Реферат по предмету "Разное"


1. История развития сберегательного дела. Экономическая природа сбережений

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………….. …4 1. История развития сберегательного дела. Экономическая природа сбережений……………………………………………………………. …9 1.1.Исторические аспекты сберегательного дела…………………... …9 1.2.Экономическая сущность, формы и виды сбережений………… …23 2. Анализ денежных сбережений населения…………………………... …34 2.1. Взаимосвязь активных и пассивных операций банка………….. …34 2.2 Сравнительный анализ сберегательного дела в республике Беларусь……………………………………………………………….. …37 2.3. Вклады населения в АСБ «Беларусбанк»………………………. …48 2.4. Анализ форм и видов сбережений населения в структуре……. …57 3. Проблемы и перспективы развития сбережений в современных условиях……………………………………………………………….. …63 3.1. Сбережения граждан и инвестиционный потенциал экономики страны…………………………………………………….. …63 3.2. Процентная политика в системе сбережения населения………. …66 3.3. Новые акценты в системе вкладных операций………………… …71 Заключение……………………………………………………………….. …76 Список использованных источников…………………………………… …81 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... …84 ВВЕДЕНИЕПроблема выявления причин и закономерностей роста денежных сбережений населения давно привлекает внимание экономистов. Одна из наиболее серьёзных попыток определения рационального объема сбережений основана на оценке их количества, объективно необходимого для осуществления каждого из видов крупных расходов и реализации других «разумных целей». Общая классификация этих мотивов может быть построена по признаку долгосрочности целевого назначения: часть денежных средств, обслуживающих текущие расходы в периоды между очередными поступлениями доходов в семью. Эта часть составляет в настоящее время незначительную долю всех денежных накоплений. средства, накапливаемые для запланированных крупных расходов в будущем накопления на пенсионный период жизни и с целью материального обеспечения детей. Немотивированными можно считать накопления, образовавшиеся вследствие превышения доходов над расходами либо за счёт отставания развития потребностей, либо за счёт необходимых товаров и услуг. Промежуточное место между мотивированными (рациональными) и немотивированными накоплениями занимают денежные резервы, которые в определённом размере, несомненно, необходимы, но размер, которых может сильно увеличиваться из-за неопределённости, связанной с возможностью приобретения желательных благ. Эта часть резервов трудно отличимая от части доходов, не истраченного вследствие недостаточного предложения товаров и услуг. Сберегательное дело представляет систему экономических отношений по распределению и использованию части национального дохода, поступающего в личное распоряжение трудящихся в форме денежных доходов. В сбережениях денег заинтересовано как государство, так и население. Для государства сбережения доходов населения являются дополнительным источником кредитных ресурсов, а для населения – формой хранения денежных доходов. По данным о размерах и динамике сбережений населения можно судить и о других общеэкономических процессах в экономике, таких как состояние денежного обращения, степень удовлетворения спроса населения на товары и услуги, размер вынужденных сбережениё населения и др. Объёмы денежных сбережений населения используются при составлении эмиссионно-кассовых расчетов, в планировании бюджета, а также при составлении баланса денежных доходов и расходов населения. Специализированной организаций по сбережениям денежных доходов населения является Сберегательный банк Республики Беларусь. Он имеет разветвлённую сеть учреждений, которые принимают и повышают вклады населения, выплачивают проценты по вкладам, размещают облигации государственного внутреннего займа, сберегательные сертификаты, участвуют в проведении денежно-вещевых лотерей, выдают потребительские кредиты населению, осуществляют рассчётно-кассовое обслуживание населения. Кроме сберегательных учреждений, обслуживание населения по вкладам производят коммерческие банки [4, 148 c.]. Актуальность темы: Любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Но процессы, начавшиеся в экономике Беларуси не имеют сходства с теми, которые рассматриваются в традиционных экономических теориях. Поэтому необходимо искать новые подходы для системного анализа экономических механизмов в РБ при переходе к новой экономической системе. При этом надо обратить внимание на тот факт, что разработка мероприятий по модернизации сложившихся экономических структур должна вестись с учетом конкретных проблем. Ключевой экономической проблемой в РБ является привлечение и стимулирование производственных инвестиций. В развитых странах абсолютное большинство эффективных инвестиционных проектов осуществляется частными лицами, причем нужно отметь, что главным источником капитальных вложений являются личные сбережения. С этой точки зрения Беларусь существенно отличается: вследствие инфляционного скачка во время «перестройки», сбережения населения были практически полностью уничтожены, а именно население традиционно накапливает денежные средства. В результате возникла прочная зависимость: нет сбережений - нет и инвестиций, стал усиливаться спад производства, и стала снижаться его эффективность. Реальные доходы основных категорий населения пошли вниз. В тоже время сильно возросли темпы инфляции, перекрывая мотивы и стимулы для сбережений. То есть, белорусская экономика после реформы попала в состояние неэффективного инфляционного равновесия, из которого нельзя выйти с помощью применявшихся ранее мер макроэкономического регулирования. Чтобы разорвать порочную спираль, в ряде стран полагаются на иностранные источники финансирования в виде займов и инвестиций, но одних иностранных источников недостаточно, необходимо мобилизовать внутренние ресурсы и целенаправленно перестраивать структуру экономических отношений. Также необходимо создать механизм, который обеспечил бы аккумулирование и направление движения инвестиций в развитие производства и на покупку ценных бумаг российских предприятий. В этом состоит вопрос выживаемости национальной промышленности. Накопленный в западной науке теоретико-методологический аппарат исследований в области сбережений населения и возможностей их использования в инвестиционных целях не может быть полностью скопирован в условиях РБ переходного периода по двум причинам. Во-первых, имеющиеся модели сбережений - модель абсолютного дохода Кейнса, модель относительного дохода Дюзенберри, модель жизненного цикла Андо и Модильяни, модель перманентного дохода Фридмана и ряд других - основаны на допущении о равновесном состоянии экономики, предполагающем наличие развитых рыночных институтов. Во-вторых, подавляющая часть эмпирических работ по изучению сбережений населения в развивающихся экономиках, базируется на предпосылках экономики развития, в то время как условия экономики Беларуси имеют специфику, свойственную скорее переходным, нежели развивающимся экономикам (наличие крупного промышленного производства, ограничения предложения рабочей силы, особый характер финансовой инфраструктуры.) Несмотря на довольно-таки большой объем проведенных исследований, в экономической теории пока не сложилась окончательная точка зрения как на влияние индивидуальных факторов на процесс накопления личных сбережений, так и на соотношение между сбережениями населения и темпами экономического развития. Поэтому существует значительная потребность в изучении и анализе концепций сбережений, что и объясняет актуальность выбранной темы. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной дипломной работы: охарактеризовать особенности развития сберегательного дела, определить экономическую сущность, формы и виды сбережений; проанализировать денежные сбережения населения, рассмотреть виды и порядок распоряжения вкладами; проанализировать операции по безналичному перечислению денежных средств; рассмотреть основные принципы организации процентной политики в системе сбережений населения; определить перспективы о развитии сбережений в современных условиях. Объектом исследования является состояние денежных сбережений и инвестиций в Республике Беларусь на современном этапе. Предметом исследования являются сберегательные отношения, а их основой - отношения между государством и субъектами по поводу формирования денежных сбережений населения и инвестиций. При анализе аналитических данных применялся расчетный и сравнительный методы. Областью возможного практического применения являются вынесенные предложения по проведению инвестиционной реформы в республике. Тема сбережений населения широко освещена в экономической литературе, ибо невозможно не обсуждать вопрос, который является стержнем экономической политики страны в целом. Ведь именно благодаря продуманной инвестиционной политике государство может аккумулировать достаточное количество денежных средств для выполнения своих функций и проведения в жизнь запланированных программ. Проблемы сбережения исследовались многими экономистами нашей страны, такими как Пещанская И.В., Тарасов В.И., Панова Т.С., Ханкевич Л.А., Дадалко В.А. Что касается практической части работы, то более подробно вопросы и проблемы сбережений и инестиций рассматриваются в периодической печати. Сюда можно отнести следующие статьи: Божко Г., Околова С., Наумова Ф. О, Ермолович М.Л., Образкова Т.Б. В работе использовались официальные источники статистических сборников и данных за 2001-2005 годы, а также практические материалы прохождения производственной практики. ^ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ДЕЛА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СБЕРЕЖЕНИЙ1.1. Исторические аспекты сберегательного делаВозникновение сберегательных касс в дореволюционной России было вызвано ростом товарно-денежных отношений и необходимостью формирования низшего звена кредитной системы в виде сберегательных и вспомогательных касс. Впервые сеть указанных учреждений стала создаваться после издания закона от 10 июля 1839 года в селах, населенных государственными крестьянами. Этот закон явился частью мероприятий, известных под названием реформы Киселёва, которая преследовала цель- постепенную ликвидацию крепостного права. Сберегательные кассы открывались при всех казённых кассах, доступных публике, каких-то Казначействах, кроме того, на станциях железных дорог, на фабриках, при школах, а также при отделениях Госбанка. В начале своей деятельности сберегательные кассы выплачивали своим вкладчикам доход из расчёта 4% годовых. Первые городские сберегательные кассы были организованы в 1841-1842 гг. при Петербургской и Московской сохранных казнах по указу Николая 1 от 30 октября 1841 г. Вначале своей деятельности городские сберегательные кассы принимали вклады размером от 50 копеек до 10 рублей с тем, чтобы общая сумма вклада на одно лицо не превышала 300 рублей. В последствии были увеличены максимальная сумма первоначального взноса и общая сумма вклада. Анализ социального и сословного состава вкладчиков показывает, что в 1849г. в Петербургской сберкассе на первом месте по сумме вкладов стояли ремесленники, на втором – крестьяне, занимавшиеся той или иной городской профессией, затем мещане, чиновники, нижние чины и т.д. В последующие годы своего существования сеть сберегательных касс России неуклонно развивалась. За период с 1842г. по 1857г. было создано 882 вспомогательные кассы и 460 сберегательных касс [4, c. 82]. Лишь в Петрограде, Москве и некоторых других крупных городах сберегательные кассы имели штатных работников. В остальных сберегательных кассах операции выполнялись в порядке дополнительной нагрузки служащими предприятий и учреждений, при которых они были организованы. Это позволяло сводить к минимуму расходы сберегательных касс на содержание аппарата. К тому же объем выполняемой ими работы был сравнительно невелик. Основная деятельность сберегательных касс заключалась в приеме и выдаче вкладов. К 1862 г., когда 2 столичные и 146 губернских касс были переданы в ведение учреждённого в 1860 г. Государственного банка России, общий остаток вкладов составил 11,5 млн. руб. Уменьшение в 1857 г. в связи с конверсией государственных займов выплачиваемого процента до 3,6% годовых, а также передачи дела по организации новых, не заинтересованным в этом городским самоуправлением повлекло за собой станацию сберегательного дела[5, c. 480]. В 1860-1870 гг. число учреждений и объём операций российских касс прирастали весьма замедленно. В начале 1870-х гг. сберегательное дело России оказалось в кризисе, из которого удалось выйти только в 1880-е гг. Подъём 1880-х гг., в ходе которого увеличился объём вкладов, был следствием продуманных поощрительных мер, проведенных приемниками Рейтерна на посту министра финансов Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградским. С 1884г. сберкассы стали открываться не только при отделения Госбанка, но и при губернских и уездных казначействах, а с 1889г. при почтово-телеграфных учреждениях, управлениях железных дорог и фабрично-заводских предприятиях. Предназначенные для обслуживания самых мелких вкладчиков, они принимали сбережения на общих основаниях, выдачи же производились за счёт центральной кассы, откуда получали необходимые средства. В этот период сберегательные учреждения, кроме традиционных счетов до востребования принимали также вклады на имя детей, выдавали сбережения наследникам умерших клиентов, занимались переводами средств из одной кассы в другую. Развитию сберегательного дела в России способствовала политика выдающегося государственного деятеля, министра финансов С.Ю.Витте. По его инициативе в 1895г. был принят новый Устав сберегательных касс. Они теперь стали официально называться «государственными», чтобы подчеркнуть ответственность государства за вложенные в них средства. При Госбанке России создано особое управление сберегательных касс, вкладчикам предоставлены новые услуги – отменено существовавшее ограничение одноразового взноса денег в сберкассу, клиенты получили право делать взносы при наличии книжки в любой кассе империи, книжки стали выдаваться и несовершеннолетним лицам и др. По уставу 1895г. сберегательные кассы принимали от населения вклады до востребования и условные. При этом вкладчик имел право хранить на своем счете вклад, не превышающий 1 тысячу рублей. Для юридических лиц, церквей и монастырей эта сумма составляла 3 тысячи рублей. Существенное значение в работе сберкасс занимали операции с ценными бумагами. Сберегательные кассы приобретали ценные бумаги по поручению вкладчиков за счет их денежных сбережений, в частности за счет сумм, превышающих 1 тысячу рублей, и оставляли у себя на хранение. Такие сбережения носили название «вклады в процентных бумагах» и учитывались отдельно от обычных вкладов[6, c. 12]. Вклады, по которым в течение 30 лет не совершались приходные операции, а также процентные бумаги, приобретённые за счет таких вкладов, обращались в доход сберкассы, если по ним не были предъявлены законные права частным лицом или учреждением. Поступления по вкладам в сберегательные кассы, превышающие их выдачи, направлялись в Государственный банк. За эти суммы банк выплачивал проценты, размер которых на 0,5% превышал сумму дохода, выплачиваемую сберегательными кассами по вкладам. Собственную денежную наличность для совершения операций могли иметь только столичные кассы, таможенные кассы и кассы с советами от городских общественных учреждений. С 1900г. мелкие сбережения стали привлекаться путем продажи сберегательных марок. Эти марки, достоинством 1, 5, 10 копеек, наклеивались на специальные карточки, которые по достижении суммы марок одного рубля сдавались владельцем в сберегательную кассу в качестве вклада. В последующие годы в этих целях применялись почтовые марки. С марочной формой сбережений тесно связана организация привлечения средств через школьные сберегательные кассы, которые были организованы в 1902г. Эти кассы находились в ведении учителей и являлись посредниками между учащимися и ближайшей сберкассой. Введенная С.Ю.Витте система преследовала двоякую цель– расширить сеть и ресурсы сберкасс с тем, чтобы использовать их для поддержания государственного кредита по образцу Англии и Франции, где средства вкладчиков переводились в облигации государственного займа. Однако, были и отрицательные последствия «огосударствления» сберегательного дела– помещая свободные средства населения во внутренние займы, правительство отвлекало капиталы от инвестиций в те отрасли экономики, где они могли сыграть решающую роль. С 1906г. российские сберкассы вели операции по страхованию клиентов, доходов и жизни вкладчиков. В соответствии с законом царского правительства от 21 июня 1910г. сберегательные кассы за счёт привлечённых ими средств населения стали предоставлять учреждениям небольшие ссуды в качестве кредита. К началу 1914г. общий объём этих ссуд достиг почти 24 млн. руб. Частично средства сберегательных касс помещались в закладные листы земельных банков, в облигации железнодорожных займов, т.е. использовались в качестве ссудного капитала. Однако основная сумма привлечённых сберегательными кассами средств направлялась на поддержку государственного кредита, т.е. использовалась для размещения облигаций государственных займов, выпускавшихся царским правительством[8, c. 288]. К 1913г. в России действовало 9005 касс, из них 1021-центральная и 5525 почтово-телеграфных. Количество вкладчиков составило 8992 тыс. человек, остаток вкладов-1685,4 млн. рублей. Из общей суммы вкладов 91,9% или 1549,8 млн. рублей принадлежали физическим лицам и 8,1% или 135,6 млн. руб. - юридическим лицам. Официальные данные государственных сберегательных касс царской России свидетельствовали о преобладающей массе мелких вкладчиков. Половина всех сберегательных книжек из общей суммы вкладов, хранящихся в сберегательных кассах, принадлежало сельской буржуазии и чиновникам; владельцами более 37% сбережений являлось духовенство, предприниматели и торговцы. Рабочие по количеству вкладов и размеру сбережений занимали последнее место. Немаловажное значение в организации сбережений населения в дореволюционной России имели займы. Государственные займы, как внутренние, так и внешние, выпускались, как правило, на длительный срок: 40, 45, 50, 75 и даже 100 лет. По некоторым займам сроки их выкупа вообще не указывались. При этом облигации могли быть в любое время реализованы через кредитные учреждения или через биржи, вследствие чего определение срока их выкупа для держателей облигаций значения не имело. В отношении целого ряда займов условиями выпуска их гарантировалось, что до определенного срока правительство не приступит к выкупу или конверсии займа. Этим предполагалось создать у держателей облигаций уверенность в устойчивости дохода. Займы в основном были рассчитаны на хорошего держателя облигаций. За всё время было выпущено 3 выигрышных займа: в 1864г. внутренний 5%-ый заем, в 1866г. второй внутренний 5%-ый заем и в 1889г. 15%-ые закладные с выигрышами листы государственного дворянского земельного банка. Все эти три выигрышных займа находились в обращении вплоть до Октябрьской революции. По своей форме они являлись процентно-выигрышными, т.е. кроме 5% по купонам облигации участвовали в тиражах выигрышей, причем размер выигрышей был очень высоким (от 200 до 500 рублей на сторублёвую облигацию). Кроме тиражей выигрышей по этим займам проводились, начиная с первого или второго года выпуска тиражи погашения. По облигациям, вышедшим в тираж погашения, выплачивалась кроме нарицательной стоимости облигации, ёщё и выкупная премия, размер которой с течением времени повышался от 20 до 50 руб. на сторублёвую облигацию[2, c. 80]. При установленной системе погашения выигрышных займов шанс на выигрыш по ним непрерывно повышался. Несмотря на наличие выкупной премии, выход облигаций в тираж погашения был невыгоден для держателя, так как биржевая стоимость облигаций в несколько раз превышала их нарицательную стоимость. В связи этим была установлена система страхования облигаций от выхода в тираж погашения. Сущность страхования заключалась в том, что банки, получая от держателей облигаций определённый страховой взнос, гарантировали им в случае выхода облигаций в тираж погашения выплату разницы между биржевой и выкупной ценой облигации. Размер дохода по чисто процентным займам устанавливался от 3 до 6% годовых в зависимости от характера займа и обстановки, в которой он выпускался. Размещение займов производилось через кредитные учреждения и биржи со скидкой с нарицательной стоимости облигаций. Все займы котировались на бирже. Облигации большинства займов принимались в залог по всякого рода поставкам, подрядам, по платежам акцизов и т.д. Таким образом, можно отметить успешную организацию сберегательного дела дореволюционной России и разнообразие форм привлечения денежных средств населения. С началом первой мировой войны сберегательные кассы были признаны сыграть первостепенную роль в деле финансирования военных расходов. Сеть их значительно выросла и к 1917г. увеличилась до 14,5 тысяч. С 1915г. отменена предельная сумма вкладов по одному счёту, расширена сфера операций с ценными бумагами, что позволило активнее участвовать в размещении военных займов. Однако, бурное увеличение суммы вкладов имело искусственный характер и было связано, прежде всего, с растущей инфляцией. Волна инфляции в годы Октябрьской революции и Гражданской войны обесценило денежные сбережения. Новое правительство России одновременно с декретом 21 января 1918г. об аннулировании царских займов объявило о неприкосновенности вкладов в сберегательных кассах. Разрешалось свободно выдавать только вклады, внесённые после января 1918г. В условиях Гражданской войны нарастала натурализация народного хозяйства, исключавшая какие-либо накопления денежных средств. Декретом СНК РСФСР от 10 апреля 1919г. сберегательные кассы, практически прекратившие свою деятельность, были слиты с Народным банком РСФСР. С упразднением Народного банка в январе 1920г. и передачей его функций Министерству финансов денежные вклады населения в сберкассах в связи с абсолютным обесценением оказались фактически аннулированными. Провозглашение новой экономической политики в 1921г. означало возврат общества к денежному хозяйству. Советские сберегательные кассы были организованы в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 26 декабря 1922г. «Об учреждении государственных сберегательных касс». Сберегательные кассы подчинялись наркомфину. В 1923-1924гг. деятельность сберегательных касс была направлена на оказание активного содействия в проведении денежной реформы. Основной задачей сберегательных касс в этот период было страхование заработной платы рабочих и служащих от обесценения. 27 ноября 1925г. было утверждено второе Положение о государственных трудовых сберкассах, в котором были отражены изменения организационного и правового порядка, происшедшие за трёхлетний период деятельности советских сберегательных касс. Руководство сберегательными кассами возлагалось на Главное управление Гострудсберкасс. В положении был определён круг выполняемых сберкассами операций: вкладные, ссудные и прочие. Вклады подразделялись на несколько видов: текущие счета, вклады до востребования, срочные, условные, на предъявителя. Доход по срочным вкладам составлял 9% годовых, по остальным видам – 8%; по вкладам юридических лиц – 6% годовых. Сберкассам разрешалась выдача срочных ссуд под залог облигаций и под другие ценные бумаги; выполнение переводных, расчётных аккредитивных операций; с разрешения Наркомфина они могли выполнять фондовые и другие банковские операции[3, c. 429]. В этот период ставилась задача увеличить приток свободных средств населения в кредитные учреждения, государственные займы и использовать денежные накопления для развития экономики. За 1922-1929гг. было выпущено госзаймов на сумму 4,7 млрд. руб. Дополнительной формой привлечения сбережений населения были гарантированные правительством особые заёмные обязательства –«Сертификаты государственных трудовых сберегательных касс», выпущенные в 1927 году на общую сумму 30 млн. руб. сроком на 6 лет, в течение которых стоимость сертификата удваивалась. Кроме того, сберегательные кассы покупали у населения золотые и серебряные монеты дореволюционной чеканки, что способствовало увеличению валютного фонда государства. В феврале 1929г. правительство утвердило новое Положение о государственных трудовых сберегательных кассах, согласно которому привлекаемые денежные средства трудящихся направлялись в русло государственного кредита и использовались на финансирование народного хозяйства, культуры и обороны. Главному управлению гострудсберкасс было предоставлено право размещать средства сберегательных касс в местные коммунальные банки и учреждения сельскохозяйственного кредита, что способствовало развитию этих структур. Сеть сберегательных касс развивалась быстрыми темпами. Они открывались на заводах и фабриках, при колхозах и совхозах, при учреждениях связи и других предприятиях и организациях. В 1992г. в стране действовало свыше 20 тысяч сберкасс, из которых около 12 тысяч находилось в сельской местности. В числе мероприятий по привлечению денежных сбережений населения в этот период следует отметить организацию в 1930-1931 гг. целевых накоплений на приобретение швейных машин, велосипедов, фотоаппаратов. Привлечённые средства населения сберкассы передавали соответственным хозяйственным организациям, которые использовали их для расширения производства указанных товаров народного потребления. На рубеже 30-х годов, когда уровень потребления основной массы населения сведён фактически к прожиточному минимуму, сберегательное дело пережило острый кризис. Около половины семей в этот период вообще не имели денежных вкладов. Эти явления были связаны с правительственной политикой «огосударствления» экономической работы сберкасс. В 1931-1932гг. в ведение сберкасс были переданы из Госбанка полностью все операции, связанные с размещением госзаймов. Операции краткосрочного кредитования, рассредоточенные ранее в ряде центральных и местных кредитных учреждений, с 1930г. были переведены в Госбанк, ставший единым расчётным центром страны. Вексельно - коммерческий кредит был заменён прямым банковским целевым кредитом. Сберегательные кассы превратились в единое кредитное учреждение, выполняющее задачи привлечения денежных сбережений населения, как путём приёма вкладов, так и посредством размещения государственных займов. В 1932-1935 гг. принимались беспроцентно-выигрышные вклады, доход по которым из расчёта 10%, а затем 8% годовых выплачивался в виде выигрышей. Кассы выполняли операции по личному страхованию граждан; выплате сумм лицам, награждённым орденами; пенсий, пособий; принимали различные платежи и взносы для инкассирования по назначению. К началу 1933г. в стране было организовано свыше 56 тысяч сберегательных касс. Однако более чем в половине всех касс даже не велись счета вкладчиков, и оформление вкладных операций заканчивалось вышестоящей сберегательной кассой. Наличие большого числа нерентабельных сберегательных касс обуславливало большие расходы на их содержание. В связи с этим в 1933г. правительство признало целесообразным произвести организационную перестройку и сокращение сети сберегательных касс. С началом Великой Отечественной войны в интересах финансирования военных нужд правительство приняло необходимые в условиях войны меры: денежные счета в сберкассах замораживались, вкладчикам допускалось снимать со своего счёта не более 200 руб. в месяц (ограничения не распространялись на вклады, внесённые после 22 июня 1941г.), прекращены были покупка облигаций госзаймов у населения и выдача ссуд под их залог. Через сберегательные кассы поступали значительные денежные средства и ценности, вносимые населением в Фонд обороны и в Фонд Красной Армии. Эти сбережения населения также были использованы для финансирования военных расходов. На сберегательные кассы в годы войны были возложены некоторые операции по кассовому обслуживанию населения, в частности выплата государственных пособий многодетным и одиноким матерям. В городах и рабочих посёлках сберкассы стали принимать налоговые платежи, а в крупных городах – выплачивать суммы по денежным аттестатам семьям офицеров. В связи с временной оккупацией части территории страны, изменением объёма работы сеть сберкасс в годы войны значительно сократилась, изменилась её структура. По мере освобождения районов от врага осуществлялось постепенное восстановление сети. Начиная с 1943г. стали открываться новые сберегательные кассы в тыловых районах страны. Довоенного уровня сеть сберкасс достигла в 1952г. После начала войны рабочим и служащим перестали предоставлять отпуска, а деньги за неиспользованные отпуска с 1942г. зачислялись на специальные компенсационные счета в сберкассах. В годы войны в связи с необходимостью финансирования военных расходов резко возросла денежная эмиссия, тогда как товарная масса значительно уменьшилась. Введённая карточная система распределения потребительских товаров ограничивала уровень потребления основной массы населения. К концу войны объём денежной массы в обращении вчетверо превысил уровень 1941г. Возникла угроза гиперинфляции. В декабре 1947г. правительство объявило об отмене продовольственных карточек и проведении денежной реформы, в соответствии с которой осуществлялся обмен денежных знаков в соотношении 10:1. Перевод в 1950г. валютного курса рубля с долларовой на валютную базу имел значение для развития внешней торговли, главным образом со стороны социалистического лагеря. Основой расчётов с внешнеторговыми партнёрами оставались золото и валютные резервы казны. Постановлением от 20 ноября 1948г. правительство утвердило Устав государственных трудовых сберегательных касс. Новый Устав заменил Положение о сберегательных кассах, действовавшее с 1929г. В Уставе получили отражение организационные и другие изменения, которые произошли в системе сберегательных касс за истёкшие годы. Основной формой привлечения сберегательными кассами денежных сбережений стали вклады населения и реализация облигаций свободно обращающегося займа, а также продажа населению билетов денежно-вещевых лотерей. Постепенно сберкассы начали развивать безналичные расчёты: перечисление на счета по вкладам заработной платы, суммы единовременного вознаграждения за выслугу лет, денежных заработков колхозников. С 1963г., после передачи сберегательных касс из ведения Министерства финансов в ведение Госбанка, средства населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов. Низкая отдача планово-административной экономики приводила к тому, что эти средства не приносили требуемого эффекта. Важное значение в истории сберегательных касс имело постановление правительства от 4 мая 1972г., которым предусматривались меры по дальнейшему развитию сберегательного дела в стране, организационному укреплению сберегательных касс и значительному расширению услуг, оказываемых сберегательными кассами населению, предприятиям, учреждениям и организациям. В целях укрепления хозяйственного расчёта постановлением предусматривалось, что доходы сберегательных касс складываются за счёт процентов, выплачиваемых Госбанком по средствам, хранящимся на счетах сберегательных касс, комиссионного вознаграждения, выплачиваемого организациями за приём в их пользу денежных платежей и оказания услуг, средств, получаемых в возмещение расходов, связанных с выполнением операций по государственным займам и денежно-вещевым лотереям, комиссионного вознаграждения за услуги, оказываемые населению. Этим постановлением правительства установлено также, что за счёт прибыли сберегательных касс образуются фонды развития сберегательного дела, жилищного строительства, а также материального поощрения работников. Для руководства системой сберегательных касс вместо Главного управления государственных касс и госкредита создано правление Государственных трудовых сберегательных касс. Общее руководство системой Гострудсберкасс СССР возлагалось на Госбанк. Сберегательное дело на следующем этапе своего развития требовало дальнейшей модернизации. Преобразования были ускорены общим социально-экономическим кризисом, проявившимся во второй половине 80-х годов. Одним из методов оздоровления экономики могла стать кредитная реформа, направленная на реорганизацию государственных банковских структур в акционерные коммерческие банки, на ликвидацию искусственной монополии государства на использование сбережений населения. Банковская реформа 1988г. наметила переход к двухуровневой банковской системе: центральный банк – специализированные банки. Государственные трудовые сберкассы были преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц[2, c. 80]. Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области совершения депозитных, кредитно-расчётных и прочих кассовых операций, но и стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести доверительные операции по поручению клиентов. Это единственный банк страны, где сохранность вкладов граждан гарантируется государством. С обретением независимости в 1991г. в Республике Беларусь был образован самостоятельный республиканский Сбербанк, который просуществовал до 1995г. Затем он был слит с АКБ «Беларусбанк» и получил название АСБ «Беларусбанк» [1, c. 45].^ 1.2. Экономическая сущность, формы и виды сбережений На настоящий момент в литературе и практике не существует устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин «сбережения» используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Чаще всего сбережения трактуют как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность сбережений. В современной экономической теории дается несколько определений сбережений. Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Происходит своего рода “жертвование” текущим потреблением ради потребления будущего. Основной принцип здесь такой: человек сберегает определенную часть дохода тогда и только тогда, когда ожидаемая полезность потребления этой суммы в будущем выше, чем полезность потребления ее в настоящем. Причем понятие “текущего” и “будущего” потребления здесь достаточно условны и в основном их рамки очерчиваются временными рамками получения “текущего” дохода. Можно утверждать, что “текущим” считается т


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення Згурівської районної ради
Реферат Тютчев Ф.И. и его поэтическое наследие
Реферат Уголовно правовая и криминологическая характеристика грязных денег
Реферат Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году
Реферат Естетичні погляди "Руської Трійці"
Реферат Московская городская педагогическая гимназия - лаборатория
Реферат Московское государство в XVI в
Реферат Материалы к созданию метода реконструкции лица по черепу
Реферат Защитно-декоративная отделка изделий из древесины
Реферат ММСперанский-реформатор
Реферат Asian Superiority Myth Essay Research Paper Ronald
Реферат Целевая федеральная программа "Электронная России"
Реферат Роль лейбница
Реферат Регистры и формы бухгалтерского учёта
Реферат Социальные качества человека и их выражение в современном русском языке