1. Содержание и общие черты эк. цикла. Фазы цикла Признаки цикличности: 1. Наличие колебаний уровня производства 2. Неравномерность прироста, разные его величины не являются колебаниями Колебания – смена положительной динамики отрицательной. 3. Периодичность колебаний 4. Наличие в колебаниях повторяющейся единицы цикла. Цикл состоит из 4 фаз в соответствии с классич. теорией: 1. КРИЗИС (перепроизводство товаров; резкое падение цен из-за превышения предложения над спросом; сокращение размеров производства; массовое банкротство – товары не реализуются; рост безработицы и падение зар. платы; нарастание кризисных явлений в денежно-кредитной системе – повышается ставка процента, падает курс акций) 2. ДЕПРЕССИЯ (рассасывание избытка товаров; приостановка резкого падения цен; прекращение спада производства; падение процентной ставки до мин. уровня) 3-4. ОЖИВЛЕНИЕ И ПОДЪЕМ (быстрый рост производства 40-60%; повышение товарных цен 30-50%; сокращение безработицы из-за расширения объема производства; повышение зар. платы; кредитная экспансия – расширение размеров кредита, рост процентной ставки) Основным свойством цикла является колебание темпа роста ВНП во времени, когда экономическая система проходит четыре последовательные фазы: оживление, подъем, бум, спад. А — точка максимального спада; Б — точка пика подъема.^ ХАРАКТЕРИСТИКА СПАДА: • сначала ликвидируются запасы, затем сокращаются производственные инвестиции; • падает спрос на труд; • происходит снижение или замедление роста товарных цен; • наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижается процентная ставка. Максимальное падение — в точке максимального спада. В фазе спада различают рецессию и депрессию.^ РЕЦЕССИЯ - ЭТО СПАД ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ 6 МЕСЯЦЕВ И ДОЛЬШЕ. ДЕПРЕССИЯ - СПАД ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, СОПРОВОЖДАЮЩИЙСЯ ВЫСОКОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ И ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЪЕМА: зеркальное отражение спада, но все изложенное происходит в противоположном направлении. ХАРАКТЕРИСТИКА БУМА: бум — вершина деловой активности. Экономика работает на пределе своих возможностей. Инвестиции и расходы покупателей очень высоки. Растет спрос на товары и услуги, что заставляет расти цены. Ликвидируются запасы, повышается спрос на рабочую силу. Все это готовит почву для следующей фазы делового цикла — спада. Всякий экономический кризис проявляется в резком нарушении хода воспроизводства, вызванном несбалансированностью между производством (предложением товаров на рынке) и потребностями населения (платежеспособным спросом). При этом возможна ситуация, когда производство обгоняет потребности либо когда платежеспособный спрос обгоняет производство. В первом случае имеет место кризис перепроизводства, во втором — кризис недопроизводства. Выводы: 1. В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева» экономики проводит политику сдерживания деловой активности. 2. В период спада все мероприятия государства направляются на стимулирование деловой активности. Благодаря выработанным мерам регулирования общая картина современного рыночного хозяйства стала не совпадать с традиционной схемой: все фазы цикла не имеют теперь ярко выраженного характера и плавно переходят одна в другую.^ 2. Эк. рост, типы, факторы Экономический рост — центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов. Различают ТРИ ТИПА экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный). ЭКСТЕНСИВНЫЙ РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ЗА СЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (количественное увеличение факторов производства). ИНТЕНСИВНЫЙ РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (кач. совершенствование факторов производства). В реальной жизни не существует либо того, либо другого типа роста. Они переплетены и представлены смешанным типом. СМЕШАННЫЙ (РЕАЛЬНЫЙ) РОСТ - ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ. Экономический рост измеряется годовыми ТЕМПАМИ РОСТА в процентах.где ВНП1 — национальный продукт отчетного года; ВНП0 — национальный продукт базисного года. Экономический рост определяется МНОЖЕСТВОМ ФАКТОРОВ, важнейшими из которых являются: факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения.^ К факторам предложения относятся: • количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые, климат и т.д.): чем лучше природные условия, тем больше у страны возможностей для экономического роста; • количество и качество трудоспособного населения: зависимость и в этом случае прямая; • наличие основного капитала; • уровень технологии, применяемой для производства продукции.^ К факторам спроса относятся такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию и этим стимулирует ее рост • заработная плата — чем она выше, тем выше спрос; • фискальная политика государства — чем выше налоги, тем ниже заработная плата, следовательно ниже спрос и экономический рост; • склонность населения к сбережению тоже снижает реальный спрос, а значит, экономический рост.^ Факторы распределения: распределение ресурсов должно быть организовано наилучшим для прироста продукции (экономического роста) образом. Целесообразно сначала направлять эк. ресурсы в те отрасли, кот. в крат. сроки обеспечат макс. отдачу от их использования.3. Разгосударствление экономики и приватизация собственности^ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ - ЭТО ПЕРЕХОД ОТ КОМАНДНЫХ ГОС-АДМИН. МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ К РЫН. ХОЗЯЙСТВЕННОМУ МЕХАНИЗМУ. Направления: 1. Коммерциализация гос. предприятий (передача администрации предприятий всех прав полного хоз. ведения имущественных операций) 2. Переход от обяз. гос. заданий по пр-ву продукции к системе гос. закупок 3. Ведение рын. распределения эк. ресурсов вместо их гос. распределения. 4. Ограничение гос. монополии внешней торговли и внешнеэк. деят-ти ( предприятие самостоятельно выходит на внеш. рынок, а гос-во создает необх. эк. условия) 5. Приватизация собственности — это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации. Реприватизация — это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т.д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти. Денационализация — представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. Приватизация в России имеет интересную историю. Так, еще Иван Грозный в массовом масштабе конфисковал имения опальных бояр и «сажал» на них опричников. Екатерина II передавала государственные земли фаворитам и привилегированным вельможам. В XVII—XVIII вв. государство в России владело верфями, горнодобывающими предприятиями, суконными и полотняными мануфактурами, большая часть которых впоследствии приватизировалась. В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации: 1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования. 2. Созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонды имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций. 3. Были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования и начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности. Национализация — это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.^ 4. Социальная политика гос-ва Соц. политика гос-ва – одно из направлений его деят-ти по регулированию соц-эк. условий жизни общества. Сущность: поддержание отношений как между соц. группами, слоями общ-ва, так и внутри них, обеспечение условий для повышения их благосостояния, уровня жизни членов общ-ва, создание соц. гарантий, формирование эк. стимулов для участия в общественном пр-ве. Приоритетные направления соц. политики: 1. Гарантия минимума зар. платы 2. Обеспечение занятости (свободный выбор профессий, сферы и места труд. деятельности; получение желаемого уровня образования; мат. поддержка и переобучение временно незанятых в пр-ве лиц трудоспособного возраста) 3. Индексация фиксир. доходов – частич. возмещение гос-вом денеж. потерь населения в рез-те инфляционного роста цен на потребительские товары. Это возмещение достигается пересчетом фиксир. доходов в соотв. с индексом розничных цен. Индекс цен охватывает не все тов. и усл., а только входящие в мин. потреб. бюджет.^ 5. Осн. направления антиинфляционной политики (АП) гос-ва Гос-во, реализуя АП, разрабатывает систему мер как стратегического, так и тактического хар-ра. Гос-во формирует свою долгоср. денеж. политику, кот. включает в себя систему мер: 1. Политика обязательного регулирования (предусматривает ведение нормы обяз. резервов, уст-ся ЦБ; рассчит-ся ден. сумма, кот. коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на счете в ЦБ) 2. Регулирование ставки межбанковского кредита, ее уст-ет ЦБ. Если ускорение инфляции, то дан. ставка будет расти, и наоборот. 3. Операции с гос. долговыми обяз-вами на рынке цен. бумаг. ЦБ явл-ся либо продавцом, либо покупателем цен. бумаг. Если он скупает цен. бум, то кол-во денег в обращении растет, и наоборот. Тактические меры по борьбе с инфляцией: 1. Гос. поддержка предприятий 2. Льготное налогообложение 3. Приватизация собственности 4. Краткосроч. регулирование тек. спроса путем установления цен на соц. значимые товары^ 6. Биржа: назначение, виды, содержание деятельности Товарная биржа – форма регулярного функционирования оптового рынка массовых взаимозаменяемых товаров. Она наиб. удобна для совершения сделок купли-продажи товаров, на ней обеспеч-ся быстрота оформления сделок, унификация контрактов и форм обслуживания. 2 вида тов. бирж: универсальные и специализированные. На тов. бирже присутствуют 2 формы контрактов: 1. Фьючерсный – соглашение на заблаговременную покупку или продажу товаров. Кол-во и кач-во товаров представлены в контракте, а цена и срок поставки опр-ся в момент откр. контракта 2. Форвардный – соглашение между сторонами о будущей поставке товара, он не явл-ся стандартным, поэтому в момент его заключения стороны согласовывают все основополагающие позиции: цена, кол-во, кач-во, сроки и условия поставки и т.д. Он не м.б. ликвидирован досрочно. Осн. масса цен. бумаг покупается и продается на фондовых биржах. Сделки с цен. бумагами: 1. Кассовые – за цен. бумаги сразу или в ближайш. 2-3 дня уплач. деньги 2. Срочные – предусм-ся оплата через опр. срок, обычно в пределах месяца. Фондовые биржи стимулируют привлечение и накопление капитала, регулируют инвестиционные и инфляционные процессы, открывают возможности для финансирования предприятий путем эмиссии акций, облигаций и др.^ 7. Банки: виды, функции Банки – учреждения, обслуживающие кредитные отношения, денежный оборот и осуществляющие посредством кредитных, расчетных кассовых операций учет и контроль за фин. операциями фирм и объединений. Функции: аккумуляция временно свободных денежных средств гос-ва, фирм, населения; предоставление долго- и краткосроч. кредитов отраслям макроэкономики; осущ-е ден. расчетов между фирмами, банками и гос. учреждениями; кассовое обслуживание фирм, учреждений; выполнение эмиссионных операций и регулирование ден. обращения; проведение финн. контроля за целенапр. исп-ем выданных кредит. средств. Виды: универсальные (широкий круг операций) и специализированные. Система банков: 1. Центральный эмиссионный банк – осущ-ет надзор и руководство над всей банк. системой страны, хранит временно свобод. ср-ва и обяз. резервы др. банков, предоставляет им кредиты, монопольно осущ-ет эмиссию денег, ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует гос-во. 2. Коммерческие (депозитные) банки – составляют основу кредитной системы страны и располагают кредит. ресурсами. 3. Инвестиционные банки – проводят куплю-продажу цен. бумаг, ведут различ. эмис-учредительские операции, не принимают депозитов, не ведут расчетных операций и не предоставляют краткосроч. ссуд. 4. Сберегательные банки – выполняют шир. круг операций (кредиты и т.д.). 5. Специализированные банки (ипотечные, строительные, агропромышленные). 6. Банки по формам собственности (акционерные, государственные, межгосударственные). В России банк. система начала формироваться с 1988 года.^ 8. Маркетинг и его организация на предприятии Составной частью управления маркетингом является его организация. Организация маркетинга включает: определение структуры управления маркетингом; подбор и расстановку кадров в соответствии с выбранной структурой управления; установление прав и обязанностей сотрудников службы управления маркетингом; создание необходимых условий для нормальной работы сотрудников, занятых решением маркетинговых задач; установление необходимого взаимодействия между отделами службы управления маркетингом и другими отделами управления фирмой. Определить структуру управления маркетингом — это значит установить отдельные элементы в субъекте управления маркетингом, выявить их соподчиненность и взаимосвязь в процессе принятия и реализации управленческих решений. Такая соподчиненность может быть самой различной, неоднозначны и взаимосвязи. Все это определяет многообразие структур управления. При этом, наиболее часто рассматриваются: функциональная структура управления; товарная структура управления; региональная структура управления; матричная структура управления.Функциональная структура управления наиболее часто используется в практике деятельности фирм. Организация «по функциям» означает, что и внешние рынки, и производимые товары рассматриваются в виде некоторых однородностей, предусматривает создание специализированных подразделений, в том числе и управления маркетингом. Такая структура целесообразна в случае, если и товаров, и рынков у промышленного предприятия немного. Структура управления, построенная по товарному принципу, отличается от рассмотренной выше тем, что в данном случае первостепенное значение придается управлению товарным производством. Организация «по видам товаров» требует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множеством товаров. В ней создаются группы работников, занимающиеся «своим» товаром. Создается функциональное подразделение службы маркетинга по отношению к конкретному товару. Чтобы обеспечить такое управление, на высоком уровне создаются отдел товарной номенклатуры, а также отделы групп товаров и отдельных товаров.^ Региональная структура (по географическим регионам) управления предполагает создание сети представителей службы управления маркетингом в отдельных географических регионах. Такие представители непосредственно живут в этих регионах, хорошо знают обычаи и традиции местных покупателей, что позволяет им на должном уровне организовать продажу товаров. Организация «по территориям» позволяет учитывать специфику потребления товаров в каждом из регионов, жители которых близки по демографическим и культурным характеристикам. Она считается выгодной, когда в каждом из выделенных регионов номенклатура товаров не очень велика, а различия между их потребителями незначительны. Развитием рассмотренных выше структур является матричная структура управления. Главная особенность такой структуры состоит в том, что она предполагает наличие ряда маркетинговых программ, для каждой из которых назначается руководитель. Руководители программ определяют, что и когда должно быть сделано, а руководители соответствующих отделов устанавливают, каким образом данная работа должна быть в соответствующих подразделениях выполнена. При значительном числе маркетинговых программ матричная структура управления становится неэффективной. С одной стороны, нарушается специализация в осуществлении функции управления, а с другой — возникает дублирование функций управления при обеспечении реализации отдельных маркетинговых программ.^ 9. Менеджмент, осн. функции Еще в начале XX века Анри Файоль сформулировал пять основных задач менеджмента. К ним относятся планирование, организация, координация, мотивация и контроль Эти функции исполняются в организации любого уровня, они взаимосвязаны, проникают друг в друга. функция планирования Данная функция означает выработку и принятие управленческого решения, то есть определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. На основе всестороннего анализа менеджер разрабатывает стратегию действий, выражает ее в планах и конкретных программах Планирование - это один из способов обеспечения достижения целей организации, начальная стадия процесса управления; от ее качества зависит успех организацииорганизация реализации принятых решений Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса. Во-первых, деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. Во-вторых, делегирование полномочий. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Содержанием функции является: доведение решения до исполнителя; структурное деление предприятия в соответствии с целями и стратегией, задачами намечаемой деятельности; выбор лиц, способных принять на себя ответственность за выполнение задачи, и передача им необходимых ресурсов организации путем делегирования полномочий.^ Мотивация персонала (с позиции содержательных теорий) Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена -издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. В общем смысле мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации Различные теории мотивации делят на две категории: содержательные и процессуальные.^ Содержательные теории основаны на определении внутренних побуждений, заставляющих людей действовать таким образом, чтобы достичь определенной цели. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп: физиологические потребности - необходимые для выживания; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные потребности - потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; потребности в уважении, признании; потребности самовыражения. Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Д. МакКлелланд дополнил теорию Маслоу, введя еще три уровня потребностей: • потребность власти • потребность успеха. • потребность в причастности Ф. Герцберг разработал еще одну модель мотивации, выделив две группы факторов, которые влияют на поведение людей: гигиенические факторы факторы мотивации ^ Мотивация персонала (с позиции процессуальных теорий) Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеется три основные процессуальные теории мотивации: 1. Теория ожиданий. Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих потребностей. 2. Теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. ^ Контроль хода выполнения принятых решений Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль есть базовый элемент процесса управления. Существует три аспекта управленческого контроля: установление стандартов, определение целей и периода времени, за который эти цели должны быть достигнуты; измерение того, что было достигнуто за период, и соотношение с планами; подготовка необходимых корректирующих действий.10. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. Главная черта совершенной конкуренции' ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. Рациональным поведением для коммерческой фирмы считается такое, которое обеспечивает максимально возможную прибыль. Выбор модели поведения определяется двумя главными обстоятельствами: • временным фактором (короткий или длительный период); • видом конкуренции (совершенная или несовершенная). В КОРОТКИЙ ПЕРИОД, если требуется увеличить объем производства, фирма может достичь этого, увеличивая лишь переменные факторы (труд, материалы, сырье и т.п.). Постоянные факторы (размеры сооружений, количество машин) изменить фирма не успевает. В ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ поведение фирмы иное: в ответ на постоянно изменяющийся уровень производства она имеет возможность изменить все факторы производства. Поэтому все они становятся переменными. В этот период фирма стремится минимизировать затраты, комбинируя факторы, замещая труд капиталом и наоборот. Влияние типа конкуренции на поведение фирмы более сложно. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Будем помнить, что цель фирмы — максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы. Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т.д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый телевизор) будет что-то добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» — предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждый произведенный новый телевизор добавляет к общему доходу величину больше той, что он прибавляет к общим издержкам. Значит, разность между предельным доходом {MR — marginal revenue) и предельными издержками (МС — marginal cost), т.е. прибыль (Р — profit), — увеличивается:Р = MR- MC. Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода. Вывод: Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками: Р = МС. Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р Когда фирма достигла такого соотношения, она не станет увеличивать производство, выпуск будет стабильным, отсюда и название «равновесие фирмы»:МС = MR.11. Монополия и ее признаки. Поведение фирмы в условиях монополии Монополия — самая крайняя, самая жесткая форма несовершенной конкуренции, предусматривающая контроль рыночной цены со стороны одной фирмы. Такой контроль может возникнуть вследствие как объективных, так и искусственных причин. Так, наличие единственного месторождения полезных ископаемых или иного экономического ресурса приводит к возникновению сырьевой монополии. Государственное регулирование спроса на некоторые товары и услуги (оружие, наркотики, алкоголь, табак и др.) порождают административную монополию. При нецелесообразности для общества конкуренции, когда производство продукции, услуг силами одной фирмы обходится дешевле, чем нескольких (например, деятельность коммунальных служб по обеспечению населения водопроводом, газоснабжением, освещением и т.д.). В этом случае возникает естественная монополия. Важным признаком любой монополии является наличие сверхдохода в форме монополистической прибыли. Чтобы ее присвоить, фирмы стремятся создавать специальные условия. Как результат, наряду с объективно существующими монополиями возникают искусственные. Признаки: одна фирма явл-ся единств. производителем данного продукта или ед. поставщиком услуги; продукт монополии уникален (не существует хороших и близких заменителей); чистый монополист диктует цену и осущ-ет значит. контроль над ней; если монополист хочет продолжать существование, то он будет создавать препятствия для входа в отрасль др. фирмам. Власть монополии тем выше, чем ниже эластичность спроса на ее товар. Именно эту ситуацию и стремится использовать монополист на рынке, а при ее отсутствии — создать искусственно. Для монополиста ситуация «нулевой» прибыли (МС = MR = Р) неприемлема. В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (плюс цену). Выбирая комбинацию «цена — количество», монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, сокращая его до уровня, соответствующего МС -= MR, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса Следовательно, формула максимизации прибыли: MC=VR где МС — предельные издержки; MR — предельный доход; Р — цена. Расширяя объем продаж с целью увеличения прибыли, монополия вынуждена снижать цены. В результате часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, снижает расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей, монополия применяет ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация — это продажа одинаковой продукции различным покупателям по разным ценам. Сегментация рынка напрямую связана с неоднородной эластичностью спроса со стороны покупателей, поэтому чем выше умение монополиста различать группы покупателей с различной эластичностью спроса и чем надежнее способ разграничения рынка на секторы, тем больший доход можно получить Таким образом, монополист продает богатым дороже, бедным — дешевле, но в любом случае с максимальной доходностью для себя. Сравнение поведения на рынке монополиста с поведением совершенного конкурента показывает, что он ведет себя менее эффективно, так как: а) цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конкуренции; б) максимизируя прибыль, монополист не достигает минимума издержек, а останавливается на более высоком уровне: его интересуют не издержки, а максимальный разрыв между ними и доходом.^ 12. Монополистическая конкуренция, ее признаки Монополистическая конкуренция (полиполия) — рыночная структура, в которой имеется множество фирм-продавцов сходной, но не одинаковой продукции. Она одновременно похожа и на монополию, и на совершенную конкуренцию, так как в коротком периоде монополистический конкурент ведет себя как монополист, а в длительном — как совершенный конкурент. Признаки: каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над рын. ценой; наличие сравнительно большого числа фирм не гарантирует, что тайный сговор фирм с целью ограничения объемов пр-ва и повышения цен не возможен; при многочисленности фирм в отрасли между ними отсутствует взаимная зависимость, каждая фирма опр-ет свою политику. Свойства монополистической конкуренции приводят к следующим результатам: в долгосрочном периоде из-за низких барьеров фирмы могут входить в рынок, если там есть сверх- i прибыль, и покидать его в случае убытков. Вследствие этого на рынке возникает ситуация, присущая совершенной конкуренции. Но полиполист в этой ситуации ведет себя иначе и все равно получает сверхприбыль, так как у него в отличие от совершенного конкурента: а) имеются избыточные производственные мощности, позволяющие ему регулировать объем производства; б) предельные издержки не равны цене. Именно вследствие этих двух отличий монополистический конкурент в долгосрочном периоде подобен, но не идентичен совершенному конкуренту. Максимизацию прибыли монополистический конкурент осуществляет в рамках общего правила для несовершенной конкуренции МС = MR Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены. Имея ограниченные возможности в ценовой конкуренции, полиполисты очень чувствительны к маркетингу, где между ними разворачивается неценовая конкуренция (рис.) В целом монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная, так как здесь предельные издержки ниже рыночной цены, что ведет к изъятию части «излишка потребителя» в пользу продавца.^ 13. Деньги как категория товарного пр-ва: происхождение и ф-ции денег По мере развития общественного пр-ва возникла необходимость выделения одного товара, кот. бы в дан. время и в дан. месте играл роль общепризнанного в ходе обмена. Натур. формы денег в силу их разнообразия не могли обладать всеобщностью, что и препятствовало их распространению. Стихийное развитие товар. отношений привело к тому, что роль денег, как орудия обмена, закрепилась за драг. металлами. Это произошло из-за естественных св-в этих металлов: они однорожны, легко делимы, портативны, сохранны. Ед-цей счета денег стал вес. Необходимо стало решение проблемы достоверности весовых кач-в применяемого ден. обмена, поэтому началась чеканка денег, кот. приняли дисковую форму, кот. удобна для обращения. Деньги представляли собой товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Функции денег: 1. Мера ст-ти: величина ст-ти измеряется посредством приравнивания ее к опр. кол-ву ден. товара (цена) 2. Ср-во накопления: с расширением масштаба пр-ва и обменом часть денег поступает на рынок и выполняет обращение, в условиях снижения деловой активности часть денег становится сокровищем и поступает в банки 3. Ср-во обращения: эту ф-цию деньги выполняют в процессе товарного обращения по ф-ле Т-Д-Т, и эта роль позволит заменить ден. товар знаками ст-ти (бумажные деньги) 4. Ср-во платежа: эту ф-цию деньги вып-ют при погашении делового обяз-ва в случае продажи товаров с отсрочкой платежа, а также при выплате зар. платы, аренды, налогов 5. Мировые деньги: полноцен. деньги выступают в виде слитков благород. металлов. В мировом обороте деньги функционируют как всеобщее платеж. ср-во, а также как общественная мера богатства.^ 14. Рынок: условия возникновения, роль, функции (БАРТЕР - ЭТО НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБМЕН ОДНОГО ТОВАРА НА ДРУГОЙ ТОВАР (Т-Т) БЕЗ ПОСРЕДСТВА ДЕНЕГ. Между понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия. ТОВАРНОЕ ОБРАЩЕНИЕ - ЭТО ТОВАРНЫЙ ОБМЕН, ОПОСРЕДСТВОВАННЫЙ ДЕНЬГАМИ (Т-Д-Т). Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.) Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим (единичным, от случая к случаю) явлением. И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6—7 тыс. лет назад.Вывод: Рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади. По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и понимание его экономистами. Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической