Реферат по предмету "Прочее"


Эволюция качества и система управления качеством

Реферат по метрологии, стандартизации, сертификации, аккредитации и управление качеством на тему: «Эволюция качества и системы управления качеством» СОДЕРЖАНИЕ Введение…1 Эволюция качества… 1. Эволюция понятия качества… 2. Эволюция подходов к управлению качеством… 2 Система менеджмента качества… 1. Возникновение системы управления качеством… 1.Комплексные системы управления качеством ппродукции….10 2.2.2.


Основа управления качеством….3. Задачи и функции системы… 3. Развитие системы управления качеством в Украине… 15 Заключение…17 Список использованной литературы… 18 ВВЕДЕНИЕ Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.


Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов. Уровень качества продукции является важнейшим показателем всей работы предприятия. Качество продукции зависит от степени использования достижений науки и техники, совершенства конструкции и технологии, используемой при производстве этой продукции, а так же и от культуры производства, добросовестности


и умения конструкторов, технологов, организаторов производства и рабочих. Систематическое улучшение качества выпускаемой продукции обеспечивает повышение эффективности производства. Качество продукции закладывается на стадии разработки (в чертежах, в стандартах, технических условиях и других документах), обеспечивается на стадии изготовления (рациональным технологическим процессом), сохраняется на стадии обращения (во время доставки, транспортировки к потребителю) и реализации и поддерживается


на стадии эксплуатации. В данной работе будут рассмотрены основные вопросы, такие как: - эволюция развития системы управления качеством; - система управления качеством ее: задачи, структура функции, технологии. - развитие системы управления качеством в Украине. 1 Эволюция качества 1. Эволюция понятия качества. Концепция Всеобщего Управления Качеством (Total Quality


Management - TQM) помогает решить проблемы, связанные с повышением эффективности управления производством, заинтересованности работников, увеличения выпуска готовой качественной продукции. Основная суть TQM заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за простой сутью скрывается кропотливая работа


как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых качество будет поставлено во главу производственного процесса. 2. Эволюция подходов к управлению качеством Современная концепция управления качеством берет свои истоки с работ В. Шехарта (Walter Shewhart), который ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества.


Это был знаменитый цикл PDCA (“Plan – Do – Check – Act”: “Планировать – Выполнять – Контролировать – Действовать”), известный также как "цикл Шехарта". Впервые он был применен в лабораториях Белла (США) в 30-х годах. Суть данного цикла сводится к следующим положениям: 1. При обнаружении ошибок в выполнении операций, проанализировать их, найти решение проблемы.


2. Выполнить разработанные улучшения для решения проблемы на небольшом участке работ. Это сократит возможные нарушения в обычной деятельности на этапе решения вопроса. 3. Проконтролировать, достигли ли тестовые изменения желаемого результата. Необходимо производить непрерывный контроль за изменениями, чтобы гарантировать, что в любой момент времени будет известно качество “на выходе” и можно определить вновь возникающие проблемы.


4. В случае достижения желаемого результата по исправлению ошибок на участке работ, внедрить изменения в больших масштабах, вовлекая другие лица, чье сотрудничество потребуется при внедрении изменений. Подобные изменения должны быть обычными на протяжении всей деятельности организации. Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х - 50-е годы. В это время А. Фидженбаум (Armand V. Feigenbaum) ввел понятие


Всеобщего Контроля Качества (Total Quality Control), состоящего из этапов разработки качества, поддержки качества и улучшение качества, а также понятие Стоимости Качества. В.Э. Деминг (W. Edwards Deming) расширил область применения цикла Шехарта и статистических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг. В это время им были сформулированы знаменитые "


Четырнадцать принципов" управления качеством. Эти принципы содержали в себе следующие положения: 1. Постоянно совершенствуйте товары или услуги. 2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем. 3. Откажитесь от массового контроля. 4. Откажитесь от партнерских отношений, основанных только на цене продукции: установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.


5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания. 6. Установите на предприятии современное обучение. 7. Внедрите современные методы руководства: функции руководства должны быть смещены от контроля количественных показателей к качественным. 8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто. 9. Устраните барьеры между подразделениями предприятия.


10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих. 11. Откажитесь от количественных оценок работы. 12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках. 13. Внедрите на предприятии систему образования и самосовершенствования сотрудников. 14. Принимайте любую работу, полезную для осуществления изменений.


Начиная с 1950 года, Деминг начал внедрять свои принципы на японских предприятиях. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококачественных японских товаров. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга. Другими наиболее известными в области управления качеством явились следующие события. Публикация в 1951 году Джозефом Юраном (Joseph M.


Juran) книги "Руководство по управлению качеством". Юран разработал идею трилогии качества: планирование качества, улучшение качества и управление качеством. Данные три аспекта стратегического планирования качества в организации сводятся к следующему: 1. Планирование качества: • идентифицируйте своих клиентов; • определите потребности Ваших клиентов; • переведите их потребности на Ваш язык; • разработайте продукт, который соответствует


потребностям Ваших клиентов; • оптимизируйте характеристики продукта с тем, чтобы они удовлетворили как Ваши потребности, так и потребности клиента. 1. Улучшение качества: • разработайте процесс, который может произвести данный продукт; • оптимизируйте данный процесс. 1. Управление качеством: • проверьте, что процесс с имеющимися операционными требованиями может произвести данный продукт; • передайте процесс на выполнение.


В 1951 году Дуглас МакГрегор (Douglas McGregor) сформулировал теорию X и теорию Y два метода административного контроля, а Маслоу (Maslow) выдвинул теорию Иерархии Потребностей; Каори Ишикава (Karou Ishikawa) в 1962 году разрабатывает Цикл Качества и убеждает японских менеджеров обращать внимание на предложения рабочих.


Теория Ишикава подразумевает, что качество - это не только качество продукта, но также послепродажное обслуживание, качество управления, сама компания и человеческая жизнь; Филипп Кросби (Philip Crosby) положил начало распространению концепции нулевых дефектов, которая заключается в том, что за качество не платят. Деньги приходится платить за отсутствие и недостаток качества, что и должно быть предметом контроля. В последние годы было много новых теоретических и практических разработок


в области качества, из которых можно выделить два основных положения: все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых Вам известны; дешевле делать хорошо с первого раза. Таким образом, благодаря теориям и деятельности как перечисленных выше, так и ряда других ученых, к фактору качества было привлечено всеобщее внимание. Достаточно сказать, что в настоящее время вопросами качества занимаются такие организации, как


Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля за качеством. В нашей стране управление качеством в настоящее время приобретает все большую известность благодаря стандартам серии ISO 9000, определяющих стандарты на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания. Международная неправительственная организация


ISO была основана в 1947 году для разработки унифицированных всемирных стандартов качества. В ее состав сегодня входит более девяноста стран, на долю которых приходится свыше 95 процентов мирового промышленного производства. Сертификат организации действителен в США, Канаде, странах Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. 2 Система менеджмента качества 2.1. Возникновение системы управления качеством.


В условиях постоянно усиливающейся конкуренции одним из самых весомых аргументов в борьбе за заказчика является высокое качество производимой продукции. Для достижения этой цели в организации должна проводится систематическая работа, эта работа должна быть направлена на увеличение удовлетворенности потребителя, посредством выполнения всех его требований. Это работа может быть определена как СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК). Пока действовали первая и вторая версии стандартов


ISO серии 9000 (1987 и 1994гг.) система менеджмента качества базировалась на 20 стандартах, которые рассматривали бизнес не через процессы а функционально. Эти элементы разрезали организацию по вертикали , приписывали определенные требования определенным функциям, т.е структурным подразделения предприятия. Они не решали проблемы улучшения качества продукции и были рудиментом уходящей системы представлений


об эффективности разделения труда в области управления. Сейчас система управления качеством базируется на процессном подходе. Процесс, продолжая предыдущую аналогию «разрезает» организацию не «вдоль», а «поперек». Это создает ряд преимуществ по сравнению с функциональным подходом. Прежде всего процесс реализует одно из ключевых положений учения


Э. Деминга о менеджменте, которое гласит « Ломайте барьеры между подразделениями». Процессный подход к всеобщему менеджменту на основе качества был основан в США. Американский рецепт для "японского чуда"- Total Quality Management (ТQM) или Всеобщее управление качеством это идеология, позволяющая компании постоянно улучшать качество работы и добиваться таким образом дополнительного конкурентного преимущества.


Идеология TQM появилась в США. Однако впервые массовое применение она получила после Второй мировой войны в Японии. Туда она была завезена американцами, в частности, одним из основоположников науки управления качеством, Уильямом Демингом. По мнению самих японцев, управление качеством во многом помогло их стране потеснить американские и европейские промышленные товары. TQM можно представить с двух сторон: технической и идеологической.


С технической точки зрения, чтобы повысить качество продукта компании, нужно не просто отсеивать или исправлять брак на выходе, но и следить за безупречным исполнением всех операций и бизнес-процессов, тем самым исключая саму возможность появления брака. Но чтобы это сделать, необходимо таким образом организовать и мотивировать персонал, чтобы каждый сотрудник понимал, насколько от него зависит качество конечного продукта, и желал это качество повысить.


Проблема повышения качества производимой продукции является глобальной проблемой и существует международный стандарт, который устанавливает требования к СМК – ISO 9001:2000. Стандарт ISO 9001:2000 устанавливает требования к СМК, состоящей из процессов, определенных этим стандартом. 2.2.1.Комплексные системы управления качеством продукции.


Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) представляет собой совокупность технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, методов, нормативов и средств управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции при ее разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации. По характеру и направленности КСУКП – целевая подсистема управления предприятием, цель которой состоит


в постоянном улучшении качества продукции и систематическом повышении на этой основе эффективности производства. Достижение цели обеспечивается за счет создания и освоения новых видов продукции высшей категории качества; увеличения удельного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства; расширения номенклатуры и ассортимента продукции; модернизации и совершенствования выпускаемой продукции; своевременного снятия с производства продукции, приближающейся к состоянию морального старения; улучшение экономических


показателей деятельности предприятия. Управление качеством продукции возглавляется директором и осуществляется его заместителем, начальниками отделов, служб и подразделений. Координация работ, как правило, возглавляется на специально созданном для этого целей подразделение или на один из отделов предприятия. Ключевыми вопросами создания и эффективного функционирования КСУКП являются составление задач по каждой функции управления и целесообразное их распределение по отделам,


службам, подразделениям и исполнителям. Оганизационно-технической основой КСУКП служит стандартизация, и в частности стандарты предприятия, разрабатываемые в полном соответствии с государственными и отраслевыми стандартами. Стандарты предприятия по управлению качеством продукции подразделяются на основной, общие и специальные. 2.2.2. Основа управления качеством. Стандартизация – основа управления качеством.


В направлениях развития до 1990 года обозначилась необходимость повышения качества всех видов промышленной продукции. Расширить и обновить ассортимент изделий в соответствии с потребностями научно-технического развития. Существенную роль в этом должно сыграть внедрение комплексных систем управления качеством продукции, улучшение стандартов и технических условий на готовую продукцию, комплектующие изделия, материалы и сырье. Как уже отмечалось в части второй данной контрольной работы, основой комплексной системы управления


качеством служат стандарты предприятия. Стандарты предприятия так же устанавливают требования с учетом специфики предприятия (особенности технологии, организации, характер продукции и др.). Стандарты предприятия регламентируют все работы, проводимые предприятием, направленные на повышения качества продукции, определяют меру ответственности за качество изготовляемой ими продукции. Все стандарты предприятия по управлению качеством продукции делятся:


Основной стандарт «Комплексная система управления качеством продукции. Основные положения» характеризует КСУКП в целом. Общие стандарты предприятия регламентируют общесистемные вопросы информационного обеспечения, порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения стандартов предприятия, а также внедрения государственных и отраслевых стандартов; проведение «дней качества»; работу различных комиссий (по культуре производства, постоянно действующей комиссии по качеству и других).


Специальные стандарты устанавливают качественные признаки сырья, материалов, комплектующих изделий, что повышает ответственность поставщиков. Они фиксируют технические и эксплутационные параметры изготовляемой продукции, определяют методы испытаний, правила приемки продукции. Стандарты предприятия определяют механизм управления качеством, который включает следующие этапы: сбор, обработку и анализ информации о качестве продукции, а также и анализ информации о качестве продукции,


а также о ходе и состоянии технического и других процессов, влияющих на качество продукции; сравнение фактических результатов деятельности различных подразделений предприятия в области качества продукции с требованиями нормативов; подготовку и принятие решений по вопросам повышения качества; организацию планово-профилактических мероприятий. В стандартах предприятия имеются положения по вопросам стимулирования качества продукции, рекомендации о разработке форм и методов материального и морального поощрения коллектива


и отдельных работников предприятия. Показатели, заложенные в стандартах, позволяют правильно оценить вклад каждого исполнителя в решение задачи повышения качества продукции и тем самым дают основу для правильного вознаграждения работников, сдающих продукцию высокого качества. Стандарты предприятия обязывают всех работников предприятия постоянно повышать свое мастерство, дают возможность предприятию использовать все материальные и трудовые ресурсы с наибольшей эффективностью,


своевременно сосредоточить внимание рабочих, инженерно-технических работников на использовании дополнительных резервов производства. Предприятия обязаны выпускать продукцию в полном соответствии со стандартами, за выпуск продукции с отклонениями от стандартов предприятие несет ответственность. 2.2.3. Задачи и функции системы управления качеством. Задачи системы: 1. Определение и уточнение требований качеству выпускаемой продукции на основе систематического


изучения опыта производства и эксплуатации с одновременным повышением эффективности производства; 2. оценка и планирование уровня качества; 3. разработка оргтехмероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества; 4. разработка и внедрение стандартов предприятия, контроль за их соблюдением; 5. сбор и анализ информации о качестве. Внедрение статистического анализа качества; 6. контроль за внедрением мероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;


7. регистрация отклонений от заданного уровня качества. Оценка эффективности мероприятий. Принятие дополнительных мер. Функции: 1.Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции (установление перспективного технического уровня и качества с учетом потребностей народного хозяйства), результаты прогнозирования являются исходными данными для планирования повышения качества продукции;


2.планирование повышения качества продукции (установление показателей работы предприятий в области повышения качества продукции, а также разработку планов, обеспечивающих достижение этих показателей); 3.аттестацию продукции; 4.разработку и постановку продукции на производство (создание конструкторской документации и опытных образцов продукции высокого технического уровня и качества, освоение выпуска этой продукции); 5.технологическую подготовку производства;


6.метериально-технического обеспечение производства; 7.метрологическое обеспечение (обеспечение единства, точности и достоверности измерения качества продукции и качества средств производства); 8.подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров; 9.обеспечения стабильного уровня качества продукции (сохранение и поддержание ритмичности производства, соблюдение заданных технологических режимов и трудовых процессов);


10.организацию хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта; 11.стимулирование качества продукции (моральное и материальное стимулирование работников объединений (предприятий) с целью создания продукции высокого качества); 12.ведомственный контроль для выявления продукции и процессов, не отвечающих установленным требованиям; 13.государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, состоянием средств


измерений на предприятии. 2.3. Развитие системы управления качеством в Украине. Международный опыт свидетельствует, что положения лидера в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые в состоянии обеспечить мировое качество продукции и услуг. Это создает производителям конкурентные преимущества, а потребителям - комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблемы качества постоянно находятся в фокусе экономических


интересов государства. Для Украины поучительными являются достижения наших ближайших соседей, а также США и Японии. Не вызывает сомнений, что именно существенное повышение качества в последнее десятилетие стало одной из причин выхода США из экономического кризиса конца 80-х годов. Сегодня абсолютно очевидно, что включения данных о качестве в поток экономической информации США - важнейший шаг в полное и фактическое признание качества как основной экономической силы


Америки. Свидетельством такой политик является тот факт, что в США сертифицировано более 35000 систем качества. Интересно для нас является опыт Израиля, где по заказу главы правительства и при поддержке государственного финансирования была исследована стоимость <плохого качества> как экономической категории. Проведенный анализ подтвердил, что убытки из-за <пренебрежительного отношения к качеству> обходятся


стране в год приблизительно в четверть стоимости валового национального продукта. Что же касается Украины, большинство предприятий ещё живут отголосками КСУКП, специалистов в этой области у нас мало, информационные потоки между предприятиями слабые, а современные принципы TQM практически не применяются. Ситуация фактически ухудшается за счет приостановления научных исследований в области качества, не сформирована определенная инфраструктура содействия предприятием


в области повышения качеством. Необходимо было изменить отношение государства ж этой проблеме, именно этому учит успешный опыт других стран. Первым шагом стало утверждение государственной концепции в области повышения качества. Следующий шаг - внедрение стандартов ИСО серии 9000:2000, которые являются практическим пособием как реализовать на предприятии принципы TQM. На данный момент наметилась позитивная тенденция увеличения внедрения и сертификации систем качества


на отечественных предприятиях: в 2000г. их было сертифицировано 45, в 2001г свыше 100. В государственном реестре зарегистрировано 205 предприятий с системами качества, однако важно, чтобы эти системы были живыми. Ещё один недостаток европейской политики с точки зрения нового видения - использование заимствованных у США и Японии известных и опробованных идей и принципов. Нужно понять: чтобы достичь успеха в мире чрезвычайно высокой конкуренции, недостаточно повторять уже


разработанные организационные, практические и теоретические качественные концепции и модели. Опираясь на них, каждая страна должна сама разработать свое видение и свой подход на основе национальных, научных, культурных, социальных, производственных и других достижений и ценностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Решение проблем повышения качества продукции отечественных производителей для украинской экономики является актуальнейшей задачей. Интеграция в мировое хозяйство в качестве достойного партнера


не может происходить без достижения соответствующего уровня качества услуг и продукции. Решение задач постоянного улучшения качества продукции невозможен без внедрения всеобщей системы менеджмента управления. Но при формировании технологий повышения качества необходимо учесть особенности украинского уровня потребления и организации производства. Несомненно, реформирование системы управления, технологического процесса потребует затраты как интеллектуального так и материального порядка, которые на начальном этапе


могут принести и убытки, но с укреплением конкурентных позиций на потребительском рынке будет происходить нарастание объемов продаж и прибыли. Я думаю, что возможно, с помощью качества улучшить нынешнее положение экономики в стране, соответственно нужно стремится к этому. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бобровников Г.Н. Качество продукции и научно-технический прогресс М.:


Изд-во стандартов, 1988. 2. Воробьев В.П. Как не напрасно тратить деньги // Методы менеджмента качества 2002-№6. 3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции М.: Изд-во 4. По материалам «Quality Progress». Затраты на качество: верхушка айсберга// Методы менеджмента качества 2002-№6. 5. М.І. Шаповал


Менеджмент якості , Київ, 2003 р.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.