Реферат по предмету "Разное"


1. Предмет, метод и принципы пп

Билет 11. Предмет, метод и принципы ПППП как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, отношения по государственному регулированию ПД (ПД), а также внутрихозяйственные отношения.Предмет ПП (совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права):1) Предпринимательские отношения (возникающие в процессе осуществления ПД хозяйствующими субъектами).^ Признаки предпринимательских отношений (ПрО):а) ПД ведут равноправные самостоятельные субъекты, свободно выходящие на рынок, производящие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги, между ними складываются горизонтальные отношения;б) направлены на получение прибыли (коммерческий, товарно-денежный характер данных отношений).2) Отношения организационного характера (не имеют целью извлечение прибыли) (отношения по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению сертификатов и др.).3) Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства (нет равенства прав участников, они находятся в подчинении, вертикальные отношения) (необходимость государственного регулирования – в процессе ПД сталкиваются интересы предпринимателей и публичные интересы общества – они должны быть уравновешены и не конфликтовать).4) Внутрихозяйственные отношения (субъекты – структурные подразделения организаций, взаимодействующие между собой и с организацией в целом) (регулируются законодательством и локальными НА).^ В структуре внутрихозяйственных отношений выделяют:а) внутрикорпоративные (основаны на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участника);б) членские (вытекают из участия в организациях, основанных на членстве, влекут обязанность личного участия в управлении делами организации (производственный кооператив)).ПП – совокупность правовых норм, регулирующих ПрО, тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, отношения по государственному регулированию ПД, а также внутрихозяйственные отношения.Метод ПП (совокупность приемов и способов воздействия на регулируемые отношения) (комплексный):1) Метод обязательных предписаний (с помощью императивных норм устанавливаются требования к процессу осуществления ПД, права и обязанности ее участников).2) Метод автономных решений (метод согласования) (с помощью диспозитивных норм регулируются отношения равноправных хозяйствующих субъектов).3) Метод рекомендаций (одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенную модель поведения, которая может быть принята или отвергнута).Принципы ПП – основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основные принципы ПП:Принцип свободы ПД – Конституция, статья 34 «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества. Свобода договоров (статья 1, 421 ГК РФ – понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством) и ее ограничения^ Принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности – Конституция, статья 8 «В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». ^ Принцип единого экономического пространства – «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории РФ (статьи 8, 74 Конституции РФ). На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.^ Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности – Конституция, статья 34 «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006.Принцип государственного регулирования ПД – переход к рыночной экономике потребовал замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические. Основная цель регулирования – в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. В законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (пункт 1, статьи 1 ГК РФ).Принцип законности – общеотраслевой, основа построения правового государства. ПД должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных НПА. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка. Государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и МСУ, регулирующих предпринимательство. Статья 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа МСУ (не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица).Презумпции добросовестности, профессионализма и вина участников хозяйственного оборота. В ПП действуют также конституционные принципы, являющиеся проявлением общих принципов права: а) справедливости; б) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав; в) юридической безопасности; г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами.Общие конституционные принципы рыночной экономики:а) правового государства;б) демократии;в) разделения властей;г) равенства перед законом и судом;д) социальной рыночной экономики.3. Специальные конституционные принципы рыночной экономики:а) общедозволительности;б) свободы экономической деятельности;в) единства экономического пространства;г) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; стабильности гражданского оборота; юридической безопасности предпринимателей;д) признания и защиты равным образом разных форм собственности;е) неприкосновенности частной собственности;ж) поддержки конкуренции.35. Правовые средства антимонопольного регулирования ПД. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательстваФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (вступил в силу с 26.10.2006)ПП РФ «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 №331 (в редакции от 28.22.1006)Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности основано на норма КРФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных НПА.^ В КРФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка:гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ;не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.Международные договоры РФ (РФ как правопреемница СССР является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности и др.).Антимонопольное законодательство основывается на КРФ, ГК РФ и состоит из ФЗ «О защите конкуренции», иных ФЗ, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг.^ ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ.Цели ФЗ «О защите конкуренции» – обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.Действие ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные ю/л, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ, иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации, а также государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ, ф/л, в том числе ИП.Положения ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым на территории РФ соглашениям между российскими и иностранными ю/л либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются условия:1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.ФЗ «О защите конкуренции» не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.^ Хозяйствующий субъект – ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.Положения ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на группу лиц, которой признаются:хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, владеющие более чем 50% голосов этих обществ (товариществ);хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, осуществляющие в них функции единоличного исполнительного органа;хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, если они на основании учредительных документов обществ (товариществ) или договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания;хозяйственные общества (товарищества) и ф/л или ю/л, если по их предложению назначен или избран единоличный исполнительный орган (или более 50% коллегиального исполнительного органа, или совета директоров) этих обществ (товариществ);хозяйственные общества (товарищества), в которых более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же ф/л или ю/л либо составляют одни и те же ф/л или ю/л;лица, являющиеся участниками одной и той же ФПГ;ф/л, его близкие родственники;лица, каждое из которых входит по предыдущим пунктам в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо основанию.Определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию.Подзаконные НПА развивают отдельные положения антимонопольного законодательства (постановления Правительства РФ и приказы ФАС РФ).Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (Глава 8 ФЗ «О защите конкуренции»)Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица), органы МСУ (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.^ Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 1. За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. 2. Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.^ Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход 1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации. 3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.ФАС осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои террит. органы во взаимодействии с другими органами власти и организациями.Функции ФАС:обеспечение гос. контроля за соблюдением антимоноп. законодательства органами исполнительной власти, органами МСУ, иными осуществляющими их функции органами и организациями, гос. внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, ф/л;выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению его нарушения и привлечению к ответственности за такие нарушения;предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства указанными субъектами;осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных ФЗ.Полномочия ФАС:возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний (о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений; о прекращения злоупотребления доминирующим положением; о прекращении недобросовестной конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о восстановлении положения, существовавшего до его нарушения и др.);выдача органам исполнительной власти, органам МСУ, иным осуществляющим их функции органам или организациям, государственным внебюджетным фондам обязательные для исполнения предписания (об отмене или изменении актов, о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных его нарушений; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции);привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц органов исполнительной власти, органов МСУ, ф/л;обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (о признании недействующими либо недействительными противоречащих антимонопольному законодательству НПА, договоров; о ликвидации ю/л; о взыскании в фед. бюджет дохода, полученного вследствие его нарушения; о признании торгов недействит.; о понуждении к исполнению решений и предписаний ФАС);ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%;устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства.С предварительного согласия ФАС осуществляются действия (предварительный государственный контроль за экономической концентрацией):слияние, присоединение создание коммерческих организаций (если суммарная стоимость активов более 3 млрд. рублей, суммарная выручка более 6 млрд. рублей, доля на рынке более 35% (для финансовых организаций – предела, установленного Правительством РФ, а для кредитных организаций – установленного Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ));приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций АО (долей ООО) (если суммарная стоимость активов приобретающих более 3 млрд. рублей, суммарная выручка более 6 млрд. рублей, доля на рынке более 35%; стоимость активов приобретаемого более 150 млн. рублей; если приобретающее лицо (не владевшее получает право распоряжаться более 25% акций (более 1/3 долей); владевшее не менее чем ими – более 50%, а владевшее не менее 50% – более 75% акций (2/3 долей))).Указанные сделки осуществляются без предварительного уведомления ФАС (с его последующим уведомлением), если они осуществляются лицами, входящими в одну группу.В целях получения предварительного согласия ФАС заинтересованные лица представляют ходатайство, по результатам рассмотрения которого ФАС в течение 30 дней принимает решение (об удовлетворении ходатайства (если сделка или действие не приведут к ограничению конкуренции); о продлении срока рассмотрения ходатайства (для получения дополнительной информации); об отказе в его удовлетворении (если сделка или действие приведут к ограничению конкуренции)).При нарушении порядка получения предварительного разрешения (организация, созданная без предварительного согласия ФАС ликвидируется или реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску ФАС; сделки, осуществленные без предварительного согласия ФАС, признаются недействительными в судебном порядке по иску ФАС).Антимонопольный орган должен быть уведомлен (последующий государственный контроль за экономической концентрацией):коммерческими, финансовыми организациями о создании, слиянии, присоединении (суммарная стоимость активов или суммарная выручка более 200 млн. рублей – в течение 45 дней (для финансовых организаций указанная величина устанавливается Правительством РФ, для кредитных организаций – Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ));лицами, приобретающими акции (доли) или имущество или активы финансовых организаций (если суммарная стоимость активов или суммарная выручка более 200 млн. рублей; для приобретаемого – 30 млн. рублей либо если для одного из них доля на рынке более 35% – в течение 45 дней).Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов:указанные субъекты обязаны обратиться в ФАС с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства (вместе с заявлением предоставляются сведения в соответствии с перечнем, утвержденным ФАС);в течение 30 дней ФАС принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения указанным требованиям, срок может быть продлен ФАС не более чем на 20 дней (несоответствие – ограничение конкуренции; недостоверность сведений);решение ФАС прекращает свое действие, если соглашение не достигнуто в течение года со дня принятия решения;ФАС вместе с решением о соответствии проекта указанным требованиям вправе выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции;ФАС вправе отменить решение о соответствии проекта соглашения указанным требованиям (если были представлены недостоверные сведения; субъекты не выполняют требования предписания, выданного вместе с решением о соответствии проекта соглашения указанным требованиям);финансовые организации обязаны направлять в ФАС уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами МСУ, любыми организациями (исключение:а) соглашения между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством РФ;б) соглашения, являющиеся договорами о предоставлении финансовых услуг;в) соглашения, являющиеся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности).Билет 22. Понятие и признаки ПДПД – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК РФ).ПД – разновидность экономической хозяйственной деятельности (понятие хозяйственной деятельности включает предпринимательство, но не сводится к нему).Коммерческая (торговая) деятельность – совокупность действий по продвижению товаров от изготовителей к потребителям (разновидность экономической хозяйственной ПД).Признаки ПД (признаки 1 – 4 – сущностные (раскрывают ее сущность)):1) Самостоятельность (отличие от трудовой деятельности):а) имущественная (определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности; ее объем зависит от юридического титула, на основе которого имущество принадлежит субъекту);б) организационная (возможность принятия самостоятельных решений в процессе ПД, проявляется на всех этапах ПД, но не безгранична – подчиняется социальным нормам, действующим в обществе).2) Рисковый характер ПД (отличие от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики) (основной риск – неполучение прибыли или ее получение в меньшем объеме, чем ожидалось – неопределенность результата).3) Систематическое получение прибыли (придает деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в случае получения убытка) (критериев систематичности нет – считается не разовое ее получение, а на постоянной основе).4) Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (источники прибыли в ходе осуществления ПД).5) ПД осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (формальный признак – легализует эту деятельность, придает ей законный статус; его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, но делает ее незаконной) (необходимое условие надлежащего предпринимательства, требование к осуществлению законной ПД).Иные признаки ПД:1) Профессионализм (О.М. Олейник):а) ведение ее людьми, имеющими определенную квалификацию или информацию, необходимую для принятия и реализации решений (образование, сдача соответствующих экзаменов);б) осуществление ПД по определенным правилам и методикам;в) соответствие результатов ПД определенным требованиям;г) подконтрольность деятельности государственным органам;д) наличие государственных гарантий деятельности.2) Инновационный характер (Й. Шумпетер):а) производство нового (незнакомого для потребителя) материального блага или прежнего блага с новым качеством;б) введение новых методов производства, не применявшихся ранее;в) освоение новых рынков сбыта или широкое использование прежних;г) освоение новых источников и видов сырья;д) осуществление новой организации производства и сбыта.3) Имущественная ответственность предпринимателя.^ Классификация признаков ПД:1) указанные в законодательном определении ПД (легальные) и дополнительно предлагаемые в литературе;2) сущностные (характеризуют сущность ПД) и формальные (характеризуют форму ПД);3) обязательные (совокупность которых необходима для квалификации деятельности как законной предпринимательской) и факультативные (наличие желательно, но не обязательно);4) родовые (присущи любой экономической деятельности (самостоятельность, риск)) и видовые (систематичность получения прибыли).36. Правовое положение субъектов естественных монополий. Государственное регулирование их деятельностиФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ (в редакции от 29.12.2006 №258-ФЗ)Естественная монополия – монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования (снижение издержек производства в этих сферах связано с увеличением количества производимого товара – деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной).На территории РФ созданы и функционируют федеральные естественные монополии, естественные монополии субъектов РФ (муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов).Правовые основы функционирования субъектов федеральных естественных монополий закреплены в ФЗ «О естественных монополиях», ГК РФ, других законодательных актах (ФЗ «О газоснабжении в РФ», ФЗ «О ж/д транспорте в РФ», ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»).Субъекты естественных монополий доминируют на товарном рынке (на них распространяются запреты, установленные ФЗ «О защите конкуренции»).Особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, установлены ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК».Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (ю/л), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.Сферы деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии).Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:Федеральная служба по тарифам (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии; осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов));Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях).Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется применением специальных методов:ценовое регулирование (осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня);определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.Решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии принимается на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.Органы регулирования естественных монополий обязаны через СМИ сообщать о принятых ими решениях (о включении в реестр субъектов естественных монополий, об исключении из него, о применяемых методах регулирования их деятельности).Государственный контроль в сферах естественной монополии осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом:1) ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование;2) сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.Предварительный контроль (представление в орган регулирования естественной монополии ходатайства о даче согласия на совершение действий и сообщение информации, необходимой для принятия решения) (пример: осуществляется в отношении любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на ОС, не предназначенные для производства (реализации) товаров в условиях естественной монополии, если их балансовая стоимость составляет более 10% стоимости собственного капитала).Последующий контроль (уведомление органа регулирования естественной монополии о совершении сделок) (пример: субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли), предоставляющие ему более 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), обязан уведомить контролирующий орган).В случае нарушения требований ФЗ «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о таких нарушениях, принимать по ним решения и выдавать предписания (направляются заинтересованным лицам в течение 10 дней со дня принятия).В случае неисполнения решений (предписаний) в установленный срок органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с соответствующим иском.Решения (предписания) также могут быть обжалованы в судебном порядке (подача заявления в суд приостанавливает его исполнение на время рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу).Гражданско-правовая ответственность (убытки возмещаются как субъектом естественной монополии, так и органом регулирования естественной монополии, если они были причинены в результате нарушения требований ФЗ «О естественных монополиях»; убытки также возмещаются субъектом естественной монополии при его необоснованном уклонении от заключения договора).Административно-правовая ответственность в сфере естественной монополии установлена (за нарушение порядка ценообразования; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений, сведений в органы регулирования естественных монополий; представление ходатайств и уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений).Билет 3.3. Понятие и виды источников ППИсточники ПП – официальные формы выражения и закрепления норм права, регулирующих ПрО:1) НПА (официальные документы, принятые в установленном порядке компетентными органами государства и содержащие общеобязательные правила поведения):а) КРФ (закреплены основные принципы осуществления ПД – единство экономического пространства (свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств по всей территории РФ), равенство и многообразие форм собственности (частная, государственная, муниципальная и другие), свобода экономической деятельности, запрет на осуществление монополистической деятельности);б) ФКЗ («О КС РФ» – право граждан и объединений граждан в форме организации обратиться с индивидуальной и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.