Реферат по предмету "Разное"


1. Этнопсихология как научная

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЯкутский государственный университет им. М.К. АммосоваФакультет психологии Кафедра социальной и этнической психологииП Р О Г Р А М МАкурсаЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯДля государственных университетов Специальность – 030301 «Психология»Составитель кандидат психол. наук,Доцент Егорова А.И.Якутск 20083.2. Содержание курса. 3.2.1. Лекции (18 ч) Содержание модулей: Соотв. целям и ГОС: Кол. часов Модуль 1. Введение в этническую психологию. 1. Этнопсихология как научная дисциплина. 1. Предмет этнопсихологии 2. Варианты этнопсихологии: психологическая антропология и кросс-культурная психология 3. Объект и базовые категории этнопсихологии4. Междисциплинарный статус этнопсихологии 5. Актуальные проблемы и структура современной этнопсихологии ^ 2. Типологии измерения культуры1. Параметры измерения культуры 2. Теория высоко- и низкоконтекстных культур Э. Холла3. Время как параметр культуры4. Теория культурных измерений Г. Хофстеде5. Типология культур в зависимости от ведущих ценностей^ 3. Этнопсихология: история и современные подходы 1. Становление и развитие этнопсихологических идей в философии 2. Описательный период в развитии этнопсихологической науки3. Этапы развития психологической антропологии4. История кросс-культурных исследований в психологии5. Направления современных этнопсихологических исследованийМодуль 2. Познавательная и эмоциональная сфера личности в этнопсихологии^ 1. Кросс-культурные исследования познавательных процессов1. Кросс-культурные исследования ощущения и восприятия2. Кросс-культурные исследования интеллекта3. Культура и категоризация4. Культура и сознание^ 2. Язык и культура1. Культурные различия в использовании языка2. Язык и мышление. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа3. Язык и идентичность: проблема билингвизма и полилингвизма в психологии4. Исследования в области этнопсихолингвистики ^ 3. Индивид и личность в контексте этнической культуры1. Культура и Я-концепция2. Кросс-культурные исследования личности 3. Этническая идентичность и этническое самосознание.4. Типы этнической идентичности личности5. Формирование этнической идентичности.Модуль3. Социально-психологические проблемы в этнопсихологии.^ 1. Межкультурная коммуникация и взаимодействие1. Характеристика межкультурной коммуникации 2. Формы межкультурного общения3. Межкультурная коммуникация и контекст4. Концепция культурного шока5. Аккультурация в современном мире. Стресс аккультурации^ 2. Этноцентризм, межэтническая напряженность, межэтнические конфликты и межэтническая толерантность. 1. Этноцентризм как социально-психологический феномен. 2. Межэтническая напряженность в современном мире. 3. Межэтнические конфликты: понятие, виды, причины, стадии, пути решения. 4. Пути повышения межэтнической толерантностиМодуль 4. Культура и социальное поведение^ 1. Культура и организационное поведение1.Организационная культура и организационный климат: кросс-культурный аспект2. Лидерство и власть в разных культурах3. Мотивация и эффективность трудовой деятельности в в разных культурах4. Принятие решения в разных культурах (риск и осторожность)5. Бизнес и карьера: кросс-культурные аспекты ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05 6 ч.2 ч.2 ч. 2ч.2 ч.6 ч.2 ч.2 ч.2 ч.4 ч2 ч.2ч.2ч2ч. 3.2.2. Практические занятия (184 ч.) Содержание модулей: Соответствие целям и ГОС Кол. часов Модуль 1. Введение в этническую психологию. ^ 4. Этнопсихология: методы и направления исследований. 1. Организация научного исследования в этнической психологии2. Наблюдение и эксперимент в этнопсихологии.3. Опросный и тестовый метод в этнопсихологии.4. Анализ продуктов деятельности и методы опосредованного изучения в этнопсихологии.5. Шкальные измерительные методики в этнопсихологии.6. Проективные методы в этнопсихологии.7. Психосемантические методы в этнопсихологии.Модуль 2. Познавательная и эмоциональная сфера личности в этнопсихологии^ 4. Эмоции и культураТипология культур по способу выражения и переживания эмоций Культура и восприятие эмоций Кросс-культурные исследования эмоций Межкультурные различия в выражении эмоций.^ 5. Национальный характер1. Проблема национального характера в истории наук. 2. Соотношение понятия «модальная личность», «индигенная личность», «базовая структура характера» и «национальный характер».3. Структура национального характера4. Национальный характер разных народов 5. Проявление национального характера в поведенииМодуль3. Социально-психологические проблемы в этнопсихологии.^ 3. Невербальные средства коммуникации в разных культурах1. Роль невербальных средств в межкультурной коммуникации2. Культурные особенности мимики3. Жесты в разных культурах4. Пространственно-временная характеристика общения в разных культурах5. Кросс-культурные исследования паралингвистики и экстралингвистики^ 4. Этнические стереотипы и предрассудки 1. История изучения этнических стереотипов и этнических предрассудков2. Этнические стереотипы: понятие, функции, структура, виды и механизмы 3. Этнические и расовые предрассудки: понятие, теории, причины и механизмы4. Техники и приемы уменьшения негативных этнических стереотипов и предрассудков. ^ 5. Национализм как социальный феномен1. Теории национализма2. Сущность, типы и формы национализма3. Национализм и этноцентризм4. Национализм и ксенофобия5. Национализм и патриотизмМодуль 4. Культура и социальное поведение^ 2. Ценности, мораль и социальное поведение в разных культурах1. Базовые ценности в разных культурах2. Кросс-культурные исследования моральных представлений3. Культура и просоциальное поведение4. Культура и агрессия5. Культура и конформизм6. Культура и сексуальное поведение^ 3. Культура и физическое здоровье1. Представления о здоровье в разных культурах2. Образ болезни и переживание боли в разных культурах3. Представления о физической привлекательности в разных культурах4. Отношение к медицине: традиционной и нетрадиционной ^ 4. Культура и психическое здоровье 1. Понятие нормы и патологии в разных культурах2. Культура и психические отклонения3. Культурно-ограниченные синдромы4. Культура и психотерапия ОД 05ОД 05ОД 05.ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05ОД 05 2ч.2 ч. 4 ч.2 ч. 2 ч.6 ч.2 ч.2 ч.2 ч.6 ч.2 ч.2 ч.2 ч. ^ 4.Структура деятельности студента:4.1. Работа на лекциях.4.1.1. Предоставление конспекта лекций. 4.1.2. Составление блок-схем по темам лекций. 4.1.3. Работа с литературой4.1.4. Посещение лекций 4.2. Подготовка и работа на практических занятиях.4.2.1. Конспект первоисточников 4.2.2. Подготовка доклада или выступления 4.2.3. Подготовка отчет по лабораторному заданию4.2.4. Посещение практического занятия Содержание СРС (24 ч.)Подготовка к семинарам (12 ч.) Тема практического занятия Содержание СРС Сроки предоставления Модуль 1. 4. Этнопсихология: методы и направления исследований. 1. Прочитать раздел «Методы этнической психологии» по хрестоматии и ответить на вопросы:1) Специфика научного исследования в этнической психологии?2) Каковы методологические трудности проведения научного исследования в этнической психологии?3) Какие тесты называют культурно свободными?4) Какова роль психолога-исследователя при эмик и этик подходах?5) Опишите преимущества стратегий исследования2. Привести примеры использования психологических методов в этнопсихологии Модуль 2. 4. Эмоции и культура. 1. Прочитать и ответить на вопросы:Cуществуют ли «универсальные выражения эмоций»? Подвержены ли представители разных культур одним и тем же типам эмоций?Когда представители разных культур переживают эмоции, испытывают ли они их одинаково или по-разному? Какие именно формы выражения эмоций, имеют универсальный характер, и какие — специфический?Вы согласны с утверждением, что существуют семь универсальных выражений эмоций? 2. Подготовить этнографический атлас (англичане)3. Подготовить словарь персоналий 5. Национальный характер 1. Прочитать раздел «Национальный характер» по хрестоматии и ответить на вопросы:1) Чем различаются понятия «базовая структура характера» «модальная личность» и «национальный характер»?2) Почему сложно определить «национальный характер»?3) Каково соотношение понятий «национальный характер» и «менталитет»?4) Как формируется национальный характер?5) Каково соотношение понятий «национальный характер» и «этнический стереотип»?2. Подготовить этнографический атлас (корейцы)3. Подготовить словарь персоналий (Кардинер, Инкельс) Модуль 3. 3. Невербальные средства коммуникации в разных культурах 1. Прочитать раздел «Этнопсихология общения» по хрестоматии и ответить на вопросы:Почему важно знание особенностей невербальных средств разных культур?Какие возможные основания классификации жестов разных народов вы можете предложить?Какова пространственная характеристика общения в вашей культуре?Какова временная характеристика общения в вашей культуре? 2. Подготовить этнографический атлас (индусы)3. Подготовить словарь персоналий 4. Этнические стереотипы и предрассудки 1. Прочитать разделы «Этнические стереотипы», «Этноцентризм и межэтнические конфликты» по хрестоматии и ответить на вопросы:1) Чем отличается стереотип от предрассудка?2) Каковы механизмы формирования этнических стереотипов?3) Какие социально-психологические механизмы лежат в основе этнических стереотипов?4) Чем отличаются автостереотипы от гетеростереотипов?5) Почему, на ваш взгляд, стереотипы воспринимаются как нечто негативное?6)Какие авто- и гетеростереотипы есть у вашего народа?7) Перечислите формы расовой предубежденности?8) Какие техники и приемы можно использовать для уменьшения негативных этнических стереотипов и предрассудков?2. Подготовить этнографический атлас (китайцы)3. Подготовить словарь персоналий (Г. Триандис, Г.У. Кцоева-Солдатова, А.П. Оконешникова) 5. Национализм как социальный феномен 1. Прочитать раздел «Этноцентризм и межэтнические конфликты» по хрестоматии и ответить на вопросы:1) Соотнесите понятия «расизм», «национализм» и «ксенофобия»2) Соотнесите понятия «этноцентризм» и «национализм3) В чем основные корни национализма?4) то такое современный расизм?2. Подготовить этнографический атлас (американцы)3. Подготовить словарь персоналий Модуль 4. 2. Ценности, мораль и социальное поведение в разных культурах 1. Прочитать раздел «Семья и проблемы социализации личности» по хрестоматии и ответить на вопросы:1) Какие ценности называются «базовыми»?2) Почему ценности в разных культурах отличаются друг от друга?3) Существуют ли межкультурные различия в альтруизме и просоциальном поведении?4) Опишите кросс- культурные отличия агрессии.5) Что такое конформизм и в каких культурах больше ценится? 2. Подготовить этнографический атлас (евреи)3. Подготовить словарь персоналий 3. Культура и физическое здоровье 1. Прочитать учебник Д. Мацумото «Психология и культура» и ответить на вопросы: 1) Какой модели здоровья и болезни придерживаются с США?Образ тела в разных культурахС чем связано различное отношение к традиционной и нетрадиционной медицине у японцев и американцев. Разработайте программу лечения направленную на определенную культуру.Сравните отношение к болезни в двух разных культурах.2.Прочитайте статью В. Дж. Браун, Н. Л. Русиновой «Социальные неравенства и здоровье», //Журнал социологии и социальной антропологии-1999г том 2, выпуск 1, определите, какие факторы социального неравенства влияют на понятие «здоровье» 1) Определите под влиянием какой модели здоровья и болезни находятся представления о здоровье в России, Англии, Японии и др. странах? 2)Подумайте, с чем может быть связано отношение к традиционной и нетрадиционной медицине у якутов и русских?3. Подготовить этнографический атлас (испанцы)4. Подготовить словарь персоналий 4. Культура и психическое здоровье 1. Прочитать учебник Д. Мацумото «Психология и культура» и ответить на вопросы:1) Различаются ли понятия нормы и патологии в разных культурах?2) Различаются ли культуры по степени распространенности психических заболеваний?3) Как проявляется патологическое поведение в разных культурах, одинаково или по-разному?4) Существуют ли культурно специфические формы психических отклонений (патопсихологических синдромов)?5) Какой принцип должен лежать в основе психотерапии? Универсальный или этнофункциональный?2. Подготовить этнографический атлас (французы)3. Подготовить словарь персоналий (Семке В.Я., Бурно М.Е.)4. Подготовить доклады:1) Народная медицина и психологияМетоды и формы этнотерапии Использование шаманизма как средства психотерапии Выполнение лабораторного задания (6 ч.) Содержание задания: Кол. часов Сроки сдачи Модуль 2. Этнопсихология личности.^ Типы этнической идентичности. Модуль 3. Социально-психологические проблемы в этнопсихологии. Шкала социальной дистанции Богардуса.Модуль 4. Культура и социальное поведениеПредставление здоровье в разных культурах 2 ч. 2 ч.2 ч. Приложение 1 – инструментарий методикПриложение 2 – требования к отчету психологического исследованияПодготовить этнографический атлас с презентацией (4 ч.)Подготовить этнографическое описание конкретного народа (этноса) по схеме, презентацию с иллюстративным материалом. Приложение 3 – образец атласа (японцы)Название (самоназвание) этносаГеографическое расположениеПлощадьНаселение Этнический состав населенияСтолица Государственный язык ВероисповеданиеДенежная единицаФорма правленияОсновные продукты питания Климат Антропологическая характеристикаОбраз жизниРемеслаТрадицииНациональная одеждаНациональный характерГрупповое сознание (менталитет)Другие новостиЛитератураИнтернет – источники4. Подготовить словарь (статью) персоналий ведущих антропологов, этнологов, этнопсихологов. Приложение 4 – образец статьи (2 ч.)Статья:ФИО, годы жизниВехи биографииНаучный вкладРаботыПортретЛитератураИнтернет источникиАвторы: Бенедикт Рут Фултон, Боас Франц, Мид Маргарет, Сэпир Эдвард, Уорф Бенедикт,Херсковиц Мелвилл Джин, Хофстеде Герт, Триандис Г., Кребер А., Клакхон К., Бокнер (Бочнер) С., Мацумото ДэвидШпет Г.Г., Выготский Л.С., Лурия А.Р., Гумилев Л.Н.. Бромлей Ю.В., Старовойтова Г.В., Белик А.А., Лурье СВ, Оконешникова А.П., Стефаненко ТГ, Лебедева НМ, Белик АА 5. Контролирующие материалы.5.1. Материалы текущего контроля (см. контрольные вопросы по темам – приложение 5)5.2. Материалы итогового контроля (см. итоговый тест – приложение6) 5.3. Вопросы для зачета (см. приложение 7)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.