18. ПРОБЛЕМЫ инновационного развития региона.Обзор текущей литературы.Одним из стратегически выгодных направлений развития регионов является инновационное (6).Факторами регионализации инновационного развития являются особенности научно-технического и производственного потенциалов регионов, кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирование инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность; количественный и качественный состав занятости и т.д. Смещение акцентов инновационного развития на региональный уровень является шагом на пути преодоления исторической специализации регионов, которая не всегда способствует устойчивому его развитию, поскольку такого рода экономики в большой степени подвержены риску при изменении конъюнктуры или в ситуации кризисов. Одним из важных вопросов в комплексном социально-экономическом развитии региона является формирование его инновационной среды, в связи с чем необходимо рассмотрение инновационной стратегии развития на региональном уровне. Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности, а социально-экономическое развитие региона является результатом его конкурентоспособности. Конкурентоспособность региона – это совокупность множественных отношений по поводу социально-экономического развития региона во взаимодействии с другими регионами. Инновационность региона – это его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций. Это подтверждает печальный опыт нашей страны, которая находится в группе стран, не вовлеченных в технологический обмен, обладая при этом богатейшими запасами природных ресурсов. При формировании модели национальной инновационной системы имманентно возникают проблемы разработки концептуальных основ инновационной стратегии регионов. Автору (3) представляется целесообразным рассматривать задачи, условия, рычаги и механизмы, учет которых необходим при разработке региональной модели инновационного развития. Среди задач региона, которые определяют особенности стратегического управления инновациями, можно выделить расширенное воспроизводство региональных интеллектуальных ресурсов, развитие региональной инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий инновационной деятельности. Прежде всего это воздействие оказывается через кадровую составляющую и систему образования. Развитый вузовский и научный сектор региона служат важнейшей интеллектуальной предпосылкой повышения уровня инновационного потенциала. Авторы (1) рассматривают вопросы целесообразности формирования инновационного потенциала в экономических системах различного уровня сложности применительно к возможностям учебно-научно-инновационной сферы, от уровня развития которой в существенной степени зависит его величина. В работе представлены некоторые аспекты современного инновационного развития региональных экономических систем в контексте проблем учебно-научно-инновационного комплекса, классифицированы факторы и типы развития региональных экономических систем, роль образовательных и научных организаций в обеспечении их результативного развития. Авторы характеризуют существующие методы поддержки инновационного развития в сложных экономических системах. Сегодня остро стоит вопрос: какие именно научно-технические программы нужны региону? Следовательно, речь идет об инновационной инфраструктуре как совокупности различных предприятий и организаций, которые, с одной стороны, обеспечивают научно-техническое развитие региона, а с другой – реализуют в практической сфере запрограммированные показатели. В целом инфраструктура представляет собой систему, которая может состоять из следующих подсистем (3): научно-техническая и инновационная подсистема, обеспечивающая научное сопровождение управленческих процессов; инвестиционно-финансовые институты, в том числе предприятия венчурной индустрии, определенные Концепцией развития венчурной индустрии в России; хозяйствующие предприятия и организации; информационная сеть, которая, по мнению авторов, должна функционировать на базе старейшей в мире и эффективно действующей в условиях переходной экономики сети Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс); специализированные инновационные структуры (наукограды, иннограды, бизнес-парки и бизнес-инкубаторы, инновационные центры и др.); сфера инвестиционно-инновационного обслуживания; специализированные фонды. Разрыв цепи "наука – производство – рынок" на стадии внедрения разработок научных организаций на предприятиях определил необходимость создания в Тамбовской области инновационно-технологического центра (ИТЦ) (5). Это структура, служащая так называемым "инкубатором технологий" и уделяющая основное внимание коммерциализации и трансферту технологий, работающая не только с малыми предприятиями, но и корпорациями, способными приобрести данные технологии. По своей сути ИТЦ представляют собой среду, в которой формируются, разрабатываются и доводятся до уровня промышленного применения разработки, имеющие новую наукоемкую составляющую. ИТЦ организовываются в различных организационно-правовых формах и с участием различных учредителей. Существуют следующие основные формы организации ИТЦ. 1) Открываются при университетах с участием предприятий. 2) С участием всех заинтересованных сторон, включая научно-исследовательские учреждения, предприятия, федеральные фонды и региональные администрации. Второй путь является более перспективным для области, так как позволяет привлекать финансовые ресурсы из-за пределов региона (при условии взаимодействия с вышеуказанными фондами), а также в полной мере использовать административный ресурс органов государственной власти и местного самоуправления. Определяющим условием создания ИТЦ является возможность интеграции существующего научного и технологического потенциала. а также высококвалифицированных кадров и информационных ресурсов учреждений научно-образовательного комплекса и производственной инфраструктуры на основе определения приоритетов и развития перспективных, конкурентоспособных направлений. ИТЦ предназначен также для осуществления государственного эксперимента по созданию научно-производственного цикла в регионе для удовлетворения потребностей рынка в наукоемкой продукции. ИТЦ должен наращивать хозяйственную самостоятельность за счет участия в проектах по коммерциализации собственных или переданных ему разработок.Правовое обеспечение предполагает прежде всего адаптацию к правовой базе формирующейся инновационной системы РФ и создание соответствующих нормативно-правовых документов, обеспечивающих полноценное и эффективное функционирование инновационной деятельности в регионе (3).Инвестиционное обеспечение и финансирование. На начальных этапах формирования инновационной системы региона необходимо активное содействие государства. Представляется необходимым создать региональные структуры (региональный инвестиционный центр, фонд региональных инвестиций и др.), цель деятельности которых –максимально использовать возможности привлечения значительных федеральных ресурсов. Применение отдельных мер, направленных на улучшение процесса привлечения инвестиций в регионе, не дает должных результатов (8). Необходим системный управленческий подход к решению проблемы на базе выработки и реализации государственной инвестиционной политики, направленной на восстановление процессов расширенного воспроизводства и ориентацию регионов на экономическую самодостаточность. Стратегической целью государственной инвестиционной политики в современных условиях должно быть формирование механизма инновационно-инвестиционной деятельности через создание региональных инвестиционных фондов (ИФ МО), адекватных рыночной экономике. Особая роль в структуре организационно-экономического механизма управления принадлежит региональным и муниципальным органам управления, поскольку от их компетенции зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационно-инвестиционной политики, но и вектор направленности социально-экономического региона в целом. Инновационная деятельность традиционно связана с высоким уровнем риска: по статистике, только 10% всех внедряемых разработок имеет коммерческий успех (2). Поэтому, в первую очередь. на уровне региональных и муниципальных властей необходимо создать и поддерживать систему управления коммерциализацией продуктов НИОКР, ориентированную на работу в рыночных условиях. Такая система позволит раскрыть и стимулировать развитие потенциала российских научных организаций и одновременно способствовать выведению экономики на качественно новый уровень. На микроуровне инновационная деятельность осуществляется через соответствующие инновационные проекты. Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях науки и техники. Применение методологии проектного управления является наиболее эффективным подходом к оптимизации процессов реализации инновационных проектов. Она позволяет повысить эффективность работ и добиться необходимых результатов с наименьшими затратами. Применение данной методологии возможно и обоснованно в современных российских условиях. Это касается не только реализации отдельных инновационных проектов в рамках отдельных организаций, но и программ на межрегиональном, государственном и международном уровнях. При реализации стратегии регионом могут быть использованы следующие рычаги: региональное законодательство, региональные льготы, отвод земли, предоставление аренды и др. (3). Рассматривая составные части регионального механизма управления инновациями, следует отметить, что для формирования инновационной стратегии важно наличие следующих элементов: маркетинг территории и всемерное повышение инвестиционной привлекательности региона, маркетинг нововведений типа "Лучший инновационный проект"; взаимообмен нововведениями в рамках региона; заимствование и адаптация нововведений из других регионов; инновационный реинжиниринг предприятий региональной инфраструктуры и др. Монография (7) посвящена проблеме создания системы поддержки инноваций в организациях на примере построения INNOV-технологии (интегрированная технология поддержки инноваций). Рассмотрен весь жизненный цикл инновационной продукции от возникновения идеи до послепродажного обслуживания. INNOV-технология представляет собой интегрированный комплекс компьютерных модулей, обеспечивающих автоматизацию и оптимизацию инновационной деятельности организации на основе применения новых информационных технологий. Инновационное развитие региона требует выполнения по крайней мере двух инновационных условий: передачи полномочий от национального к региональному (местному) уровням управления и осуществления задач содействия и стимулирования развития государственных, общественных и частных организаций в регионе (4). Основной характеристикой инновационного развития региона должна стать стратегическая инновационная активность на основе знаний и гибкого взаимодействия организаций. Конкурентоспособность региона достигается на основе его инновационного развития при наличии детерминантов "национального ромба" М. Портера, однако само наличие этих детерминантов обусловливает дальнейшее развитие региона: накопление критической массы в одном регионе (географической области) – успех в конкуренции в специфической области – географическая концентрация взаимодействующих компаний в специфических областях (кластер). Кластер можно определить как совокупность сосредоточенных в одной географической области организаций одной или нескольких отраслей, добровольно взаимодействующих на долговременной основе, получающих за счет этого взаимодействия синергетический эффект, конкурирующих на основе знаний и оказывающих воздействие на инновационное развитие региональной инфраструктуры, социальных и экономических особенностей региона.Знания становятся главным двигателем инновационного развития региона на основе кластерного подхода. Одно из проявлений современной экономики в том, что производство и использование знаний становится основой деятельности по всей цепи добавленной стоимости, а инновации становятся основой государственных (региональных) и организационных стратегий роста. Создание знаний не ограничивается формальной исследовательской деятельностью, оно включает также использование организациями (в частности, в традиционных отраслях) инновационных способов управления и совершенствования традиционной деятельности, такой как организация производства, логистика, маркетинг, продажи, распространение и отраслевые связи. Знание представляет собой "силу" кластера, являющейся общей характеристикой для всего структурного образования. Однако в этом случае необходимо говорить о распространении (трансфере) знаний от его создателя к пользователям. При эффективном трансфере знаний сила кластера увеличивается, формируя эффект синергии и создавая "стратегическую ренту". Поскольку знание является единственным ресурсом, не уменьшающимся в процессе использования, то распространение знаний обеспечивается информационными технологиями, стимулирующими повторное использование знаний. Системы управления знаниями позволяют динамически устанавливать соответствие информации специфическим процессам и беспрецедентным ситуациям. Многие организации оценивают свои информационные активы по их способности переводить информацию на новый уровень, позволяющим компаниям реагировать на требования рынка более эффективно, чем конкуренты.^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. АТОЯН В.Р., ЖИЦ Г.И. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. – 195 с. – Библиогр.: с. 189 – 192 (83 назв.)^ 2. ГОРБАЧЕВ А.В., СТАРОСТИНА А.А. Управление проектами как эффективный способ обеспечения устойчивого развития региона // Регион в условиях перехода к устойчивой модели развития современного российского общества: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (апр. 2004 г.). – Брянск, 2004.- Ч. 1. – С. 160 – 161.^ 3. ГУРИЕВА Л.К. Концептуальные основы инновационной стратегии регионального развития // Наука и инновационные технологии для регионального развития: Сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. (июнь 2003 г.). – Пенза, 2003. – С. 21 – 23.^ 4. ДУНЕНКОВА Е.Н. Особенности инновационного развития региона на основе кластерного подхода // Актуальные проблемы управления – 2003: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 12 – 13 нояб. 2003 г.). – М., 2003. – Вып. 2. Проблемы государственного регионального и муниципального управления. Стратегический и инновационный менеджмент, С. 184 – 188.^ 5. ОСАУЛЕНКО А.И. Инновационно-технологические центры как основы инновационно-технологической политики региона // Состояние и пути развития экономики регионов России в 21-м столетии: Материалы науч.-практ. конф. (26 – 27 мая 2003 г.). – Тамбов, 2003. – Ч.2. – С. 70 – 77.^ 6. УГЛАНОВА Л.И. Роль инновационной составляющей в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона // Инновационные процессы в области образования, науки и производства: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Нижнекамск, 14 – 16 апр. 2004 г.). – Казань, 2004. – Т. 2. – С. 264 – 266. – Библиогр.: с. 266 (6 назв.).7. УПРАВЛЕНИЕ инновационной деятельностью на основе информационных технологий / Горленко О.А., Мирошников В.В., Галкин В.И., Федоров И.В., Шевелев А.В. – М.: Машиностроение – 1, 2004. – 155 с. – Библиогр.: с. 148 – 153 ( 53 назв.).8. ШЕРШНЕВ А.А. Механизм формирования региональной инновационно-инвестиционной деятельности: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – Н.Новгород, 2004. – 29 с.16.05.2005. Составители: Крюкова Н.Ю., Остертаг Т.Н.