Содержание № Структура доклада страницы 1. Введение 2-4 2. Основная часть 2.1.Общая характеристика образовательного учреждения. 5-8 2.2.Характеристика образовательных услуг. 9-17 2.3.Характеристика состава учащихся. 17- 21 2.4. Образовательные результаты. 21- 28 2.5. Специфика управления МОУ Берёзовская СОШ. 28- 30 2.6. Социальное партнёрство. 30-31 2.7. Ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса. 31-37 3. Заключение 37-38 4. Приложение «Информация об участии педагогов, учащихся школы в конкурсах, методических событиях (2008-2009 г.) Фотоальбом «Реалии образовательного взаимодействия» Введение.В той или иной степени большинство населения страны сегодня вовлечено в образование, но именно об образовании существуют часто ложные представления, мифы, что мешаетобщественному пониманию и поддержке проблем школы. Информационно-аналитический доклад – возможностьпубличного представления информации о проблемах и достижениях системы образования, предполагаемых направлениях её развития.Сегодня сельские малокомплектные школы - равноценное звено системы образования Томской области. Такие школы успешно реализуют современные программы, обеспечивающие выполнение заказа родителей, учащихся на различные образовательные услуги от предшколы до начальной профессиональной подготовки выпускников, готовых к вхождению во взрослую жизнь, способных к продолжению образования и подтверждающих послешкольную успешность в учебных заведениях разного уровня, в рядах Российской армии, непосредственно на производстве. Открытый информационно-аналитический доклад руководителя школы- современная форма приобщения детей и взрослых к публичной оценке школьного уклада, достижений образования, к его тревогам, проблемам. Это возможность реального диалога всех, кто готов к продуктивному сотрудничеству во имя утверждения ценности образования как одной из главных ценностей подрастающего поколения. Данный доклад адресован учащимся школы, педагогам, выпускникам школы, широкой родительской общественности, руководителям учреждений, депутатскому корпусу Куяновского сельского поселения, деловым партнёрам школы, педагогическому сообществу Первомайского района, Томской области. В рамках информационно-аналитического отчёта представлены показатели динамики результативности образовательного процесса, особенности управления качеством образования в сельской школе, содержание инновационного развития нашего образовательного учреждения, победителя приоритетного национального проекта «Образование» (2008 год). Школа является малокомплектной (с 2006 г. в связи с постепенным уменьшением количества учащихся нет параллельных классов), отдалённой от районного центра на 42 километра и от областного на 160 километров. Ближайшее образовательное учреждение- МОУ Куяновская средняя общеобразовательная школа- расположено в 22 километрах. Географическая отдалённость села определяет специфику сетевого образовательного взаимодействия школы с учреждениями образования, культуры, спорта Первомайского района, Томской области, способствует развитию дистанционных форм дополнительного образования школьников, например, через образовательный центр «Школьный университет» ТУСУР; повышения квалификации педагогов в учреждениях областного центра, г. Москвы. Тревожит тот факт, что в 2009-2010 учебном году никто из уч-ся 11 класса не посещает очно-заочные курсы вузов г. Томска, организованных при Первомайской средней школе. Школа имеет лицензию на образовательную деятельность по профессиональной подготовке кадров серия А №012998 «водитель» ( категория В,С). С 2009 г. в группе по начальной профессиональной подготовке водителей учатся школьники из Куяновской средней школы. Наше образовательное учреждение является участником областного эксперимента по модернизации управления сельской малокомплектной школой. В 2008 году школа, реализуя программу развития «Школа эффективного взаимодействия детей и взрослых», получила статус областного ресурсно-внедренческого центра инноваций (РВЦИ). Школа в течение 2009 года провела три открытых методических семинара: «В лаборатории творческого учителя» (февраль), «Школьный уклад как ресурс продуктивного взаимодействия детей и взрослых» (апрель), «Инновационный поиск и развитие методических традиций- основа поступательного развития субъектов образовательного процесса»(ноябрь). На базе школы прошёл консультационный семинар, в программе которого состоялся обмен опытом по развитию социально-трудовых компетенций учащихся, социальной помощи семьям уч-ся через организацию школьного приусадебного хозяйства (для муниципальной команды Верхнекетского района), районное методическое объединение школьных психологов, Заседание районной Ассоциации учителей высшей квалификационной категории. Значительно расширились деловые контакты школы с региональным Центром развития образования: 6 педагогов приняли участие в Педагогическом марафоне «Новое качество образования средствами учебного предмета», в Межрегиональной педагогической конференции «Современные модели развития гражданского образования» (стендовые доклады), в экспертно-аналитических семинарах по разработке и экспертизе инициативных проектов, в семинарах и Всероссийской конференции, посвящённой проблеме «Тьюторство и образовательный стандарт», участие в сетевой программе повышения квалификации педагогов, реализуемой в рамках КПМО, по направлению «Технологии компетентностно-ориентированного образования в преподавании различных предметов», участие ОУ как центра экологического образования в проекте «Экологическое образование в Томской области». Статус ресурсно-внедренческого центра инноваций позволяет школе удерживать лидерские позиции в образовательном сообществе, реально влиять на развитие образовательной политики в нашем регионе. Так, широкий резонанс вызвало выступление Г.Х.Бочарниковой, директора школы, на III Съезде Учителей Томской области «Сельская школа как субъект модернизации муниципальной системы образования». Деятельность Совета школы была представлена на Областном форуме педагогических идей 19 августа 2009 года, на заседании «круглого стола» в Администрации Первомайского района по вопросам развития государственно-общественного управления образованием. Доклад разработан рабочей группой в составе: 1.Бочарникова Г.Х., директор школы 2. Лееман С.Н., учитель географии, член школьной творческой группы «Образование и здоровье» 3. Колесников А.В., преподаватель ОБЖ, руководитель школьной творческой группы «Образование и здоровье» 4.Рейндольф Т.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе 5.Удекюль Е.Л.., педагог-организатор 6. Абнер И.Н., педагог-психолог, руководитель школьного методического объединения классных руководителей 7. Флорен К.А., заместитель председателя Совета школы.II. Основная часть.2.1. Общая характеристика школы. Село Берёзовка Первомайского района было основано в 1902 году эстонцами – переселенцами из Тартуской губернии, которым пришлось осваиваться в сложных сибирских условиях. Расселившись по хуторам (у каждой семьи свой покос, огород, пастбище), сибирские эстонцы должны были сохранить свой национальный дух, свою европейскую культуру, трудную историю. С 1915 года начала работать в селе школа. Преподавание велось на эстонском языке. При школе был разбит опытный участок, на котором школьники получали навыки сельскохозяйственного труда. В годы сталинских репрессий многие учителя – эстонцы были арестованы, дети «врагов народа» исключены из школы, средняя школа закрыта, переведена в разряд семилетних. Но ещё до середины 70-х годов 20 века сохранялась традиция обучения первоклассников учителем, говорящим на эстонском языке, с целью адаптации младшего школьника к условиям русской языковой среды. В разные годы школа имела статус начальной, семилетней, восьмилетней. С 1987 г. школа вновь стала средней. Как и в самом селе, в школе соединились две культуры: русская и эстонская. История школы хранит свои традиции: -Ярмарка занятости; -Фестиваль достижений; -научно-практическая конференция «Шаг в будущее»; -Экологическое краеведение на базе школьного музея; -Трудовые десанты, акции «Забота», «Милосердие», «Вахта Памяти»; -Рождественские колядки и другие обрядовые праздники; -Вечера встречи выпускников (1 раз в пять лет); -Встречи землячества в г. Тарту, Раквере и др. городах Эстонии (ежегодно в августе); -КТД года («Семейная гостиная», «Ярмарка занятости», «Фестиваль достижений» и др); -тематические Дни здоровья; -ежегодный публичный творческий отчёт школы «Вот и стали мы на год взрослей»; -конкурсы «Класс года», «Ученик года», «Самый спортивный класс», «Физкультурник года», «Самый читающий ученик», «Самый читающий класс», «100 талантов» и др.; - «Трудовое лето» (учебно-производственные бригады для ремонта школы, выращивания лекарственного сырья, овощной, ягодной продукции на пришкольном участке, опытнической работы). В школе обучается 88 школьников в 10 классах-комплектах (2 и 3 класс объединены один класс-комплект). Из «Социального паспорта школы»: полных семей -75%, 25% -неполные семьи, 5,7%-семьи опекунов, 6,9%-семьи с отчимом, работающие родители- около 40 %. В школе обучаются дети из 3 сёл (ежедневно на подвозе по программе «Школьный автобус» 28 учащихся). В связи с высоким уровнем безработицы доходы родителей не достигают прожиточного минимума. Из общего количества семей лишь 6% имеют доход до 4000 руб. на 1 человека, до 3000 -13,6%. Большая часть семей имеют доход до 1000 руб. – это 45%, и 22,7% имеют доход ниже 500 руб. на члена семьи. Почти все семьи выживают за счет ведения личного подсобного хозяйства. Таблица 1 ^ Образовательный уровень родителей учащихся Уровень образования % от общего числа родителей примечание высшее 7,5 % родители-педагоги школы средне-специальное 23 % неполное среднее 18% начальное профессиональное 25 % Почти половина родителей (45%) являются активными помощниками школы: действует Совет школы, родительский комитет школы, классов, Совет по профилактике правонарушений. Социальная сфера с.Берёзовка представлена средней общеобразовательной школой, фельдшерско - акушерским пунктом, библиотекой (филиал Первомайской центральной библиотечной системы), Домом культуры, краеведческим музеем им. Г.М. Рейле, эстонским национальным центром. В с.Лиллиенгофка нет никакого производства, нет магазина, медпункта. В с. Малиновка есть один частный магазин, фельдшерско-акушерский пункт. Особенность микросоциума определила специфику воспитательной системы школы: этнографическое краеведение, диалог культур, развитие сети договорных отношений о сотрудничестве с учреждениями с. Первомайское и г. Томска (детско-юношеская спортивная школа, Центр дополнительного образования для детей, Детская школа искусств, Центр занятости населения и др.). ^ Субъекты партнерства Формы взаимодействия Центр занятости населения Первомайского района трудоустройство школьников в каникулярное время Отдел социального страхования проведение летних оздоровительных лагерей на базе школы Образовательный центр «Школьный университет» ТУСУР дистанционные курсы информационно-технологического профиля Центр дополнительного образования для детей Первомайского района предоставление часов для дополнительного образования детей, участие обучающихся, педагогов в образовательных событиях на базе Центра, направленных на развитие лидерской активности школьника Детская школа искусств дополнительное образование детей (фортепиано, баян) Центр социальной поддержки населения реабилитационная работа с семьями учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, материальная помощь Детская юношеская спортивная школа участие в районных спортивных соревнованиях, олимпиадах Образовательный процесс осуществляют 22 педагога (совместителей нет), все имеют педагогическое образование. Половина состава педагогов школы – её выпускники разных лет. Личность выпускника видится педагогическому коллективу современно образованной, социально активной, способной принимать самостоятельные решения, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовить выпускников к жизни в современном, постоянно изменяющемся мире, дать образование, которое позволило бы иметь достойный уровень благосостояния, обеспечило бы культуру бытия, коммуникативную культуру, сформировало демократическую культуру как основу развития гражданского общества – это позиции, которые рождают единство установок семьи и школы. Таким образом, Миссия МОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа Первомайского района заключается -в предоставлении образовательных услуг, необходимых для развития потребности школьников в продуктивном общении с социумом, в сохранении культуры здоровья и успешной социальной адаптации от предшколы до выпуска; - в совершенствовании гражданской культуры родителей через вовлечение их в совместную интеллектуальную, спортивную, творческую общественно-значимую деятельность, единство культурно-ценностных ориентаций; -в развитии профессиональной среды для самовыражения, самореализации и успешной общественной активности педагогов вне школы; - в повышении общекультурного пространства через развитие трудовых, семейных традиций коренного населения, толерантного отношения к членам общества разных культур и разных социальных позиций.Специфика современного этапа развития МОУ Берёзовская СОШ обусловлена переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества. Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый «заказ» на выпускника школы: -способность гибко ориентироваться в меняющихся жизненных условиях; -самостоятельно приобретать новые знания и умело применять их на практике; -самостоятельно критически мыслить (анализировать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы, аргументировать); -быть контактным в различных социальных группах; -самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллектуального, культурного уровня. Поэтому приоритетными в деятельности детско-взрослого коллектива школы стали задачи совершенствования школьной модели соуправления через новые формы государственно-общественного и общественно-профессионального управления, активного применения технологии образовательного взаимодействия как ресурса сохранения качественного образования на селе . Школа расположена в трех зданиях (учебный корпус-2, мастерская-1). Общая площадь- 2454 кв.м. Количество учебных кабинетов-16, в т.ч.: 2 лаборатории, спортивный зал, летняя спортивная площадка для игр в футбол, баскетбол, волейбол и др., каток, мастерская, 2 компьютерных класса, столовая, музей, пришкольный участок, 2 огорода. Из-за ветшания здания мастерской (ему почти 100 лет) возникла необходимость пере вода оборудования на другие площади. Тепло-, водо-, энергоснабжение школы соответствует требованиям СанПиН. Здание школы укомплектовано средствами пожаротушения (пожарная сигнализация СОУЭЛ, пожарные щиты, пожарный водоём круглогодичного действия). Таким образом, в школе создан минимум необходимых условий осуществления образовательного процесса.^ 2.2.Характеристика образовательных услуг В 1 класс МОУ Берёзовская СОШ поступают дети из с. Берёзовки и близлежащих деревень Малиновка и Лиллиенгофка (отдалённость 5 км). Несмотря на то, что большинство взрослого населения – безработные люди, спрос на организованную дошкольную подготовку продолжает оставаться: общая численность населения 3 сёл составляет 656 чел., из них около 40 %- люди пенсионного возраста, 54 человека- дети в возрасте до 7 лет. Посещают группы предшкольной подготовки 28 чел. в возрасте 4- 6,5 лет. В расписании занятий дошкольников такие предметы, как «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (так называется математика), «Риторика», «Информатика», «Здравствуй, мир!» и др. Продолжительность учебного года -33 учебные недели, 5-дневная учебная неделя, продолжительность занятия- 20-25 мин. (1 возрастная группа), 25-30 минут (2 возрастная группа), с перерывом между занятиями не менее 10-15 минут, игровой час для самостоятельной и групповой игровой деятельности. В каждое занятие включены физминутки. Содержание предшкольного образования реализуется в рамках образовательной системы «Школа 2100», позволяющей ребёнку быть успешным в дальнейшем предметном обучении. Какие проблемы в связи с предшколой хочется обозначить? Начинать учёбу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной «школьной зрелостью». В противном случае учебные нагрузки вызывают напряжение многих процессов в детском организме, что приводит к ухудшению состояния здоровья, снижению работоспособности, к увеличению заболеваемости. Исследование готовности ребёнка к школе проводится педагогом-психологом в 3 этапа (сентябрь-февраль-апрель), где идёт проверка способности ребёнка подчиняться работе в коллективных условиях, уровень развития двигательных координаций, речи, внимания, памяти- предпосылок, необходимых для овладения грамотой, письмом, математикой. ^ ТАБЛИЦА 2Готовность дошкольников к обучению в школе № Параметры исследования 2006-2007 2007-2008 уч.год 2008-2009 уч. год 1 Мотивационная сфера 77% 75% 63% 2 Ориентирование в окружающем мире 77% 75% 63% 3 Интеллектуальное развитие 66% 50% 54% 4 Развитие речи 66% 75% 63% 5 Внимание 77% 75% 63% 6 Логопедический субтест 54% 100% 27% 7 Готовность к школе 55% 75% 54% Данные таблицы свидетельствуют о снижении большинства показателей и в целом готовности к школе. В результате уже в младшем школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в школьном развитии, как низкий уровень читательского интереса, Задача: школе и семье необходимо больше работать над согласованием планируемых образовательных результатов. Учебный план школы определяет условия реализации государственных образовательных программ. Федеральный компонент выполняется полностью (ведутся все предметы в необходимом объёме). Языковая подготовка учащихся ведётся по 2 языкам: английский и немецкий. Содержание школьного компонента направлено на реализацию программы предпрофильной подготовки в 9 кл. («Кожа- зеркало здоровья», «Развитие письменной речи», «Подготовка к итоговой аттестации по математике, русскому языку в новой форме»); на удовлетворение заказа учащихся, родителей по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (обществознание, биология, география, математика, русский язык), на начальное профессиональное образование (автодело); на развитие экологического сознания и экологической культуры школьников («Экология», 5-6, 8-9 кл., на изучение исторической особенности родного края «Краеведение», 5-9 кл.); на формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (5-6, 10-11 кл.), индивидуальной и коллективной безопасности (ОБЖ с 3 класса); на укрепление физического, психологического, социального здоровья школьника (5 кл.-«Психология. Познай себя»,10 -11 кл.-«Жизненные силы человека», «Диалогическая компетентность человека», «Социализация личности», 8-9 кл., «Подвижные игры», 5-10 кл.) на развитие шахматного всеобуча (2-4 кл.). Специфической особенностью плана стало разновозрастное обучение по ряду предметов (следствие подушевого финансирования): Специфической особенностью плана стало разновозрастное обучение по ряду предметов: это предметы двигательной активности (физкультура 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 кл.), предметы с ведущим типом деятельности «творчество» (технология 6-7 кл., ИЗО 5-6 кл., музыка 1-2, 3-4, 7-8 кл.), элективные курсы предметов по выбору (10-11 кл.), а также предметы, связанные с развитием общественного сознания (немецкий язык 2-3 кл., окружающий мир 1-2 кл., литература, обществознание-6-8 кл.). Учебный план 1-3 кл. обеспечивает реализацию развивающего обучения по комплексу Бунеева «Школа 2100», 4 кл.- по системе Л.В.Занкова и традиционной системе. Эти программы обеспечивают переход от совместной к самостоятельной деятельности учащихся, В результате освоения предметного содержания начального общего образования у учащихся должна сформироваться важнейшие умения: проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач; умение решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий (замысел), создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); умение работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное читать вслух, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа); овладение первоначальными умениями поиска, хранения информации, использования компьютера; выполнение инструкций, оценка деятельности, умение оценивать свой вклад и общий результат деятельности (из «Образовательной программы начального общего образования»). Для достижения таких образовательных результатов педагоги начальной школы используют современные педагогические технологии: игровые, проблемные, исследовательские, технологии учебного сотрудничества, ИКТ. Учебный план 2 ступени (5-9 кл.) реализуется по базовым учебно-методическим комплексам, рекомендованным Министерством образования и науки. В результате освоения программы основного общего образования ученик должен овладеть необходимыми информационно-технологическими, коммуникативными, учебно-познавательными компетенциями:умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию средствами презентации, творческих проектов, создавать эскизы, чертежи, схемы;умение работать в группе: слушать и слышать других, обмениваться информацией, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу, быть знакомым со способами самостоятельного изучения языков; самостоятельная организация своей познавательной деятельности, анализ проделанной работы (из «Образовательной программы основного общего образования»). Учебный план 3 ступени (10-11 кл.) обеспечивает дополнительную подготовку учащихся по предметам естественно-математического цикла (математика, физика, биология, география), технологического модуля (автодело). Таблица 3^ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ КАТЕГОРИИ «В, С» Учебные годы 2004 2005 2006 2008 2009 Обучалось учащихся 11 7 12 15 9 Количество учащихся, получивших «Свидетельства» 11 7 12 21 16 (из них 3 чел.- учащиеся Куяновской СОШ) Профессиональная подготовка учащихся школы (водитель категории «В, С») ведётся в ОУ с 1987 г. Спрос на эту услугу полностью удовлетворяется, она востребована и юношами, и девушками. В группу по начальной профессиональной подготовке зачислены учащиеся других школ округа, района, а также взрослое население (через платные образовательные услуги, согласно Уставу школы и Положению о платных образовательных услугах). Особенность познавательной деятельности на 3 ступени- активное участие старшеклассников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, создание собственных идеальных и реальных моделей объектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.Информационно-коммуникативная компетентность старшеклассника предполагает умение работать с необходимой информацией из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма), обосновывать суждения, свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, владеть навыками создания собственного текста, использовать компьютерные технологии для обработки информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности, владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), Выпускник школы должен уметь объективно оценивать свои учебные возможности, осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности (из «Образовательной программы среднего общего образования»). Чтобы реализовать эти позиции через образовательные программы школы, постоянно совершенствуется нормативно-правовая база УВП (образцы локальных актов МОУ Берёзовская СОШ «Положение о портфолио школьника», «Положение о школьной Ярмарке занятости», «Положение о промежуточной аттестации учащихся» и др. смотри на сайте школы в приложении к Образовательным программам). Например, в «Положение о промежуточной аттестации учащихся» по решению педагогического совета школы внесено изменение о введении в 2010 году переводных экзаменов с 5 класса. Для более качественного обеспечения образовательного процесса в ОУ созданы необходимые условия: организована научно-исследовательская работа педагогов, методическая работа с педагогическими кадрами через предметные МО, творческие группы, конкурсы, курсы, методические семинары, педсоветы, совещания (в 2009 году школа приняла участие в областном конкурсе методической работы, результат-диплом 2 степени), создана система работы с одарёнными детьми (портфолио школы подтверждает её результативность). С целью большей психологической готовности выпускников 9, 11 классов к итоговой аттестации в школе налажена практика проведения репетиционных экзаменов совместно с Центром оценки качества образования (г. Томск), действует вечерний консультационный факультет.Перспективы. В современном образовании происходит переход на новые образовательные стандарты, а это значит, что изменятся учебные программы, учебники, учебные планы. Наступает эпоха реальных индивидуальных образовательных программ, маршрутов. К такому выбору надо быть готовым и ученику, и семье, и педагогу.^ Результаты воспитательной работы. В соответствии с задачами воспитательная деятельность в ОУ осуществляется в следующих направлениях: -развитие коммуникативной, социально-трудовой компетенции школьников; -развитие творческой и познавательной активности через конкурсное движение; -создание благоприятной психологической обстановки для формирования важнейших компетенций обучающихся. Результативность работы в данных направлениях достигается благодаря эффективному взаимодействию учащихся, педагогов и родителей в различных видах деятельности. Зоной саморазвития и самореализации стало дополнительное образование: в школе действует 11 объединений по интересам культурологической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, спортивно-технической и физкультурно-спортивной направленности. Всего дополнительным образованием охвачено около 80 % учащихся школы.^ Конкурсная активность школьного сообщества.. Сегодня мы можем отметить, что наметились шаги по формированию системы участия учащихся и их классных руководителей в конкурсном движении. «Карта занятости» стала работающим технологическим механизмом в повседневной деятельности классного руководителя. Учителя –предметники часто становятся авторами проектных идей и реализаторами проектов. В мае 2009 г.были подведены итоги районного конкурса проектов «Школьные инициативы». Проект под руководством С.Н. Лееман «Экологическая тропа» был признан лучшим, но, в связи с кризисом, не был профинансирован. В декабре 2009 г. классный руководитель И.Н.Абнер и педагог- организатор Е.Л.Удекюль участвовали в районной олимпиаде по социальному проектированию среди педагогов. Проект «Школа-старт в будущее» был признан самым оригинальным и завоевал 2 место. В работе Межрегиональной педагогической конференции «Современные модели гражданского образования» эта работа была представлена в виде стендового доклада и отмечена дипломом конференции. 3 классных руководителя приняли участие в областном педагогическом марафоне, двое из них представляли опыт работы: Абнер И.Н.- стендовый доклад «Система воспитательной работы с учащимися старших классов», Коот А.Э.- экспертиза сценария деятельностной игры «Мой выбор» (по итогам марафона работа была удостоена диплома 2 степени). Свой опыт работы «Социализация и гражданственность в работе классного руководителя» представила на районном методическом объединении классных руководителей Удекюль Т.А. Учащиеся 11 класса стали инициаторами проекта «Учителям с любовью», в ходе которого прошла творческая встреча школьников с педагогами-ветеранами педагогического труда. Лидерами конкурсного движения среди учащихся основной школы продолжают оставаться девятиклассники. Они одними из первых включились в областные конкурсы сочинений: «Наша новая Школа», «Книга, которая изменила мою жизнь», «Отечественной войне 1812 года посвящается» (Кручина В., Рейндольф Я.). Учащиеся начальной школы также включены в конкурсное движение. Педагоги организуют выступления своих учащихся на творческих площадках школы в рамках фестивалей песни: «Весенний калейдоскоп», фестиваль русской народной песни, фестиваль военной песни. А самые смелые приняли участие в районных творческих конкурсах «Волшебник Новый год», «Ребенок и дорога» и др. (смотри Приложение к докладу «Информация об участии учащихся школы, педагогов в конкурсах, методических событиях»).^ Органы школьного самоуправления. После перерегистрации членов детской организации «Солнышко» сегодня это детское объединение насчитывает около 28 ребят, учащихся 5-8 классов. В октябре прошел прием пятиклассников в члены детской организации. На общем собрании было доверено возглавить организацию ученице 7 класса Елене Бочарниковой. Елена возглавила проектную группу «Солнышка» на олимпиаде по социальному проектированию. Ребята заняли 2 место с проектом «Школьного детства лучи», посвященным истории и современности детской организации Березовской средней школы. Лидеры органов классного самоуправления включились в работу школы гражданственности, поучаствовав в школьном конкурсе «Вверх по лестнице» (победитель Кручина В., 9 кл.). В систему школьного самоуправления по-прежнему входит представительство от старшеклассников. Ученица 10 класса Полина Петерсон представила проект «Сердцу милый уголок» на районной олимпиаде по социальному проектированию среди старшеклассников (диплом 3 степени). На районном конкурсе чтецов, посвященном Году учителя, ученица 9 класса Любовь Бельченко завоевала 3 место, пополнив копилку достижений Совета старшеклассников. Впереди у ребят старшеклассников проведение акций по пропаганде здорового образа жизни, интеллектуального марафона, волонтерские инициативы и многое другое. ^ Копилка школьных событий. Сегодня школа живет интересной жизнью, наполненной различными событиями. В текущем учебном году жизнедеятельность школьного сообщества была связана с занятостью школьников во время летней трудовой практики на ремонтно-строительных работах, в овощеводческих бригадах, в школьном летнем оздоровительном лагере; деятельностью летнего оздоровительного лагеря, в программе которого особенно ярким впечатлением стала поездка в г. Томск (планетарий, анатомический музей, выставка экзотических животных); открытием объединения дополнительного образования драматического направления «Артишок» (сегодня в кружке заняты постоянно 16 ребят, руководитель Хныкова Т.С., учитель русского языка и литературы); стартом работы детского объединения туристического направления (в нем занимаются ребята 7 класса, руководитель Н.С. Бочарников, учитель физкультуры); планированием массовых мероприятий в связи с празднованием 65 -летия Победы; стартом праздничных мероприятий в связи с объявлением 2010 года Годом учителя; Ярмаркой занятости, Фестивалем достижений.^ Работа по профилактике правонарушений среди учащихся. Сегодня на внутришкольном учете стоит 3человека, это учащиеся 6-8 классов. Проведенные педагогом-психологом исследования показывают, что в школе сложился благоприятный климат для большинства учащихся. Склонных к противоправным действиям выявлено не было. Среди учащихся школы нет стоящих на учёте в районной Комиссии по делам несовершеннолетних. Такой результат-следствие многоаспектной профилактической работы: рейды по проверке режима дня школьника; тематические акции «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт»; кружок правовых знаний; индивидуальная работа с семьями учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.Проблемы, задачи…Технологии воспитания. Нужны инновационные педагогические технологии в масштабе всей школы, нацеленные на инновационные результаты и развитие личности каждого ребенка. Необходимо внедрение таких эффективных технологий, которые бы позволяли формировать и наращивать портфель личных достижений ученика.^ Сетевое взаимодействие. Одной из важных задач школы сегодня является работа по налаживанию продуктивного сетевого образовательного взаимодействия. Образовательное пространство школьника не должно сегодня ограничиваться стенами своей школы. ^ Партнёрство с семьёй. Проблемой эффективного функционирования воспитательной системы школы является недостаточная вовлеченность родительского актива в реализацию воспитательных планов, содействие детскому участию в конкурсном движении. Одной из задач привлечения родителей к воспитательной работе является включение отцов в процесс планирования, организации школьной жизнедеятельности. Сегодня можно говорить лишь о прецедентах: В.В.Пракудин (проведение классного туристического похода), Н.И.Мещереков (участие в Клубе выходного дня «Возвращение в шахматный мир»), К.А.Флорен (воскресный каток), В.А.Малышев (участник школьных Новогодних утренников), Р.С.Полянский (видео-, фотосъёмки школьных событий). ^ Роль родителей в жизни классов. Одной из задач привлечения родителей к воспитательной работе является включение отцов в процесс планирования, организации школьной жизнедеятельности, сегодня можно говорить лишь о прецедентах: В.В.Пракудин (проведение классного туристического похода), Н.И.Мещереков, Н.В.Мещерекова (участие в Клубе выходного дня «Возвращение в шахматный мир»), К.А.Флорен (воскресный каток), В.А.Малышев (участник школьных Новогодних утренников) и др.^ 2.3.Характеристика состава обучающихся. В школе обучается 88 учеников, 28- учащиеся групп дошкольной подготовки. Количество классов: 2 группы дошкольной подготовки (28 чел.), 3 класса-комплекта – первая ступень (30 чел.), 5 классов – вторая ступень (42 чел.), 2 класса- третья ступень (16 чел.) . ^ Таблица 4. Состав обучающихся 2007 2008