ССЫЛКИ: http://infolio.asf.ru - краткие изложения. Есть Фосколо, Мандзони.DISCLAIMER:настоятельно рекомендуется перед распечаткой шпор просмотреть их и урезать, так как за ленью наборщика ;) на данный момент они просто представляют собой находящийся ниже текст, но набранный кеглем 4,5. Рисорджименто в Италии, его основные этапы. Общая характеристика историко-литературного процесса эпохи. Рисорджименто - становление Нов. Ит. 1815 - Венский конгресс. Австр. канцлер отметил, что Ит. - лишь география, а не страна. На тер. Ап. п-ва было ~10 разл. гос. (был не прав). Для Ит. рубежа веков была хар-на отсталость и раздробл. Засилье Авст-Венгр. Юг и центр (Неап. кор-во, папск. обл.) - самые отсталые. В Тоскане был осуществл. ряд реформ в духе просвещ. абсолютизма. Среди ит. гос-в того вр. относительной самост. обладал Пьемонт (=Сардинск. кор-во). В 1е десятил. XIX в. в Ит. начин. складываться Просвещ. Бол-во ит. просветителей полагало, что средством достижения полит. целей (независимость и ед-во) д. б. эконом. возрождение страны. Этого м. б. достичь путем поднятия с/х. Этому способствовало то, что в Ит. был период мира. Также повлияла рев. во Фр. (1789). В Ит. возника.т клубы à la française, без учета нац. специфики. Нарастает внутр. эк. кризис. В Ит истор. наступает «Наполеоновский период» (=период франц. владычества). Начало - май 1796 - армия Нап. вступает в Ломбардию. Его встречают с энтузиазмом. Упраздн. монархии, учреждаются республики => Цизальпинск, Транспад, Лигурийск, Партенопейск (=Неаполь), Римск. 17.10.1797 в Campo Formio (под Udine) заключ. мир между Австр. Напол. отдает ей Венецию в обмен на ряд терр. по Рейну. До этого Нап. был “liberatore”, стал “Tradittore”. В Ит. наступает реакция. В неап. рес-ке - восстание. К ним присоед. русские (эск-ра Ушакова разгром. Неаполь. Все это описал Vincenzо Cuoco). 1804 - Нап. провозгласил себя имерат. Франции. 1805 - провозг. Ит. кор-ва во главе с Напол. Вицекороль - его пасынок. ^ Особенности пол-ки Н. по отн. к Ит. Н. не был заинтересован в сильн. Ит. Его пол-ка двойственна. + Фр. провели важнейшие преобразования буржуазно-прогрессивного хар-ра: отмена сосл. привилегий, создание армии, централизация управления, усоверш. судопроизводства. - жестокая оккупац. пол-ка. Огромные контрибуции. Поборы. Изъятие худ. ценн. Налог крови - Нап. нужны были люди для войн. Поражение в войне 1812 г. Выжило 333 итал. из 27.000 итал. корпуса => падение авт-та Н. Рост антинап. выступлений. Выступление Мюрата, март 1815 (Бегство Н. с Эльбы, период 100 дн. Мюрат, Неап. король, решил выступить против Австр. и объединить Ит. Провал). Но это выступление всколыхнуло итал-в. В Римини Мюрат опубл. “Il proclama di Rimini”. Июнь 1815 - ср. при Ватерло. Пораж. Н. Ит. опасались, что после пораж. Наполеона вернутся старые порядки. Сент. 1815 - Венский конгресс. Обсужд. ит. проблемы. Ит. к этому времени уже осознали свою общность. Конгресс восстановил прежние монарх. и феод. режимы в Ит. Страна снова в полн. зависимости от Австр. (кроме Пьемонта). Австр. упр. Венец. и Ломб. В Ит. ~ 30.000 австр. солдат. Итог Нап. периода: ит. начали осозн. свою нац. общность, начин. складываться ит. самосозн. Растет нац.освоб. движение. Risorgimento 1. нац.освоб. движ. 2. эпоха, на кот. пришлось это движ. 3. 80е гг. XVIII в. по 90е гг. XIX в. ~100 л. Задачи (более менее решены к концу Рисордж) 1. объединение страны 2. полит. независимость 3. ? о гос. устр-ве 4. увел. полит. прав и власти буржуазииПериодизация 1. Раннее Рис.2 подэтапа - 1780-1815 - Зарождение движения под влиянием событий, связанных с фр. рев. - 1815-1831 - карбонарский этап. Карбонаризм вперв. появился во Фр. во время фр. рев. Участники маскировались под угольщиков, charbonier => carbonario 1е карб. орг. в Ит. появил. в 1805-1807 гг. на Юге Ит. В то время эти области были оккуп. фр-ми, и => по сути фр. движение было направлено против самих фр. Многое у карб. заимствовано от масонов. В 1815 г. движ. направляется против австрийцев. Ширится кол-во участников. К разночинцам присоед. аристократы. Байрон, когда был в Ит, тоже был карбонарием. Выступл. в Пьемонте и др. регион. были разбиты Австр. Silvio Pellico, 1н из карбонар., провел 10 лет в тюрьме и описал свои страдания в “Le mie prigioni”. Начало 30х гг- мощный последний всплеск карб. движ. в центре Ит. Подавлен. Конец движ. Метод борьбы - террор, самопожертвование. К. воспринимались, как герои. 2. 1831-1843 Расширение осв. движ. и его соц. базы. Возникновение “GiovIne Italia”. Создана Giuseppe Mazzini. Полагал, что участн. этой орган. д. выступит, а их выступление послужит сигналом для всех. “Dio e Popolo” 3. 1848 - 1880е.. Giuseppe Garibaldi - во гл. рев. Ит. К 1861 Ит. объединилась вся, кроме Рима. Образуется «Кор-во Италии» во гл. с пьемонтским королем Савойской династии. Конст. мон. Столица (1865-1870) - Флоренция. Папа в знак протеста до конца 1929 гг. не стал выезжать из Vaticano. К 1880 вся Ит. была объединена, но формально. По сути была еще разрознена. Хотели объединить. Методы: образование, лит-ра, язык. Лит-ра д.б. познакомить друг с другом итальянцев разных областей. => Писатели разн. обл. описывали жизнь своего окружения. Лит-ра д.б. служить средством воспитания общ-ва, пропаганде объед-освоб. идей. Задача - воспитать гражданина-патриота. Большая роль выпала театру. Огромное внимание - теории драмы, т.к. этот вид иск-ва (театр) был наиболее доступен для широких масс. Alfieri, Parini, Monti творили в стиле neoclassicismo. В неокласс. сохраняется внешний признак приемов классицизма - использование ант. сюжетов, аллегорий. Но появл. новый герой, облад. антифеод. настроениями. Традиционн. формы наполняются новым содержанием. Вед. роль лит-ры на рубеже XVIII-XIX в. - поэзия, драма, но НЕ проза. ^ Alessandro Verri (1741-1816, «Римские ночи у гробницы Сципиона»), Vinceno Cuoco (1770-1823, «Платон Виталий») писали прозу. Их произв. основаны на истор. сюж. нац. прошлого => романтическая эстетика. Особенн. итальянцев в том, что они мыслят римск. историю как свою, все остальные страны - нет. Исторический роман - оч. распространен (начал Скотт). Ист. роман в ит. лит-ре после появл. «Обрученных» становится ведущим жанром на протяжении всей первой половины XX в. и играет больш. роль в Рисордж. «Обр». пропаг. идеи Рис. Поэзия и драматургия Италии 1800-1830х гг. Поэзия Рисорджименто - в основном политическая, гражданская, философская лирика. Любовная тематика отходит на второй план. Обновляется поэтическая жанровая система. Длинную эпическую поэму вытесняет лирика малых форм. Стихи обретают свободную структуру, нет резкого различия между поэмой и стих., стих. циклы похожи на фрагментарную поэму. Появляется нерифмованный стих. Поэзия доминирует в драматич. жанрах. Итал. романт. трагедия становится вед. жанром в лит. и муз. драматургии Ит. того времени. Опера по своему жанру - романт. трагедия. Все это было частично подготовлено итал. поэзией предромант. периода. В сатирах Парини, идиллиях Пиндемонте, поэмах Монти уже звучала гражданственная нота. Vincenzo Monti (1754-1828) - посл. поэт итал. неокл-ма. Пролагал дорогу ит. романт. поэзии. В своих полит. симпатиях был очень переменчив. Был придворным поэтом папы, воспевал Наполеона, австр. прав-во ecc. «Кай Гракх» (1804) - лучшая из его трагедий. Идеал римской гражданственности, что соответствовало декларации патриот. идей раннего Рисордж. Стих энергичен, ярок, афористичен. ПОЭМЫ В поэмах обращается к современным темам, используя разн. жанровые формы. «Бассвилиан» (1794)- «поэма-видение», претенд. на сходство с «Бож. Ком». Написана терцинами. А аллегор. форме изобр. события Фр. рев., якобинский террор. Антифр. поэма. «Маскерониана» (1800) - след. поэма-фидение. Терцины. Воспевает фр. и Нап. Призывы к единению Ит. «Бард черного леса» (1806) - в духе предромантических «Песен Оссиана». Восхв. Наполеона. ЛИРИКА«Ода Монгольфье» - прославление изобретения воздушн. шара. «Одна на освобождение Италии» (1800), написана после победы Наполеона над австрийцами при Маренго. Необычен образ «прекрасной Италии». Не прибегая к аллегории, приближает образ родины к образу прекрасной женщины, а патриотическое чувство раскрывает как сокровенно личное, сливая гражданственное и индивидуально-личностное начала. В лексику больше слов любви, чем полит. понятий, а стих (семисложник с женск. рифмой) легок и музыкален. Новые ритмические фигуры. Маршеобразный ритм. Гл. идея: “Il giardino di natura//No, pei barbari non è”. Gabrielle Rossetti (1783-1854) - участник карбонарского движ. в Неаполе. Эмигрировал в Лондон. Комментарий к «Б.К». Его дети - англ. поэты, основатели знам. школы прерафаэлитов. Giovanni Berchet (1783-1851). Автор 1го ит. роман. манифеста «Полусерьезное письмо Златоуста» 1821. Карбонарий в Ломб. Эмигрировал. В поэзии - центр. фигура изгнанника-патриота. «Беглецы из Парги» - 1821, поэма. Гл. герой - грек, покинувший родину, покоренную турками. Политический пафос. Герой - гневный обличитель полит. системы, сложившейся в Европе. ^ Цикл «Романсы» 1812-1824 - любовно-патриот. лирика. Любовь к родине - сокровенно-интимное, нераздельн. чувство. Ода «К оружию!» 1831. Silvio Pellico (1789-1854). редактор «Кончильяторе», автор книги «Мои темницы». Поэт. Драматург. Трагедии => “Francesca da Rimini”. Байрон перевел ее на англ. яз. Пеллико перевел на ит. поэму Байрона «Манфред». Сюжет «Фр» взят из «Б.К.». Пеллико внес вымысла, приблизил к «Ромео и Дж». Гл. идея - осуждение братоубийственных раздоров. Содержание: Фр. и Паоло любят др. друга. П. в поединке убивает брата Фр. Покидает Ит., не надеясь на прощение Фр. Фр. выходит за брата П. Ланчотто. Когда Паоло возвр., встречает Фр., но мн-во преград. Их любовь лирична и целомудренна. Ланчотто убивает брата и жену из подозрительности => совершает преступл. против человечности. Паоло - герой романтический, благородный, без вины виноватый, его гонит сам рок. Патриот. Образ Фр. и Ит. для него неразделимы. 30е гг. ^ Поэма «Смерть Данте». В ней Данте завещает потомкам любить Ит, хранить ее от раздоров, беречь мир и человечность. В 30е гг. нарастает нац-освобод. движ. => поэзия сатирического отрицания и героического действ. => поэт-сатирик Джузеппе Джусти и поэты-гарибальдийцы (Алеарди, Меркантини, Мамели). Поэзия обращается к совр. истор. моменту. Жанр - песня, близкая по форме к народной. У Джусти - она шуточная, сатирическая, у п-г - песня-марш/гимн. Giuseppe Giusti (1809-1850). Состоятельная семья. Юр. образование. Либерал. Политическая лирика. Характерны произведения малой формы. Высмеивает представителей опред. соц. кругов: прав. малых гос. Ит., аристокр. Обличал порок антигражданственности. Эл-ты соц. реалист. сатиры. Часто использует прием ложного захваливания (свойственен и Леопарди). В стих. «Король-Чурбан» поет насмешливый дифирамб королю-чурбану. Любит короткие строки, его произв. стремительны по ритму. Пример: «Тост Флюгера» - образ вольнодумца, чел-ка без убеждений. В этом стих. возникает тема «маски» (в будущем лейтмотив у Пиранделло). Часто прибегает к гротеску, создавая образы в зверином обличье, воплощающ. чел. и соц. св-ва. Пример: улитка - сущ-во, спрятавшееся в себя от жизн. опасностей. Сопоставляет высокое и низменное (хар-но для ром. сатир. гротеска). Его персонажи - антиподы романт. героев с их сильными страстями. «Жулик» - фрагментарная поэма, составл. из стих., различных по размеру и ритму. Повествование о человеке-накопителе, жулике высокого класса, перемежается с авторскими отступлениями. Обличает основы буржуазного сознания, в кот. видит главного врага итал. гражданственности. Его поэзии хар-но сочетание иронии и лир. пафоса. «Сапог» (1836). Сапог - образ самой Ит с ее трагич. судьбой, и одновременно - простой старый сапог. Смешивается высокое с обыденным. Повествование от лица Ит-сапога. Рассказывает о своей тяжелой судьбе, о разн. хозяевах. Самоирония - сам виноват, «привык ходить чужими ногами». Хочет хорошего хозяина «из своих». Полит. декларации Джусти представлены в гротескной форме, разг. живой язык, фразеологизмы, пословицы. Но и интеллектуальная утонченность стиля - аллегория и гротеск, истор. и полит. аллюзии. Giuseppe Gioachino Belli (1791-1863). Крупнейший представитель ит. поэзии на диалекте. Среда разночинцев. Рано осиротел. Не принадлежал к тайным обществам. Крупнейшее творение - цикл «Римские сонеты» - 30е гг. В предисловии писал, что его цель - портрет римского простонародья. 2279 сонетов, связаны только местом действия - Рим XIX в., увиденный глазами простолюдинов. Они критикуют все «господское», высмеивают папу. Но господским считают все, что им не понятно, поносят книги ecc. Отношения с богом двусмысленны: римлянин его чтит, но в практической жизни на него полагается. Автор сонетов часто невидим, лишь иногда появляется в облике одного из персонажей. Сонеты демократичны по своей идее, близки к реализму. Giovanbattista Niccolini (1782-1861) - его трагедии острополитичны. Построены на историческ. сюжетах. Был полит. вольнодумцем, противником католицизма, прославился ненавистью к папе. В драматургии следовал европейским романтикам, среди кот. особенно чтил Байрона, Шелли и Гюго. Последнему он отдал честь в ряде своих эстетических трактатах. Драматургический метод Никколини представляет характерные особенности ит. романтизма. Сцена была прежде всего средством пропагандирования идей Рисордж. Трагедия становилась драматизированным развитием полит. идеи и лишь во вторую очередь драмой страстей, претендовавшей на эмоц. воздействие. Драматург. хар-р у Ник. - прежде всего выразитель политической идеи, а страсть - страсть гражданского звучания. «Giovanni da Procida» - 1830. Впервые поставлена во Флоренции. Была запрещена. Главный конфликт трагедии носит полит. хар-р. Угнетенная Сицилия и ее оккупанты французы. Но есть и конфликт персонажей, кот. дополняет гл. коллизию => конфликт между Джованни Прочида и фр. наместником Эриберто. Были друзьями, но Эр. влюбляется в жену Пр. и увозит ее. Она через год бежит от него и возвращается к мужу и детям, но мира нет, т.к. она оставила рожденного от Эр. сына. Ст. сын Прочиды вызывает Эр. и тот его убивает. Эр. изгоняет Пр. с Сицилии. Прошли года. Дочь Пр., оставшаяся в Палермо, влюбляется в юношу Танкреди, оказывается, что они сводные брат и сестра. Пр. возвращается на Сиц, поднимает восстание ,убивает Танкреди, умирает от горя его дочь. Умирают все, кто близок Пр, но это цена за свободу. Финал открытый. Параллель между восстанием в Палермо и будущими битвами за освобождение Ит. Стих Никколини выразителен, афористичен. Творчество Уго Фосколо. Nicolò Ugo Foscolo (06.02.1778 - 10.09.1827) Многогранность его лит. деят-ти (теоретик, публицист, филолог, переводчик, писатель и т.д.). Написал: 2 оды, несколько сонетов, небольшой роман ( В каждой из областей указал новые пути ее развития. Считается зачинателем современ. науки о лит-ре в Ит. Родился на о-ве Giaccinto. Отец - корабельный врач, итал., мать - гречанка. Отец вскоре умер. Ф. получил класс. образование, ун-т в Padova. 1н из его учителей - Melchiore Cesarotto. 1792 - селится в Венеции. Сер. XVIII в. - вступает в лит-ру как поэт. 1795 - ода, посвящ. Данте. Сохранился набросанный им “piano di studi” (1796) с той лит-рой, кот. хотел проработать. январь 1797 - дебютировал как драматург. ^ Трагедия «Фиеста» - в подражание Alfieri (антидеспот. пафос). Пьеса слабая, но был некот. успех, т.к. в 1797 среди итал. патриотов были надежды на успех, т.к. весной 1796 в Ит. вступили войска Нап. 1797 - вступает добровол. в армию Циспанд. рес-ки. Восторг перед Н. (пропал, когда Н. отдал Венецию в 1797). Ф. уходит из армии. Живет в Милане. Занимается лит-рой. Знакомится с Parini e Monti. Переезжает в Bologna. Снова в армию - лейтенант цезальп. армии. Защищает Геную (1801). 1804-1806 - все еще в армии, в ит. отряде в Булонском лагере. Уходит из армии. Милан. Назначение возглавить кафедру риторики в Падуе (~теория лит-ры, 1808). Начал преподавать, прочел неск-ко лекций, но затем каф-ру закрыли (может, умышленно). 1812-1813 - Флоренция. 1798-1808 - самый плодотворный его период. Затем написал 2 трагедии:1811- Аякс1813 - Ricciarda. 1813 - перевод «Сентиментального путешествия» Стерна. Ф. попадает в армию, но затем эмигрирует в Швейцарию (март 1816). 11.09.1816 - Лондон. Живет там до самой смерти. Сначала его принимают, затем отвергают. Умер в нищете. Беспорядочный образ жизни - карты, вино, женщины. Нехватка денег. Неожиданное наследство и дочь от случайной связи. Умер от водянки. Похоронен в Англии, но в 1870 его перенесли в Santa Croce (Firenze). 1816-1827 - выполнил ряд работ в обл. лит-ры, эстетики, филос. - Об итальянском языке - О новой школе драматургов в Ит. - Данте и его век - Параллель между Данте и Петрарка - Лирическая поэзия Тассо - Исторические рассуждения по тексту «Декамерона» Бокаччо. - Комментарий к «Б.К» - Очерк о состоянии ит. лит-ры в первое двадцатилетие XIX в. - перевод 3й книги Илиады. Заложил основы совр. ит. литературоведения. Ит-цы организовали полное собрание сочинений его работ: “Edizione nazionale delle opere di Ugo Foscolo”. Стоит на пороге романтизма. Его поэт. тв-во (1й половины его жизни) узнало эволюцию. Его 1е стихи - стиль Аркадии. Затем стиль меняется. Ратует за справедливость и истину => оды. Поэма в честь Робеспьера (до нас не дошла). Ода стала излюбленным жанром его раннего тв-ва. Ярко выраженная патриот. и гражданств. направленность. 1797 - Ода “A Bonaparte liberatore”. 2у издание оды содержит в предисловии упрек в предательстве родины. - Ода к Венеции - Ода к новым республиканцам. Ф. предупреждал, что борьба необходима, хоть и с жертвами. Его ранняя лирика создана в осн. в духе класс. Сочетание ораторской прозы (= к Цицер) и чувств. прозы конца XVIII в. Мотивы кладбищ. лирики. Преобл. гражд. тематики. 1е годы XIX в.: 2 любовные оды. ^ 1800 - a Lugia Palabicini caduta dal cavallo1802 - all’amica resanata (нездор) В этих одах Ф. - чистый классик, поклонник красоты. Важн. эл-т - греческая мифология. Женщ. - персонажи ант. мира. Затем пишет ряд сонетов: - на смерть брата Giovanni (его брат покончил с собой из-за карточного долга) - к музе - autoritratto - Giacinto - Firenze В A, G, F - трагическая дисгармония мира и его вражд. к человеку => романтизм, хотя и с класс. формой. Авторское «Я» звучит сильно, как обобщение чел-х чувств. Giacinto - переосмысление темы родины. Называет его «каминист. Итака». Своей родиной считает Ит. Класс. форма сообщает сдержанность, но меланхолия романтизма. Его лучшие поэмы: - «Гробницы» (закончена) (Dei sepolcri, 1807) - «Грации» (незак)«Гробн» обращена и посвящена Ippolito Piendimonte.По жанру - это «Carme» (??) (=послание). Повод к оде: 1806, указ Н. о порядке захоронения умерших (во имя рав-ва не хоронить в черте города и без памятников). Указ был связан с рацион. просвещения (мертвым наплевать на памятники). Этот указ ит. восприняли в штыки => поэма - протест против указа + глубокий филос. смысл. Мысль о приход. хар-ре чел-кой цивилизации, преемственности поколений. Говорит, что общая челов. память побеждает смерть => памятники нужны живым. Люди живут в памяти. Гробница знам. людей делают земли священными. Итальянца больше, чем остальные должны чтить гробницы предков, т.к. память о славн. предках воспламеняет сердца потомков. Дана галерея знаменитых ит. Итака завершается образом Гектора. Он пал при защите своего города => он - герой. Предназначение поэта - хранить память о героях прошлого. Особенности поэмы: Ораторский стиль; класс. традиции, перемежающиеся с жанром кладбищенской лирики (смерть жизнь); гражданские мотивы. Тема смерти переходит в тему утверждения жизни, чел. бессмертия, доблести. Поэма построена на контрасте: настоящ. - прошлое; героич. - мелкое; Данте-герой - Данте-изгнанник. => Ф. искал новые средства для поэзии, кот. утверждали бы патриотическ. и гражд. чувства. «Грации» (1810-1813) - неоклассицизм. Посвящена Antonio Canova (изваял 3 грации). Аллегория - осн. худ. прием. Много обращений к современн. потум намеков и аллюзий. Гл. в Грациях - прославление красоты и женственн. Поэму составляют 3 гимна: - Венера - Desta- Pallada Сочетание гр. и римск. мифологии => подчеркивает близость др. гр. и др. рим. культур. В 1м г. - о рождении V в Giacinto. Прославление родного края. Вщ 2м - Прославление ит. к-ры и худ. ит. гения. В 3м - Просл. Афины, отдавшей предпочтение ткатск. мастерству, а не войне. Затрагиваются мотивы судьбы поэта на примере Орфея, растерзанного вакханками. Для поэмы характерно сочетание аллег. и жив. описания. Обе поэмы написаны нерифм. свободным стихом. Драматургия 3 тираноборч. трагедии в духе неокласс. Менее оригинальны и значит., чем его лирика. Подражание Alfieri. «Fieste» 1797 - дебют, потом отрекся. В основе - миф об Атрее, отце Агамемн. Представлен тираном. Идея - утверждение правомерности возмездия тиранов. 1811 “Aiace” («Аякс») - антимонарх. Герой - жесток (~Напол). 1813 “Ricciarda”. Действ. в средневековой Ит. ~ Rom e Giu. Пьеса хоч. доказать необходимость объед. Ит. В пьесах Ф. много от ритрики, > декларации, чем логики. “^ Le ultime lettere di Giacopo Ortis” - его единств. роман. Шедевр. Наметил особый, новый путь развития ит. романа, но ему не последовали. Суть в том, что в своем ром. Ф. обратился к современности, а ром. Ит. того времени стал историческим, как и во всей Европе, выполняя обществ. задачи. История создания. Есть записки Ф., свидет. о его интересе к романному жанру, проявивш. в последн. годы XIX в. “Laura письма” - название придумано исследователями = набросок Ф. романа в письмах. Но не продолжил работу. 1797 - Ф. возобновил работу над романом. 1799 - опублик. 1ю часть романа, с назв. “Le ult...”. Но затем снова ушел в армию, а один из издателей нашел человека (Sassoli), кот. дописал роман. Его опубликовали под названием «Правдивая история двух несчастных влюбленных или Le ultime lett...» (по аналогии с Новой Элоизой). Когда Ф. узнал об этом, стал сам дописывать роман. 1е полное издание - 1802 г., Милан. Над этим произв. работал ~20 л. Переработал его в 1816 г. (Цюрих). Последний переработ. издание в стилистике (Лондон, 1817). В романе заметно влияние знам. европ. романистов (Руссо, Стерн, Гете). Движение от сементализма к романтизму. Роман во многом традиц., но с нов. содержанием. В созд. своего ром. отталкивается от реальн. факта - март 1796 - самоубийство полуит., полугрека Girolama Ortis. Содержание: 1я редакция - Ортис любит мол. вдову Терезу. Лауретта любит Ортися (он ей сочувтсвует). Тереза вышла за другое => Самоубийство Ортиса. 2я редакция - Мол. студент Ортис (патриот, поэт) попадает в проскрипционные списки, уезжает из Венеции в район Падуи. Там знакомится с семьей арист. Т. и влюбляется в его дочь Терезу, кот. уже помолвлена с маркизом Эдоардо (автор сохранил имена). Тереза тоже любит Ор, но должны расстаться т.к. Т. хочет исполнить свой долг перед семьей (чтобы ее спасти, ей надо выйти за богатого) => О. не может принуждать ее. Уезжает. Вернувшись, узнает о замужестве Терезы. Встречает ее. Самойбийство. || Страданиям юного Вертера.^ Традиционность в романе: Автор прибегает к лит. мистификациям (выдает свое произведение за изд. писем другого чел-ка). Все письма Орт. - от 1го лица => раскрывают его внутр. мир. Тема несчастной любви и самоубийства. Новаторство: Это не любовно-сентиментальный роман, а роман философско-политич. Разочарование всем миром близко мировой скорби ром. героев. Учтены особен. полит. жизни Ит. того времени. Любовь к родине определ. судьбу героя => глубоко патриот. произведен. 1я фраза романа - ключ к его пониманию - предвосхищает траг. финал романа. Действ. охватывает конец 1797-начало 1799 гг. Но в нем нашли отклик события вплоть до 1815 г. Ф. отрицает связь с романом Гете. Полагал, что обвинения в подражании Гете равноценно отсутств. полит. настр. в его книге. Ф. использ. опыт Гете для оригинал. решения собствен. худ. и полит. задач. Герой глубоко озабочен судьбами родины => пылкий патриот и поэт => натура исключительная. В те времена патриотов было мало. Зн. историк второй ½ XIX в. De Santis говорит, что идеи Рисордж. захватили тогда только исключительные натуры => Ф. уловил особенности этого момента и описал явление не типичн. для Ит. Гл. герой обладает поэтич. статусом. Впервые поставл. проблема взаимоотн. худ-ка и общ-ва. В представл. теоретиков того вр. поэтич. натуры обладают даром предвиден. Им открыта сущность явлений (база => фил. Шеллинга). Рассудочности, рацион., эгоизму противопоставляется чувствительность, романтизм (по примеру Тома-Найденыша Филдинга, там есть это противопост.: Том Блафил). Высказывает неприятие общ-ва в кот. он живет + полит. бесперспект. + несчастная любовь => смерть. Байрон пишет свои вост. поэмы в 1812-1814 гг (апофеоз романтизма), а Ф. пишет свой роман в 1801 => именно Ф. вводит в ит. лит-ру ром. героя, и не в поэзии, а в прозе. Язык р. Особый. Сочетание патетики и афористичности. Ром. имел огромное влияние на ит. молодежь. Giuseppe Manzini (Giovine Italia) вспоминал о том, как он прочитал этот р. выучил его наизусть. 1н из эпиграфов к его журналу - «Истиной преследуйте своих притеснителей!» (из Ф) Ф. внес огромный вклад в дело Рисордж. Оказавшись в Ит. в сер. 20х гг. Ф. начинает отступать от романа и критиковать ит. романтизм. Романтическое движение в Италии. Первые романтические манифесты. 200>Романтизм - движение обществ. мысли, направленное на обновление всех сфер дух.. жизни (посл. десятилетие XVIII в.). Зародился в Герм. В кажд. из стран свои нац. особенности, кот. определ. общественными проблемами данной страны. Для Ит - объединение и освобожд. Осн. суть ит. ром-ма - его связь с освобод. движен. 1я ½ XIX в. - расцвет ит. ром-ма. В нац. кругах надо было пробудить самосознание. ? о том, какой д.б. лит-ра. Важность эстетики. Разрабатывается на материале драмы. 2 точки зр. на решение этой задачи. 1. д.б. лит-ра верная великим нац. трад. (Д,П,Б) 2. д.б. лит-ра современная с совр. идеалами, связан. с нац. особенностями. Правдивая. Свободная по форме, разнообр. по содерж. Остро ? о языке. ^ Giordano (Vicenzo??) Russo (1770-1799) - в 1й из работ высказал положение, кот. стало 1м из отправных моментов в построении нов. эстетики: «Общество в период рев. живет по иным законам, => нужна нов. лит» =>отказ от принципов классицизма. В Ит. начинается борьба с фр. засильем. Рост интереса к поэзии северных народов. Alfieri пишет “Misogallo” (Галлоненавистник). В Ит. доминирует неоклассиц., а в 1810е - романтики начин. выступать против гегемонии фр. кул-ры и противопост. ей все свое. Необходимость замены ант. сюжетов национальными. За ит. яз. => все это - идеологическая почва ит. романт. «Итальянизм» - 1е гг. XIX в - стремление защитить и укрепить самобытность своей нац. кул-ры. В нем превалировали патр. чувства. Сочетан. полит., филос., истор., этич. идей. “-“ движения Скоро эти настроения выливаются в теорию «примата итал. нации» (=Ит. всегда была лучше и первее => не нужно ни у кого учиться). Затем эту теорию начин. критиковать. Vincenzo Cuoco (1770-1823) В его тв-ве наиб. полно проявился романтизм. Юр. образование получает в Неаполе. В Неап. в то время сначала установилась, а потом была разгромл. республика. Разоблачает в Неаполе заговор против монархии, затем ему это поставили в вину. 1 год в тюрьме, зантем изгнание во Фр., Милан. В Милане - лит. деятельность. Результат: Saggio storico della revoluzione di Napoli del 1799 (Исторический очерк/Опыт революции....) 1801 - 1е издание этой книги. Восстанавливает события, связанные с созданием и крушением Н. рес-ки глазами очевидца. Речь об исключительной роли нац. к-ры в жизни общ-ва. Нац. к-ра мыслится как непременное усл. существования общ-ва. Его идея: осн. часть образов. общ-ва ориентируется на иностр. лит-ру, а бедные - нет => увеличение разрыва. Выступил как родоначальник нов. историограф. Др. произведения (тяготеют к роман. жанру): «Путешествие Платона в Италию» (1804-1806 Platone in Italia). Польз. огромным успехом (до сер. XIX в). Мысль о первостепен. значен. иск-ва для воспитания юношества и формир. нац. самосозн.. На 1й взгляд - археолог. роман. У истоков - роман фр. священ. о путешествии образованного скифа в Др. Грецию. С. не отрицал связь с этим романом, но др. цель - создание самосозн. Худ. произв. лучше действ. на чит., чем сухая книга. Но сила воздейств. иск-ва зависит от его правдивости (правдивость иск-ва - основа эмоц. воздейств. и познават. силы иск-ва). Роман-манифест. Роль лит-ры и лит-в как воспитателей оч. важна. Романтическая эстетика - иск-во призвано выражать чувства. Оно эмоционально. Ориентация на античность, образцы. Романтики отвергают это и провозгл. свободу тв-ва. Главенств. роль - воображению. Призывали отойти от принципа подражания. GianBattisto Vico (1668-1744). Осн. его труд - 1725 - Действие сказывается в нач. 19 в.: «Поэзия имеет своим источником не рассудок, а чувства». Ugo Foscolo - призывал ит. писат. разрабатывать истор. жанры (т.к. гл. место в лит. того времени занимала поэзия). История же может внушить читателям любовь к родине. Необходимость связи лит-ры с насущными проблемами чел. существования. => Ф. приобретает славу главного теоретика ит. ром. 1815 - поворотная дата. Уход Наполеона, возвр. Австр. Начало реставрации Евр. (все действия носили компромис. хар-р). «Biblioteca Italiana» = газ. кот. решили выпускать австрийцы, чтобы понемногу выпускать «революц. итал. дух» (1 № - янв. 1816). Мадам де Сталь “Sulla maniera e sulla utilità della traduzione” (нач . ром-ма 1816 г.) - статья, кот. МдС прислала в этот журнал. Разделила всех писателей на группы: - эрудиты, основанные на античн. - те, кот. больше ориент. на форму. Призывала познакомиться с нем. писателями, перевести их и они обогатили бы ит. яз. и усилили бы вдохновение. Pietro Giordano (1774-1848). Выступил в защиту ит. к-ры (обвинив Де Сталь). Статья «Итальянец отвечает на рассуждения МдС» - итал. лит-ра имеет особый хар-р из-за генет. связи с антич. рим. культ. => надо изучать и ориентир. на них (антич)Ludovico de Breme (1780-1820). ст. «О несправедливости суждений некоторых итальянцев» - причина кризиса - в склонности ит-в превозносить свои ценности и в нежелании культ. обмена с др. странами - окаменелость языка привела к застою мысли - великие поэты могли выражать все впечатления, ощущения чел.-современника => их произведения романтические => надо подражать не античности, а природе. Pietro Borsieri (1736-1852) сент. 1816 «Лит. похождения 1го дня или советы порядочного чел-ка разным писателям». - роль лит-ры и литераторов как воспитателей оч. важно. - необходимость распростр. образованности и в этом больш. зн. имеют пресса и ист. роман.Giovanni Berchet (1783-1851) Поэт, сотрудник Concigliatore. «Полусерьезное письмо Златоуста к своему сыну», «О диком охотнике», «Ленора», «Гольфида (??) Августа Бюргера». - изложены осн. эстетич. принципы итал. романтизма по средствам яз-ка, приним. хар-р афоризмов. - иск-во рассматривается в соц-эст. аспекте. - идея народности. Лит-ра д.б. адресована большинству народа. - в романт. поэзии сливаются рацион. и эмоц. начала. - разделение наметилось после падения Констант (1453) => классицисты пошли по пути подражания античности, романт. - обращались к природе, душе чел-ка и => не теряли связи с подсознанием. - класс. поэзия - поэзия мертвых, ром. - живых. - Б. пишет, что поэз. д. б. «подражанием природе, а не подражанием подражанию». - поэзия столь же изменчива, как и природа, являющаяся ее предметом. - предпочтение отдается содержанию => лит-ра каждого народа должна утверждать его традиции и в то же время д. отвечать современным обществ. потребностям. Ludovico di Bresce (1780-1820). Умер от туберкулеза. 1818 - 2 статьи о «Гяур» Байрона. “^ Osservazioni al Giauro di Bairon” - принято считать, что в этих статьях излож. философ. основа ит. ром. и принципы его эстетики. Исходит из того, что новой послерев. эпохе нужна нов. лит-ра. Ее образцом явл. тв-во Байрона. Его поэзии присуща «наивность» - непосредственное выражение чувств и мысли. В работе эта поэзия противопост. поэзии мифологич. Согласно dB, ром. система - свободное понимание и изобр. мира во всем его разнообр. и противореч. ед-ве. По Бр., мироздание = ед-во, управляемое законами аналогий, что ощущает только наст. поэт, постигающий действит. внутрен. чувства. = объясняет исключ. поэт. натуру. ((Ром. базируются на идеях Шлегеля и Гегеля ====> Философ. тожд-ва: мироздание = саморазвитие Абсолюта или Духа. Законы этого саморазвития проявляются в жизни природы также, как и в жизни мыслящего сущ-ва, в истории как животного, так и человеческого мира. => все в мире происходит из 1го источника => есть тождества и аналогии => у романт. природа всегда отображает переживания героя.)) Идеи статьи: - пренебрежение как к классикам, так и к романтикам, т.к. автор любит античность => не выносит критику в адрес древн. поэтов, отверг. нов. поэзию с позиции патриота, видя в ней уничтожен. ит. к-ры. Полагал, что смысл европ. цивилизации - безграничн. индивидуализм. Существ. только личность, кот. привлекает к себе интерес, как нечто единств. и исключ. Классицисты прибегали к персонифик. (одушевление объект. природы ecc). К тому времени этот принц. стал штампом, de Br. ему противопостав. «перевоплощение в чувственное». А Leop. считал персонификац. необходимым и ествественно возможн. средством одушевл. природы. Т.к. это вечно свойственно чел-ку. Считал возрождение античности единств. возможным средством велик. реф-мы иск-ва. Суть: нов. лит-ра упадочна, т.к. = анализу. Стар. поэзия - наивна; синтез чуства и мысли => почти полностью совпадает с Bresce. В общ. мнении - романт. и прогресс. литераторы = либералы, борцы за Нов. Ит. Классики - консерваторы, традиц. в лит-ре = приспешники Австр. Гюго написал: романтизм = либерализм в иск-ве. Alessandro Manzoni (1785-1873) В центре - проблема природы иск-ва и его функция, теория худ. тв-ва. Ренал на материале драмы из нац. истории. В эпоху романтизма повышается интерес к ист. 2 т. зр. - полит. свободы необходимы для развития иск-в. - Взлет кул-ры необх. для развития наций. М. сыграл важн. роль в решении этих проблем как теоретик и практик. 1806 - стих. «На смерть Карла Имбоноди (???)» - превозносит абстрактное «il vero» =>поэз. д.б. правдива. 1819 - предисловие к трагедии «Граф Карманьола» - разработал теорию романт. др. Проблемы общ. хар-ра. Высказ. оригин. мысли, кот. стали основой соврем. ему критики. Драматургия имеет свои законы. Правила/законы поэт. кр-ты д.б. основаны на природе иск-ва и д.б. найдены, а не созданы. Главное - не нарушать естественности и правды жизни. «Письмо к господину Ш, о ед-ве времени и места в трагедии». 1820 Своя истор. система, приз. изменить систему классиц. В пример: Шекспир - надо показывать, как среда детерминирует хар-р. Цель тв-ва - опираясь на знания ист. фактов + воображение «дополнить историю» = восстановить и предст. соврем. духовн. и матер. сторону жизни людей => «Обрученные». Выводы: потребность соц-ист. разв. ит. на руб. XVIII-XIX побужд. пересмотр. традиц. взгл. на иск-во. Формир. нац. самосозн. Этому в полн. мере соответствовало движение романтизма. 1830 - нов. этап в романт. Рост нравственно-патет. аспекта. Орган миланских романтиков газета «Кончильяторе», ее борьба за новую национальную литературу.Газета “Concigliatore” 1й № - 3.09.1818 посл. № - 17.10.1819 Основатель: Ludovico di Bresce. Вскоре получила название «голубой листок» из-за цвета бумаги. 2 раза в неделю, тираж 200 к. Задача: объединить всех ром-ков. Затем цель -объединить все патриот чилы для борьбы с Австр. В ней участвовал цвет лит-ры того времени, за исключением Manzoni. Цель - распростран. современ. знания, воспитание общественности посредством внедрения нов. знаний, последн. достижений науки и тех-ки. Огр. кол-во тематик. В Конч. отразилось гор. кол-во разн. точек зр, включая класс. По некот. проблемам печаталось 2 статьи: 1на - с т. зр. романт., др. - с т. зр. класс. Главное для ит. лит-ры это то, что Конч. стал проводником идей романтизма. Гл. теоретик ром-ма в С. - Ermes Visconti (1784-1851), друг Мандзони. Стал популяриз. идеи романтизма. Повлиял даже на фр. ром. В то время в Милане жил Стендаль. Идеи Висконти: