НАСЕЛЕНИЕ РОССИИКим Эльвира Васильевна,зав. методической лабораторией географии,заслуженный учитель РФ.Численность населения. Воспроизводство. Тема урока 1. Численность населения Воспроизводство населения Миграции населения Содержание урока (ведущие образовательные идеи) Население любой страны – её богатство и интеллектуальный потенциал, а численность населения – показатель её могущества.Перепись населения - точный учёт численности. Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.Численность населения страны определяют естественное и механическое движение населения. Численность населения любой страны зависит от воспроизводства населения.Разнообразие типов воспроизводства населения.Факторы, влияющие на переход от традиционного к современному типу воспроизводства. Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические и политические причины. ^ Задачи при изучении темы Формирование новых понятий - естественное движение населения, механическое движение, демографический кризис.Ознакомление с особенностями естественного движения населения и причинами демографических кризисов.Чтение графиков изменения численности населения и ее измерений в историческом времени. Формирование и углубление понятий - традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.Измерение естественного прироста населения.Расчёт абсолютных и относительных показателей движения населения. Выявление различий между абсолютными и относительными показателями движения населения.Факторы, влияющие на переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения. ^ Формирование новых понятий и представлений: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков.Выявление причин внутренних и внешних миграций и изменений динамики миграций в историческом времени.Изучение географии миграций и их влияния на численность населения страны.Изучение картограмм как источников информации, формирование умений читать и анализировать их. ^ Требования к подготовке учащихся(предметные умения) называть численность населения России, своей области, своего населенного пункта;сравнивать с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;объяснять содержание понятия “естественное движение населения”;объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане. раскрывать содержание понятий: воспроизводство населения и его типы; миграции (виды, причины, направления); объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника. раскрывать содержание новых терминов;объяснять причины и основные направления миграций населения России;на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, в результате естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны). ^ Метапредметные умения выделять существенные признаки новых понятий;Работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;искать дополнительные источники информации.Формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций. ^ Практические работы Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России. Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве. ^ Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ Численность и воспроизводство населения.Направления и типы миграции. ^ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ.Половой и возрастной состав населения России ^ Тема урока Половой состав населения Возрастной состав населения Этнический и религиозный состав населения ^ Содержание урока (ведущие образовательные идеи) Соотношение населения по полу и возрасту – значение для страны, следствие демографической истории страны. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни. Половозрастная пирамида — “запечатленная демографическая история”.Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда. Разнообразие этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов. История России — история взаимодействия ее народов.Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства. ^ Задачи при изучении темы Формирование новых понятий и представлений: половозрастная пирамида как вид диаграммы.- объяснение влияния различных факторов на продолжительность жизни населения страны;молодежи и лиц старшего возраста; - сравнение своей местности с другими районами по возрастным показателям, объяснение выявленных различий; . ^ Формирование новых понятий и представлений, выявление главных признаков понятий - трудовые ресурсы, качество трудовыхресурсов, рынок труда, экономически активное население.- выделение на карте (в качестве примеров) районов с преобладанием мужского и женского населения,- выяснение значения качества трудовых ресурсов для экономики страны. ^ Расширение и углубление содержания понятий и представлений: этнический состав, административно-территориальное деление,религиозный состав, традиционные религии.- Изучение по картам географии проживания народов России;и влияния этнического и религиозного состава на особенности жизни и деятельности населения. ^ Требования к подготовке учащихся(предметные умения) - объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;- строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России. - объяснять причины и основные направления миграций населения России, влияющие на численность населения ;- на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны). - раскрывать содержание новых терминов;- выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста;- сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;- характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала. - раскрывать содержание понятия “этнический состав”;- выделять на карте “Народы России”: районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;- приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований. ^ Метапредметные умения - строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности полового возрастного состава населения России; - анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы;- представлять результаты в разной форме- приводить примеры формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; ^ Практические работы Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации. ^ Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве. Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России. ^ Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ Половой и возрастной состав населения.Народы и основные религии России. ^ РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯПлотность населения. Расселение и урбанизация. ^ Тема урока Плотность населения Расселение и урбанизация Содержание урока (ведущие образовательные идеи) Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о «емкости территории» и определяющих ее факторах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду. Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города — полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах. ^ Задачи при изучении темы Углубление и расширение понятий и представлений: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.Выяснение главных признаков и отличительных особенностей понятий «плотность населения», «Ёмкость территории».Чтение и анализ карты плотности населения,Анализ географии плотности населения, динамики изменений. ^ Формирование понятий и представлений: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.Изучение значений понятия «расселение» и типов населённых пунктов.Выяснение функций городов и различий в образе жизни городского и сельского населения.Анализ карт атласа с целью выявления географических особенностей размещения городов в России. ^ Требования к подготовке учащихся(предметные умения) - раскрывать содержание новых терминов урока;- читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;- называть показатели процесса урбанизации;- объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых источников и карт;- давать характеристику расселения своей местности. - раскрывать содержание новых терминов урока;- читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;- называть показатели процесса урбанизации;- объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;- давать характеристику расселения своей местности.- называть и выделять на карте крупнейшие города России;- приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;- приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений; ^ Метапредметные умения - называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).- выделять, объяснять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений; ^ Практические работы Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории. Элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ Размещение населения. Основная полоса расселения.Городское и сельское население. Крупнейшие города.