1. Теория гос-ва и права как наука и учебная дисциплина: предмет, стр-ра, ф-и, методология.Понятие- ТГП как наука изучает проблемы возникновения природы, сущности госуд-ва и права, госуд-но – право-й действительности, полит-х правовых процессов, теоретическое осмысление этих проблем, объективных методов научного управления общественными процессами. Существо любой науки заключается в поиске научной истины. Речь идет о накоплении знаний, о их переработке, о совершенствовании знаний. Выделяется 2 уровня: 1. эмпирический – знания получены на основе наблюдений, экспериментов; 2. теоретический – основан на выработке теорий о развитии в обществе гос-ва и права. Развитие науки идет по цепочке от от научн. Проблемы к научн. Гипотезе и к обоснованию научн. теории. ТГП выступает в качестве 3-х составляющих: общественная наука (изуч. обществ-е явл-я), юрид. наука – базир-ся на госуд-й и прав-ой сторонах обществ. жизни, общетеоретич. наука – выявяет и объясн. общ. закономерности разв. гос-ва и права.^ Предмет науки — это круг вопросов, те явления и процессы реального мира, которыеона изучает. Наука изучает прежде всего закономерности развития природы и общества. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Структура – включает в себя сущность и соц. назначение госуд-но-правовых явлений, систему категорий и понятий о госуд-ве и праве, законом-ти происхождения гос-ва и права, правотворческая и правоприменительная практика. Оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение).Функции: а) теоретическая, б)методологическая (какими способами, с пом-ю каких мех-ов изучается), в) прогностическая (описание будущего развития, выработка рекомендаций), г) прикладная (подготовка необх. программ, теоретич. обоснования), д) воспитательная (сост. в распространении прав-х знаний, подг. студентов)^ Метод науки – знание с помощью которого вырабатывается новое знание и заключается в выработке спец-х понятий, , приемов, методов познания госуд-но-правовых явлений.1. всеобщие методы – 1. материализм – понятия, с пом. кот. объясн. все пр-сы, сир-ра общ-ва, полит. система, отношенияч, идеология и 2. диалектика – изучаемое явл. рассматривается в движении от момента возникновения до отмирания. Предмет изучается во взаимосвязи с др. предметами. В перв. Очередь изуч-ся причинно-следств-е связи, закономерность в развитии госуд-прав-х исслед-й. 2. общенаучные методы – приемы, кот. не охватывают всего научного знания, а примен-ся лишь на отд. его этапах, в отличие от всеобщих. К таким относятся: анализ, синтез, абстракция, конкретизация, классификация. 3. частные методы – приемы кот. выступают аледствием усвоения ТГП в сфере технич., гуманит-х и др. наук. Это социологические, статистические, кибернетическик методы. 4. научные категории, используемые для изуч-я ТГП. ТГП сама выработала ряд категтрий и понятий, без кот. трудно представить объяснения обществ-х процессов. 2. Власть в обществе: понятие, стр-ра, виды.Власть - представляет собой способность субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Признаки: 1. Власть есть явление социальное, то есть общественное. 2. Власть является атрибутам (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. 3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми. 4. Осуществление власти всегда представляет собой волевой процесс. 5. в кач-ве субъектов власти выступают консретные люди, наделенные сознанием и волей. 6. в кач-ве одного из средств власти выступает принуждение, кот. ассоц.с понятием физ. сила, интеллект, авторитет, убеждение. Структура: состоит из субъектов, объектов, средств или ресурсов власти (материальные, идеологические, экономич-е). Процесс властвования – это механизм приводящий в движение все структурные элементы.^ Виды власти- а) власть в масштабе всего общества-государственная ; б) власть политическая; в) асоциативная (групповая). Признаки гос. власти: 1. носит публичный характер2. властные отношения распр. на всю территорию гос-ва3. верховенство власти4. власть суверенна – независима в принятии гос. решений5.опирается на применение мер гос. принуждения6. носит легетимный характер7. обладает исключительным правом издаия обяз-х правил поведения. 3. Гос-я власть: понятие, св-ва, методы. Легитимность и легальность гос. власти.Госуд. Власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.Свойства: 1. распространяется на все общество, 2. носит публично0политический характер (призвана выполнять общественные функции), 3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, колгда это нужно для достижения законных целей), 4. осуществляется специальными лицами (чиновники, политики), 5. устанавливает систему налогов, 6. организует население по территориальному признаку, 7. характеризуется легетимностью и легальностью.Методы гос. власти: гос-я власть осущ-ся с пом-ю: 1. принятие прав-х решений нормативного индивид. хар-ра, опир-ся на принуд. силу гос-ва. 2. путем использования рекомендаций, советов, пожеланий, исходящих от орг. гос. власти, но не явл-ся прав. орг-ом. 3. путем признания свободы действий подвластных субъектов при условии соблюдения иных прав-х норм. 4. путем возложения обязательств на опред-ю сторону в том числе обязательств по вознагражд-ю а опред сторону. Легитимность и легальность власти понятия не совпадающие.Легальность – означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой.Легетимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение – легальна, в то же время она может быть нелегетимной, не приниматься народом. О степени легетимности гос. Власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей, по социальной напряженности, по силе проявления гражданского неповиновения, по результатам выборов, по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или оппозиции существующему режиму. ^ 4. Эконом. основа, соц. стр-ра, обществ. самоуправл. и соц. нормы в первобытном общ-ве. Общество и человек возникает одновременноПризнаки первоб. сообщества: А) присваивающая экономика (нет запасов), б) общественная собственность на средства производства и произвед-е продукты (общий котел), в) все продукты перераспределяются чтобы каждый получил свою часть, г) разделение труда по половому признаку, д) низкая численность населения (локальная группа 50-200 чел.) 2 теории: матриархат, промискуитет.В первобытном обществе низкая культура производства изд. Труда, качевой образ жизни, т.е. отсутствие собственной территории, зависимость от природы – борьба за существование, крайняя жестокость соц-го регул-я, канибализм, регулирование рождаемости, агрессия. Связи между людьми строятся не по территории, а по клановому признаку. Существует родо-племенная орг-я общества. Род-коллектив людей, связ-х родством и совместно ведущих общее хоз-во. Несколько родов – племя, связанное общностью родов, культурой, языком и т.д. Власть в первобытном обществе носит характер общественного самоуправления. ^ Органы управления: 1. общее собрание членов рода (все взрослое население уч-ло в собрании), вес голоса опред-ся жизн. Опытом, навыками, авторитетом, принятые решения считались общеобязательными. 2. Старейшины –наиболее авторитетные люди, они руководят повседневной жизнью или отдельными видами деятельности, отсутствие льгот и преимуществ, выборный и сменяемый характер власти, 3. отсутствие аппарата подавления и принуждения -все участвуют в пр-се работы, нет специализации в обществе. Существующие социальные нормы: можно, нужно, нельзя. Соц. нормы это обычаи, традиции, обряды, ритуалы. Не фиксируются документально соц. нормы, правила сущ-т в форме обычая. Система разрешения конфликтов и споров. Можно сделать вывод, что признаки гос-ва в перв. Общ-ве отсутствуют. ^ 5. Общие закономерности происхождения гос-ва и права. 6. Теории возн-я гос-ва.Множественность теорий происхождения возникает из-за: 1. воз-е гос-ва сложный и длит. пр-с, кот нельзя объяснить только с одной точки зрения, 2. пр-с происходил несколько тысячелетий, и его трудно детально изучить в силу истор. давности, 3. влияние эпохи на авторов теорий, 4. субъективный фактор – личные убеждения авторов теорий, особ-ти их проф-го мировоззрения.Основные теории: 1. теологическая (гос-во возн. по воле бога), 2. патриархальная (гос-во возн. по модели семьи), 3. договорная (в основе гос-ва лежит обществ. договор), 4. органическая (гос-во возник. как биолог. орг-м), 5. психологическая (гос-во возн. благодвря ослбым св-м психики), 6. теория насилия (присвоение материальных благ сильным меньшинством), 7. ирригационная (в целях коллективного земледелия), 8. экономическая (классовая) теория (гос-во возн. на классовой основе) Рассмотрим подробнее экономическую теорию: Авторы Маркс, Энгельс и Ленин. Суть данной теории в том, что гос-во возникло на классово экономической основе. Это произошло в результате: А) разделение труда (земледелие, скотоводство и т.д.) Б) возник прибавочный пролдукт В) в рез-те присвоения чужого труда произошло расслоение общества на классы – эксплуатируемых и эксплуататоров Г) появилась частная собственность и публичная власть Д) для поддержания гос-ва эксплуататоров над эксплуат-ми был создан специальный аппарат принужения – гос-во. С одной стороны теория имеет рациональное зерно – экономический аализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными интересами – классов и др. С другой строны не только классово-экономические факторыповлияли на возникновение гос-ва, например нац-е, военные, психолог-е и т.д. ^ 7. Типология гос-ва: понятие, виды, их критерии, достоинства, недостатки.Тип госуд-ва – научная категория, под кот. поним-ся совок-ть черт, св-в, пизнаков, характир-х гос-во на опред этапе развития.Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Два основных подхода к типологиии: Формационныи и цивилизационный . Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.В основе формационного подхода лежит понятие “общественно-экономическая формация. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. Суть формационного подхода в том, что гос-во в своем разв-и прошло 5 эконом. Фармаций: азаатский способ пр-ва, рабовладельч-я ф-я, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (соц-я). В основе цивилизационного подхода лежит понятие “цивилизация”. Цивилизация- совокупность национальных, природно-климат-х, экономич-х, культурных условий и связей в обществе, формирующ-я особый тип общ-ва и гос-ва. В основе цивилиз-го подхода лежит типология гос-в по признаку цивилизации: егтпетская, китайская, цивил-я междуречья, западная, православная, славянская, дальневосточная, степная, арабская, цивил-и народов америки, др. цивилиз-и. Цивилизационныи подход к типологии государства является, по всей вероятности, перспективным. Формационный подход является традиционным для марксистского обществоведения, в котором “общественная формация” - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В настоящее время в рос-й юридиеской науке распространено мнение, что оптимальным при типологизации гос-ва явл-ся совмещение форм-го и цивилизац-го подходов.^ Недостатки фарм. Подх.: фармац. Теория разраю на основе европ-го общ-ва, предпол. заранее опред-е разв-е, не может объяснить почему в данный момент разные гос-ва наход на разн. Ступенях развития.Достоинства цивил. подхода: ориентирует на познание соц. ценностей, способств. Духон. Разв. общ-ва. 8. Гос-во: понятие, признаки, сущность.Гос-во – организация полит. власти, обладающая госуд-м суверенитетом, спец. аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на опред-й территории.Признаки: 2. Территриальная организация населения – то пространство на кот. распростр. его юрисдикция, ограниченное госуд. границей, определяющее пределы действия гос-й власти Население – совокупность индивидов, объединенных не по кровно-родственному признаку, а территориально и гражданством (лица без гр-ва, иностр. гр-не, с двойн. гр-м) 1. ^ Верховн. полит. власть – спец. аппарат управл-я и принуждения, сост. Из чиновников, т.е. лиц не участв-х в матер-м производстве, а на профессиональной основе занимающ-ся управлением. 3. Госуд. Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость гос-ва на международной арене, т. е. Независимость власти данного гос-ва от всякой др. власти 4. ^ Налоги и сборы (госуд. казна) – матер-я основа гос-ва и его орг-в, ден. Ср-ва, собир-е с юрид. и физ. лиц на обеспеч-е деят-ти публ. Власти. 5. общеобяз-й хар-р актов, издаваемых гос-м 6. правовая система – гос-во, его институты, власть закреплены в праве и действуют опираясь на право и прав-е ср-ва.^ Сущность права – двойственная природа гос-ва: а) реализует интересы господств-го класса, б) интересы всего населения.Классовая составл-я – в любом гос-ве (особ. в деспотич.) госуд-я власть – рычаг господств. элиты проводить собств. интересы.^ Общесоц-я составл-я – люб. гос-во выражает и защишает коренные долговре-менные интересы всего населения. Тенденция – движение гос-ва к общесоц-й составл-й от классовой. Главная идея гос. управл-я – при несовпад. Противоречий текущих интересов сущ-ет единство коренных долговрем-х интересов всех членов сообщества. 9. Функции современного Рос-го гос-ва.^ Функции гос-ва – это основные натболее важные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним целей и задач.Виды: а) в зав-ти от продолжит-ти действия: постоянные, временные. б) в зав-ти от значимости: основные, неосновные. в) в зав-ти от сферы осущ-я: внутренние, внешние.^ Внутренние ф-и: охрана прав и свобод, обеспечение правопорядка, экономическая (обеспеч-е развития экономики воптим. режиме, легализация предпринимательства, лицензирование, стандартизация и сертификация, надзор и контроль, приватизация), финансовая (созд. и распред-е бюджетных ср-в, налоги, валютное регулирование), социальная (обеспечение норм. условий жизни и соц. защищенность личности), экологическая (разработка природоохранного законодательства), культурная (поддержка гос-ом развития культуры).^ Внешние ф-и: обороны страны (выработка оборонит. стратегии, совершенств-е вооруж. сил, охр. гос. границы), обеспечение международного мира и безопасности (предовр. войны, разоружение, сокр. хим. и ядерного оружия), сотрудничество с др. гос-ми (установление и развитие эконом-х, политич-х, правовых, инф-х и культ-х отнош-й, обмен технологиями).^ Формы осущ-я функц-й гос-ва: однородная деятельность орг. гос. власти, посредством которого реализ-ся его ф-и. 10. Форма гос-ва: понятие, виды.^ Форма гос-ва – способ организации политич. власти, охватывающий форму правления, форму гос-го устройства и политич. режим.Форма гос-ва – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех составляющих.Виды:^ 1. Форма правления – характеризует порядок образования и орг-и высших орг-в гос. власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зав-ти от особ-й форма правления подразделяется на монархическую и республиканскую. 2. Форма гос-го устройства – отражает территор-ю стр-ру гос-ва, соотнош. между гос-ом в целом и его составными территор-ми единицами. Гос-во подраздел-ся на унитарное, федеративное и конфедеративное. 3. Политический режим – стсиема методов и способов и средств осущ-я гос-ой власти. В зав-ти от особенностей набора данных приемов гос-го властвования различают: демократический, антидемократический режимы. 11. Форма правления: понятие, сравнит-я хар-ка видов.^ Форма правления – порядок образования высших органов гос-й власти, их структура и компетенция. В зав-ти от положения главы гос-ва выделяют монархии и республики.Монархия – форма правления, где верховная гос. власть принадлежит единому лицу по закону престолонаследия.^ Признаки монархии: передача власти по наследству, пожизненный характер власти, единаличный глава гос-вв (существ-т юридич. иммунитет – непод-судность, религиозн. хар-р власти).^ Виды монархии: военно-демократическая, децентрализованная, сословно-представительская, абсолютная (Сауд. Аравая), конституционная (Испания, Великобритания)Республика – форма правления при которой глава гос-ва является выборным и сменным, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.^ Признаки республики: выборность и сменность власти, разделение властей (юр-я и полит. отв-ть), верховная гос. власть осущ-ся выборными органами 9президент, прав-во, парламент) избираемыми на опред. срок.^ Виды республик: президентская (США, Бразилия), парламентская (Германия, Италия), смешанная (Франция, Финляндия) 12. Гос-но-территор-е устройство: понятие, сравнит-я хар-ка видов.^ Государственное устройство – внутренняя территориальная стр-ра гос-ва взаимодействующая между ее частями. Главное отличие между формами гос-ного устройства – это правовой статус территориальных единиц по отношению к суверенитету.1. Унитарное - территориальная единица не обладает суверенными правами. Сущность унитарии – централизация власти.2. Федерация – территориальная единица обладает отдельными суверенными признаками. 3. Конфедерация - территориальная единица обладает суверенитетом в полном объеме. Унитария бывает централизованная и децентрализованная.Унитарное госуд-во – простое, единое гос-во, части которого явл-ся админ.-территор-ми единицами и не обладают признаками гос-го суверенитета, в нем сущ-ет единая система высших орг-в и законодательства (Польша, Венгрия, Италия) Все внешние межгосуд-е отношения осуществляют центральные органы. Монопольным правом налогообложения обладает гос-во, а не территория. Взимание местных налогов с санкции гос-ва. а) децентрализованное – крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центр-ми орг-ми вопросы (Испания, Франция) б) централизованное (Норвегия, Румыния, Швеция)Федерация – сложное союзное гос-во, части которого явл-ся гос-ми образ-ми и обладают в той или иной мере гос-м суверенитетом и др. признаками госуд-ти, в нем наряду с высшими федеральными орг-ми и федеральным законодат-ом сущ-ют высшие орг-ны и законодательство субъектов федерации (Германия, Мексика) а) террирориальное строение (США) б) национально-территориальное строение (Россия) присуще распределение функций между субъектами и центром. Конфедерация - временный союз государств, образованный для достижения политических, военных, экономических и др. целей. Не обладает суверенитетом, отсутств. общий гос-й аппарат и единая система законодательства. Конфедероация – это непрочное госуд-е образование. 13. Полит. Режим: понятие, сравнит-я хар-ка.^ Политический режим – совокупность приемов, методов, средств осуществ-ления власти. а) демократический – провозглашение и обеспечение прав и свобод человека, гос-во где решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства, это правовое гос-во, ему присущи выборность и сменяемость, центральный орган власти, силовые структуры под контролем общества, многопартийность, разделение властей.^ Прямая демократия – власть осущ-ся народом без росредниковПредставительная дем-я – власть у депутатов, выборных орг-в, полит. партий и орг-й. б) антидемократический:Тоталитарный режим – глобальное господство над всеми сферами обществ-й жизни, общество отчужлено от полит. власти, монопольный гос-й контроль над экономикой, культурой, религией, доминирующий метод управления – насилие! Господство одной партии.^ Авторитарный режим – госуд-но – политич-е устройство, в кот. политьическая власть осущ-ся конкр. лицами при минимальном участии народа. Концентрация власти в руках одного человека, нет разделения власти, роль представительных орг-в ограничена, нет выборности. 1.деспотический режим – неограниченная власть самоуправления 2. тиранический – единоличное правление, жестокие методы осущ-я власти3. военный – власть военной элиты. ^ 14. Механизм гос-ва: понятие, признаки, принципы орг-и и деят-ти.Механизм гос-ва – система гос. органов, осуществляющих гос. власть.Структура: гос. органы, гос. орг-иы, учреждения и предприятия, гос. служащие, орг-е, финансовые и др. средства.Признаки: 1. система гос. органов основана на единстве, единство гос. Мех-ма состоит в том, что составляющие его органы, не смотря на различия, являются частями одного целого, взаимосвязаны (например парламент и правительство) 2. сложная структурная организация – наличие структурных элементов гос. Органов, наделенных властными полномочиями. 3. деятельность гос. мех-ма осущ-ся особой группой людей делающих это на профессиональной основе. 4. наличие сходных целей и задач – все гос. Органы объеденены реализацией функций гос-ва, между механизмом гос-ва и функциями существует обратная связь, от ф-й зависит стр-ра аппарата. 5. наличие аппарата принуждения 6. иерархичность – построение гос. Механизма в виде пирамиды, где вышестоящие орг. Имеют больше полномочий, чем нижестоящие и способны оказывать влияние на их деятельность. Взаимоотношения между гос. Орг-ми строятся на координации и субординации.Принципы: а) общие – закреплены в конституции, б) особенные – нашли отражение в различных законах. А) верховенство конституции и законов над должн. Инструкциями, б) приоритет прав и свобод человека, в) равный доступ к гос. службе, г) профессионализм, д) разделение властей, е) демократизм, ж) законность, з) сочетание выборности и назначаемости, и) сочетание централизма и федерализма. ^ 30. Государственная служба. Государственные служащие: требования предъявляемые к ним.Государственная служба – деятельность по обеспечению выполнения ф-й гос. орг-в.^ Государственный служащий – лицо, состоящее на госуд. Службе, исполняющее обязанности, предусмотренные занимаемой должностью, и получающие за свою деятельность заработную плату из средств бюджета Федерации или субъекта Федерации. Гос. должности в Рф могут быть: административные, политико-судебные, патронатные Государственными служащими являются лица, замещающие административ-ные должности (устанавливаются самими гос. орг-ми и служат для осущ-я их полномочий и обеспечения их деятельности) и патронатные должности, то есть работники аппаратов политико-судебных должностей и сотрудники гос. органов. По характеру и объему полномочий выделяются следующие виды гос-х служащих: -представители администр. Власти – имеют право применять власть по отн-ю к гражданам, не находящимся в их подчинении (работники милиции, пограничники, службы безопасности) -оперативный состав – специалисты, работающие в гос. орг-х, юрисконсульты и т.д. -вспомагательный состав – госслужащие, чьи действия не влекут юридических последствий, влияющих на содержание решений госоргана (курьеры, секретари) -лица не сост. На госслужбе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариусы)^ Основные требования, предъявляемые к госслужащему в РФ: -наличие гражданства РФ, -достижение 18 лет, -владение гос-м русским языком, - наличие соотв. уровня проф-й квалификации, - отсутствие ограничений для занятия данной гос-й должности (мед. огр-я, приговор суда, недееспособность, близкий родств. на должности непоср. начальника) 15. Гос. орган: понятие, признаки, клас-я. ^ Госуд. орган – звено гос. аппарата, учавствующее в осущ-и опред-х ф-й гос-ва и наделенное властными полномочиями.Признаки: самостоятельный элемент гос. аппарата, действует от имени гос-ва, образован и функц-ет на основе нормат-х правов-х док-в, выполняет свойственные только ему задачи и ф-и, имеет свою компетенцию, осущ-ет компетенцию 3-мя способами: принятие норм-х актов, правоприменительных актов, конкретной организационной деятельностью., сост. Из гос. служащих и подразделений, имеет необходимую матер-ю базу, обладает определ-м правовым статусом, выступает в кач-ве юрид. лица при реализ-и имущественных прав, действует на опред-й территории.Виды гос. орг-в: а) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные б) по иерархии: федеральные, республиканские, местные. в) по срокам полномочий: постоянные, временные г) по порядку осущ-я компетенции: коллегиальные, единоличныед) по хар-ру компетенции: органы общей и спец-й компетенции. е) по правовым формам деят-ти: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные ж) по хар-ру подчиненности: орг. вертикального подчинения и орг. двойного подчинения.Органы самоуправления:Местное самоупр-е – самостоятельная деятельность населения опред-й территории по реш-ю вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей территории. Орг. местного самоупр-я могут наделяться законом отд-ми госуд-ми полномочиями с передачей необходимых для осущ-я матер-х и финансовых ср-в. Местное самоуправление осущ-ся как непосредственно, так и через орг. местн. самоупр-я. Стуктура орг-в опред-ся населением, решаются вопр. местного знач-я, издаются прав. акты, орг. местн. самоупр-я не вход в сист. Орг. гос. власти.^ Политическая партия, общественно-политич. движение, группа давления. 16. Пути совершенствования механизма современного рос-го гос-ва. Механизм гос-ва – система гос. органов, осуществляющих гос. власть.Структура: гос. органы, гос. орг-иы, учреждения и предприятия, гос. служащие, орг-е, финансовые и др. средства. Существует ряд принципов, которые не закреплены в данный момент: -сочетание жесткой дисциплины и делового сотрудничества -сочетание коллегиальности и единоначалия -экономичности Особенности механизма современного Российского гос-ва определяются теми изменениями, которые произошли в течение последних 15 лет: а) от тоталитарного режима перешли к демократическому, б) получил закрепление принцип разделения властей. Принцип разделения властей заключается в том что: 1. любая ветвь власти самостоятельна в пределах своих полномочий, зафиксированных в ФЗ и Конституции 2. ни одна из ветвей не в праве вторгаться в пределы компетенции другой власти 3. президент выступает в кач-ве арбитра над всеми ветвями власти 4. разногласия разрешаются цивилизованным путем на основе законов 5. мех-м функционир-я принципа раздел-я властей основан на системе сдержек и противовесов.В) новые подходы к формированию орг. ВластиГ) появилась система новых гос-х орг-в (например глава гос-ва с 91г., появ. Конституц. Суд, уполномоченный по правам человека, счетная палата)Д) новые подходы к формиров-ю правительстваЕ) расширен круг полномочий президента (явл. Главнокомандующим)Ж) по новому ф-ют судебные инстанции (служба судебных приставов)З) новое место уделено прокуратуре (надзирает за соблюдением законности, а не осущ. карательную ф-ю) ^ 17. Гос-во и человек. Проблемы взаимоотношения гос-ва и человека: прошлое и настоящее. Можно выделить два ключевых периода, в которые взаимоотношения гос-ва и человека имели диаметрально противоположный характер: В период с 1917 по 1991г. Взаимоотношения гос-ва и общества складывались следующим образом: На первом месте стояло гос-во, затем соц. Общество, и только потом рассматривался человек, как таковой. С 1993г. Все изменилось: на первом месте права и интересы человека, потом гражданское общество, и только потом гос-во. Права и свободы человека стали всеобщей ценностью в гражданском обществе.^ Гражданское общество – это такое сост. Общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономики и полит. Свободе, находится под контролем общ-ваю Гражданское общество основывается на самореализации, праве, идеалах демократии и справедливости.^ Признаками гражданского общества явл-ся: А) свобода, б) правовой характер, в) открытость, г) плюрализм, д) самоуправляемость и саморазвитие В период с 93г.когда человек стал высшей ценностью, у него появились новые свободы: 1. индивид стал независим от гос-ва, 2. чел. Является собственником, 3. человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, семьи, 4. самост. Выбирает профессию, 5. имеет возможность свободно формировать свои полит. Убежденеия, 6. права человека признаются, соблюдаются и защищаются гос-м, 7. существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты. 18. Сущность и основные положения теории разделения властей. Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Принцип разделения властей это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций. Схема осущ-я федер. Гос-й власти: Президент Законодательная Исполнительная Судебная Фед. Собр. Правительство Высший суд Совет Федер. И Гос. Дума Министерство, Фед. Конст. Суд, Высш. 178 чел. 450 чел. Служба, Фед. Аг-ва суд (2 кол-и) ВАС Принцип разделения властей заключается в том что: 1. любая ветвь власти самостоятельна в пределах своих полномочий, зафиксированных в ФЗ и Конституции 2. ни одна из ветвей не в праве вторгаться в пределы компетенции другой власти 3. президент выступает в кач-ве арбитра над всеми ветвями власти 4. разногласия разрешаются цивилизованным путем на основе законов 5. мех-м функционир-я принципа раздел-я властей основан на системе сдержек и противовесов. Судебная система правосудия - третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда. 19. Политическая система общ-ва: понятие, стр-ра, виды. Роль гос-ва в полит. системе.^ Политическая система – упорядоченная на основе права и иных соц-х норм совокупность институтов, в рамках кот. проходит полит. жизнь общ-ва и осущ-ся полит. власть.Признаки: в ее рамках осущ. полит. власть, зависит от хар-ра общественной среды, обладает относит-й самостоятельностью.Структура: политическая орг-я общ-ва, политич-е сознание, соц.-политические и правовые нормы, политические отношения между элементами системы, политическая практика.^ Виды: демократическая, командно-административная, теократическая, переходная и т.п.Функции: обеспечение полит. власти, управление разл. сферами жизнедеятельности, мобилизация ср-в и ресурсов, выявление и представ-во интересов разл. субъектов, интеграция общ-ва, политическая социализация. Госуд-воконцентрирует в себе все многообр-е полит. интересов, играет особую роль в полит. системе, придает ей целостность и устойчивость. Гос-во выступает в кач-ве единственного представителя народа, является единств. носителем суверенитета, облад. Спец аппаратом (публичной власть), обладает монополией на правотворчество, опред главные направления развития общества – поэтому гос-во занимает ведущее пложение в полит. системе. Гос-во осущ-ет надзор за законностью деят-ти субъектов политики, регистрирует орг-и соотв-ми органами, устанавливает в законодат-ве прав. режим орг-й. 20. Правовое гос-во: понятие, признаки. Практика форм-я правового гос-ва в совр. Рос.^ Правовое гос-во – орг-я полит. власти, создающая условия для наиболее плотного обеспеч-я прав человека, а также для наиболее последовательного связывания с пом-ю права гос-й власти в целях недопущения злоупотреблений.^ Важнейшими качествами явл-ся: а) признание проав и свобод человека и гражданина, б) верховенство правового закона, орг-я и функц-е сувер. Госуд. Власти на основе принципа разделения властей.^ Признаки прав. гос-ва: А) ограничение гос. Власти правами и свободами гражданина Б) верховенство права – доминирующее положение занимает право В) практическая реализация принципа разделения властей Г) наличие развитого гражд. Общества Д) взаимоотнош. Между гос-м и гражданином имеют правовую форму Е) верховенство закона в системе права (все акты должны соотв. Конст-и) Ж) соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам междунар. Права З) прямое действие конституции (низкий уровень проф-ма судей) И) возвышение роли суда в обществе.В современной России принят целый пакет приоритетных экономич-х законов посвящ-х собственности, земле и т.д., кот. фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосуд-й уровень, что подтверждает их приоритет над проблемами гос-ва. В современном представлении правовое гос-во должно наиболее полно обеспечивать права и свободы человека, а также наиболее последовательно связывать посредством права политическую власть. Первый принцип нашел отражение в ст. 2 Конституции РФ – «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью». Правовое гос-во должно гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Гос-во само себя не ограничит, власть гос-ва можно ограничить правами человека. Ро-я Федерация – демократическое федеративное правовое гос-во – закреплено в Конституции, но пока это только цель. Россия в современный период нах-ся в сост. Кризиса, это обостряет трудности, которые стоят на пути достижения этой цели – бесперспективное положение в области прав чел-ка, преступности. Сегодня правовое гос-во предстает в большей степени как констит-й принцип или лозунг, не получая прлного вопощения. оРос 21. Правовой статус личности: понятие, элементы, виды, гарантии реализации.^ Правовой статус – юридически закрепленное положение личности в обществе, его соц. Статус. Понятие включает в себя 2 категории: личность и право. Пр. статус личности отражает хар-р взаимоотношений лич