Реферат по предмету "Разное"


1. Теоретические и методологические аспекты учета и аудита затрат на производство продукции

Содержание 1. Теоретические и методологические аспекты учета и аудита затрат на производство продукции 2 1.1. Понятие и классификация затрат на производство продукции 2 1.2. Нормативное регулирование учета и аудита затрат на производство 13 1.3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции 14 1.4. Методика аудита затрат на производство продукции 21 2. Оценка сложившейся практики учета затрат на производство продукции на примере ООО "" 30 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 30 2.3. Составление плана и программы аудиторской проверки 37 Приложения 43 ^ 1. Теоретические и методологические аспекты учета и аудита затрат на производство продукции 1.1. Понятие и классификация затрат на производство продукции Затраты - весьма обширная экономическая категория, к определению которой существует множество различных подходов. При этом в экономической литературе и на практике наряду с термином "затраты" используются и такие как "расходы", "издержки". Многие авторы считают их синонимами и не делают различий между этими понятиями. Однако определение сущности этих понятий имеет значение для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, экономичности производственного процесса, его прибыльности. Особенности затрат как объекта учета заключаются [16, с.24]: - в динамизме, при котором затраты находятся в постоянном движении, изменении (постоянно изменяются цены на приобретаемые средства и предметы труда, пересматриваются нормы расхода трудовых затрат); - многообразии (многоэлементный состав), требующем применения различных приемов и методов управления ими; - трудностях измерения, учета и оценки (абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет); - сложности и противоречивости влияния затрат на финансовый результат. В учете взаимосвязь понятий "затраты", "издержки" и "расходы" можно представить схематично (рис.1.1). Рис.1.1. Взаимосвязь понятий "затраты", "издержки" и "расходы" Понятие "затраты" является емким (обширным) - оно характеризует совокупность всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, потребление которых направлено на осуществление производственно-финансовой деятельности организации. Затраты - это уменьшение активов (денежных средств или иного имущества) или увеличение обязательств (долга), связанное с возникновением издержек [18, с.15]. Затраты возникают в момент приобретения ресурсов в результате: - выплаты денег; - приобретения в кредит; - товарообменных операций. Затраты организации могут быть подразделены: - на затраты, списываемые непосредственно в расходы отчетного периода (затраты на производство); - затраты активообразующие. Затраты на производство подразделяют на прямые, то есть непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции (работ, услуг), и косвенные (накладные), не связанные непосредственно с конкретным продуктом, а обусловленные процессом организации, обслуживания производства и управления им. Затраты на организацию производства и управление не капитализируются в активы, а списываются в расходы отчетного периода. Затраты активообразующие - это затраты, обеспечивающие выгоды в будущем, стоимость которых капитализирована в активы, представленные в виде реальных объектов (права, амортизируемое имущество и т.п.). Часто понятие "затраты" отождествляется с понятием "расходы", однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут быть синонимами. Понятие "расходы" закреплено в ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденном Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящего к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящих к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. Расходы текущего отчетного периода, обусловленные полученными в этом отчетном периоде доходами, не могут быть признаны в данном отчете о прибылях и убытках до тех пор, пока не будет признан доход. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Согласно нормативным актам по бухгалтерскому учету затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если соблюдается одно из следующих условий: - получены доходы в результате их (расходов) осуществления; - имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в текущем отчетном периоде, так и в будущих отчетных периодах. Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат). В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов. Термины «доходы» и «расходы» организации, определенные российскими нормативными положениями, не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы включают убытки и затраты, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Данный подход называется соответствием расходов и доходов. Таким образом, в бухгалтерской отчетности все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами (принцип соотнесения доходов). С точки зрения техники российского учета это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по кредиту и дебету счетов 90, 91. Применительно к счету 90 «Продажи» расходы предприятия по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) [7, с.54]. /////////// Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг). По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить (табл.1.1). Таблица 1.1 Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета Задачи Классификация затрат К основным задачам управленческого учета затрат относят [7, с.56]: расчет себестоимости произведенной продукции и определениеразмера полученной прибыли; принятие управленческого решения и планирование; контроль и регулирование производственной деятельности цент­ров ответственности. Рассмотрим данные классификации затрат более подробно.^ 1) Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация затрат:^ Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы). Входящие затраты - это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеют­ся в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков. В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса - товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим. В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов пред­ставлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию про­цесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании перера­ботки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собствен­ного производства) и запасы готовой продукции. Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие - тождественны понятию «расходы». Расходы - это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.^ Прямые и косвенные расходы. К прямым расходам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной поли­тике предприятия. Косвенные расходы подразделяются на две группы: общепроизводственные (производственные) расходы - это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производ­ством; общехозяйственные (внепроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством.^ Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Пос­ледние называют накладными расходами. К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат. Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственныхфункций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.^ Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (това­ров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоемкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их форми­рование считаются входящими, являются активами фирмы, которые при­несут выгоду в будущих отчетных периодах. Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), - это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. ///////////^ Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разло­жены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам. Комплексные затраты достоят из нескольких экономических элемен­тов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводствен­ные) расходы, в которые входят практически все элементы.^ 2) Классификация затрат для принятия решений и планирования Одной из задач управленческо­го учета является подготовка информации для внутренних пользовате­лей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своев­ременное доведение этой информации до руководства предприятия.^ Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомога­тельные материалы и покупные полуфабрикаты. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) - стоимость самого предпри­ятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует сто­имость продукта. Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции - величина постоянная. Динамика переменных затрат показана на рис.1.2, где переменные затраты на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб. /////// Рис.1.2. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграж­дение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объе­ма продажи. Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности пред­приятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. При­мерами постоянных производственных затрат являются расходы по арен­де производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения. Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис.1.3. /////// Рис.1.3. Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издер­жки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом слу­чае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты со­держат как переменные, так и постоянные компоненты.^ Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличаю­щие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называ­ют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Пока­затели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом, готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную ин­формацию. ^ Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими сло­вами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены ника­кими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учиты­ваются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.^ Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он стро­го следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состо­яться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.^ Приростные и предельные затраты. Приростные затраты явля­ются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоян­ные затраты не изменяются в результате принятого решения, то при­ростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяет­ся в управленческом учете и к доходам. Предельные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции (товара). ^ Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответ­ствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые толь­ко в фактической себестоимости продукции. ^ 3) Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изго­товления проходит ряд последовательных стадий в различных подраз­делениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости про­дукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответ­ственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра от­ветственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 для всех предприятий установлен единый перечень экономически однородных видов затрат [1, п.8]: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация; - прочие затраты. Поэлементная группировка показывает, сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определенный период независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы. Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности в форме приложения к балансу (форма № 5). Данная группировка дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, фонд оплаты труда и т.д.^ 1.2. Нормативное регулирование учета и аудита затрат на производство Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ включает 4 уровня (табл.1.2). Таблица 1.2 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ Уровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 Определяет место, цель и задачи аудита в финансово - экономической системе II Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг Законодательные и подзаконные нормативные акты III Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств IV Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Нормативные документы, используемые при проверке затрат на производство условно можно разделить на три группы (в каждой группе приведем лишь некоторые документы). Первая группа включает документы общего характера, действующие в отношении всех организаций, вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности или вида деятельности, объектов финансово-хозяйственной деятельности, в частности: глава 25 НК РФ; ///////////^ 1.3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции Основными задачами учета затрат на производство являются: своевременное и правильное отражение фактических затрат производства по соответствующим статьям; предоставление информации для оперативного конт­роля за использованием производственных ресурсов и срав­нения с существующими нормами, нормативами и сметами; выявление резервов снижения себестоимости продук­ции, предупреждение непроизводительных расходов и потерь; определение результатов внутрипроизводственного хоз­расчета по структурным подразделениям предприятия и др. Для осуществления этих задач на предприятиях учет зат­рат должен быть организован с соблюдением следующих ос­новных принципов: согласованность показателей учета затрат с плановымипоказателями;////////// В наибольшей степени распространение получили следующие методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции: позаказный; попроцессный; попередельный; нормативный. Различаются основные методы друг от друга тем, что предлагают по разному калькулировать себестоимость единицы продукции.Позаказный метод применяется для учета затрат и калькулирования себестоимости индивидуальной продукции или группы однородных изделий (работ, услуг). Его применение возможно, если единица продукции (работ, услуг) обладает характерными свойствами, а сама продукция изготовляется отдельными партиями, количество которых можно четко определить. Позаказный метод применяется как теми предприятиями, которые выпускают продукцию мелкими партиями или и вовсе по индивидуальным заказам, так и теми, у которых налажено серийное производство разнотипных сложных изделий. Широко используют этот метод предприятия, выполняющие работы или оказывающие услуги по заказам своих клиентов. Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между оценочными и фактическими данными, а также делает достаточно точное распределение накладных расходов между заказами. //////////////Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости используется, когда производство продукции состоит из последовательности непрерывных или повторяющихся операций или процессов, а себестоимость продукции определяется на каждой стадии производства, операции или процесса. К числу преимуществ метода попроцессного калькулирования можно отнести следующее. Как правило, сбор затрат при попроцессном методе требует меньше усилий и более экономичен, чем при позаказном. Тот факт, что затраты при попроцессном методе собираются за период, а не относятся на конкретный заказ, позволяет иметь некоторый запас времени в деятельности счетных работников и предоставляет промежуточные базы для сопоставления затрат. Усредненные единицы продукции более доступны при условии, конечно, однородности этих средних величин. Потоки затрат легко видны на бухгалтерских счетах, и существуют более четкие границы между разделением ответственности. Отнесение накладных расходов на цехи или процессы может быть сделано на более точной базе, чем это возможно при позаказной системе. Попроцессное калькулирование имеет также и недостатки. Усреднение затрат, принятое при попроцессном методе, иногда приводит к неточностям в расчетах, когда продукт или составляющие его материальные компоненты не полностью однородны. Этот недостаток может быть проиллюстрирован на примере тех процессов, где вес сырья калькулируемых единиц смешивается в продуктах различного размера или состава. Если предприятие производит несколько видов продукции, где различные продукты производятся из нескольких материалов и на различном оборудовании, то пропорциональное распределение элементов затрат на отдельные продукты часто бывает весьма сложной процедурой, при которой используются оценочные данные. Запасы незавершенного производства должны оцениваться по степени завершенности, и неточности этой оценки переходят через различные процессы на готовую продукцию, себестоимость продаж и чистую прибыль. Если используются предварительные затраты, то периодические отчеты о фактических данных не предоставляются до конца отчетного периода, что делает весьма существенным этот недостаток для целей контроля попроцессной системы, суть которой заключается в разделении предприятия на отдельные подразделения.Попередельный метод применятся в случае простого, то есть не делимого на отдельные составляющие, продукта, который в процессе производства проходит нескольких последовательных технологических этапов (переделов). Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий (отрасли химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, целлюлозно-бумажной, хлопчатобумажной промышленности). В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов. Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. Передел – часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт. Например, текстильное производство состоит из ряда переделов, основными из которых являются прядение, ткачество, отделка. Исходным же материалом является для ткацкого производства хлопок-волокно, грязная и мытая шерсть, шелк-сырец и другие материалы. ////////////Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Норма – заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов. Основные принципы нормативного метода учета: предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет: ведение в течение месяца учета изменений действующих норм (для корректировки нормативной себестоимости); учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм; установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения; определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм. Соблюдение такого алгоритма учета и расчетов, хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом, позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля. В зависимости от полноты включения затрата в себес­тоимость продукции учет затрат в разрезе полной или со­кращенной себестоимости. При методе учета затрат по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предпри­ятия, независимо от их деления на постоянные и перемен­ные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сна­чала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выб­ранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения вы­ступает заработная плата производственных рабочих, произ­водственная себестоимость и др. Метод учета затрат по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия. Следует отметить, что этот метод широко распростра­нен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансово­му учету и налогообложению. Однако он не учитывает одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия из­меняется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себе­стоимость единицы продукции снижается, если же предпри­ятие сокращает объем выпуска - себестоимость растет. В современных условиях хозяйствования преимущество надо отдать методу учета затрат по сокращенной себестои­мости - маржинальному методу учета, в соответствии с которым на продукцию списывают не все издержки пред­приятия, а только их часть - переменные затраты (цеховую производственную стоимость). Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами представ­ляет собой маржинальный доход. Маржинальный доход - это часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных (наклад­ных) затрат и образование прибыли. При этом методе посто­янные затраты в себестоимость продукции не включают и относят на уменьшение прибыли того периода, когда возник­ли такие затраты. Маржинальный доход играет весьма активную роль, сиг­нализируя об общем уровне рентабельности как всего произ­водства, так и отдельных изделий. При этом методе учета затрат видно, чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше мар­жинальный доход и уровень рентабельности. Кроме того, де­ление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприя­тия, в частности, для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности. Приведенные данные позволяют сделать вывод об эф­фективности применения маржинального метода учета зат­рат. Главное преимущество этого метода заключается в раз­делении постоянных и переменных затрат. Это позволяет ре­шать такие важнейшие задачи управления затратами, как: определение нижней границы цены продукции или за­каза; сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции; определение оптимальной программы выпуска и реа­лизации продукции; выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне; выбор оптимальной, с экономической точки зрения, технологии производства; определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др. Однако этот метод имеет и недостатки: отсутствует расчет полной себестоимости продукции,необходимый согласно законодательству; себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции оказывается заниженной; возникают сложности разделения постоянных и переменных затрат, которые во многом зависят от длительности рассматриваемого периода времени и анализируемого диапазона объемов выпуска.^ 1.4. Методика аудита затрат на производство продукции Цель аудита затрат на производство подчинена общей цели аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, указанной в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации - и заключается в объективной оценке достоверности и законности отражения затрат на производство в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Основными задачами аудита в области бухгалтерского учета затрат на производство является получение аудиторских доказательств в области: соответствия отнесения затрат на производство действующему законодательству; обоснованности разграничения источников возмещения различных затрат и правиль


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.