Реферат по предмету "Религия и мифология"


Католическая церковь и расизм в странах Латинской Америки

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждениеобразования «Белорусский Государственный Педагогический Университет им. М.Танка»                                                                                     исторический факультеткафедра всеобщей истории
Ярмакович Мила Евгеньевна
Католическая церковь и расизм в Латинской Америке
Курсовая работа
студентки 304 группы исторического факультета
                                                                             научныйруководитель
                                                                             КошелеваН.Г.
Минск2005 г.
Содержание:Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава 1. «Дискриминация коренного населения ЛатинскойАмерики в  колониальный период и позиция католической церкви в этом вопросе»……6-14
Глава 2. «Расовая неприязнь к креолам и индейцам впериод становления независимых государств на территории Латинской Америки иотношение католической церкви к данной проблеме» ……………………………………15-17Глава 3. «Расизм в Латинской Америке на современном этапе и  точка зрениякатолической церкви относительно этого вопроса»………………….18-21
Заключение …………………………………………………………………22-23
Список литературы ……………………………………………………………24
Введение.
Так повелось, что наш мир оказался поделенным нанароды, государства, сообщности, группы, личности. Большое количество различныхпо размеру и своим характеристикам групп людей порождает еще большее количествоспорных моментов в их взаимоотношениях и взглядах. Именно поэтому можносказать, что в мире всегда существовали вопросы, однозначное решение длякоторых найти довольно сложно. Среди таких – вопросы религии, экологические,социальные и политические проблемы. Особенно остро эти темы встают в странахтретьего мира, к которым относят государства Латинской Америки.
Одной из актуальнейших проблем современного мираявляется проблема расизма. В условиях все убыстряющейся глобализации непрерывноидет процесс миграции, смешения народов. Это всегда влекло за собой проблемысоциального характера. Люди, выступающие за чистоту расы, организациидискриминирующие права этнических меньшинств – все это существует и в странахЛатинской Америки, о чем упорно умалчивает правительство, своим молчанием заявляя,что их государства избежали проблемы дискриминации и сегрегации.
В Латинской Америке большинство населения являютсякатоликами. Ватикан полагает, что каждый третий католик – латиноамериканец,причем большинство из них еще очень молоды: им еще не исполнилось 15 лет. Поколичеству духовенства Латинская Америка занимает третье место после США иИталии. В этом районе мира имеется около 200 тыс. священников, монахов,монахинь, там же трудятся на «ниве господней» тысячи членовиезуитского ордена и половина всех миссионеров Соединенных Штатов. Здесьрасположена самая большая католическая страна – Бразилия с населением в 80тыс.человек. По мнению Ватикана, к 2000 году в Латинской Америке проживала половинавсех католиков мира.[2] В связи с этим весьма интересно было бы узнать, как кпроблеме расизма и расовой дискриминации в этом регионе относится католическаяцерковь, какие шаги предпринимает для его решения.
Целью данной работы является исследование вопроса опозиции католической церкви в отношении расовой дискриминации налатиноамериканском континенте. В ходе работы над темой были определеныследующие задачи:
·    выяснить степень дискриминациикоренного населения Латинской Америки в  колониальный период и позициюкатолической церкви в этом вопросе
·    определить уровень расовойнеприязни к креолам и индейцам в период становления независимых государств натерритории Латинской Америки и отношение католической церкви к данной проблеме
·    узнать степень проявления расизмав Латинской Америке на современном этапе и  точка зрения католической церквиотносительно этого вопроса
К сожалению, в современной литературе эта темапрактически не затрагивается. Отдельные аспекты данного вопроса освещены вразличных номерах журнала «Латинская Америка», но тематических работ на русскомязыке в наше время опубликовано не было. В основном, об отношении Ватикана кпроблеме расизма и нации в целом, в том числе и в Латинской Америке, писалисоветские авторы: Я.В.Минкявикус в книге «Католицизм и нация», И.Р.Григулевич вразличных работах посвященных Латинской Америке и христианству (книги««Мятежная церковь» в Латинской Америке», «Папство. Век ХХ»,«Франсиско де Миранда и борьба за независимость Латинской Америки»,  статья«Христианство и расизм»).
При написании данной работы были использованыразличные источники. Наибольший интерес вызывают современные работы, т.к.представляют довольно новый и более объективный подход к изучаемому вопросу.Среди таких цикл статей А.Ф.Кофмана в журнале «Латинская Америка», где авторрассматривает проблему на основе двух основных подходов, существующих в научнойлитературе, о которых будет сказано ниже. А.Ф.Кофман суммирует имеющуюсяинформацию и дает современную и интересную, доступно изложенную интерпретацию.
Значительное внимание при написании курсовой работы было уделено  советской литературе посвященной данному вопросу. Нужно отметить,что она  представляет немалый интерес не смотря на  достаточнуюполитизированность и категоричность. Особенно информативны  работыИ.Р.Григулевича, т.к. написаны доступно и интересно. Следует сказать, что И.Р.Григулевич являлся одним из наиболее известных специалистов-латиноамериканистовсоветской России, поэтому его труды представляют немалую ценность для написанияданной работы.
Подробно и интересно изучаемая проблема быларассмотрена на  Всемирной Конференции по борьбе против расизма, расовойдискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, материалы которойтакже были использованы при написании курсовой работы.
Современный взгляд на проблему дают тематические регулярнообновляемые электронные ресурсы: http://www.tiwy.com, www.vatican.va,www.hispanidat.com, www.latin.ru
Нужно отметить, что в исторической литературесуществуют разные подходы к рассматриваемому вопросу. Это так называемые«розовая» и «черная» легенды. Для первой характерно воспевание героизмабесстрашных и отважных конкистадоров, что очевидно из ее названия. Начало«черной» легенде дал Бартоломе де Лас Касас. В своей ревностной защите индейцевон интерпретировал конкисту и ее вершителей однолинейно и тенденциозно. ЛасКасас первым упростил представления об испанском завоевании Америки, увидев внем одну единственную цель – грабеж. Он исказил подлинный, сложный обликконкистадора и свел всю мотивацию его деяний к жажде личного обогащения. Особоераспространение «черная» легенда получила в Латинской Америке и в советскойРоссии. Причины распространения «черной» легенды в Латинской Америке достаточноочевидны. В начале XIX в. в испанских колониях началась Война занезависимость, которая, в конечном счете, привела к образованию независимыхгосударств. Естественно войну повстанцы вели под антииспанскими лозунгами. Этаидеология глубоко вошла в  сознание креолов и во многом стала определятьразвитие молодых культур. А вот в советской России «черная» легенда былаосвящена и утверждена официальной идеологией, которая, будучи идеологиейтоталитарной, не терпела иных мнений. В связи с этим все советские авторы быливынуждены в своих работах придерживаться именно этой линии.
Что касается христианизации, то понятно, как к нейотносились основоположники научного атеизма. Они считали, что деятельностьсвященнослужителей была лишь ширмой, скрывающей истинные цели испанцев, а такжесредством духовного закабаления коренных жителей Америки. Поэтому в советскомварианте «черной» легенды (в отличие от латиноамериканского) усиленнопестовались образы лживых, алчных, циничных, невежественных священников,которые по указке властей сознательно обманывали индейцев, внушая им чуть ли нето, во что сами не верили.
 В церковной литературе эту тему также обходятстороной, чтобы не вызвать разногласий среди самих же католиков. Исходя изсведений, которые дают нам советские авторы, в  период колонизации церковьподдерживала теорию о несовершенстве «цветных» народов. Но с началом эрыкапитализма в энцикликах все чаще можно было услышать об осуждении расизма идискриминации народов (энциклика ''Развитие  народов'', которая   осуждала   национализм,   расизм,   призывала    католиков сотрудничать со всеми людьми доброй воли безкаких-либо исключений). Но в большинстве случаев деятельность пап оказываласьдовольно противоречива. Папа Лев ХШ в энциклике “Rerumnovarum” (1892) при помощи концепции естественного правасоциального неравенства, классового угнетения, политического господствабуржуазии объяснял также  неравенство в межнациональных отношениях. Системагосподствующих-подчиненных наций подпадала под понятие «естественного порядка». «Quae a Deo sunt, ordinanta sunt» – этот библейский тезис отом, что всякая власть от Бога, по традиции от Августина и Ф.Аквинскогоподчеркивается в католической социальной доктрине и поныне.[7]
Однако Ватикан ведет довольно осторожную политику,поэтому любые его заявления всегда носили скорее рекомендательный характер(если были по сути своей прогрессивны) и церковники, находящиеся в странахтретьего мира не всегда им следовали. Зато многие с удовольствием находилилазейки для трактовки папских высказываний в удобной им манере, чтобы оправдатьсвои антигуманные поступки.
Глава 1. «Дискриминациякоренного населения Латинской Америки в  колониальный период и позициякатолической церкви в этом вопросе»
 
Христианская религия, как и большинство мировыхрелигий, сформировавшись, претендует на универсальность, на распространениесвоего влияния на все народы мира без исключения. Христианская церковьвозникает как «католическая», т.е. как всеобщая, всеохватывающая, вселенская(от греч. «catholikos»). Однако, не смотря на все ее усилия и стремлениярасширить свое влияние на другие континенты (христианские миссионеры, какизвестно, проникали в средние века в Эфиопию, Китай, Японию), христианскаяцерковь оставалась до открытия Америки в конце XV века восновном религией европейских народов, религией белого человека, что не моглоне наложить своего отпечатка на христианское мировоззрение. Уже само тообстоятельство, что первый человек, созданный, согласно библейскому сказанию,по образу и подобию Бога, считался белым, что сын божий Иисус Христос, также ввоображении христиан, представлялся белым, не могло не навести богословов намысль, что люди темных оттенков или черного цвета кожи представляли собой«отклонение от божественной нормы», вызванное серьезнейшими, чудовищнымипрегрешениями, в которых был замешен сам князь тьмы – дьявол, который, какправило, рисовался черным.
В средние века люди не белого цвета кожи составлялитот враждебный христианству мир, который богословы именовали gentiles,т.е. мир язычников и неверных, поклонявшихся идолам, Мухаммеду, Будде и прочимлжепророкам. Это обстоятельство как бы подтверждало тот факт, что люди темнойкожи отвергнуты Богом, что этим отверженным во веки веков не спастись и необрести царствие небесное.
Правда, средневековые богословы не сформулироваликакой-либо расистской доктрины, но это вовсе не потому, что они былиантирасистами, как заверяют современные теологи, а потому, что само понятие растогда не существовало. В средние века слово «раса» означало не людей отличногоцвета кожи, а народ, народность, племя, жителя определенной местности илистраны.[5]
По мнению приверженцев «черной» легенды впервыесформулировать свою расистскую теорию теологи попытались, когда христиане влице испанцев столкнулись на огромных пространствах открытого ими нового светас миллионами индейцев, резко отличавшихся от них не только своими верованиями,языком и обычаями, но и внешними физическими данными – цветом кожи, разрезомглаз, волосяным покровом. Это были люди как бы с другой планеты, другого мира идействительно другой расы.
Конкистадоры задались целью завоевать и покорить этистоль неожиданно обнаруженные ими народы и завладеть их землями и имуществом.Конкиста нуждалась в теологическом обосновании. Папа римский, ссылаясь на своиправа наместника Божьего на земле, т.е. властелина всего сущего и живущего,отдал во владение испанской и частично португальской корон вновь открытыеземли, а богословы принялись услужливо доказывать законность конкисты, ссылаясьна Библию и на расовую неполноценность индейцев.[5]
Даже образовательная деятельность в колониях с самогоначала шла по двум направлениям. Одно из них – поддержание среди испанского, апозднее и креольского населения уровня европейской культуры,  другое – поиски впрямом смысле «общего языка» с местным индейским населением. Естественно, чтосистема учебных заведений, обслуживающая лиц испанского правления кардинальноотличалась и качеством обучения и структурным построением учебного заведениядля индейцев. Образовательная программа для индейцев в большинстве случаевисчерпывалась изложением в примитивной форме основ католицизма, обучениемиспанскому языку и внушением тех обязанностей, которые индейцы должны быливыполнять как подданные испанской короны. Наиболее способных из них принимали всеминарии или даже посылали в Испанию для продолжения образования, чтобыподготовить их в дальнейшем к миссионерской деятельности среди соплеменников.[1]
Но юридическое превращение индейцев в рабов оказалосьне выгодным испанской короне, ибо ставило ее в зависимость от конкистадоров итолкало последних на разрыв с метрополией. Поэтому корона объявила индейцев«свободными», а значит и налогоплательщиками, предав их во временноепользование (в энкомьенду) колонизаторам.
Чтобы заставить конкистадоров признать индейцев«свободными», испанская корона добилась от папы римского подтверждениясоответствующего королевского указа, провозглашавшего индейцев «людьми» изапрещавшего их обращать в рабство. В булле «Sublimusdeus», изданной папой Павлом II в 1537 году,объявлялось, что «индейцы и все другие народы в случае, если они будут открытыв будущем христианами, не могут быть лишены своей свободы и собственности, несмотря на утверждение в противном, даже если они не являются христианами, болеетого, им следует разрешить пользоваться своей свободой и собственностью». [4]
Однако, как в самой Испании, так и в колонияхвлиятельные круги, в их числе церковники, и после этой буллы продолжали правозавоевателей на порабощение индейцев.
С наибольшей полнотой «доводы» в пользу порабощенияиндейцев были изложены испанским богословом Хуаном Гинес де Сепульведой вовремя знаменитого диспута с его противником доминиканцем Бартоломе де ЛасКасасом в Вальядолиде в 1550-1551гг. Сепульведа доказывал «естественнуюнеполноценность и порочность американских туземцев», он не считал их«рациональными существами», для него индейцы в такой же степени отличались отиспанцев, как «жестокие существа отличаются от добрых или обезьяны от людей». Взгляды Сепульведы разделялись большинством испанских богословов как вметрополии так и в колониях, они отражали политику колонизаторов по отношению киндейцам.
Вследствие противоречий между интересами короны иколонизаторами теория «естественного рабства» Аристотеля не была полностьюприменена к индейцам, но все же послужила обоснованием для оправдания рабстванегров, введенного в колониях Америки в XVIв. Так какрабство негров полностью соответствовало экономическим интересам короны иколониальных плантаторов, то и церковь в данном случае была единодушна в  своейподдержке этого института.
Теоретическим обоснованием для порабощения негровслужила 9 глава Бытия, в которой повествуется о том, как Хам, сын Ноя, увидел«наготу» своего охмелевшего отца. Рассерженный Ной проклял не Хама, а его сынаХанаана, провозгласив, что «раб рабов будет он у братьев своих». Богословыутверждали, что негры являются потомками Ханаана и поэтому вполне законнообращать их в рабство.
Ссылаясь на Библию, церковники требовали от рабовтерпения, послушания и повиновения. В особенности популярны были ссылки на томесто в послании апостола Павла к ефесянам, в котором он сравнивает ИисусаХриста с рабовладельцем, призывая рабов «со страхом и трепетом» повиноватьсясвоим хозяевам. Церковники угрожали невольникам жесточайшими загробными мукамив случае сопротивления своим хозяевам, освящали, оправдывали бесчеловечнуюэксплуатацию рабов.
Отческое же отношение римских пап к рабам сводилосьлишь к пожеланию, чтобы рабы подвергались крещению, но даже на этом папыникогда особенно не настаивали. Духовная жизнь рабов их столь же малоинтересовала, как и «духовная» жизнь скота.
Как известно, любая позиция неможет быть однозначной и единственно верной. У всего есть обратная сторона.Так, например, А.Ф.Кофман в серии статей в журнале «Латинская Америка»представляет другую точку зрения. По его мнению, вся история Испании и особенноэпоха Реконкисты выработали у испанцев то национальное качество, которое, всущности, определило судьбу Испанской Америки, – расовуютерпимость, сочетавшуюся с культурной открытостью. И если внутри Испании сконца XV века официальная политикаотличалась крайней расовой и культурной нетерпимостью, то за пределами страны,в заокеанских колониях, по отношению к индейцам проводилась прямопротивоположная линия.
Но даже независимоот предписаний свыше, еще до принятия многочисленных законов Индий испанскиеколониальные власти, конкистадоры и миссионеры начали активно контактировать синдейцами и включать их в орбиту своей цивилизации. Это заявление не оченьвяжется с фактом почти поголовного истребления аборигенов Антильских островов,однако именно эта установка, воплощенная в духе того времени, привела к стольпечальным последствиям. Собственно, официально провозглашенная задача конкисты– христианизация язычников – и предполагала контакт, а не отторжение. В этомсостоит принципиальное отличие испанской конкисты от колонизации Америкиангличанами  французами, которые такую задачу не ставили, на глубокий контакт саборигенами не шли, а просто вытесняли их с принадлежавших им земель. Чтокасается испанских конкистадоров, то они могли быть сколь угодно жестоки поотношению индейцам, демонстрировать религиозный фанатизм, но в их писаниях ненайти откровенно расистских пассажей. Именно их расовая терпимость, оченьнеобычная для того времени, привела к созданию метисных латиноамериканскихэтносов. [12]
Целью конкисты официально являласьхристианизация. Более того, благодаря усилиям Бартоломе де Лас Касаса и другихиспанских гуманистов была провозглашена политика ненасильственной христианизации.Установка на контакт с аборигенами, ставшая важнейшей чертой испанскойконкисты, с одной стороны, сдерживала религиозный фанатизм, а с другой – питалаи развивала генетически свойственную испанцам расовую терпимость и открытостьдля взаимодействия с другими культурами.
Нужно отметить, что когда католические короли продалив рабство индейцев, которых Колумб привез из второй экспедиции, то буквально наследующий день засомневались, хорошо ли они поступили, и адресовали своисомнения теологам и юристам. Те посовещались и дали ответ: нет, нехорошо, ВашиВысочества, и тогда их Высочества выкупили индейцев и за свой счет отправили ихназад на Эспаньолу. Но это еще не все: в 1605 г. испанские колониальные властиразыскали наследников императора ацтеков Моктесумы и предложили им подписатьотказ от всех прав и притязаний на Мексику, взамен чего им была обещана рента:деньги исправно выплачивались до 1820 г., когда Мексика обреланезависимость.[13]
Итак, с открытием Нового Света перед испанской коронойвстал ряд моральных, религиозных и политических вопросов. Прежде всего, ктотакие туземцы и как к ним относиться? Они – потомки одного из колен израилевыхили полулюди-полузвери? Надо ли их причащать и  обращать в христианство? Можноли  их учить? Следует ли королю признать их своими подданными? Дозволено липродавать их в рабство? Имеют ли испанцы право брать туземные территории в своевладение и лишать власти правителей, или  речь может идти только охристианизации?
Некоторые ответы были даны в папской булле, выпущенной4 мая 1493г. В первых же строках ясно указана главная цель свершенных илигрядущих открытий – христианизация. «Среди прочего больше всего наше сердцепечется о том, чтобы варварские народы были сломлены и обращены в нашу веру».Далее, говоря об открытиях Колумба, папа дает столь же ясный ответ в отношениииндейцев: «Как сообщили ваши посланники, обитатели вышеупомянутых островов иматериковых земель, похоже, достаточно разумны, чтобы принять католическую веруи добрые обычаи, и есть надежды, что при их наставлениях на указанных землях иостровах утвердиться имя Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа». Итак,де-факто индейцы были признаны людьми со всеми вытекающими отсюда правами, втом числе правом спасти свои души в лоне христианства, что налагало наиспанскую корону обязанность вести их к этому. И действительно, папа приказалиспанским монархам послать на новооткрытые земли «добродетельных,богобоязненных, ученых, мудрых и многоопытных священнослужителей дабы онинаставляли жителей вышеупомянутых островов и земель в католической вере ипрививали им добрые нравы…»[13]
Итак, булла во многом предопределила политику Испаниив Америке. Объявив туземцев людьми, способными воспринять слово Божие, аевангелизацию – главной целью и оправданием новой власти, папа настроилиспанских монархов на всесторонний контакт с индейцами, достойными войти в лоноевропейской цивилизации, что, в конечном счете, и привело к формированиюметисных латиноамериканских этносов. И корона никогда уже не отступала от этойлинии.
Нелишне будет упомянуть завещание королевы Изабеллы,умершей в 1504 г. Его заключительная часть была посвящена, как сегодня сказалибы, «индейскому вопросу». Сославшись на  папский двор, королева утверждает, чтопринят он был единственно с целью христианизации индейцев, и далее обращаться кнаследникам с такими словами: «Слезно умоляю короля, господина моего, иобязываю принцессу, мою дочь,  и принца, ее сына, поступать, как им велено,руководствоваться этой главной целью и приложить всевозможное старание для еедостижения; и наказываю им не допускать, чтобы туземцы, обитателивышеупомянутых Индий, уже покоренные и те, что будут покорены, ни в чем нетерпели притеснения, ни в личной свободе, ни в имуществе своем; напротив,приказываю обращаться с ними хорошо и по справедливости, а ежели они в чемпонесут убыток, то пусть он будет им возмещен, дабы ничто не противоречилословам апостольского дара, ниспосланного нам».[13]
Опять-таки не будем тешиться иллюзиями. Между добрыминамерениями и их воплощением пролегал океан, и на его американских берегаххорошие законы часто оставались на бумаге, что и вынуждало испанских монарховпо несколько раз повторять уже утвержденные и принимать новые. По этому поводувысказался завоеватель Кито Себастьян де Белалькасар: «Закон требуетподчинения, но не исполнения». Ему же принадлежит еще одна знаменитаясентенция: «Бог на небе, король далеко, а здесь я хозяин». И хозяйничаликонкистадоры, как им вздумается, особенно первые 30 лет после открытия Америки.
Идея Колумба продавать туземцев в рабство сразу жебыла отвергнута, и фактически рабство с самого начала находилось под запретом(юридически оно было запрещено в 1512г.). Но при этом испанские монархиоставили новопоселенцам лазейку, разрешив обращать в рабство людоедов и тех,кто оказывал ожесточенное сопротивление. И в эту лазейку скопом ринулись всеконкистадоры и колонисты, да с таким напором, что повалили весь забор. Ониустраивали рейды за рабами и безнаказанно хватали всех подряд. Действительно,кто докажет, что вот эти полсотни индейцев, пригнанные на продажу, брезговаличеловечиной или не оказывали ожесточенного сопротивления? Во всяком случае,сами индейцы, не знавшие испанского языка, доказать это не могли. Реальноколониальная экономика была основана на рабовладении, и, видимо, никакой иной вто время и при тех обстоятельствах быть не могла.
Уже к 1500 г. на Антильских островах прочноустановился экономический институт энкомьеды, или репартименто, очень близкийк  рабовладению – конкистадор, в зависимости от заслуг в завоевательнойкампании, получал какую-то территорию и сколько-то индейцев в услужение, причемих согласия никто не спрашивал. Официально энкомьенда считалась своего родапротекторатом над индейцами, которых заботливый патрон должен был отвращать отдурных обычаев, приобщать к ценностям христианской цивилизации и защищать отнабегов соотечественников, еще к этим ценностям не приобщенных. Важноподчеркнуть: юридически экомендеро не являлся владельцем бывших индейскихземель и тем более не имел никаких прав распоряжаться их жителями, однакоподобные тонкости никого не волновали, и конкистадоры чувствовали себяполноправными хозяевами. Тяжелый подневольный труд и эпидемии европейскихболезней в считанные годы опустошили энкомьенды Эспаньолы и близлежащихостровов и привели к нехватке рабочей силы. Тогда испанцы стали устраиватьэкспедиции за рабами на другие Антильские острова. В ходе одной из такихэкспедиций они добрались до Юкатана и принесли известие о  цивилизации майа.
Надо признать, что испанские монархи не сильнозаблуждались насчет реального положения дел в колониях и в 1502г. попыталисьзапретить энкомьенду, однако уже в декабре 1503 г. указ был отменен. В 1509 г.корона предприняла атаку, выпустив указ о сокращении срока службы индейцев спожизненного до пары лет, но эта инициатива с треском провалилась.
Активная борьба с расовой несправедливостью натерритории Латинской Америки началась с будничного богослужения 1511 г. вкафедральном соборе Санто-Доминго, которое громким эхом отразилось в Испании ипородило первый свод законов. На кафедру взошел доминиканец Антонио деМонтесинос – и произнес неслыханные доселе слова: «Аз есмь глас Христа,вопиющий в пустыне сего острова, и глас сей вещает вам, что живете вы всмертном грехе и умрете в оном, доколе не перестанете жестоко тиранить сихневинных туземцев… Или  они не люди? Или не имеют разумения?». Он гневноклеймил энкомендеро, бессовестно пользующихся  плодами чужого труда, жестокоеобращение с туземцами, работорговлю и охотничьи рейды за рабами, захватническиевойны, неприкрытый грабеж…[13]
 Одним из слушателей был Бартоломе де Лас Касас, в товремя обычный энкомендеро, который, подобно прочим, относился к туземцам как корудию труда. Направляясь на мессу, он никак не  предполагал, что этот деньстанет переломным в его жизни: потрясенный проповедью  Монтесиноса, он вскореоткажется от энкомьенды и  отдаст все силы защите индейцев. Зато другиеколонисты, в том числе и тогдашний вице-король Диего Колумб, впали в ярость и хотели немедленно выслать доминиканцев с острова, но ограничились тем, что подали жалобу королю. Тот переправил ее  магистру ордена доминиканцев, и вскорена Эспаньолу пришло письмо с суровыми упреками в адрес Монтесиноса. Однакобратья-доминиканцы, находившиеся в колониях, дружно вступились за проповедника.Разгорелся нешуточный скандал. Доминиканцы отправили Монтесиноса в Испанию,чтобы он лично доказал правоту своих обвинений. Колонисты тоже поспешили найтисебе защитника монаха-францисканца, и послали его ко двору. Король Фердинанд,человек осмотрительный и благоразумный, в вопросах веры и закона не брал насебя лишней ответственности и любил передоверяться ученым мужам. Он созвал вБургосе хунту, ученые мужи выслушали представителей враждующих сторон, послечего начали спорить и размышлять. Плодом этих коллективных усилий стали такназываемые Законы Бургоса, принятые в декабре 1512г. Они составили основуколониального законодательства. В дальнейшем к ним прибавлялись другие  статьи,разраставшиеся в новые своды законов, и все они, с одной стороны облегчалиположение индейцев, с другой – ограничивали власть конкистадоров. Облегчалискорее на бумаге, а вот власть урезали вполне ощутимо.[13]
Доминиканцы требовали отменить репартименто, но этотномер не прошел. В Законах Бургоса было ясно сказано, что индейцы – свободныелюди, их нельзя обращать в рабство, за исключением тех, кого можно, но надрабами нельзя издеваться, относиться к ним следует «с любовью и нежностию».Свободных индейцев нельзя обменивать и продавать и обращаться с ними положено«с наименьшей суровостию и наивозможной бережностью и с соблюдением законов»:воспрещено не только бить их палками или плетьми, но даже словесно оскорблять.Энкомендеро запрещалось иметь меньше 40 и больше 150 индейцев. Жить они должныбыли рядом с заботливым патроном, который обязан выстроить на 50 индейцевчетыре бохио, каждый в 30 шагов в длину и 15 в ширину, и спать они должны вгамаках, а не на земле, как было до сих пор. Кормить их следует овощами иплодами, а по воскресеньям и в праздничные дни – мясом; тем же, кто работает нарудниках, мясо давать ежедневно, а за неимением мяса – рыбу. Индейцы имеют своиземельные наделы и возможность обрабатывать их.
Запрещается поднимать индейцев до восхода солнца изаставлять работать в темноте. По воскресеньям и праздникам – выходные, послепяти месяцев работы – 40-дневный «отпуск»; на рудниках индейцев нельзя держатьбольше трех месяцев, после чего положен двухнедельный отдых.
Нельзя запрещать индейцам развлекаться по-своему, т.е.петь песни, плясать, устраивать игрища и соревнования и т.п. запрещено лишьраскрашивать тела, приносить жертвы и пьянствовать. И, конечно, огромноевнимание в законах уделялось религиозному воспитанию. Энкомендеро долженвыстроить часовню и ежедневно утром и вечером посещать ее вместе с индейцами,обучая их молитвам и обрядам, а по воскресеньям водить их в ближайшую церковь.А еще пусть он выберет самого смышленого мальчишку, научит его читать и дастему в руки Священное Писание, чтобы тот просвещал своих соплеменников.Священники же обязаны бесплатно крестить, венчать и раз в год исповедоватьиндейцев. И последнее: если индеец умрет там, где есть церковь, то хоронить егоследует на церковном погосте, как любого доброго христианина.[13]
Мало того, как выяснилось, эти законы носили временныйхарактер и были предназначены для того, чтобы ввести туземцев в лоноцивилизации и сделать свободными подданными испанской короны, о чемсвидетельствовали дополнительные распоряжения, принятые в 1513г. Королевскийуказ гласил: когда через пару лет туземцы научатся ходить одетыми и станутдобрыми христианами, «приказываем и повелеваем и заявляем, ибо такова волянаша, чтобы тем индейцам, кто ныне проживает и будет проживать на означенномострове и кто научится жить по собственному разумению, что будет освидетельствованонашими судьями, дали возможность жить самостоятельно, дабы они обслуживалисебя, как все прочие, и во всем уравнялись с нашими подданными, и платили те жеподати, что платят остальные подданные своему повелителю».
В 1516 г. Лас Касас беседовал с кардиналом Сиснеросом,тогдашним регентом Испании, и тот воскликнул: «Разве индейцы не свободные люди?Кто же сомневается, что они свободны!» с ревизорскими целями Сиснерос послал наЭспаньолу монахов-иеронимитов, предписав им опросить колонистов и решить, непора ли освободить индейцев от энкомьенды, как было обещано в дополнениях кЗаконам Бургоса. Естественно, колонисты в один голос уверяли, что туземцы несоблюдают христианские традиции и никоим образом не созрели для самостоятельнойжизни. Иеронимиты создали несколько поселений свободных индейцев, но это ужепрактически ничего не решало, тем более что страшная эпидемия вскорепрактически покончила с туземцами Эспаньолы.
В 1517 г. в Саламанке состоялся диспут 13 авторитетныхтеологов, которые обсуждали способность индейцев принять христианство ивозможность уравнять их в правах с прочими подданными испанской короны.Коллективный ответ был не только положительным, но и в заключительной частьугрожающим: те, кто станет утверждать противоположное и упорствует в этоммнении, должны быть преданы огню как еретики. Три года спустя кардинал Адриано,будущий папа, произнес в присутствии испанского короля пылкую проповедь взащиту индейцев, и король подтвердил, что индейцы – свободные люди и обращатьсяс ними следует обращаться соответствующим образом.
Прошло шесть лет, прежде чем эти слова воплотились вюридический документ. Королевский указ 1526 г. воспрещал обращать индейцев врабство, продавать или обменивать их, а кто будет уличен в этом, уплатит штрафв 100 тыс. мараведи, лишится имущества и слетит с поста.  Впрочем, и в  этомзаслоне была оставлена лазейка: с теми, кто препятствует проповедническойдеятельности миссионеров и мешает испанцам разведывать и разрабатывать залежидрагоценных металлов, разрешалось «поступать, как дозволяет в таковых случаяхнаша святая вера и  христианская религия». Два года спустя Карл Vотдал приказ королевским чиновникам провести «генеральную ревизию» рабов ирешить, кто был обращен в рабство по заслугам, а кто попал под горячую руку.Чиновники исполнили наказ, кого-то освободили, но большинство рабов таки остались в колодках. Между тем злоупотребления в колониях не прекращались, очем свидетельствует поток жалоб королю, главным образом отсвященнослужителей.[13]
Терпение Карла V лопнуло, и 2августа 1530 г. он издал указ о запрете рабства, не оставив в нем ни малейшихлазеек для рабовладельцев: «отныне и впредь, доколе наша милость по своей волене  решит пересмотреть и отменить сказанное, никому во время войны, даже еслиона справедлива и ведется по нашему повелению или приказанию правительстванашей власти, не разрешается обращать индейцев в рабство». Горячо одобрил эторешение тогдашний папа Павел III, однако радость его оказалась преждевременной.
После четырехлетней «атаки» конкистадоров, императорбыл вынужден отменить этот закон. В феврале он подписал новый указ, в которомговорилось: «От многих ревностных служителей наших из различный, в том числеглавнейших, частей Индий получили мы немало писем и реляций, в коих сообщалось,что исполнение послания нашего, запрещающего обращать в рабство пленных всправедливой войне, привело к большему числу жертв среди туземцев означенныхИндий, ибо, видя, что не берут их в плен и не обращают в рабство как былопринято раньше, стали они с большей дерзостию сопротивляться христианам ивоевать противу них, в то время как наши подданные христиане видят, что терпятубытки, ранения и убийства и  сами убивают всех подряд, никакого прока для себяот того не имея, и что не могут даже завести асьенды для возмещения своих трати убытков, и посему они стали бояться сей войны и  прекратили вести ее попричине вышеуказанного запрета…». Экономическая подоплека конкисты указанапредельно ясно, а экономика, как было подтверждено не раз, оказывается сильнеедобрых намерений. И потому король восстановил право обращать в рабов пленников,взятых в «справедливой войне», хотя и запретил брать в рабство подростковмоложе четырнадцати лет и женщин, а также продавать пленников на сторону.
На сей раз лопнуло терпение у папы, и в 1537 г. Павел IIIиздал знаменитую буллу об индейцах, в которой гневно осудил тех, кто «подпредлогом неспособности индейцев к восприятию христианского вероучения держитих в рабстве и угнетает и тиранит их так, что со скотами и то обращаются лучше».Папа решительно заявил: «Индейцы, будучи полноценными людьми, не токмо способнывоспринять христианскую веру, но и, как сообщили нам, приобщаются к оной счрезвычайной охотой и быстротою». И потому, говорит папа, «данной намапостолической властью мы приказываем и повелеваем, чтобы никого из индейцев,ныне известных, ни тех, кого еще обнаружат христиане, даже если они пребывают вязычестве, не лишали свободы, их личного имущества и не обращали врабство…»[13]
Обобщив различные подходы к данной проблеме можносказать, что в целом, расовая дискриминация индейцев в колониальный период былаобоснована экономически, но духовенство и испанские короли всячески пыталисьпредотвратить злоупотребления конкистадоров, и выступали за равноправие междулюдьми на завоеванных ими территориях, хотя часто и противоречили сами себе.
Глава 2. «Расоваянеприязнь к креолам и индейцам в период становления независимых государств натерритории Латинской Америки и отношение католической церкви к данной проблеме»
 
Нужно отметить, что с уменьшением влияния испанской коронына латиноамериканском континенте расовая неприязнь между людьми различныхоттенков кожи не уменьшилась. Креолы, потомки испанцев, уроженцы колоний, частосмешанных кровей, не допускались к высшему колониальному управлению, и этовызывало у них озлобление и неприязнь к Испании и испанским властям. Индейцынаходились в подчинении у помещиков и церковников, работали на рудниках,выполняли другие повинности. Формально они считались свободными, вдействительности же  полностью зависели от произвола помещика, которыйбесконтрольно распоряжался не только их землей, но и ими самими. Таково былоположение как в светских, так и в церковных поместьях. Вся колониальнаяэкономика основывалась на неограниченной эксплуатации индейского труда, награбеже и обмане индейского населения. На еще более низкой ступени находилисьнегры-рабы, которых стали ввозить для работы на плантациях в тех особеннорайонах, где индейское население вымерло или отсутствовало или где по уровню своегоразвития не было приспособлено к плантационному труди или работе на рудниках.[4]
Латиноамериканское общество напоминало своеобразнуюсословную пирамиду, основание которой составляли бесправные негры-рабы и стольже бесправные, хотя и считавшиеся вольными людьми, индейцы. Ступенькой вышенаходились те, в ком была примесь испанской крови – метисы и мулаты, еще выше –белая или почти белая беднота: пастухи, крестьяне, ремесленники; над ними –белые уроженцы колоний – креолы и испанцы – мелкие и крупные торговцы; затемшла креольская аристократия – потомки конкистадоров – «большие какао».Последние верховодили и находились под наблюдением испанских  властейгородского самоуправления – кабильдо, занимали командные должности в ополчении– милиции.
Самой закрытой была аристократическая кастамантуанцев. Они причисляли себя к белой расе и с презрением относились к неграми мулатам. Чтобы стать настоящим мантуанцем, необходимо было не только обладатькрупным состоянием, но и доказательством того, что претендент являетсяпредставителем белой расы без какой-либо примеси индейской или негритянскойкрови.
В период становления независимости латиноамериканскихстран часть священнослужителей была настроена довольно оппозиционно поотношению к испанской монархии. Франсиско де Миранда так высказывался в ихадрес: «Было бы ошибкой считать, что любой, кто носит тонзуру или увенчанкафедральной митрой, заядлый фанатик или враг человека. По своему собственномуопыту знаю, что некоторых самых культурных и либеральных людей в Южной Америкеможно найти в рядах этого сословия». [4]
«Письмо» бывшего иезуита Вискардо – обвинительный актпротив испанского господства в колониях. Испанцы занимались грабежом в Индиях,угнетали ее население, в том числе и индейцев. Автор в подтверждение цитируетдоминиканца Бартоломе де Лас Касаса, перуанца Гарсиласо де ла Вега, испанскогоученого Антонио де Ульоа. Тирания испанцев, их произвол проявились, вчастности, в запрете иезуитского ордена, деятельность которого всяческипревозносит автор. В конце своего письма Вискардо делает вывод, что у населенияколоний нет иного выхода, как восстать, сбросить с себя гнет испанцев изавоевать независимость, как это сделали в свое время Португалия и Нидерландыпо отношению к той же Испании и североамериканские колонии по отношению кАнглии. [4]
Итак, за независимость высказывался иезуит, священник,представитель католической церкви, этого мощного оплота испанскогоколониализма. Тем не менее, никаких решительных шагов не предпринималось ирасовая неприязнь между людьми сохранялась. Основанием для нее служилоэкономическая зависимость различных слоев населения от богатой верхушкиобщества и нежелание оной идти на уступки и неготовность ее к переменам.
Нужно отметить, что в 1815 году на Венском конгрессепапский представитель кардинал Гонзальви решительно отказался осудитьработорговлю. Докладывая об это папе римскому, Гонзальви заявлял, что «осудивработорговлю, мы (т.е. католическая церковь) можем оскорбить католическиегосударства, настаивающие на сохранении этого обычая, приносящего большуюпользу их денежным интересам».[3]
Только в 1839 году папский престол под давлениеммирового общественного мнения был вынужден устами папы Григория XVвысказаться против работорговли, но даже тогда он счел возможным утверждать,что рабство не является злом для раба, если он принадлежит «доброму» хозяину, ине служит помехой для достижения рабом «царствия небесного».
Об отношении католической церкви к рабству папа Лев XIIIнапомнил в 1888 году в своем послании к бразильским епископам, в связи сосвобождением рабов в этой стране. Лев XIII заявил, что церковь со времениримской империи увещевала рабов терпеть их долю, что на никогда не одобряла«насильственное освобождение рабов и всегда осуждала их восстания».[3]
Проповедь христианскими церковниками всех направленийв поддержку рабства способствовала укоренению среди белого населения колоний иметрополий расистских предрассудков. Отношение церковников к работорговле ирабству стало меняться только тогда, когда этот институт стал экономически невыгоден интересам молодой буржуазии, которая стала настоятельно требовать егоотмены.
И хоть Бенедикт  XV и говорил о любви к ближнему, но«эта  любовь,  разумеется,  не  должна иметь  своим  результатомупразднение классовых различий...  Но все  же эта любовь приведет  к тому,  чтоте,  кто находится в наилучшем  положении, некоторым  образом снизойдут достоящих на нижних  ступенях  и   не  только   будут   соблюдать  по  отношению к   ним справедливость, но и будут  обходиться  с ними с  добротой,приветливостью и терпением;  эта любовь приведет  также и к тому, что и стоящиевнизу, в свою очередь,  будут  радоваться  процветанию верхних  и  будут полагаться на их поддержку,  точно так же, как  младший из  сыновей  в  семье полагается  на покровительство старшего».[3]
Глава 3. «Расизм в Латинской Америке насовременном этапе и  точка зрения католической церкви относительно этоговопроса»
Католическая церковь осудила расизм и сегрегациютолько на втором Ватиканском соборе (1962-1966 гг.). В энциклике папы Павла VI«Эволюция народов», опубликованной в марте 1967г. в частности, говориться, чторасизм «во время колониальной эры часто царил в отношениях между колонистами итуземцами, препятствуя плодотворному взаимопониманию и порождая обиды, которыеявляются следствием реальной несправедливости. Кроме того, он препятствуетсотрудничеству между обездоленными нациями и порождает раскол и ненавистьвнутри самих государств, когда, попирая неотъемлемые права человеческойличности, отдельных людей и семьи, такими несправедливостями, ставит людей вособое положение из-за их расы или из-за их цвета кожи. Подобное положение,столь чреватое угрозами для будущего глубоко нас огорчает». [5]
Нужно отметить, чтоколониализм привел к подчинению народов Латинской Америки, результатом чегостало сегодняшнее наследие большого структурного неравенства и культурныйдисбаланс. Исторически расизм практиковался в Мексике в виде требований кграмотности и попыток уничтожить культуру коренных народов, заменив еекультурой завоевателей. Коренные народы были практически отстранены отполитической власти — не юридически, а в силу самой структуры государства, гдена переднем плане находились индивидуальные права, а также из-за ограниченныхвозможностей получения образования и информации. Многочисленные группынаселения в Латинской Америке страдают от расовой дискриминации имаргинализации в результате структурного неравноправия, которое до сих пор неизжито. Главное препятствие в деле борьбы против расизма в регионе — сохраняющееся доминирование одной группы и маргинализация, эксплуатация инепризнание больших слоев общества. Эти беднейшие слои населения часто взначительной мере совпадают с группамиафролатиноамериканцев или коренных жителей. [10]
Как уже говорилось индейские и афролатинские народырегиона на протяжении веков страдали от дискриминации, и в настоящее время этаситуация не изжита. Негры и метисы составляют около 30 % населения региона, этоне менее 150 миллионов человек, большинство их концентрируется в таких странах,как Бразилия — 50%, Колумбия — 20 % и Венесуэла — 10 %. Только индейцев врегионе от 33 до 40 миллионов человек. Они представляют около 400 этническихгрупп. Фактически все страны региона, за исключением Уругвая, имеют индейскоенаселение.
И это население, по сравнению с белыми, имеет оченьмало возможностей для доступа к системе здравоохранения, образованию,занятости, у него низкие доходы, а возможности политического самопроявлениякуда более ограниченные, чем у белых… В большинстве случаев индейцы и другие«цветные» меньшинства потеряли свои главные средства к существованию— землю и другие натуральные ресурсы и были вынуждены эмигрировать в городскиецентры, где на их долю выпадает самый грязный и мало оплачиваемый труд.[10]
Этническая и расовая неприязнь имеют самое широкоераспространение. Неприятие человека «другой расы» постепеннозаменилось неприятием «чужака-иностранца», особенно если этот«другой» — не белый и приехал из страны с преобладанием индейского иафролатинского населения. Так, «чилийцы испытывают неприязнь к перуанцам,аргентинцы — к боливийцам, венесуэльцы — к колумбийцам, доминиканцы — кгаитянцам, мексиканцы — к гватемальцам, а североамериканцы ко всем выходцам изЛатинской Америки вместе взятым». Такие выводы содержатся в документе,подготовленном ЭКЛАК (Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибскогобассейна): «Общие тенденции, приоритеты и препятствия в борьбе противрасизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанных с ними формаминетерпимости в Латинской Америке и Карибском бассейне».
Среди главных факторов вопиющей бедности индейского иафролатинского населения в регионе ЭКЛАК называет «прогрессирующую потерюиндейцами своих земель и провалы в экономическом развитии общества». К нимможно добавить процессы миграции из села в город и ухудшение структурызанятости, как в сельской местности, так и в городах.
Этническая дискриминация – одна из основных причиннеравенства в доступе к медицинскому обслуживанию. Повсеместно этническиеменьшинства имеют значительно более низкий уровень медицинского обслуживания,чем население каждой конкретной страны в целом.
Такие же явления обнаруживаются и в системеобразования. В Эквадоре, например, только 53% индейского населения имеет начальноеобразование,  15% — среднее и 1% — высшее.
Не лучше ситуация среди негритянского населения иметисов. В Бразилии, например, среди негритянского населения очень высокуровень безработицы, у этих людей низкие зарплаты и весьма ограниченныевозможности пробиться на руководящие должности. По данным ЭКЛАК по Бразилии,25,7 % негров из г. Сальвадора – безработные, что значительно превышает среднийуровень безработицы среди остального населения – 17,7 %. Эта ситуация снекоторой вариацией повторяется и в других городах Бразилии — Бело-Оризонте,Бразилиа, Порто-Алегре, Ресифе и Сан-Пауло. Расовая дискриминация отражается ина неравном распределении доходов.
С другой стороны, на континентальном уровненаблюдается рост признания прав индейских народов на свои земли, средуобитания, собственность, самоуправление и использование ресурсов. В Бразилии иБоливии эти права закреплены конституционно. Существуют международныеорганизации, занятые борьбой с дискриминацией. Однако чтобы ввести в действиемеждународные соглашения, необходимо, чтобы каждое государствоусовершенствовало, свои конституции и включило в них признание этнических ирасовых различий, как того требует Соглашение 169 OIT, которое ужератифицировали Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Гватемала, Гондурас,Мексика, Парагвай и Перу. [15]
Что касаетсясовременного отношения церкви к проблеме расизма то две основополагающие черты,перешедшие в неизменном виде в ныне существующую социальную доктрину церкви:примат универсальных, всеобщих прав человека над правами «власти» и утверждениечеловеческого достоинства в людях, независимо от их конфессиональнойпринадлежности. можно увидеть еще в булле Евгения IV «Dumdum nostras» (13.01.1435), которая была направлена противработорговли неграми и в послании Павла III «Veritas ipsa» о достоинстве индейцев и их праве на свободу.
Все права и свободычеловека  церковь рассматривает как независимые и производные от свободыдуховной, причём последняя тождественна свободе религиозной, нравственной.Сколь бы демократичным не было государство, оно не может быть с точки зрениякатолицизма таковым до тех пор, пока демократия не распространилась на сферурелигии. Церковь выступает против расизма,  какие бы формы он не облекал себя,исходя из двух принципов:
1 Равное достоинство любого индивида изчего следует равенство рас
2 Единство человеческой семьи, с чегоследует: уважение различий между нациями
Этой теме был посвящен изданный 10.12.1989. документпапской комиссии «справедливость и мир» под названием «Церковь перед лицом расизма.К большому братскому обществу».[8]
Современная социальная доктрина Католической Церквитрадиционно исходит из требований евангельских нравственных законов и моральныхпринципов общечеловеческого характера. В ее интерпретации человек в первуюочередь не мыслящий, а любящий субъект; сердце считается моральной категорией иценится выше права и разума. Личность человека, созданного по образу и подобиюБожиему, рассматривается как самое яркое отражение Бога и центр социальногоучения Церкви. В еще большей степени сохраняет свое значение золотое правилоЕвангелия о любви к ближнему, распространяемой и на дальних (нехристиан,неверующих) и приравниваемой к любви к Богу. В энциклике «Fides et Ratio» (1998) говорится, что Христос позволяет двум народамстать «одним». Те, что были «дальними», становятся «ближними» благодаряПасхальному таинству.
Иоанн Павел II (папа с октября 1978 г.) заявляет, чтоБог призвал образовать единую семью человечества независимо от национальных илирасовых различий. Папа выступает за построение цивилизации любви, за мир,основанный на климате доверия, сотрудничества и взаимного уважения всех людей истран, в котором всем будет хорошо.[6]
Расистская идея противоречит христианскому идеалуединства человеческого рода, она представляет собой абсолютную цель, котораязадевает саму духовную жизнь, и неограниченные средства, которые посланы ей наслужбу и не могут быть применены в силу морального критерия.
Католическая социальная доктрина подчеркивает правокаждого человека на подлинно человеческую жизнь, достаточное обеспечениепитанием, одеждой, жилищем, охраной здоровья, возможностью свободного выбораобраза жизни и основания семьи, получения воспитания и образования, а такжеработы, права на доброе имя, уважение и получение информации. И это именноправа, а не жест благотворительности. Второй Ватиканский Собор (1962–1965)рекомендовал отдавать приоритет не общественному прогрессу, а пользе и благукаждой личности («Gaudium et spes»).«Человек должен быть в центре любого социального проекта», — утверждаетнынешний папа.
В постсинодальном увещевании «Eclessia in America» (1999) Иоанн Павел II осудил как «вопиющие к небесам социальные грехи»:наркобизнес и отмывание денег, коррупцию, терроризм, гонку вооружений, расовуюдискриминацию, социальное неравенство и нарушение экологического баланса.Глобализация финансов, экономики, торговли и труда не должна посягать наприоритет и достоинство человека. Люди, народы, страны — не орудия, аучастники, субъекты своего будущего, — считает папа.
Один из самых важных аспектов социальной доктриныкатолицизма — забота о бедных, угнетенных, обездоленных. О предпочтительномвыборе в пользу бедных и любви к ним свидетельствуют осуждение церковью всехформ эксплуатации, дискриминации и расизма, провозглашение конкретнойсолидарности и братства без границ, постоянное евангельское и евангелизаторскоеслужение обездоленным.
Сегодня католическая доктрина отмечает, что бедныебедны потому, что вытеснены из свободного рынка труда и капитала, изобщественной и производственной жизни еще до лишения их материальныхсредств.[10]

Заключение.
 
Из сказанного можно сделать следующий вывод: в периодконкисты католическая церковь признавала за аборигенами право на свободу, но, вто же время, не усматривала в их угнетении ничего плохого. В настоящее времяВатикан, под влиянием коренных послевоенных изменений в мире, официальноосуждают расизм, однако, отдельные католические священники и богословы, атакже  расистские лидеры продолжают выдавать расизм за составную частьхристианского вероучения.
С другой стороны, негритянские массы,  жертвы расизмаи сегрегации и жертвы колониальной эксплуатации Латинской Америке используютхристианское вероучение для защиты своих прав. Это приводит к тому, чтонекоторые негритянские церкви и афрохристианские секты под давлением своихчленов принимают участие в движении против расовой дискриминации.
Хотя расизм в Латинской Америке – понятиетабуированное, он существует повсюду – от Кубы до Чили.Расоваядискриминация в регионе скрывается, некоторые государства сообщили Комитету поликвидации расовой дискриминации (КЛРД), что в их странах расовой дискриминациине существует. Идея, что каждый имеет смешанное расовое происхождение, такжеиспользуется для того, чтобы уклониться от принятия необходимых мер по оказаниюсодействия коренным народам и афролатиноамериканцам. Потомков от смешанныхбраков обычно называют «метисами», хотя к этой широкой категорииотносятся различные комбинации, которые в свою очередь получили более конкретныенаименования. Таким образом, в ряде государств региона сложилась неформальнаярасовая стратификация. Исторически сложилось такое представление, чтовертикальная социальная мобильность возможна лишь благодаря браку с кем-либо сболее светлой кожей, как и соответствующее предубеждение к браку с кем-либо сболее темной кожей. Хотя во многих государствах вертикальная социальнаямобильность определяется по имущественному положению, независимо от расы, этоткритерий еще не стал всеобщим, в частности в частной сфере, где частныепредрассудки все еще относительно широко распространены. Это привело к своегорода скрытому расизму, когда большинство людей, в том числе интеллигенция, нежелает касаться этой темы. Имеется довольно много статистических данных,свидетельствующих о том, что лица европейского происхождения находятся в целомв более благоприятном экономическом положении, чем лица смешанного расовогопроисхождения, лица, происходящие от индейцев, или лица африканскогопроисхождения.
Для испанцев Латинская Америка представляласьпродуктом европейского открытия и завоевания; освоив испанский и португальскийязыки и приняв христианство, континент якобы стал частью цивилизованногоЗапада. Испанцы не перечеркивали предиспанскую культуру, но считали ее лишьфрагментом – вовсе не решающим – общественной и исторической реальности,сложившейся в своем неповторимом виде лишь благодаря животворному влияниюЗапада.
Туземцы, напротив, с негодованием отвергали какой-либовклад европейцев. Настаивали, что корни их самобытности уходят в глубьпредиспанских культур и цивилизаций, которые от насильственного вторжениятолько понесли урон, были отброшены на обочину развития, уделом их сталидискриминация и подавление, причем не только в течение трех столетийколонизации, но и позднее.
Мы обязаны и испанцам, и туземцам за выдающиесяисторические и художественные произведения, однако обе доктрины в глазахсовременника выглядят одинаково однобоко и фальшиво. Связанные идеологическимишаблонами, они не способны отразить богатую пестроту Латинской Америки, и собеих сторон попахивает расизмом.
Латинская Америка обладает не одной, а многимикультурными самобытностями, и ни одна из них не вправе возвыситься над другими.

Литература:
 
1.  В.П. Андронова «Церковь ипросвещение в Латинской Америке»
2.  И.Р. Григулевич ««мятежнаяцерковь» в Латинской Америке»
3.  И.Р. Григулевич. «Папство. Век ХХ»
4.  И.Р. Григулевич «Франсиско деМиранда и борьба за независимость Латинской Америки»
5.  И.Р. Григулевич «Христианство и расизм»// «Нет! – расизму». Сборник статей
6.  «Литературнаягазета», 2001
7.  Я.В. Минкявикус «Католицизм инация»
8.  «Социальные проблемы в религиознойжизни запада»
9.  Н.Н. Поташинская «О современнойконцепции социальной деятельности Католической Церкви»
10.           ООН, Генеральная Ассамблея 27 April2001 Всемирная Конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации,ксенофобии и связанной с ними нетерпимости
11.           А.Ф. Кофман «“Розовая” и “черная”легенды» // Латинская Америка 2004 №3
12.           А.Ф. Кофман «Духовный обликконкистадора: испанское измерение» // Латинская Америка 2004 №4
13.           А.Ф. Кофман «Духовный обликконкистадора: культурное наследие и американское правительство» // ЛатинскаяАмерика 2004 №5
14.           А.Ф. Кофман «Теория и законыконкисты: первые шаги» // Латинская Америка 2004 №6
Электронные ресурсы:
15.           http://www.tiwy.com
16.           http://www.vatican.va 
17.           http://www.hispanidat.com
18.           http://www.latin.ru
Справочные издания:
19.           Латинская Америка.Энциклопедический справочник. М.,1979 т.1.      М., 1982 т.2.
20.           Латинская Америка. Справочник.М.,1990
21.           Христианство. Энциклопедическийсловарь: в 3-х томах. М., 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.