Реферат по предмету "Экология"


История развития экологии как науки

Оглавление
1.    Этапы развития экологии
2.    Предыстория
3.    Современная экология
Литература

1. Этапы развитияэкологии
Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность взнаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической инеорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить трудыАристотеля (384— 322 до н. э.), Плиния Старшего (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627—1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов иприуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
Первый этап
— зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIXв.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средойих обитания, делались первые научные обобщения.
В XVII—XVIII вв. экологические сведения составляли значительнуюдолю во многих биологических описаниях (А. Реомюр, 1734; А. Трамбле, 1744, идр.). Элементы экологического подхода содержались в исследованиях русскихученых И.И. Лепехина, А.Ф. Миддендорфа, С.П. Крашенинникова, французскогоучёного Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея, немецкого ученогоГ. Йегера и др.
В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834)впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствияхвоздействия человека на природу.
Второй этап
— оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-хгг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К.Ф.Рулье (1814— 1858), Н.А. Северцова (1827—1885), В.В. Докучаева (1846— 1903),впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратилисвоего значения и до настоящего времени. Неслучайно поэтому американский экологЮ. Одум (1975) считает В.В. Докучаева одним из основоположников экологии. Вконце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшеепонятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенныхусловиях среды.
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин(1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч.Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можнотрактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой имежду собой, т. е. с биотической средой.
Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял,что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией(1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал:«Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы:изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой,как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных иливраждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо иликосвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложныхвзаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу засуществование».
Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась вначале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создаетпервую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В.Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.).Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учениео биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень врезультате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935)выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В.Н. Сукачев (1940) обосновалблизкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровеньотечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых высоких в мире,особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей странеработали такие выдающиеся ученые, как академики В.И. Вернадский и В.Н. Сукачев,а также крупные экологи В.В. Станчинский, Э.С. Бауэр, Г.Г. Гаузе, В.Н.Беклемишев, А.Н. Формозов, Д.Н. Кашка-ров и др.
Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнениемокружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экологияприобретает особое значение.
Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) —превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охранеприродной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экологияпревращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии,геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс,1994).
Современный период развития экологии в мире связан с именами такихкрупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Цж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс,М. Бигон, А. Швейдер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Не-5ели др. Среди отечественных ученых следует навать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова,В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражсковского, К.С. Лосева, Н.Н. Моисеева,Я.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свирикева, В.Е. Соколова, В.Д.Федорова, С.С. Шварца, А.В. Яблокова, А.Л. Яншина и др.
Первые природоохранные акты на Руси известны с IX—
Начало природоохранной деятельности Советского государства совпалос рядом первых декретов, начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г.,который заложил основы природопользования в стране.
Именно в этот период зарождается и получает законодательноевыражение основной вид природоохранной деятельности — охрана природы.
В период 30—40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств,вызванной главным образом ростом масштабов индустриализации в СССР, охрана природыстала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту,развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондовстраны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929г.).
Таким образом, в России появился новый вид природоохраннойдеятельности — рациональное использование природных ресурсов.
В 50-е г. дальнейшее развитие производительных сил в стране,усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимостьсоздания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, —охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканскиезаконы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе нетолько как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека.К сожалению, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались словаИ.В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.
В 60—80-е гг. в СССР практически ежегодно принималисьправительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейнаВолги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала,промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжалсяпроцесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные,водные, лесные и иные кодексы.
Эти постановления и принятые законы, как показала практика ихприменения, не дали необходимых результатов — губительное антропогенноевоздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошлакрупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа.Сегодня Россия продолжает находиться в сложной экологической ситуации.
Для более детального ознакомления с историей развитияэкологического учения рекомендуем материал, изложенный в монографии В.Т.Богучарскова (2005).
Как было отмечено выше, экология как наука обязана своимпроисхождением немецкому зоологу-эволюционисту Э. Геккелю. Во втором тометруда «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) он дал следующее определение экологии:«Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающейсредой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Оничастично органической, частично неорганической природы… К неорганическимотносятся физические и химические свойства местообитаний организмов – климат(свет, тепло, влажность и атмосферное электричество), неорганическая пища,состав воды и почвы и т.д. В качестве органических условий существования мырассматриваем общие отношения организмов ко всем остальным организмам, скоторыми он вступает в контакт и из которых большинство содействует его пользеили вредит. Каждый организм имеет среди остальных своих друзей и врагов таких,которые способствуют его существованию, и тех, что ему вредят. Организмы, которыеслужат пищей остальным или паразитируют в них, во всяком случае относятся кданной категории органических условий существования». 
2. Предыстория
Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ееобособление в качестве самостоятельной науки в середине ХIХ века представляетсобой естественный этап накопления большого объема научных знаний о природе.Еще в трудах античных философов встречаются первые попытки обобщения сведенийоб образе жизни животных и растений, зависимости их от среды обитания,характере распределения и своеобразии в разных природно-климатических условиях.Так, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) описывает свыше 500 видов известных емуживотных и рассказывает об их поведении. Ученик Аристотеля – «отец ботаники»Теофраст Эрезийский (371–280 гг. до н.э.) приводит сведения о своеобразиирастений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвыи климата.
В средние века интерес к изучению природы ослабевает под давлениембогословия и схоластики, но возрождается с новой силой в эпоху Возрождения,великих географических открытий, когда колонизация новых стран послужилатолчком к развитию систематики – науки о разнообразии всех организмов напланете. В это время исследователями составлены подробнейшие описания растенийи животных, их внутреннего и внешнего строения. Первые систематики – Дж. Рей(1623 – 1705 гг.), Ж. Гурнефор (1655 – 1708 гг.), К. Линней (1707 – 1778 гг.) идр., стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира,сообщали и о зависимости растений от условий их произрастания или возделывания,местах обитания и т.п.
В ХУII – ХУIII вв. экологические сведения составляли нередкозначительную часть в записях известных путешественников. В трудах С.П. Крашенинникова,И.И. Лепехина, П.С. Палласа и других географов и натуралистов указывалось, чтораспространение растительности и животного мира в разных частях планеты связанос климатическими особенностями. А Жан-Батист Ламарк (1744 – 1829 гг.), авторпервого эволюционного учения, считал, что влияние «внешних обстоятельств» –одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюцииживотных и растений.
Дальнейшему развитию экологического мышления способствовалопоявление в начале ХIХ столетия биогеографии. Труды А. Гумбольдта (1769–1859гг.) определили новое, экологическое направление в географии растений. Он ввелв науку представление о том, что «лицо» ландшафта определяется внешним обликомрастительности: в сходных зональных и вертикально-поясных географическихусловиях у растений разных систематических групп вырабатывается сходный внешнийоблик.
Одним из основоположников классической экологии с полным правомможно назвать профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814–1858 гг.),который широко пропагандировал необходимость развития особого направления взоологии, посвященного всестороннему исследованию жизни животных, их сложныхвзаимосвязей с окружающим миром (взаимоотношения родителей и потомства,отношение между животными разных видов, их взаимодействие с растениями, почвой,зависимость от физических условий и т.п.). К.Ф. Рулье разработал широкуюсистему экологического исследования животного мира.
В 1859 г. появилась книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путеместественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе зажизнь». В этом труде показано, что борьба за существование в природе, подкоторой автор понимал все формы противоречивых связей вида со средой, приводитк естественному отбору, то есть является движущим фактором эволюции. Сталоясно, что взаимоотношения живых существ и их связи с неорганическимикомпонентами природы («борьба за существование») – большая самостоятельнаяобласть исследований.
В 1866 г., благодаря Э. Геккелю, эта новая область знаний получиланазвание «экология», развернутое определение которой приведено в начале даннойтемы. Интересно, что Э. Геккель позднее отрекся от введенного им названия,заменив его на «экономию природы», однако термин «экология» постепенно получилвсеобщее признание.
В конце 70–х годов ХIХ в. в экологии возникло новое направление –биоценология. Немецкий гидробиолог К Мёбиус (1877 г.) обосновал представление обиоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условияхсреды, обусловленном длительной историей приспособления видов друг к другу и ксходной экологической обстановке. Учение о растительных сообществах обособилосьв отдельную отрасль ботанической экологии – геоботанику, основные положениякоторой были разработаны в трудах Г.Ф. Морозова и В.И. Сукачева на основеучения о лесе.
В начале ХХ столетия оформились экологические школы гидробиологов,ботаников, экологов, в каждой из которых развивались определенные стороныэкологической науки. В 1910 г на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экологиярастений официально разделилась на экологию особей, отдельных видов(аутоэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилосьи на экологию животных. В 1913–1920 гг. были организованы экологические научныеобщества, основаны журналы, экологию начали преподавать в университетах.
В 30 — е годы оформилась новая область экологической науки –популяционная экология (демэкология), основоположником которой следует считатьанглийского ученого Ч. Элтона. Центральными проблемами экологии популяций сталивнутривидовая организация и динамика численности организмов. Исследованияпопуляций (совокупностей особей одного вида) в экологии в значительной меребыли обусловлены запросами практики: острой необходимостью разработки основборьбы с вредителями и конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощениемзапасов ряда ценных промысловых животных, открытием роли некоторых дикихживотных в распространении паразитов и вредителей, возбудителей болезнейчеловека и домашнего скота.
К 40-м годам в экологии возник принципиально новый подход кисследованию природных экосистем: в 1935 г. английский ученый А. Тенсливыдвинул понятие экосистемы, а в 1942 г. В.Н. Сукачев обосновал представление обиогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупностиорганизмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основесвязи всего живого и окружающей неорганической среды – о круговороте веществ ипревращениях энергии.
В послевоенное время, с конца 50-х гг. экология продолжаластремительно развиваться. Появились исследования миграции живого вещества иэнергии, стали бурно внедряться методы математического моделирования,позволившие описать многие экологические закономерности. Была полученаразвернутая картина возможных вариантов динамики популяций, сформулированыважные принципы совместного существования видов в сообществе, описаны сложныепроцессы их метаболизма. Фактически именно эти результаты стали основой длярешения задач программирования урожая, расчета эффективных схем управления сельскохозяйственнымипосевами и т.п. 3. Современная экология
За последние 20 лет экология в нашей стране сделала большой скачоки стала одной из наиболее значимых наук, в центре изучения которой находятсяэкосистемы. Живые организмы вместе с окружающей их средой образуют сложнуюкибернетическую систему. Ее сложность обусловлена не только большимразнообразием входящих в систему элементов, но и их разнородностью,многообразием возникающих между ними связей. Задачи оптимального управленияприродной средой, стоящие перед человечеством, требуют рассмотрения в качествесоставляющих сложной системы не только элементы живой и неживой природы, но ивоздействующие на них сооружения, механизмы, машины, созданные человеком. Внашем столетии стало общепризнанным то, что экологические принципы и теорииотносятся не только к редким растениям и животным в их естественных условияхобитания, но применимы и к человеку. Эту отрасль экологии, изучающуюэкологические принципы, необходимые для устойчивого развития человеческогосообщества, часто называют наукой об окружающей среде.
К сожалению, использование природных богатств на протяжении всейистории осуществлялось человеком при полном незнании законов экологии, чтопривело к тяжелым и часто непоправимым последствиям, в частности, к истощениюприродных ресурсов и колоссальному загрязнению среды обитания. Прежде, чемчеловеку удастся найти решение ряда жизненно важных проблем предстоящеготысячелетия (таких, как удовлетворение потребностей в воде и пище возрастающегонаселения планеты), необходимо срочно предпринять хотя бы паллиативные меры,позволяющие обеспечить жизнь человеку завтрашнего дня. Но чтобы действовать,надо знать, как. Экология и оказывается тем биологическим и мировоззренческимфундаментом, на который может опереться человек в принятии превентивных мер,направленных на сохранение окружающей природы.

Литература
1.        ГореловА.А. Концепция современного естествознания. – М.: Высшее образование. 2005. 335с
2.        ДаниловЮ.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика// Нелинейные волны. Самоорганизация.М.: Наука, 1983.
3.        КарпенковС.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ,1997. – 320 с.
4.        Учебникдля вузов (под ред. проф.В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова: 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 79 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.