Реферат по предмету "Философия"


Материализм и его разновидности

Содержание
Введение
1. Сущность материализма. Его разновидности
1.1 Материализм
1.2 Разновидности материализма
1.3 Влиятельные современные теории
2. Соотношение материализма и идеализма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Философия как научная дисциплина имеет целый рядспецифических вопросов, которые она призвана решать. Один из основных вопросовфилософии — вопрос об отношении мышления к бытию.
Данный вопрос философии в пользу первичности материи,природы, бытия, физического, объективного решает материализм; рассматриваетсознание и мышление как свойство материи в противоположность идеализму.
Признание первичности материи означает, что:
материи никем не сотворена, существует вечно;
пространство и время объективно существующие формы бытияматерии;
мышление неотделимо от материи, которая мыслит;
а единство мира состоит в его материальности.
Отвечая на вопрос об отношении мышления к бытию, о том, чтоявляется первичным: дух или природа, философы разделились на два лагеря.
Философы, утверждающие, что дух существовал прежде природы,и составили идеалистический лагерь. Философы основным началом считавшиеприроду, примкнули к школам материализма. Соотношениематериализма с идеализмом и ныне остается в центре развития философской мысли.
Таким образом, это проблема всегдашняя, неискоренимая, исегодня является достаточно актуальной.
Цель работы: раскрыть сущность понятия «материализм»и кратко охарактеризовать его разновидности, а также проблемы их соотношения.
Работа состоит из введения, основной части, заключения исписка литературы. Общий объем 17 страниц.
1. Сущность материализма. Его разновидности1.1 Материализм
Материализм (рис.1) [1] — философское направление, которое исходит из того, что:
мир материален, существует объективно, внесознания инезависимо от сознания;
материя первична — никем не сотворена — существует вечно;
сознание и мышление — это свойство материи;
мир, его закономерности познаваемы.
/>
Рисунок 1 — Материализм
Философы и философские школы, которые отдавали преимуществоМатерии, считали ее первичной, а Дух (Сознание) — производным и зависимым отМатерии, назывались философскими школами материализма, или просто — материализмом.
Материализм — философия марксизма, философия ЛюдвигаФейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура,Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считаясознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражениевнешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.
В обыденном же мировоззренческом видении материалистаминазывают тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое местоставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.
В основе мира лежит материальное начало (причины) — материя,атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения исуществования идеального (духовного), так например, материалисты считают:
в природе материальной основой материю; в результатепоследующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческоесознание);
в обществе главными движущими силами развития соответственно- материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальныеидеальные (духовные) сферы — культуру, образование, науку и т.д.
Материализм имеет продолжительную историю. Началаматериализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал,что все возникает из воды и в неё превращается.
В современном смысле материализм начинает зарождаться сработ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпохуфранцузского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводяего к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает вXIX веке.
Основные линии развития материализма представлены наивным материализмомдревней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектическийматериализм К. Маркса и Ф. Энгельса.1.2 Разновидности материализма
В общих чертах в рамках материалистической философии можновстретить разные формы материализма. Исторически первая и простейшая форма — наивный (стихийный) материализм древних — под материей подразумевались материальныесостояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживалиськак глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результатеобыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.
Большинство первых философов считало началом всего лишьматериальные начала, т.е. то из чего состоят все вещи, то из чего из чего онивозникают, и во что затем превращаются; и потому полагают, что ничто невозникает и не исчезает, т.к такое естество всегда сохраняется.
Они пытались все многообразие мира свести к одной из этихстихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит — огонь, Фалес — вода,Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота).
В античном материализме в зародыше содержались всепозднейшие течения: механистический, диалектический, вульгарный.
К наивному материализму можно также отнести и материализм естественнонаучный- разновидность материализма, оформляющаяся как мировоззренческое обобщениеучёными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Современныйестественнонаучный материализм получает дальнейшее развитие благодаряисследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем.
Метафизический материализм появляется после открытия законовмеханики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физическиевзаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если этизаконы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чеммеханические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведениесложного к более простому).
Более сложные явления имеют свои более сложные законы, потому,описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот жематериализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи отнизшего к высшему, от простого к сложному.
Метафизический материализм признает материю извечнонеизменной основой действительности, а отсюда в мире нет никаких внутреннихпротиворечий, нет развития, нет никаких качественных изменений. А то, что мынаблюдаем — это только временные связи между собой элементов материи. А так какколичество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов такжеисчерпаемы, поэтому происходит не развитие, а повторения через определенныйпромежуток времени одного и того же.
Вид комбинаций материальных частиц обусловлен внешнимипричинами — это случай, закон тяготения, положение в пространстве и т.д.
Вариант метафизического материализма — вульгарный материализм — направление,получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм неусматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысльматериальна.
Сторонникивульгарного материализма:
полностью отрицали дух (идею) как реальность;
единственной реальностью считали материю;
отрицали за сознанием качество идеальности, пыталисьобъяснить сознание как химический процесс;
были атеистами;
в своих исследованиях опирались на достижения естественныхнаук (закон сохранения энергии, сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);
придерживались идеи географического детерминизма (влияниегеографии, климата на человека и иные процессы бытия);
отвергали диалектику;
всему стремились дать однозначное объяснение, исключающеедвойственность и противоречия (по принципу «черное-белое»);
значительно упрощали положения традиционного материализма.
Представители данного направления упрощалиматериалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя егос материей («мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь»; «нетмысли без фосфора»),[2]и отвергали необходимость разработки философии как науки.
Высшей, современной формой материализма является диалектическийматериализм (диамат) — философское учение, утверждающее первичность материи ипостулирующее три основных закона её движения и развития:
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания.
Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса,Энгельса и Ленина. В отличие от остальных видов материализма, не сводит материютолько к веществу, материя охватывает и физические поля, и происходящиепроцессы. Диалектический материализм преодолевает все недостатки наивного иметафизического материализма.
Его суть: Материя первична, сознание вторично, нопервичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основногофилософского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув вматерии, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. междуматерией и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Центральная идеядиалектического материализма — взаимопроникновение и взаимопорождениепротивоположностей.
Диалектический материализм был фактически советской государственнойфилософией и одновременно служил методологической основой советской науки. Втечение довольно длительного периода они были канонизированы в странахсоциализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходитотказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философскихконцепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемыонтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в планедиалектического материализма.
Исторический материализм — теория развития общества,разработанная в 19-20 веках в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Основныеее тезисы изложены Марксом в предисловии к «К критике политическойэкономии»: [3]
Фундаментальная основа общества — материальное производство,оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание.
Исторический процесс есть последовательная и закономернаясмена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершен-ствованиемпроизводительных сил.
Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишьсубъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельнойсамостоятельной объективной направленности.
Гегель в своей работе «Философия истории» предположил,что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало,высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Историческийматериализм окончательно отбросил опору на идеализм.
Маркс считал, что причиной и движущей силой историческогоразвития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые сразвитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективнаи, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в историческихпроцессах. «Способ производства материальной жизни обусловливаетсоциальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людейопределяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».[4]
Энгельс рассматривает экономические условия — характер испособ, которым люди определенного общества производят средства поддержаниясобственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющееобщественное развитие.
Исторический материализм стремится быть не только орудиемпознания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти),могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методомявляется позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самуювозможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическаякартина мира, но главным образом, законы диалектики.
Исторический материализм верит в прогресс, в способностьчеловека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цельисторического развития — счастье для всех.
Кроме названных, необходимо также отметить и следующиеразновидности материализма:
1) Физический материализм, который усматривал в материиконечную физическую реальность (классическая механика); его принципыпоколеблены данными новейшей физики.
2) Биологически и/или физиологический, материализмвыставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегаеткачественным различием между материальным и нематериальным (Ж. Ламетри, В.М. Бехтерев).
3) Этический материализм — он признает достойными толькополезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признаниецарства автономной нематериальной ценности.
Материализм в социальном плане имеет свои основания вдеятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентированна отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивногоизменения общественной жизни.
 1.3 Влиятельные современныетеории
В 20 веке в западной философии материализм развивался восновном как механистический, но у ряда западных философов-материалистовсохранялся и интерес к диалектике. В отличие от античного материализма,материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека. [5]
К материализму часто относят:
натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места вприроде;
эмпиризм, который расценивает как реальное только то, чтоможет быть воспринято посредством естественнонаучных методов;
неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснениедуховно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмомвсё же назвать нельзя, потому что он:
отвергает саму постановку вопроса о самостоятельномсуществовании какого-либо бытия вне познающего мышления;
считает возможным только анализ ощущений исистематизирующего их языка;
отчасти материалистична и философия Б. Рассела и его школы: хотяон и отрицает понятие субстанции, мышление считает классом событий в мозгучеловека.
Материализм конца XX и начала XXI века представленфилософским направлением «онтологической философии», лидером которогоявляется американский философ Барри Смит.
Философский материализм именно потому можно назватьсамостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем,постановка которых исключена другими направлениями философского познания.
Еще одной в какой-то мере расширяющей материалистическоепредставление можно назвать принцип «Семантического экстернализма», вкотором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Для понимания специфики философского знания рассматриваемоговопроса необходимо затронуть вопрос о соотношении материализма и идеализма,который мы и рассмотрим в следующей главе.
2. Соотношение материализма и идеализма
 
Извечныйфилософский вопрос, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Этотвопрос является главным для философии, составляет основу любого философскогопостроения. От характера его решения зависит деление всех философов надве школы, представляющие противоположные направления в философии — идеализм иматериализм.
Изучая мир в целом в его мировоззренческом восприятии,философия установила, что все существующее в мире можно разделить на двакачественно отличных друг от друга виды: Материя и Дух. Философы издавнапытаются определить специфику каждого из них: установить характер взаимосвязи ивзаимодействия между ними; свести их друг к другу или решительно размежевать их.Трудно найти философа или философскую школу, которые не касались бы вопроса осоотношении материи и сознания.
Таким образом, вопрос об отношении мира и человека естьосновной вопрос философии, который имеет следующие стороны:
1. Что первично, сознание или материя?
2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е.познаваем ли мир.
Противоположность идеализм и материализм фиксируется самымиразными мыслителями. Так, немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называлЭпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом.
Марксистская философия считает проблему соотношения Духа иглавным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения.
Классическое определение обоих направлений было данонемецким философом Ф. Шлегелем. «Материализм, — писал он, — все объясняетиз материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всехвещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материииз духа или же подчиняет ему материю». [6]
Для материализма характерна опора на науку, доказательностьи проверяемость утверждений.
Примером сопряжения материализма и идеализма может служитьпозиция деизма. Еще нагляднее единство позиций материализма и идеализмаобнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики искептики были как в лагере материализма, так и идеализма, а принциппознаваемости мира отстаивался не только материалистами, но и идеалистами.
С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме,дуализме и плюрализме.
Монизм — философская концепция, согласно которой мир имеетодно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Следовательномонизм может быть двух видов — идеалистический и материалистический. Первыйвыводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данныхестествознания.
Согласно второму, материальное обусловлено идеальным (духовным).Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием,идеей, богом.
Дуализм — учение философии, утверждающее равноправие двухпервоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например,Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая(дух) и протяженная (материя).
Плюрализм предполагает несколько исходных оснований. Воснове лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примеромздесь служит теория древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всегосущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос опознаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия.
Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познанияокончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Ониполучили название агностиков, а философская позиция, которую они предоставляют,- агностицизм (непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали ипредставители родственного агностицизму направления — скептицизма, которыеотрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел унекоторых представителей древнегреческой философии.
Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разумаи познания и утверждают способность человека получать достоверное знание,объективную истину.
Отметим также — идеальное и материальное имеетдиалектическую взаимосвязь, т.е. с течением времени материальное становитсяпричиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния.
Наука неоднократно опровергала идеалистические взгляды. Пример,биологическая эволюция опровергла идеалистические представления о разумном(«по образу и подобию», с целью, по замыслу) сотворении человека идругих живых организмов.
Не менее часто опровергались и материалистические идеи. Разницалишь в том, что материалистические теории заменяются новыми материалистическимивзглядами, в то время как идеалистическим теориям не всегда на смену приходитновая идеалистическая концепция, иногда их сменяют материалистические подходы. [7]
Заключение
Согласно материализмуматерия вечна, независима, неуничтожима и первична — источниквсех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание иидеальное — вторично, определяется материальным. Достоинство материализма — опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона — недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) ивсего идеального. Видыматериализма:
материализм наивный — первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит изматериальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал,атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека ибогов (Фалес Милетский,Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.).
метафизический(механистический) материализм Нового времени — в основе его лежитизучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится кмеханической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, К. Гельвеций и др.)
вульгарныйматериализм — сводит идеальное к материальному, сознаниеотождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
диалектическийматериализм — представляет органическое единство материализма идиалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении иразвитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этогосамодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различныеэтапы развития (К. Маркс, Ф. Энгельс). Сознание — свойство материи отражатьсаму себя. Бог — идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятныхявлений.
историческийидеализм — рассматривает общество как систему, обусловленнуюуровнем развития производительных сил.
Материализм и идеализм — главные направления в философии. Ихосновное различие определяется решением вопроса о соотношении материального идуховного.
Список использованной литературы
1.  Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов.- М.: Республика, 2005. — 623 с.
2.  Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В. Ильин,А.В. Машенцев. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
3.  Корниенко А.А. Философия. Учебное пособие / А.А. Корниенко. — Томск: ТПУ,2007. — 112 с.
4.  Момажян К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момажян. — М: Владос,2001. — 418 с.
5.  Руткевич М.Н. Диалектический материализм: курс лекций для филос. фак. /М.Н. Руткевич. — М.: Мысль, 1973. — 527 с.
6.  Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И. Семёнов. — М.: Современныететради, 2003. — 776 с.
7.  Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое,настоящее, будущее / Ю.И. Семёнов // Новая и новейшая история. — 1996. — №3. — С.80-84.
8.  Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической философскойконкретике и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. — 1990. — №8. — С.83.
9.  Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т. Таганский.- М.: Мысль, 1959. — С.333-337.
10.     Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ,2000. — 103 с.
11.     Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. В 2-х т. Т.2. — М.:Мысль, 1983. — С.104-105.
12.     Якушев А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.