2. Художественно – проектный раздел Н. Ламанова часто обращалась к народному костюму. Ее привлекали красочность, целесообразность и мудрость народного костюма, она писала: «Мы стремимся осознать смысл и процесс производства. Уже в народных костюмах, несмотря на всю их зависимость от быта, от традиции, мы видим известную целесообразность, эту цель, для которой делается платье…»Народный костюм и сегодня является источником творчества художников-модельеров. Требования, предъявляемые к детской одежде, главными из которых являются красота, удобство, гигиеничность, безопасность, учет особенностей физиологического и психологического развития ребенка в каждом возрасте. Все эти требования сводятся к комплексу современных требований утилитарно-практического, гигиенического и художественного порядка. Наряду с этим , костюм, будучи частью предметного мира, всегда является отражением культурного, социального и экономического уровня развития человеческого общества. Исторический костюм – яркий пример этому утверждению.^ 2.1. Художественное проектирование Развитие художественного вкуса ребенка складывается из очень многих моментов. Вкус ребенка не развивается на посредственных вещах. Психологи обращают внимание на то, что мода благотворно влияет на маленького человека, в нем с детских лет развивается понимание красивого. Проектируемая коллекция предназначена для детей дошкольной (3 — 6 лет) и младшей школьной (7 —11 лет) возрастных групп. Коллекция (от лат. collectio — собрание) — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес. Коллекция в моделировании одежды — это серия моделей различного назначения, объединенных единством авторской концепции, образа, применяемых в коллекции материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения. При проектировании коллекции необходимо было учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции: 1) единство стилевого решения;2) создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции. 3) построение тонального развития ряда;4) построение цветового развития ряда; при этом желательно, чтобы совпали тональный и колористический композиционный центры; 5)родственный характер принципов технологического выполнения изделий. Коллекция нарядной одежды для девочек является авторской, она демонстрирует авторскую индивидуальную творческую концепцию. В ней демонстрируется индивидуальное видение мира, пропущенное через призму авторского стиля; создается неповторимый образ девочки, вышедшей на праздничное гулянье где-то на берегу Волги. Самым распространенным способом моделирования в дизайне является ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов постановке на основе этого анализа проектной задачи. Этот способ направлен на совершенствование уже существующих вещей. Проектное решение коллекции «Волжские забавы» было найдено ретроспективным способом. Произведен анализ чувашского костюма от древности до современности, способы и традиции декорирования. От возраста ребенка, особенностей его телосложения, облика и умственного развития зависит выбор рисунка ткани — его содержание, ритм, масштаб и заполненность полотна. Ведь каждому возрасту свойственно определенное восприятие окружающего мира вещей, животных и растений. Декор не только служит красивым оформлением ткани, но и несет воспитательную нагрузку, помогает ребенку в познании действительности, прививает вкус к красивому. При создании коллекции были использованы эвристические методы. Метод аналогий — метод решения поставленной задачи. При этом методе используются аналогичные решения, взятые из. народного костюма, национальной одежды. Была проведена интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформаций в проектное решение. Этот метод применялся на стадии образного решения объекта проектирования. Новые интересные решения получаются при образовании не визуальных признаков творческого источника, а одного из способов создания вещи. В нашем случае это – способ застрачивания маленьких складочек для получения объемных форм в чувашском костюме, и традиция «привязывания» различных аксессуаров(гребней, кошельков, оберегов) к поясу костюма. Так же в создании коллекции был использован метод игры. Этот метод предусматривает игровой момент в моде, а игра всегда связана с инновационной деятельностью. Для игры важен сам процесс, в который закладываются незавершенность, трансформация. Свободный дух, самоценность, театральность и элемент забавы — все это является игровыми элементами, которые часто чаются в практике современного дизайна. В проектируемой коллекции «Волжские забавы» декор приглашает ребенка к творчеству, к самостоятельному участию в трансформации модели. Все модели коллекции выполнены из натуральных хлопчатобумажных и льняных тканей, декорированы льняным и хлопчатобумажным кружевом, тесьмой, бусинами и раковинами «каури» .Композиционная схема декора проста и ясна, рисунок легко прочитывается на общем фоне. Универсальны в этом отношении ткани с мелкой и средней величиной орнаментального мотива. В одежде детей разных возрастов приемлемы рисунки по народным мотивам, имитирующие вышивку, ткацкий или кружевной узоры. Простота и красочность народных орнаментов органически сочетаются с простотой кроя и формы детской одежды. Простота и ясность рисунка на ткани подчеркивается и закрепляться его четким ритмическим построением. Конструктивное и композиционное решение детской одежды имеет свои особенности. Прежде всего, следует обратить внимание на соотношение отдельных частей одежды между собой 69 и всей одежды с детской фигурой. Главную роль в пропорционировании изделия отводят длине, так как именно с помощью, длины изделия можно придать фигуре зрительную пропорциональность. Для организации пропорционального членения детской фигуры большое значение имеет верхняя часть лифа — кокетка, присутствующая в моделях «дошколят». Она имеет разнообразную конфигурацию и величину и подсказывает соответствующие силуэтные решения. При короткой кокетке ее линия членит одежду в контрастном соотношении, а при удлиненной кокетке — в тождественном соотношении. Короткая кокетка делает зрительно фигуру дошкольников стройнее, а присборение нижней части платья по краю кокетки может скрыть выпуклость живота. В детской одежде кокетка является конструктивной, а подчас и декоративной деталью. Как конструктивный элемент она создает необходимую объемность формы, от ее нижнего среза распространяются сборки, защипы, складки, необходимые для формообразования. Часто кокетку отделывают вышивкой, аппликацией, строчкой, иногда ее выполняют из разных по цвету и фактуре материалов. В моделях проектируемой коллекции ребенок сам может поиграть с выбором фасона. Например сделать из платья топ и дополнить его сумочкой-карманом от другой модели. А яркая образность модели возможно возбудит интерес маленького человека к первоисточнику создания модели, к народному творчеству. Основными средствами объединения моделей в коллекционные ряды являются пропорциональные и ритмические отношения форм костюмов и их составных элементов. Связь моделей костюмов в коллекции осуществляется на основе нюансных и ритмических отношений основных элементов форм костюмов. Экономически затруднено производство одежды с большим количеством декоративных элементов, поэтому по способу производства коллекция может быть выполнена по индивидуальному заказу или мелкосерийно . 70^ 2.2.Концепция проекта Современный человек разучился делать что-либо своими руками, из творца он превратился в потребителя готовых продуктов. Подобным задачам, которые ставят перед собой современные модельеры, соответствуют многочисленные игровые элементы, присутствующие в одежде, поскольку смех и игра являются проявлениями чувства свободы, независимости от догм, творческого подхода к переосмыслению функций вещей. Бесконечные возможности для игры дает комбинирование отдельных предметов одежды, аксессуаров, рисунков и цветов. Костюм является крайне важным элементом традиционного образа жизни, в котором отражено мировосприятие данного этноса, поэтому современные дизайнеры одежды стараются на новом уровне воссоздать национальные образы и в детском костюме, побуждая тем самым малышей интересоваться своими истоками, а так же и другими национальностями. Почти каждая мать стремится к тому, чтобы ее ребенок был красиво и со вкусом одет. Некоторые, наоборот, думают, что, поскольку ребенок еще мал, он все пачкает и рвет и ему все равно, что на него надето. И у такой матери ребенок вырастает неаккуратным и неряшливым, а иногда излишне застенчивым, скованным в своем общении с товарищами, чувствуя, что он одет хуже других. Концепция сотворчества потребителя показалась нам очень интересной и актуальной. С одной стороны, усилившийся интерес к ценностям других культур, позволяющим духовно обогатить предметный мир современного человека, вспомнить свои истоки, с другой стороны , возможность игры и творчества , предлагающая потребителю самому стать «дизайнером». Одна из серьезных задач на нынешнем этапе — формирование четко выраженного национального лица дизайна в масштабах страны, поскольку имидж национальной идентичности является сейчас залогом успеха дизайна на международном рынке. Об этом свидетельствует успешная коммерческая 71 эксплуатация национального имиджа дизайна в модной индустрии Франции, Италии, Великобритании, Японии. Проектируемая коллекция нарядной одежды для девочек «Волжские забавы» дошкольной и младшей школьной возрастной группы тонко напоминает традиции декорирования чувашского костюма. Предлагается с учетом особенностей развития в данном возрасте, детской психологии, требований гигиены. Ребенок не может без творчества и игры. Игра и возможность творчества присутствует в каждой модели коллекции. Возможность трансформировать платье в топ при помощи шнуровки или привязать кошелек-сумку, или из сарафана сделать юбку, непременно возбудит детский интерес. Детская одежда должна быть прежде всего удобной и красивой. Так как именно в детском возрасте формируются эстетические представления личности. Детская одежда на основе народного костюма отличается спокойствием и сдержанной красотой. Народный костюм сливается с человеком, идеально соответствуя его душевному складу, характеру, занятиям и жизненному пространству. ^ 2.3. Эскизный проект На этапе эскизного проектирования решаются основные задачи: форма, цвет, масштабность, пропорции, функциональная образность. Главная цель эскизного проектирования – поиск и создание яркого, выразительного, острого образа, наделенного определенной смысловой символикой и знаковостью. Эскизирование - это графический этап работы над проектированием модной формы одежды. Фор-эскизы - быстрые предварительные рисунки будущей формы костюма с приблизительным изображением ее основных признаков. Творческие эскизы — изображения моделей коллекции, выполненные на бумаге с достаточно детальной прорисовкой не только общей формы одежды, но и отдельных ее элементов. Рабочие эскизы - рисунки-схемы, точно передающие силуэт, пропорции 72 и детали костюмной формы, а также ее конструктивную основу. Планшетный ряд (рекламная графика) - графическая продукция, призванная привлечь потребителя к пропагандируемой коллекции. В своей работе над эскизами проектируемых изделий нарядной одежды для девочек мы прошли целый ряд последовательных этапов. Первый этап — изучение творческого источника, побудившего к созданию образов костюма. Чувашский костюм всесторонне изучился с точки зрения его дальнейшей трансформации в новые формы одежды. Предварительные зарисовки творческого источника способствовали накоплению информации и анализу исследуемого материала. На этом этапе родились наметки образов будущих костюмов и варианты их решения. См.рис.41 . Второй этап — анализ накопленной информации и создание фор-эскизов будущих костюмов. На этом этапе в целом рождается образ проектируемых костюмов, продумывается цветовое и тоновое решение, форма и фактура создаваемых изделий. Выполняются фор-эскизы быстро, легко, без привязки к конкретному материалу и уточнения конструкции изображаемой Рис.41. одежды. Этот вид эскизов является самым чувственным, живым и непосредственным изображением костюма, остро, даже несколько гиперболизировано выражающим сущность художественного образа проектируемых моделей(см.рис42). Фор-эскиз изображает костюм на фигуре ребенка. Таким образом, предварительный рисунок дал представление не только об образности костюма, но и о характере поведения одетого в него ребенка. Мы хотели в предварительном эскизе отобразить общий колорит, а также пластическое движение цветовых пятен будущей модели. Фор-эскизы выполнять при помощи цветной гуаши быстро, легко, без использования детального карандашного рисунка. Здесь не содержится подробной информации о силуэтной форме, ее конструктивной основе, фактуре и качестве материалов, необходимых для изготовления данных костюмов. Зато эскизы довольно наглядно демонстрируют колористическое решение этих моделей, 74 пропорциональное соотношение и динамику цветовых пятен, общий эмоциональный настрой. Третий этап — создание творческих эскизов. На этом этапе утверждается форма, цвет и фактура, найденные в фор-эскизах. В процессе работы над творческими эскизами нами продумывались элементы формы, детализировались найденные решения. Назначение творческого эскиза - не только выразить основную мысль автора, но и подробно рассказать о ней, о ее воплощении в конкретном материале, о том, как проектируемая одежда выглядит на человеке. Поэтому одежда на творческом эскизе всегда изображается на фигуре человека, причем часто фигура находится в движении. Творческий эскиз представляет собой уже довольно детальный рисунок, в котором был решен характер и пластика всех формообразующих линий -силуэтных, конструктивных, декоративных. Кроме того, в этих эскизах намечается конструкция формы, общее цветовое решение, функциональная направленность модели. Другими словами, Рис.42 творческий эскиз несет в себе полную информацию о форме костюма во всех ее проявлениях. Творческий эскиз, таким образом, представляет собой как бы материализацию живой мысли, первых ощущений, выраженных в фор-эскизе.. Выполнены творческие эскизы на бумаге. Художественный эскиз изображает не только сам костюм, но и манеру его ношения, а также необходимые аксессуары, дополняющие образ одежды: головные уборы, обувь, сумки и другие дополнения, включенные в общую композицию костюма (см.рис.43,44,45,46,47,48,49,50,51,52). Четвертый этап — выполнение рабочих или технических эскизов, которые представляют собой эскизы-схемы, точно передающие замысел дизайнера в материале. Они доносят до конструктора и технолога информацию о силуэте, пропорциях, деталях формы и ее конструктивной основе. По этим эскизам ведется дальнейшая работа над выполнением изделия в материале; создается конструкция костюма, составляется последовательность технологической обработки изделия, выполняется макетирование проектируемого изделия. Рекламная графика относится к итоговым видам графических работ и имеет целью пропаганду проектируемой модели или коллекции. Реклама костюма может включает в себя плакат. Плакат - это символическое изображение идеи костюма. Его цель - привлечь внимание зрителя, остановить его и сразу передать информацию о предмете рекламы. Такая цель обуславливает и графическую композицию. Плакат имеет минимум текста, который должен легко читаться и запоминаться сразу, вызывая интерес у зрителя к данной коллекции. Графическая манера исполнения рисунка модели также должна притягивать к себе внимание зрителя. Идея формы костюма на плакате только тогда легко и эффективно доносится до потребителя, когда она выражена оригинально и ярко. Буклет или проспект - книжная форма рекламы. Обычно здесь имеется не значительное количество текста, поясняющего изобразительную информацию.12345678910Очень важно в такой композиции обеспечение доминанты, т.е. композиционного и идейного центра коллекции. Роль его должна сыграть группа моделей, наиболее ярких в образном отношении, помещенная примерно в центре композиции. Гуашь (от HT.guazzo - водяная краска). Она представляет собой тонко растертый цветной пигмент, в который добавляется водно-клеевая связующая основа (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и т.д.) и примесь белил. Гуашь имеет несколько характерных особенностей, которые важно учитывать. Во-первых, из-за белил, которые входят в состав красок, цветные пятна при высыхании сильно высветляются. Во-вторых, гуашь наносится на бумагу в один слой, так как при наложении второго слоя первый начинает "вымываться" и появляется ощущение грязного цвета. Поскольку гуашь накладывается непрозрачно и всегда в один слой, в этой технике возможно только механическое смешение красок. Работая над эскизами, мы использовали различные приемы изображения своих замыслов на бумаге. Линия и пятно — основные художественные средства эскизирования. Линия является одним из самых сильных средств воздействия на зрителя. В зависимости от пластики, линии по-разному передают образно-эмоциональный характер костюма. Эскизы, выполненные только посредством линий, встречаются довольно редко, намного чаще в эскизах линия соседствует пятном. Линеарно-пятновые графические композиции использованы нами в выполнении фор-эскизов.^ 3. Конструкторско-технологический раздел Плечевые изделия для девочек, такие как платье, жакет, пальто строят, используя единый метод конструирования ЦОТШЛ. Работу проводят в известном порядке: выполняют измерения фигуры, выбирают прибавки, строят базисную сетку, а затем чертеж основы изделия. Для построения чертежей основы платья, жакета или пальто используют одни и те же измерения фигуры.^ 3.1. Описание внешнего вида модели Платье праздничное для девочки дошкольной или младшей школьной группы выполнено из льняной и хлопчатобумажной ткани. Силуэт трапециевидный. Платье отрезное под линией груди. Верхняя часть– малого объема, нижняя, соответственно большого- пышная юбка. Объем юбки достигнут путем застрачивания защипов-складочек. Обе части соединяются между собой декоративным шнурком, так же при помощи шнуровки крепятся к лифу рукава-«крылышки». Платье с нижней юбкой из хлопчатобумажной ткани, нижняя юбка длиннее верхней на 5см с кружевом по низу. Платье декорировано металлическими монистами, тесьмой, шнур, плетеным льняным кружевом. Эта модель может быть предложена и изготовлена девочкам размерами 110-56-51 и 134-68-60.3.2. Технический рисунок Технический рисунок выполнен в строгом соответствии с описанием внешнего вида модели, с учетом достоверных пропорций выбранного типа фигуры, конструктивных, технологических особенностей модели (см. рис.53).