МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИдля самостоятельной работы по курсу«Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства» (для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности 6.050106 «Учет и аудит» факультета последипломного образования и заочного обучения)ХАРЬКОВ – ХНАГХ – 2006Методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства» (для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности 6.050106 «Учет и аудит» факультета последипломного образования и заочного обучения). Сост.: Петрова В.Ф. – Харьков: ХНАГХ, 2006 - 54 с.Составитель: к.э. н., доц. кафедры ЭУС и ГХ при ФПО и ЗО В.Ф. Петрова Рецензент: к.э.н., доцент кафедры бух.учета и аудита Харьковского государственного экономического университета Д.И.КачалоРекомендовано кафедрой ЭУС и ГХ при ФПО и ЗО, протокол № 1 от 30.08.2006 г.^ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯДисциплина «Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства» занимает важное место в учебном процессе подготовки бакалавров по специальности «Учет и аудит».^ ПРОГРАММА КУРСАТЕМА 1. Организация бухгалтерского учета в отраслях экономики.ТЕМА 2. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания. ТЕМА 3. Особенности бухгалтерского учета в строительных предприятиях. ТЕМА 4. Особенности бухгалтерского учета деятельности автотранспортных предприятий. ТЕМА 5. Особенности бухгалтерского учета в торговых предприятиях. ТЕМА 6. Особенности бухгалтерского учета в жилищно-коммунальном хозяйстве.^ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ Бухгалтерский учет, как отображение хозяйственной деятельности, представляет собой активную интеллектуальную и физическую деятельность людей. Эта деятельность имеет свою структуру. Условно в ней можно выделить два взаимосвязанных элемента: процесс отображения и результат отображения. Задачей учетной системы является определение конечного результата деятельности субъекта хозяйствования в необходимые для управления сроки и обеспечение контроля за использованием ресурсов на уровне предприятия и центров ответственности. Действующие принципы и правила организации учета изменяются в соответствии с направлением работы предприятия. То есть в соответствии с тем, к какой отрасли экономики относится действующее предприятие. Бухгалтерский учет выполняет не только информационные функции, а также является и составной частью всей налоговой и бюджетной системы государства. В условиях развития рыночных отношений и наличия разных форм собственности контрольная функция бухгалтерского учета имеет большое значение. Работники бухгалтерии выполняют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятия, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйствования, что накладывает определенные требования к организации бухгалтерского учета на предприятиях. Особенно важным является то, что бухгалтерский учет является составной частью общей информационной системы, которая превращает первичные данные, зафиксированные в документах, на продукт для управления. Формирование рыночной экономики, наличие разных форм собственности, расширение международных экономических связей отечественных предприятий является основой для внедрения в организацию бухгалтерского учета учетной политики. Учетная политика является составной частью финансовой отчетности и должна разрабатываться самостоятельно каждым предприятием, зарегистрированным в установленном законодательством порядке. Основная ее цель – обеспечение получения достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, о результатах его деятельности. При разработке учетной политики необходимо помнить, что она должна быть достаточной для успешной организации бухгалтерского учета на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Составной частью организации учета на предприятии является перечень документов, который используется для первичного отображения хозяйственных операций, а также перечень учетных регистров, необходимых для накопления и систематизации информации.^ ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯДеятельность в сфере общественного питания имеет свою специфику, так как объединяет в себе производственную, и торговую деятельность. В этой связи бухгалтерский учет операций на предприятиях общественного питания имеет свои особенности и представляет собой некий симбиоз методологий, применяемых в промышленности и торговле. Элементом производственной деятельности в сфере общественного питания является непосредственно сам процесс приготовления кулинарного блюда, а элементами торговой деятельности — установление торговой наценки, применение методов определения финансовых результатов. Однако не все принципы, применяемые в сфере производства, присущи сфере общественного питания. Так, в отличие от производственного предприятия, на предприятии общественного питания, а именно в ресторанах, кафе, барах, отсутствуют такие элементы производственного процесса, как незавершенное производство и наличие готовой продукции на складе. Исключением являются кондитерские цеха и цеха по производству кулинарных полуфабрикатов, производственный процесс которых предполагает наличие готовой продукции на складе (в кладовой). Однако и в таких цехах, как правило, отсутствует незавершенное производство. Особенности осуществления деятельности в сфере общественного питания потребовали разработки соответствующей нормативной базы — своего стандарта. И такой стандарт был разработан. Приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 17.06.2003 г. № 157 утверждены Методические рекомендации по внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами (далее — Рекомендации). Данные Рекомендации призваны обобщить порядок документального оформления и отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций на предприятиях, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и бытового обслуживания. В отношении предприятий общественного питания Рекомендациями предложены основные принципы, применяемые для учета хозяйственных операций. Основным документом, регулирующим работу предприятий общественного питания, являются Правила работы заведений (предприятий) общественного питания, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219. Кроме того, предприятия общественного питания в своей деятельности обязаны придерживаться требований налогового законодательства, а также законодательно-нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере общественного питания, в частности требований: — Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХИ, а также законодательно-нормативных актов, изданных во исполнение данного Закона; — Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, а также нормативных актов, изданных во исполнение данного Закона; — Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением КМУ от 08.02.95 г. №108; — Санитарных правил для предприятий общественного питания (СанПиН 42-123-5777-91 от 19.03.91 г.). Документооборот в сфере общественного питания Особое внимание следует уделить документальному оформлению хозяйственных операций, осуществляемых на предприятии общественного питания. Следует отметить, что Рекомендациями предусмотрены формы первичных учетных документов, используемых на всех этапах торгово-производственной деятельности предприятиями общественного питания. Рассмотрим документооборот предприятия общественного питания по основным структурным подразделениям. Кладовая. Назначение: прием, хранение пищевых продуктов (сырья), товаров и выдача в производство и торговлю. Помещение кладовой, а также порядок хранения продуктов и товаров должны соответствовать нормам, предусмотренным Санитарными правилами для предприятий общественного питания (СанПиН 42-123-5777-91 от 19.03.91 г., далее — Санитарные правила). Списание продуктов и товаров в производство и торговлю из кладовой осуществляется на основании следующих документов: — накладной на отпуск товарно-материальных ценностей (форма № 20-М) в случае отпуска продукции предприятиям-покупателям; — накладной на отпуск товаров из кладовой. Применяется при списании продуктов и тары в производство (на кухню) на основании требования в кладовую, которое поступает от заведующего производством (бригадира, шеф-повара и т. д.), а также при отпуске товаров и тары в подразделения (буфеты, бары, ларьки и т. д.). Производство (кухня). Назначение: помещение кухни предназначено для непосредственного приготовления кулинарных блюд. Организация работы в кухне, состояние помещения кухни, требования к условиям труда и личной гигиене персонала кухни (равно как и всего предприятия) должны соответствовать Санитарным правилам. На предприятии общественного питания должен быть разработан ассортиментный перечень кулинарных изделий, блюд, напитков, соответствующий типу и классу предприятия. Блюда, кулинарные изделия, напитки изготавливаются в объемах, позволяющих обеспечить их реализацию в течение дня с учетом спроса и возможностей предприятия. Сырьевой набор, нормы вложения сырья, технология приготовления по каждому блюду, кондитерскому изделию и напитку определяются в соответствии со Сборником рецептур Учет движения продуктов (сырья) ведется в количественном и стоимостном выражении. Учет продукции (сырья) и товаров в производстве ведут по цене продажи по каждому материально ответственному лицу. Приход сырья учитывается по весу брутто, полуфабрикатов — по весу нетто. Вес брутто — это вес необработанного сырья. Основанием для отпуска блюд, кулинарных изделий, напитков являются: — заказ, в случае если потребитель производит оплату наличными средствами после обслуживания; — кассовый чек, жетоны, талоны-абонементы, подтверждающие оплату; — дневной заборный лист. Дневной заборный лист применяется при отпуске кулинарных изделий в случаях территориальной обособленности раздаточной, а также в случае отпуска кулинарных изделий в буфеты и мелкорозничную торговую сеть. Дневной заборный лист может не применяться, если готовая продукция отпускается один раз в день. В этом случае выписывается накладная на отпуск товаров из кладовой. Бланки дневных заборных листов нумеруются и выдаются в бухгалтерии каждому материально ответственному лицу. Факт выдачи фиксируется в специальном журнале и подтверждается личной подписью лица, получающего бланки. Ежедневно заведующий производством обязан отчитываться перед бухгалтерией о движении продуктов (сырья) и тары в кухне, а также о реализованной продукции и товаров. Отчетными документами являются: — Отчет о движении продуктов и тары на кухне; — Акт о реализации готовых изделий кухни за наличные средства; — Акт о реализации изделий кухни; — Акт о продаже и отпуске изделий кухни. Как уже отмечалось, сфера общественного питания имеет особенности в части формирования отпускной стоимости собственной продукции. Особенностью ценообразования на предприятиях общественного питания является то, что себестоимость единицы выпускаемой продукции не определяется, а рассчитывается цена ее реализации. Цены реализации изделий, изготовляемых такими предприятиями, определяется методом калькуляции. Для этого предусмотрен учетный документ — калькуляционная карточка . Калькуляция составляется на каждый вид блюда, кулинарного изделия. В калькуляционную карточку вносятся данные о стоимости продуктов (сырья), входящих в рецептуру кулинарного изделия. Основанием для составления калькуляции являются план-меню и нормы вложения продуктов (сырья), предусмотренные Сборниками рецептур. Калькуляция может быть составлена: на 100 порций, если Сборником рецептур предусмотрены нормы закладки на одну порцию; на 10 кг, если Сборником рецептур даны нормы закладки в расчете на 1 кг. Алгоритм составления калькуляции (заполнения калькуляционной карточки) следующий: 1. В карточку заносятся названия продуктов, предусмотренных рецептурой блюда, кулинарного изделия. 2. Определяется количество сырья и продуктов по нормам брутто (по весу нетто — для полуфабрикатов), приведенным в Сборнике рецептур, в расчете на 100 порций или 10 кг. 3. Отражается учетная цена 1 кг каждого компонента по данным бухгалтерского учета. 4. Определяется общая стоимость каждого компонента путем умножения количества и цены учетной единицы сырья и продуктов. 5. Определяется общая стоимость сырьевого набора в расчете на 100 блюд (10 кг), которая отражается по строке «Загальна вартість». 6. Определяется цена продажи 1 блюда (кулинарного изделия) путем деления общей стоимости сырьевого набора на 100 порций (10 кг). Отражается в графе «Сума» по строке «Ціна продажу однієї страви». 7. По строке «Вихід у готовому вигляді однієї страви» проставляется выход блюда в граммах. Выход вторых блюд указывается двумя значениями (через дробь): вес основного продукта, вес гарнира и соуса. Данные калькуляционной карточки подтверждаются подписью заведующего производством и утверждаются руководителем предприятия. Определенная таким образом отпускная цена блюда, кулинарного изделия сохраняется до изменения сырьевого набора или изменения стоимости продуктов (сырья). В случае наступления указанных изменений определяется новая цена блюда, кулинарного изделия. На предприятиях общественного питания, наряду с продукцией собственного производства, реализуются покупные товары: конфеты, кондитерские изделия, цитрусовые плоды, фрукты, соки и т. д. Расчет отпускной цены товаров также должен быть оформлен калькуляционными карточками. Допускается оформление расчета отпускной цены по группам товаров, например: фрукты, конфеты, пирожные, соки и т. д. При калькуляции продажной цены блюда или кулинарного изделия имеет значение учетная стоимость продукции (сырья). Так, в зависимости от применяемого уровня торговых наценок на предприятии общественного питания продукты (сырье) могут учитываться по покупной стоимости и по стоимости с учетом торговой наценки. Если учет продукции (сырья) ведется по покупной стоимости (без учета торговой наценки), то в калькуляционной карточке отдельно рассчитываются сумма торговой наценки, стоимость сырьевого набора с учетом торговой наценки, сумма НДС и продажная стоимость одного блюда или кулинарного изделия с учетом НДС.Порядок формирования отпускной цены на предприятии общественного питания При формировании цены продажи собственной продукции и покупных товаров, мы должны исходить из того, что величина такой стоимости должна обеспечить: 1) покрытие расходов, понесенных предприятием в связи с приобретением продуктов (сырья) и товаров; 2) покрытие расходов, связанных с ведением деятельности предприятия; 3) наличие будущей прибыли; 4) покрытие будущих налоговых обязательств по НДС в части величины торговой наценки. Формирование продажной (отпускной) стоимости собственной продукции и товаров на предприятиях общественного питания можно представить в следующем виде: Первоначальная стоимость продуктов Сумма НДС, уплаченная Сумма налогового Продажная (отпускная) стоимость __ __ (сырья), товаров без суммы НДС + Торговая наценка + поставщику в составе стоимости + обязательства по НДС Поставщика продуктов (сырья), товаров в части торговой наценки Для упрощения расчета продажная (отпускная) стоимость блюда, кулинарного изделия, товара может быть рассчитана следующим образом:Отпускная (продажная) стоимость = (Первоначальная стоимость + Торговая наценка) х 1,2Как правило, на предприятиях общественного питания учет продуктов (сырья) и товаров ведется в продажных ценах. В производство (на кухню), в розничную торговую сеть продукты (сырье) и товары передаются по цене с учетом торговой наценки. Учет движения запасов, готовых изделий и товаров на предприятиях общественного питанияУчет запасов в кладовой должен обеспечиваться: — организацией системы документального оформления операций, связанных с движением запасов, отчетностью материально ответственных лиц; — наличием аналитического и синтетического учета запасов в бухгалтерии; — контролем состояния и сохранности запасов. Учет запасов ведется в соответствии с требованиями П(С)БУ 9 «Запасы». . Мы рассмотрим основные моменты, касающиеся движения продуктов (сырья) и товаров в кладовой и в производстве (на кухне). Запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости, которая представляет собой: 1) сумму фактических затрат, связанных с их приобретением, в случае оплаты денежными средствами; 2) справедливую (договорную) стоимость, в случае приобретения запасов в рамках товарообменных договоров; 3) себестоимость запасов, изготовленных собственными силами; 4) справедливую стоимость запасов, полученных: — как взнос учредителей в уставный капитал; — безвозмездно; — в обмен на подобные запасы при условии, что балансовая стоимость переданных запасов превышает их справедливую стоимость; 5) балансовую стоимость переданных запасов в результате обмена на подобные запасы. Одной из составляющих первоначальной стоимости запасов является сумма расходов, связанных с их доставкой. К транспортно-заготовительным расходам, связанным с доставкой приобретенных запасов, относятся: 1) стоимость транспортных услуг по доставке запасов сторонними организациями (или продавцом, если это предусмотрено условиями поставки); 2) расходы предприятия на доставку запасов собственными силами (собственным или арендованным транспортом). Учет транспортных расходов может быть организован путем: — непосредственного включения таких расходов в себестоимость приобретенных запасов в момент их получения; — учета на отдельном субсчете 289 «Транспортно-заготовительные расходы» с дальнейшим распределением и списанием на счета, в корреспонденции с которыми списываются запасы, в сумме, определяемой расчетным путем. Учет продуктов (сырья) и товаров на предприятиях общественного питания ведется на субсчете 281 «Товары на складе» по учетной стоимости. Если учетной ценой кладовой является продажная (отпускная) стоимость, то учет продуктов (сырья) и товаров ведется на субсчете 281 в корреспонденции с субсчетом 285 «Торговая наценка». На субсчете 285 отражаются сумма наценки и сумма НДС. Для учета стоимости тары применяется субсчет 284 «Тара под товарами». Рекомендациями предложено предприятиям общественного питания воспользоваться правом вести учет тары по группам (видам), по самостоятельно установленным средним ценам. Учет выбытия запасов из кладовой неразрывно связан с учетом их прихода в производство (на кухню) и структурные подразделения. В этой связи необходимо рассматривать учет выбытия запасов параллельно с учетом операций по приходу продуктов (сырья), товаров в производство (на кухню) и структурные подразделения предприятия общественного питания. Учет стоимости поступивших из кладовой продуктов (сырья) и товаров, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий, учитывается на счете 23 «Производство». Если учетной стоимостью запасов в кладовой является первоначальная стоимость, то формирование продажной (отпускной) цены блюд и кулинарных изделий происходит на этапе производства. В этом случае по дебету счета 23 отражаются:— стоимость поступивших запасов по первоначальной стоимости; — начисление суммы наценки и НДС. Если учетной стоимостью запасов в кладовой является продажная (отпускная) стоимость, учитывающая в своем составе сумму наценки и НДС, то в производстве (на кухне) на счете 23 отражается стоимость поступивших запасов без каких-либо дополнительных записей. Таким образом, в бухгалтерском учете отражено формирование будущей продажной стоимости готовых кулинарных изделий и товаров на этапе поступления запасов в кладовую. Списание стоимости продуктов (сырья), использованных в производстве блюд и кулинарных изделий, учитываемых на счете 23, отражается по дебету субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров». Необходимо обратить внимание на то, что в сфере общественного питания при приготовлении блюд и кулинарных изделий не используется счет 26 «Готовая продукция». Как уже ранее отмечалось, порядок учета операций по изготовлению блюд и кулинарных изделий на предприятиях общественного питания имеет свои особенности, обусловленные спецификой данной сферы деятельности. Исключением является порядок учета готовой продукции в самостоятельных цехах по производству полуфабрикатов. Учет производства полуфабрикатов сродни учету, применяемому в сфере производственной деятельности в соответствии с П(С)БУ 16 «Расходы». Приход продукции (сырья) и товаров в кладовую и их списание из кладовой в производство (на кухню) в регистрах бухгалтерского учета показано в таблицах 1.1, 1.2.Таблица 1.1. Учет запасов в кладовой (по первоначальной стоимости) Хозяйственная операция Дебет счета Кредит счета Сумма, отражаемая на счетах Получение продуктов (сырья) и товаров, формирование первоначальной стоимости В кладовую получены продукты (сырье) и товары от поставщиков 281 631 Покупная стоимость без учета НДС, входящего в состав такой стоимости Отражена сумма налогового кредита по НДС по полученным запасам 641 631 Сумма НДС, подтвержденная налоговыми накладными поставщика Отражены понесенные транспортные расходы: — в случае прямого списания в состав первоначальной стоимости запасов 281 631 — в случае отражения транспортных расходов на отдельном субсчете 289 631 Отражена сумма налогового кредита по НДС по транспортным расходам 641 631 Сумма НДС, подтвержденная налоговыми накладными перевозчика Списание продуктов (сырья) и товаров в производство (на кухню) Переданы продукты (сырье) и товары в производство (на кухню) 23 281 Первоначальная стоимость продуктов (сырья), товаров Отражена сумма наценки и НДС 23 285 Сумма торговой наценки Сумма НДС Таблица 1.2. Учет запасов в кладовой (по продажной (отпускной) стоимости) Хозяйственная операция Дебет счета Кредит счета Сумма, отражаемая на счетах Получение продуктов (сырья) и товаров, формирование учетной стоимости В кладовую получены продукты (сырье) и товары от поставщиков 281 631 Покупная стоимость без учета НДС, входящего в состав такой стоимости Отражена сумма налогового кредита по НДС по полученным запасам 641 631 Сумма НДС, подтвержденная налоговыми накладными поставщика Отражены понесенные транспортные расходы: — в случае прямого списания в состав первоначальной стоимости запасов 281 631 — в случае отражения транспортных расходов на отдельном субсчете 289 631 Отражена сумма налогового кредита по НДС по транспортным расходам 641 631 Сумма НДС, подтвержденная налоговыми накладными перевозчика Отражена сумма наценки и НДС 281 285 Сумма торговой наценки Сумма НДС Списание продуктов (сырья) и товаров в производство (на кухню) Переданы продукты (сырье) и товары в производство (на кухню) 23 281 Первоначальная стоимость продуктов (сырья), товаров Рассмотрим порядок списания стоимости запасов, использованных для изготовления блюд и кулинарных изделий. Как уже отмечалось, стоимость запасов, учтенных на счете 23, списывается в корреспонденции с субсчетом 902. Выбытие запасов из кладовой в структурные подразделения (производство (на кухню), буфеты, кафе, бары, розничную сеть) оценивается в соответствии с методами, предложенными П(С)БУ 9, в зависимости от вида запасов, а также от того, по какой стоимости такие запасы учитываются в кладовой - по первоначальной или продажной (отпускной) стоимости. Так, выбытие однородных продуктов (сырья) и товаров, при условии, что они учитываются в кладовой по первоначальной стоимости, могут оцениваться: 1) по средневзвешенной себестоимости. 2) по себестоимости первых по времени поступления запасов (метод ФИФО). 3) по себестоимости последних по времени поступивших запасов (метод ЛИФО). 4) методом нормативных расходов. Такой метод оценки выбытия запасов может применяться на предприятиях общественного питания, реализующих блюда и кулинарные изделия постоянного ассортимента, при изготовлении которых применяются постоянные нормы расходов продуктов (сырья), например, в столовых, пирожковых, чебуречных и т. д. 5) по идентификационной себестоимости определенной единицы запасов. Такой метод используется для обслуживания банкетов или изготовления блюд или кулинарных изделий по индивидуальному заказу. Если на предприятии общественного питания запасы в кладовой учитываются по продажной (отпускной) стоимости (с учетом наценки), то себестоимость выбывших запасов оценивается по ценам продажи. Суть данного метода заключается в следующем. Себестоимость выбывших (реализованных) запасов определяется путем вычитания величины реализованной наценки и НДС (наценки и НДС, учитываемых в составе стоимости реализованных блюд, кулинарных изделий) из величины продажной стоимости реализованных блюд, кулинарных изделий. Величина реализованной наценки и НДС определяются расчетным путем и представляют собой произведение продажной (отпускной) стоимости реализованных блюд (кулинарных изделий) и среднего процента торговой наценки. Средний процент наценки рассчитывается как частное от деления величины наценки и НДС в составе стоимости запасов на учетную стоимость таких запасов. В свою очередь, величина наценки и НДС в составе стоимости запасов включают в себя сумму наценки и НДС в учетной стоимости запасов, числящихся на начало отчетного месяца, и сумму наценки и НДС в учетной стоимости запасов, поступивших в отчетном месяце. Учетная стоимость запасов включает в себя учетную стоимость запасов, числящихся на начало месяца, и учетную стоимость запасов, поступивших в течение отчетного месяца. Расчет себестоимости выбывших запасов по методу цены продаж можно представить в следующем виде: СВЗ = ПС - РН, где СВЗ — себестоимость выбывших запасов, грн.; ПС — продажная стоимость реализованных блюд, кулинарных изделий, грн.; РН — сумма наценки и НДС в продажной стоимости реализованных блюд, кулинарных изделий (реализованная наценка), грн., РН = (ПСхСр. %):100%, где Ср. % — средний процент наценки и НДС в учетной стоимости запасов, грн. Ср. % = (Нндч+ НМЕС): (УСЗНДЧ+ УСЗМЕС) х 100 %, где ННАЧ — сумма наценки и НДС, числящиеся на начало отчетного месяца, грн.; НМЕС — сумма наценки и НДС, начисленные в течение отчетного месяца, грн.; УСЗНАЧ—учетная стоимость запасов, числящаяся на начало месяца, грн.; УСЗМЕС — учетная стоимость запасов, поступивших в течение месяца, грн. От применяемого метода оценки себестоимости выбывших запасов зависит величина реализованной наценки (наценки в составе стоимости реализованных блюд, кулинарных изделий). Доходы, полученные от реализации б.люд и кулинарных изделий, предложено отражать на субсчете 702 «Доходы от реализации товаров». Далее сумма дохода уменьшается на сумму налоговых обязательств по НДС и списывается на финансовые результаты. Себестоимость запасов, использованных в процессе приготовления блюд и кулинарных изделий, списывается на финансовый результат в корреспонденции с субсчетом 791 «Результат основной деятельности». Сумма реализованной наценки списывается следующим образом: — методом «красное сторно» в корреспонденции со счетом 23, если формирование отпускной (продажной) цены блюда или кулинарного изделия происходит на этапе производства (учетной стоимостью запасов в кладовой является первоначальная стоимость); — методом «красное сторно» в корреспонденции с субсчетом 902, если формирование отпускной цены запасов происходит на этапе их поступления в кладовую (учетной стоимостью запасов в кладовой является продажная (отпускная) цена). Также такая запись в регистрах бухгалтерского учета делается при списании товаров, продаваемых через структурные подразделения предприятия общественного питания. В регистрах бухгалтерского учета операции по реализации блюд и кулинарных изделий показаны в таблице 1.3.Таблица 1.3 Хозяйственная операция Дебет счета Кредит счета Сумма, отражаемая на счетах Получена выручка от реализации блюд и кулинарных изделий 301 702 Сумма выручки Отражены налоговые обязательства по НДС 702 641 Сумма налогового обязательства по НДС Отражено списание дохода на финансовый результат 702 791 Сумма дохода за вычетом суммы налоговых обязательств по НДС Отражено списание стоимости запасов, использованных в процессе изготовления реализованных блюд и кулинарных изделий 902 23 Отпускная (продажная) стоимость продуктов (сырья), использованных для приготовления реализованных блюд и кулинарных изделий Отражено списание товаров, реализованных через структурные подразделения 902 282 Продажная (отпускная) стоимость товаров Отражено списание реализованной наценки (методом «красное сторно»): — если формирование наценки и НДС происходит на этапе производства 23 ^ ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХИсходя из норм Закона № 1699 «О планировании и застройке территорий» под строительством понимается: - осуществление нового строительства; - реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, обустройство объектов градостроительства; - расширение и техническое переоснащение предприятий. Осуществление строительной деятельности является одним из видов деятельности, подлежащих лицензированию. Основным документом, регулирующим вопросы лицензирования в Украине, является «Закон о лицензировании». Для заказчика любое строительство, кроме ремонтов, - это капитальные инвестиции. Различают следующие способы ведения капитального строительства: - подрядный; - хозяйственный; - смешанный. В настоящее время смешанный способ строительства очень эффективный, им пользуются многие предприятия-застройщики. Суть этого метода в том, что предприятие частично строит объект хозяйственным способом (собственными силами), а частично – с привлечением подрядчиков. П(С)БУ 18 «Строительные контракты» определены методологические принципы формирования подрядчиками в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах, связанных с выполнением строительных контрактов, и раскрытия этой информации в финансовой отчетности. Данные бухгалтерского учета используются для оценки финансового состояния строительной организации, планово-экономических и аналитических расчетов. Бухгалтерский учет расходов строительной организации осуществляется в целях обеспечения полной и достоверной информации относительно фактической себестоимости, как отдельных объектов учета, так и расходов строительной организации в целом, а также для осуществления контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основным методом учета расходов на выполнение строительно-монтажных работ является учет по заказам в соответствии со строительными контрактами. Учет расходов по заказам ведется нарастающим итогом до окончания выполнения контракта. Регистром учета выполненных строительно-монтажных работ в натуральной и в стоимостной форме является Журнал учета выполненных работ. Данные Журнала учета являются основанием для составления первичных учетных документов в строительстве: формы № КБ-2в «Акт приемки выполненных подрядных работ» и формы № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных работ и расходов». Эти формы используются для расчетов с заказчиком за выполненные подрядные работы и составления отчетности в строительстве. Оба документа составляются для определения стоимости выполненных объемов подрядных работ и проведения расчетов за выполненные подрядные работы на строительстве. Строительная специфика в основном «вписывается» в рамки действующих налоговых законов, не требуя каких-то специальных нормативных актов. Особый порядок налогообложения предусмотрен только для долгосрочных контрактов. При подрядном способе все виды строительно-монтажных работ выполняются подрядчиком. Действующим Гражданским кодексом определено, договор подряда на капитальное строительство – это документ, в соответствии с которым организация-подрядчик обязуется своими силами и средствами построить и сдать заказчику определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов. П(С)БУ 18 «Строительные контракты» не подразделяет строительные договоры по сроку выполнения на краткосрочные и долгосрочные. В бухгалтерском учете доходы и расходы, как по краткосрочным, так и по долгосрочным строительным договорам признаются, оцениваются и отражаются по единым методам, принципам, нормам. Долгосрочные строительные контракты – согласно п. 7.10.2 Закона о прибыли - это договора, завершение которых планируется не ранее чем через 9 месяцев с момента осуществления первых расходов или получения аванса (предоплаты). Краткосрочные строительные контракты – это все договора, которые нельзя отнести к долгосрочным строительным контрактам. Важную роль в учете расходов играет избранный предприятием метод учета расходов, зависящий от организации строительного производства, технологических особенностей, вида выполняемых работ, а главное - от определения фактической себестоимости строительно-монтажных работ. После вступления в силу П(С)БУ 16 прямые и общепроизводственные расходы учитываются на счете 92 «Административные рас