Реферат по предмету "Разное"


2 главные методологические черты и перспективы разработки диалогических подходов и процедур в психологии

Мединцев. В. А.2.1.главные методологические черты и перспективы разработки диалогических подходов и процедур в психологии Психологи в последнее десятилетие проявляют повышенный интерес к понятию «диалог», связывая с ним (точнее – с его содержательными интерпретациями) надежды существенно обогатить и усовершенствовать существующие, а также разработать новые процедуры терапии и консультирования. Объяснить востребованность диалогической методологии в наши дни, полагаю, можно общей тенденций в современных гуманитарных науках, которую именуют «лингвистический поворот» (существуют и иные её определения). Одной из существенных черт этой тенденции является определённая интеграция психологической и лингвистической проблематик: с одной стороны – к изучению психологических черт индивида можно подойти через анализ его языкового общения, с другой – в лингвистике на смену пониманию языка как исключительно семиотической системе приходят теории, в которых освоение и функционирование языка предстаёт как коммуникативный, социально и индивидуально психологический процесс. Помимо диалогических подходов в психологии категорию «диалог» широко используют наряду с понятием «дискурс» в содержательно близких направлениях, таких как герменевтическая психология, теория социальных представлений, теория социального конструкционизма, дискурсивная психология.В предлагаемой работе этапы становления, разновидности и возможные перспективы диалогического направления исследований станут предметом анализа, в рамках которого мы также рассмотрим теоретико-методологическую проблематику упомянутых родственных концепций, чтобы уяснить как сходные черты, так и различия между ними и группой диалогических подходов в психологии. Разумеется, характер такого анализа (выбранный материал и его интерпретация) в значительной мере отражает авторское видение диалогической проблематики, связанное, в том числе, и с его скромным вкладом в построение диалогически ориентированных подходов в психологии.^ 2.1.1.Диалогические подходы в пост-советской психотерапии и консультировании Особенностью диалогического консультирования, полагает Т. А. Флоренская, является отношению к человеку как к субъекту «живого общения», а не как к объекту исследования и воздействия; такой диалогический подход «…основан на общечеловеческих духовно-нравственных ориентирах..» [1.5, с. 5]. Эти ориентиры автор видит в традиции русской христианской философии и этики, поэтому идеи М. М. Бахтина, интерпретированные ею именно в таком контексте, образуют своеобразную ткань (vs теория как идеальная модель) христианской версии диалогического подхода в психологическом консультировании, который методологически противопоставлен «объективистской научной психологии». На глубинном уровне – при таком понимании человеческой психологии – происходит «диалог со своей совестью, в которой проявляется духовное Я» [1.5, 25]. Помимо превосходящего возможности понимания и осознания человеком «духовного Я» Т. А. Флоренская рассматривает «наличное Я» – то, что представляет собой человек в его теперешнем состоянии с учётом его ограниченности рамками опыта, среды, воспитания, наследственности. В свою очередь, наличное Я заключает в себе голоса «реального Я» и «идеального Я». К первому из них автором отнесено представление о себе, которое есть у человека. Ко второму – образ-идеал, который он хотел бы видеть в себе. Духовное Я, хотя и не должно быть предметом психологического исследования, но необходимо, чтобы психолог a priori признавал его существование. При выполнении этого условия у него появляется возможность «диалогически приобщиться» и к своему духовному Я, и к духовному Я пациента. Только тогда психолог может приступать к обнаружению и описанию наличного Я пациента, полагает автор.В более общем методологическом плане Т. А. Флоренская считает справедливым поставить вопрос о пересмотре ценностей и критериев современной психологической науки. По её мнению, в системе обновлённых критериев научности психология должна стать частью не механистической, а гуманитарной картины мира. При этом, полагает автор, не следует исключать того, что человек обладает и объективными характеристиками, и механизмами психики. В этой связи статус научной психологии определён так: «Объективная психология может быть полезна и интересна, если она занимает своё место и не претендует на познание «глубин» человеческой души, недоступных и неподвластных ей…» [1.5, 132].Несколько иначе рассматривают психологическую проблематику диалога другие исследователи, представители отечественной психологической традиции. В частности, Е. Т. Соколова и Н. С. Бурлакова рассматривают проблемы и методы психотерапии в контексте ряда положений диалогической философии М. М. Бахтина и культурно-исторической теории Л. С. Выготского о диалоге как форме бытия личности и социальном генезе человека: «…психика понимается как структура принципиально диалогическая, имплицитно содержащая различные формы социальных внешних диалогов» [1.5]. В соответствии с такой проекцией диалогических идей в психологию линия культурно-исторического развития сознания (и самосознания) начинается интериоризацией множества форм родительского отношения, которые далее существуют в виде базовых паттернов внутреннего диалога. Развитые, зрелые формы самосознания, полагают авторы, характеризуются свернутостью ранних форм социального диалога, их встроенностью в сложно организованную иерархическую архитектонику более поздних диалогических «напластований», сквозь которую базовые паттерны внутреннего диалога (в т. ч. первичный «материнский» диалог) едва различимы, то в случаях «дефицитарной», «диффузной» организации самоидентичности исходное диалогическое отношение доминирует. Один из методов (названный «диалогический анализ случая») состоит в реконструкции движения внутреннего диалога с целью выявления в нём как устойчивых структур и строго фиксированных смыслов, так и сам процесс их порождения в ходе психотерапевтического сеанса. Авторы подчеркивают, что главным методом и лечащим средством психотерапии становится особая форма взаимоотношений терапевта и пациента в процессе психотерапевтического контакта, при которой «терапевт намеренно и осознанно встраивается в специфический внутренний диалог, содействуя его развитию и углублению» (там же).Методологическая позиция, с которой, по мнению А. Ф. Копьёва, следует разрабатывать диалогический подход в психологическом консультировании, должна состоять в том, чтобы теоретические основы изучения психотерапевтического общения не были жестко привязаны к конкретным психологическим теориям, а были бы «трансгредиентны» (по выражению М. М. Бахтина) по отношению к ним. Бахтинская концепция диалога, по мнению автора, как раз и обладает таким качеством, поскольку в ней «…исходным фактом является само общение, взятое до (или вне) его психологических определений в понятиях той или иной концепции психотерапии» [1.5, 18]. Для А. Ф. Копьёва диалог является «…моментом актуализации человеком своей подлинной природы, непосредственно связанным с преодолением различных форм сопротивления и защиты…» [там же]. В содержании бахтинского понятия «диалог» автор различает два смысловых оттенка: (1) общечеловеческая реальность, как, изначальное условие человеческого сознания и самосознания, как основная форма их реализации; (2) конкретное событие общения, при котором происходит самообнаружение человека в конкретном взаимодействии. Если в первом значении диалог не поддаётся количественной оценке (при том, что он всегда «есть»), то в отношении конкретного диалога, по мнению автора, всегда можно сделать заключение о том, состоялся он или нет, более- или менее- диалогичным был конкретный эпизод общения. А. Ф. Копьёв предлагает рассматривать такой диалог как момент актуализации человеком своей подлинной природы, в котором происходит преодоление человеком своих форм сопротивления и защиты. Именно поэтому особую значимость автор придаёт психологическим условиям вхождения и избегания диалога, а также диалогической интенции клиента, которая в качестве суммарного вектора его воли в ситуации консультирования для терапевта намного важнее, чем форма, в которой выражается в данный момент самоопределение клиента, значение сказанных им слов.Существенно более детально идеи диалогизма воплощены в одной из новых версий диалогического подхода – триалогическом подходе А. Б. Орлова [1.5]. Автор ставил перед собой задание – разработать систему положений, развивающих одновременно как общепсихологическую концепцию личности, так и систему понятий диалогического подхода. Исходными для последующих рассуждений стали его представления о структуре личности как «интрапсихической триаде инстанций» – персона, лик, тень, – и о восходящей к трудам А. А. Ухтомского триаде: человек; другой как двойник; другой как лицо (собеседник). Соответственно, следующим положением этого метода является утверждение о троегласии и троебытии человека – триалоге. Категория «триалог» означает: 1) концептуальную фиксацию фундаментальной тройственности человека (как структуры, системы); 2) коммуникативную и аутокоммуникативную структуру, о которой сказано, что она обладает четырьмя измерениями: интерперсональным (персона – персона), интраперсональным (персона – тень), субперсональным (тень – тень) и трансперсональным (лик – лик); 3) реальный феномен практики психотерапии-консультирования, который включает в себя помимо позиций психолога и пациента ещё и позицию (голос) третьего участника – наблюдателя; 4) обучающую процедуру в практике психотерапии-консультирования. В соответствии с предложенной моделью триалог как реальный феномен практики психотерапии-консультирования образуют две триады субъектов общения: 1) психотерапевт-консультант, воображаемый наблюдатель (супервизор), пациент; 2) пациент, воображаемый наблюдатель (субвизор), психотерапевт-консультант.Помимо изложенных положений А. Б. Орлов формулирует три основные идеи подхода: 1) идею трёх территорий («Я изживаю не там, где переживаю, и я переживаю не там, где живу» [там же, 11]); идею трёх субъектов (трёх внутренних инстанций – наблюдатель, внутренний клиент, внутренний терапевт); идею трёх языков (проявление Я трёх субъектов (аспектов) личности участников общения происходит в трёх языковых формах: внутренний наблюдатель использует знаковый язык поведения, внутренний клиент – сигнальный язык тела, внутренний терапевт – символический (образный) язык состояний).^ 2.1.2.Теория «Dialogical Self» Так же, как и в отечественной, в зарубежной психологии идеи диалогизма получили признание и развитие благодаря переводам работ Л. Выготского и М. Бахтина (упоминают ещё труды Э. Левинаса, и П. Риккёра). Одним из центральных в психологических трудах диалогического направления после опубликования книги Х. Херманса и Х. Кэмпена [1.5] стало понятие «dialogical Self» (в буквальном переводе – «диалогическая самость»; далее в статье – DS). В своей интерпретации бахтинского наследия авторы предложили три определения DS: (1) его образуют несколько Я-позиций (I-positions), а само Я в зависимости от ситуации может занимать любую из наличных позиций; (2) каждая Я-позиция занимает ограниченную воображаемую пространственно-временнýю область, обладая уникальным психологическим содержанием, происходящим от уникального опыта диалогов с голосами собственных значимых «других»; (3) DS социально вследствие того, что воображаемые Я-позиции состоят в диалогах между собой [1.5]. Позднее были уточнены и расширены каждое из трёх утверждений: (1а) DS составлено из множества голосов, каждый из которых в состоянии сформировать свою оценочную систему прошлого, настоящего и будущего; (2а) различные голоса с их оценочными системами расположены на декларативном уровне функционирования DS, и вся эта система испытывает влияния латентного источника мотивов; (3а) различные голоса, формируя свои оценочные системы в пределах своих перспектив, диалогическим способом обмениваются информацией. В комплексном, нарративно структурированном DS отражается результирующее обобщение диалога всех внутренних голосов [1.5]. В контексте этих принципов возможен взгляд на организацию и функционирование DS как на своеобразный социум, в котором существуют возражения, согласия, разногласия, переговоры, объединения и т. д. [1.5]. То есть, и общество, и DS существуют в полифонии консонансных и диссонансных голосов. И в одном, и в другом существуют условия для интерсубъективного обмена, а также социальное доминирование и подчинение.Свою теорию автор помещает «на границе между Джеймсом и Бахтиным» переформулировав джеймсоновское понимание соотношения I - Me (Я как субъект – Я как объект) в терминах бахтинского полифонического романа. В частности, DS одновременно обладает (incorporates) и непрерывностью и прерывистостью. Многообразие взаимоотношений между различными позициями в пределах одного DS составляют определённый репертуар. Различия, конфликты, оппозиции в рамках этого репертуара являются проявлениями прерывистости DS. Но даже если позиции проявляют радикальные различия, в моменты, когда они производят впечатление бессвязной совокупности фрагментов, даже тогда они синхронически и диахронически объединены одним непрерывным Я (здесь и далее по [1.5]). Что же касается содержания понятия «репертуар», то его предложено рассматривать состоящим из внутренней и внешней областей. Во внутренней области расположены те позиции, которые связаны с Я индивида (например, «Я как отец», «Я как любитель музыки»). К внешней области отнесены позиции, связанные с людьми или объектами, которые индивид считает своими: «мой друг», «моя страна» и т. д. Границы между этими областями открыты, хотя степень открытости может быть различной у разных людей, а также у одного человека в различные моменты его жизни. Многие позиции могут находиться далеко на периферии горизонта DS, так что индивид может даже не подозревать об их существовании. Движение позиций и их материальные связи зависимы от культурных изменений. Возможна реорганизация (в том числе, консультативная / терапевтическая) позиционного репертуара индивида (инновация DS) и конструирование «диалогического пространства». Для исследования репертуара позиций Х. Хермансом был разработан метод PPR (Personal Position Repertoire).Я-позиция, утверждает автор, может быть рассмотрена как часть и внутренней, и внешней («другой Я») сферы ^ DS. Основной вопрос самоидентификации – «Кто я?» – в контексте теории DS может быть переформулирован в два вопроса: «Кто я по отношению к другим?» и «Кем являются другие по отношению ко мне?». Соответственно, возможны два пути исследования: первый – зависимость самопонимания от отношений с другими людьми; второй – понимание другого частично является пониманием его как «другого Я». В этом состоит децентрализация DS. Существует ось содержательных изменений в континууме позиций DS, на которой крайними являются Я – с одной стороны и Мы, с другой. Люди, принадлежащие к различным культурным и социальным общностям, по-разному идентифицируют себя по этой оси. Таким образом, в рамках содержания DS оказывается и I-Me различение (индивидуальные голоса рассуждают о самих себе), и We-Us различение (о себе рассуждают коллективные голоса). Второй тип различения, по мнению автора, позволяет социальным группам и культурам функционировать «внутри» DS в качестве коллективных голосов.DS исторически и культурно контекстуализовано. Связь концептов ^ DS и культура состоит в том, что и первое, и второе рассмотрены в качестве множества позиций, между которыми могут быть установлены диалогические отношения (здесь и далее по [1.5]). В рамках такого понимания следует рассматривать и DS как «культуру содержащее» (culture-inclusive), и культуру как «Self содержащее» (self-inclusive). Многие исследователи в области кросс-культурной психологии строят свои рассуждения на принципе дихотомических классификаций культур. Со своей стороны, автор предлагает рассматривать культуры как внутренне гомогенные и внешне различимые (distinctive). В современных условиях глобализации и технологического бума для DS характерны следующие три свойства: первое – высокая плотность позиций; второе – все позиции относительно гетерогенны (происходят процессы постепенных превращений относительно замкнутых гомогенных культурных групп в гетерогенные); третье – возможность и способность совершать более дальние, чем когда бы то ни было, позиционные перемещения. У автора теории и его последователей есть немало и других интересных идей.Что касается практики, то среди психотерапевтических методов, связанных с концептуализацией DS, прежде всего следует выделить два, разработанные самим Х. Хермансом или под его руководством: Personal Position Repertoire (PPR-Method) и Self-Confrontation Method. Процедура первого из них (PPR) позволяют выявить содержание и организацию репертуаров персональных позиций DS клиента. Содержанием репертуара назван перечень выясненных в ходе процедуры внутренних позиций клиента (например, Я как мать, Я как честолюбивый рабочий, Я как наслаждающийся жизнью) и внешних позиций (например, мои родители, мои дети, мои друзья). Этот перечень позиций терапевт составляет вместе с респондентом. Для изучения организации репертуара предложено использовать матрицу, в которой строки отражают внутренние позиции, а столбцы – внешние. Респонденту предлагают по 5-бальной шкале оценить, в какой мере для него каждая из внутренних позиций значима по отношению к каждой из внешних [1.5]. Сведения о респонденте, полученные методом PPR далее могут быть использованы как исходный материал для реализации второго метода. В рамках процедур Self-Confrontation Method клиент должен попеременно занимать позиции самонаблюдателя и партнёра психолога. Первая – оценочная – часть процедуры состоит в выяснении содержания и структуры оценочной системы клиента. Во второй части содержание и структуру оценочной системы подвергают корректировке совместно клиент и психолог. Метод основан на оценочной теории и теории DS [1.5].Совсем коротко отметим другие импликации теории DS. Представляются исключительно важными исследования, направленные на описание процесса становления DS в онтогенезе, в частности, поиски решения таких проблем: как оформляются диалогические фреймы, в которых различают креативные (относительно изменчивые, развивающиеся) и ригидные (неизменяемые) составляющие; каковы доречевые формы DS, возникающей в младенчестве [1.5].В контексте исследования роли DS в процессах социализации людей один из вопросов сформулирован следующим образом: как индивиды через диалогический социогенетический процесс оркеструют (orchestrate) различные голоса, из их «личных и социальных миров» творят новое самопонимание, видят себя в новых социальных условия? Для ответа на этот вопрос, полагают авторы в [1.5], необходимо найти способы различать в нарративах отдельные диалогические голоса, для чего не обойтись без знания изображаемого мира (figured world). Для различения диалогических голосов необходимо анализировать также и паралингвистические составляющие общения. Самопонимание и его трансформации в процессе социализации, таким образом, напрямую связано с пониманием окружающего мира, а понимать этот мир – значит знать типы людей, которые его населяют, их взаимоотношения, мотивы действования, сюжетные линии, связывающие действующих лиц с теми или иными событиями, считают авторы исследования.^ 2.1.3.Диалогическая эпистемология В европейской и американской науке бахтинское научное наследие активно изучают и используют в различных частно-научных сферах, однако, наиболее последовательно и полно идеи диалогической философии, полагаю, реализованы в психологических и междисциплинарных (коммуникативистика, коммуникативная лингвистика) подходах. Представляется, что к числу важнейших следует отнести проделанную П. Линеллем (P. Linell) теоретико-методологическую работу по систематизации принципов диалогизма. Диалогизм – по П. Линеллю – это эпистемологический теоретический каркас, в контексте которого предпринимают попытки диалогически осмыслить действия и мышление человека, коммуникацию и язык (здесь и далее идеи автора воспроизведены по тексту лекции, прочитанной им летом 2005 г. в ряде европейских университетов [1.5]). В рамках так понимаемого диалогизма важнейшим состоянием (condition) человека является диалогичность (dialogicality), понимаемая как экзистенциальная взаимозависимость людей. По мнению автора, понятие диалогизм должно быть лишено любых метафизических или идеалистических содержательных оттенков – описанию и объяснению подлежат действия человека и язык в реальной повседневной (mundane) жизни. Диалогическая активность опосредована языком или другой семиотической системой, поэтому применимость диалогической эпистемологии ограничена областью семиотики; такое ограничение автор связывает с представлениями о том, что в структуре взаимодействия человека и мира участвуют медиаторы до-понятийного, а значит, до-семиотического характера. Выделены ряд основных диалогических принципов.1. Интеракционизм. Коммуникация и мышление (cognition) всегда заключают в себе интеракции с другими. В отличие от коммуникации в мышлении происходят интеракции не только между людьми, но и с «когнитивными артефактами», – например, с письменным текстом, компьютерным интерфейсом, и т. д.2. Контекстуализм. Дискурс и его контекст взаимозависимы. Основные классы контекстуальных феноменов – ситуативные; текстовые коннотации; знания партнёров о типах действования и о референциях; биография их общения; культурное знание (язык, энциклопедические знания и др.).3. ^ Коммуникативный конструкционизм. Значения дискурсов и текстов формируются в процессе смыслообразования, который является частью лингвистического, мыслительного и коммуникативного процессов. Коммуникативное конструирование предполагает интеракции с другими Знание сконструировано в социуме, в том числе знание о типах коммуникативной активности и коммуникативных жанрах. 4. ^ Семиотическая медиация. Этимологическое содержание термина диалог (греч. dialogos – – в и через слово) определяет «третьего» участника общения – семиотическую систему. Однако в качестве такого медиатора могут быть рассмотрены не только языковые системы, но и, например, социальные представления о чём-либо.5. ^ Двойная диалогичность. В конкретном диалоге собеседники общаются не только друг с другом, но и с различного рода «третьими участниками»; диалог следует рассматривать не только внутри, но и с социокультурными традициями. Наиболее часто о двойной диалогичности говорят применительно к литературным текстам, другим произведениям искусств и учебникам, подразумевая при этом возможность анализировать диалогические отношения и «внутри» текста, и между текстами (и их авторами).В рамках диалогизма термин «диалог» наделён двойственным содержанием: конкретное речевое общение (talk-in-interaction); модель, метафора (или метонимия) человеческого мышления и коммуникации вообще. Диалогическая эпистемология – это теория мира, наполненного значениями, и рассмотренного как состоящего из идей, мыслей, коммуникативных процессов и знáчимых (meaningful) действий, все из которых укоренены в социокультурном и физическом мире. О диалогической онтологии говорят как о теории мышления, а не в метафизическом смысле.Помимо основных диалогических принципов, рассмотрены отдельные нюансы диалогизма. В частности, автор полагает, что в диалогизме актуален социальный конструкционизм (но не индивидуальный конструктивизм кантовской традиции, в частности, как у Ж. Пиаже), в сочетании его четырёх составляющих: интраперсональной, интерперсональной, прошедшей (past), социально-исторической. Также важна «ориентированность на Другого» (Other-orientedness), которую составляют интерсубъективность и инаковость (alterity). Для содержательного общения необходима интерсубъективность определённого уровня (общие для партнёров знания, нормы и т. д.). Инаковость (alterity) – второе условие общения – это диалогические напряжения и различия между партнёрами, традициями, границы между обществами, знаниями, нормами, ожиданиями и т. д. В результате, коммуникация направлена в сторону общего (разделённого) знания, но она будет бессмысленной, если в ней нет различий и асимметрии знаний.Диалогическую проблематику, считает П. Линелл, можно обсуждать и при помощи местоимений. Можно говорить, по крайней мере, о четырёх координатах коммуникации – «I, it, you (thou), we». В рамках фундаментальной диалогической оппозиции «Я» и «Другие» происходит центральный диалог «Я – Ты (Вы)», на содержание и ход которого могут оказывать влияние значимые «Третьи лица». Автором предложена типология третьих лиц, в соответствии с которой они классифицированы как: конкретные – физически присутствуют и вербально вмешиваются в диалог; воображаемые (virtually present) – физически отсутствуют, но упоминаемы участниками диалога; конкретные отсутствующие – возможные удалённые реципиенты информации о текущем диалоге; институции – институциональные и профессиональные голоса конкретных диалогических партнёров, которые могут быть неосознаваемы ими как таковые; конкретные артефакты – участники могут ориентироваться на них как на источник информации и/или вынуждать участников диалога вести его определённым образом.Важной характеристикой диалогизма названа его динамика – появление, происхождение, развитие. Генетическая перспектива диалогизма включает – филогенез, онтогенез, социокультурный генез, микрогенез (конкретной ситуации). Фактически, и на уровне языка, и на уровне высказывания (utterance) можно наблюдать как стабильность, так и изменения. Коммуникативные способности индивидов в диалогизме понимаемы как потенциалы и чувствительности (vulnerabilities). Воплощённость, время и историчность диалогизма состоят в том, что диалогический взгляд на язык и мышление предполагает историчность, темпоральность и телесную воплощённость (embodiment) разговорного языка. Значение и понимание – центральные понятия диалогического подхода к миру. Смыслообразование (sense-making) в принципе нескончаемый процесс; значение никогда не окончательно. Понимание всегда частично и фрагментарно, диалогически конституировано и лишь отчасти разделено партнёрами.«Архитектурой интеракции» автор называет строение интерактивной цепи, в которой различает ответы, инициативы и взаимность (reciprocity). Коммуникативные акты последовательно упорядочены, а вклады в диалог со стороны его участников обладают одновременно ответными и инициативными (проективными) «аспектами». Такова трёхаспектная модель вкладов (высказываний) в диалог и другая, названная «трёхступенчатая модель минимальной коммуникативной интеракции» (партнёр А показывает своей репликой ожидаемое понимание, партнер Б репликой и/или действием демонстрирует своё понимание, затем, партнёр А реагирует – одобряет или не одобряет представленный вариант понимания). Эта модель построена по аналогии с моделью анализа «беседы в жестах», описанной Дж. Мидом, и о ней несколько более подробно будет сказано далее в статье. Итак, диалогизм – это не только социально-детерминированный каркас, в котором человеческие индивидуальности редуцированы до статуса точек пересечения разнообразных социальных влияний. Диалог также является средой для процессов, в- и через- которые люди конструируют свои идентичности и утверждают себя в качестве ответственных (ответоспособных) социальных деятелей, резюмирует П. Линелл.^ 2.1.4.теоретический контекст и содержание понятия «Диалогическая личность» Научное наследие мыслителей-диалогистов представляет собой, традиционно для гуманитарных наук, объект многих интерпретаций и дискуссий, а не единую, созданную авторским коллективом, концепцию. К наиболее активно обсуждаемым в этой области в последнее время, как представляется, можно отнести все вопросы, затронутые в представленных выше подходах к решению диалогической проблематики в психотерапии, а также теорию «dialogical Self» Х. Херманса. Безусловно важной представляется и систематизация принципов диалогического подхода к исследованию языка, коммуникации и мышления, которая осуществлена П. Линеллем и названа «диалогическая эпистемология». Одно из возможных направлений продолжения исследований в этой области и комплекс теоретико-методологических проблем с ним связанных будут представлены ниже.^ 1. Комментарий к триалогической модели А. ОрловаВесьма последовательной формой реализации диалогической парадигматики представляется исследование в связи с содержательным описанием понятия «триалог», проводимое А. Б. Орловым, в рамках которого построена модель триалогической структуры личности и предложено описание её диалогического функционирования. Следует отметить, что состав субъектов триалога, по всей видимости, разработан специально для терапевтической процедуры, поэтому в этом случае индивид может быть рассмотрен в качестве своего рода «терапевтической личности» (это касается и консультанта, и пациента). Таким образом в триалогической модели «обрезано» всё вне-терапевтическое (выходящее за рамки конкретного эпизода консультирования) психологическое содержание личности. Это свойство триалогической модели не только ограничивает сферу её применения (что, скорее всего, автора устраивает, а кроме того, в психологии, пожалуй, все модели разработаны для исследования ограниченного круга явлений), но – главное – не позволяет проследить теоретическую связь между троебытиём человека как фундаментальной структурой личности и предложенной автором триалогической её моделью. Важным методологическим дополнением, по сравнению с другими методами, представляется идея трёх языков, в соответствии с которой следует различать языки субъектов диалогов: язык внутреннего наблюдателя, язык внутреннего клиента и язык внутреннего терапевта. Однако автор ограничивается указанием на необходимость различения, как он пишет, «психологических и внепсихологических языков», описывающих психическую реальность «различных интраперсональных инстанций», и приводит их названия, но не предлагает методов для их различения и исследования. К сожалению, ничего определённого не сказано и по поводу языков прочих личностей, включённых автором в восходящую и нисходящую иерархии субъектов диалогов. В связи с этим остаётся неясным способ осуществления декларированного желаемого стремления психотерапевта-консультанта «говорить на языке пациента-клиента с учётом интраперсонального многообразия его языков» [1.5, 17].^ 2. Комментарий к теории Х. ХермансаЧто касается диалогического подхода. развиваемого научной школой Х. Херманса, то представляется неубедительным решение, предложенное в рамках модели «dialogical Self», одного из главных вопросов, касающихся диалогизма сознания – о связи множества внутренних диалогов и одного внешнего, в котором действует определённый индивид со своим определённым диалогическим голосом. Высказывания по этому вопросу представляются весьма противоречивыми – то речь идёт о том, что Я занимает попеременно разные позиции (надо понимать, занимая определённую позицию, Я превращается в Self – голос индивида); то рассуждения приводят автора к тому, что в комплексном, нарративно структурированном DS отражается результирующее обобщение диалогов всех внутренних голосов. (Среди критических материалов, посвящённых решению этого вопроса Х. Хермансом, можно выделить, в частности, [1.5])Вызывает противоречивое впечатление также положение о диалоге позиций. Если «позиция» – это комплекс психологических свойств, то как надо понимать «диалог свойств», который, в соответствии с моделью, происходит внутри социальной группы, образованной множеством внутренних голосов?Очень затрудняет понимание авторского замысла заметная непоследовательность и неопределённость в вопросе содержательной интерпретации понятий «смысл» и «значение», что особенно странно в контексте рассуждений об их формировании в ходе интерперсональных диалогов. При этом не рассмотрены вопросы, связанные с процессом формирования и ролью смыслов и значений в структуре внутренних диалогов.Наконец, говоря о репертуарах, которые, как заявлено, составляют многообразие взаимоотношений между различными позициями в пределах одного DS, автор обходит вниманием проблематику формирования и изменения этих репертуаров (возникновение новых, исчезновение старых, их трансформации). Описание такого рода репертуарной динамики представляется крайне актуальным вопросом, особенно в связи с терапевтической направленностью этой теории. Возможно, именно такая направленность проделанной работы обусловила изначальную ограниченность модели, которая предназначена для интерпретации консультативных и терапевтических нарративов (в этом аспекте методы построения триалогической модели и модели dialogical Self представляются весьма близкими).^ 3. Комментарий к диалогической эпистемологии П. ЛинеллаПопытка выстроить как можно более полную систему диалогических принципов, предпринятая П. Линеллем, полагаю, заслуживает особого внимания и более детального анализа. Сейчас же отмечу, что представляется несколько устаревшим призыв исключить любые «метафизические и идеалистические» содержательные оттенки в теоретизировании и исследовать только реальные, повседневные диалоги. С одной стороны, в ходе теоретизирования так или иначе создаётся продукт – система понятий (абстракций, категорий, то есть – идеальная модель исследования), и никакого другого способа научного теоретизирования пока что не найдено. С другой стороны, как неоднократно было отмечено в трудах европейских философов, для любого теоретизирования необходимы «точки опоры» – исходные утверждения (аксиомы, постулаты, или, как теперь говорят, «концепты», «положения»). Обоснование этих исходных утверждений невозможно, поскольку ведёт в «дурную бесконечность» (автор не пошёл по пути, например, развития библеровской идеи о диалогическом самообосновании начала логического движения). Кроме того, сам термин «эпистемология» генетически связан с эссенциалистской традицией в философии (цель науки – познание истинного положения вещей). Характер же рассуждений автора явно ближе «конвенционалистской», (а также «герменевтической», или, как говорят в последние годы, – «интерпретативной») философской традицией, получившей широкое распространение в науке 20 в. и в наши дни (характерны в этой связи его ссылки на методологию социального конструкционизма и теорию социальных представлений).^ 4. Теоретико-методологические ориентиры диалогической модели психологических взаимодействийКак было показано выше, в психологии идеи диалогизма получили развитие в первую очередь благодаря интересу со стороны исследователей и практиков в области психологической терапии и консультирования. Возможно, это обстоятельство позволяет объяснить и заметную методологическую разобщённость диалогических процедур в этих областях, и, как представляется, недостаточно убедительные теоретические выкладки, с помощью которых авторы интерпретируют отдельные положения диалогической философии, выстраивая свои консультативные (и терапевтические) методы. Важно и то, что характер теоретизирования М. М. Бахтина, на идеи которого ориентируются психологи, позволяет весьма широко интерпретировать диалогизм и, соответственно, продуцировать различные версии диалогических подходов (что и происходит). Признавая важность и актуальность всех существующих направлений диалогических исследований и полученных в их рамках результатов, полагаю, имеет смысл и поиски иных теоретико-методологических конфигураций диалогической проблематики в психологии. В ряде моих работ (в частности, в [1.5], [1.5], [1.5]) были намечены контуры ещё одной, как представляется, перспективной конфигурации. Идеи, принципы, проблемы, методологический контекст этой версии диалогического подхода в психологии и будут представлены далее.В философии 20


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Специфика нарушений речевого развития у детей раннего возраста
Реферат Составление б у отчетности
Реферат Рыночная экономика России
Реферат Товарная политика на предприятии на примере ООО Гурьянка
Реферат Concepts In Acting Essay Research Paper CONCEPTS
Реферат «Согласовано» «Утверждаю» Проректор по академическим вопросам Первый проректор аупкр
Реферат Descarte And New Science Essay Research Paper
Реферат Средства измерений. Классификация и групповая характеристика
Реферат Провинции на территории Беларуси и город Минск в 1067-1945 гг
Реферат Источники международного гуманитарного права
Реферат Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Реферат История развития экологии как науки
Реферат Анализ мер, применяемых сотрудниками исправительных учреждений, по обеспечению режима отбывания наказания
Реферат Создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением
Реферат Jan van Bon