Реферат по предмету "Психология"


Индивидуальные характеристики асимметрии полушарий

Содержание
Введение
1. Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе
2. Связь асимметрии мозга с полом
3.Прикладные аспекты изучения индивидуальных характеристикасимметрии человека
Заключение
Список литературы

Введение
Межполушарная асимметрия психических процессов — «функциональнаяспециализированность полушарий головного мозга: при осуществлении однихпсихических функций ведущим является левое полушарие, других — правое» [5;53].
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучаетсяпрежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть какпроблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любуюпсихическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теориимозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (5; 64.).
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечиваетсялевым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки,алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает заабстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразупо многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое поего частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности,интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечиваетвосприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом совсеми его составными элементами.
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга вцветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии иобозначении цветов.
Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощьюпростых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальныелатентные периоды названия и точное соответствие названий физическимхарактеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно заформирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом исложным цветным образом предметного мира.
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощьюотносительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. Приугнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, какоранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.
В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, чтокаждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания,обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создаетассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левоеполушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформлениевысказывания и характеристику свойств предметов.
2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счетсуммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образноеотображение предметного мира, левое — на слова-концепты.
Межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высшихпсихических функций. Нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводитьк формированию синдрома «расщепленного мозга», проявляющегося в нарушениисенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций.Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.
Межполушарная асимметрия психических процессов у каждого человекаиндивидуальна.
Целью данной работы является: выявить индивидуальные характеристики асимметрииполушарий.
 

1. Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду «присущеетолько каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психическихасимметрий — симметрии»[4; 112]. Логически оправдано ожидание трехпрофилей: правого, смешанного, левого. Первый — сочетание только правых, второй— левых, правых асимметрий и симметрии, третий — только левых асимметрийорганов движений и чувств. Но реальная действительность сложнее. Длябольшинства людей характерны правые асимметрии рук, ног, зрения (прицельнаяспособность), слуха (восприятие дихотически предъявляемых слов) и преобладаниелевых частей органов осязания, обоняния, вкуса; левое ухо преобладает ввосприятии музыкальных звуков; левое полушарие мозга доминирует в функцияхобеспечения речи и основанных на ней психических процессов. Поэтому этотнаиболее распространенный в человеческой популяции профиль асимметрии следовалобы обозначить как смешанный. Но он пока продолжает обозначаться как правый наосновании того, что для таких лиц характерны правые асимметрии органовдвижений, слуха и зрения. Как смешанный обозначается профиль асимметрии тогочеловека, у которого правые асимметрии одних из только что упомянутых органовсочетаются с левой асимметрией или симметрией других. Например, праворукостьсочетается с левой асимметрией слуха в восприятии речевых стимулов. Левыйпрофиль должен бы быть противоположным правому во всем, но он, как отмечаютН.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, едва ли существует в человеческой популяциисреди здоровых лиц [4; 124].
Учёными исследовался процесс развития асимметрии в онтогенезе.
Уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально ссомкнутыми ножками, первый шагательный рефлекс (движение вперед) осуществляетсячаще правой ножкой В первые недели после рождения преобладают повороты головывправо. У 65 % младенцев голова, установленная в положении прямо,поворачивается вправо, и у этих детей в последующем отмечается праворукость; у15 % преобладают повороты головы влево, у остальных не отмечается преобладания[ 1; 62].
В литературе есть указания на ранние проявления сенсорных асимметрий. Уноворожденных и младенцев (5 нед.) в ответ на звуки отмечена большая активациялевого, а в ответ на вспышки света — правого полушария мозга. Вызванныепотенциалы на шум и музыкальные звуки выражены больше в правой гемисфере мозга.[ Активность правых конечностей (особенно руки) у младенцев ( 26–33 нед.)уменьшалась при речевых воздействиях больше, чем при музыкальных. При звучаниимузыки учащается сердцебиение у новорожденных, и в восприятии музыки у нихпреобладает левое ухо [1; 67].
При дихотическом предъявлении числительных, одиночных пар слов дети 5, 7,9 и 1? лет начинали воспроизводить те из них, которые были предъявлены направое ухо. С возрастом достоверно увеличивается преобладание правого уха почислу правильно воспроизводимых стимулов, а левое ухо преобладает в восприятиибытовых звуков только у детей 11 лет. При сравнении детей 7–11 лет (здоровых иглухих) оказалось меньше праворуких среди детей с глухотой, большинство иходинаково хорошо владело правой и левой рукой [ 1; 78].
Исследовав у детей 6–7 и 11–13 лет вызванные потенциалы притахистоскопическом предъявлении 4 контурных изображений, имеющих чертысходства, Д. А. Фарбер и Т. Г. Бетелева заключили, что два разных типаопознания, присущих здоровому человеку, формируются в онтогенезенеодновременно: «свойственные правому полушарию механизмы полного структурногоопознания изображений формируются в период от момента рождения до 5–6 -летнеговозраста. Классификационный способ опознания изображений, реализуемый в левомполушарии взрослого человека, формируется в течение онтогенеза значительноболее длительное время» — в возрасте 14–16 лет [4; 128].
Неустойчивостью праворукости у детей 7–8 лет Б. Г. Ананьев и Е. Ф.Рыбалко (1964) объясняют типичные ошибки пространственного различения,проявляющиеся при расположении учебного инвентаря на партах (вперед, назад,вправо, влево), сужении различимого пространства строчек при чтении,зеркальности письма (недифференцирование правого и левого направленийнаблюдается чаще, чем верхнего и нижнего), трудности в овладении пропорцией врисунке, совершении движений правыми конечностями вместо левых (пригимнастических упражнениях). Совершенствование восприятия пространства ивремени сопутствует усилению разных асимметрий и их взаимодействий: «нет ниодного вида деятельности детей в процессе обучения, в которомпространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоениязнаний, навыков и умений, развитии мышления детей».
При ощупывании обеими руками без контроля зрения в течение 3 с двухнеправильных фигур показано, что точность бигаптического определения фигур ушкольников с возрастом повышается, фигуры лучше воспринимаются левой рукой иточность восприятия выше у мальчиков, чем у девочек [8; 249].
Асимметрия функций полушарий мозга в обеспечении речевых процессов вдетском возрасте проявляется более отчетливо, чем в зрелом: объемвоспроизведения дихотически предъявляемой вербальной информации уменьшался увзрослых при поражении не только левого, но и правого полушария, а у детей —при поражении только левого полушария; больше, чем у взрослых, у детей выражен«эффект очага» (уменьшение воспроизведения стимулов, предъявляемых наконтралатеральное очагу поражения мозга ухо); при поражении левой височнойобласти воспроизведение речевых стимулов с правого уха ухудшалось у детейсильнее, чем у взрослых [ 6; 143]. При поражении левого полушария у детей до 10лет в слухоречевой памяти уменьшается объем воспроизведения, а после 10-летнеговозраста присоединяется «повышенная тормозимость следов», которая однако недостигает «взрослого» уровня. У детей с поражением правого полушария, в отличиеот взрослых, воспроизведение дихотически предъявляемых стимулов изменяется собеих сторон: уменьшается для предъявляемых на левое и увеличивается дляпредъявляемых на правое ухо. По мнению Э. Г. Симерницкой, это свидетельствует отом, что «процессы межполушарного взаимодействия в детском возрасте имеют, посравнению со взрослыми, и другую направленность (не слева направо, а справаналево) и другой знак (не уменьшения, а увеличения)» [6; 148].
Нарушения перцептивных процессов при очаговом поражении мозга у детейболее отчетливы, чем речевые нарушения. Нарушения зрительно-пространственныхфункций возникают чаще и выражены в большей степени при поражении правогополушария. Здесь у детей нарушается восприятие лиц, знакомых предметов.Восприятие реалистических изображений нарушается при поражении только правого,а схематических — при поражении того и другого полушария.
Как и у взрослых, при поражении правого полушария у детей нарушаютсятопологические пространственные представления, при поражении левого —проективные представления и восприятие систем координат. Эти данные Э. Г.Симерницкая рассматривает как свидетельствующие о раннем проявлении асимметриифункций мозга, о постепенном развитии признаков асимметрий, характерных длявзрослых.
Неизмеримо меньше публикаций о динамике асимметрий в позднем онтогенезе.Говорится об уменьшении асимметрии рук, о нивелировании присущей людям молодогои среднего возраста тенденции к запаздыванию ведущей руки в моторной реакции. Последнеесуждение основано на результатах исследований, в которых испытуемые разноговозраста должны были, услышав звук, быстро и одновременно снимать с контактовуказательные пальцы. Время реакции у 64 % молодых правшей оказалось меньшим длялевой руки, у 22 % — для правой и у 14 % — одинаковым для обеих рук; у пожилыхсоответственно 54, 30 и 16 %; у молодых леворуких соответственно 29, 64 и 7 %.Число праворуких в старшем возрасте, по данным А. М. Полюхова (1986),достоверно увеличивается, амбидекстров — уменьшается, а леворуких — остаетсябез существенных изменении.
У здоровых испытуемых ( 16–2 0, 21–52 и 72–92 лет) сопоставлялипоказатели динамометрии и уровень постоянного потенциала (УПП) головного мозга;разница в силе правой и левой руки при динамометрии равнялась 9 % в первойвозрастной группе, 16 % — во второй и не оказалось достоверного различия втретьей группе. На основе анализа УПП левого и правого полушарий В. Ф. Фокин,Н. В. Пономарева и Е. Е. Букатина (1985) заключают: «… к старческому возрастунаблюдается явная тенденция к смене знака основных показателей распределенияУПП, в том числе и к смене знака межполушарной асимметрии распределения УПП.Левое полушарие, которое у правшей молодого и среднего возраста положительно, кстарческому возрасту становится в среднем более негативным, чем правое» [].
Описанной динамике моторных и сенсорных асимметрий в онтогенезе начальноми позднем) сопутствует становление и изменение структуры психическойдеятельности человека, выражающей собой асимметрию функций полушарий мозга.
Таким образом, полученные в разных исследованиях данные говорят о том, чтовыявляется постоянное развитие функциональной асимметрии мозга по меревзросления человека. Простые в начале жизни проявления этой асимметриидополняются более сложными, и это оказывается правилом для всех асимметрийчеловека.
2. Связь асимметрии мозга с полом
Асимметрия мозга тесно связана с полом.
Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего,на результатах клинических и поведенческих исследований. При поврежденияхлевого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативномудалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций умужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правогополушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера умужчин по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушариявозникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелыйхарактер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственныеспособности представлены более симметрично, чем у мужчин [7; 139].
С половыми различиями в латерализации мозга связан психологическийполовой диморфизм: разные способности и склонности мужчин и женщин, разнаяпрофессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость исообразительность. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скоростии беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти,конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин.
У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируетсяобоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности.
Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрическиеконцепции, эти различия меньше по алгебре, и ещё меньше по арифметике. Втехнических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательнойгеометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучшечитают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, вмузыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельностимужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины[7; 140].
Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков иклоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается такжепреимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки управоруких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаруженполовой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей[7;143]. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических,тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованияхполушарий.
Таким образом, в настоящее время, подавляющее большинство авторовподдерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин.
 
3. Прикладные аспекты изучения индивидуальных характеристикасимметрии человека
Все более очевидна возможность использования уже накопленных знаний офункциональных асимметриях человека в разных сферах организации общества.
Научно-технический прогресс не только облегчает, но и усложняет активнуюдеятельность человека как члена общества, предъявляя к нему во многихсовременных видах труда чрезвычайно высокие требования. Прогресс определил, вчастности, новые условия: человек стал работать в среде с ослабленными илиусиленными естественными факторами, исторически обусловливавшими эволюцию мозга(гравитация, электромагнитное поле, атмосферное давление, температурный режим).Изменилась деятельность многих людей в условиях современного производства.
С развитием техники увеличивается количество объектов и процессов,которые человек должен контролировать одновременно.
Б. Ф. Ломов (1981) подчеркивает, что человек, работающий с современнойтехникой, как правило, не имеет возможности наблюдать управляемые процессынепосредственно. Между ним и управляемым объектом вклинивается целая систематехнических устройств: человек воспринимает не самый управляемый процесс (илиобъект), а его информационную модель. Человек должен расшифровать, декодироватьинформацию. Особо важным становится то, как лучше, психологически обоснованновыбрать способ передачи информации человеку, электронно-вычислительной машине(ЭВМ). В этом существенную помощь могут оказать современные знания обасимметриях парных органов человека, в частности, о сенсорных асимметриях:«формирование кода с использованием принципа наглядности, т. е. соответствиявида представленного стимула схеме умственных представлений о реальности вотображенном стимуле, повышает точность интерпретации в 2–3 раза на фонеснижения эмоционального напряжения» [3; 142 ].
О том, насколько актуальна оптимизация соотношений человека и машины,свидетельствуют приводимые Б. Ф. Ломовым цифры: из-за ошибок человека-операторав США происходит 70 % летных происшествий, более 50 % отказов в работе разногорода устройств, более 60 % аварий на флоте и т. д. Ошибки происходят из-затого, что человек-оператор не успевает вовремя отреагировать на внезапныйсигнал; неверно воспринимает и оценивает какую-либо информацию; не успеваетпереключить внимание с одного прибора на другой. В инженерной психологии, какпишет Б. Ф. Ломов (1981), сначала основное внимание уделялось строению телачеловека и динамике рабочих движений и «на основе данных антропометрии ибиомеханики разрабатывались рекомендации к рабочему месту человека ииспользуемым им инструментам». Затем основное внимание уделялосьфизиологическим свойствам человеческого организма, а сейчас — психологическимего свойствам. Во всех упомянутых автором звеньях можно использовать средидругих возможностей индивидуальные особенности каждого человека, выражающиеся вего профиле асимметрии [3; 144].
Об этом пишет В. К. Широгоров, в работе которого затрагивается вопрос отом, насколько удобна организация рабочего места летчика для лиц с разнымпрофилем асимметрии. Маневрирование самолета по высоте, курсу и другимпараметрам полета осуществляется в первую очередь «посредством активной работылетчика с ручкой управления, имеющей стандартное расположение под его правуюруку. Управление работой двигателя производится воздействием левой рукой наручку сектора газа»; требуется координированная работа обеих рук. «особенноинтенсивной по обилию и сложности движений для правой руки. Работой именно этойруки летчик выполняет основную часть сложной задачи выдерживания заданныхпараметров полета» машины в постоянно меняющихся условиях среды; авторпредполагает, что высокий уровень двигательной активности правой руки является«одним из главных условий успешного пилотирования самолета» [3; 145].
А. Г. Федоруком осуществлено исследование, в котором качествопрофессиональной деятельности летчика сопоставлялось не просто с право- илеворукостью, а с профилем асимметрии, который определялся на основе уточненияфункциональной асимметрии рук (она выражалась количественно в виде коэффициентаправой руки, ноги, зрения (прицельная способность) и слуха (дихотическоепредъявление слов) и асимметрия выражалась количественно в виде коэффициентаправого уха. При определении асимметрии рук, ног автором не только учитывалисьанамнез и самооценка испытуемых; применялись специальные тесты и, что важно,функциональные пробы, в которых особо заметно преобладание одной из рук.Показано преимущество такого многостороннего определения индивидуальногопрофиля асимметрии испытуемого, чем учет лишь право- или леворукости. Оказалисьзначимыми левые признаки асимметрии не только рук, но и зрения и особенно —слуха.
 А. Г. Федорук пришёл к выводу: «правый профиль функциональной асимметриилетчиков в наибольшей степени отвечает требованиям оптимальногофункционирования при восприятий информации, ее переработке, принятии решения иреализации управляющих действий по пилотированию самолета», а лица с неправымпрофилем нередко обнаруживают значительно худшее качество деятельности, плохоориентируются в пространстве, а в стрессовой ситуации проявляют «неуравновешенность,раздражительность, беспокойство» [3; 146].
Летная и операторская деятельность сопряжена с возможностью аварийныхситуаций. Исход последних зависит и от того, насколько нервно-психическиевозможности, проявляющиеся в рамках индивидуального профиля, асимметрии,соответствуют требуемым. Для летчика, оператора обязательна, в частности,способность к антиципации — умение «предугадывать грядущую опасность на основенекоторых признаков, проявляющихся в ходе обычно протекающей динамическойситуации» или «действовать и принимать решения с определённымвременно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий»[3; 147 ]. Способность к антиципации и к своевременной ликвидации аварийнойситуации проявляется в большей степени в рамках правого профиля асимметрии.
Подобные изложенным данные получены при изучении водителей автомобильноготранспорта. Р. И. Турашвили, Г. Г. Базылевич отметили ухудшение качествапрофессиональной деятельности, водителей, имеющих левые асимметрии илисимметрию рук, зрения, слуха; у лиц с «сглаживанием функциональной асимметрии инарастанием удельного веса симметрии» часты нарушения правил дорожногодвижения, допущения предпосылок к автодорожным происшествиям [4; 148].
Есть работы, свидетельствующие о том, что в условиях принятого во многихстранах мира правостороннего движения больше страдает (в автодорожныхпроисшествиях) левая сторона автомобиля. Этот факт учла известная автомобильнаяфирма «Даймлер — Бенц», решившая укреплять самые опасные места автомобиля: слевав передний бампер встроить амортизатор, все пустоты в левой передней частикузова заполнить пенопластом.
В современном производстве есть виды работ. связанных с контролем иуправлением процессами, протекающими очень медленно. Например, монотоннаядеятельность рабочего поточно-конвейерного производства. В условиях такоймонотонной деятельности после автоматизации моторных навыков «в работувключается преимущественно правое полушарие, что приводит к его болеевыраженной активности при одновременном снижении активности левого полушария»;это является одной из причин сопутствующего монотонной деятельности пониженияпсихической активности и снижения производительности труда; монотоннуюдеятельность успешнее выполняют лица с малой выраженностью асимметрии мозга.
В эпоху научно-технического прогресса в связи с освоением новыхтерриторий, глубин океана, космического пространства особую актуальностьприобретает изучение адаптации человека к условиям, незнакомым ему по прошломуопыту.
В разработке проблемы адаптации важны данные о том, что уровеньработоспособности, быстрота наступления утомления различна у лиц с правым инеправым профилями асимметрии [ 4;153].
А. Б. Коган отмечает важность учета профиля асимметрии в отборе иподготовке спортсменов. Выбор ведущей руки в фехтовании, ведущего глаза встрельбе, стопки в боксе и борьбе, учет направления вращения при выполненииразличных элементов у гимнастов, акробатов, фигуристов обычно определяется «врезультате интуитивного подхода тренера и самого спортсмена или в результатесложившихся традиции в данном виде спорта», и там, где это связано сосложнокоординированными двигательными актами, имеет смысл определятьпредварительно «степень зрительно-моторного доминирования» [3; 148].
Природная склонность к право- и леворукости и сопряженные с каждой из нихсенсорные асимметрии проявляются в конкретных условиях. Идеальной была бы такаяорганизация уклада жизни, которая способствовала бы максимальному раскрытиюприродных склонностей каждого члена общества. Но пока условия жизни вчеловеческом обществе приспособлены для большинства его членов-правшей. Левше«приходится терпеть многочисленные неудобства, живя в нашем праворуком мире», где,«несмотря на природную одаренность», они находятся «в менее благоприятныхусловиях деятельности, чем правши» [ 4; 158].
Бытовая техника, размещение индикационных приборов, пульты управления напроизводстве и на всех видах наземного, воздушного, водного транспортарассчитаны на праворуких. К ним, как считается с давних пор, могут вполне приспособитьсялеворукие, если их переучить. Но все больше данных заставляют думать, что делообстоит сложнее. Леворукие лица, переученные родителями или в школе так, чтоони пишут уже правой рукой, продолжают обнаруживать «более тонкуюкоординацию… произвольной активности левой руки, что и используется в быту».Они часто пишут правой рукой, а рисуют левой [1; 156].
 Опыт свидетельствует о том, что переученный левша, приспособивший себя кнеудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет отличающиеего от правши особенности в сенсорной сфере, целостной нервно-психическойдеятельности, что в клинике очаговых поражений мозга проявляется в виде особых,у правшей невозможных феноменов.
Обучение детей любому виду деятельности может стать более эффективным,если оно ведется с учетом профиля асимметрии каждого.
В профессиограммах — описаниях социально-экономических,производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и другихособенностей массовых профессий, а также в психограммах — характеристикахтребований, предъявляемых профессией к психике человека, как правило, нетуказаний на необходимость учета профиля асимметрии в профессиональном отборе.Между тем очевидно, что, например, эффективному выполнению деятельностилетчика, оператора способствует сочетание правых асимметрий рук, зрения, слуха;здесь менее значима асимметрия ног, приобретающая особое значение дляфутболиста. Сейчас уже достаточно оснований думать, что учет профиля асимметриив профессиональных ориентации и отборе привели бы к повышениюпроизводительности труда, уменьшению числа аварийных ситуаций, сохранениюпсихического здоровья каждого члена общества.
Особо следует подчеркнуть возможность использования данных изученияфункциональной асимметрии мозга в практическом здравоохранении, в частности, вреабилитации больных с различными нервно-психическими заболеваниями. Всоставлении программы восстановительных занятий должен учитываться тот факт,что при избирательном поражении правого и левого полушарий мозга несходныизменения эмоционального поведения, личности больных, их отношения к своемузаболеванию.
Все более отчетливы перспективы использования знаний об асимметрияхполушарий мозга в медикаментозном лечении больных.
Таким образом, качество деятельности человека определяется (в числе многихдругих факторов) такими параметрами, как профиль функциональной асимметрии.
Труд в условиях научно-технического прогресса делает необходимымиспользование этих знаний с целью оптимизации организации, условий труда,обучения детей и профессиональной ориентации оканчивающих школу,профессионального отбора.

Заключение
Опыт исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человекасвидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения иреализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память,мышление и речь.
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играетпреимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме,вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущимдля неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственнойориентации, невербальной памяти, критичности.
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентированона прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и сактуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметриименяется — происходит латерализация функций головного мозга.
Исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вноситсущественный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом визвестных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
Конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождениииндивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный,правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (какправило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип. Этоподтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональнаяасимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обученияасимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях,и правое полушарие — в образных.
Асимметрия тесно связана с полом. В настоящее время, подавляющеебольшинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четчевыражена у мужчин.
Индивидуальный профиль функциональной асимметрии важно учитывать дляоптимизации организации, условий труда, обучения детей и профессиональнойориентации, профессионального отбора.

Список литературы
1. АйрапетянцВ.А. Функциональная организация мозга леворуких детей // Леворукость,антропоизометрия и латеральная адаптация. М., 1985.
2. АршавскийВ.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.Владивосток,1988.
3.Бодров В.А., Доброхотова Т.А., Федорчук А.Г. Функциональная асимметрия парныхорганов и профессиональная эффективность летчиков // Физиология человека. 1990.Т.16. N.6. С.142-148.
4. Брагина Н.Н.,Доброхотова Т.П. Функциональная асимметрия человека. М., 1981.
5. ДаниловаН. Н. Психофизиология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.
6.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
7. СпрингерС., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. M.,1983.
8. ХомскаяЕ.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихологияиндивидуальных различий.М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.