Реферат по предмету "Разное"


1930-е годы: интеллигенция и власть (на примере судьбы Васильева А. В.)

Гимназические чтения1930-е годы: интеллигенция и власть (на примере судьбы Васильева А.В.)Напалкова Анастасия Григорьевна,учащаяся 9 класса ГОУ «Коми республиканский лицей при СыктГУ»Научный руководитель: Казакова Карина Ацамазовна Что такое ГУЛАГ? ГУЛАГ – это бездна, куда сталкивалось огромное количество людей, это ад, воплощение страха и бесчеловечности, это страдания и искалеченные судьбы нескольких поколений, это вырванные из жизни люди. Миллионы советских граждан прошли крестный путь через острова архипелага ГУЛАГ. За время с 1921 года по 1954 год за контрреволюционные преступления было осуждено 3.777.380 человек, в том числе к высшей мере наказания – 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах – 2.369.220, в ссылку и высылку – 765.180 человек. Политические репрессированные занимали примерно 1/3 часть всех заключенных. Среди них были представители разных профессий, в том числе много интеллигенции. Почему же в первую очередь советская власть расправлялась именно с ними? Люди, пришедшие в Кремль править, вышли из подполья, из низов общества. И в большинстве своем они не получили достойного образования. Конечно, дело не в образовании. Однако когда так много не слишком образованных людей приходят к управлению огромной, полуразрушенной политикой и войнами страной, это опасно для будущего, не говоря уже о настоящем. Разумеется, они понимали, что необходима опора на образованный, сложившийся до них мир. Но стиль тюрьмы, окрик и жесткие рамки для личности отпугнули, отвратили интеллигента – ученого, инженера, литератора. В Коми АССР, как и во всем Советском Союзе, тоже прокатилась волна политических репрессий. В 1930-1950 гг. здесь было создано 19 лагерей, управлений или лагерных комплексов. Опираясь на данные мартиролога «Покаяние», нам удалось посчитать численность репрессированных педагогических кадров в Коми АССР. Перед Великой Отечественной войной в Коми АССР были репрессированы 56 преподавателей. Среди них оказался и мой прадедушка Андрей Васильевич Васильев. Цель данной исследовательской работы – на примере судьбы этого человека выявить судьбу интеллигенции как целого общественного слоя. Актуальность исследования состоит в том, что в наше время множество исследователей изучают кровавые страницы минувшего 20 столетия, пытаясь понять, что же послужило причиной массового истребления людей, и возвращают забытые имена. В работе использованы сравнительно-исторический и статистический методы исследования, а также метод критического подхода. Настоящая исследовательская работа основана на изучении дела по обвинению Куликова В.А. (архив УФСБ РФ по РК), материалов по истории Сыктывкарского техникума гражданского строительства, хранящихся в Национальном архиве Республики Коми, воспоминаний Рождественской М.Е., жены Васильева А.В., и других опубликованных документов. Мой прадедушка Андрей Васильевич Васильев происходил из крестьян-середняков. Он родился 14 октября 1902 г. в деревне Пентюра Лоемского сельсовета, получил прекрасное техническое образование (закончил в 1930 г. Томский технологический институт). На момент ареста (сентябрь 1936 г.) он занимал должность директора Сыктывкарского строительного техникума. Строительный техникум был организован в 1929 г. под названием индустриальный. Первым директором его был Г. Сажин. В 1949 г. техникум был объединен с Сыктывкарским сельскохозяйственным техникумом. 6 сентября 1936 г. Васильев А.В. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. В ходе обыска в его квартире были изъяты: фотокарточки семьи Васильева (105 штук), личное дело с документами, блокноты и тетради, конверты с письмами, а также сшитые тетради на немецком языке и записи не немецком языке. Во время следствия, с 7 сентября 1936 г. по 3 июля 1937 г., Васильев А.В. находился в тюрьме НКВД г. Сыктывкара. Ему были предъявлены обвинения в связи с административно высланными контрреволюционерами, троцкистами Маргулисом, Мерини и другими. Также Васильев обвинялся в том, что, будучи членом ВКП (б), проводил двурушническую политику, обсуждал мероприятия партии, советской власти, согласно ст.58 п.10 ч.1 и 58 п.11 УК РСФСР. Следствие шло 10 месяцев. За это время заключенный пережил все ужасы тюрьмы: допросы, издевательства… Допросы велись каждый день, причем задавались практически одни и те же вопросы, вероятно, чтобы сбить с толку обвиняемого и заставить его во всем признаться. Мы можем с уверенностью сказать, что признания из обвиняемого выбивали. Такая практика имела место в почти всех следственных тюрьмах, и тюрьма НКВД г. Сыктывкара не была исключением. Жену Васильева А.В. выгнали из квартиры, исключили из техникума, из комсомола. Надо было начинать жизнь сначала. Развод- это вынужденная мера, на которую уговорил Васильев А.В свою жену. 15 августа 1937 г. вышел чудовищный приказ Ежова № 00486 «Об операции по репрессированию жен и детей изменников Родины», согласно которому жёны, состоящие в юридическом или фактическом браке с осуждённым в момент его ареста, знавшие о его контрреволюционной деятельности, но не сообщившие об этом органам власти, укрывавшие его, подлежат аресту. По состоянию на 4 августа 1938 г. у репрессированных родителей были изъяты 17355 детей и намечались к изъятию ещё 5000 детей. Вот какое будущее могло ожидать семью Васильева. Васильев А.В. был признан виновным в связи с троцкистами и контрреволюционной агитации. Ему было назначено наказание в виде 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В июле 1937 г. осужденный был сослан на Колыму, в Севвостлаг. Официально Северо-Восточный ИТЛ обслуживал трест «Дальстрой», занимавшийся разработкой, поисками и разведкой месторождений золота, олова и вольфрама, строительством дорог. Возможно, так трудился и Васильев с 1937 по 1942 год. Официально Васильев А.В. был освобожден 18 ноября 1942 г. Но в течение ещё 13 лет Васильев оставался в Магаданской области, где работал в совхозе «Талая». 26 марта 1958 г. Васильев А.В. подал заявление о реабилитации в Главную военную прокуратуру СССР. Дело было поднято и пересмотрено. 9 сентября 1958 г. дело в отношении Васильева было прекращено за отсутствием состава преступления. В 1980-х годах (к сожалению, точная дата неизвестна) Васильев Андрей Васильевич умер в г. Днепропетровске. Так закончился на земле путь этого несчастного человека с жестоко искалеченной судьбой. Судьба А.В. Васильева – яркий пример того, как обходилась власть с интеллигенцией, которая «мешала» строгому режиму. Изучив судьбу А.В. Васильева и сопоставив её со схожими судьбами, мы пришли к таким выводам. Во времена сталинской диктатуры со стороны власти велась жестокая, непримиримая борьба власти с интеллигенцией. Схема, по которой по всей стране ломались человеческие жизни, была одна и та же: выявление государственного преступника, арест, следствие, признание обвиняемым своей вины, выбитое из него любыми способами, и, наконец, лагеря, ссылка или расстрел в зависимости от тяжести «преступления». Абсурдность обвинений интеллигенции не имела границ. Достаточно было студенческого доноса, что их вузовский лектор цитирует всё больше Ленина и Маркса, а Сталина не цитирует – и лектор уже не приходит на очередную лекцию. Надумано? Конечно. Но человек выброшен из жизни, заклеймен как предатель родины, зачастую потерян для семьи и страны. И таких судеб были миллионы. 18 октября 1991 г. вышел закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1. Длительная борьба власти с интеллигенцией закончилась. Закончилась признанием властью своей вины. Сегодня всем несправедливо пострадавшим возвращают их честные имена, оказывают материальную помощь. Но люди заплатили слишком высокую цену за эту политическую ошибку. Как жаль, что миллионы невинно осужденных, в том числе и мой прадедушка, не дожили до этого дня…Библиография 1. Отечественные архивы. 1992. №2. 2. Васильева Л. Кремлевские жены. Москва, Вагриус, 2008 Архив УФСБ РФ по РК. Дело по обвинению Васильева А.В. в двух томах. Национальный архив Республики Коми. Ф.192. Сыктывкарский техникум гражданского строительства. Оп.1 5. Воспоминания Рождественской М.Е., жены Васильева А.В., со слов её внучки Елены. Рукопись. 2008 (архив автора). 6. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Москва, Инком НВ, 1991. 7. Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий «Покаяние». Том 2, ч.1. Сыктывкар, 1999. 8. Запрос в УВД Магаданской области по нахождению Васильева А.В. в местах лишения свободы от 15.08.2008 г. 9. Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923-1960: Справочник // О-во «Мемориал», ГАРФ. Сост. М.Б. Смирнов. Под редакцией Н.Г. Охотина, А.Б. Рогинского. М., Звенья, 1998. 10. Шаламов В. Колымские рассказы. АСТ, 2007. 11. Жеребцов И.Л., Таскаев М.В., Рогачев М.Б., Колегов Б.Р. Историческая хроника. Республика Коми с древнейших времен. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 2002. 12. Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Новгород в развитии международных отношений Древней Руси
Реферат Здоровье населения и методы его изучения 2
Реферат Билеты по Электронике и электротехнике за декабрь 2000 г
Реферат Российский рынок экономических информационных систем. "ХАКЕРС ДИЗАЙН": сетевая система "Финансы без проблем"
Реферат Сущность и структура морали
Реферат Теория и практика свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь
Реферат Особенности развития мыслительных операций у слабоуспевающих младших школьников (на примере мыслительных операций сравнения и обобщения)
Реферат Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налого
Реферат Смена представлений о внутреннем мире, душе в донаучной психологии
Реферат Управление в органах внутренних дел
Реферат Образ Козьмы Пруткова
Реферат Моделирование в системе PILGRIM
Реферат Географічне положення
Реферат Романтизм в живописи и литературе русских художников и поэтов первой половины XIX века
Реферат Web-дизайн, основы сайто строения, проблемы построения курса и их решение