Введение В настоящее время социальная работа является частью большого механизма, позволяющего создать стабильность государства. 90-е годы привели к тому, что в нашей стране появилось большое количество безработных людей, людей, лишившихся всего, что было заработано за долгие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому сформировалась огромная масса проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того чтобы уйти от такой ситуации, вернуть людям уверенность в будущем, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу с таким контингентом. Социальная работа может помочь очень многим людям, начиная от заключенных и заканчивая рабочими, которые не могут раскрыть свой потенциал полностью. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы. Поэтому рассмотрение методов социальной работы является очень актуальной проблемой. Целью данной работы является ознакомление с методами социальной работы, принципами профессиональной деятельности социального работника.^ 1. Методы исследования в социальной работе Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю же можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологии разрешения социальных проблем указанных объектов – одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб. Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем. Методы принято рассматривать как часть социальной работы, отвечающей на вопрос, «как это делается?». Большей частью концепцию методов понимают как основной каркас или рамки, в соответствии с которыми социальные работники и социальные педагоги должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективности своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих осуществлять социальную работу, разумно действовать на «рабочих полях». Очень часто методы социальной работы разделяют на два класса: методы решения задач и методы получения знаний. В первом классе выделяют социологические методы. К ним относятся следующие типы социологических исследований: сплошное, исследование основного массива, многографическое исследование, а также выборное исследование. Для проведения подобных исследований могут применяться различные методы и приемы. Среди них особую роль играют следующие: анализ документов, выявление слабых сторон, проблемы, наблюдение, опросы, контент-анализы. Тем самым, формируется некоторая картина, характеризующая текущее состояние проблемной области. На данном этапе можно выделить основные проблемы, на решение которых будут направлены усилия социального работника. Также необходимо произвести другие виды исследований для того, чтобы сформировать полную картину ситуации. Можно использовать следующие виды исследований: психологические. К ним относятся экспериментальные и неэкспериментальные методы, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские. Использование тех или иных методов позволяет отразить отдельные области проблем. Необходимо использовать лишь те, которые необходимы для сбора необходимых данных. Использование всех методов сразу может привести к увеличению времени исследования и завести социальную работу в тупик. Формационный срез социологического знания позволяет давать характеристику общества на конкретном этапе его развития и функционирования. Отраслевые социологические, теории характеризуют общество с точки зрения отдельных сфер общественной жизни. Специальные социологические теории (или теории среднего уровня) дают знания отдельных, частных социальных процессов, отдельных видов социальной деятельности и социальных общностей и групп, закономерностей их функционирования и развития в органической взаимосвязи с другими частными процессами, видами деятельности и общностями (группами) людей. Кроме того, возможно появиться необходимость использования следующий типов исследований: социально-психологические, педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические, медико-социальные. Для создания наиболее полной и правдивой картины может возникнуть необходимость использования методов получения знаний. Среди данных методов можно выделить следующие: коммуникативные, философские, логические. Каждый из методов может дать различную информацию о субъекте исследования. К примеру, использование коммуникативного метода позволяет выявить те проблемы, которые человек знает сам, понимает их влияние на ситуацию, а значит, способен решать. Особым уровнем социологического знания выступают эмпирические исследования, где важную роль играют разработка программы социологического исследования, его организация, методы и техника сбора и обработки полученного информационного материала. При этом эмпирический уровень социологического знания выступает как бы связующим звеном между теоретической социологией (с учетом всех указанных выше ее уровней), с одной стороны, и социальной работой как наукой и специфическим видом деятельности, с другой. Важно также подчеркнуть, что социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двоякую функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможен анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение ее эффективности. Данные методы социальной работы направлены на составление единой картины проблемы, которую необходимо решить. Многообразие видов методов позволяет построить картину проблемы в различных ракурсах, тем самым появляется возможность сформировать список задач, решенною которых будет посвящена дальнейшая деятельность социального работника. ^ 2. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника Гипотетическая модель социального работника представляет собой наличие системы взаимосвязанных качеств и параметров. Это основные компоненты и характеристики личности, тесно связанные с деятельностью специалиста: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности социального работника, развитая структура профессионального сознания и самосознания, психологическая готовность к социальной работе. Безусловно, теоретическая модель профессионала в области социальной работы включает такие факторы, как нравственно-этические качества, адекватные требованиям этического кодекса социального работника, предрасположенность и готовность к развитию и саморазвитию, творческое отношение к изменениям в обществе. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Американские ученые Джун Г. Хоппс и Элейн Б. Пиндерхьюс", предлагая структуру профессионально-теоретической подготовки социальных работников разных уровней, дают перечень квалификационных норм практической деятельности, подчеркивают значение профессиональной ответственности специалиста с позиций этических норм и стандартов социальной работы. По их мнению, изменяющиеся общественные процессы потребуют от социальных работников адекватной реакции на усложняющиеся обстоятельства, поэтому ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи, использовать современные технологии в работе с людьми. Профессионально-личностные характеристики социального работника, данные специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и других стран, позволяют более глубоко осознать сущность профессии и современные требования к ней. Особый интерес представляют обобщенные в документе «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятом Международной федерацией социальных работников в октябре 1994 г., нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности социального работника. Социально-этические ориентиры, изложенные в этом документе, обусловливают систему требований к социальному работнику, подчеркивают значимость личностных ценностей специалистов: «Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам». Основные стандарты этического поведения специалиста по существу являются гипотетической моделью нравственно-этических качеств социального работника. Более подробно профессионально-этические качества, функции и роль социальных работников рассмотрены в двух сборниках, разработанных Московским государственным социальным университетом. В учебно-методическом пособии «Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения» дана характеристика профессионализма социального работника, определены критерии оценки эффективности труда социальных работников, освещен вопрос о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе. В главе «Профессионализм социального работника» на материале социологического исследования показано противоречие между нормативно-этическими требованиями, предъявляемыми социальным работникам, и реальным наличием у этих работников профессионально-этических качеств: многие социальные работники имеют слабое представление о современнойсистеме социальной защиты населения, современных технологиях, этике социальной работы. Во многих регионах Российской Федерации ощущается дефицит культуры взаимодействия социальных работников и клиентов социальных служб. Но главная проблема состоит в том, что у значительной части социальных работников нет глубокой мотивации к выполнению должностных обязанностей, они вынуждены работать в данной должности не по причине желания реализовать свои способности, а в силу сложившихся житейских обстоятельств. Принципиально важную роль в становлении профессионализма социальных работников сыграл Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.). В ст. 25 закона «Кадровое обеспечение социальных служб» говорится: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг». Совершенно очевидно, что в статье выдвинуты критерии качества профессионализма социальных работников, имеющие не только правовой, но и этически-личностный характер. Требования к профессионально-этическим качествам специалистов по социальной работе определяются: уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе и ее главным субъектам — работникам социальных служб, его философско-этическими представлениями, национальным менталитетом и социальными традициями; международными требованиями к квалификации социального работника, которые в определенной мере реализованы в Швеции, Великобритании, США, Италии, Германии, Голландии, Финляндии и других странах; объективными потребностями становления и развития социальных служб, комплексных, многопрофильных и специализированных центров социального обслуживания; утверждающейся многовариантностью решения социальных проблем, преодоления социальных эксклюзий в условиях переходного периода, поисков результативных способов социальной защиты и социального развития населения не в контексте, как часто говорится, экономических реформ, а во имя человека новой России. Содержание, способы реализации, виды и формы профессиональной деятельности социальных работников отражают не только специфику определенной отрасли, предопределяющую характер этой деятельности, но и особенности ситуации в социально-экономической сфере общества, конкретном регионе, поселении. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения. Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.Заключение Любое государство держится на людях, жителях государства. Залог благосостояния, процветания и развития государства кроется в благосостоянии, развитии населения. Но существует и обратная связь, т.е. для того, чтобы человек мог развиваться, совершать какие-либо действия, приводящие его к цели, необходимо создать соответствующую обстановку, атмосферу вокруг него. Психика людей очень сильно зависит от окружающей действительности. Очень часто случается так, что люди попадают в такие ситуации, выход из которых не могут найти. Тогда они начинают либо топтаться на месте, либо впадать в депрессию, либо искать выход из данного положения. Чаще всего выход найти очень тяжело и данная задача является неразрешимой для человека. Такой человек нуждается в помощи других людей. При этом помощь должна оказываться теми, людьми, кто действительно может помочь в решении проблемы. Таких людей называют социальными работниками. Социальная работа заключается в оказании помощи человеку для выхода из какого-либо трудного положения. Для того, чтобы грамотно осуществлять свою работу, социальный работник должен обладать определенным набором знаний и умений, иметь в своем арсенале большой набор методов, применение которых поможет в решении проблемы. Методы социальной работы очень разнообразны. Очень важно использовать методы социальной работы при выявлении проблемы, т.е. на стадии сбора информации. После того, как будет построена ясная картина, отражающая сущность проблемы, можно будет приступать к ее решению. Для решения определенного курага проблем очень часто используются психолого-педагогические методы социальной работы. При этом стоит обратить внимание на то, что социальный работник должен обладать большим набором методов и умений, т.к. лишь, используя множество методов, можно выйти из тупиковой ситуации. При этом, не стоит использовать абсолютно все методы. Такой подход может привести к тому, что проблема не будет решена. К каждому человеку необходимо искать свой подход, использовать те методы, которые позволят решить проблему.