и ущерб отдельным лицам, обществу в целом,особенно его экономическому и международному порядку, причем этот ущербоказывается опять-таки социально почти незаметным. (В этой связи очевиднапроблема: как обеспечить такую преданность работников организации, причастностьк ее делам, восприятие целей организации как своих собственных, чтобы снятьфактор анонимности, видимость отсутствия жертвы)… Анонимность иколлективность жертв хозяйственных преступлений — это два их классифицирующихпризнака.
В «Российской газете» былаопубликована статья «А как бы поступили русские?», которая напрямую незатрагивает тему воровства сотрудниками компании, но, по-моему мнению,проецирует поведение человека на поведение в организации.
«Лондонская «Гардиан» рассказывает оснятой четвертым каналом британского телевидения серии документальных фильмов огруппах отдыхающих из Германии, США, Англии и Японии, получивших путевки в одиниз пансионатов Турции. За особенностями их поведения в различных ситуацияхследила скрытая камера.
Например, актер, игравший рольводителя автобуса, на котором туристы должны были отправиться на экскурсию, селза руль в пьяном виде. Англичане, увидев это, отказались садиться в автобус.Японцы оставались невозмутимыми, пока руководитель их группы не указал им набутылку спиртного, стоявшую у ног водителя. Немцы стали волноваться, что егомогут уволить с работы, если они поднимут шум.
Во время экскурсий, в которыхпринимали участие все четыре группы, актер закурил, хотя в автобусе курить былозапрещено. Англичане вежливо попросили его потушить сигарету. Японцы, нежелавшие нарушать гармонию, предпочли молчать. Немцы сначала устроилиголосование и только потом выразили недовольство, а американцы стали куритьсами.
В баре, когда бармен ушел из-застойки, актер начал брать, не заплатив, бутылки пива. Англичане и американцырадостно последовали его примеру. Немцы воровать пиво не стали, а японцы нетолько не стали воровать, но еще и сообщили о случившемся администрациипансионата». «А как бы поступили русские?» вопрос отнюдь не риторический можно« к гадалке не ходить»: сесть в автобус к водителю находящемуся в состоянииалкогольного опьянения, надеясь на русский авось. Я думаю, курить в салоне быне стали, так как постепенно стали прививать нам культуру курения в строгоотведенных местах, когда закуривает водитель маршрутки ему либо делаютзамечание или просят потерпеть до конечной остановки. Ситуация в баре вполнепредсказуема, россияне повели бы себя как американцы и англичане, есть в нашемлексиконе слово «халява», объясняющая поведение русского человека.
Примером в пояснении ситуацииворовство – самооправдание может служить ситуация, сложившаяся в постсоветскоевремя на Челябинском тракторном заводе, когда воровали все: от сварщика додиректората, вывозили «КамАЗами», выносили сумками, все всё знали и молчали,почему? Ответ прост — хотелось кушать, нужны были живые деньги, которые заводне платил, а выдавал продукцией, который работник сам должен был реализовывать.Помню, отцу моей подруги выдали несколько десятков штук садовых опрыскивателей,который он успешно обменял по бартеру на натуральный продукт в деревне. Этоконечно не оправдание воровства, но люди выживали, как могли. Я не могу вынестиобъективную оценку поведению людей, в те тяжелы и уже далекие времена.Еще несколько причин,по которым сотрудники начинают работать на свой карман.
Низкаязаработная плата.
Самаяраспространенная причина, побуждающая сотрудников искать способы компенсации.Если на предприятии платят зарплаты, за которую сам руководительне согласился бы работать ни при каких обстоятельствах, то основное, чемему придется заниматься в таком случае, – это бороться с воровством и выявлятьпаразитические бизнес-схемы.
Жадность.
Высокаязарплата еще не гарантирует, что получающий ее сотрудник не будет искатьдополнительный доход – в том числе, за счет работодателя. Слаб человек, испоконвеков присущи ему жадность и зависть. Активная реклама «кредитов с нулевымпервым взносом и без справки о зарплате» побуждают людей покупать и покупать,невзирая на его реальные финансовые возможности. Стоит «зацепить» одного –потянутся другие. «Вон Вася взял в кредит новую машину! А ведь у него зарплатане больше твоей!» – ноет жена, и муж-дизайнер начинает делать визитки «насторону», а муж-монтажник кабельного телевидения – производитьнесанкционированные подключения.
Долги.
Сотрудникпроигрался на скачках (бирже, etc.) – это, скорее, сюжет из заграничногодетектива. А вот что не редкость у нас – так это разорившийся предприниматель,который устраивается на работу, имея за спиной шлейф долгов. Такой работниктак и глядит, где можно урвать лишний кусок, да и какая-никакаяпредпринимательская сметка имеется.
Один такойгоре-бизнесмен устроился работать менеджером по продаже и сопровождениюдорогой CRM-системы, имея долгов на пару десятков тысяч долларов. Всего черезнесколько месяцев ему удалось существенно уменьшить долг, и отнюдь не засчет зарплаты.
Черныйнал.
Если бизнесорганизован так, что положить деньги в карман очень легко (например, при работес неучтенной наличкой), – их обязательно туда положат. «Черную кассу» можнодоверить разве что жене. Да и то не всегда.
Завышеннаясамооценка.
Работник сзавышенной самооценкой может организовать паразитический бизнес, еще раздоказывая себе свою исключительность. Кстати, среди преступников очень многотаких людей.

Недооценкаруководством.
Бывает, чтосвоим успехам фирма обязана сильному и квалифицированному работнику. Если онвовремя не получит от руководства адекватной оценки, включая все формыматериального и морального поощрения, то либо совсем уволится, либо неизбежноорганизует свой «внутренний» бизнес. Что хуже – неизвестно.
Избыточнаяэнергия.
В любомколлективе имеются неугомонные люди – эмоциональные или экспрессивные лидеры,по терминологии социальной психологии. Одна девушка – менеджер по продажесправочно-правовой системы информации – начала попутно продавать бухгалтерам –клиенткам фирмы – диетическое питание быстрого приготовления. В итоге ееуволили с работы, но она продолжала продавать питание уже как предприниматель.Что интересно, про свою идею она говорила начальнику, но тот простопропустил ее слова мимо ушей и лишился в итоге и хорошего менеджера, и, бытьможет, хорошего параллельного бизнеса.
Месть.
Однасотрудница риэлторского агентства обиделась за что-то на свою начальницу.С того момента, если показываемая квартира нравилась клиенту, онаоформляла сделку через конкурирующую фирму, которая, к тому же, платила ейболее высокий процент. Эдакая форма мести, приятно отягчающая собственныйкарман.
«Невиноватая я – он сам пришел!».
Работникисферы услуг (например, парикмахеры или автослесари), а также работники,в чьей власти выдавать документы, подтверждающие расходы (квитанции АЗС,товарные чеки, счета за проживание в гостинице), могут и не иметь потребности вдополнительном «бизнесе», и не проявлять самостоятельной инициативы. Но имтрудно будет устоять перед настойчивыми домогательствами клиентов – «Ты мне –квитанцию, я тебе – сам понимаешь…».
Способы борьбы и недопущенияворовства как явления
 
Любой организации по силамминимизировать потери от мошенничества сотрудников путем устранениявозможностей для его совершения. Это большая и достаточно дорогая работа определяетсякак «система внутрифирменного контроля, или аудита». Многие организации идут попути тотальной слежки за поступками и даже намерениями своих сотрудников, нотакой путь приводит к возникновению атмосферы слежки, наушничества, недоверия,подсиживания, а это, в свою очередь, резко снижает возможности сотрудничества,групповой потенциал, творчество сотрудников. Понятно, что в атмосферетоталитарной организации трудно ожидать преданности от сотрудников, полнойотдачи. Работники больше всего озабочены, как бы «не проколоться», сохранитьместо. Конкурентоспособность организации снижается.
Система специальных контрольныхорганов в фирме должна обеспечить:
1) атмосферу всеобъемлющего контроля(условия и правила труда для персонала на основе формирования честности,воспитываемой на положительных примерах поведения руководства и адекватнойоценке результатов на основе кодексов чести, правильной оценке кандидатов впроцессе приема на работу;
2) систему контроля за бухгалтерией ифинансами;
3) реализацию методов проведенияконтрольных проверок (разделение обязанностей или двойной контроль, системаподтверждения полномочий паролями, система независимых проверок, физическиеспособы охраны и контроля, документальный контроль).

Нетрадиционные методы проверкикандидатов при приеме на работу в зарубежных организациях
 
11% организацийиспользуют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель,тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией.
18%применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты. Как правило, этитесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типовогомедицинского осмотра при поступлении на работу.
22%пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерствакандидатов для возможной работы в их организациях.
За последнее десятилетие российскиеработодатели стали уделять большее внимание вопросу безопасности организации.Крупные организации ввели новые подразделения: службу безопасности, в которуютакже может входить служба экономической безопасности. Крупные организации,ориентируясь на зарубежный опыт, применяют при устройстве на работу проверкукандидатов на наличие «темных» пятен в биографии. Для этого кандидат проходитпсихологические тесты, проверку на детекторе лжи, проверку фактов биографии ворганах внутренних дел (для кого это доступно). Но это доступно только для крупныхорганизаций. Малый бизнес рискует принять на работу сотрудника с «сомнительной»репутацией.
Приведу пример из жизни организации:г. Челябинск, организация относится к малому бизнесу, работает в сфере противопожарныхуслуг. Был подписан договор подряда на производство работ по монтажу АПС иСОУЭ. Сроки выполнения работ были сжаты, и было принято решение принять новогосотрудника, с опытом работы. На вакансию откликнулся претендент с опытомработы, но поскольку на следующий день планировался день отъезда и кандидатприбыл в офис под конец рабочего дня, то мастер участка проверил лишьпрофпригодность работника, и откопировать документы для оформления личной карточкии трудового договора. Отработав пару дней, новый сотрудник, отпросившись ваптеку, взял ключ у мастера участка, переодевшись, отдал ключ обратно и пошел ваптеку. Через 1,5 часа бригада забила тревогу, сотрудник не вернулся. Их ожидалсюрприз: новичок вынес ценные вещи: сотовый телефон, ноутбук, деньги. Мастерсразу же позвонил в офис и обратился в местное УВД. В Челябинске директор,подключив свои связи в милиции, выяснил следующее: новичок недавно освободилсяиз мест лишения свободы, был неоднократно судим за грабеж, распространениенаркотических средств, разбойные нападения. Было выявлено из биографии, что онсам употреблял наркотические средства, а также занимался их распространением.Жертвами его действий стала не столько организация, но и рядовые сотрудники.
После этого инцидента директор принялрешение приеме на работу проверять биографию сотрудника, обязательносвязываться с бывшими работодателями и интересоваться не только послужнымсписком, но и личными качествами соискателя. Иметь в штате сотрудника СБ дляданной организации пока не позволительно, ввиду небольших оборотов, нообезопасить себя просто необходимо.
 
Как же определить, что в «вашейвотчине начался мятеж»
расхитительимущество сотрудник организация
Коммерческиеструктуры располагают к воровству
Сотрудник,который использует служебные ресурсы в личных целях, – в наше времяне редкость. В России большинство людей воровали и будут воровать у своиххозяев, а коммерческие структуры к этому особенно располагают. Не заметить– счета за телефон, наличие «посторонних» сайтов в Интернете, на которыеходят сотрудники, зачастую бывает просто невозможно. Как вариант, установитьпрограммы, позволяющие отслеживать, какие сайты посещает сотрудник, а такжезапрашивать детализацию звонков. Я думаю это функционал службы безопасности.

Двойногоагента выдают телефонные переговоры
В первуюочередь «двойного агента» могут выдать телефонные переговоры на не связанные сработой темы или же появление в офисе компании незнакомых людей. Каждыйруководитель знает в принципе специфику задач, поставленных перед своимиработниками. В случае если вы слышите не знакомые вам имена, фамилии, названияфирм, адреса, телефоны и т. д., необходимо серьезно задуматься, не имеете ли выдело с «кротом»?
Регулярныйсрыв сроков заставляет задуматься
Основнойпоказатель того – невыполнение своих основных обязанностей, регулярный срывсроков по задачам, при том, что раньше за сотрудником такого не замечалось.Безусловно, причина этого может быть другой, но достаточно часто она заключаетсяименно в том, что у сотрудника появились «более важные» дела, с основнымработодателем никак не связанные. Дополнительными индикаторами могут служить:неоправданно большой интернет-трафик и участившиеся случаи отсутствия нарабочем месте под разными предлогами.
Утечкаклиентов – тревожный сигнал
Обнаруживаетсяэто либо случайно (кто-то сказал), либо путем систематического контроля задеятельностью сотрудника. Существует много форм контроля: учет рабочеговремени, отчет о проделанной за день работе… Легко проверить, был ли вашспециалист на переговорах или нет. Необходимо тщательно отслеживать клиентскийпортфель. Если происходит утечка клиентов – это сигнал. В первую очередь отом, что ваши сотрудники не выполняют свою работу должным образом. Вовремя незавезли продукцию, не предложили новый ассортимент. А им просто времени нехватило на это, потому как они заняты не только на вашем предприятии.
Фиксируйтепроизводительность сотрудников на ранней стадии
Выявить фактыиспользования служебных ресурсов бывает очень сложно. И особенно это касаетсятраты рабочего времени на собственные цели: как правило, разоблачитьпромышляющего этим сотрудника реально можно – только когда он проработал ввашей фирме не менее полугода. Обычно в первое время люди подобными вещамии не занимаются: «притираются». В определенный момент хорошемуруководителю нужно обязательно проследить за работоспособностью сотрудников,«зафиксировать» ее – метод зависит от сферы, в которой работает компания.Не секрет, что один и тот же объем работ люди способны выполнять в разныесроки: кому-то потребуется полчаса, кому-то необходим целый день. Если вдругработа занимает у сотрудника в разы больше времени – это тревожный симптом. Ещеодин симптом – частые выходы человека из служебного помещения: дляразговоров по сотовому телефону. Предлог может быть любой, но к подобныммелочам стоит присматриваться.
Заметноснижается интерес к работе
Занятия«бизнесом» в бизнесе особенно распространены среди давно работающих сотрудниковили среди вновь прибывших с опытом работы, которые привыкли таким образомработать и зарабатывать. Распознать такую ситуацию можно следующим образом: усотрудников заметно снижается интерес к основной работе, так как всеих мысли заняты «собственным бизнесом». В основных документах«проскакивают» дополнительные, имеющие отношение к сфере деятельности компании,но не зарегистрированные по плану. Сотрудники отпрашиваются раньше сработы, ссылаясь на личные проблемы.
Следыскрыть невозможно
Скрыть следыподобной деятельности невозможно, рано или поздно все выйдет наружу. Еслисотрудник стал постоянно задерживаться на работе или слишком рано на нееприходить, хуже стал выполнять свою основную работу, или у него вдруг выросрасход материалов – это те признаки, которые должны заставить задуматься, а не«левачит» ли он?
И все жеможет служба безопасности и не является панацеей от воровства сотрудникамиорганизации, но может существенно снизить или свести к нулю процент «левыхдеяний».

Списоклитературы1. Адриан Фернхам, Джон Тейлор «Темная сторона поведения наработе. Как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас, икак избежать этого», Баланс Бизнес Букс, 2006г.
2.В. А. СпивакОрганизационноеповедение и управление персоналом — СПб: Издательство «Питер», 2007
3. Шнайдер Г. И. Криминология. — М.: Издательская группа «Прогресс» —«Уни-верс», 1999.
4. Криминология/Под ред. Б. В. Коробейникова и др. — М.: Юрид. Лит., 1999.
5. Российская газета, 1998, 7 мая № 29
6. Сборник статей и электронных книг«Школа Безопасности Бизнеса».
5. www.iphosting.ru/
6. Кадры. ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.