Реферат по предмету "Государство и право"


Юридические и организационные основы охраны окружающей среды

Контрольнаяработа №1
«Юридическиеи организационные основы охраны окружающей среды»
Студентки VI курса ООС
Гебень Ольги Анатольевны
БГТУ 2010

1. Источники экологического права
В теории права понятие «источники права»трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. властьгосударства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений ипринимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражениягосударственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Ведущимисточником права в современных условиях признается нормативный правовой акт. Онимеет ряд неоспоримых преимуществ: а) издается оперативно и в любой своей частиможет быть изменен, что позволяет достаточно быстро реагировать на социальныепроцессы; б) нормативные правовые акты определенным образом систематизированы;в) они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что способствуетпроведению единой политики; г) нормативные правовые акты поддерживаютсягосударством, что выражается в применении мер ответственности в случае ихнарушения. Определение источника права как нормативного правового акта такжедемонстрирует связь между системой права и системой законодательства.
Наличие самостоятельных источников права рассматривается вкачестве обязательного признака самостоятельности отрасли права. Источникамиэкологического права признаются нормативные правовые акты, содержащие правовыенормы, которые регулируют экологические отношения. Они обладают признаками,характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующегоэкологические отношения:
• во-первых, значительная часть экологических норм содержитсяв кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль некодифицирована;
• во-вторых, нормы, на основании которых регулируютсяэкологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права исоставляют так называемые «экологизированные нормы»;
• в третьих, в числе источников экологического правазначительное место занимают международно-правовые акты.
Конституция Республики Беларусь в соответствии с ееюридической силой является первым источником права. На основе конституционныхнорм формируется вся система текущего законодательства. Основные положенияэкологической доктрины Республики Беларусь также определены в Конституции.
Система законодательства есть правовое явление, корреляционносвязанное с системой права как внутренней структурой права, в которой отраженыобъединение и дифференциация объективно обусловленных юридических норм. В то жевремя в правовой системе Республики Беларусь отрасль права, регулирующаяотношения в области окружающей среды, называется экологическое право, а отрасльзаконодательства в соответствии с Единым правовым классификатором РеспубликиБеларусь определена как «законодательство об охране окружающей среды ирациональном использовании природных ресурсов».
Основой иерархии во всей системе законодательства являетсяюридическая сила нормативного правового акта, под которой согласно ст. 1 этогоже Закона понимается характеристика нормативного правового акта, определяющаяобязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, атакже его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
В силу названных выше особенностей экологического правапостроение системы его источников только на основе критерия юридической силынормативных правовых актов не позволяет отразить специфику взаимодействияисточников между собой, а также применение их к экологическим правоотношениям.Необходимо учитывать как факторы, влияющие на формирование системыэкологического законодательства: а) наличие в его структуре блокаприродоресурсных подотраслей (земельное, водное, горное лесное и т. д.законодательство); б) включение в число источников так называемых «экологизированных»норм; в) регулирование отношений в области окружающей среды нормамимеждународного права окружающей среды. Сказанное диктует выделение в системеэкологического законодательства нескольких уровней и групп.
Первый уровеньисточников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляютнормативные правовые акты собственно экологического содержания, т. е. принятыес целью:
1) регулирования отношений по использованию и охранекомпонентов природной среды (природоресурсное законодательство);
2) охраны окружающей среды и обеспечения экологическойбезопасности.
Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов иосновано на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды(земли, недр, вод и т. д.). Таким образом, в эту группу входят самостоятельныепо сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природныхкомпонентов в окружающей среде:
• земельное право или правовой режим использования и охраныземель;
• горное право или правовой режим использования и охранынедр;
• водное право или правовой режим использования и охраны вод;
• лесное право или правовой режим использования и охранылесов;
• правовой режим использования и охраны растительного миравне лесов;
• фаунистическое право или правовой режим охраны ииспользования животного мира;
• правовая охрана атмосферного воздуха;
• правовая охрана озонового слоя.
Каждую из названных подотраслей экологическогозаконодательства возглавляет соответствующий законодательный акт: КодексРеспублики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодексРеспублики Беларусь и Лесной кодекс Республики Беларусь, Законы РеспубликиБеларусь «О растительном мире», «О животном мире»*, «Обохране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя». Следуетотметить, что правовое регулирование растительного мира обособилось отправового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона.
Нормативные правовые акты, принятые с целью охраны окружающейсреды и обеспечения экологической безопасности, устанавливаютспециальные механизмы, которые в общем виде закреплены в Законе РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды». Необходимость разработки ипринятия целого ряда нормативных правовых актов, входящих в эту группу,обусловлена особенностями окружающей среды, выступающей в качестве объектаправоотношений. Экологическое законодательство рассматривает охрану окружающейсреды в качестве неотъемлемого условия устойчивого экономического и социальногоразвития государства и предусматривает целый ряд требований в этой области,которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности в качествеобязательных условий и ограничений.
Сказанное позволяет выделить в системе экологическогозаконодательства группу, объединяющую как законы, так и принятые в их развитиеиные акты законодательства, включая технические нормативные правовые акты,которые содержат нормы, устанавливающие параметры качества окружающей среды, иэколого-правовые механизмы, посредством которых оно обеспечивается. В этойгруппе представлены следующие Законы: «Об особо охраняемых природныхтерриториях», «О налоге за использование природных ресурсов(экологический налог)»; «О государственной экологической экспертизе»,«Об обращении с отходами». Нормы, содержащиеся в названных вышезаконах и принятых в их развитие нормативных правовых актах, образуютсоответствующий институт или подинститут экологического права. Обращает на себявнимание, что те или иные правоотношения, закрепленные в Законе РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды», в дальнейшем получают развитиев законах или иных актах законодательства (например, система особо охраняемыхприродных территорий закреплена на уровне закона, а Национальная системамониторинга окружающей среды определена актом Правительства).
В юридической литературе, в частности В.И. Андрейцевым, вкачестве самостоятельной группы источников экологического законодательствавыделяют также законодательство в сфере экологической безопасности. Такаяпозиция заслуживает поддержку, поскольку в данном случае имеет место свойспецифический предмет регулирования – отношения в области экологическойбезопасности в особых условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера. Сюда следует включать Законы: «О правовом режиме территорий,подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы наЧернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности населения», «Озащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера», «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов», «О безопасности генно-инженернойдеятельности», в развитие которых принят ряд иных актов законодательства.
Второй уровень в системеэкологического законодательства составляют так называемые «экологизированные»нормы и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. Этот уровеньявляется как бы внешним для собственно экологического законодательства. Еслигруппы источников, входящие в собственно экологическое законодательство,представляют внутреннее деление экологического права, то этот уровень позволяетрасширить границы правового регулирования сферы взаимодействия общества сокружающей средой.
Понятие «экологизированные нормы» введенопрофессором В.В.Петровым. Под «экологизацией нормативно-правовых актов»он понимает «внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовуюткань нормативно-правового акта». Пример сочетания собственноэкологического законодательства с нормами иных правовых отраслей представляетинститут ответственности за нарушение экологического законодательства: деяния,нарушающие экологическое законодательство, определены в источникахэкологического права, например, Законе «Об охране окружающей среды»,и др., а меры ответственности – в административном, уголовном, гражданскомзаконодательстве. При этом основой для применения мер административной,уголовной, гражданско-правовой ответственности все же являются положенияэкологического законодательства, поскольку квалификация правонарушения возможнатолько с использованием специальных экологических норм, устанавливающиххарактер правонарушения, его квалифицирующие признаки (например, причинениевреда особо охраняемым природным территориям или животным и растениям,занесенным в Красную книгу), определяющих при помощи специальных такс или методикразмер причиненного окружающей среде вреда.
Потребность во включении в систему экологическогозаконодательства норм иных отраслей также обусловлена и тем, что, как мы ужеговорили ранее, окружающая среда – это сложная природно-социальная система.Таким образом, присутствие в рассматриваемом уровне норм хозяйственного права,а также так называемых социальных норм является настоятельной необходимостью,поскольку по отношению к юридическим лицам, деятельность которых загрязняетокружающую среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты,регулирующие экономическую деятельность этих субъектов. Например, ЗаконРеспублики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте»устанавливает меры обеспечения экологической безопасности при создании магистральныхтрубопроводов, при их эксплуатации и выводе из эксплуатации, консервации иликвидации.
К социальным нормам, в частности, относится законодательство,обеспечивающее санитарно-эпидемическое благополучие населения,градостроительное законодательство. Важнейшей составляющей названных отраслейявляются технические нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы(стандарты, правила, регламенты) хозяйственной деятельности с целью обеспечениябезопасности человека. Санитарно-эпидемическое законодательство регулируеткачество окружающей среды в аспекте сохранения ее как среды обитания человека.Консолидирует систему санитарно-эпидемических норм Закон Республики Беларусь «Осанитарно-эпидемическом благополучии населения». Правовую основуградостроительной деятельности составляет Закон Республики Беларусь «Обархитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РеспубликеБеларусь». Статья 5 названного Закона устанавливает требования в областиохраны окружающей среды, обеспечения безопасности территорий и их защиты отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предъявляемые кразработке градостроительной и проектной документации на строительство изастройку населенных пунктов.
Экологическую окраску в настоящее время имеют многие правовыеинституты: институт права собственности, обязательств вследствие причинениявреда, сервитут и иные в гражданском праве, институты административнойответственности и управления в области охраны окружающей среды – вадминистративном праве; институт прав человека – в конституционном праве;экологическое налогообложение – в налоговом и т. д.
Таким образом, расширяя границы правового регулирования сферывзаимодействия общества с окружающей средой, «экологизация»законодательства позволяет эффективно использовать все имеющиеся взаконодательстве правовые формы и механизмы с целью достижения благоприятнойдля человека окружающей среды.
Третий уровень составляют нормы международного права, регулирующие отношения по охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусьпризнает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечиваетсоответствие им законодательства. Процедуры признания норм международного правазакреплены в Законе «О международных договорах Республики Беларусь».Республика Беларусь заключает и исполняет международные договоры в соответствиис общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числеВенской конвенцией о праве международных договоров 1969 г.
Согласие Республики Беларусь на обязательность для неемеждународного договора может быть выражено подписанием международногодоговора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующимимеждународный договор, ратификацией международного договора, утверждением(принятием) международного договора, присоединением к международному договору,путем правопреемства в отношении международного договора. Решения о согласии наобязательность для Республики Беларусь межгосударственных имежправительственных договоров принимаются Президентом Республики Беларусь,Национальным собранием Республики Беларусь или Советом Министров РеспубликиБеларусь в соответствии с их компетенцией.
Ратификации подлежат межгосударственные имежправительственные договоры, в которых предусмотрена их ратификация, а такжеустанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в декретах и указахПрезидента Республики Беларусь, законах Республики Беларусь, предметом которыхявляются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, ноне урегулированные декретами и указами Президента Республики Беларусь, законамиРеспублики Беларусь о территориальном разграничении Республики Беларусь сдругими государствами, об участии Республики Беларусь в международныхорганизациях и межгосударственных образованиях. Межгосударственные имежправительственные договоры, не подлежащие ратификации и не вступающие в силусо дня подписания, обмена нотами, письмами или иными документами, образующимимеждународный договор, подлежат утверждению (принятию). ПрисоединениеРеспублики Беларусь к международным договорам осуществляется исходя из условиймеждународного договора, а также в других случаях, предусмотренныхмеждународным правом.
Большинство международных соглашений в области охраныокружающей среды являются общими многосторонними договорами, рассматриваемыми втеории и практике международного права как соглашения, которые посвященывопросу, представляющему интерес для международного сообщества государств вцелом; направлены на создание общепризнанных норм международного права;предназначены для участия всех государств. Среди них особенно выделяются такназываемые рамочные соглашения, поскольку они, как правило, имеют глобальныйхарактер, фиксируют общие для всех государств-участников обязательства, но приэтом не ограничивают договаривающиеся стороны перечислением запрещенныхдействий. Например, рамочными являются Венская конвенция об охране озоновогослоя 1985 г., конвенция ООН об изменении климата 1992 г.
Нормы права, содержащиеся в международных договорахРеспублики Беларусь, вступивших в силу, признаются частью действующего натерритории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственномуприменению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что дляприменения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативногоправового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выраженосогласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международногодоговора.
Особое место среди международных договоров как источниковэкологического законодательства занимает Конвенция о доступе к информации,участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию повопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская). Данный международныйдокумент определяет основные права граждан в экологической сфере, необходимыедля содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений наблагоприятную окружающую среду: а) право на доступ к экологической информации;б) право на участие в принятии экологически значимых решений; в) право надоступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Конвенцияпредставляет собой новый вид международного соглашения в области окружающейсреды. Она декларирует, что принцип устойчивого развития, провозглашенный наДекларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.), может быть реализован только путем активного взаимодействия междуобщественностью и государственными органами в условиях демократии. ПредметКонвенции – взаимоотношения между обществом и государством по поводу состоянияокружающей среды, поэтому в отличие от основного массива международных норм поохране окружающей среды, устанавливающих обязательства государств в отношениидруг друга, Конвенция охватывает обязательства, которые государства-участникинесут перед общественностью своих государств. Конвенция предоставляет публичныеправа гражданам и налагает на государства-участники обязательства по обеспечениюэкологических прав. Новизна Конвенции проявляется также в том, что, впервые впрактике международного публичного права субъектом международного документапризнается общественность наряду с привычными субъектами – государствами.
Консолидирует систему экологического законодательства ЗаконРеспублики Беларусь «Об охране окружающей среды».
2. Понятие и формы собственности на природныересурсы, природные объекты и природные комплексы
Право собственности на компоненты природной средыпредставляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежностьопределенного имущества (компонентов природной среды) соответствующим субъектам(государству, физическим, юридическим лицам), определяющих содержание ихправомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника(право собственности в объективном смысле). Как правовой институт правособственности на компоненты природной среды объединяет нормы конституционного,гражданского, природоресурсного, налогового, уголовного, административногоправа, т. е. является комплексным институтом права.
Правомочия собственника имущества владеть, пользоваться ираспоряжаться своим имуществом, в данном случае, компонентами природной среды,именуются правом собственности в субъективном смысле.
Следует отметить, что право собственности на компонентыприродной среды имеет специфику, по сравнению с правом собственности вклассическом, гражданско-правовом смысле, что обусловлено особенностями объектарассматриваемых правоотношений. Так, компонентами природной среды в соответствиисо ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»являются: земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды,атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой иоколоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупностиблагоприятные условия для существования жизни на Земле.
Самостоятельными объектами права собственности выступают:земля, недра, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир. Содной стороны, данные объекты являются вещами, имуществом в гражданско-правовомсмысле и выполняют экономические функции в качестве средств производства. Сдругой стороны, они характеризуются также особым свойством, которое проявляетсяв их экологическом, рекреационном, оздоровительном, эстетическом назначении.Так, являясь пространственным базисом для размещения зданий, сооружений и т.п., земля остается единственным местом для проживания человека, и в этом смыслеее значение неоценимо. Атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическоепространство как компоненты природной среды не обладают признакомовеществленности и не могут находиться в собственности.
Конституция Республики Беларусь, ГК устанавливают две формысобственности на компоненты природной среды: государственную и частную. Встатье 13 Конституции Республики Беларусь декларируется исключительнаягосударственная собственность на недра, воды, леса. Земли сельскохозяйственногоназначения согласно указанной статье Конституции находятся в собственностигосударства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятсятолько в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода ихв частную собственность, а также закреплено исключительное право государства наосуществление отдельных видов деятельности. Юридические лица частной формысобственности и физические лица не могут приобретать право собственности наобъекты, находящиеся только в собственности государства. Так, Закон РеспубликиБеларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства»устанавливает, что только в государственной (республиканской) собственностинаходятся:
• земли сельскохозяйственного назначения, а также иные земли,не подлежащие передаче в частную собственность (например, согласно ст. 38 КоЗ землиобщего пользования; земли транспорта и связи; земли, предоставленные для нуждобороны; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.);
• недра;
• воды;
• леса;
• особо охраняемые природные территории и объекты;
• животные и растения, включенные в Красную книгу РеспубликиБеларусь.
Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животноммире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободына территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикиеживотные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из средыих обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическимилицами, гражданами находятся в собственности указанных субъектов, если иное неустановлено законодательными актами.
Объекты растительного мира, расположенные на территорииРеспублики Беларусь, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «Орастительном мире» находятся в государственной собственности. Такиеобъекты, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих инымсубъектам на праве частной собственности, принадлежат гражданам или юридическимлицам — собственникам земельных участков. Объекты растительного мира, назаконном основании посаженные и культивируемые пользователями земельныхучастков или водных объектов, являются их собственностью. Объекты растительногомира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которыхони расположены. Объекты растительного мира, а равно права пользования ими немогут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования,вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться илипереходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ихоборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах. Такимобразом, компоненты природной среды по общему правилу отнесены к ограниченнооборотоспособным объектам, т. е. таким, которые могут принадлежать лишьопределенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в оборотедопускается по специальному разрешению в порядке, установленномзаконодательными актами.
3. Правовое регулирование использования и охраныатмосферного пространства
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Обохране окружающей среды» атмосферный воздух выделяется как самостоятельныйобъект отношений в области охраны окружающей среды, который следуетотграничивать по правовым и естественно-природным признакам от других элементоватмосферного пространства, таких как озоновый слой, климат, а также отоколоземного космического пространства, выходящего за пределы земной атмосферы.
Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правовогорегулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охранеатмосферного воздуха». В соответствии с данным Законом атмосферный воздухопределяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовуюоболочку нашей планеты. Таким образом, атмосферный воздух охватывает собойестественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых,производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферыподпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе.Так, озоновый слой атмосферы, охрана которого названа как одно из требований поохране атмосферного воздуха (ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об охранеатмосферного воздуха»), составляет самостоятельный объект правовогорегулирования. В рамках выполнения международных обязательств РеспубликиБеларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенцииОрганизации Объединенных Наций об изменении климата осуществляетсярегулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющихатмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощаюти переизлучают инфракрасное излучение.
В отличие от других компонентов природной среды, являющихсяобъектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается взаконодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритетохраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферноговоздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятногосостояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствамиатмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования.В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного неконтролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферныйвоздух не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферноговоздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объектаприродопользования.
Государство имеет суверенные права на воздушное пространство,образующее составную часть государственной территории Республики Беларусь, ноне являющееся компонентом природной среды. По отношению к атмосферному воздухугосударство обладает определенными полномочиями по регулированию общественныхотношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнениюмеждународных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в даннойобласти.
Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм,которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природнойсреды, в законодательстве об охране атмосферного воздуха специально невыделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятиеприродопользования как деятельности, в процессе которой используются природныересурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вестиречь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферномувоздуху.
Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которыемогут использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могутполучить статус ресурсов, например, смесь газов, составляющих атмосферныйвоздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторыедругие. Пользование этими природными элементами специально не регулируется. Всоответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферноговоздуха» предусмотрено только потребление атмосферного воздуха дляпроизводственных нужд.
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Обохране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраныатмосферного воздуха осуществляется Президентом Республики Беларусь, СоветомМинистров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь, включая Департамент по гидрометеорологииуказанного министерства, Министерством здравоохранения Республики Беларусь,Министерством внутренних дел Республики Беларусь и их органами на местах, атакже местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органамив пределах их компетенции.
Контроль за охраной атмосферного воздуха состоит из государственного, ведомственного, производственногои общественного контроля.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздухаимеет своей задачей обеспечение осуществления органами государственногоуправления и исполнительной власти, юридическими и физическими лицамимероприятий по охране атмосферного воздуха, выполнения условий выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него,а также иных правил, установленных законодательством Республики Беларусь обохране атмосферного воздуха. Государственный контроль за соблюдением правил,требований и нормативов по охране атмосферного воздуха в пределах своейкомпетенции осуществляют должностные лица республиканских органовгосударственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды,здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.
Республиканские органы государственного управления обязаныосуществлять контроль за проектированием, строительством и эксплуатациейсооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух и снижения вредного физического и иного воздействия нанего, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянногонаблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических ииных воздействий на атмосферный воздух на подведомственных им субъектаххозяйствования (ведомственный контроль).
Производственный контроль за охраной атмосферного воздухаосуществляется субъектами хозяйствования и имеет своей задачей проверкувыполнения планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдениянормативов качества атмосферного воздуха, выполнения требований по его охране.
Мониторинг атмосферного воздухаявляется самостоятельным видом мониторинга окружающей среды в составеНациональной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. Егоосновными задачами являются:
• наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источникамиего загрязнения;
• оценка и прогноз основных тенденций изменения качестваатмосферного воздуха;
• выработка рекомендаций для принятия решений в областиуправления качеством атмосферного воздуха.
Порядок проведения мониторинга атмосферного воздухаустанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Объектами наблюдений при проведении мониторинга атмосферноговоздуха являются атмосферный воздух, атмосферные осадки, снежный покров и иныеобъекты, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающейсреды Республики Беларусь. Сбор, хранение, обработка и передача информации осостоянии атмосферного воздуха и источников его загрязнения осуществляютсяуказанным министерством и его территориальными органами.
Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха осуществляетсятакже в рамках локального мониторинга окружающей среды. При его проведенииюридические лица, осуществляющие эксплуатацию источников вредного воздействияна окружающую среду, в обязательном порядке осуществляют наблюдение завыбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на определенных вустановленном порядке стационарных источниках. Перечень параметров и периодичностьпроведения наблюдений устанавливаются территориальными органами Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетоммощности стационарного источника и уровня его вредного воздействия наатмосферный воздух, но не реже одного раза в месяц.
Государственный учет вредных воздействий на атмосферныйвоздух предусматривает инвентаризацию выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух и государственный учет объектов, оказывающих вредноевоздействие на атмосферный воздух. Инвентаризация представляет собой комплексмероприятий, выполняемых природопользователем, включающий выявление исистематизацию сведений об источниках выделения и выбросов загрязняющих веществв атмосферный воздух, в том числе место нахождения источников и определениекачественных и количественных показателей выбросов. Инвентаризация выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется всеми субъектамихозяйствования независимо от подчиненности и форм собственности, деятельностькоторых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в сроки,определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь. Она связана с выполнением возлагаемой на юридические лицаобязанности обеспечивать контроль за объемом и составом загрязняющих веществ,выбрасываемых в атмосферный воздух.
Хозяйственные и иные объекты, оказывающие вредное воздействиена атмосферный воздух, виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых ватмосферный воздух, а также виды и размеры вредных физических и иныхвоздействий на него подлежат государственному учету. Отнесение предприятий кобъектам, оказывающим вредное воздействие на атмосферный воздух, производится всоответствии с критериями экологической опасности, разрабатываемыми органами,осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.Перечень объектов, которые представляют сведения о выбросах загрязняющихвеществ в атмосферный воздух по государственной статистической отчетности,определяется Министерством природных ресурсов и охране окружающей средыРеспублики Беларусь.
В целях сбора, анализа и обобщения данных о состоянииатмосферного воздуха ведется государственный кадастр атмосферного воздуха,который представляет собой свод необходимых сведений и документов о состояниивоздушного бассейна Республики Беларусь. Порядок ведения государственногокадастра атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров РеспубликиБеларусь. Кадастр атмосферного воздуха ведет Министерство природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь, совместно с Министерством по чрезвычайнымситуациям Республики Беларусь, Министерством по статистике и анализу РеспубликиБеларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Атмосферныехарактеристики, отражающие климатические условия Республики Беларусь,учитываются в государственном климатическом кадастре.
4. Виды наказаний за экологические преступления
Эколого-правовая ответственность выступает важным звеномправового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающейсреды. В юридической литературе признано, что ответственность проявляется как «обязанностьвыполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятныепоследствия за их нарушение». При этом для экологических правоотношенийпредставляется важным рассмотрение юридической ответственности не только втрадиционном (ретроспективном), но и в перспективном смысле. В последнем случаепод ответственностью понимается обязанность соблюдения требований в областиохраны окружающей среды.
В случае нарушения законодательства эколого-правоваяответственность заключается в применении к нарушителям мер государственногопринуждения и предусматривает возложение обязанности претерпеватьнеблагоприятные последствия, вызванные совершением экологическогоправонарушения. Привлечение лиц к ответственности за нарушение экологическогозаконодательства не освобождает их от возмещения вреда, причиненного врезультате вредного воздействия на окружающую среду (гражданско-правовойответственности). Таким образом, различают следующие виды юридическойответственности за нарушение экологического законодательства:
• административную;
• уголовную;
• гражданско-правовую;
• дисциплинарную.
В уголовном праве понятие «экологическое преступление»начали употреблять в начале 80-х годов XX века. Так, Ю.И. Ляпунов к преступнымдеяниям в области охраны окружающей среды относит «предусмотренноеуголовным законом общественно опасное воздействие на естественный ресурс,выразившееся в его захвате, уничтожении (истреблении), повреждении (порче)».В.В. Петров определяет экологическое преступление как общественно опасноедеяние, нарушающее экологический правопорядок и причиняющее вред окружающейсреде.
С принятием УК Республики Беларусь 1999 года взаконодательство было введено понятие преступления против экологическойбезопасности и природной среды, под которым понимается совершенное умышленноили по неосторожности общественно опасное деяние, причинившее или могущеепричинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру,атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательствомоб охране окружающей среды, независимо от форм собственности.
Общественная опасность уголовно наказуемого деянияопределяется характером наступивших последствий:
• совершение нарушений в течение года после наложенияадминистративного взыскания за такие же нарушения (например, ч. 1 ст. 282 УК);
• смерть либо заболевания людей (например, ч. 3 ст. 272 УК);
• причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере(например, ст. 264, ст. 276 УК);
• гибель растительности или животных, заведомо для виновногозанесенных в Красную книгу Республики Беларусь ( например, ч. 2 ст. 281 УК) ит. п.
Составы преступлений в области окружающей среды определены вГлаве 26 УК «Преступления против экологической безопасности и природнойсреды» (ст. 263—283 УК). Ряд составов преступлений в области окружающейсреды находится в иных главах. Например, в Главе 17 «Преступления противмира и безопасности человечества» установлена уголовная ответственность заэкоцид, т. е. умышленное массовое уничтожение растительного или животного мира,либо отравление атмосферы или водных ресурсов, либо совершение иных умышленныхдействий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 131 УК); в главе 33 «Преступленияпротив порядка управления» – за самовольное занятие земельного участка(ст. 386 УК) и т. д.
С учетом объекта посягательства можно выделить две группыэкологических преступлений. Во-первых, преступления, которые посягают наэкологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являютсяобщественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объектаправового регулирования, например, нарушение правил безопасности при обращениис экологически опасными веществами и отходами (ст. 278 УК), сокрытие либоумышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды (ст. 279 УК),прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст. 266 УК) и т. д.
Вторую, наиболее многочисленную группу экологическихпреступлений составляют те, в которых в качестве объекта выступает порядокиспользования и охраны отдельных компонентов природной среды или природныхобъектов:
• порча земель – ст. 269 УК;
• нарушение правил охраны недр – 271 УК;
• загрязнение либо засорение вод — ст. 272 УК;
• загрязнение атмосферы — ст. 274;
• загрязнение леса – 275 УК;
• незаконная порубка деревьев и кустарников — ст. 277 УК;
• незаконная добыча рыбы и водных животных – 281 УК;
• незаконная охота — ст. 282 УК и др.
Следует отметить, что по общему правилу (примечание 2 к Главе26 УК) крупным признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающуюразмер базовой величины, а особо крупным – размер ущерба на сумму, в 1000 иболее раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершенияпреступления. Отмечая экологическую ценность таких компонентов природной среды,как растительный и животный мир, законодатель установил более высокиетребования при применении мер уголовной ответственности за нарушениезаконодательства об охране и использовании названных объектов. Так, крупнымразмером ущерба при загрязнении леса и незаконной порубке деревьев икустарников признается ущерб на сумму, в 80 и более раз превышающую размербазовой величины, установленный на день совершения преступления. Особо крупнымразмером ущерба при уничтожении либо повреждении леса в результатенеосторожного обращения с огнем, несоблюдении правил производства взрывныхработ, нарушении правил эксплуатации других источников повышенной опасности,нарушении порядка заготовки и вывозки древесины, а также незаконной порубкедеревьев и кустарников признается размер ущерба на сумму, в 250 и более разпревышающую размер базовой величины, установленный на день совершенияпреступления. При нарушении законодательства о животном мире согласнопримечанию к ст. 281–282 УК крупным и особо крупным признается соответственноущерб в размере 40 и более, 100 и более базовых величин, установленных на деньсовершения преступления.
Обсудив практику рассмотрения судами дел об ответственностиза правонарушения против экологической безопасности и природной среды, ПленумВерховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 18 декабря 2003 г. № 13 обратил внимание судов на то, что строгое соблюдение законодательства об охранеокружающей среды является условием обеспечения экологической безопасности ирационального использования природных ресурсов. В силу этого при рассмотрениидел о нарушении законодательства в данной области следует обеспечиватьвсестороннее и полное исследование обстоятельств противоправного деяния,учитывать характер наступивших последствий, не допускать необоснованногоосвобождения виновных от ответственности, а также от возмещения ущерба,причиненного вредным воздействием на окружающую природную среду. Судам надлежитиметь в виду, что особенностью правовых норм, устанавливающих ответственность занарушение законодательства об охране окружающей среды, является их отсылочный ибланкетный характер. Поэтому при их применении необходимо обращаться кнормативным правовым актам и международным договорам Республики Беларусь,регулирующим отношения в области охраны и рационального использования природныхобъектов, а также порядок возмещения причиненного вреда. Было отмечено, чтосудам необходимо устанавливать причинную связь между совершенными действиями(бездействием) и наступившими вредными последствиями либо между деянием ивозникновением угрозы причинения физического или экологического вреда ивыяснять, не вызваны ли эти последствия иными факторами и не наступили ли онивне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены лидействия в состоянии крайней необходимости. Устранение виновными лицамипоследствий нарушения и приведение природного объекта в первоначальноесостояние не является основанием для освобождения их от ответственности задопущенное правонарушение. Если причиненный вред не был устранен или возмещендо рассмотрения дела, суд должен принять меры по его возмещению. Судам надлежитиметь в виду, что основанием уголовной ответственности за преступления спризнаками административной преюдиции является умышленное совершение виновнымзапрещенного уголовным законом деяния. Совершение в таких случаях деяния понеосторожности в течение года после наложения административного взыскания затакое же нарушение, при отсутствии последствий в виде заболевания людей, смертиили причинения ущерба в крупном размере, влечет административнуюответственность.
5. Венская Конференция об охране озонового слоя иПротоколы к ней
Конвенцияпринята 22 марта 1985 года в Вене на Конференции полномочных представителей поохране озонового слоя и подписана от имени Белорусской ССР 22 марта 1985 года.
ПринятаСоветом Министров Белорусской ССР 23 мая 1986 года.
Документо принятии депонирован 20 июня 1986 года.
Вступилав силу для Республики Беларусь 22 сентября 1988 года.
Сторонынастоящей Конвенции, сознавая потенциально пагубное воздействие изменениясостояния озонового слоя на здоровье человека и окружающую среду, ссылаясь насоответствующие положения Декларации Конференции Организации Объединенных Нацийпо проблемам окружающей человека среды и, в частности, на принцип 21, которыйпредусматривает, что «в соответствии с Уставом Организации ОбъединенныхНаций и принципами международного права государства имеют суверенное праворазрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в областиокружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобыдеятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающейсреде других государств или районов за пределами действия национальнойюрисдикции», принимая во внимание обстоятельства и особые потребностиразвивающихся стран, учитывая работу и исследования, проводимые как вмеждународных, так и в национальных организациях, и, в частности, Всемирныйплан действий по озоновому слою Программы Организации Объединенных Наций поокружающей среде, учитывая также предупредительные меры по защите озоновогослоя, уже принятые на национальном и международном уровнях, сознавая, что мерыпо охране озонового слоя от изменений в результате деятельности человекатребуют международного сотрудничества и действий на международном уровне идолжны основываться на соответствующих научно-технических соображениях, сознаваятакже необходимость проведения дальнейших исследований и систематическихнаблюдений для получения дополнительных научных сведений об озоновом слое и овозможных отрицательных последствиях изменения его состояния, исполненныерешимости защитить здоровье людей и окружающую среду от неблагоприятного воздействияизменений состояния озонового слоя, договорились о следующем:
Статья1
Определения
Внастоящей Конвенции:
1.«Озоновый слой» означает слой атмосферного озона над пограничнымслоем планеты.
2.«Неблагоприятное воздействие» означает изменения в физической средеили биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные вредныепоследствия для здоровья человека или для состава, восстановительнойспособности или продуктивности природных и регулируемых экосистем или дляматериалов, используемых человеком.
3.«Альтернативные технологии или оборудование» означают технологии илиоборудование, использование которых позволяет уменьшить или совсем устранитьвыбросы веществ, оказывающих или способных оказать неблагоприятное воздействиена озоновый слой.
4.«Альтернативные вещества» означают вещества, которые уменьшают,устраняют или предупреждают неблагоприятное воздействие на озоновый слой.
5.«Стороны» с прописной буквы означают, если в тексте не указано иное,Стороны настоящей Конвенции.
6.«Региональная организация по экономической интеграции» означаеторганизацию, образованную суверенными государствами данного региона, котораякомпетентна в вопросах, регулируемых настоящей Конвенцией и протоколами к ней,и должным образом уполномочена, в соответствии с ее внутренними процедурами,подписывать, ратифицировать, принимать, одобрять соответствующие документы илиприсоединяться к ним.
7.«Протоколы» означают протоколы к настоящей Конвенции.
Статья2
Общиеобязательства
1.Стороны принимают надлежащие меры в соответствии с положениями настоящейКонвенции и тех действующих протоколов, участниками которых они являются, длязащиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий,которые являются или могут являться результатом человеческой деятельности,изменяющей или способной изменить состояние озонового слоя.
2. Сэтой целью Стороны в соответствии с имеющимися в их распоряжении средствами исо своими возможностями:
a)сотрудничают посредством систематических наблюдений, исследований и обмена информациейдля того, чтобы глубже познать и оценить воздействие деятельности человека наозоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровьячеловека и окружающей среды;
b)принимают надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничают всогласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования,ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающейпод их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельностьоказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создаваявозможность изменения состояния озонового слоя;
с)сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стандартов длявыполнения настоящей Конвенции в целях принятия протоколов и приложений;
d)сотрудничают с компетентными международными органами в целях эффективноговыполнения настоящей Конвенции и протоколов, участниками которых они являются.
3.Положения настоящей Конвенции никоим образом не затрагивают права Сторонпринимать в соответствии с международным правом внутригосударственные меры вдополнение к мерам, предусмотренным в пунктах 1 и 2 выше; они не затрагиваюттакже дополнительных внутригосударственных мер, уже принятых Сторонами, приусловии, что такие меры совместимы с их обязательствами в рамках настоящейКонвенции.
4.Применение настоящей статьи основывается на соответствующих научно-техническихсоображениях.
Статья3
Исследованияи систематические наблюдения
1.Стороны обязуются в соответствующем порядке организовать исследования и научныеоценки и сотрудничать непосредственно или через компетентные международныеорганы в их проведении по следующим вопросам:
a)физические и химические процессы, которые могут влиять на озоновый слой;
b)влияние на здоровье человека и другие биологические последствия, вызываемыеизменениями состояния озонового слоя, особенно изменениями ультрафиолетовогосолнечного излучения, влияющего на живые организмы (УФ-Б);
c)влияние изменений состояния озонового слоя на климат;
d)воздействие любых изменений состояния озонового слоя и любого последующегоизменения интенсивности излучения УФ-Б на природные и искусственные материалы,используемые человеком;
e)вещества, практика работы, процессы и виды деятельности, которые могут влиятьна озоновый слой, и их кумулятивное воздействие;
f)альтернативные вещества и технологии;
g)соответствующие социально-экономические вопросы;
атакже по другим вопросам, подробно рассматриваемым в приложениях I и II.
2.Стороны обязуются сами или через компетентные международные органы с полнымучетом национального законодательства и такого рода деятельности, проводимойкак на национальном, так и на международном уровнях, содействовать проведениюили проводить совместные или взаимодополняющие программы систематических наблюденийза состоянием озонового слоя и другими соответствующими параметрами, как этопредусмотрено в приложении I.
3.Стороны обязуются сотрудничать непосредственно или через компетентныемеждународные органы в обеспечении сбора, проверки и регулярной и своевременнойпередачи исследовательских данных через соответствующие международные центрыданных.
Статья4
Сотрудничествов правовой и научно-технической областях
1.Стороны содействуют и благоприятствуют обмену научно-технической,социально-экономической, коммерческой и правовой информацией, имеющей отношениек настоящей Конвенции, в соответствии с более подробными положениями,содержащимися в приложении II. Такая информация предоставляется органам, окоторых договорятся Стороны. Любой такой орган, получающий информацию, которуюпоставляющая сторона считает конфиденциальной, гарантирует неразглашение такойинформации и обобщает ее таким образом, чтобы сохранить ее конфиденциальныйхарактер до того, как она будет предоставлена в распоряжение всех Сторон.
2.Стороны сотрудничают в соответствии с их национальными законами, нормами ипрактикой и с учетом, в частности, потребностей развивающихся стран всодействии, непосредственно или через компетентные международные органы,развитию и передаче технологии и знаний. Такое сотрудничество осуществляется, вчастности, путем:
a)облегчения приобретения альтернативных технологий другими Сторонами;
b)предоставления им информации об альтернативных технологиях и оборудовании исоответствующих инструкций или руководств;
c)поставки необходимого оборудования и аппаратуры для проведения исследований исистематических наблюдений;
d)подготовки необходимых научно-технических кадров.
Статья5
Передачаинформации
Сторонычерез секретариат передают Конференции Сторон, учрежденной на основе статьи 6,информацию о мерах, принимаемых ими по осуществлению настоящей Конвенции ипротоколов, участниками которых они являются, в такой форме и с такойпериодичностью, какие будут установлены на совещаниях сторон соответствующихдоговорных документов.
Статья6
Конференциясторон
1.Настоящим учреждается Конференция Сторон. Первое совещание Конференции Сторонсозывается назначенным на временной основе в соответствии со статьей 7секретариатом не позднее чем через год после вступления в силу настоящей Конвенции.В дальнейшем очередные совещания Конференции Сторон созываются спериодичностью, которую установит Конференция на первом совещании.
2.Внеочередные совещания Конференции Сторон созываются тогда, когда Конференциясочтет это необходимым, или по письменной просьбе одной из Сторон при условии,что в течение шести месяцев после ее направления секретариатом Сторонам этапросьба будет поддержана не менее чем одной третью Сторон.
3.Конференция Сторон консенсусом согласовывает и принимает правила процедуры ифинансовые правила как свои, так и любых вспомогательных органов, которые онаможет учредить, а также финансовые положения, регулирующие функционированиесекретариата.
4.Конференция Сторон постоянно следит за выполнением настоящей Конвенции и, крометого:
a)устанавливает форму и периодичность передачи информации, которая должнапредставляться в соответствии со статьей 5, и рассматривает такую информацию, атакже доклады, представляемые любым вспомогательным органом;
b)проводит обзор научной информации о состоянии озонового слоя, о его возможномизменении и о возможных последствиях любого такого изменения;
c)содействует в соответствии со статьей 2 согласованию соответствующей политики,стратегии и мер в целях сведения к минимуму выброса веществ, вызывающих илиспособных вызвать изменения состояния озонового слоя, и выносит рекомендации полюбым другим мерам, относящимся к настоящей Конвенции;
d)принимает в соответствии со статьями 3 и 4 программы исследований,систематических наблюдений, научно-технического сотрудничества, обменаинформацией и передачи технологии и знаний;
e) помере необходимости рассматривает и принимает поправки к настоящей Конвенции илиприложениям к ней в соответствии со статьями 9 и 10;
f)рассматривает поправки к любому протоколу, а также любым приложениям к нему и,при наличии соответствующего решения, рекомендует сторонам таких протоколовпринять их;
g) помере необходимости рассматривает и принимает дополнительные приложения кнастоящей Конвенции в соответствии со статьей 10;
h) помере необходимости рассматривает и принимает протоколы в соответствии состатьей 8;
i)учреждает такие вспомогательные органы, какие представляются необходимыми дляосуществления настоящей Конвенции;
j)пользуется по мере надобности услугами компетентных международных органов инаучных комитетов, в частности Всемирной метеорологической организации иВсемирной организации здравоохранения, а также Координационного комитета поозоновому слою, в области научных исследований, систематических наблюдений идругих видов деятельности, связанных с целями настоящей Конвенции, и надлежащимобразом использует информацию, получаемую от таких органов и комитетов;
k)рассматривает и принимает любые дополнительные меры, которые могутпотребоваться для достижения целей настоящей Конвенции.
5.Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения иМеждународное агентство по атомной энергии, а также любое государство, неявляющееся Стороной настоящей Конвенции, могут быть представлены на совещанияхКонференции Сторон наблюдателями. Любые органы или учреждения, национальные илимеждународные, правительственные или неправительственные, обладающиекомпетенцией в областях, относящихся к защите озонового слоя, которые известилисекретариат о своем желании быть представленными на совещании КонференцииСторон в качестве наблюдателей, могут быть допущены к участию в нем, еслипротив этого не возражает по меньшей мере одна треть присутствующих насовещании Сторон. Допуск и участие наблюдателей регулируются правилами процедуры,принятыми Конференцией Сторон.
Статья7
Секретариат
1. Насекретариат возлагаются следующие функции:
a)организация и обслуживание совещаний, как это предусмотрено в статьях 6, 8, 9 и10;
b)подготовка и передача докладов, основанных на информации, получаемой согласностатьям 4 и 5, а также на информации, получаемой от совещаний вспомогательныхорганов, учрежденных согласно статье 6;
c)выполнение функций, возлагаемых на него любыми протоколами;
d)подготовка докладов о его деятельности по выполнению своих функций всоответствии с настоящей Конвенцией и представление их Конференции Сторон;
e)обеспечение необходимой координации деятельности с другими соответствующимимеждународными органами и, в частности, заключение таких административных идоговорных соглашений, какие могут потребоваться для эффективного выполненияего функций;
f)выполнение таких других функций, какие могут быть определены КонференциейСторон.
2.Функции секретариата будут выполняться временно Программой ОрганизацииОбъединенных Наций по окружающей среде вплоть до завершения первого очередногосовещания Конференции Сторон, созванного во исполнение статьи 6. На своемпервом очередном совещании Конференция Сторон учреждает секретариат из числатех существующих компетентных международных организаций, которые выразилиготовность выполнять функции секретариата в соответствии с настоящейКонвенцией.
Статья8
Принятиепротоколов
1.Конференция Сторон может принимать на совещаниях протоколы в соответствии состатьей 2.
2.Текст любого предлагаемого протокола передается Сторонам секретариатом поменьшей мере за шесть месяцев до проведения такого совещания.
Статья9
Поправкик конвенции или протоколам
1.Любая из Сторон может предлагать поправки к настоящей Конвенции или любомупротоколу. В таких поправках должным образом учитываются, в частности,соответствующие научно-технические соображения.
2.Поправки к настоящей Конвенции принимаются на совещании Конференции Сторон.Поправки к любому протоколу принимаются на совещании Сторон соответствующегопротокола. Текст любой предложенной поправки к настоящей Конвенции или любомупротоколу, если в этом протоколе не предусмотрено иное, сообщаетсясекретариатом Сторонам не позднее, чем за шесть месяцев до проведениясовещания, на котором ее предлагается принять. Секретариат сообщает также текстпредложенных поправок странам, подписавшим Конвенцию, для их сведения.
3.Стороны прилагают все усилия к достижению согласия в отношении принятия любойпредложенной поправки к настоящей Конвенции путем консенсуса. Если исчерпанывсе средства для достижения консенсуса, а согласия не достигнуто, то в качествепоследней меры поправка принимается большинством в три четверти голосов СторонКонвенции, присутствующих на совещании и участвующих в голосовании, и представляетсяДепозитарием всем Сторонам для ратификации, утверждения или присоединения.
4.Процедура, упомянутая в пункте 3 выше, применяется к поправкам к любомупротоколу, за исключением тех случаев, когда для их принятия достаточнобольшинства в две трети голосов присутствующих на совещании и участвующих вголосовании Сторон этого протокола.
5.Депозитарию направляются письменные уведомления о ратификации, одобрении илипринятии поправок. Поправки, принятые в соответствии с пунктом 3 или 4 выше,вступают в силу для тех Сторон, которые приняли их, на девяностый день послеполучения Депозитарием уведомления об их ратификации, одобрении или принятии поменьшей мере тремя четвертями Сторон настоящей Конвенции или по меньшей мередвумя третями Сторон данного протокола, если только в этом протоколе непредусмотрено иное. В дальнейшем для любой другой Стороны поправки вступают всилу на девяностый день после сдачи данной Стороной на хранение документа оратификации, одобрении или принятии этих поправок.
6.Для целей настоящей статьи под термином «Стороны, присутствующие иучаствующие в голосовании» имеются в виду Стороны, присутствующие иголосующие «за» или «против».
Статья10
Принятиеприложений и внесение в них поправок
1.Приложения к настоящей Конвенции или к любому протоколу составляют,соответственно, неотъемлемую часть настоящей Конвенции или этого протокола, иесли прямо не предусматривается иного, то ссылка на настоящую Конвенцию или напротоколы к ней представляет собой в то же время ссылку на любые приложения к ним.Такие приложения ограничиваются научно-техническими и административнымивопросами.
2.Если каким-либо протоколом не предусматривается иных положений в отношенииприложений к нему, то применяется следующая процедура предложения, принятия ивступления в силу дополнительных приложений к настоящей Конвенции илиприложений к протоколу:
a)приложения к настоящей Конвенции предлагаются и принимаются в соответствии спроцедурой, установленной в пунктах 2 и 3 статьи 9, а приложения к любомупротоколу предлагаются и принимаются согласно процедуре, установленной впунктах 2 и 4 статьи 9;
b)любая сторона, не считающая возможным одобрить дополнительное приложение кнастоящей Конвенции или приложение к любому протоколу, участником которого онаявляется, уведомляет об этом Депозитария в письменной форме в течение шестимесяцев со дня направления Депозитарием сообщения о принятии. Депозитарийнезамедлительно уведомляет все Стороны о любом таком полученном им уведомлении.Сторона может в любое время заменить ранее направленное заявление о возражениизаявлением о принятии, после чего приложения вступают в силу для даннойСтороны.
c) поистечении шести месяцев со дня рассылки сообщения Депозитарием приложениевступает в силу для всех тех Сторон настоящей Конвенции или любого изсоответствующих протоколов, которые не представили уведомления в соответствии сположениями подпункта (b) выше.
3.Предложение, принятие и вступление в силу поправок к приложениям к настоящейКонвенции или к любому протоколу, регулируются процедурой, аналогичной той,которая установлена для предложения, принятия и вступления в силу приложений кКонвенции или приложений к протоколам. В приложениях и поправках к ним должнымобразом учитываются, в частности, соответствующие научно-технические соображения.
4.Если дополнительное приложение или поправка к приложению связаны с внесениемпоправки в настоящую Конвенцию или протокол, то это дополнительное приложениеили приложение с внесенными в него поправками вступает в силу лишь послевступления в силу поправки к настоящей Конвенции или к соответствующемупротоколу.
Статья11
Урегулированиеспоров
1. Вслучае спора между Сторонами относительно толкования или применения настоящейКонвенции заинтересованные стороны стремятся к его урегулированию путемпереговоров.
2.Если заинтересованные стороны не могут достичь согласия путем переговоров, онимогут совместно прибегнуть к добрым услугам третьей стороны или обратиться кней с просьбой о посредничестве.
3.При ратификации, принятии, одобрении настоящей Конвенции или присоединении кней или в любое время после этого государство или региональная организацияэкономической интеграции могут направить Депозитарию письменное заявление отом, что в отношении спора, который не был разрешен в соответствии сположениями пункта 1 или пункта 2 выше, они признают одно или оба из следующихсредств урегулирования спора как обязательные:
a)арбитраж в соответствии с процедурами, которые будут установлены КонференциейСторон на ее первом очередном заседании;
b)передача спора в Международный Суд.
4.Если стороны не приняли, в соответствии с пунктом 3 выше, одну и ту же илилюбую из процедур, то спор передается на урегулирование путем согласительнойпроцедуры в соответствии с пунктом 5 ниже, если стороны не договорились обином.
5. Попросьбе одной из сторон спора создается согласительная комиссия. Комиссиясостоит из равного числа членов, назначаемых каждой заинтересованной стороной,и председателя, выбранного совместно членами, назначенными каждой стороной.Комиссия выносит окончательное решение, имеющее рекомендательный характер,которое стороны добросовестно учитывают.
6.Положения настоящей статьи применяются в отношении любого протокола, если вэтом протоколе не предусматривается иное.
Статья12
Подписание
1.Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами и региональнымиорганизациями экономической интеграции в Федеральном министерстве иностранныхдел Австрийской Республики в Вене с 22 марта 1985 года по 21 сентября 1985 годаи в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 22сентября 1985 года по 21 марта 1986 года.
Статья13
Ратификация,принятие или одобрение
1.Настоящая Конвенция и любой протокол подлежат ратификации, принятию илиодобрению государствами и региональными организациями экономической интеграции.Документы о ратификации, принятии или одобрении сдаются на хранениеДепозитарию.
2.Любая организация, указанная в пункте 1 выше, которая становятся СторонойКонвенции или любого протокола, и при этом ни одно ее государство-член неявляется такой Стороной, будет связана всеми обязательствами, вытекающими изКонвенции или протокола соответственно. В случае, когда одно или болеегосударств — членов такой организации являются Сторонами Конвенции илисоответствующего протокола, эта организация и ее государства-члены принимаютрешение в отношении их соответствующих обязанностей по выполнению своихобязательств, вытекающих из Конвенции или протокола, соответственно. В такихслучаях организация и государства-члены не могут осуществлять параллельно права,вытекающие из Конвенции или соответствующего протокола.
3. Всвоих документах о ратификации, принятии или одобрении организации, указанные впункте 1 выше, заявляют о пределах своей компетенции в вопросах, регулируемыхКонвенцией или соответствующим протоколом. Эти организации также уведомляютДепозитария о любом существенном изменении пределов своей компетенции.
Статья14
Присоединение
1.Настоящая Конвенция и любой протокол открыты для присоединения государств ирегиональных организаций экономической интеграции с даты прекращения подписанияКонвенции или соответствующего протокола. Документы о присоединении сдаются нахранение Депозитарию.
2. Всвоих документах о присоединении организации, указанные в пункте 1 выше,заявляют о пределах своей компетенции в вопросах, регулируемых Конвенцией илисоответствующим протоколом. Эти организации также уведомляют Депозитария олюбом существенном изменении пределов своей компетенции.
3.Положения пункта 2 статьи 13 применяются к региональным организациям экономическойинтеграции, которые присоединяются к настоящей Конвенции или любому протоколу.
Статья15
Правоголоса
1.Каждая Сторона Конвенции или любого протокола имеет один голос.
2. Заисключением положения, предусмотренного в пункте 1 выше, региональные организацииэкономической интеграции в вопросах, входящих в их компетенцию, осуществляютсвое право голоса, располагая числом голосов, равным числу ихгосударств-членов, являющихся Сторонами Конвенции или соответствующегопротокола. Указанные организации теряют свое право голоса, если ихгосударства-члены осуществляют свое право голоса, и наоборот.
Статья16
Связьмежду конвенцией и протоколами к ней
1.Государство или региональная организация экономической интеграции могут статьсторонами какого-либо протокола лишь в том случае, если они являются илистановятся в то же время Сторонами Конвенции.
2.Решения, касающиеся любого протокола, принимаются только сторонамисоответствующего протокола.
Статья17
Вступлениев силу
1.Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день со дня сдачи на хранениедвадцатого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.
2.Любой протокол, если в этом протоколе не предусматривается иное, вступает всилу на девяностый день со дня сдачи на хранение одиннадцатого документа оратификации, принятии или одобрении данного протокола или о присоединении кнему.
3.Для каждой Стороны, которая ратифицирует, принимает или одобряет настоящуюКонвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатого документао ратификации, принятии, одобрении или присоединении, Конвенция вступает в силуна девяностый день после сдачи на хранение такой Стороной документа оратификации, принятии, одобрении или присоединении.
4.Любой протокол, если в таком протоколе не предусматривается иное, вступает всилу для стороны, которая ратифицирует, принимает или одобряет этот протоколили присоединяется к нему после его вступления в силу согласно пункту 2 выше,на девяностый день после даты сдачи на хранение этой стороной своего документао ратификации, принятии, одобрении или присоединении или в день, когдаКонвенция вступает в силу для этой Стороны, в зависимости от того, какой изэтих дней наступит позднее.
5.Для целей пунктов 1 и 2 выше любой документ, сданный на хранение региональнойорганизацией экономической интеграции, не рассматривается в качестведополнительного к документам, сданным на хранение государствами-членами такойорганизации.
Статья18
Оговорки
Никакиеоговорки к настоящей Конвенции не допускаются.
Статья19
Выход
1. Влюбое время по истечении четырех лет со дня вступления настоящей Конвенции всилу для данной Стороны эта Сторона может выйти из Конвенции, направивписьменное уведомление Депозитарию.
2. Заисключением случаев, предусмотренных в каком-либо протоколе, а любое время поистечении четырех лет со дня вступления такого протокола в силу для даннойстороны эта сторона может выйти из протокола, направив письменное уведомлениеДепозитарию.
3.Любой такой выход вступает в силу по истечении одного года со дня полученияуведомления Депозитарием или в такой более поздний срок, который может бытьуказан в уведомлении о выходе.
4.Любая Сторона, которая выходит из настоящей Конвенции, считается также вышедшейиз любого протокола, стороной которого она является.
Статья20
Депозитарий
1.Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций выполняет функцииДепозитария настоящей Конвенции и любых протоколов.
2.Депозитарий информирует Стороны, в частности, о:
a)подписании настоящей Конвенции и любого протокола и сдаче на хранениедокументов о ратификации, принятии или одобрении или присоединении всоответствии со статьями 13 и 14;
b)дате вступления в силу Конвенции и любого протокола в соответствии со статьей17;
с)уведомлениях о выходе, сделанных в соответствии со статьей 19;
d)принятых поправках к Конвенции и любому протоколу, их принятии сторонами идатах их вступления в силу в соответствии со статьей 9;
e)всех сообщениях, касающихся принятия и одобрения приложений и поправок к ним всоответствии со статьей 10;
f)уведомлениях региональных организаций экономической интеграции о пределах ихкомпетенции в вопросах, регулируемых настоящей Конвенцией и любыми протоколамии поправками к ним;
g)заявлениях, сделанных в соответствии с пунктом 3 статьи 11.
Статья21
Аутентичныетексты
Подлинныйтекст настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русскийи французский варианты которого являются равно аутентичными, сдается нахранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Задачи
Задача 1: Предприятие за месяц израсходовало нанужды автотранспорта 75 000 л бензина неэтилированного А-76 и 40 000 лдизтоплива. Рассчитать экологический налог.
Решение: Расчет экологического налога дляпередвижных источников ведется по формуле:
/>,
где ЭН – экологический налог для передвижныхисточников; С – ставка экологического налога, руб/т; V– количество израсходованного топлива, т; К – коэффициент.
Ставка налога для бензина неэтилированногосоставляет – 143 990 руб/т. Плотность бензина А-76 неэтилированного составляет– 730 кг/м3.
Переведем литры в килограммы:
/> т
Отсюда экологический налог с учетом ставкииндексации будет равен
/> руб.
Ставка налога для дизтоплива составляет – 90 270руб/т.
Плотность дизтоплива составляет – 840 кг/м3.
Переведем литры в килограммы:
/> т
/> руб.

Сумма экологического налога составит:
/> руб.
Ставки налога взяты согласно Указа Президента РБ от 14августа 2009 г. №421 «О внесении дополнений и изменений в Указ ПрезидентаРБ от 7 мая 2007 г. №215.
Таблица 1: Расчет платы за выбросы от передвижныхисточников№ п/п Вид топлива Фактически сожжено топлива, тонн Ставка налога, руб/тонн Понижающий коэффициент к ставке налога за передвижные источники Экологический налог, руб. 1. Бензин А-76 неэтилированный 54,75 143 990 - 9223639 2. Дизельное топливо 33,6 90 270 0,8 2838955 Итого: 12062594
Задача 2: Объединением добыто 420 тыс. м3песчано-гравийной смеси при установленном лимите 400 тыс. м3. Из них в дорожномстроительстве было использовано 250 тыс. м3. Рассчитать налог за добычуприродных ресурсов.
Решение: Расчет налога за добычу природных ресурсовведется по формуле:
/> ,
где ЭН – экологический налог за добычу природныхресурсов; С – ставка экологического налога, руб/т или руб/м3; V1– количество добытых природных ресурсов в пределах установленных лимитов, т илим3; V2 — количестводобытых природных ресурсов, добытых сверх установленных лимитов, т или м3.
Ставка налога за добычу песчано-гравийной смеси дляиспользования в дорожном строительстве составляет 110 руб/м3. Ставка налога задобычу песчано-гравийной смеси для иного использования – 220 руб/м3.
/> руб.
Ставки налога взяты согласно Указа Президента РБ от 14августа 2009 г. №421 „О внесении дополнений и изменений в Указ ПрезидентаРБ от 7 мая 2007 г. №215.
Таблица 2: Расчет платы за добычу природных ресурсовНаименование природного ресурса Установленный лимит, тыс. м3 Фактически добыто, т Ставка налога, руб/м3 Сумма налога за добычу ресурсов в пределах лимита, тыс. руб. Сумма налога за добычу ресурсов сверх лимита, тыс. руб. Итого экологический налог, тыс. руб.
  В пределах лимита Сверх лимита /> основная льготная /> Песчано-гравийная смесь 400 400 20 220 110 70785 51480 122265
 
Задача 3: Для предприятия установлен лимит сбросасточных вод 5 тыс. м3 в месяц. Фактический сброс составил 6,5 тыс. м3 в месяц.Вода недостаточно очищенная, процент превышения остаточных концентраций 20,5 по3 веществам. Сброс осуществляется в реку. На предприятии не установленыводоизмерительные приборы, но за отчетный период предприятие израсходовало настроительство водоочистных сооружений 8 млн. руб. собственных средств.Рассчитать экологический налог.
Решение: Расчет налога за сброс загрязняющих веществпроизводится по формуле:

/> ,
где ЭН – экологический налог за сброс загрязняющихвеществ; С – ставка экологического налога, руб/т или руб/м3; V1– количество сбросов в пределахустановленных лимитов, т или м3; V2- количество сбросов сверхустановленных лимитов, т или м3.
Ставка налога за сброснедостаточно очищенных сточных вод в реку при превышении остаточныхконцентраций 20,5 по 3 веществам составляет 443 руб. за 1м3.
Таким образом,
/> руб.
Ставки налога взяты согласно Указа Президента РБ от 14августа 2009 г. №421 “О внесении дополнений и изменений в Указ ПрезидентаРБ от 7 мая 2007 г. №215.

Список литературы
Венская конвенция организация объединенных наций 22 марта1985 г. Об охране озонового слоя
Указ Президента РБ от 14 августа 2009 г. №421 „Овнесении дополнений и изменений в Указ Президента РБ от 7 мая 2007 г. №215
Юридические и организационные основы охраны окружающей среды:Программа, методические указания и контрольные задания для студентов –заочников – Мн: БГТУ, 2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :