Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период

Карельский ГосударственныйПедагогический Университет
Факультет психологииКафедра общей и практической психологииДипломная работа
Личностныеособенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период
Выполнила:Мануйлова Л.С.,
студентка852 группы
Научныйруководитель:
Старшийпреподаватель
кафедрыобщей
 и практической психологии
Оксина И. Ю.
Петрозаводск
2002 год
Содержание
Введение……………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема пожилого возрастав отечественной и зарубежной психологии.
§1.Геронтология в системе наук о человеке…………………5
§2.Типология старости………………………………………...8
§3.Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте…………………………………………………….13
§4.Психологические  факторы старения……………………..18з
§5. Выходна пенсию как психологическая проблема……….21
Глава II. Организация и методыисследования………………...26
Глава III. Личностные особенностипожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период.
          §1. Особенности адаптации в пожилом возрасте…………….33
§2.Особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации впосттрудовой период
          2.1. Особенности самосознания пожилых людей…………...34
2.2. Особенностимотивационно-потребностной сферы личности пожилых людей…………………………………………….43
2.3. Особенностиэмоциональной сферы пожилых людей…..49
Выводы и рекомендации……………………………………………52
Заключение……………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………60
Приложения……………………………………………………………64
Введение
В последнее десятилетие в связи с увеличениемпродолжительностью жизни человека заметно возрос интерес кгеронтологическим  проблемам.
          Необходимость сохраненияактивной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научныхисследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторыстарения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения идр.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальныхвозможностей, предпочитаемые копинг – механизмы (механизмы совладения сосложными ситуациями) и др. (М. Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В.Бороздина, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.)
          Цельданного исследования является изучениеособенностей личности пожилых людей как фактора адаптации в посттрудовойпериод.
          Объектомисследования явились особенности личностипожилого человека.
          Предметисследования – особенности самосознания,мотивационно-потребностной и эмоциональных сфер личности пожилого человека.
          В качестве гипотезыбыло выдвинуто предположение о том, чтопожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период.Личностные особенности выступают как факторы успешности процесса адаптации.Особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сферличности определяют адаптацию пожилого человека в посттрудовой период.
          Для проверки гипотезыбыли выдвинуты следующие задачи:
1.    Провести анализ литературы попроблеме пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии.
2.    Исследовать особенности адаптациипожилых людей в посттрудовой период.
3.    Изучить особенности личностипожилых людей с различной степенью адаптации после выхода на пенсию.
4.    Выявить особенности личностипожилого человека, обеспечивающие успешную адаптацию в посттрудовой период.
5.    Разработать рекомендации попрофилактике дезадаптации в посттрудовой период жизни пожилого человека.
Для исследования использовались:
·       метод беседы
·       методика диагностикисоциально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
·       методика незаконченных предложений
·       методика «личностный дифференциал»Ч. Осбурда
В исследовании приняли участие 62 человека: 30 мужчин и 32 женщины в возрастеот 55 до 65 лет, находящихся на пенсии и не работающие.
Глава I.
Проблемы пожилого возраста вотечественной и зарубежной психологии.
§1. Геронтология в системе наук очеловеке.
          Число престарелыхграждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старениястановится глобальным.
          Несмотря на повышениевнимания, которое привлекает к себе процесс старения человека, многие вопросыдо сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определения понятиястарость. Встречаются так же и такие определения как пожилой возраст, поздняявзрослость, старческий возраст. В демографическом энциклопедическом словаре(1985 г.) приводится следующее определение: «Старость – биопсихологическое исоциально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разныхэтапах историко-эволюционного развития человечества и в различныхэколого-популяционных и социальных группах». (56)
          Проблема старениязанимала человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и егопричины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ(V-IVв. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла ивысыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднемвозрасте. (56)
          В разные годы своегоразвития наука и старение вбирала в себя новые знания, создаваемыеспециалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами,психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемахстарости писали Цицерон, Аристотель, Роджерс, Бэкон, Ж.-А. Кондорсе. Миры илегенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались иподдерживались на протяжении всего развития человечества.
          Начало научнойгеронтологии – науки, которая изучает нормальный процесс старения человека, егоосновные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивностьстарческих изменений, связывают обычно с именем английского философа Ф. Бэкона.Бэкон считал, что систематического исследования процессов старения могут бытьоткрыты причины старости. Он полагал, что самое большое влияние на процессстарения могут сказать оказать нездоровые привычки. ( )
          В России первые труды,посвященные вопросам продления активной старости относится к середине XVIIIвека,например, книга русского врача И. Фишера «О старости, ее степенях и болезнях»(6)
          Основоположением научнойгеронтологии в России считается выдающийся русский ученый И. И. Мечников.Геронтология в современном ее понимании сформировалась к середине XXвека.Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанныхс влиянием средовых факиров, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений.(56)
          В настоящее время помимогеронтологии выделяют геронтологию – область медицины, исследующая болезнилюдей пожилого возраста; социальную геронтологию – раздел геронтологии, которыйизучает влияние образа жизни на ее продолжительность.
          Анализ литературы попроблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старостьотноситься к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считатьстаростью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы егограницы. (61) Трудности в определении связанны прежде всего с тем, что старение– процесс длительный, плавный, не существует точной границы, котораяотделяет  старость от среднего возраста.В целом,  старение – процессиндивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.
          Сопоставление различныхвозрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границстарости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно,что почти во всех возрастных классификациях старости  можно увидеть тенденциюк ее дифференциированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с еенаступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуютбольшие различия между стареющими людьми.
          Выделяют календарныйвозраст – объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времении выражаемой в абсолютных физических единицах времени. (29)
          В разные периоды историиобщества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом:Пифагор – 60 лет, китайские ученые – 70 лет, английские физиологи XXвека – свыше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет – почтеннаястарость (56).
          Ю. Б. Гарнавскийпредлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилойвозраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет;старческий возраст  — от 65 и выше (50;с.4) Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 леткак пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому  — 60-75 лет) и старческому  (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людейсвыше 90 лет следует считать долгожителями (2; с.6)
          В отечественной наукепринята следующая схема возрастной периодизации:
-        Пожилой возраст 60-74 года мужчины,55-74 года женщины.
-        Старческий возраст 75-90 летмужчины и женщины.
-        Долгожители – 90 лет и старшемужчины и женщины.
Выделяется также пенсионный возраст, границыкоторого устанавливаются государством. При определении пенсионного возрастаисходят из возраста хронологического – количества прожитых лет.
Существует понятие функционального возраста, которыйотражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни,перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической иинтеллектуальной активностью; психологического возраста – группапоказателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологическоговозраста – показатель уровня износа структуры и функций организма.
Авторы отмечают, что разграничения на периоды являетсяусловными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а такжепсихологический возраст не всегда совпадают.
В данной работе основанием определения границ старостипринят календарный возраст.
§2. Типология старости
При рассмотрении различных типологий важно учитывать, что эти классификации всегдаотносительны, т.к. в реальной жизни «в чистом виде» психологические типы встречаютсяредко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной работы.
А. Толстых отличает, что в старости происходит изменениеличности и картина измерений чрезмерно насыщена разнообразным набором качеств,которые редко встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотренияразличных типологий старости. (52)
И. Кон приводит свою классификацию типов старости, взависимости от характера деятельности, которой она заполнена.
1.    Первый тип – активная, творческаястарость.
Люди расставались с профессиональным трудом и продолжалиучаствовать  в общественной жизни, живутполнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.
2.    Второй тип старости такжеотличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергияэтих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни –материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньшене доставало времени.
3.    Третий тип, в котором преобладаютженщины, находит главное  приложение силыв семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычнониже, чем у представителей первых двух типов.
4.    Четвертый тип – люди, смыслом жизнидля которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточноразнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение.Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.
Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологическиблагополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития. К таковыммогут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, недовольные состояниемагрессивного мира, критикующие все кроме себя. Другой вариант негативногопроявления старости – разочарование в себе и собственной жизни, одинокие игрустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенныевозможности. (52)
Психиатр Е. С. Авербух выделяет два крайних типа всобственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже неосознают свой возраст, поэтому в поведении «молодятся», подчас теряя в этомчувство меры; другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерноберечь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя отжизненных треволнений. (1; с.12)
Другие отечественные психиатры условно выделяют три типастарости: «счастливая», «несчастливая» и психопатологическая. «Счастливая»старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятияи мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая «несчастливая» старостьобуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводусвоего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям иопасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеряпрежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти.
«Психологическая старость» проявляется возрастно-органическиминарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационныхвозможностей психопатической личности с частым развитием разнообразныхдезадаптационных реакций. (39; с.110)
А.И.Анциферова, отечественный психолог, выделяют два типа, отличающихся друг  от друга уровнем активности, стратегиямисовладения с трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизни.
Представителипервого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход напенсию. У  них отличается высокая активность,которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти людивоспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, предписанийи стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом установление дружескихконтактов,  сохранение способностиконтролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью  и увеличивают ее продолжительность.
Упредставителей второго типа развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаютсяот окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта.Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст неборются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми быстро дряхлеют.(7)
Разработкойтипологии старения занимались и зарубежные психологи.
Ф.Гизе предложил 3 типа стариков и старости.
1)    Старик — негативный, отрицающий у себя какие либопризнаки старости.
2)    Старик экстравертированный, признающий наступлениестарости, но к этому признанию приходящий через внешнее влияние и путемнаблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюденияза выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смертьблизких людей, изменения положения в семье).  
3)    Интравертированный тип, остро переживающий процессстарения. Появляется тупость по отношению к новым интересам, оживления воспоминаний о прошлом, ослабление эмоций,стремление к покою. (52)
Английскийученый Д.Б Бромлей предлагает пять стратегий приспособления в старом возрасте.(65) Эти пять типов выделены в результате исследования сорока хорошоадаптированных и тридцати плохо адаптированных субъектов.
1.Конструктивная стратегия.
Характеризуетзрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью,созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие людитерпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности  и перспективы. Они принимают факты пожилоговозраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способностьнаслаждаться едой, работой, игрой и могут, и могут еще,  сексуально активны.
2.«Зависимый тип».
Втораястратегия также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности изависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей вобеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Ондоволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личныекачества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией ксверхоптимизму, непрактичность.
3.«Оборонительный тип».
Менееконструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие людипреувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступкахи привычках любят быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от другихлюдей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своимижизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себето, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично, они не видятпреимуществ,  в старости и завидуютмолодым людям. Эти люди с небольшой неохотой и только под давлением окружающихоставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию  они временами занимают по отношению ко всейсемье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрессемьи. Защитным механизмом,  используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность«через силу» постоянная подпитка внешними действиями.
4.«Враждебнный».
Людиэтого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладываниюна окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи.Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкатьсяи избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию,ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядкинапряжения  через активность, сотягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают опрогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодымлюдям иногда переносом этого отношения на весь мир.
5.Самоненавидящий.
Этоттип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие людикритикуют и призирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии,  недостаточно инициативны. Они пессимистичны,не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвойобстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают, факты старения, но они незавидуют, молодым, они не бунтуют, против собственной старости лишь безропотно принимают, что шлет судьба.Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.  
§3. Психологическое развитие и особенностиличности в пожилом возрасте.
Повопросу об изменении личности старых людей существует множество противоречивыхмнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность жизни старенияи на трактовку понятия «личность». Некоторые авторы отрицают, какиелибо существенные изменения личности в старости. Другие все соматические ипсихические изменения, да и саму старость считают заболеванием (Пархен и др.)Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различныминедугами и всегда заканчивается смертью.(2)          Это крайние точки зрения существуетеще множество вариантов.
Воткакое описание приводит в своей работе Е.С Авербух: «У людей в позднем возрасте, как правило, падаетактивность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. Впроцессе старения меняется отношение явлениям и событиям, изменяетсянаправленность интересов. Во многих случаях происходит сужение ин кругаинтересов  частое брюзжание,  недовольство окружающими.  Наряду с этим имеет место идеализациипрошлого, тенденция к воспоминанию. У старого человека за частую снижаетсясамооценка, возрастает недовольство забой неуверенность в себе.(1; с12)
Отмеченныеизменения не в одинаковой степени присущи всем людям в старости. Общеизвестно,что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности итворческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная»просветленность духа", они становятся мудрыми.(16; с131)
Ю.БТарнавский пишет о том, что старость — крайне критичный период времени. Онатребует всех сил личности, чтобы приспособится к окружающей обстановке. Нонередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу (50).Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами.Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становитсярассудительным, опытным.
Неминуемонаступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностейкомпенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками,приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются,  но это может быть успешно компенсировано  высоким уровнем суждений, широтой кругозора.
Такимобразом,  личность человека  по мере его старения изменяется, но старениепротекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональныйтип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так исоциально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческойактивности). «Человек стареет так и таким образом, как он жил в течениежизни и каким он был как личность.» (20)
Старениеличности может,   провялятся в выделенномзарубежными авторами синдроме «неприятия  старения», в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностямиличности и ограниченными в силу физического и психического постарениявозможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит  к явлению фрустрации и разным формамсоциально- психологической дезадаптации личности.(39)
Влияниесоциальных и психологических на процесс старения личности заключается в обрывепривычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилогочеловека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующейна личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физическогои  психологического одиночества, стольчастой в позднем возрасте.
Такимобразом,  изменения статуса человека встарости вызванной,  прежде всегопрекращением или ограничением  трудовойдеятельности  трансформацией ценностныхориентиров самого образа жизни и общения, а также возникновением различныхзатруднений как в социально — бытовой так и психологической адаптации к новымусловиям.  Точное и полное знаниеособенностей влияния социально — психологических и биологических факторов напроцесс старения личности позволит направленно изменить условия, образ жизни старыхлюдей таким образом, чтобы способствовать оптимальному функционированиюличности старого человека и оказывать тем самым сдерживающее влияние на процессее старения.
Однойиз важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ самого себя.Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях,преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение к себе.Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом отактуальной жизненной ситуации. Имеет место тенденция  к поддержанию постоянного представления особственном Я. Постоянство образа Я очень важно для сохранения личностного иэмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятиесобственного Я может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную рольиграет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой живетчеловек (49)
Распространенныев обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себепожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители позднейвзрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесцениваютсебя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и,следовательно, снижается и социальная активность.(8)
Г.Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях оказываютзначительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые пожилые людитвердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не всостоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контролянад своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и своюкомпетентность, и контроль над обстоятельствами жизни.(7)
Отрицательнаямодальность субъективного отношения к себе важный фактор не толькопсихического, но и физического старения человека.
Социально- психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тест, но связана сдругими неблагоприятными для них полноценного функционирования обстоятельствами.К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию,утрата личностно — значимых социальных ролей. В результате человек лишаетсясвоего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным изсистемы  межличностных связей, в которуювходят представители разных поколений. (  )
Такимобразом, стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложностии непривычности ситуации неопределенности. Человеку приходится самостоятельновырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностейжизни в условиях выхода на пенсию.
Влитературе содержатся противоречивые сведения относительно самооценки в позднемвозрасте. В одних работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет насамооценку, самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния.  При этом по отдельным данным самооценкаснижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие (Виноградов), а по другим даннымхарактерен высокий уровень самооценки в позднем возрасте в сочетание сосвойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения. (Болтенко)
А.ВБороздина и О.Н Молчанова в своей работе описывают результаты исследованиясамооценки.(10)
Приописании себя наиболее, часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловойсферы, женщины делают акцент главным образом на личностные качества. Значительноеместо в описании занимает сфера интересов, увлечений. Часть людей констатируетобщий интерес к миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Средиособо распространенных чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведениебесед.
Существеннойв самоописании является сфера социальных контактов и в частности семьи особеннозначима эта сфера для женщин. Также важное место занимает описание здоровья,самочувствия.  Все перечисленные темыявляются важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелыхнекоторые из них особо акцентируются.
Упрестарелых в вопросе выделения ведущего элемента самооценки, как основы регуляцииповедения, ориентация идет на реальную самооценку, а не на идеальную, что типичнодля предыдущих периодов жизненного цикла. (10)
Нарядус общими особенностями имеют место резко выраженные индивидуальные различиясамооценки.  Это является, по-видимому,следствием общего закона геронтогенеза — закона разнообразия проявляющегося втом, что показателем состояний, функций или свойств в этом периодеприобретают  усиливающуюся вариативность,значительно превышающую таковую в группах людей зрелого возраста.
Кромерассмотренных  эмоциональных и личностныхпроблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование вэтом возрасте.
Традиционнымвзглядом на интеллект старых людей была концепция «интеллектуальногодефицита», то есть считалось, что в старости наступает снижение общихумственных способностей человека.  Носовременные исследования не подтверждают эту концепцию. (56)
Нужноучитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрастезачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время,необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамкамивремени, то возможно более успешное выполнение задания.
Помере того как доля престарелых в населении увеличивается, все более важнымстановится понимание их когнитивного функционирования. Наиболее важный и существенныйвопрос заключается в том, насколько морфо-функциональные сдвиги, определяющиесябиологическими возрастными процессами, могут отражаться в психике человека,интеллектуальных характеристиках.(37)
Исследователисчитают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестовлиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта.В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллектпреимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач то встарости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которыестроятся на использовании накопленного опыта и информации. Большое значениеимеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человекзанимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального трудачасто сохраняют ясность ума до глубокой старости.
Американскиепсихологи считают, что в большинстве случаев снижение интеллектуальныхспособностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем    экономическими или социальными причинами,например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другимифакторами напрямую не связанные со старением. (56)
Важноеместо при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяетсяпамяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основномстрадает память на недавние события. Память на прошлое снижается только вглубокой старости.
Такимобразом, не сводится к процессу угасания. Активное приспособление к новойситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшегоразвития человека, в частности развитие его личности.
Притаком расположении проблемы старости возникает возможность и необходимостьподготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физическогосостояния индивида, но и требует создания условия для его психологическойадаптации, разработки мер психологического обеспечения.
§4. Психологические фактора старения
Человек,как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости,а затем постепенно начинает увязать, стареть и умирать. Старение и старость — нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза (1; с.9) Для этоговозрастного периода, как в прочем и для каждого периода жизни человека-детства,юности, зрелости — характерны свои особенности, своя возрастная норма.
Старениеи старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот период происходятсложные изменения в строении и функционировании всех систем организма.
Процесспсихического старения индивидуален, каждый старится по-своему, но вместе с темсуществуют некоторые общие закономерности психического старения человека.
     Какиеже изменения происходят в организме человека. Д.Ж. Курцмен пишет, что свозрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации.И мужч


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.