МОСКОВСКАЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНАЯ АКАДЕМИЯ МОСКОВСКИЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ ИНСТИТУТ Р Е Ф Е Р А Т П О П О Л И Т О Л О Г И И Тема Л И Ч Н О С Т Ь - С У Б Ъ Е К Т П О Л И Т И К И . Москва 1995 г. ВВЕДЕНИЕ. В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные
движения, политические партии, в конеч- ном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти груп- пы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интере- сов и воли определяется содержание и направленность политического про- цесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полно- го раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыраже- ния, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразо- вание всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию челове- ческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широ- ких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная
активность, ни заинтересован- ное участие. Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики явля- ется важным условием тесной связи политических институтов с гражданс- ким обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управ- ления от общества. В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет пот- ребность своих членов участвовать
в управлении делами государства. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков уп- равленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более пол- ного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-
политической жизни. Всес- торонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвы- шения человеческого в человеке. МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. Достижение целей широкого политического участия людей значительно
зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей полити- ческой деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способство- вать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенс- твованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации полити- ческого участия или неучастия является очень сложным. Здесь с полито- логией состыкуются социология и психология.
По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремле- ние к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремле- ние человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооцен- ку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноцен- ности.
Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижа- ет ее возможности в развертывании активной политической деятельности. И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятель- ности сводится к личным, психологичесуим качествам участников полити-
ческой жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мо- тивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте. Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реалмзовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязан- ность, в третьем - заинтересованность морально-политическую или мате- риальную.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. Активное включение личности в политический процесс требует опре- деленных предпосылок. Их можно разделить на три группы материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах пита- ния, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях,
достижения опреде- ленного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, об- щей и политической культуры. В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосос- тояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономи- чески развитом обществе основные по численности и по влиянию социаль- ные
группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный средний класс, который по своему положению в об- ществе и объективным интересам составляет опору демократического режи- ма. Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к вы- воду, что материально более обеспеченные люди являются более либераль-
ными, а более бедные являются и более интолерантными нетерпимыми. В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпу- са профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобра- зовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффектив- ного управления на демократической основе.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ. Значительное влияние на формирование политических взглядов лич- ности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет от- давать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике. Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование.
Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а являет- ся объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю. По этому поводу был сделан общепризнанный вывод чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и ,глав- ное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам
и пос- тупкам. В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего полити- ческого участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее образование определяет большую
вероятность того, что гражданин будет политически активен. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ. Существенной предпосылкой активного политического участия являют- ся также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической полити- ческой культуры, правовая обеспеченность демократических процедур фор- мирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управ- ленческих решений, участия членов общества
на всех стадиях политичес- кого процесса. Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию полити- ческой активности, раскрытию потенциальных качеств человека как об- щественно-политического деятеля, формированию личности как действи- тельного субъекта политической жизни общества, либо существенно зат- рудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассив- ность. ПРАВА И СВОБОДЫ
ЛИЧНОСТИ. Принадлежащи личности права и свободы можно разделить на три группы социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потреб- ности, создать достойные для человека условия для существования. Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти,
право объединяться в обществен- но-политические организации, право на проведение митингов и демонстра- ций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать фор- мированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно-поли- тической активности. Третья группа прав - личные права право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки,
телефонных переговоров и др Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человечес- кая жизнь невозможна.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |