Реферат по предмету "Разное"


3 анализ психолого-педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 31. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.................. 5 1.1. Общая характеристика понятий «деятельность», «познавательная деятельность», «познавательный интерес»................... 5 1.2. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в педагогической науке............................................................... 10 1.3. Особенности активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки......................................... 15^ 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ МУЗЫКИ..................................................... 20 2.1. Диагностика сформированности познавательного интереса у учащихся..................................................................................................... 20 2.2. Методы и приемы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся..................................................... 22 2.3. Анализ эффективности работы педагога по активизации познавательной деятельности школьников................................................ 33ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38ВВЕДЕНИЕВ период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности. Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж., Дистервег Ф.А., Ушинский К.Д., Герд А.Я., Шацкий С.Т., Махмутов М.И., Оконь В., Дроздов Д.Д., Лисина М.И., Петровский А.В., Щукина Г.И., Матюшкин А.М. и др. В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении музыке. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними нравы и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена. В своей работе мы исходили из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.^ Цель работы заключается в анализе проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и в выявлении приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках музыки.^ Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении музыки в 1 классе.Предмет исследования составляют приемы и средства активизации познавательной деятельности, развивающие познавательный интерес школьников. В работе поставлены задачи: Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения. Выявить приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.Провести экспериментальное исследование по указанной проблеме. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, анкетирование; констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.^ 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ1.1. Общая характеристика понятий «деятельность», «познавательная деятельность», «познавательный интерес»Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе. «Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…» [14, с.249]. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. [8, с.40] Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности [6, с.82-83]. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё [4, с.38]. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными. В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт. Всякая деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием также называют часть деятельности. Имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книг, их прочтение. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Деятельность неразрывно связана с сознанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов. Итак, деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Переходя к вопросу о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделяется ведущая деятельность, в дошкольном – приоритет отдается игре, в школьном – учению. Деятельность человека очень многообразна, мы же будем рассматривать деятельность как познание. В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике.Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие и специфические. Общие виды познавательной деятельности потому и называются общими, что они используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение. К общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний [13, с.18-20]. К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания. Естественно, что содержание, как тех, так и других видовпознавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться в процессе обучения. Без этого учитель не может целенаправленно формировать намеченную познавательную деятельность. Вместе с тем выделение содержания каждого вида познавательной деятельности - особая задача, нередко исследовательская. Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа. Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности. Понятие «познавательной активности» Лисина М.И. определяет следующим образом: «Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется для обозначения трёх неодинаковых явлений: 1)определённой, конкретной деятельности индивида; 2)состояния, противоположного пассивности; 3)для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности [13, с.18]. Итак, активность-деятельность, активность-готовность к деятельности и активность-инициативность. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и её мобилизованность. Синонимом «активности» выступают такие словосочетания, как «умственная энергия» и «нервно-психическая энергия». Активность всегда связывают с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с такими её звеньями, как потребность, интерес, мотив. В отечественной педагогике под познавательным интересом понимается особая избирательная направленность личности на процесс познания. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее [12, с.36]. Любопытство, вызванное, например, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес [6, с.6]. Более высокая стадия интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду ученика, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких предметов.            Итак, познавательный интерес содействует осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных  теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки. При этом под уровнем развития познавательного интереса можно понимать произвольное управление учебной деятельностью, развитие восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.^ 1.2. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в педагогической наукеЦели и задачи активизации познавательной деятельности учащихся Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Развитие познавательных творческих способностей учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся. Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д. Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы. Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у учащихся, невозможно развить и их мышление. Итак, используемые учителем приемы и методы познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременное формирование у них мотивов учения.Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе- мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения. В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Эти методы отражают как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным [18, с.298]. Кроме того, по мнению Сластенина В.А. и др., логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения. При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские [18, с.298-300]. Для того, чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом [15, с.196-198]. Итак, на уроках можно использовать следующие приемы управления познавательной деятельностью учащихся: 1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов; в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью; 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала: а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу; обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения. б) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод; 3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний: а) прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов; б) прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде схемы показать взаимосвязь между ними; в) прием символизации. В целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты, в основном в конце урока. Бабанский Ю.К., выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний [3, с.18].^ 1.3. Особенности активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках музыкиТрадиционно принято считать, что задачей предметов художественно-эстетической направленности в общеобразовательной школе, в том числе музыки и изобразительной деятельности, является воспитание художественного вкуса, развитие общего кругозора и эрудиции. На практике же повсеместно возникает ситуация, когда уроки, связанные с искусством, трактуются взрослыми, да и самими школьниками как второстепенные; по усмотрению администрации их свободно заменяют на аналогичные, а то и отменяют вовсе. Между тем, многие исследователи в своих работах подчеркивают мысль о необходимости в процессе становления личности развития мышления и взаимосвязи логико-научного и эмоционально-художественных компонентов. При этом значительное место принадлежит формированию у ребенка заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности. Ученые отмечают важность создания условий для всестороннего гармонического развития личности школьников. Методы и приемы работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке, должны быть направлены на пробуждение и развитие творческой активности школьников, воспитание в них способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически переживать её содержание. Кабалевский Д.Б., автор общепринятой «Программы по музыке в общеобразовательной школе», трактовал урок музыки как урок искусства, объединяющий в себе обучение, развитие и воспитание, а также стимулирование творческой активности учащихся. «Урок музыки, – подчеркивал он, – ни в коей мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставит перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры» [10, с.4]. Основным видом деятельности на уроке музыки Кабалевский Д.Б. считал восприятие музыкальных произведений. Он отмечал, что дети должны получать эстетическое удовольствие от слушания музыки. А произведения, с которым дети знакомятся, должны быть подобраны с учетом их художественной ценности, яркости образов, эмоциональной привлекательности, поскольку дают представление о музыке как средстве познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека. В отечественной музыкальной педагогике общепринятым является мнение о том, что восприятие музыкальных произведений необходимо сочетать с художественно-педагогическим анализом, целью которого является осознание взаимосвязи содержания сочинения и отдельных средств музыкальной выразительности. Такой анализ должен помочь учителю сделать каждое воспринимаемое произведение средством эстетического воздействия на учащихся, обеспечить их усвоение содержания произведения и тем самым осуществить познавательную и воспитательную функции музыкального искусства в их единстве. На основе художественно-педагогического анализа происходит последовательное и систематическое приобщение школьников к музыкальному искусству, пониманию ими основных музыкальных закономерностей [19, с.6].  Понятие «восприятие» определяется психологами как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет …), действующих в данный момент на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью) и включающий предшествующий опыт. Эстетический словарь приводит следующее определение эстетического восприятия: «вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием» [24, с.49]. Исходя из этого, музыкальное восприятие – это способность слышать и эмоционально переживать музыкальные образы как художественное единство, отражающее действительность. Конец формы Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его составные элементы: мелодию, ритм, тембр, гармонию, а воспринимаем музыку целостно, обобщая в образе отдельные средства выразительности. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Психологи считают, что воспринимать какой-либо объект или предмет – значит суметь отнести его к какому-то определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет, поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Американский психолог Дж.Брунер трактует восприятие как «процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории» [5, с.23]. По мнению ученого, познание действительности в ходе восприятия музыкального произведения сводится к усвоению определенных схем. Следовательно, при помощи данных логических образований можно доносить до слушателя необходимую и целесообразную информацию, а комбинация схем (например, ладовых образований, темпа, динамики, тембра) придает музыкальному сочинению своеобразие. Восприятие человеком различных объектов во многом определяется его ожиданиями, задаваемыми с соответствующей установкой. Особенно важна готовность и предрасположенность человека предвосхищать событие и проявлять свою реакцию в соответствии с ожидаемым. Восприятие нередко является реакцией на стимул. Между ним и последней реакцией человека находится его прошлый социальный опыт. То, что видит, а в данном случае слышит человек в том или ином объекте, зачастую оказывается проекцией на этот объект собственных личных характеристик. Музыкальные психологи отмечают, что музыкальное произведение – это своеобразный экран. То, с какими образами связываются у человека определенные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе жизненные ценности [19, с.7]. Проанализировав исследования ученых в области педагогики и музыкальной психологии по обозначенной проблеме, можно прийти к выводу, что в отечественной специальной литературе существуют достаточно глубокие разработки вопросов, связанные с познавательным интересом, музыкальным воспитанием в нашей стране, особенностями восприятия произведений, но не встречаются работы, посвященные возможностям использования музыки с целью развития познавательного интереса школьников. Более того, думается, использование восприятия музыкальных произведений с целью только духовно-нравственного развития детей недостаточно. Привнесение в рамки учебно-воспитательного процесса достижений музыкальной психологии, связанных с теорией категоризации, и возможность управления процессом донесения информации до слушателя средствами музыки расширяет арсенал средств учителя музыки и углубляет процесс музыкального воспитания школьников [2, с.161]. Решению данной задачи будет способствовать осознание учителем музыки важности и значимости использования познавательного интереса как необходимого средства обучения, опирающегося на привлечение объективно-привлекательных свойств предметов явлений, событий, процессов музыкального искусства (знакомство с фактами из биографии композитора, впечатляющее слово, использование стихов о музыке, опора на взаимосвязь закономерностей музыкального искусства и жизни человека) [1, с.209].Выводы Таким образом, познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил изучить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме и выявить эффективную систему методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся. ^ 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА НА УРОКАХ МУЗЫКИВ основу проведения экспериментальной работы была положена методика эмоционального моделирования, разработанная Петрушиным В.И. [16, с.36], который выявил закономерность кодирования эмоционального состояния на основе двух основных параметров: лад (мажор и минор) и темп (быстрый – медленный). Практическая часть исследования была проведена в средней школе № 4 г.Иваново Брестской области. Она состояла из трех этапов:^ 2.1. Диагностика сформированности познавательного интереса у учащихсяДля изучения познавательных интересов наиболее распространёнными методами являются наблюдение, беседа, сочинения и анкеты. Для изучения интересов используется и диагноз знаний. При этом исходят из факта, что ученик, интересующийся какой-либо областью знаний, обладает здесь относительно большими знаниями. Так, например, диагноз предварительных знаний можно использовать и в целях изучения интересов учащихся. С целью выявления уровня развития и особенностей проявления познавательного интереса в исследуемом 1«А» классе (класс с музыкальным уклоном) нами было проведено анкетирование по методике Фридмана Л.М. Детям было предложено ответить на следующие вопросы: 1. Что больше всего привлекает в школе?а) общение с товарищами; б) получение отметок; в) общественная работа;г) узнавание нового; д) самостоятельная работа; е) другое. 2. Назовите самый трудный учебный предмет. 3. Назовите самый интересный учебный предмет. 4. Назовите самый полезный учебный предмет. 5. Какой учебный предмет можно исключить? 6. Какие еще учебные предметы можно включить в обучение? В исследование было включено 24 учащихся 1 класса СШ № 4. Ответы учащихся показали следующее: 40% детей привлекает в школе получение отметок, 18% - общение с товарищами и самостоятельная работа, 12% - узнавание нового, 12% - общественная работа. На предложение назвать самый трудный предмет: 67% ребят ответили - письмо, 29% - труд, 4% - изобразительное искусство. Наиболее интересным предметом для школьников является: изобразительная деятельность (28%), математика и чтение (по 18%), труд и музыка (по 16%), лишь 4% от класса назвали интересным письмо. Самым полезным учебным предметом большинство ребят считает: физкультуру -  56%, 16% детей назвали письмо, по 8% самым интересным назвали труд, окружающий мир и чтение только 4% учащихся в классе посчитали полезной математику. «Какой из учебных предметов можно было бы исключить?»: 60% детей ответили, что можно исключить математику, 16% - физкультуру, 8% считают ненужным письмо, рисование и чтение. На предложенный вопрос «Какие еще предметы можно включить в обучение?» ребята ответили следующим образом: иностранный язык (52%), 8% - информатику, 40% - пожелали включить в процесс обучения «сложную» математику (в их представлении это таблица умножения). Таким образом, можно сделать вывод, что познавательные интересы в исследуемом классе развиты на недостаточно высоком для успешного обучения уровне. Школьники осознают, что нужно получать высокие оценки, но еще не понимают, что для этого необходимо много трудиться и приобретать новые знания и умения.^ 2.2. Методы и приемы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихсяФормирующий этап эксперимента проходил в течение 3,5 месяцев (с 31 ноября по 16 февраля). Его задачей было выявление и апробирование в практической деятельности методов и приемов музыкального воспитания, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Основой для данных уроков была «Программа по музыке для общеобразовательной школы» Кабалевского Д.Б. Главная задача, которая была поставлена перед учителем, заключалась в том, чтобы пробудить у детей пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.