Реферат по предмету "Разное"


18. Китайский пейзаж: вехи исторического развития, философско-эстетическая  программа, формат произведений, композиционные принципы, изобразительные нормативы

18. Китайский пейзаж: вехи исторического развития, философско-эстетическая  программа, формат произведений, композиционные принципы, изобразительные нормативы. I Вехи исторического развития и философско-эстетическая программа. 1. Пейзаж - центральный жанр китайской живописи. Китайское понятие «пейзажа»: букв. «горы-воды» (шан-шуй): --Указывает на основные элементы пейзажа --Отсылает к представлению о взаимодействии полярных принципов - инь-ян (горы представляют ян, воды - инь), как источнику возникновения всех вещей и явлений. Горы-воды – это плоть мироздания, по мысли китайцев, поэтому эта пара выражает всю полноту бытия и универсума. Роль в формировании пейзажа сыграли: --аграрный характер культуры; --интерпретация явлений окружающего мира в рамках даосской философии и натурфилософии. Представления о благотворном влиянии природы (особенно горных ландшафтов) на человеческое существо, отклик, который они вызывают в нем («Беседы и суждения» Конфуция: «Мудрый муж радуется водам, человечный муж радуется горам. Мудрый деятелен, человечный покоен. Мудрые радуются жизни, человечные живут долго»); учения о гармоническом взаимодействии с окружающим миром, практики самосовершенствования и «пестования жизни». Особое отношение к горам и природным ландшафтам с древнейших времен: поклонение (в том числе императорские ритуалы) горам и водам как священным объектам; мифологические и религиозные сюжеты, где горы – место обитания святых и бессмертных. Горы издавна служили объектом паломничеств, местом, где селились (даосские) отшельники, основывались монастыри и проч. 2. Вехи. 1) Ранние примеры изображения гор и горных ландшафтов (омываемых волнами) в малой пластике периода Хань (3 в до н. э. – 3 в. н.э.): курильницы с горным декором на крышках, объемный декор в виде гор на крышках сосудов ху, пейзажные фрагменты на рельефах из погребений. 2. Период Шести династий (3-6 вв. н.э.): появление теоретических трактатов, посвященных пейзажной живописи (Цзун Бин «Введение в пейзажную живопись», Ван Вэй «Рассуждение о пейзаже»), появление пейзажной лирики в литературе. В теоретических работах и философской мысли этого времени: трактовка путешествий, созерцаний природных ландшафтов как особого духовного опыта, через который человек обретает очищение и проникает в тайны мироздания. Обоснование изображения (и созерцания изображения) пейзажа как способа достижения этих состояний. В самой практике живописи эпохи основное место пока занимает жанровая живопись, но свиток Гу Кай-чжи «Ода феи реки Ло» уже содержит элементы пейзажа. 3. Первый известный пейзаж в живописи: Чжань Цзы-ю «Весеннее путешествие» (династия Суй, 589-618). Повышенная точка зрения, как с высоты птичьего полета, большой охват пространства, сине-зеленый. 4. Династия Тан (7-нач. 10): оформление системы жанров живописи, развитие техники, - в том числе и пейзажной живописи. В пейзаже преобладает техника сине-зеленого пейзажа (декоративное, детализированное изображение, контур и цветовое пятно (преобладают сине-зеленые пигменты (минеральные краски)). Основные представители – придворные мастера, отец и сын Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-дао). Самое знаменитое произведение: «Путешествие императора Мин-хуана в Шу» Ли Чжао-дао (оригинал не сохр.). Появление монохромного пейзажа тушью (используется техника размывов, расплесканной туши и т.д.; в воспроизведение ландшафта значимым оказывается выражение внутренней сущности пейзажа и авторского состояния). Основной представитель этого направления - Ван Вэй (он также – один из величайших поэтов эпохи, адепт чань-буддизма). Его заснеженные пейзажи («Просвет после снегопада» и т.д.), изображения поместья Ваньчуан (оригиналы не сохр.). Последующая традиция называет направление Ли Сы-сюня северной школой живописи, а направление, открытое Ван Вэем, - южной школой (по аналогии со школами Чань-буддизма, где северная школа - школа постепенного просветления, использует внешние средства для его достижения просветления; южная – школа внезапного просветления, призывает искать источники просветления (природу Будды) внутри себя). 5. Период Пяти династий и династии Сун (10-13 вв.). Подлинное становление пейзажной живописи и постепенное ее выдвижение как основного направления китайской живописи. Окончательное формирование ее философско-эстетической программы, техники (техника работы кисти и туши и композиционные нормы) (в теоретические и художественном творчестве Цзин Хао («Заметки о письме кистью»), Цзюй Жаня, Дун Юаня, Го Си «Высокое послание лесов и потоков» и др.), сложение идеала и эстетики художников-литераторов (в теоретическом и художественном творчестве Су Ши, Ми Фу и Ми Юань-жаня). Пейзаж (преимущественно монохромный) обладает глубоко философским и гуманистическим содержанием. Два фактора развития пейзажной живописи: деятельность придворной Академии живописи (художников-профессионалов) и частная практика ученых-чиновников («дилетантов»), для которых художественное творчество становится одним из путей самосовершенствования. Основные стилистические этапы: --Монументальный пейзаж Северной Сун (обобщающие образы горных массивов, представляющие универсум во всей полноте, большие охваты пространства, но при этом тщательность работы кисти, проработки деталей, фактуры (штрихи-«цунь»). Фань Куань, Ли Чэн, Го Си и др. --Камерный пейзаж Южной Сун. «Угловые» композиции, активное исползование пустого пространства, появление созерцателя и мотива созерцания. (Ма Юань, Ся Гуй) 6. Династия Юань (монгольская). Тяжелое социально-экономическое положение этнических китайцев, китайской интеллектуальной элиты, которое, с другой стороны, дало импульс к воплощению в творчестве идеалов художника-литератора, отшельника и т.д. Основные мастера Чжао Мэн-фу, Хуан Гун-ван, У Чжэнь, Ни Цзань, Ван Мэн. Пейзаж преимущественно монохромный, более упрощенный по структуре, чем пейзажи периода Сев. Сун. Бумага становится основным материалом живописи, активнее используются каллиграфические приемы в письме камней, деревьев и т.д. Распространение поэтических надписей в пейзажных произведениях. Концепция «излияния внутренней природы»; «идея древности». 7. Династия Мин (14-17 вв.). Живопись ученых-чиновников (вэньжэньхуа), и пейзаж в первую очередь, занимает абсолютно лидирующее положение в системе изобразительных искусств. Образ жизни и быт ученых-чиновников: поместья, сады, культура путешествий – все это подпитывает массовое обращение к жанру. Разнообразие стилей и направлений. Одновременное существование архаизирующей линии и новаторской. Рост индивидуализма, склонность к художественному эксперименту (семиотическим играм, необычным пространственным построениям). Одновременно - формализация творческого метода, появление руководств, большого количества сочинений по практике и истории живописи. Важнейшие школы: 1) Чжэ («профессионалов», Дай Дзинь, У Вэй): развивают принципы академии Южной Сун; Школа У («дилетантов», Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин, Цю Ин, Тан Инь). Дун Ци-чан: ключевая фигура. Теоретически сформулировал важнейшие принципы всей традиции живописи ученых-чиновников. Его пейзажи имеют сложную программу, объемное смысловое поле, виртуозны и отточены по композиции и технике. 8. Цин (17 – нач. 20 вв.). Основные направления: «Ортодоксальное» (поддерживается в рамках государственной культурной политики; представители: 4 Вана (все имеют фамилию «Ван»), ориентируется традиционную технику, композицию и сюжеты пейзажей ученых-чиновников) и новаторы (идут на сознательное нарушение норм, повышенный индивидуализм, экспрессивность жеста) (т.н. «4 монаха», из них очень важен Ши Тао, в том числе благодаря сочинению «Беседы о живописи монаха-Горькая тыква» - самому философскому сочинению о живописи, где идет отождествление базового графического элемента – черты с Великим единым). С 18 век все больше заметна тенденция к снижению роли пейзажной живописи (внимание мастеров в большей мере переключается на «цветы-птицы» и жанровую живопись, где в это время происходят основные сдвиги). 9. Конец 19 – 20 вв.: новый этап достижений в пейзаже в рамках «национальной живописи» (гохуа): Возвращение традиций монументального пейзажа в новом – свежем и мощном осмыслении, обогащение новыми техниками. Фу Бао-ши, Ли Кэ-жань, Хуан Бинь-хун, Чжан Да-цянь. III ^ Формат произведений, композиционные принципы, изобразительные нормативы. Отметить: 1) Общность с другими видами и жанрами искусства, пр. вс., каллиграфией (инструментарий, техника, основной графический элемент – черта). 2) Пейзаж как творчество и как произведение - в идеальном виде – синтез различных видов и жанров искусства, воздействующее на разные стороны человеческого восприятия. В произведении пейзажа сочетаются искусства поэзии (поэтические надписи), каллиграфии, резьбы (печати) и т.д. Большая роль «ментального пространства» - комплекса значений, которые не выявлены в изображении напрямую, но привлечены приемами намека, ассоциаций и разного рода отсылок. Основной формат: свитки – горизонтальные и вертикальные (хранение в свернутом виде, но есть и вертикальные свитки для развески), веера, альбомные листы (отдельные и сшитые в альбомы). Составляющие произведение (кроме собственно изображенного ландшафта): надписи, названия, подписи, печати, колофоны. Основные элементы изображенного ландшафта: горы, воды (озера, реки, водопады и .д., но не море!), деревья, люди (не всегда), архитектура (не всегда). Соблюдение соответствия всех элементов пейзажа сезону, времени суток и т.д., параллелизм человеческого существования, настроения. Построение пейзажа предусматривает и целостный охват изображаемого пространства – часто очень обширного, и последовательное (как в путешествии) разворачивание композиции (зигзагообразно, что обеспечивает композиционные равновесие и ритм) с детальным изображением отдельных фрагментов, сцен. Применяется рассеянная перспектива, отсутствие центральной точки схода. Воздушная перспектива. Три основных типа композиционного построения - «три дали»: высокие, глубокие, ровные (зависит от того, какая точка зрения в основном преобладает, как раскрывается пространство и горный массив). Графические элементы: линия, штрихи-«цунь», точки-«дянь». Разнообразие и виртуозность техники работы кисти и туши, обуславливающее возможность этими средствами выразить все природное многообразие. Роль чистой белой поверхности бумаги (дымки, небо, вода) в философском (=неявленное) и композиционном планах. Типы пейзажей по колориту (кроме монохромного тушью): сине-зеленый; с охристой подсветкой. Применение цвета в основном диктуется стремлением к определенному художественному эффекту, воздействию на восприятие (а не стремлением достичь точности передачи натуры).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.