Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 октября 2011 г. N 1/12986УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ10 октября 2011 г. N 454О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩИХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВ целях дальнейшего совершенствования судебной деятельности, создания надлежащих условий для осуществления правосудия ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь (далее - Послание). 2. Верховному Суду совместно с Высшим Хозяйственным Судом, Советом Министров Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Послания. 3. Судам, органам прокуратуры, иным правоохранительным органам и другим государственным органам в пределах их компетенции в практической деятельности исходить из положений Послания. 4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Беларусь. 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.Президент Республики Беларусь А.ЛукашенкоУТВЕРЖДЕНО Указ Президента Республики Беларусь 10.10.2011 N 454ПОСЛАНИЕ^ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩИХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬПрезидент Республики Беларусь 3 июня 2011 г. провел совещание по вопросам совершенствования деятельности общих судов с участием высших должностных лиц государства, председателей областных (Минского городского), районных (городских) судов, руководителей ряда других государственных органов. Проведенное накануне совещания независимое социологическое исследование показало, что в целом граждане позитивно оценивают деятельность судов общей юрисдикции. Более 80 процентов населения доверяют им. Более 70 процентов граждан считают, что в случае возникновения конфликтной ситуации необходимо обращаться в суд. Несмотря на постоянно возрастающие объемы правосудия, общие суды работают стабильно, своевременно и правильно рассматривают подавляющее большинство дел. Суды, как одна из ветвей власти, не остаются в стороне от тех процессов, которые происходят в нашем обществе. С учетом современных условий суды должны быть более мобильными и открытыми для населения, стать значительным воспитательным резервом в государстве. Состоявшееся обсуждение свидетельствует о том, что от качества работы общих судов во многом зависят стабильность и правопорядок в стране. При этом важнейшим условием осуществления правосудия в Республике Беларусь является дальнейшее совершенствование деятельности системы общих судов в целях обеспечения правильного применения законодательства, конструктивного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, своевременной защиты прав и законных интересов граждан. Общие суды должны использовать весь имеющийся потенциал для того, чтобы судебное разбирательство было оперативным и справедливым. Выносимые решения должны быть понятны не только юристам, но и самым широким слоям населения. В деятельности судов нет проблем системного характера, однако имеются факторы, препятствующие их работе. Об этом, в частности, свидетельствует рост количества обращений граждан в государственные органы, в том числе в Администрацию Президента Республики Беларусь, с жалобами по вопросам, связанным с деятельностью судов. Среди основных проблем системы общих судов были названы высокая нагрузка на судей, текучесть судейских кадров, падение престижа профессии судьи, отдельные факты формализма и волокиты в деятельности судов, необоснованного привлечения граждан к уголовной и административной ответственности, необходимость дальнейшего совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального, административного и иного законодательства. Важно, чтобы каждая судебная ошибка стала предметом серьезного анализа. Наличие совершенного законодательства, отражающего современные потребности общественного развития, - важнейшее условие эффективного функционирования судов. Законодательство должно идти в ногу со временем, а не быть чем-то застывшим и создавать тем самым препятствия для развития общественных отношений. Большая роль в решении этого вопроса принадлежит общим судам, которые должны видеть "узкие" места, пробелы в законодательстве и вносить в установленном порядке своевременные предложения по его корректировке. В результате проведенного 3 июня 2011 г. на совещании обсуждения в целях преодоления негативных проявлений, создания положительных условий для осуществления правосудия Президент Республики Беларусь считает необходимым определить следующие направления дальнейшего совершенствования деятельности общих судов: 1. Обеспечение дальнейшего повышения качества, оперативности и доступности правосудия. В этих целях: ввести обязательную специализацию по категориям дел в многосоставных судах, а в перспективе рассмотреть вопрос о создании специализированных судов; ввести элементы апелляции в уголовный процесс с дальнейшим расширением их применения в уголовном и гражданском процессах; исключить непроцессуальное общение судей с участниками процесса путем формирования при необходимости в судах квалифицированной службы по работе с обращениями граждан и приему граждан по вопросам, касающимся рассмотрения дел; судам следует проводить широкую праворазъяснительную работу, системно взаимодействовать со средствами массовой информации, проводить встречи с трудовыми коллективами, осуществлять поиск новых форм обратной связи с населением, в том числе путем мониторинга обращений, введения "телефонов доверия", проверки критических публикаций в средствах массовой информации; расширить практику рассмотрения дел в выездных судебных заседаниях, принципиально реагировать на выявленные нарушения законности вынесением частных определений (постановлений); повысить требования к качеству процессуальных документов (в том числе судебных решений об отказе в возбуждении дел и оставлении жалоб (заявлений) без движения, об отложении и приостановлении судебных разбирательств), своевременно исправлять допущенные ошибки, отменяя и изменяя судебные постановления, не соответствующие требованиям закона; изучить целесообразность возложения на органы прокуратуры функции по обеспечению участия в судебном заседании потерпевших и свидетелей обвинения, предоставив прокурору право вынесения постановлений о приводах лиц, не явившихся в судебное разбирательство (по аналогии с досудебным производством); с целью исключения волокиты при производстве экспертных исследований повысить уровень экспертного обеспечения деятельности судов, прежде всего путем улучшения организации работы и повышения профессионализма экспертов, обеспечения конструктивного взаимодействия экспертных учреждений с судами и правоохранительными органами; обеспечить разработку специального банка данных судебных решений, интегрированного в информационно-поисковую систему "ЭТАЛОН", для судов, органов прокуратуры, адвокатуры, других организаций и граждан. 2. Принятие необходимых мер по оптимизации судебной нагрузки и совершенствованию процедуры судопроизводства. В этих целях: признать необходимым передачу бесспорных требований, вытекающих из гражданско-правовых отношений, на разрешение другим органам; рассмотреть вопрос о введении альтернативной подведомственности по ряду категорий дел об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения и другое), за исключением случаев непризнания правонарушителем вины в совершении правонарушения; изучить необходимость введения института предварительного судебного заседания по уголовным делам, согласительного процесса (соглашение сторон обвинения и защиты о квалификации преступления, мере наказания, сумме ущерба и другом), упростить процедуру судопроизводства по делам ускоренного производства; внедрять процедуры медиации по отдельным требованиям, вытекающим из гражданско-правовых отношений, без возбуждения производства по делу; рассмотреть вопрос о возможности введения института присяжных заседателей; расширить подсудность военных судов; упростить процедуры судопроизводства по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотрев составление мотивировочной части постановления только по требованию стороны или в случае поступления жалобы одной из сторон; обеспечить материально-техническую базу и нормативное регулирование фиксации и хранения информации о ходе судебного процесса на электронных носителях, поэтапное внедрение в 2012 - 2013 годах средств аудио-, видеозаписи в деятельность судов по осуществлению правосудия; внедрить видеоконференцсвязь между общими судами всех уровней; расширить роль судьи на стадии досудебной подготовки дела, в том числе по урегулированию и разрешению спора без проведения судебного разбирательства, прекращению уголовных дел в связи с примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым, возвращению прокурору уголовного дела, поступившего в суд с нарушениями, препятствующими его рассмотрению в судебном заседании; расширить формы и методы извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела; дебюрократизировать работу судов, в том числе путем сокращения количества отчетной информации; выработать единые принципы и критерии оценки статистических данных о количестве оправданных лиц, отмененных и измененных судебных постановлений; усовершенствовать механизм взаимодействия общих и хозяйственных судов, а также общих судов с иными государственными органами; передать органам записи актов гражданского состояния полномочие по расторжению брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. 3. Оптимизация уголовной ответственности, системы ее мер и практики назначения наказаний. В этих целях: обеспечить строгое соответствие закону судебной практики по всем категориям дел, в том числе путем совершенствования механизмов процессуального взаимодействия Верховного Суда с нижестоящими судами; шире использовать возможности по прекращению производства по уголовным делам на стадии предварительного расследования с освобождением виновных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим и по другим основаниям, в том числе законодательно предоставив право принимать такие решения дознавателям и следователям с согласия прокурора; рассмотреть вопрос о возможности исключения из санкций ряда статей Уголовного кодекса Республики Беларусь и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нижнего предела наказания и вида административного взыскания; рассмотреть возможность изменения законодательства, регламентирующего порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста, в том числе за экономические преступления; принимать необходимые меры по дальнейшему сокращению осужденных к лишению свободы при наличии в санкциях статей Уголовного кодекса Республики Беларусь других, более мягких видов наказания (особенно в отношении несовершеннолетних и лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за совершение менее тяжких преступлений). 4. Исключение фактов необоснованного осуждения и привлечения к административной ответственности. В этих целях: повысить качество предварительного расследования, в том числе путем обеспечения квалифицированного и принципиального прокурорского надзора за соблюдением закона в ходе предварительного расследования, повышения роли и ответственности прокурора за полноту и непредвзятость материалов досудебного производства; обеспечить качественное поддержание государственного обвинения в судах; строго соблюдать судами принцип презумпции невиновности, в том числе путем дачи принципиальной оценки качеству и результатам дознания, предварительного следствия по уголовным делам и досудебной подготовки по делам об административных правонарушениях, а также действиям и решениям других органов; в целях повышения качества предварительного расследования, дальнейшего развития принципа состязательности в судебном разбирательстве исключить из действующего закона такое основание для отмены (изменения) приговора при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке, как односторонность и неполнота судебного следствия. 5. Улучшение исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. В этих целях: активизировать работу по надлежащему исполнению судебных решений, в том числе по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 198, 1/8110); наделить председателей судов правом принимать меры административного воздействия (вплоть до административного ареста) к должникам, уклоняющимся от выплаты взысканных с них сумм; обеспечить доступ судей и судебных исполнителей к необходимым для работы базам данных Министерства внутренних дел (в том числе Государственной автомобильной инспекции), организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, других государственных организаций; проработать вопрос о целесообразности создания единой службы судебных исполнителей общих и хозяйственных судов; рассмотреть вопрос об изменении очередности удовлетворения требований о взыскании по исполнительным документам, включив требования граждан по возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также морального вреда во вторую очередь; предусмотреть бесплатное обеспечение судебных исполнителей форменной одеждой; создать необходимые условия для установления оптимальной нагрузки на судебных исполнителей, в том числе и путем возможного поэтапного увеличения их штатной численности в районных (городских) судах; обеспечить строгий контроль за финансовой дисциплиной в исполнительном производстве, устранять причины и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений судебными исполнителями. 6. Усиление кадрового потенциала судов. В этих целях: предусмотреть меры по привлечению в суды наиболее квалифицированных юристов, повышению престижа судейской профессии; обеспечить специальную подготовку на должности судей общих судов не менее 6 месяцев и их стажировку, в том числе предусмотрев возможность назначения стажеров судей до образования предполагаемой вакансии; повысить качество переподготовки судей и руководителей судов; отменить процедуру согласования кандидатур на должности судей с местными исполнительными и распорядительными органами; предусмотреть выделение бюджетных средств целевого назначения на реконструкцию здания учреждения образования "Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета"; изучить вопрос о целесообразности создания в перспективе Академии юстиции; поэтапно, начиная с областных (Минского городского) судов, районных судов в областных центрах, повысить статус секретаря судебного заседания - помощника судьи, а также оплату его труда; рассмотреть вопрос о предоставлении судьям, имеющим стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, а также судьям, проработавшим в должности судьи не менее 5 лет (при условии дальнейшей работы до достижения стажа работы в должности судьи не менее 15 лет), возможности выделения льготного кредита для строительства жилья без учета уровня их заработной платы; изучить целесообразность предоставления судьям права приобретения в собственность занимаемых ими служебных жилых помещений на возмездной основе и безвозмездной передачи такого жилья в их собственность после 20 лет работы в должностях судей; принять необходимые меры по организации надлежащего медицинского обслуживания судей; изучить возможность выделения судебным исполнителям служебных жилых помещений.