УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОНМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназияАвтор: учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Мельникова Т.Н.станица Ленинградская 2007Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназияСодержание. № Страница 1 Информация об опыте 4 2 Технология опыта 6 3 Результативность опыта 21 4 Библиографический список 22 5 Приложение к опыту:1) Тестовые задания по орфографии (9 – 11 классы);2) Тестовые задания по пунктуации (9 – 11 классы). 2328 Учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии.Мельникова Татьяна Николаевна – педагогический стаж работы – 25 лет, высшая квалификационная категория.Основное в работе – неисчерпаемые возможности урока русского языка, сам «великий, могучий» русский язык, само содержание предмета – это основа, на которой только и можно творить в поисках методов и приемов. Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. Увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мира родной речи, его богатства, его поэзию.Как научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя. Вопрос об орфографии и пунктуации в школьном курсе по – прежнему остается весьма волнующим. Изучение природы русского правописания, психологические основы обучения ему, разработка методов и приемов формирования орфографического навыка, накопление орфографического опыта дает возможность определить объем требований, которые предъявляются учащимся в отношении их орфографической и пунктуационной грамотности. Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения, приемы развития языкового чутья учащихся, комплексное изучение разных сторон языка.Информация об опытеЦели и задачиПриобретение навыков грамотного письма, прочных орфографических и пунктуационных умений.^ Каждый учитель на уроках русского языка должен решатьследующие вопросы:* Как помочь ученику в освоении знаний по русской орфографии и пунктуации, а также в приобретение осознанных умений и в формировании прочных навыков правописания?* Как подружиться с правилами и стоящими за ними орфограммами и пунктограммами?* Как дать учащемуся возможность испытать чувство успеха в работе на уроках русского языка и во внеурочное время?* Каким образом можно попытаться сделать русский язык одной из любимых школьных дисциплин?Почему нужно знать язык, чтобы грамотно писать? «Грамматика – это порог всякого знания» (А.М.Белинский).Учеными установлено, что в формулировках орфографических и пунктуационных правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Подсчитано, что ученики знакомятся в школе с 71 орфограммой, а в 50 формулировках орфографических правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы научиться грамотно писать самую «коварную» часть речи – наречие, надо уметь мгновенно «опознавать» его и уметь отличать от других частей речи. В правилах употребления знаков препинания тоже содержатся указания на части речи: например, правило о постановке тире, между подлежащим и сказуемым. Чтобы воспользоваться правилом, надо уметь точно находить в предложении подлежащее и сказуемое и знать способы их выражения. Основное условие для постановки тире – это три способа выражения подлежащего и сказуемого: именем существительным, именем числительным и неопределенной формы глагола.Почему орфографию и пунктуацию следует повторять взаимосвязано?Во – первых, потому, что в условиях применения и формулировках правил содержится указание на части речи. Во – вторых, установлено, что в процессе написания изложения и сочинения «знаки препинания рождаются вместе со словами» (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко). В – третьих, мы «читаем знаки препинания вместе со словами», они помогают словам передать в речи нужный смысл.Таким образом, мы видим, что правила существуют не сами по себе, не отдельно от языка, они опираются на язык, на его ведущие понятия: «морфема», «слова», «предложение».Так на практике постепенно создается методика русского языка, дифференцируемая в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся.Данные материалы (из опыта) призваны:* нормализовать в возможной степени работу учителя и ученика в области правописания;* рационализировать требования к ученику и школе в отношении правописания.Конечно, овладеть искусством грамотного письма весьма трудно, однако обучать ему необходимо. Следует различать грамотность в широком смысле слова и грамотность узкую, специальную, в какой – либо одной области знания. Грамотным в широком смысле слова считается человек, хорошо владеющий знаниями основ наук в пределах программы общеобразовательной школы по всем учебным предметам и вооруженный достаточными навыками, чтобы умело и толково применить полученные знания на практике. В пределах учебного предмета «русский язык» такими являются разнообразные навыки – орфографические, пунктуационные, речевые (в том числе стилистические), навыки устных выступлений, выразительного чтения, умение пользоваться связной письменной речью. Грамотным в узком смысле слова может считаться человек, например, начитанный, умело и хорошо читающий книги (грамотное чтение), выразительно читающий, орфографически грамотный и т.д. Мы должны выстроить курс так, чтобы каждый ученик смог стать практически грамотным человеком.Технология опытаЧтобы каждый урок был нацелен на конкретный результат с выходом на овладение умением, формирование прочного навыка, в основу обучения орфографии и пунктуации положены два понятия: орфограмма и пунктуационно – смысловой отрезок. Базовыми для овладения правописанием являются следующие понятия:* орфограмма, пунктуационно – смысловой отрезок – точки применения правил;* типы орфограмм и пунктуационно – смысловых отрезков, условия их выбора, опознавательные признаки. Для того чтобы овладеть практической грамотностью, нужно уметь увидеть орфограмму (пунктуационно – смысловой отрезок), узнать их и применить соответствующее правило. Овладение грамотным письмом начинается с умения видеть точки применения правила – это называется орфографической или пунктуационной зоркостью. Вывод: для грамотного письма недостаточно узнать орфограмму по ее опознавательным признакам, необходимо уметь выяснить условия выбора правильного написания, чтобы применить орфографическое правило: определить, в какой морфеме находится данная орфограмма для написания приставок и корня (полёт, поля - поле), а для написания окончания нужно определить еще и часть речи (в поле – сущ., 2-е скл., П.п., пишет – глагол, писать –I спр.). Итак, видим, как тесно связаны между собой понятия «орфограмма», «морфема» и «часть речи». Взаимосвязь этих понятий способствует установлению внутрипредметных связей. Пока наши ученики не поймут, не усвоят, что для грамотного письма необходимо уметь увидеть орфограмму, узнать ее и применить соответствующее правило, что такие понятия как «орфограмма», «морфема», «часть речи» тесно связаны между собой, двигаться дальше нельзя. Это базовые знания для обретения прочного навыка. Орфографическое правило – это способ действия, инструкция, алгоритм, содержащий условия выбора той или иной орфограммы. Здесь полезно составить с учениками алгоритм действия для проверки правильного написания слова с безударной гласной.Алгоритм. 1. Ставлю ударение (пробегает). 2. Определяю орфограмму (пробегает). 3. Определяю морфему, где находится орфограмма (пробегает). 4. Применяю соответствующее правило (пробегает – бег, пробегать – Iспр.). 5. Пишу слово (пробегает). Все перечисленное выше касается и пунктуации. Формирование пунктуационной зоркости также опирается на знание опознавательных признаков, точек применения правила. Например, интонация (конца предложения, перечисления, звательная); наличие двух или более грамматических основ; распространенные и нераспространенные определения и обстоятельства; слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением. Начиная с 5 класса, ученик должен уметь объяснить постановку знаков препинания не только устно, но и графически: Прошел дождь, и выглянуло солнышко. Из разделов лингвистики, таких, как фонетика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, особо выделяю материал, необходимый для обучения правописания. Выделяю три группы орфограмм:* орфограммы, связанные только с выделением морфем (орфограммы в корне, приставке);* орфограммы, связанные с определением морфем и частей речи (орфограммы в суффиксе, окончании; ь на конце слова);* орфограммы, связанные с разграничением слова и морфемы (слитное, раздельное, дефисное написание). Такое деление дает возможность учащимся более системно овладеть орфографией. Выработать навыки грамотного письма помогает графика: подчеркивание орфограммы одной чертой, двумя чертами – условия выбора орфограмм, выделение морфем, содержащих орфограммы: предполагаешь. Графические обозначения вводятся одновременно с ознакомлением с орфограммой и условиями ее выбора. Из собственного многолетнего опыта предлагаю дополнительный источник формирования грамотности: работу на внутренних полях. Внутренние поля используются только тогда, когда нужно подобрать проверочное слово, по которому определяется написание. Если же условие выбора орфограммы находится в самом слове, то внутреннее поле не используется. Пример графического использования орфограммы, где нужно внутреннее поле: Внутреннее поле сладокзапирать Наслаждаться жизнью,запираешь на ключ. Обратите внимание: из приведенного примера следует, что, например, безударные гласные корня, проверяемые ударением, безударные личные окончания глаголов проверяются словами, которые пишутся на внутреннем поле. При проверке же чередующихся гласных в корне слова, гласных после шипящих, мягкого знака на конце слова, разделительных Ъ и Ь внутреннее поле не используется, так как условия выбора орфограмм находятся в самом слове. Расстановка знаков препинания объясняется следующим образом: Внутреннее поле [ и ].[ _ _ ], и [ _ _ ].«П», – а. ^ Пошел дождь и вымочил землю.Прошел дождь, и выглянуло солнышко.«Завтра я не опоздаю», – пообещал ученик. Итак, каким же должен быть урок русского языка по формированию практической грамотности? Он должен быть похож на урок физики или математики, где, решая задачи или примеры, ученик применяет определенные формулы, рисует графики. На уроке русского языка ученик при написании использует определенные алгоритмы и, возможно, графически доказывает правильность написания. При этом необходимо помнить, что при изучении грамматики необходимы сквозное сопутствующее повторение, реализация внутрипредметных связей. Таким образом, главными особенностями уроков будут: работа на конкретный конечный результат; четко определенные задачи (цели) каждой темы, каждого урока, каждого этапа. Нельзя забывать, что учащиеся должны не просто знать правило, а использовать его как способ действия, инструкцию, алгоритм правильного написания. При отработке орфографии лучше использовать словосочетания, пунктуации – предложения, закрепляя навыки на правописном анализе текста. Структура урока должна содержать такие элементы, как орфографическая работа в начале урока (на примере словосочетаний), а в конце урока как обязательный элемент – правописный анализ текста. Работая над повторением орфографии и пунктуации в старших классах, я ощутила потребность в дидактическом материале, с помощью которого можно охватить значительный массив слов, быстро и эффективно проверить знания учащихся. Внимание привлекла форма работы, которую условно называем «тематическим» диктантом. Это специально подготовленный компактный текст, предназначенный для работы над определенной орфограммой и закрепления навыка расстановки знаков препинания. Два года назад я, призвав на помощь фантазию и чувство юмора, составила несколько таких диктантов и предложила их учащимся. С тех пор «тематический» диктант стал одной из популярных форм работы среди учеников. Ребята охотно самостоятельно создают диктанты для взаимопроверки, работают с текстами на карточках. Предлагаю вниманию коллег несколько таких карточек. Надеюсь, что они будут полезны в практике преподавания русского языка.^ 1. Чередующиеся гласные в корне Над степью разг..ралась утренняя за..ря. Первые лучи ярко бл..стая прик..снулись к расст..лающейся р..внине. Белый туман еще клубился в зар..слях шиповника когда подр..стающие д..ревца покл..нились солнцу. Ж..лтые лютики распол..жившиеся у ручья обм..кнули листья в прозрачную воду. Пор..внявшись с ручьем зам..рла проб..равшаяся к норке ящерица. Капли р..сы бл..стели на вым..кшей за ночь траве. Степь оз..ренная солнцем предст..вляла собой уд..вительное соч..тание красок. ^ 2. Гласные после шипящих и Ц Маленький мыш..нок с кош..лкой в руч..нках бродил по чащ..бе. Жуя струч..к ф..соли он огорч..нно рассматривал круж..чек копч..ной колбасы завернутый в холщ..вую тряпч..нку. Истощ..нный после ноч..вки в лесу мыш..нок думал о том как мама горяч.. обнимет его намеч..т ему пирожков откроет банку туш..нки. Тогда все ему будет нипоч..м! Вскоре пош..л дождь. Укрывшись плащ..м и надев капюш..н он повел плеч..м и наступая на ж..луди помчался домой.Ч..порный дириж..р смущ..нно посм..трел на бессч..тную публику и испытал ш..к. Маж..рная музыка не заглушала странного ш..пота и ш..роха. В плохо освещ..нном зале кто – то дож..вывал деш..вый бутерброд с ч..рным хлебом кто – то утирал парч..вым платком щ..ки испачканные груш..вым джемом. Один вооруж..нный до зубов обж..ра размахивая зажж..нной свеч..й чуть не совершил подж..г и едва не обж..г сидевшего рядом танц..ра которого все ласково звали Фомич..м. Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия^ 3. Двойные согласныеОколо ак..уратно стрижен..ого мож..евелового куста опираясь на колон..у распол..жилась директрис..а картин..ой гал..ереи автор дис..ертации по искусству импрес..ионизма. Слушая жуж..ание пчел она изучала эф..ектную программ..ку новой эксп..зиции и я я..ствен..о предст..вляла себе натюрморты с изображением из..скан..ых я..ств, груп..овые п..ртреты эпохи Ренес..анса и полотна с ал..егорическими сюжетами. Поприветствовав свою кол..гу профес..ора – ис..кус..твоведа директрис..а уверен..о проше..ствовала по ал..ее направляясь на дис..кус..ию посвящен..ую живописи гол..андского барок..о. ^ 4. Употребление Ъ и ЬТеплой июн..ской ноч..ю когда поверхность крыши бл..стела от лун..ого света генерал..ша старшая доч.. протод..якона пр..слушиваясь к соловьин..ому пению листала непод..емный двух..язычный словарь чтобы об..яснить значения слов ад..ективация, контр..агент и суб..ект. Генерал..ша об..жала грил..яж и бул..он из шампин..онов. По понедельникам она предпоч..тала сеч.. крепос..ных мужич..ков а по суб..отам отчаян..о бранила молодеж... В доме стояла необ..яснимая тиш.. лиш.. под окнами были слышны шаги юн..ого ад..ютанта страс..ного поклон..ика генерал..ши.^ 5. Н и НН в словах различных частей речиУтомлен..ый путешествен..ик сосредоточен..о осматривал окрес..ности отряхивая пыль с рван..ых башмаков. Восх..щен..ый увиден..ым он слушал комарин..ый гул глядя в серебрян..ый б..нокль инкрустирован..ый драгоцен..ыми каменьями. Его глазам открывалась во..истину невидан..ая картина не..коше..ые луга сияли девствен..ой красотой не..пуга..ые журавлин..ые стаи торжествен..о ше..ствовали срывая листья с лимон..ых деревьев посеребрен..ые облака отражались в стеклян..ой глади реки. На песчан..ой отмели путешествен..ик от..скал бесцен..ые берестян..ые грамоты. Писан..ые несколько веков назад они были сохран..ы и не..испорчен..ы. Несказан..о обнародован..ый путешествен..ик упоен..о пр..танцовывал на берегу. Тихим безветрен..ым вечером он возвращался в запущен..ую гостин..ицу прижимая к сердцу неожидан..ую находку. В честь именин Мариан..ы стол накрыт вязан..ой скатертью из..скан..ой и ч..порной. В вазы поставлен..ы цветы подарен..ые гостями по стенамразвеш..н..ы воздушные шары. На стол водружен..ы серебрян..ые блюда по углам поставлен..ы позолочен..ые подсвечники. Копчен..ые колбасы плавлен..ый сыр салаты из краснокочан..ой капусты варен..ых овощей и мелко резан..ых фруктов эф..ектно смотрятся в стеклян..ой посуде. На кухне ждут своего часа жарен..ые котлеты тушен..ые в соусе тефтели масл..н..ые блины с икрян..ой начинкой. А в холодильнике прячется невидан..ый десерт особен..ое морожен..ое которое изготовлен..о по старин..ому рецепту лимон..ый торт украшен..ый консервирован..ыми фруктами. (В) след за взволнован..ой именин..ицей желан..ые и долгождан..ые гости рассаживаются вокруг стола. ^ 6. Приставки ПРЕ и ПРИПр..бывая на отдыхе пр..зидент пр..успевающей к..мпании пр..верженец новых взглядов и пр..восходный ком..ерсант пр..давался воспоминаниям о пр..красных днях проведен..ых в Пр..карпатье. Пр..одолев множество пр..град он наконец смог пр..творить в жизнь свою мечту пр..был в этот южный город и сразу (же) пр..ступил к осмотру мес..ных достопр..мечательностей пр..ч..дливых построек пр..зентабельных отелей и пр..стижных магазинов. На пр..морском бульваре он пр..сел на скамье возле пр..пиравшихся с пр..старелым гидом туристов и пр..глушив звук включил радиопр..емник. Туристы пр..кратили пр..глупый спор пр..щурили глаза и пр..возмогая усталость пр..ступили к поискам пр..станища.^ 7. Сложные слова(Не) далеко от (водо) (грязе) лечебницы и магазина (аудио) и (видео) техники появился (снежно) белый (трех) этажный выставочный павильон из (железо) бетона и (голубовато) белого стекла. Пройдя по (огнен..о) красной ковровой дорожке мы попадаем в (чрезвычайно) парадный (конференц) зал где только что началась (пресс..) конференция и (седо) волосый (вице) губернатор докладывает об охране (лесо) насаждений и строительстве (водо) очистных сооружений на (северо) западе нашей области. На втором этаже в хол..е украшен..ом (бело) снежными гардинами распол..жилась (выставка) продажа продовольствен..ых товаров (хлебо) булочных и (мясо) молочных изделий. Выпив (крем) соды отправляемся на третий этаж в (книжно) журнальный отдел что (бы) ознакомиться с (учебно) методическими и (литературо) ведческими изданиями полистать редкие книги на (древне) (церковно) славянском языке. Посетив (чудо) выставку мы (радостно) – возбужден..ые отправляемся вдоль (ярко) освещен..ой магистрали к ближайшей железно (дорожной) станции где нас уже ожидает (ярко) голубой (электро) поезд. ^ 8. Наречия и наречные сочетания(В) середине сентября ясная погода установилась (на) долго и мы с ребятами (по) многу гуляли в лесу который находится (не) (по) – далеку. Нам (во) (что) (бы) (то) (н..) стало хотелось насладиться последним теплом и мы отправлялись в лес (по) одиночке (по) двое или (по) трое. Как (то) раз мои друзья (в) троем несколько часов (к) ряду (без) толку искали грибы. Казалось день прошел (в) пустую однако возвращаться ни (с) чем не хотелось. И вот (в) далеке показалась небольшая (на) вид поляна (в) середине которой возвышался (на) редкость корявый пень сплош.. усыпан..ый грибами. Это был сон (на) яву! Ребята (в) миг повеселели и (на) перегонки бросились к заветному пню. (С) начала рвали грибы (без) разбора и (в) перемешку бросали в корзину но (в) скоре заметили что вся поляна усеян..а лисичками и груздями. В тот день друзья (до) упаду собирали (до) отказа набив корзины а (за) одно и карманы выл..жили (с) верху (на) показ самые красивые лисички и пошли (на) зад (без) удержно хохоча и (ис) (под) тишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до) – сыта наелись жарен..ых грибов а то что не с..ели оставили (на) утро.^ 9. Частицы НЕ и НИ(Н..) смотря на (н..) прилично долгий звонок (н..) кто (н..) подходил к двери однако (н..) кто звонил (н..) прекращая. Наконец мама (н..) спеша отставила (н..) доварен..ый суп и (н..) торопливо но уверен..о пошла отп..рать. У двери стоял (н..) кто иной как (н..) давний знакомый отца профес..ор Нечипорук. Гость (по) обыкновению был (н..) ловок и (н..) уклюж. (Н..) чуть (н..) смущаясь (н..) чищен..ых ботинок он прошел по (н..) вероятно чистому паркету прихожей при этом (н..) умолкая (н..) на секунду. (Н..) ждан..о – (н..) гадан..о разразился (н..) предсказан..ый синоптиками ливень а я как (на) зло (н..) захватил зонта! Так промок что (н..) рад был (н..) свежему воздуху (н..) радуге! Мама отнюдь (н..) радостно посмотрела на пол и (н..) весело усмехнулась приглашая (н..) званого гостя в кабинет. Идея формирования орфографической зоркости последовательно реализуется в учебном комплексе В.В. Бабайцевой и др. для 5 – 11 классов с углубленным изучением русского языка. Хочется обратить внимание на некоторые нетрадиционные задания. При изучении предлогов в 7 классе можно дать задание типа: «Из букв, входящих в слово предсказание, запишите в два столбика предлоги (в составе словоформ) и приставки (в составе слов)». Образец выполнения задания: Препираться. Предлоги Приставки – при школе с неба –– преданиеприданоесверхурасходправнук Для таких заданий можно брать слова любой части речи в начальной форме. Предлагаю несколько слов: уведомление, недоразумение, прихорашиваться, прозаседавшиеся, призадуматься, расположенный, замкнутый, продолговатый, подросток и т.д. Разумеется, полезны для общего развития школьников, для обогащения активного словаря и т.д. разнообразные кроссворды, которые, несомненно, воспитывают и орфографическую зоркость, внимание к буквенному составу слова. Формированию орфографической зоркости способствуют и задания на составление «лесенок». Например: «Впишите в клетки лесенки прилагательные с суффиксом ан/ян, образованные от существительных». р ж а н о й л е д я н о й з е м л я н о й х о л с т я н о й п о л о т н я н ы й х в о р о с т я н о й Аналогичное задание (без лесенки) позволяет не одно, а несколько слов с определенным количеством букв: 6 букв – ржаной, пьяный и т.д., 7 букв – овсяный, кожаный, водяной, искряной, дощаный и т.д., 8 – просяной, костяной, жестяной, нефтяной, торфяной, травяной, кровяной, песчаный, глиняный, 9 – тростяной, шерстяной, холстяной, 10 – серебряный, конопляный, супесчаный, берестяной, полотняной, 11 – хворостяной. Много прилагательных, состоящих из 8 букв. Мало – из 11.Если кто – нибудь из учащихся подберет слова из большего числа букв (хотя бы сложные: полушерстяной, чистошерстяной и т.п.), похвалить их. В «лесенке» можно выделить (цветом!) суффиксы, а в словах без «лесенки» обозначить все морфемы. Полезны и задания следующего типа. 1. «Запишите слова с двумя Л: кто больше?» В список войдут: балл (оценка), галл (француз), коралл, металл, кристалл, хлорофилл, холл, атолл, Алла, каравелла, новелла, капелла, горилла, бацилла, булла, мулла, миллион, миллиард, миллионер, аллея и т.д. 2. Запишите слова с двумя Р. Кто больше? ^ Баррикада, коррида, барракуда, мирра (ароматическая смола), терраса, попурри (музыкальное произведение, составленное из нескольких популярных мелодий), территория, террор, перрон, коррупция, коррозия, корреспондент, корректор, ирреальный, цирроз, контрразведка. 3. Запишите слова с одной буквой: абитуриент, абориген, баритон, бюрократ, веранда, директива, жюри, импресарио, каракатица, карикатура, карат (мера драгоценных камней), коридор, марионетка, мираж, мириад (бесчисленное множество), пируэт, порфира (одежда), эрозия, эсперанто, экипировка и т.д. 4. Запишите существительные с удвоенным Н. Кто больше? ^ Анна, ванна, мадонна, колонна, антенна, панна, манна, саванна, геенна (огненная), бонна, тонна и т.д. 5. Запишите прилагательные, в которых одна буква Н входит в корень, а вторая является суффиксом. Кто больше? Весенний, осенний, балконный, вагонный, посторонний, караванный, диванный, винный, безвинный, ураганный, балаганный, курганный, органный, ладанный, чемоданный, баклажанный, чугунный, нарзанный, лимонный и др. Обозначьте корни и суффиксы. Особо хочется отметить роль средств наглядности в формировании орфографических навыков вообще и орфографической зоркости в частности. Остановимся на некоторых таблицах и схемах, используемых в учебном комплексе при изучении одной из самых трудных орфографических тем – правописания наречий. В учебнике мы приводим традиционную схему правописания наречий с суффиксами – о и а. в на суффикс о (как в окно) за с из суффикс а (как из окна) до Усвоить основные случаи слитного и раздельного написания наречий помогает таблица, на которой дифференцируются происхождение наречий и их семантика. Примером может быть следующее задание. Наречия пишутся слитно раздельно через дефис 1. Если образованы от прилагательных2. Если образованы от наречий3. Если являются наречиями места 1. Если образованы от существительных с предлогами2. Если это «бывшие» существительные на гласную3. Если есть 2 – 3 падежные формы 1. Во – первых … 2. При повторе слов3. Если образованы по схеме по – … ому ему ски цки и Особые трудности вызывает правописание наречий, помещенных во второй колонке. Здесь встречается не только раздельное, но и слитное написание. Объясняется это живым процессом перехода существительных с предлогами в наречия, обусловленного их общей синтаксической функцией. Усвоению правописания слов с корнем – чет – / – чит – помогают следующие схемы9 . 1. Сравните: перечесть пересчитать счет сосчитать зачесть зачет засчитать зачел Какой корень в левом столбике? Какой – в правом? Сколько приставок в левом столбике? Сколько – в правом? 2. Расчет Расчесться РасчелсяРассчитатьРассчитываться С каким вариантам корня пишется одна буква С (следовательно, одна приставка рас –) ? С каким вариантом корня пишется две буквы С (следовательно, две приставки)? Исключения: бессчетный и считать. Из многочисленных таблиц частного и обобщающего характера, встречающихся во всех компонентах учебного комплекса, отметим таблицу «Правописание гласных после Ц». Буквы Слова, в корне которых эти буквы пишутся после Ц а о у э и ы я ю её Цапля, царь, …Цоканье, цоколь, цокот, …Цукат, цугом, цунами, …–Цифра, циркуль, нация, …Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, …– Цюрих, …Целлофан, цензура, цейтнот, …– Проблема формирования орфографической зоркости требует многоаспектных исследований (лингвистических, психологических, методических и др.), так как «Тайна сия велика есть».Курс пунктуации в 10 – 11 классах отличается своими методическими особенностями: изучению каждой новой темы предшествует самостоятельное повторение учащимися уже известного материала с целью его актуализации; осуществляется многоаспектное рассмотрение предложений: с точки зрения структурно – семантических и интонационных особенностей, а также с точки зрения функциональных возможностей пунктуации в предложении и обоснования наилучшего варианта при выборе знака (если вариант имеется); тщательно отрабатывается интонационные умения (при возможности в лингафонном кабинете) с целью развития речевого слуха и умения определять на слух совпадение/несовпадение интонационных и пунктуационных позиций в предложении; производится составление синтактико-пунктуационных схем предложений в целях обоснования расстановки знаков препинания в трудных случаях и для самоконтроля; осуществляется постоянная обратная связь между преподавателем и учеником при помощи сигналов (номеров пунктуационных правил) для отслеживания и корректировки формируемых умений. Предлагаемая на первом занятии в 10 (11) классе диагностирующая работа – диктант «Поездка в «Пенаты» - отвечает заданным требованиям: записывая большой по объему текст, ученики решают 99 пунктуационных задач как на изученные в 8 – 9 классах правила, так и на правила, которые будут рассматриваться в старших классах. Предложения с пунктуацией на неизученные правила включены в текст диктанта для того, чтобы раскрыть ученикам всю полноту современной русской пунктуации, показать перспективу ее познания и создать мотивационную ситуацию обращения старшеклассников к изучению хорошо знакомого, как им кажется, раздела русского языка. Приведем текст диктанта и рассмотрим некоторые особенности работы с ним.^ Поездка в «Пенаты»Час назад мы встретились на Финляндском вокзале 3а, и уже за окнами электрички мелькают заснеженные дачи с белыми6в «кружевными» 6в балкончиками8а, золотистое солнце8а сквозь зелень елей8а, синеватые тени на искрящихся сугробах. Скоро Репино –1а усадьба великого живописца9б, знаменитые6в «Пенаты» 6в. В этом доме И.Е. Репин жил последние тридцать лет своей жизни5б; сюда приходили его друзья: 8г критик Стасов, 8а писатель Чуковский8а, певец Шаляпин5б; здесь9д, в маленькой передней9д, хранятся плащ8а, широкополая шляпа и походный мольберт –8г вещи4а, которыми пользовался художник9г, работая на натуре. 6в «Пенаты» 6в были для Репина лучшим местом на земле, 4а ведь здесь был его семейный очаг3г _ _ и сюда приезжали его сподвижники. Своими руками Илья Ефимович посадил в парке кусты можжевельника3а, и теперь они9а, разросшиеся9а, охраняют его могилу. Экскурсовод спешит к этому завершающему этапу экскурсии –5г мы не станем торопиться _ _л/з и задержимся в доме у картин. Да7в, многое они говорят и о личности художника8а, и его творческом кредо. Вот изнуренные8а, даже озлобленные8а, н