Реферат по предмету "Разное"


1. Предмет, метод и функции экономической теории

1. Предмет, метод и функции экономической теории. Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества. Система методов эк. теории: 1. Метод анализа и синтеза – анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом. 2. Метод индукции и дедукции – при методе индукции происходит исследование отдел. фактов, принципов и формирование общих теор. концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдел. явления. 3. Метод системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из опред. Кол-ва взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом. 4. Метод математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдел. эк. Явление или процесс. 5. Метод научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения отдел. несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов. Функции экономической теории: 1. Познавательная – позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет сво-ва субъектов экономики (фин.- кред. учреждения, предприятия, государство, население); 2. Методологическая – позволяет определять эк. теорию как основу для развития целого ряда др. эк. дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). Категории: товар, прибыль, спрос, деньги и т.д.; 3. Практическая – рекомендации по совершенствованию текущей эк. ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового нац. продукта и т.д. ^ 2. Сущность и основные черты рыночной экономики. Рыночная экономика-организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках производителей и потребителей, (господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование; вмешательство государства в экономику ограничено). В основе современной рыночной экономики лежит товарное хозяйство. Товарное хозяйство пришло на смену натуральному производству, которое характеризовалось практически полным отсутствием обмена между хоз. единицами. Современная рыночная экономика основывается на денежной форме собственности. Основными категориями сов. экономики являются товар (продукт труда, предназначенный не для собственного потребления, а для реализации на рынке) и деньги ( специфический товар, главной особенностью которого является возможность обмена на всевозможные виды др. товаров). Первоначальной формой денежных средств в экономике была товарная форма. На смену товарной форме пришла форма денег в форме монет или слитков и т.д. Потом пришли бумажные деньги. Их родиной является Китай (XIII в.). В России бумажные деньги появились в конце XVII в. Количество бумажных денег, которое может функционировать в экономике, должно соответствовать величине золотовалютных резервов. Если бумажных денег больше, то происходит инфляция. Экономические субъекты РФ: 1. Предприятия различных отраслей экономики и форм собственности. Цель: получение прибыли. Для этого предприятия приобретают необходимые ресурсы и организовывают процессы производства. 2. Фин.-кредитные учреждения (ЦБ РФ, коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, ипотечные банки) – осуществляют работу с населением, предприятиями, занимающихся их кредитованием, предоставляют услуги открытых депозитных счетов и т.д. 3. Население/домашнее хозяйство – является собственником рабочей силы и, предлагая ее на рынке труда работодателю, имеет возможность получать доход в форме заработной платы. 4. Государство – занимается макроэкономическим регулированием, проводит антиинфляционные положения, занимается социальным регулированием, демографическим положением и т.д. ^ 3. Ресурсы и факторы производства. Экономические ресурсы представляют собой совокупность материальных, природных, интеллектуальных и иных сил общества, которые могут быть использованы для производства различных товаров и услуг. Экономические ресурсы называют факторами производства и от того, как используются экономические ресурсы зависит: Доход тех, кто владеет факторами производства Результат работы предприятия Снижение затрат и цен на готовую продукцию Виды ресурсов: 1. Природные ресурсы (полезные ископаемые, энергия солнца, воды, лесные угодия и др.). Исчерпаемые и неисчерпаемые. 2. Трудовые ресурсы (численность населения в трудоспособном возрасте). 3. Материальные ресурсы (продукт человеческого труда; произведенные здания, оборудование, станки и др.). 4. Финансовые ресурсы (деньги, акции, ценные бумаги и др.). 5. Информационные ресурсы (информация о рынке сбыта продукции, о фирмах-конкурентах, об объемах потребительского спроса, о фирмах-поставщиках и т.д.). Выделяют следующие факторы: Труд – человеческие ресурсы Земля – природные, материальные ресурсы Капитал (материально-технические ресурсы, применяемые в производстве процессы) Предпринимательский фактор. Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которого являются блага, удовлетворяющие потребности человека. Природные ресурсы – это земля; этот ресурс охватывает все полезное, что дает природа. Цена за пользование этих природных ресурсов называется рента. Капитал – это средство производства, созданное людьми и денежные накопления, которые используются в производстве товаров и услуг, и все эти производственные ресурсы направлены на повышение производительности труда. Различают основной и оборотный капитал. Основной капитал - здание, сооружение, оборудование. Оборотный капитал - сырье, материалы и т.д. Предпринимательская деятельность – это разновидность трудовых усилий; это управленческие и организационные навыки, которые необходимы предпринимателям, фирмам для производства товаров; особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства, с целью максимизации дохода. ^ 4. Экономическая система и ее производственные возможности. Проблема выбора оптимального объема производства. Кривая производственных возможностей. Экон. система – это система связей между производителями и потребителями матер. благ и услуг; это совокупность экон. процессов, которые совер-ся в общ-ве на основе имущ. отношений и организационных форм. На практике выделяют: рыночную (частная собственность на экономические ресурсы, свобода выбора, конкуренция, опирающаяся на личные интересы, ограниченная роль государства), командно-административную (основана на государственной собственности практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики; централизованное планирование), смешанную (Ей присущи черты обеих экономик; основана на частной и государственной собственности, характеризуется вмешательством государства в экономику, когда рынки не справляются с размещением ресурсов, обращаются к государству). Основные черты современной экономической системы: социальная ориентация, высокая эффективность, современные технологии, использование научных разработок на всех уровнях хозяйствования, совершенствование отношений собственности и ее развитие, экономическая свобода, развитая система хозяйственного законодательства, достижение макроэкономического равновесия. Проблема выбора оптимального объема производства – одна из проблем современной экономики – упрощенная модель экономической системы, в которой все имеющиеся ресурсы будут полностью расходоваться на производство только двух видов товаров. Если ресурсы полностью расходуются на изготовление первого вида товаров, то ни одна единица второго товара изготовлена быть не может. И наоборот. Существуют промежуточные варианты, при которых ресурсы будут распределяться между двумя видами товаров. График кривой производственных возможностей показывает оптимальный объем производства двух видов товаров, при которых эк. ресурсы полностью расходуются. Точки ниже кривой показывают неэффективный объем выпуска. Точки выше кривой характеризуют недостижимый в данный момент времени объем производства. В долгосрочный период времени, в связи с появлением новых технологий, можно более экономично и рационально использовать ресурсы. Тогда граница производственных возможностей может измениться, что позволит производить большое количество товаров. ^ 5. Спрос на товар: сущность и факторы его определяющие. Закон спроса. В экономической теории под спросом понимается платежеспособная потребность населения в отдельных товарах или услугах. Объем и спрос потребителя на товар зависит от множества факторов, главной из которых будет являться цена на товар. Также: 1. величина доходов потребителя; 2 спросы и предложения потребителя; 3. цены на товары-заменители. 4. число покупателей. Закон спроса: обратная зависимость между ценой и величиной спроса, т.е. чем ниже цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) может быть куплено и наоборот (А. Курно). Функция спроса: показывает зависимость между количеством блага, на которое предъявляется спрос, и факторами, определяющими это количество. Qdx=f(Px), где Qdx– количество товара X, на которое предъявляется спрос, Px – цена товара X. Каждая точка, расположенная на кривой спроса будет показывать объем спроса потребителя на товар по конкретной рыночной цене. При увеличении доходов потребителя его объем спроса на товар по каждой из цен будет возрастать. И наоборот. Факторы, смещающие кривую спроса: 1. Цены на другие товары. Два вида товаров: товары-субституты (товары-заменители, напр. сливочное масло и маргарин) - прямая связь между ценой на один товар и спросом на другой; и взаимодополняемые товары (автомобиль и бензин) – обратная связь между ценой на один товар и спросом на другой. 2. Доход – количество денежных средств, которыми располагает потребитель. 3. Вкусы и предпочтения потребителя. 4. Число покупателей – большое число покупателей обуславливает повышение спроса и наоборот. 6. Предложение товара. Равновесие спроса и предложения. Предложение-это количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок при сложившихся ценах. Величина предложения то кол-во товаров, которые производители могут и готовы поставить на рынок по данной конкретной цене. Закон предложения: чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено на рынке. Функция предложения выражает зависимость между количеством предлагаемого блага и факторами (цена, ресурсы, технологи, налоги, дотации, климатические условия), определяющими их количество. Qsx=f(Px), где Qsx– количество товара X, предлагаемого на рынке, Px – цена на товар X. График предложения показывает, какое количество товаров производители продали бы при разных уровнях цен (при прочих равных условиях). Если объемы предложения будут увеличиваться, то график будет смещаться вправо-вверх. При снижении – влево-вниз. Факторы, смещающие кривую предложения: цены на ресурсы, новые технологии производства, налоги и субсидии, цена на другие товары (конкуренты), ожидания, количество продавцов. Рыночное равновесие – это ситуация, при которой продавцы и покупатели товара приходят к соглашению о цене и объемах продажи. Равновесная цена - это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишков, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного кол-ва товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и кол-во товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. Точка пересечения кривых спроса и предложения к примеру, А) – это и есть равновесный объем спроса и предложения. Точки выше А – это излишки, т.е. увеличение цены, при которой не хотят покупать. Точки ниже А – снижение цены; возникает дефицит, потому что увеличивается спрос. ^ 7. Эластичность спроса по цене, доходу потребителя. Эластичность предложения. Эластичность – категория, позволяющая определить, каким образом потребитель будет изменять объемы спроса на товар в зависимости от изменения его цены. Спрос на товар, во-первых, может быть эластичным. Это означает, что потребитель реагирует на увеличение или уменьшение цены товара. Во-вторых, спрос на товар может быть неэластичным – это означает, что изменение цены на товар не повлияет на потребительский спрос, либо изменит его незначительно. Ситуация единичной эластичности спроса – пропорциональное изменение цены товара и объема спроса на него. Виды эластичности спроса: 1. Ценовая эластичность спроса – Ep=-(∆Q/Q:∆P/P), где ∆Q – величина, которая характеризует изменение объема спроса на товар, Q – первоначальный объем спроса; ∆P – величина изменения цены товара; P – первоначальная цена на товар. При Ep>1 – эластичный спрос, Ep1 – товары A и B взаимозаменители (чай, кофе), SabПоказатель эластичности предложения – Ss=-(∆Qs/Qs:∆Ps/Ps) – данный показатель позволяет определить, каким образом изменится объем предложения товара в зависимости от изменения его цены. Если Ss>1, то объем предложения по цене является эластичным. Если Ss=1, то это единичная эластичность предложения (изменяется в тех же пропорциях, что и цена). Если Ss ^ 8. Сущность денег, их функции и формы. Деньги - это особый, общественно-признанный товар - всеобщий эквивалент. На современном уровне деньги - активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления. Сущность денег проявляется в их функциях: 1. Функция измерения стоимости товаров. Денежное измерение стоимости товаров представляет собой цену. У денег есть стоимость, но нет цены, а товары могут обладать и стоимостью, и ценой. 2. Функция обмена. Деньги являются посредником при обмене товаров на рынке, и обмен товаров на деньги возможен в связи с тем, что они обладают покупательной способностью. 3. Функция денег как средств накопления. Денежные средства изымаются из обращения, тем самым нарушая основной принцип организации денежной системы, т.к. деньги должны работать. 4. Функция денег как средств платежа. Данная функция денег возникает в связи с продажей товаров в кредит. Покупатель имеет возможность получить товар в личное пользование и выплачивать его стоимость в течении определенного периода времени и при этом деньги выполняют функцию средства платежа. 5. Функция мировых денег. Данная функция позволяет осуществить покупку и продажу товаров не только в рамках отдельного государства, но и между другими странами. Основные формы денег в экономике: 1 Форма товарно-денежных эквивалентов (продукты, шерсть и т.д.). 2. Золотые и серебряные монеты (полноценные монеты, так как вес монеты совпадает с ее стоимостью). 3. Бумажные деньги (денежные знаки, которые выпускаются государством; обладают покупательной способностью). 4. Билонные монеты (неполноценные монеты, т.к. их стоимость превышает их реальную стоимость, т.е. затраты на их изготовление). 5. Электронные деньги (электронные карты, и т.д.). 6. Кредитные деньги (знаки стоимости, которые возникают на основе замещения имущественных обязательств населения, частных лиц, государства (дипозитные деньги; чеки; вексель – письменное обязательство заемщика об оплате кредитору; банкноты – письменные обязательство банка, в соответствии с которым банк обязуется по требованию предъявителя выплатить указанную в банкноте сумму)) ^ 9. Денежная система, денежный рынок и обращение денег в экономике. Денежная система – исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Между ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке, - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования. В современной экономике используется в основном безналичная форма. Уравнение Маркса (денежные средства в наличной форме): Д=(Ц-К+П-ВП)/С, где Ц – сумма цен товаров, подлежащих реализации; К – сумма цен товаров, проданных в кредит; П – сумма цен ранее проданных товаров, платежи по которым осуществляются в текущем периоде; ВП – сумма взаимопогашаемых платежей; С – скорость обращенных денег; Д – количество денежных платежей. Скорость обращения денег – количество сделок в купле-продаже, которые могут быть обращены с помощью одной денежной единицы за определенный период времени. Чем выше скорость обращения денег, тем меньше их количество потребуется для денежного обращения и наоборот.Под денежным рынком понимают совокупность отношений между банковской системой, создающей всеобщие платежные средства - деньги, и остальными макроэкономическими субъектами, предъявляющими спрос на них. ^ 10 Денежная масса. Величина спроса на деньги. Уравнение Фишера. Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется государством, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита Федерального бюджета. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (тяжелая промышленность или легкая), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок за кредит, использование электронных технологий в банковском деле. Спрос на деньги существует, потому что люди хотят приобретать определенные блага (товары). Количественное выражение спроса опирается на уравнение денежного обращения, который сформулировал Фишер: M*V=P*Q, где M – масса денег в обращении; V – скорость оборота денег; P - средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров или услуг. В уравнении показано, что количество денег, необходимое для обращения, умноженное на число их оборотов в год равно объему ВНП. Преобразуем уравнение Фишера: V=PQ/M, M/PQ=1/V. Полученное уравнение показывает, что отношение количества денег, находящихся в обращении, к номинальному доходу есть величина обратная скорости обращения денег. Умножим обе части на PQ, и получим: M=PQ/M. Количество денег в обращении равно отношению номинального дохода (ВНП) к скорости обращения денег. Если мы М заменим на MD – величину спроса на деньги, то количество денег, которое требуется экономическим агентам (фирмам, частным лицам), будет равно: MD=PQ/V. Величина спроса на деньги зависит от: абсолютного уровня цен (чем выше цены, тем больше требуется денег в обращении); от уровня реального объема производства (по мере роста объема производства растут реальные доходы, что подразумевает и рост спроса на деньги); от скорости оборота денег в обращении (все параметры, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги). ^ 11. Инфляция: причины, формы проявления. Инфляция - это снижение покупательской способности денег, их обесценение и в результате возрастание общего уровня цен. Раньше инфляция рассматривалась как нечто из ряда вон выходящее, связанное с войнами и кризисами. Теперь рассматривается как естественное следствие сбоев денежного механизма. Причинами инфляции может служить: Превышение совокупного спроса над совокупным предложением. Если экономика будет пытаться тратить больше чем она способна производить. "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров"; Рост издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Таким образом, повышение издержек на единицу продукции приводит к инфляции. Инфляция бывает открытая и подавленная. Открытая инфляция выражается в росте цен. Подавленная инфляция характеризуется тем, что цены и заработная плата находятся под жестким контролем государства, а основной формой ее выражения является всеобщая нехватка товаров. Еще, инфляция бывает умеренная (не более 10% в год) и гиперинфляция достигающая сотен процентов. Социально-экономическими последствиями инфляции является резкое перераспределение доходов от тех групп населения, сбережения которых были в деньгах, потерявших свою ценность, и теми группами населения, которые в период инфляции в условиях разбалансирования темпа падения цен успели купить товары.Особенностью Российской инфляции является то, что почти во всех случаях ее возникновения причиной инфляции было избыточное печатание денег центробанком с целью устранения этими деньгами кризисов в экономической политике. ^ 12. Предприятие: процесс и результаты деятельности. производственная функция. Изокванты. Главной целью предприятия является получение максимальной прибыли от своей деятельности. способы максимизации: 1. Сокращение издержек производства. 2. Увеличение объемов производства и реализации продукции. Производственная функция показывает зависимость между объемом используемых ресурсов и величиной производимой продукции. В целом, объем производства будет находиться в зависимости от объемов использования различных видов ресурсов (природных, финансовых, трудовых, технических). Рассмотрим простейшую модель производственной функции, в которой будет учитываться влияние двух факторов (труд, капитал): Q=F(L,K), где Q – максимальный объем производимой продукции; L – затраты труда на изготовление продукции; K – затраты капитала. Свойства: 1. Труд может заменять капитал и наоборот, но существуют определенные границы этого замещения; 2. В работе предприятия могут быть выделены краткосрочные и долгосрочные периоды (в краткосрочный период времени изменить объемы производства продукции только с помощью изменения рабочего времени; в долгосрочный период могут быть изменены объемы использования как труда, так и капитала). Изокванта – графическое изображение производственной функции. Совмещение на одной координатной плоскости нескольких графиков производственной функции называют картой изоквант. 1>1>1> 13. Индивидуальное воспроизводство предприятия. Инд. Воспроизводство предприятия – это непрерывно повторяющийся процесс производственного соединения фактического производства с целью создания товаров, получения доходов в рамках относительно обособленных звеньев экономики, основанных на разделении труда. Модель индивидуального воспроизводства предприятия: Д – денежные средства, на которые приобретают сырье, материал, нанимается рабочая сила; РС – рабочая сила, персонал; СП – средство производства; Т – товар; П – процент изготовления продукции (2 стадия); Т’ – товар, который произведен и предназначен для реализации на рынке (Т’ должен быть больше Т); Д’ – доход (Д’ должен быть больше Д). разница между Д и Д’ – это прибыль. Оборот капитала – это его кругооборот, рассматриваемый как непрерывно возобновляемый процесс. Время оборота – это период, в течении которого ресурсы, пройдя сферу производства и обращения, возвращаются к исходной (денежной) форме. Время оборота=Время производства+время обращения. Время производства – это вторая стадия. Время обращения – первая и третья стадии. На первой стадии капитал переходит из денежной формы в товарную. На третьей стадии – капитал из товарной формы переходит в денежную. Скорость оборота является числом оборотов ресурсов, совершаемых в течении года. Число оборотов определяется по формуле: N=O/t, где N – число оборотов в год; O – принятая единица времени; t – время оборотов данных ресурсов. ^ 14. Совокупный, средний и предельный продукты переменного фактора производства. Для того, чтобы определить эффективный объем выпуска продукции предприятия, нужно проанализировать величину среднего объема производства, которая будет изменяться в зависимости от объемов использования переменного фактора или труда. Средний продукт труда – APL=TPL/L, где TPL – объем производства (выпуска продукции); L – затраты труда (в час). Предельный продукт труда – позволяет определить, на сколько увеличится (уменьшится) общий объем производства при увеличении использования переменного фактора производства на одну единицу – MPL=∆TPL/∆L, где ∆TPL – изменение объема выпуска продукции (шт.); ∆L – увеличение затрат труда (в час). Форма кривой TPL характеризует действие убывающей или возрастающей отдачи от масштабов производства. Числа графика от начало координат и до максимального значения совокупного продукта показывают возрастающий эффект от масштабов производства, т.е. каждая дополнительная единица труда позволяет предприятию увеличить объем выпускаемой продукции. Числа графика от значения максимального объема выпускаемой продукции показывают убывающий эффект от масштабов производства. При этом каждая единица затрат труда будет приводить все к меньшим извлечениям выпускаемой продукции. ^ 15. Сущность и виды издержек производства и обращения. Издержки - затраты, связанные с производством данного товара или услуги (экономического блага). Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит: уровень цен; величина прибыли; конкурентоспособность; положение на рынке. Сущность - без них нельзя обойтись; необходимо снижать издержки для получения большей прибыли. Структура издержек определяется их природой, происхождением (налоги, з/п, сырье, земля, капитал). Величину издержек необходимо учитывать и измерять. Различают следующие виды издержек: 1. Издержки производства (затраты на различные виды ресурсов, которые необходимы для осуществления процессов производства): явные (непосредственные затраты на приобретение необходимых материалов, оборудования, на зарплату и т.д., т.е. затраты факторов пр-ва, приобретаемые у поставщиков) и неявные (упущенная выгода, если предприятие не получает доход, т.е. затраты собственных ресурсов). 2. Издержки обращения (затраты, связанные с реализацией произведенной продукции): дополнительные (затраты на хранение, транспортировку продукции) и чистые (затраты на рекламу, специализированные маркетинговые мероприятия, на систему сбыта). Различают также: зависящие издержки от объемов выпускаемой продукции – переменные издержки производства, потому что они изменяются вместе с изменением объема выпускаемой продукции (затраты на сырье, зарплату рабочим); независящие издержки – постоянные издержки (зарплата административно-управленческого аппарата, арендная плата, коммунальные услуги и т.д.). Общие - сумма издержек на пр-во и реализацию товара. Удельные - все затраты на единицу продукции. Альтернативные - стоимость которую можно было бы получить посредством иного, альтернативного пр-ва, от которого пришлось отказаться ради конкретного пр-ва Они имеют смысл при ограниченности ресурсов. Бухгалтерские издержки - разница между валовой выручкой и стоимостью израсходованных ресурсов в рыночных цена. ^ 16. Постоянные, переменные и совокупные издержки производства. Графики постоянных, переменных и совокупных издержек. Постоянные - затраты, которые не зависят от объема продукции (зарплата административно-управленческого аппарата, арендная плата, коммунальные услуги, затраты на охрану территории). Переменные - затраты на пр-во, зависящие от объема выпускаемой продукции или услуг (затраты на приобретение сырья). TC=FC+VC, где TC – совокупные издержки производства; FC – постоянные издержки производства; VC – переменные издержки производства. Средние издержки производства – величина затрат ресурсов в расчете на одну единицу выпускаемой продукции. AC=TC:Q, где AC – средние издержки; Q – объем производства; TC – совокупные издержки производства. С увеличением объемов выпускаемой продукции средние издержки производства сокращаются из-за действия возрастающего эффекта от масштабов производства. AVC=VC/Q, AFC=FC/Q, AVC+AFC=AC, где AVC – средние переменные издержки, AFC – средние постоянные издержки. ^ 17. Взаимосвязь между издержками производства и прибылью фирмы. Предельные издержки. Прибыль, которую предприятие может получить в результате своей деятельности, зависит от того, на сколько рационально и эффективно используются имеющиеся ресурсы. И для оценки наиболее эффективных объемов выпуска продукции необходимо сравнивать средние издержки производства и прирост совокупного объема выпуска продукции. Для того, чтобы определить, каким образом изменяются общие издержки производства, при увеличении объемов выпуска продукции, необходимо рассчитать предельные издержки производства. MC=∆TC:∆Q, где MC – предельные издержки производства; ∆TC – изменение совокупных издержек; ∆Q – изменение (приращение) объема выпуска продукции. Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы. ^ 18. Сущность конкуренции, ее виды, формы. Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Формы конкуренции: Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция – рыночная ситуация, при которой на рынке присутствует ограниченное количество фирм, которые предлагают потребителю однородную или стандартизированную продукцию и устанавливают уровень цены, которая будет устраивать все фирмы, входящие в рынок несовершенной конкуренции. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства. Виды конкуренции: 1. Внутриотраслевая конкуренция – в качестве субъектов конкурируют предприятия одной отрасли экономики. Объект конкуренции: условия производства и сбыта продукции. 2. Межотраслевая конкуренция – соперничество предприятий различных отраслей экономики. Объекты: наиболее прибыльная сфера, в которую можно инвестировать капитал. Методы ценовой и метод неценовой конкуренции: 1. цен. конк. предпол. сокращение издержек произ-ва, сниж. цен, по кот. продукт реализуется на рынке, при этом кач-во и ассортимент продукта остаются неизм. 2. нецен. конк. – изменение кач. хар-тик прод., расшир. ассор-та, предоставление потр-лю доп. комплекса услуг. Реклама. ^ 19. Монополизация сфер производства и обмена. Формы монопольных объединений. Монополистическая конкуренция - одна из форм нес-ой конкуренции. Мо-я ко-я представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит не одинаковую, а диффер-ую продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовл-щие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разнов-ь продукции в относ-но небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях мон-кой конк-ии, не учитывает ответную реакцию конк-ов на свои действия, так как в усл-х большого числа фирм это сделать невоз-о. На рынке действует множ-о фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Формы монопольных объединений: Внутриотраслевые объединения: 1. Картель – объединение предприятий, которые договариваются об установке производственных квот (доля предприятий на рынке) и ценах на производимую продукцию. 2. Синдикат – договор об объединении коммерческой деятельности фирм, входящих в синдикат. Товары и продукция могут производиться различными предприятиями, но будут реализовываться под общей, единой торговой маркой. Межотраслевые объединения: 1. Трест – объединение предприятий различных отраслей экономики, основанное на акционерном капитале. Предприятие теряет свою самостоятельность, а управление им будет осуществляться владельцами акций. Могут основываться на вертикальном, либо горизонтальном объединениях (между собой объединяются предприятия, которые специализируются на производстве конкурентной продукции). 2. Концерн – объединение группы дочерних предприятий вокруг единой материнской компании. Предприятие покупает пакет акций дочерних компаний. 3. Конгломерат – объединение предприятия особого типа, которое будет строиться на основе диверсификации капитала – процесс, при котором капитал проникает в сферы деятельности отрасли, которая не связана с основной сферой деятельности предприятия. В ситуации кризиса имеет возможность переносить капитал из одной сферы деятельности в другую, что делает конгломерат наиболее устойчивым объединением. Контроль осуществляется только через финансовую сферу, при этом коммерческая деятельность будет являться независимой. ^ 20. Виды рыночных структур при несовершенной конкуренции. 1. Монополистическая конкуренция - предполагает, что на рынке присутствуе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.