2.1. Юридическая природа, принципы организации и деятельности коллегии адвокатов.Юридическая природа коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов - официально существующая в настоящее время организационно-правовая форма адвокатской деятельности. Коллегия адвокатов является негосударственной, профессиональной, правозащитной, некоммерческой организацией. По вопросу о юридической природе коллегий в литературе высказывались различные мнения. Особенно много сторонников имела точка зрения о том, что коллегия адвокатов есть общественная организация1. В одном из писем Госналогслужбы РФ говорится о том, что коллегии адвокатов по характеру своей деятельности не являются коммерческими организациями, не оказывают услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекают прибыль из своей деятельности. Целью их деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, поэтому коллегии адвокатов являются общественными организациями, выполняющими конституционные функции. Высказывались и мнения, о невозможности отнесения коллегий к общественным организациям2. Именовались коллегии «правоохранительными общественными организациями» и даже «общественно-государственными организациями». Коллегии адвокатов нельзя отнести к общественным организациям. То, что коллегии не являются коммерческими организациями и на них возложено выполнение конституционной функции, не означает, что это общественная организация. Такой признак, как добровольность объединения, присущий и общественным организациям, подчеркивает лишь степень свободы профессии адвоката, необходимой для реализации им своей функции - осуществления правозаступнической деятельности. Коллегия адвокатов, как организация самоуправляемая, содержит в себе лишь отдельные признаки общественной организации. Адвокатура в отличие от общественных организаций свои цели и задачи определяет не самостоятельно, по усмотрению лиц ее составляющих, а по воле всего общества, выраженной законодателем3. Прав М.Ю. Барщевский, делающий вывод о том, что коллегии адвокатов могут быть отнесены к общественным демократическим организациям только с точки зрения «политико-государственной», но не юридической. Деятельность общественных организаций регламентируется специальным законом. В литературе отмечалось, что если считать институт защиты общественным, а не профессиональным образованием, то для регулирования его деятельности необходим не закон об адвокатуре, а закон об общественных объединениях. Практика в отдельных случаях, пошла именно по этому пути. Как указано в Письме Генерального прокурора РФ от 4 августа 1997 г. «Об устранении нарушений законодательства в деятельности коллегий адвокатов» № 7/2-1-314-97, особенно серьезными нарушениями действующего законодательства являлись создаваемые повсеместно коллегии адвокатов не в соответствии с Положением об адвокатуре, а по Закону «Об общественных объединениях». Есть и другие мотивы для признания невозможности отнесения коллегий к общественным организациям, но в судебной практике существуют различные подходы к решению этого вопроса. Являясь организацией правозащитной, коллегия адвокатов существенно отличается от иных правозащитных организаций. Это отличие проявляется в том, что адвокатура - объединение, предъявляющее к своим членам определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии при их вступлении в корпорацию, установленные законом. Кроме того, адвокатура предъявляет определенные требования и к качеству выполняемых адвокатами функций. Структура коллегии адвокатов предусматривает наличие специального органа, осуществляющего контроль за деятельностью своих членов (президиум коллегии). Коллегия адвокатов - организация профессиональная. Именно о необходимости создания такой - профессиональной - организации говорится в п. 6 Заключения № 193 (1996) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996г. по рассмотрению заявки России на вступление в Совет Европы. Адвокатура - некоммерческая организация. Это предопределяется тем, что адвокатская деятельность не имеет своей целью извлечение прибыли. В ее задачу входит оказание юридической помощи гражданам и организациям (ст. 1 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.), в отличие, например от юристов-лицензиантов, действовавших на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 344, и занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 2 Положения), направленной на оказание юридических услуг и имеющих своей целью систематическое получение прибыли (ст. 2, п. 1 ГК РФ). В упоминавшемся уже письме Госналогслужбы РФ от 14 ноября 1997 г. № ВК-6-16/797 подчеркивается некоммерческий характер коллегий адвокатов. Вместе с тем коллегии нельзя отождествлять с другими некоммерческими организациями, действующими на основе соответствующего закона (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В литературе, на мой взгляд правильно отмечалось, что ненормально в организации российской адвокатуры то, что в коллегиях соединены функции профессиональной ассоциации (прием в адвокатуру, дисциплинарная практика и т.д.) и юридической фирмы (организация работы адвокатов по возмездному оказанию юридической помощи). Такая «ненормальность» в построении современной адвокатуры, с одной стороны, и желание заниматься адвокатской практикой без обременительных требований, с другой, влечет попытки подстроиться под законодательство высмотреть в нем нечто похожее на адвокатуру и, получив хоть малейшую возможность, «влезть» в его рамки, создавая суррогат адвокатуры. Мне кажется, что адвокатуру необходимо рассматривать как организацию единственную в своем роде, деятельность которой должна регулироваться специальным законом об адвокатуре. Принципы организации и деятельности коллегии адвокатов. В основе организации коллегии адвокатов и ее деятельности лежит ряд принципов, обеспечивающих выполнение корпорацией стоящих перед ней задач. В числе таких принципов возможно назвать следующие. Гуманизм - принцип, определяющий положение адвокатуры, как института, обеспечивающего защиту прав человека. Законность - принцип, обязательный для всех субъектов правовых отношений, означающий, что в своей деятельности коллегии адвокатов, ее органы и сами адвокаты должны руководствоваться законом. Акты, принимаемые органами коллегии, не должны противоречить закону. При отстаивании позиции своего клиента, адвокат должен действовать в рамках закона и норм профессиональной этики. Самоуправляемость адвокатуры. Данный принцип проявляется в возможности членов корпорации разрешать все вопросы, отнесенные к компетенции коллегий самостоятельно. Коллегиальность. Все основные вопросы, касающиеся организации и деятельности корпорации, разрешаются в коллегиальном порядке. Независимость адвокатуры определяется недопустимостью вмешательства в деятельность коллегий государственных органов, общественных и иных органов и организаций. Глава IX Положения об адвокатуре от 20 ноября 1980г. определяет должный характер взаимоотношений адвокатуры с государственными органами и общественными организациями. В частности, государственные органы обладают в соответствии со ст. 31-34 Положения целым комплексом полномочий, уменьшающих самоуправляемость коллегий. Фактически ситуация в этом отношении весьма изменилась и степень государственного участия в деятельности коллегий значительно уменьшена. Гласность деятельности коллегии и ее органов. Адвокаты, как члены коллегии, имеют право участвовать в деятельности органов коллегии и быть информированными о положении дел в корпорации. Адвокатура открыта и для общественного контроля. Вместе с тем в этом отношении существуют и значительные ограничения, связанные со спецификой деятельности адвокатов. Адвокатская тайна. Все отношения адвоката с клиентами (подзащитными и доверителями) строятся на основе строгой конфиденциальности. Как сам факт обращения гражданина или представителя юридического лица, так и вся информация, обсуждаемая в процессе такого обращения, составляет предмет адвокатской тайны. Децентрализация адвокатуры проявляется в том, что существует самоуправление на уровне коллегий, а также отсутствие какого-либо органа, объединяющего адвокатов на общенациональном уровне. 2.2. Структура коллегии адвокатов, ее органы, состав и актуальные вопросы организации.2.2.1. Структура коллегии адвокатов и ее органы.В соответствии со ст. 3 Положения об адвокатуре РСФСР, коллегии адвокатов являются «добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Коллегии адвокатов являются юридическими лицами, имеют печать и штамп с обозначением своего наименования. Коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РСФСР, которое при согласии с ним представляет его в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации. В России действуют республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов. В соответствии с ч. 4 ст. 3 с согласия Министерства юстиции, «когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов». В порядке эксперимента «в целях наиболее полного удовлетворения спроса на юридическую помощь и для подготовки нового закона об адвокатуре» с согласия Минюста РФ в 1991-1993 годах стали создаваться параллельные коллегии адвокатов. В Письме Минюста РФ от 19 октября 1995 года № 09-06-143-95 сообщалось, что создание таких коллегий прекращено, однако встречаются случаи создания коллегий без согласия Министерства юстиции РФ, как общественных объединений. Минюст признал такую практику порочной и несоответствующей закону. Как нами уже было отмечено выше, практика эта так и не прекратилась. В другом письме Минюста РФ и Генпрокуратуры РФ, указано, что вновь встречаются случаи, когда под видом коллегий адвокатов пытаются утвердиться организации, созданные в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях». Это создает угрозу проникновения в уголовное судопроизводство лиц, не отвечающих профессиональным требованиям и не являющихся адвокатами с точки зрения действующего законодательства. В письме делается ссылка на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 г.4, в котором подчеркивается, что в настоящее время организационно-правовой формой деятельности адвокатов являются коллегии адвокатов, создаваемые на основании Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г., и в установленном им же порядке. В соответствии со ст. 4 Положения коллегии адвокатов имеют следующие органы: - высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии; - исполнительным органом - президиум; - контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов созывается не реже одного раза в год. В коллегии адвокатов, насчитывающей более 300 человек, вместо общего собрания членов коллегии может созываться конференция. Общее собрание считается правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из нормы представительства, устанавливаемой президиумом коллегии адвокатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультациям. Все вопросы общим собранием (конференцией) решаются большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов может созываться по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции РФ, Министерства юстиции автономной республики, отделов юстиции органов исполнительной власти, а также по требованию не менее одной трети состава коллегии. Полномочия общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов закреплены в ст. 6 Положения. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов: - избирает президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию; - устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов коллегии адвокатов; - заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии и ревизионной комиссии; - утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов; - определяет порядок оплаты труда адвокатов в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством юстиции; - рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии; - рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов. Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и ревизионной комиссии. Решение общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов может быть пересмотрено общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов. Президиум коллегии адвокатов. Порядок избрания президиума коллегии адвокатов определен в ст. 7 Положения. Президиум коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года. Количество членов президиума определяется общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов. Избранными в состав президиума считаются кандидаты, получившие большинство голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Президиум коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя президиума и его заместителя (заместителей). В случае выбытия из состава президиума одного из членов на очередном общем собрании (конференции) адвокатов могут быть проведены выборы вместо выбывшего в порядке, установленном настоящим Положением. Президиум обладает целым комплексом полномочий. Президиум коллегии адвокатов: - созывает общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов; - организует в установленном порядке юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов; - назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями; - принимает в члены коллегии и в состав стажеров; - организует прохождение стажировки, распределяет адвокатов по юридическим консультациям и решает вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров; - утверждает штаты и сметы юридических консультаций; - проводит мероприятия по повышению юридической квалификации членов коллегии; - осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, обобщает и распространяет положительный опыт работы юридических консультаций и адвокатов, разрабатывает и издает методические пособия по вопросам адвокатской деятельности; - осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов, применяет меры поощрения, рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов коллегии и налагает на виновных дисциплинарные взыскания; - осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в юридических консультациях; - организует изучение и обобщение по имеющимся в коллегии материалам причин преступных проявлений и иных нарушений законности и вносит соответствующие предложения в государственные и общественные организации, а также организует участие адвокатов в пропаганде законодательства; - осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и порядка оплаты труда адвокатов; принимает решения об оказании юридической помощи бесплатно; - распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой; - представляет коллегию адвокатов в государственных и общественных организациях; - осуществляет мероприятия по улучшению материально-бытовых условий адвокатов и административно-технического персонала коллегии, а также по охране их труда; - организует ведение справочной работы по законодательству и судебной практике; - ведет статистическую и финансовую отчетность по установленным формам и представляет ее Министерству юстиции РФ; Деятельность президиума строится на основе коллективности руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, широкого привлечения адвокатов к работе президиума. При президиуме коллегии могут образовываться действующие на общественных началах органы, оказывающие помощь президиуму коллегии в выполнении возлагаемых на него задач. Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины членов президиума. Президиум вправе рассматривать вопросы приема в коллегию, отчисления и исключения из нее при наличии на заседании не менее двух третей состава членов президиума. Решения президиума коллегии адвокатов принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствовавших членов президиума. Постановление президиума коллегии адвокатов может быть пересмотрено самим президиумом или общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов (ст. 8 Положения). Председатель президиума коллегии адвокатов. Избираемый президиумом коллегии, председатель президиума обладает следующими правами и обязанностями: - организует и планирует работу президиума и подготавливает вопросы для рассмотрения на его заседаниях; - подготавливает и вносит для рассмотрения на заседаниях президиума вопросы о приеме в коллегию, отчислении и исключении из ее состава адвокатов; - организует проверку жалоб и иных материалов о действиях адвокатов и вносит соответствующие предложения на рассмотрение президиума или передает материалы проверки на разрешение собрания адвокатов юридической консультации для принятия мер общественного воздействия; - председательствует на заседаниях президиума; - является распорядителем кредитов в пределах утвержденной сметы; - ведет переписку от имени президиума с предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами; - руководит работой аппарата президиума коллегии адвокатов, осуществляет прием и увольнение работников аппарата президиума и бухгалтеров юридических консультаций; - осуществляет контроль за исполнением решений общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов и постановлений президиума (ст. 9 Положения). Контрольно-ревизионная комиссия коллегии адвокатов. Ревизионная комиссия избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосованием сроком на три года. Количество членов ревизионной комиссии определяется общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов. Избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя ревизионной комиссии. В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) членов коллегии адвокатов могут быть проведены выборы вместо выбывшего в порядке, установленном Положением. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций (ст. 10 Положения). Средства коллегии адвокатов и их налогообложение. Вопросы, касающиеся средств коллегии адвокатов и порядка их расходования определены в главе VIII Положения (ст. 29). Средства коллегий адвокатов образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. Размер отчислений в фонд коллегии устанавливается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов, но не может превышать тридцати процентов сумм, поступивших в юридическую консультацию. На практике существует два основных варианта отчислений: в твердо установленной сумме; определенный процент от суммы гонораров, получаемых конкретным адвокатом. Расходование средств коллегии адвокатов производится президиумом коллегии в соответствии с утвержденной сметой. Штаты, должностные оклады, фонды заработной платы и сметы административно-хозяйственных расходов коллегий адвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах. Коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и сборами. Одним из самых острых вопросов в деятельности коллегий адвокатов является вопрос об их налогообложении. Целый комплекс законодательных актов регулирует эту сферу. Так, согласно Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (с изм. и доп. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., от 6 марта, 3 июня 1993 г., 11 ноября 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 22 августа 1995 г., 8 января 1998 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г.), имущество коллегий адвокатов и их структурных подразделений данным налогом не облагается (п. «а» ст. 4). Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изм. и доп. от 22 мая, 16 июля, 22 декабря 1992 г., 25 февраля, 6 марта 1993 г., 11 ноября, 6 декабря 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 7, 22 августа, 30 ноября, 27 декабря 1995 г., 1 апреля, 22 мая 1996 г., 17 марта, 28 апреля 1997 г., 31 июля 1998 г., 6 января, 10 февраля, 31 марта, 4 мая 1999 г., 2 января, 27 мая 2000 г.) определяет, что от налога на добавленную стоимость освобождаются «услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов» (п. «и», ст. 5). В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 июля и 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г.) указано, что не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость услуг, предоставляемых коллегией адвокатов (п. 3, ст. 20). Письмом Госналогелужбы РФ и Минфина РФ от 16 марта 1993 г. № ВГ-4-91/ЗЗн, 04-01-01 «О налогообложении коллегий адвокатов» было разъяснено, что поступившие в юридические консультации от граждан и организаций за оказание им юридической помощи средства направляются на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, а также на отчисления коллегиям адвокатов. Поступление указанных средств не образует прибыли и поэтому налогом на прибыль не облагается. Вместе с тем сумма превышения доходов над расходами при осуществлении коллегиями деятельности, не отнесенной Положением об адвокатуре РСФСР (ст. 19) к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и платных лекториев, доходы от внереализованных операций и иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи), подлежит налогообложению в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений). Если членами коллегии адвокатов создаются юридические фирмы и другие коммерческие образования на основе Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», зарегистрированные в установленном порядке и несущие ответственность в соответствии с законодательством, то такие предприятия являются плательщиками налога на прибыль, а также других налогов в порядке, установленном налоговым законодательством. Инструктивным письмом Министерства юстиции РФ от 10 октября 1995 года № 09-06-136-95 «Об уплате коллегиями адвокатов налога на пользователей автомобильных дорог» было разъяснено, что коллегии адвокатов должны уплачивать такой налог, если имеют доходы, полученные при осуществлении деятельности, не отнесенной ст. 19 Положения об адвокатуре РСФСР к видам юридической помощи. В письме Госналогслужбы РФ от 14 ноября 1997 г. № ВК-6-16/797 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением юридическими консультациями коллегий адвокатов» указано, что поскольку коллегии адвокатов по характеру своей деятельности не являются коммерческими организациями, не оказывают услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекают прибыль из своей деятельности, согласно действующему налоговому законодательству не облагаются налогами и сборами и, следовательно, деятельность юридических консультаций коллегий адвокатов не подпадает под действие Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». В то же время коллегии адвокатов при осуществлении деятельности, не отнесенной ст. 19 Положения об адвокатуре РСФСР к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и платных лекториев, доходы от внереализованных операций и иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи) подпадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении контрольно-кассовых машин. Серьезные проблемы вызывает вопрос о тарифах взносов, которые должны вноситься коллегиями в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с Постановлением Президиума ВС РСФСР от 8 июля 1991 г. № 1560-1 «О мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР в условиях перехода экономики к рыночным отношениям», в целях более полного обеспечения конституционного права граждан на защиту, обеспечение социальной защищенности лиц, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановил не распространять на коллегии адвокатов отчисления в фонд стабилизации экономики (п. 1). Адвокаты были отнесены к категории лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в части уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, и должны были вносить страховые взносы в размере 5 процентов их заработка (дохода) после удержания с них суммы на общие нужды коллегии, предусмотренных статьей 29 Положения об адвокатуре в РСФСР. Федеральным законом от 5 февраля 1997 г. № 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» (п. «в»,ст. 1) был установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для адвокатов в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода). Позже эта норма была воспроизведена в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 9-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год». Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» положение пункта «в» статьи 1 указанного Федерального закона, устанавливающее для адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3). (п. 1 Постановления КС). Письмом Правления ПФР от 9 февраля 1999 г. № ЕВ-16-27/1163 «Об уплате страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами» были даны разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.98 № 7-П Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в подпункт «в» статьи 1 были внесены изменения. В результате размер страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации для адвокатов составил 20,6 процента от выплат, начисленных в пользу адвокатов (п. «в» ст. 1 Закона). Юрцдические консультации и другие организационно-правовые формы осуществления адвокатской деятельности. Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах создаются юридические консультации. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов (в соответствии со ст. 17 Положения по согласованию с Министерством юстиции автономной республики, отделом юстиции краевой, областной, городской администрации). Юридическая консультация имеет текущий счет в банке, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов (ст. 17 Положения). Руководство юридической консультацией возлагается на заведующего, который назначается президиумом коллегии адвокатов из числа членов коллегии. Согласно ст. 18 Положения заведующий юридической консультацией: - организует работу юридической консультации; - заключает соглашения с гражданами об оказании юридической помощи и договоры на юридическое обслуживание с предприятиями, учреждениями и организациями; - назначает адвокатов для осуществления защиты по требованиям органов предварительного следствия и суда; - распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации и персональных к ним обращений, не допуская при этом перегруженности в работе одних и отсутствия надлежащей нагрузки у других адвокатов; - устанавливает размер оплаты за выполняемую адвокатами работу, а также освобождает от оплаты за юридическую помощь. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты труда адвокатов; - осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, прохождением стажировки и проводит мероприятия, направленные на улучшение работы адвокатов и стажеров; - обеспечивает соблюдение адвокатами правил внутреннего трудового распорядка; - возбуждает перед президиумом вопрос о поощрении адвокатов; - рассматривает жалобы на действия адвокатов, ставит перед президиумом коллегии вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов, допустивших проступки, и об отчислении из коллегии адвокатов по основаниям, предусмотренным Положением; - проводит мероприятия по повышению юридической квалификации адвокатов и стажеров; - организует ведение справочной работы по законодательству и судебной практике; - организует участие адвокатов в работе по профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний; - принимает на работу и увольняет работников технического персонала юридической консультации; - распоряжается средствами юридической консультации в соответствии со сметой; - ведет статистическую и финансовую отчетность по установленным формам. Заведующий юридической консультацией действует по доверенности президиума коллегии адвокатов. В настоящее время, наряду с юридическими консультациями существуют многочисленные адвокатские фирмы, бюро и другие организационно- правовые формы адвокатской деятельности. В соответствии с разъяснениями Минюста РФ они должны отвечать следующим требованиям: являться составной частью и действовать в составе территориальных коллегий адвокатов; организовываться на добровольных началах путем объединения нескольких членов коллегий адвокатов с разрешения президиума коллегии адвокатов; подчиняться решениям высших органов коллегий адвокатов; производить отчисления на общеколлегиальные нужды в размере и в порядке, определяемом решениями высших органов управления коллегиями и ряд других требований. 2.2.2. Состав коллегии адвокатов.Члены коллегии адвокатов, условия и порядок приема. Согласно ст. 11 Положения в члены коллегии адвокатов принимаются граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Инструктивным письмом Министерства юстиции РФ «Об определении стажа работы по специальности юриста, необходимого для принятия в члены коллегии адвокатов» от 10 октября 1995 года № 09-06-137-95 были даны разъяснения о том, что для определения наличия высшего образования лиц, поступающих в адвокатуру, они обязаны представить диплом высшего учебного заведения, соответствующего государственным требованиям. В Письме дан перечень специальностей и должностей, работа по которым включается в стаж, необходимый для принятия в члены коллегии. Статьей 12 Положения об адвокатуре РСФСР предусмотрен следующий порядок приема в коллегию адвокатов. Лицо, желающее вступить в члены коллегии, подает заявление и представляет необходимые документы. Заявление о приеме в коллегию адвокатов должно быть рассмотрено не позднее месячного срока с момента его поступления в президиум коллегии адвокатов, как правило, в присутствии лица, подавшего заявление. В некоторых коллегиях введены квалификационные экзамены при вступлении в члены коллегии. Это не предусмотрено Положением об адвокатуре, но такая практика существует с целью допуска к адвокатской деятельности юристов, имеющих достаточную квалификацию и необходимые навыки для занятия такой деятельностью. Согласно Положению постановление об отказе в приеме в коллегию адвокатов может быть обжаловано в Совет Министров автономной республики, администрацию края, области, города в месячный срок со дня его вынесения. Установив, что постановление президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в коллегию не соответствует действующему законодательству, эти органы приостанавливают его действие и вносят данный вопрос в президиум коллегии адвокатов