Реферат по предмету "Психология"


Аддиктивные формы поведения личности и их профилактика

Контрольная работа
Тема: "Аддиктивные формы поведения личности и ихпрофилактика"


Содержание
 
1.   Понятие об аддикции
2.   Виды аддиктивнойреализации
3.   Деструктивная сущностьаддиктивного поведения
4.   Этапы формированияаддикции
5.   Характерные чертыаддиктивной личности
6.   Влияние социума наформирование аддиктивных механизмов
7.   Направленностьпрофилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Литература

/>1. Понятие об аддикции
 
Аддиктивноеповедение– одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходуот реальности путем изменения своего психического состояния посредством приеманекоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметахили активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивныхэмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять егожизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилияослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
Выбораддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемнымжизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленныеразочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утратаблизких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремлениек психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Длянашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастаниеизменений во всех сферах общественной жизни. Современному человеку приходитсяпринимать все возрастающее количество решений в единицу времени. Нагрузка насистемы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г. Селье,говоря об адаптации, пишет: «Большая способность к приспособлению, илиадаптации, – вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Этооснова поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу». «Приспособляемость– это, вероятно, главная отличительная черта жизни». «Есть два способавыживания: борьба и адаптация».
Аддиктивнаяличность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком одностороннийспособ выживания – уход от проблем. Естественные адаптационные возможностиаддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этихнарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологическийкомфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним.Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разномувоспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовыпротивостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность запроисходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят дажекратковременные и незначительные колебания настроения и психофизическоготонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качествеспособа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию,стремясь к искусственному изменению психического состояния, получениюсубъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы.Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении человека истановится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшегосопротивления. «Создается субъективное впечатление, что, таким образом,обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать освоих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разныеварианты аддиктивной реализации.
/>2. Виды аддиктивной реализации
Желаниеизменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различныхаддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющиепсихическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты,токсические вещества.
Искусственномуизменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то видыактивности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание,работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.
Видыаддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, онине равнозначны и по своим последствиям. У аддиктов, злоупотребляющих алкоголем,наркотиками и др. веществами, развивается интоксикация, наряду спсихологической зависимостью появляются разные формы физической и химическойзависимости, что связано в свою очередь с нарушением обмена веществ, поражениеморганов и систем организма, наблюдаются психопатологические явления иличностная деградация. При вовлеченности в какую-то деятельность развиваетсяпсихологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти видыобъединяют общие аддиктивные механизмы. Рассмотрим немного подробней отдельныеформы аддиктивного поведения.
Алкоголизм. «По данным Всемирнойорганизации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только вмедицинском аспекте, занимает третье место после сердечно – сосудистых иопухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществеособенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических исоциально – экономических последствий».
Началомразвития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когдаопьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются впамяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характерприема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приемаалкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе,благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышаетсятворческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но этиощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижениемнастроения, апатией и психологическим дискомфортом. «Появление такого состоянияявляется одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, таккак человек начинает стремиться к его «воспроизведению», для чего усиленноприбегает к алкоголю». «Особенно опасно возникновение механизмов аддиктивного поведения,связанное с допинг-эффектом в случаях, если последний выражается ввозникновении психического состояния, субъективно облегчающего творческийпроцесс у лиц, занимающихся живописью, писателей, поэтов, музыкантов и др.»Нередко аддикты навязывают свой стиль поведения друзьям и близким, чтопроисходит без всякого опасения перед возможностью возникновения стойкойалкогольной зависимости. Традиционная антиалкогольная пропаганда неэффективна,т. к. она может только закрепить уверенность аддикта в безопасностивыбранного средства аддиктивной реализации, потому что собственный опыт приемаалкоголя противоречит содержанию пропагандистских деклараций. В последнее времярастет сеть учреждений, призывающих избавиться от алкогольной или никотиновойзависимости с помощью кодирования или других методов, не имеющих в своей основесерьезной психологической работы с причинными механизмами аддикции, адекватнойличностной коррекции и поддержки. Рекламирование таких служб довольноинтенсивное, но, во-первых, носит навязчивый характер, чем может спровоцироватьреакцию неприятия, а, во-вторых, способствует упрочению иллюзии, что избавитьсяот губительной зависимости можно в любое время и без особых усилий.
Длительныйприем алкоголя ведет за собой физическую зависимость. Ее характеризуютследующие признаки: явления алкогольной абстиненции («похмельный синдром»),потеря ситуационного и количественного контроля, повышение толерантности калкоголю в 8–10 раз по сравнению с изначальной (потребность в большей дозе длядостижения прежнего эффекта). Постепенно нарушаются мнестические процессы,снижается круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидностьмышления, сексуальная расторможенность. Снижаются критика к своему поведению,чувство такта, проявляется склонность винить в своих бедах неудачный брак,работу, ситуацию в стране и т.д. Происходит социальная деградация (распадсемьи, потеря работы, асоциальное поведение). По мере прогрессированияалкогольной аддикции у людей с таким стилем поведения наблюдаются сходства вмотивах деятельности, интересах, привычках, во всем образе жизни.
Наркомания. В большинстве случаевприем наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, красширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разныесочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболеераспространены мягкие наркотики (марихуановый ряд). Они быстро вызываютпсихологическую зависимость: ощущение кайфа, усиление воображения, физическойактивности, философствование. С мягких наркотиков происходит довольно быстрыйпереход на более сильные вещества в виде ингалянтов (кокаин, экстази) и в видевнутривенных инъекций (героин), почти сразу же вызывающих физическую зависимость.Длительный приём марихуаны и многих других веществ (мескалин, ЛСД и др.)провоцируют психические заболевания. Наркотическая зависимость носит болеевыраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все,не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность.Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическоепристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой кругбольшее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно сличностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическомуровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собойпотерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость частосопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблеманаличия средств для приобретения наркотиков.
Приемлекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические. Приём транквилизаторов(элениум, реланиум и др.) приводит к определённой релаксации, создаётсявпечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своёсостояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинаютиспользоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физическойзависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы).Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приематранквилизаторов. Появляется ряд нарушений состояния: сонливость, трудности сконцентрацией внимания, рассеянность (в связи с этим существует риск оказатьсяжертвой несчастного случая), подёргивание мышц рук и лица. Состояния такогорода иногда неправильно диагностируются. Злоупотребление снотворными (барбитуратами)вызывает психоорганический синдром: головные боли, нарушение памяти, плохаяпереносимость жары и душных помещений, головокружения, нарушения сна, явленияпотери контроля над дозой приёма, в следствие чего человек может погибнуть. Психотропныепрепараты (психоделики) привлекают тем, что резко усиливается восприятие,особенно зрительное. Эти препараты быстро вызывают длительные изменения:иллюзии, галлюцинации, чувство того, что долго тянется время, повышенноенастроение, резкая смена настроения. Приём препаратов бытовой химии. Стремлениек приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте излюбопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляютсяи детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние «напоминающееопьянение, головокружение «взлёта», повышенное настроение, беспечность. Могутвозникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций».
Вдыханиепаров органических растворителей (бензин, аэрозоли, растворители, эфир,хлороформ, клеи и т.д.) вызывает «необратимые тяжелые поражения внутреннихорганов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам. Возможныслучаи смерти во время вдыхания в результате паралича дыхательного центра,асфиксии. Регулярные употребления приводят к стойким психическим нарушениям:ухудшение памяти, нарушения эмоционально-волевой сферы, снижениесообразительности, задержка развития умственных способностей. Употреблениеингалянтов сопровождается низкой успеваемостью, нарушением дисциплинарных норм,агрессией, противоправными действиями.
Сексуальноеаддиктивное поведение характеризуется сверхценным отношением к сексу,восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей сосвоими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов. При этом оченьзначимым, целевым становится «количественный» фактор. Сексуальная аддикцияможет маскироваться в поведении нарочитой праведностью, целомудрием,порядочностью, становясь при этом теневой стороной жизни. Эта вторая жизньпостепенно приобретает все большую значимость, разрушая личность.
Формыпроявления сексуальной аддикции различны: донжуанизм (стремление к сексуальнымсвязям с как можно большим числом женщин), привязанность к порнопродукции вовсем ее многообразии, разные виды извращения сексуальной активности. Кпоследним можно отнести такие явления как фетишизм (интенсивная фиксация накаких-либо предметах, прикосновение к которым вызывает сильное сексуальноевозбуждение), пигмалионизм (фиксация на фотографиях, картинах, скульптурах непорнографического содержания), трансвестизм (стремление к переодеванию в одеждупротивоположного пола), эксгибиционизм (интенсивное сексуальное желаниеобнажать половые органы напоказ лицам противоположного пола, детям), вуайеризм(стремление к подглядыванию за обнажёнными или вступающими в сексуальную связьлюдьми). При всех этих проявлениях происходит «суррогатная подмена, нарушениенастоящих эмоциональных отношений с людьми». Перед сексуальными аддиктами стоитопасность возникновения сексуальных расстройств. Их сексуальное поведениеоторвано от личностного аспекта, оно притягивает и наносит вред. Кроме того,реален риск заболевания СПИД. Корни сексуальной аддикции закладываются в раннемвозрасте в эмоционально холодных, дисфункциональных семьях, в семьях, где самиродители являются аддиктами, где реальны случаи сексуальной травматизации вдетском возрасте.
Азартныеигры несвязаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характернымипризнаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого вситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессеигры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состояниемдискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом;постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижениемспособности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим можетпроисходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т.д. в целяхстимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развитияпристрастия к азартным играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопекаэмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление кпрестижности и переоценка значимости материальных благ.
Работогольнаяаддикцияпредставляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительнойоценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственныхотношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты,отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, ихпоощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный имстиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самимработоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностьюработоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сферемежличностных контактов. «Как и всякая аддикция, работоголизм является бегствомот реальности посредством изменения своего психического состояния, которое вданном случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не являетсяздесь тем, что она представляет собой в обычных условиях: работоголик нестремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не воспринимаетсяим лишь как одна из составных частей жизни – она заменяет собой привязанность,любовь, развлечения, другие виды активности». Развитие аддиктивного процессапри аддикции этого вида влечет за собой личностные изменения: эмоциональнуюопустошенность, нарушение процессов эмпатии и симпатии, предпочтение общения снеодушевленными предметами. Уход от реальности прячется за успешнойдеятельностью, преуспеванием в карьерных устремлениях. Постепенно работоголикперестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой. Внетрудовой занятости возникает ощущение дискомфорта. Работоголиков отличаютконсерватизм, ригидность, болезненная потребность в постоянном внимании иположительной оценке со стороны, перфекционизм, излишняя педантичность, крайняячувствительность к критике. Могут быть ярко выражены нарцистические черты, манипулятивныестратегии взаимодействия с окружающими. При полной идентификации с работой иззоны внимания выпадают личностные качества и гуманистические ценности.
Аддикции кеде. Опищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средствоутоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинаетпреобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Такимобразом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороныфиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяетотметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время илизаполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включаетсяхимический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываютсявещества, стимулирующие аппетит. Таким образом увеличивается количествосъедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастаниевеса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высокимуровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса.Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи сособенностями профессии (бар, ресторан, столовая).
Другаясторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способесамореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей «слабостью». Этоспецифический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой «борьбы»с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограниченияв еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодамиактивного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этимпроисходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.
/>3. Деструктивная сущностьаддиктивного поведения
Разрушительныйхарактер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаютсяэмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленнымипредметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют своюзначимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации изсредства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний втрудных ситуациях периодически необходимо всем, «но в случае аддиктивногоповедения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказываетсяв ловушке постоянного ухода от реальной действительности». Формы аддикции могутсменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее исильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто егоокружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие видыактивности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, чтоаддикт «оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться вдругие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться,релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии,сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям».
Межличностныеотношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий,немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи.Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видамидеятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегдагарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растетуверенность в способности контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивныйстиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, вовзаимодействии аддиктивной личности с миром происходит специфическаяпереориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддиктивными агентами и «опредмечиваются»межличностные отношения.
Общечеловеческийопыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, иличность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя отэтих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшиефункции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместнойдеятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании,самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуютпрежде всего в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Обаддиктах нельзя сказать, что они «желая утвердиться в своем существовании и всвоей ценности», ищут «точку опоры в других людях». Поиск точки опоры невыходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональнымипроцессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимыемеханизмы межличностной перцепции как идентификация, эмпатия, рефлексия.Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера,сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.
Аддиктограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность:коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий иэстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфортаобрекают аддикта на личностный застой, несостоятельность или полный крах.Окружающие его люди начинают испытывать все возрастающее недовольство по поводутакого поведения, учащаются и усиливаются конфликты. Пытаясь избежатьзатруднительных конфликтных ситуаций, аддикт напротив все больше расширяет зонуконфликта и увеличивает долю нерешенных проблем, в значительной мере осложняяжизнь себе и близким.
/>4. Этапы формирования аддикции
«Началоформирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне». «Исходнаяточка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния ввиде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема,ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества,изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска вазартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой либоколлекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи». У человека, испытавшегоподобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуютдоступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить своепсихическое состояние. Группой риска становятся люди с низкими адаптивнымивозможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющиепостоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минутуне находится поддержка.
Следующийэтап аддиктивного поведения «характеризуется формированием определеннойпоследовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливаетсяопределенная частота реализации аддиктивного поведения. Она зависит от многихфакторов: особенностей личности до возникновения аддикции, предшествующихаддикции установок, особенностей воспитания, культурного уровня, окружающейсоциальной среды, значимых событий в жизни, изменений привычного стереотипа» идр. Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными затруднениями, и чемниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм. С учащением случаевприбегания к аддиктивной реализации межличностные отношения постепенноотступают на второй план. Провоцировать аддикцию начинают любые события,вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологическогодискомфорта.
На третьемэтапе аддиктивный ритм становится «стереотипным, привычным типом реагирования,методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «интегральной частьюличности». Это делает аддиктов «невосприимчивыми к попыткам их критики,разубеждению на уровне здравого смысла. Формально-логические умозаключенияаддикта подчинены эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлениемв логической форме «мышления по желанию», направленного в данном случае навытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможностикритического отношения к себе. Мотивация искусственного изменения своегопсихического состояния становится настолько интенсивной, что отношение кпроблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либозначение».
Четвертыйэтап – полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение ваддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддиктничего не оставляет от своего внутреннего мира. «Остается только внешняяоболочка. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения,контакты с людьми крайне затруднены уже не только на глубинно-психологическом,но и на социальном уровне. Теряется даже способность к манипуляции другимилюдьми. На этой стадии доверие к аддиктам уже потеряно, их начинаютвоспринимать как «конченных», ни на что хорошее не способных людей».
Пятый этапносит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, ибиологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц снаркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом,вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. «Нефармакологические аддикциитакже нарушают физическое состояние в связи с постоянным стрессом», что влечетза собой заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем.
Посколькуаддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходитжелаемого изменения настроения, состояние аддикта в целом отличается апатией иподавленностью. Прежнее доаддиктивное «Я» разрушено, возврат к нему невозможен,с такими людьми почти не удается наладить эмоциональный контакт. Наступаетпериод общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере можетосложнить коррекцию или сделать ее полностью бессильной.
/>5. Характерные черты аддиктивной личности
Поведениеаддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общихособенностей:
Сниженнаяпереносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки(стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своихжеланий). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либовспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Аддикту неподходит формула Г. Селье: «Стресс – это аромат и вкус жизни». Для негоэто угроза и повод к бегству. Это сочетается с повышенной обидчивостью,подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.
Скрытыйкомплекс неполноценности находит свое отражение «в частых сменах настроения,неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут бытьобъективно проверенными».
Поверхностныйхарактер социабельности и ее ограниченность во времени сочетаются с обостреннымстремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольныеаддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором наалкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая своирассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Особеннохорошо это проявляется при групповом принятии алкоголя. «В то же время общениена «длинную» дистанцию с ними затруднено, неинтересно. Аддикты – скучные,однообразные люди в повседневной жизни. Отношения с ними поверхностны, кглубоким положительным эмоциональным отношениям они не способны и избегаютситуаций, связанных с ними».
Стремлениеговорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаютсянеобязательностью, несоблюдением договоров.
Стремлениеобвинять невиновных, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват).
Уход отответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поископравдательных аргументов в нужный момент.
Стереотипность,повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но еготрудно изменить.
Зависимость проявляется в видеподчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногданаблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получениюподдержки.
Тревожность у аддиктов тесно связанас комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что вкризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время какв обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, неявляющихся действительным поводом для переживаний.
/>6. Влияние социума на формированиеаддиктивных механизмов
 
Семья – это самый первыйинститут социализации ребёнка. «В семье… дети овладевают азбукой человеческогообщения, через которую постигают алгебру взаимоотношений». Функциональноеназначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций укаждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональныесемьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерныповедения, усвоенные в таких семьях не могут способствовать укреплениюцелостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Длядетей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессыкак принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации кизменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.
Функции семьи– это «сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные судовлетворением определенных потребностей ее членов». Н.И. Шевандринвыделяет следующие функции: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная,функция духовного общения, функция первичного социального контроля,сексуально-эротическая функция.
Функции семьимогут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальныхусловий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностныеособенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условияжизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуревзаимоотношений и воспитании детей и др. В связи с проблемой аддиктивногоповедения особую значимость приобретает эмоциональная функция, котораяреализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении,признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушениемэмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления какповышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувствабезопасности и недоверие к окружающим.
Уже в пренатальномпериоде ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состоянияматери. Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е. отмечают, что эмоциональныерасстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка,степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующеговзаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состоянияспособствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во времябеременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательнойбеременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери иребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании еговзаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, чтопервые полтора часа после рождения – самый критический период для успешноговыстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Этотот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальнойвосприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силупривязанности между матерью и ребенком. Ребенок появляется на свет с чувствомбазальной тревоги. Если во время первых контактов родители не удовлетворяютпотребность в безопасности, то реальность для ребенка может всегда оставатьсяфрустрирующим фактором.
Проявлениеродителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявлениезавышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям – все этоможет способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению кродителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношениек родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослымвообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесссоциализации. Если человек в детстве не научился доверять, «ему трудно создатьблизкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный кругизолированности…». Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемынаходят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку(но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно бытьуверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь дляблизких людей) как «соучастник» (в лучшем смысле этого слова) во многих важныхсобытиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкойзрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению.Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве. Здесьважно отметить, что и некоторые психооберегающие подходы в воспитании вискаженном виде могут внести свой вклад в осложнение процессов адаптации. Частодетская психика не оберегается там, где это необходимо, и с особойтщательностью оберегается в тех случаях, когда целесообразней дать ребенкувозможность стать полноправным участником тех или иных событий, какой-тодеятельности с правом выбора и с формированием своей позиции, своего мнения.Инфантильные взрослые, вероятно, не прикасались в детстве к опыту взрослойжизни. Может потому, что их детство слишком тщательно оберегалось от этогоопыта. Фраза «ты еще маленький», порой, воспринимается детским «марсианским»мышлением не в том контексте, в котором ее употребляют взрослые. Она звучит какпрямое родительское предписание: «Будь маленьким, оставайся маленьким». Этафраза подпитывает установку: «Я – маленький, беспомощный, меня нужно опекать иоберегать, за меня нужно брать ответственность и принимать решения, я нуждаюсьв комфорте и защите». Такая позиция может запрограммировать стиль поведения навесь жизненный период.
Вформировании аддиктивных механизмов родительское программирование имеет большоезначение. По Э. Берну «Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненныйплан, который формируется… …еще в раннем детстве в основном под влияниемродителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человекавперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления илисвободного выбора». По сценарию человек наследует не только заболевания, но испособ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытыватьстрах перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых вконтакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот страх и способзащиты – уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойтипо линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например,что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участиродителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сыналкоголика выбирает профессию врача-нарколога). Но «алкоголизм родителейпорождает социальные проблемы у детей…». Социальные проблемы детей порождаютсяи другими видами аддиктивного поведения родителей.
Особоговнимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивнымиродителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится обаддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу,которая выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятсяна определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах,становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного циклааддикции).
Члены семьиобучаются языку аддикции. когда приходит время образовывать собственные семьи,они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поисксоответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает болееглубокий эмоциональный уровень, т. к. эти люди опознают то, что им нужно.Родители обучают детей своим стилям жизни в системе логики, котораясоответствует аддиктивному миру. Этому способствует эмоциональнаянестабильность.
Важен анализособенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы привыклисчитать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом сним. Но другая сторона этого явления заключается в том, что эти люди могутвлиять на аддикта определенным образом, способствуя аддикции, провоцируя её,мешая коррекции этой аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимымиявляются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции.Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретнуюроль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимыепередают детям свой стиль, закладывают в детей незащищенность ипредрасположенность к аддикции.
Также, какаддикт приобретает сверхозабоченность аддиктивным агентом, также созависимыйчеловек всё больше фокусируется на аддикте, его поведении, употреблении имаддиктивного агента и т.д. Этот соаддикт изменяет своё собственное поведение вответ на стиль жизни аддикта. Изменение поведения может включать попыткиконтроля над выпивкой, над проведением времени, над социальными контактами,особенно с теми, кто тоже имеет аддиктивные проблемы. Созависимый стараетсялюбой ценой удержать мир в семье, стремится изолировать себя от внешнихактивностей. Он оказывается в своей основе фиксированным на аддикте и его стилежизни. Черты, характерные для созависимости:
комплексотсутствия честности (отрицание проблем, проекция проблем на кого-то, изменениемышления настолько выражено, что оно носит характер сверхценных образований);
неспособностьраспоряжаться своими эмоциями здоровым образом (неспособность выразить своиэмоции, постоянное подавление эмоций, замороженные чувства, отсутствие контактас собственными чувствами, фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть ит.д.) и неумение отвлечься от неё);
навязчивоемышление (прибегание к формально-логическому мышлению, создание формулы и подчинениевсего этой формуле);
дуалистическоемышление (да или нет без нюансов)
перфекционизм;
внешняяреференция (направленность на других);
низкаясамооценка вследствие последнего;
стремлениепроизвести впечатление, создать впечатление, управлять впечатлениями,основанными на чувстве стыда;
постояннаятревожность и страх;
ригидность;
частыедепрессии и т.д.
Созависимыевынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главные цели:определить чего хотят другие люди и дать им то, чего они хотят. В этом успехсозависимых. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимыестараются манипулировать и контролировать ситуацию. Они стараются сделать себянезаменимыми. Они нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себяроль мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему дляблага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают происходящее,как будто ничего не происходит, тем самым лишая аддикта всякой ответственностиза своё поведение.
Поведенческиестратегии созависимых лиц способствующие развитию аддиктивного процесса:
чувствочрезмерной лояльности к аддикту;
желание(искреннее) справиться с трудностями поведения аддикта;
своеобразноечувство ответственности за то, что у кого-то развилась аддикция; (наинтуитивном уровне созависимые это понимают, и в какой-то степени они правы);
стремлениесохранить положение, впечатление о семье в обществе, респектабельность,предотвратить опасные ситуации (угрозу ухудшения социального положения из-зааддикции одного из членов семьи);
желание неразрушать семью;
желаниесмягчить агрессию аддикта;
давлениедругих людей (родственников, знакомых);
избеганиепомощи извне (психологической, медицинской, и др.);
отсутствиеосознания болезни, характера ситуации;
подсознательноежелание быть незаменимым, необходимым для аддикта (это желание можетпревращаться в желание осуществлять контроль и власть).
Образование. Большое влияние наповседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека оказываетшкола. На школу возлагаются важнейшие функции: передача знаний, культурных инравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватногосоциального поведения, содействие личностному росту. Но не всегда школавыполняет свои функции. Более того, некоторые образовательные системы и подходымогут способствовать формированию и укреплению аддиктивных механизмов.Традиционное образование само несет на себе аддиктивные черты – черты,направленные на разотождествление с действительностью. Прежде всего, это проявляетсяв подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентированностина приоритетность знания учебных предметов, в акцентировании полезности знанийв контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений. Нивелированиезначимости межличностных отношений может происходить и из-за того, чтошкольников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, который активноподкрепляется и поощряется. Загруженность учебной деятельностью и, порой,безграничное стремление педагогов и родителей занять детей настолько, чтобы уних не оставалось времени на «всякие глупости» (по мнению взрослых), приводят ктому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть,общаться со сверстниками. Вместо того, чтобы происходило разумное знакомство среальностью, происходит отрыв от реальности. Дети таким образом отвлечены отсобственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания всамом широком смысле этого слова. Так постепенно формируется неумение жить «здесьи сейчас». Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, прислучайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенококазывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, аявлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, чего хочетсяизбежать любыми средствами. Фрустрация наступает не только потому, что возниклапроблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделатьвыбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.
Школа не тольконе препятствует односторонней фиксации на учебной деятельности или отдельных еевидах, но может сама провоцировать эту фиксацию, подкреплять ее как желаемую иодобряемую деятельность. Нередки случаи, когда бывшие отличники, одаренныедети, становясь взрослыми, но сохранив привычную стратегию избегания и поискаощущений, выбирают такие тяжелые формы аддиктивного поведения как алкоголизмили наркомания. Сейчас некоторые образовательные учреждения охватила волнавыявления одаренных детей. Сотрудничество родителей и педагогов в этомнаправлении очень тесное. Сама по себе помощь одаренным детям – явлениегуманное. Но взрослые часто забывают о том, что ребенок есть ребенок, иигнорируют его естественные потребности. С одной стороны, взрослые хотят, чтобыих дети реализовали то, что не удалось реализовать им самим. С другой стороны,они желают детям добра и верят, что этим будет обеспечено будущее детей. Удетей выискивают таланты (при этом считается, что чем раньше, тем лучше), ихучат иностранным языкам, записывают одновременно в несколько кружков, вспецшколы и гордятся собой и детьми. Родительская ретивость дорого обходится «звездным»детям. Итог – нервные срывы, снижение иммунитета, переутомление. Кроме этого:отрыв от общения со сверстниками, груз неудовлетворенных детских потребностей,обеднение жизненного опыта. Такие дети лишены инициативы. Им предложен готовыйпуть, по которому они идут в сопровождении. За них все решено. Но когда-нибудьнастанет время проявлять самостоятельность в противостоянии жизненнымтрудностям, и тогда возникнет страх, потеря равновесия и чувства безопасности. Э. Бернпишет: «Родители, считающие, что они сделали все возможное для счастья своихдетей, получают наркоманов, преступников и самоубийц. Эти противоречиясуществуют с самого возникновения человеческого рода».
Познаниереальности осложняется для детей и тем, что в образовательных учреждениях нехватает специалистов, способных грамотно, открыто, без иронии, ханжества илицемерия вести с детьми беседы на те темы, которые представляют для нихжизненно важный интерес, но которые обращены взрослыми в «зоны повышеннойсекретности».
Идея одифференцированном подходе в образовании часто находит свое применение водностороннем виде, когда дифференцированный подход ограничивается индивидуальнымподходом к общеучебным умениям и уровню обученности. В этом случае за рамкамиобразовательного процесса остается личностный аспект. Эта ограниченностьначинает проявляться уже при приеме в начальную школу, где детям напредварительных собеседованиях предлагается пройти стандартизированноетестирование для определения готовности к обучению, которое выявляет внешниезнания и умения, но не скрытые возможности и уровни развитости. Проведенныетестирования дошкольников, результаты переводных экзаменов дают педагогамполномочия распределять детей по разным классам по степени их подготовленности.Подобный дифференцированный подход имеет нечто общее с дискриминацией. Неэтично и не гуманно делить детей по разным «сортам», руководствуясь однимтолько критерием – учебой. Когда они выйдут в реальную взрослую жизнь, вменьшей степени будет важно как они учились, и в большей – какими они сталилюдьми. Кроме того, пребывание детей долгое время в однородном коллективе взначительной степени ограничивает их коммуникативные возможности и опытотношений с разными сверстниками, не важно, сильный это класс или слабый,элитный или самый рядовой.
Во многихшколах знания, главным образом, транслируются. Параллельно с трансляцией знанийтранслируются взгляды, убеждения, способы взаимодействия с миром, которые, ксожалению, могут представлять из себя негибкие, застывшие и несоответствующиенастоящему моменту паттерны. Недобрую службу может сослужить авторитетпедагога. Опасность авторитета в том, что с авторитетным мнением принятосчитаться, на него ссылаются, его берут в качестве руководства к действию. Ономожет лишить человека инициативы даже по отношению к самому себе: в труднойситуации человек не сможет довериться самому себе, своему опыту и интуиции.Огромное значение для становления и укрепления адаптивных механизмов иформирования активной жизненной позиции имеет создание образовательных моделей,нацеленных на полноценное использование ресурсов самообразования,самовоспитания и самоактуализации.
Важную роль вобразовательном процессе играет личность педагога. Профессия педагога, ксожалению, может внести свой вклад в деформацию личности человека, избравшегодля себя эту специальность. И такая деформированная личность, транслируязнания, транслирует и часть своей деформации. Говоря о профессиональнойдеформации, мы имеем в виду полную идентификацию с профессией, когдаутрачиваются личностные черты. Учительские стратегии переносятся в сферумежличностных отношений, что порой является одной из причин конфликтов в семье ис другими людьми. Работа педагога может стать, в силу разных обстоятельств, егоагентом аддиктивной реализации. Работогольная аддикция – достаточнораспространенное явление в сфере образования. Существуют и аддиктивныеобразовательные организации. Вся работа в них строится сугубо в интересахучреждения. Одобряются и ставятся в пример сотрудники, проводящие на рабочемместе безграничное количество времени, жертвующие собой, детьми и семьей вцелом. Персонал работает на износ. План работы в таких учреждениях оченьнасыщенный, и значительные временные затраты отводятся контролю надобразовательным процессом, тем, что его сопровождает и за персоналом. Вподобных коллективах нездоровая психологическая атмосфера, много людей схроническими заболеваниями и не разрешенными проблемами в семьях, в личнойжизни. Здоровой альтернативой такому учреждению, могло бы стать учреждение сличностно-ориентированной моделью, которая охватывала бы и детей ипедагогический коллектив.
Средствамассовой информации. Не менее важным институтом социализации являются средствамассовой информации. Их заслуга велика во многих сферах общественной жизни:культуре, политике, экономике, образовании и воспитании и др. Но вместе с тем,они вносят свой вклад в отрыв людей от реальности, предлагая целую индустриюощущений взамен полноценным взаимоотношениям, дают готовые образцы мыслей ипоступков. «…существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионнойи прочей массовой культуры, отрицательно сказывающегося на развитии творческихпозиций, индивидуальности и социальной активности личности».
Телевидение вбольшей степени разобщает людей. Они разучиваются общаться. Члены семьи могутвечерами после работы и учебы собираться у экрана на несколько часов,перебрасываясь лишь репликами по поводу просмотренного, но не уделив вниманияпроблемам и интересам друг друга. Многие находят в телевидении эффективное, наих взгляд, средство ухода от проблем. Порой экранные персонажи говорят о том,что реальность скучна, сложна, непредсказуема, и поэтому надо отвлечься,расслабиться, отдохнуть. Некоторые люди могут принять это как формулу выживанияи сделать для себя вывод, что предпринимать какие-то действия, переорганизоватьсвой жизненный план – это все большие затраты, что лучше просто отстраниться.Эмоциональная подача материала может способствовать быстрому и прочномуусвоению подобных формул.
Религия играет важную роль вистории, культуре и нравственном кодексе общества. В трудное для человека времяон обращается к религии, и она дает ему веру, надежду и силы для противостояниятяжелым испытаниям. Говоря о религиозных представлениях, З. Фрейд пишет,что «сокровищница» этих представлений рождена «из потребности сделатьбеспомощность человека переносимой…», «жизнь в этом мире служит некой высшейцели, которую, правда, нелегко угадать, но которая, несомненно, означаетсовершенствование человеческого существа». Религия может стать большой силой,помогающей пройти жизненный путь со всеми его лишениями, надежной опорой втрудные дни. Но, вместе с тем, религия может стать и силой, уводящей отдействительности. Поиски себя, стремления к самосовершенствованию приводят вмир религиозных иллюзий. Порой, незаметно для себя человек оказывается втянутымв одну из религиозных сект, деструктивных по своей сути. Под прикрытиемблагородной цели «стремления к духовности» происходит насильственный (состороны руководителей секты или гуру) отрыв от действительности. Поисследованиям Полищук Ю.И. молодых людей, вовлеченных в деструктивныесекты отличают:
Отчуждение отблизких, иногда с выраженной враждебностью. Может сопровождаться уходом издома.
Отказ отучебы или работы с полным погружением в деятельность секты.
Прекращениечтения художественной литературы, газет, журналов, но чтение религиозныхизданий, раскрывающих разные учения.
Отказ отпользования радио и телевидением.
Изменениережима питания с систематическим недоеданием, исключением продуктов ссодержанием живых белков. (Следствие – физическое истощение и утомляемость).
Резкоеограничение сна до 3–4 часов в сутки. (Полное истощение).
Замкнутость,потеря друзей, утрата прежних интересов, интереса к противоположному полу.
Полнаяубежденность в правильности выбора своего духовного учения и в сути самогоучения.
Появлениеамимии, отрешенного взгляда, ровного холодного тона голоса, безразличия квнешности.
Наличиесверхценных идей.
Часто у такихлюдей возникают серьезные психические нарушения. Этому способствуют физическоеи психическое истощение, многократное введение в гипнотические состояния подвидом религиозных проповедей, обрядов, ритуалов, прямых или косвенных внушений.Длительные медитации приводят к состоянию самогипноза с полным отключением отокружающей действительности. У членов сект развивается психологическая идуховная зависимость от проповедников, от «духовного наркотика». Послеиспытывания во время религиозных процедур «кайфа», возникает влечение,потребность вновь пережить это ощущение. Эта потребность может вытеснить многиедругие естественные потребности. Таким образом, под видом религии человекасклоняют к отказу от земной жизни, естественных потребностей, прежнихубеждений. Это может привести к психическому и физическому самоуничтожению.
Общество. «Отдавая должноенеповторимой индивидуальности каждой конкретной личности, следует заметить, чтолюбое общество в реальный исторический отрезок времени приобретает некие общиементальные параметры, позволяющие говорить о психическом здоровье нации». «Современныйпериод исторического развития России характеризуется с одной стороны такимипозитивными явлениями, как восстановление свободы и демократии, разрушениетоталитарного режима, возвращение русского национального менталитета,деидеологизация общества, обретение личностью своих прав, свобод, религиозныхубеждений. С другой стороны, столь радикальные и стремительные перемены во всехсферах жизни общества, при их безусловной положительной стратегической оценке,не могут не оказывать мощного стрессирующего воздействия на психику большинствалюдей». Стремительно меняется привычная среда и формируется новая обстановка, неимеющая четких ориентиров, способствующая развитию и усилению экзистенциальныхстрахов перед реальностью. Социально – экономические затруднения обостряютмежличностные конфликты, что способствует разобщению членов общества. Потеря вкризисное время чувства внутреннего комфорта, равновесия, безопасностистановится для многих решающим фактором в выборе аддиктивной стратегииповедения в ответ на требования среды. Растет уровень алкоголизации инаркотизации общества. Все больше в эти аддикции втягивается молодежь. Наряду ссоциально-экономическими факторами развитию и укреплению линии аддиктивногоповедения способствуют некоторые неверные убеждения, стойкие стереотипы иустановки. Прежде всего, многие люди не склонны принимать на себяответственность за то, что с ними происходит. Это в значительной мере порождаетбездействие или поиск ответственных. Так многие возлагают ответственность направительство, начальство, своих близких и т.д. Некоторые убеждены, что на всеволя божья, и от человека ничего не зависит. Свое распространение находит такназываемое магическое мышление, которое взращивает веру в кармическуюбезысходность, в «свой крест», в то, что от судьбы не уйдешь.
Неумение инежелание жить в настоящем проявляется в сверхценном отношении к прошлому, когдалюди живут постоянными воспоминаниями о прошлом. Они погружаются в ностальгию,если прошлое было светлым пятном в их жизни, или в глубокую вселенскую скорбь,если прошлое принесло много боли и разочарования. В противоположность этомуявлению наблюдается другое, когда человек погружен в фантазии о будущем,иллюзорно рисует себе картины будущего в том свете, в каком ему хотелось бы еговидеть, при этом, не задумываясь о том, что он сам мог бы сделать что-тореальное в настоящем, чтобы обеспечить себе будущее.
Чрезмерноеувлечение романтикой тоже вносит свою лепту в отрыв человека от реальности. Всвоих романтических порывах люди становятся заядлыми любителями природы. Это неотносится к тем, кто иногда оставляет суету городов и отправляется впервозданный мир природной красоты и гармонии, чтобы отдохнуть и набраться сил.Опасность в том, что некоторые делают это своим стилем жизни. Презираянеустроенность и непредсказуемость действительности, не решая проблем, онипостоянно уходят в лес, в горы, в море, на рыбалку, на охоту, зная, что там ониполучат те ощущения, благодаря которым воцарится гармония. Но эти люди впадаютв зависимость от такой гармонии. В семьях они часто наталкиваются нанепонимание и упреки, потому что, оказывается, надо решать реальные проблемы –воспитывать детей, обустраивать жилье, зарабатывать деньги, уделять вниманиесупругам и т.д.
Порой, вкачестве рекламы разных видов аддиктивного поведения, может выступить такоеблизкое и необходимое всем нам чувство, как чувство юмора. Несомненно, эточувство помогает легче идти по жизни, но слишком уж смешными в шутках ианекдотах выглядят алкоголики, наркоманы или токсикоманы. У некоторых людей, всилу их личностных особенностей, это может закрепить их линию поведения, т. к.возможность выглядеть смешным для некоторых является одним из способовсамовыражения, самопрезентаци или защиты.
Хотелось быупомянуть и такое явление как социальная поддержка. Многие нуждающиеся вподдержке не обращаются за помощью или отказываются от нее из-за боязнирасстаться со своим привычным способом ухода от реальности или в силу низкогоуровня восприятия социальной поддержки. Другая сторона этого явления в том, чточаще всего, люди, окружающие аддикта, не знают, что он нуждается в поддержкеили не знают, какую поддержку ему нужно оказать, потому что алкоголиков илинаркоманов в обществе принято высмеивать или презирать. Конечно, сами аддиктычасто делают жизнь своих близких невыносимой, но, возможно, если бы для людейбыла понятна и доступна информация об общих аддиктивных механизмах, о природеих происхождения, многих осложнений, связанных с аддиктивным поведением можнобыло бы избежать.
/>/>7. Направленность профилактической деятельности всвязи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивнаястратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы.Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решаетпроблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат:физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной илинаркотической зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению,недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивногоповедения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности.Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от однойзависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменнымиостаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует этиобразцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Детскоеаддиктивное поведение – явление довольно распространенное. Но уделять вниманиеважно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуютк себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения,кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудныхстолкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказатьсявовлеченным в разные виды аддиктивной реализации.
Профилактикааддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте.Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не толькосубъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. Аво-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важныекачества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейшихсоставляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление кразвитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способностьк самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появлениерефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознаватьсебя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делаютпопытки в самоопределении.
Этапамипрофилактической деятельности могут стать следующие составляющие:
Диагностический, включающий в себядиагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние наформирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкаястрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности,неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкоевосприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовыхситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информациио положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составесемьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможныхреферентных группах.
Информационно-просветительский этап, представляющийсобой расширение компетенции подростка в таких важных областях, какпсихо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технологияобщения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственнопроблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивныхмеханизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивногопроцесса и последствий.
Тренингиличностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и формповедения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактикааддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи,образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье дляподростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность изащищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренномконтроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельностии умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Роберт Т. иДжина Байярд в связи с этим пишут: «…поражает контраст между теми детьми,которые сопротивляются» чрезмерному «контролю родителей, и теми, кто не делаетэтого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений,принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельнойжизни».
В сфереобразования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподаванииучебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такиестороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особойзначимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогическогоконтингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов,интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своемсодержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информациянеобходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей ипонимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важныепроблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразнымиактивными стратегиями преодоления стресса.
Полноценнаяпрофилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средствмассовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. Напредставителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральнаяответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. Впечатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающегопоколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Детивоспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только какразвлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблемподросткового возраста в частности.
Вподростковом возрасте «решающее значение приобретает стремление детей найтисвое место в обществе». «Подростки стремятся определить свое место в жизни,активно ищут идеал – «делать жизнь с кого?». В связи с этим, очень важно, какиеобразцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль можетиграть система психологической и социальной поддержки подростков,обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровомудовлетворении потребностей.
Направленностьна людей – «своеобразная психологическая повернутость к людям» – всущественной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целомнаправлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качествдля межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность ксотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечатьподросткам тем же.
Неоценимыйвклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, еслиона ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяетчеловека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям иаддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своейличности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом длястроительства межличностных отношений.

/>Литература
 
1.   Байярд Р.Т., Байярд Д.– Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
2.   Берн Э. Игры, в которыеиграют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Специальная литература, 1995.
3.   Бодалёв А.А. Личностьи общение. – М., 1995.
4.   Горьковая И.А. Нарушенияповедения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол.,1994/3, с. 47–54.
5.   Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е.– Обозр. психиат. и мед. психол., 1995/1, с. 55–63.
6.   Кан-Калик В.А. Грамматикаобщения. – М., 1995.
7.   Кон И.С. Введениев сексологию. – М.: Медицина, 1989.
8.   Кон И.С. Психологияранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
9.   Короленко Ц.П. Работоголизм– респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед.психол., 1993/4, с. 17–29.
10.     Короленко Ц.П.,Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990.
11.     Короленко Ц.П. Аддиктивноеповедение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. имед. психол., 1991/1, с. 8–15.
12.     Личко А.Е. Подростковаяпсихиатрия. – М., 1979.
13.     Обухова Л.Ф. Детская(возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство,1996.
14.     Полищук Ю.И. Психическиерасстройства, возникающие у людей, вовлечённых в деструктивные религиозныесекты. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1995/1.
15.     Положий Б.С. Психологическоездоровье как отражение социального состояния общества. – Обозр. психиат. и мед.психол., 1994/4.
16.     РахматшаеваВ. Грамматика общения. – М.: Семья и школа, 1995.
17.     РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир,1994.
18.     Сирота Н.А.,Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальныхрасстройств у подростков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, с. 63–74.
19.     Сирота Н.А.,Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модельисследования. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/1, с. 53–59.
20.     Словарьпрактического психолога. – Минск: «Харвест», 1997.
21.     Фельдштейн Д.И. Проблемывозрастной и педагогической психологии. – М. 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Так кому же на Руси жить хорошо по поэме Николая Некрасова
Реферат A Method In Hamlet Madness Essay Research
Реферат Ella Baker Essay Research Paper Ella BakerElla
Реферат В чем причина драмы Катерины в пьесе Островского Гроза
Реферат A Booming End To The 19Th Century
Реферат Уничтожение или повреждение лесных насаждений
Реферат Essay "Main forms of literature in America at the beginning of the XIX century"
Реферат Правитель Иван III
Реферат Изучение основных закономерностей протекания химических реакций
Реферат Особливості процесуального становища Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини
Реферат Образование Русского централизованного государства 5
Реферат Экосистема жигулевских гор
Реферат Поволжский экономический район Территориальная организация строительного комплекса России
Реферат Отчёт о производственной практике
Реферат Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом