Реферат по предмету "Разное"


«Вступление Республики Беларусь в вто»

Белорусский Государственный университетФакультет международных отношенийКафедра международных экономических отношенийРефератна тему:«Вступление Республики Беларусь в ВТО»Выполнил студент 1 курсаотделения «ТД»Андрусевич Е.Г.Проверила ст. преподавательСоболенко И.А. Минск 2005Содержание.Всемирная торговая организация ВТО.Как стать членом Всемирной торговой организации?Плюсы и минусы от вступления в ВТО для Беларуси.Позиция Европейского Союза и США.Требования, предъявляемые к РБ по вступлению в ВТО.Выводы.Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Членами организации (по состоянию на 1 января 2004 года) являются 146 стран. Бюджет организации составляют 134 млн. швейцарских франков (примерно 90млн.$).Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями). Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Беларусь Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. [5] Как же стать членом Всемирной торговой организации?Существует специальная процедура. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров; Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства; Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ; Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.Процесс взаимоотношений Республики Беларусь с многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО начался с конца 1992 г., когда 48-я сессия Договаривающихся Сторон ГАТТ приняла решение предоставить Беларуси статус государства-наблюдателя. Нужно отметить, что наша республика была первой из стран региона СССР, кому был предоставлен такой статус.27 октября 1993 г. сессия Совета Представителей ГАТТ приняла решение о создании Рабочей группы по присоединению Беларуси к ГАТТ. Эту дату можно считать началом процесса присоединения республики к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО. [2]Сегодня можно смело утверждать, что удалось добиться определенных результатов на переговорах с ВТО. Главный итог в том, что белорусская делегация уже перешла от информационного этапа, на котором страны-члены ВТО изучают внешнеторговый режим республики, к обсуждению конкретных параметров обязательств Беларуси в таком качестве. Почему необходимо активизировать действия по вступлению в ВТО? Во-первых, совсем недавно в рамках организации открылся раунд многосторонних переговоров, где предполагается впервые установить международные правила в важных для Беларуси областях, таких, как инвестиции, экология, политика, в области конкуренции. Если наша страна и дальше будет оставаться вне ВТО, то эти положения станут вырабатываться без нее, что неизбежно отразиться на отечественном экспорте.Во-вторых, возможна ситуация, когда наши основные торговые партнеры, прежде всего Россия, получат статус члена ВТО, а Беларусь будет оставаться вне этой организации, что также может иметь негативные последствия для внешней торговли. Наше отсутствие в этой организации лишает Беларусь возможности правовым образом отрегулировать нежелательные для республики последствия приема в Европейский союз наших соседей.В-третьих, пакет соглашений ВТО, к которому мы присоединяемся, представляет своего рода коллективный договор между 146 странами. Таким образом, она заменяет тысячи отдельных двусторонних соглашений в торгово-экономической области. [1] В Генеральном соглашении по тарифам и торговле сконцентрированы фундаментальные принципы функционирования многосторонней торговой системы. В пользу участия Беларуси в многосторонней торговой системе говорят следующие аргументы:– создается более предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров вследствие использования торговыми партнерами более совершенных норм и правил, регулирующих внешнеэкономические отношения;– широкомасштабное распространение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) обеспечивает отечественным экспортерам недискриминационные условия торговли;– улучшается доступ к рынкам сбыта;– открывается возможность участвовать в многосторонних соглашениях, которые касаются связанных с торговлей аспектов прав интеллектуальной собственности и инвестиционных мер, а также в Генеральном соглашении по торговле услугами;– появляется реальная возможность содействовать совершенствованию многосторонней торговой системы посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;– открывается доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических интересов страны в случае, если они будут ущемлены торговыми партнерами.Перечисленные преимущества обеспечиваются, прежде всего, многосторонними механизмами, заложенными в основу функционирования системы ГАТТ/ВТО. [2]Как вступление Беларуси в ВТО повлияет на благосостояние наших сограждан? Конечно же, положительно. Наиболее очевидной выгодой для потребителя станет снижение стоимости жизни за счет снятия протекционных торговых барьеров. Сейчас они в мире ниже, чем были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате дешевеет не только импорт, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.  Более широкий выбор товаров и услуг — также несомненное преимущество. Ну а конкуренция со стороны импорта стимулирует максимально эффектив­ное отечественное производство. И, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной электросвязью.  Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в бюд­жет. И, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом. [3] В контексте присоединения к ВТО нельзя не сказать об исключительно важной проблеме – развитии информационных технологий. Именно соглашения этой организации в данной сфере признаны наиболее совершенными по сравнению с другими международными правилами. Затягивание со вступлением в нее будет препятствовать выходу белорусских компаний на зарубежные рынки программных обеспечений, биотехнологии, новых материалов, медицинских и других «интеллектуальных» услуг, которые являются приоритетными для всех стран-лидеров мировой торговли высокими технологиями. Без прорыва в соответствующих областях мы обречены на постоянную «утечку мозгов».[1] Что касается потерь от вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию, то мы будем ограничены в средствах для поддержки неэффективных производств. Произойдет своего рода естественный отбор, переломный период, который необходимо пережить. На самом деле, мы не открываем свой рынок, а упорядочиваем его, объясняем самим себе, где надо работать, а где не стоит растрачивать силы и финансы. Кстати, именно так в этом вопросе ведет себя и Россия. [4] Не только нам, но и всем странам-кандидатам - а их около 20 - по объективным причинам непросто даются переговоры с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки. Все могло бы идти быстрее, однако в последнее время крупные торговые державы стремятся ужесточить процесс вступления в ВТО, предъявляя дополнительные переговорные требования, не предусмотренные соглашениями Всемирной торговой организации и не имеющиеся у самих стран-членов. [5]Пристальное внимание Европейского союза к процессу присоединения Республики Беларусь к ВТО объясняется тем, что:во-первых, ЕС является крупнейшим в мире торговым блоком, обладающим де-факто возможностью блокировать в рамках ВТО любые решения; во-вторых, процесс переговоров по доступу к рынкам товаров и услуг носит главным образом двусторонний характер и касается основного заинтересованного поставщика. Поскольку ЕС, после Российской Федерации, является крупнейшим торговым партнером Беларуси, то он будет играть определяющую роль в выработке условий полноправного участия республики в многосторонней торговой системе.Причем важно отметить, что позиция ЕС здесь полностью совпадает с позицией Соединенных Штатов Америки в их стремлении добиться системных изменений в экономической и внешнеторговой политике присоединяющихся стран.Анализ позиции ЕС в ходе первых заседаний Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО говорит о том, что Европейский союз поддерживает намерение нашей страны стать полноправным участником многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений и активно участвует в переговорном процессе по присоединению Беларуси. При этом ЕС стремится решить следующие задачи:– ускорить системные преобразования в белорусской экономике;– добиться существенной либерализации внешнеторгового режима Беларуси;– обеспечить соответствие функционирования механизмов торговых отношений Беларуси с Россией и другими странами СНГ нормам и принципам ГАТТ/ВТО;– уменьшить риск конкурентной борьбы со стороны белорусских экспортеров на наиболее "чувствительных" рынках ЕС;– обеспечить приемлемые с точки зрения ЕС условия доступа к белорусскому рынку товаров и услуг;– гарантировать благоприятные условия транзита товаров ЕС через территорию Беларуси.Анализ переговоров, состоявшихся в ходе первых заседаний Рабочей группы ВТО по Беларуси, позволяет сделать вывод о том, что позиция США:во-первых, учитывает свои как политические, так и экономические интересы;во-вторых, корректируется в зависимости от развития внутриполитических процессов страны-кандидата;в-третьих, ярко демонстрирует преобладание политики над экономикой. США, с одной стороны, формально поддерживают переговоры по присоединению Республики Беларусь к ВТО и будут дальше активно участвовать в переговорном процессе (навязывая при этом достаточно жесткие условия присоединения), с другой – по-прежнему не готовы в полном объеме распространить на Беларусь режим наибольшего благоприятствования.Несмотря на успешное проведение первых раундов переговоров о присоединении Республики Беларусь к ВТО, по-прежнему остается несколько принципиальных вопросов, касающихся количественной оценки последствий полноправного участия в многосторонней торговой системе для экономики страны, учета интересов белорусских субъектов хозяйствования, оценки экономического эффекта в целом и возможностей для развития отдельных отраслей экономики в рамках свободного рынка. А это не только меры эффективной внутренней защиты, но и меры по стимулированию и помощи экспортерам, государственная поддержка конкурентоспособных производств. [2]Для достижения поставленной цели необходимо привести законодательство Беларуси в соответствие с правилами ВТО, а также предоставить поставщикам из стран-членов этой организации возможность выхода на белорусский рынок по конкретным товарным группам и секторам услуг. Это не только ускорит процесс вхождения, но и устранит неблагоприятные тенденции в экономике республики.Стране нужна экономическая подготовка к работе в условиях ВТО. Переговоры с данной организацией отныне привязаны к процессам, происходящим в этой области, а значит пришло время разработать программу по адаптации механизмов регулирования к условиям ВТО, а именно – по совершенствованию и либерализации соответствующих отношения, прежде всего в области внешней торговли.В связи с этим можно выделить несколько важнейших задач развития внешней торговли. Среди них расширение экономической самостоятельности предприятий за счет наделения всех субъектов хозяйствования возможностями наращивать внешнеэкономическую деятельность, установление связи между внутренними ценами. В качестве приоритетных целей можно назвать также включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем и внутреннем рынках и повышение конкурентоспособности национального производства.Какие главные проблемы необходимо решить в первую очередь? Прежде всего, изменить подходы к государственному регулированию (и отделить его от государственного управления) во внешнеторговой сфере, особенно в такой важной отрасли, как защита внутреннего рынка и поддержка отечественных производств.Следует уходить от администрирования во внешней торговле. Практика, когда при выборе защитных мер для поддержки конкретных предприятий предпочтение нередко отдается директивным запретам, не только нарушает требования ВТО, но и зачастую идет вразрез с нашими договоренностями в рамках Союзного государства с Россией, которая уже действует по ее правилам.Основной проблемой, сдерживающей процесс присоединения к ВТО, является нерешенность ряда внутренних вопросов. Без синхронизации с реформами в стране вступление не окажет позитивного эффекта на экономику. Было бы большой ошибкой рассматривать присоединение к этой организации как разовую акцию, направленную на повышение нашего международного престижа, что, конечно, тоже важно. Опыт Киргизии, Грузии, Молдовы, уже совершивших этот шаг, показывает, что без привязки к процессам внутреннего реформирования экономики он сам по себе не способен дать ощутимых преимуществ.Для решения этих проблем МИД претворяет в действие комплекс инициатив, направленных на активизацию работы экономического блока правительства по выработке наших позиционных предложений, которые мы должны представить ВТО и отстаивать на переговорах с ее странами-членами. Подготовлена и утверждена переговорная директива, работает правительственная комиссия, координирующая усилия министерств, причем ее статус повышен указом Президента до вице-премьерского уровня, принято совместное постановление правительства и Нацбанка о приведении республиканского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. [1]Имеются и внешние проблемы, требующие своего разрешения. Это, прежде всего, необходимость привести в соответствие обязательства страны в рамках Таможенного союза между Беларусью, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и в рамках многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений ГАТТ/ВТО. [2] В своих переговорах мы, безусловно, ориентируемся на Россию и наших партнеров в рамках Единого экономического пространства. Нельзя не учитывать, что Беларусь и Россия строят союзное государство и наши экономики «завязаны» друг на друге. Для нас очень важно, чтобы белорусско-российские тесные экономические связи сохранились и чтобы вступление наших стран в ВТО ни в коем случае не отразилось на уровне взаимной торговли. На сегодняшний день Российская Федерация и Украина находятся на более продвинутой стадии, так как они уже подписали двусторонние соглашения по условиям присоединения с Европейским союзом – важным торговым партнером этих стран. Но это не говорит о том, что мы значительно отстаем от них на пути вступления в ВТО. Мы сможем добиться синхронного присоединения наших государств к этой организации, при котором разница в сроках не будет превышать один год. Но для нас критически важным является вопрос качества присоединения, то есть условий, на которых Беларусь вступит в ВТО, в том числе с учетом интересов, связанных с участием в региональной экономической интеграции.Вопрос координации и взаимного учета интересов при присоединении к ВТО довольно остро обсуждался в процессе наработки базовых принципов функционирования ЕЭП. Было принято решение, что создание законодательства в области торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕЭП будет осуществляться на основе правил и норм многосторонних торговых соглашений ВТО. Но вопрос выработки единых подходов по обязательствам стран ЕЭП перед ВТО оказался более сложным: не все члены «четверки» оказались готовы идти на компромисс и учитывать экономические интересы своих партнеров. Здесь сторонам придется пройти более долгий путь к созданию полноценного единого экономического пространства, свободного для передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Сегодня политические решения все еще преобладают над экономическим прагматизмом. Но время, развитие делового сотрудничества и экономический рост в наших странах докажут эффективность создания торговых блоков на территории Содружества Независимых Государств и неизбежно подтолкнут правительства к успешному взаимодействию в этой области. [5] Несмотря на более чем 10-летний период взаимоотношений Беларуси с системой ГАТТ/ВТО, по-прежнему часто звучит вопрос о том, нужно ли стране быть полноправным участником ВТО. [2]По мере продвижения переговоров с ВТО в России, да и у нас, все чаще поднимается вопрос о том, готова ли наша экономика к участию в ВТО, выдержим ли конкуренцию по международным правилам? [1] Для правительства важно не только объяснять свои подходы по поводу вхождения РБ в ВТО, но и иметь обратную связь с обществом, выяснять его точку зрения по всем элементам переговорного процесса. Такие контакты необходимы, поскольку данная организация создана для обслуживания интересов бизнеса. Поэтому перспектива вступления в нее Беларуси, его стратегия и тактика, правовые нормы отечественного законодательства не могут волновать лишь группу республиканских органов управления. Промышленные предприятия, директорский корпус, а также банки, страховые учреждения, транспортные и телекоммуникационные компании должны более активно отслеживать осуществляемые контакты, влиять на формирующиеся в их ходе условия вхождения в мировое торговое сообщество, участвовать в определении конечных целей переговоров. [1]Следует отметить, что в планы правительства не входит открытие белорусского рынка с даты вступления в ВТО. Что касается случаев, когда наши производители могут оказаться в тяжелом положении и если оно будет вызвано причинами, связанными с внешней торговлей, то ВТО разрешает использовать целый арсенал инструментов, позволяющих точечно защитить ту или иную отрасль или отдельное предприятие. Среди них и таможенный тариф, и ряд специальных защитных мер, причем они могут применяться как против недобросовестной конкуренции со стороны экспортеров, так и в случаях добросовестного импорта. Чтобы задействовать имеющиеся рычаги, необходимо принять соответствующее законодательство. Вот почему так важно активизировать работу в необходимом направлении. Наконец, последний аргумент. ВТО предоставляет любой стране возможность выхода из организации в течение: месяцев с момента уведомления. Но ни одна из 146 ее стран-членов еще не сделала этого.Присоединение к ВТО – важный фактор реформирования экономических отношений. Принятие нашей республикой международных обязательств в этой области – гарантия равных, прозрачных правил игры, прежде всего, для наших субъектов хозяйствования, которые должны работать в условиях реальной зарубежной конкуренции. Это должно привести к формированию в стране эффективного экономического механизма, опирающегося на проверенную временем международную правовую систему. Предстоящий процесс может помочь в решении многих экономических проблем, а значит, затрагивает каждого белоруса.Каковы сроки вступления Беларуси в ВТО? Если все пойдет так, как запланировано, то примерно через 2,5 года. Если же возникнут сложности, сроки, естественно, отодвинутся. Хоть ВТО и деполитизированная организация, тем не менее, политические процессы в мире влияют на решение некоторых экономических вопросов. Но у Беларуси принципиальная позиция по вступлению в ВТО имеется. Торопиться не будем и на не выгодные для страны условия соглашаться не станем. [4]Список использованной литературыА.Михневич. Присоединение к ВТО: условия и этапы.//Беларуская думка.-№2.-2003г.«Бюллетень нормативно-правовой информации».-№7.-2002г.М.Шиманский. Республика Беларусь и ВТО.//Республика.№168, №169.-2003г.Обозреватель.-2.07.2004г.http://www.mfa.gov.by


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.