Реферат по предмету "Разное"


1 Основные определения и понятия «национальный характер»

№1 1)Основные определения и понятия «национальный характер». Проблемы национального характера: у всех народов существуют общие черты; любая нация состоит из индивидуальностей; возрастные категории – проблемы отцов и детей; социальные группы; все народы проходят разные исторические процессы. Источники: 1)«Повесть временных лет». Научное изучение – 18 век – период складывания наций. Наука тоже складывается в 18 веке, появление атеистических идей, светской науки.2) Философы: Жан Батиста Вико «Основание новой науки об общей природе нации»( Италия – нравы и религия людей). Выделял 3 стадии – детство, юность, зрелость. Монтескье (Франция) – считал, что самое главное формирование характера заключено в природе. Дэвид Юм (Англия) – каждая нация имеет свои принципы и идеи поведения. Моральные и физические причины – климат. Моральные – культура, экономика, положение среди других стран. Кант (Германия) нация – часть народа той или иной местности, составляющая единое целое. 3) 19 век – основы характера. Представители этнографии, литературы и др. Братья Грим (сказочные герои, фольклор). В Англии «Заметки о национальном характере». 4) 20 век – конкретное изучение законов различных народов. Идея интернациональности – слияние наций. Роль русских сказок в раскрытии проблемы национального характера. Корнями уходят в далекое прошлое, сказки были сложены в доисторическое время. Роль сказок – отражают и формируют национальный характер. Сказки вели к социальному объединению. Сказка – Морозко формирует аналогию с Братьями Грим. Русские герои награждаются за послушание и смирение. Сказки – устное народное творчество, которые имеют региональные и местные особенности. 19 век – поэтическое изложение сказок. Известный собиратель сказок – Александр Александрович Афанасьев: всего 8 выпусков, опубликовано более 550-600 основных направлений сказок. Он не фиксировал происхождение и авторов, но записывал регион. . собирал сказки не выходя из дому- ему их присылали( например Даль отдал ему свою коллекцию сказок). Группы сказок: волшебные(баба-яга, кощей Бессмертный, Емеля Дурак, Правда и Кривда), бытовые(Жадная старуха, дочь и падчерица, Василиса Прекрасна), сказки о животных ( Снегурушка и лиса, медведь собака и кошка). Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования. Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе. Знак мира – предложение поесть, гостеприимство. Баба-Яга творит добро. В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него. Высшая награда – создание семьи и добрая жена. Государство: царь добр, но не всегда умен. ^ 2) Своеобразие монастырской жизни в России. В 986 году вопрос о вере был уже определен. Автор легенды представляет это в повести. В 986г. к князю Владимиру пришли люди с разным вероисповеданием. Сначала болгары из Рима – католичество, евреи, греческая вера. Владимир посылает своих бояр в разные страны (987). Главный фактор выбора христианства – красота, высшее воплощение. С конца 10в. Христианство довольно быстро распространяется по стране. Связь с Византией была очень крепкая, иногда даже была зависимость в некоторых вопросах. ( «Повесть временных лет» известие за 988г.)Русская церковь. Патриарх – высший титул главы церкви. Петр1 ликвидировал это звание (Синод) в 1917г. – восстановление патриаршества. Духовенство – Белое или приходское (священник, у которого есть приход, т.е. есть брат – глава. Разрешение жениться-округ-епархия) Черное или монашество (монахи, живущие в монастырях, потом послушники з года, постриг – принятие нового имени, схима – высшая стадия в духовном развитии, новое имя). Монастрыь=кустырь (малонаселенный, глухие места); обитель (любой монастырь); Лавра (крупное объединение, подчиненное высшему началу); скиты ( для отшельников, но на подчинении у монастыря). Монах (живущий наедине)=инок (иной); черновилец (чернец). Монастыри строились по Византийскому образцу. Монахи проводили свое время в уединении. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь в России. Сергей Радонежский (ввел новый тип монастырей). Происходил из состоятельного рода, его звали Варфаламей, он не мог научиться читать, он встречается со странником. Сначала он был аскетом, к нему стали стекаться ученики и поэтому был построен монастырь Сергиева лавра: монахи в нем жили, молились, работали вместе, т.е. возникает община. Общепитный устав – отличительная черта русской монастырской жизни. Монастырские функции: Религиозные и духовные центры (открыты для внешнего мира). Культурные центры (библиотеки, школы, музеи, предметы декоративно-прикладного искусства). Хозяйственные центры (собственные богатые земли, активная хозяйственная деятельность, обязательная – вид испытания через физическое страдание). Например, 1429г. – Соловецкий монастырь, в 16в в этом монастыре митрополитом стал Филипп Волч. Благотворительные центры (приюты. Лечение). Государственная служба (оборона, тюрьмы, способ колонизации разных регионов страны). №2 1) Устное народное творчество как источник информации по курсу «Русский мир». Источники информации, которые помогают изучать русский национальный характер, дух, народный язык, народные приметы и др, это устное народное творчество: русские летописи, сказания, сказки, былины, фольклор, песни, приметы, пословицы, мифологические воззрения на природу и окружающий мир. Роль русских сказок в раскрытии. Корнями уходят в далекое прошлое, сказки были сложены в доисторическое время. Роль сказок – отражают и формируют национальный характер. Сказки вели к социальному объединению. Сказка – Морозко формирует аналогию с Братьями Грим. Русские герои награждаются за послушание и смирение. Сказки – устное народное творчество, которые имеют региональные и местные особенности. 19 век – поэтическое изложение сказок. Известный собиратель сказок – Александр Александрович Афанасьев: всего 8 выпусков, опубликовано более 550-600 основных направлений сказок. Он не фиксировал происхождение и авторов, но записывал регион. . собирал сказки не выходя из дому- ему их присылали( например Даль отдал ему свою коллекцию сказок). Группы сказок: волшебные(баба-яга, кощей Бессмертный, Емеля Дурак, Правда и Кривда), бытовые(Жадная старуха, дочь и падчерица, Василиса Прекрасна), сказки о животных ( Снегурушка и лиса, медведь собака и кошка). Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе. Знак мира – предложение поесть, гостеприимство. Баба-Яга творит добро. В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него. Высшая награда – создание семьи и добрая жена. Государство: царь добр, но не всегда умен. Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования. В "Слове о полку Игореве" говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско. Это необыкновенный памятник древнерусской культуры. Из этого произведения мы узнаем и описание природы, национального объеденного характера, мужество русских воинов. Другой источник – мифологические представления славян (Афанасьев.Поятические воззрения славян на природу главы «Небо и земля, Собака, волк и свинья, ярило»). До конца Х века наши предки — славяне были язычниками: боготворили разные силы и явления природы. Люди по-особому воспринимали то, что происходит вокруг них в природе; всюду чудились им могучие существа, благие и злые. Благодетельным существом считали они солнце, потому что оно своим светом прогоняло ночную тьму, своим теплом согревало землю. Предки наши думали, что солнце, как живое существо, ведет постоянную борьбу с холодом и тьмою. Зимой, по древним верованиям, мороз брал верх над солнцем — вся природа замирает. С приходом весны входит в силу — просыпается "мать-сыра-земля": показывается трава, реки взламывают лед, появляются птицы. Люди радостными песнями встречали ясное солнце, радовались его победе — победе жизни над смертью, молили его, чтобы оно дало побольше тепла и света. Черные тучи представлялись первобытным людям страшными чудовищами, драконами, громадными птицами — врагами солнца. В ударах грома видели люди небесную борьбу бога-громовника с чудовищем-тучей: огненные стрелы-молнии пронизывают тучу, вызывая потоки дождя, капли живой воды льются с неба, и земля расцветает, входит в еще большую силу. Наши предки молились и приносили благодарность небесному воителю и могучему ветру, помогающему в борьбе. чтили Перуна — бога грома, Стрибога — бога ветра, божество солнца называли Даждь-богом, Хоросом, чтили Белеса (Волоса), который считался покровителем скота, и некоторых других богов. Все эти божества считались детьми одного бога — бога неба Сварога, и потому их всех называли иногда Сварожичами. Известно женское божество по имени Мокошь. Она представлялась в виде женщины с большой головой и длинными руками, прядущей по ночам в избе, поэтому древние поверья запрещали оставлять на ночь кудель. (Кудель — пучок льна или шерсти, приготовленный для пряжи). Возможно, Мокошь близка богиням-пряхам других народов, прядущим нить человеческой судьбы (греческим мойрам, германским норнам). Ей приносили в жертву кудель или готовую пряжу, бросая ее в колодец; этот обряд держался на Украине очень долго и назывался "мокрида". Некоторые считают, что Мокошь — это относительно позднее название древнего таинственного божества, которое называли Мать Сыра Земля, — жены громовержца Перуна в славянской мифологии. Кроме главных богов верили еще и во многих других: лешего, водяного, русалок, домового.^ 2)Русские монастыри и старчество. Русская церковь. Патриарх – высший титул главы церкви. Петр1 ликвидировал это звание (Синод) в 1917г. – восстановление патриаршества. Духовенство – Белое или приходское (священник, у которого есть приход, т.е. есть брат – глава. Разрешение жениться-округ-епархия) Черное или монашество (монахи, живущие в монастырях, потом послушники з года, постриг – принятие нового имени, схима – высшая стадия в духовном развитии, новое имя). Монастрыь=кустырь (малонаселенный, глухие места); обитель (любой монастырь); Лавра (крупное объединение, подчиненное высшему началу); скиты ( для отшельников, но на подчинении у монастыря). Монах (живущий наедине)=инок (иной); черновилец (чернец). Монастыри строились по Византийскому образцу. Монахи проводили свое время в уединении. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь в России. Сергей Радонежский (ввел новый тип монастырей). Происходил из состоятельного рода, его звали Варфаламей, он не мог научиться читать, он встречается со странником. Сначала он был аскетом, к нему стали стекаться ученики и поэтому был построен монастырь Сергиева лавра: монахи в нем жили, молились, работали вместе, т.е. возникает община. Общепитный устав – отличительная черта русской монастырской жизни. Монастырские функции: Религиозные и духовные центры (открыты для внешнего мира). Культурные центры (библиотеки, школы, музеи, предметы декоративно-прикладного искусства). Хозяйственные центры (собственные богатые земли, активная хозяйственная деятельность, обязательная – вид испытания через физическое страдание). Например, 1429г. – Соловецкий монастырь, в 16в в этом монастыре митрополитом стал Филипп Волч. Благотворительные центры (приюты, лечение). Государственная служба (оборона, тюрьмы, способ колонизации разных регионов страны). Старчество – возникает в 18 веке, связано с переменами в русской церкви. В русскую жизнь проникают идеи просвещения и атеистические идеи. В 18в. Рождается противодействие в духовной сфере, возрождается аскетизм. Старчество возникает в 19в. как сложившееся явление. Старцы – старые по возрасту, оно не было официально призвано церковным институтом. Старец – жили в скиту, уединялись на отдельной территории монастыря. Свободное время проводили общаясь с людьми. Достоевский писал, что существование святыни очень важно. Укрепление народной веры произошло с помощью этого уникального явления. Оптина-пустырь – основан в 15в. раскаивающимся разбойником Оптимом. Жил захолустной жизнью. После революции его закрыли. В 1987г. был восстановлен. В 1829г. пришел отец Леонид – первый старец. Был он из купеческой среды. Начинается массовое паломничество в этот монастырь. Он беседовал с людьми, они получали утешение. Старцы умели разговаривать с людьми, к каждому они находили подход. Это было духовное утешение, иногда дар предвидения. Отец Макарий – стали приезжать люди искусства. Стал приезжать Гоголь (он находился в духовном поиске, в монастыре он нашел покой). Была начата научно-издательская деятельность. Старец Андроссий – происходил из духовной среды, обретает большую популярность. Очень много его посещает великих людей: Достоевский(приезжает после смерти сына, ведет с ним беседы и приходит к успокоению), Толстой («поговорил и на душе стало легко»). В 1918г. монастырь закрыли. Но традиция старчества восстановлена. №3 ^ 1) Отражение особенностей русской жизни и национального характера в русских народных сказках. Сказки корнями уходят в далекое прошлое, сказки были сложены в доисторическое время. Роль сказок – отражают и формируют национальный характер. Сказки вели к социальному объединению. Сказка – Морозко формирует аналогию с Братьями Грим. Русские герои награждаются за послушание и смирение. Сказки – устное народное творчество, которые имеют региональные и местные особенности. 19 век – поэтическое изложение сказок. Известный собиратель сказок – Александр Александрович Афанасьев: всего 8 выпусков, опубликовано более 550-600 основных направлений сказок. Он не фиксировал происхождение и авторов, но записывал регион. . собирал сказки не выходя из дому- ему их присылали( например Даль отдал ему свою коллекцию сказок). Группы сказок: волшебные(баба-яга, кощей Бессмертный, Емеля Дурак, Правда и Кривда), бытовые(Жадная старуха, дочь и падчерица, Василиса Прекрасна), сказки о животных ( Снегурушка и лиса, медведь собака и кошка). Герои сказок: европейские сказки – сильный, смелы и храбрый. В русских сказках – незаметный, слабый, несерьезный, нелогические поступки, но в конце он побеждает. У его братьев корыстный ум, а он молчаливый незлобный человек. Героиня сказок: европейские сказки – красивые, глупые, неразумные, но красота – это их щит. Умные героини воплощают злое начало, пытаются лишить героиню красоты(античная сказка о «Амуре и Психее» схожа с «аленьким цветочком»). Русские сказки: мудрые, постоянно спасают главного героя, верные и скромные, покорные судьбе. Знак мира – предложение поесть, гостеприимство. Баба-Яга творит добро. В самых неожиданных ситуациях раскрываются черты: злость, скупость, жадность, простота, терпение, любовь. Глобальное противостояние добра и зла, битва единых сил, победа добра. Семья, отчий дом: герой покидает дом, но в конце возвращается в него. Высшая награда – создание семьи и добрая жена. Государство: царь добр, но не всегда умен. Сказки – истоки стихийного древнего миросозерцания, поэтическое познание, мышление, образность народного языка, легенды обрядового фольклора, народные приметы и верования. ^ 2)Юродивые на Руси. Юродивые – добровольно отказывались от всех земных благ и становились на путь лишений. Они не были монахами. Но главное – жизнь среди людей и среди многих соблазнов. Физические испытания – главная задача. Питались подаяниями. Обязательно молились, обычно по ночам. Их называли: блаженные божьи люди и др. считалось, что у них есть дар предвидения. Они говорили все и всем в лицо без страха и сомнения. Иван Грозный уважал Юродивых, при нем их всплеск. Отношение к материальному богатству. Василий Блаженный – юродивый был причислен к лику святых. Никола, местный юродивый в городе, встречал Ивана Грозного и приглашал его на обед. На столе лежали куски сырого мяса. Царь это не съел, а юродив спас Псков. Ксения Петербургская – прожила жизнь, проходя по улицам города. №4 1)Основные особенности системы образования в России. Крестьянская среда: Блэнк Эфорс «Крестьянские школы» - крестьянство было грамотное конец 19в.политическая точка зрения – 20в. дореволюционное крестьянство – убогое и забитое. Хождение в народ (70гг.19в.) – народники стремились внести знания в деревню. Молодые, образованные люди решили помочь крестьянству. Крестьяне не имели никакого желания отдавать им своих детей. Для крестьянина вопрос воспитания ребенка был важнее образования. Принесли идею, что русский крестьянин не хочет учиться. Исследования опровергают эту концепцию. Обучали детей: люди, связанные с церковью, священники. Церковь учила чтению духовной литературе. Очень часто нанимали общего учителя из своей крестьянской семьи. Часто учили крестьян богатые бояре. Возникают школы у Шереметева и др. 2 половина 19в. – система крестьянских школ: земские, народные, церковно-приходские (повсеместно). Учили читать и считать, 2-3 года считалось достаточно. Девочек учили меньше, а мальчиков учили из практических целей. К чтению относятся очень трепетно. В основном читали церковные книги. Обучение чтению начинается сразу после крещения Руси (зафиксировано в летописи). Книга – это прежде всего духовное содержание, ей отдавалось предпочтение вплоть до начала 20в. с 18в. проникает и светская литература. Молодежь читала эти книги. Широкое распространение получают книги для народа: картинки, мало слов, шутки, подписи. Карамзин считал, что пусть читают все, для приобщения их к знаниям. Очень большой популярностью пользовались книги героического содержания не только России, но и др стран. Стихи и драматургию не читали. Мало читали книги про крестьянский труд. Любили сказки Пушкина, Гоголя. Толстой специально писал поучительные сказки для народа(неудачно, т.к. там было много чертей). Покупали книги на базарах и передавались из поколения в поколение. Громыко «грамотеи и книжники» «Грамоте читать знаю»: крестьяне были грамотными, т.к. значительная часть челобитных 18в. была написана собственноручно крестьянами. Нередко писец лишь переписывал черновой текст, составленный самими крестьянами. Среди крестьян встречались отдельные мастера писарских почерков и подписей разного типа. В некоторых крестьянских семьях сохранялись в 18в. значительные собрания поземельных актов, подтверждавших их права на разного вида угодья. Архивы деловых бумаг пополнялись в 18в. документацией торговых сделок, перепиской с контрагентами и частными письмами членов семьи. Азбуки и буквари, псалтыри и часовники, издаваемые официальными церковными типографиями, использовались для обучения крестьянских детей. Часто элементарную грамотность крестьянские дети получали от священника или других лиц причта, которые нередко сами были выходцами из крестьян. Во 2 половине 18в. частное обучение крестьян развивается. Часть своих крепостных обучали дворяне Шереметевы, Голицыны, Юсуповы, Орловы, Румянцевы, Муравьевы, Мещерские. Часто приглашали бродячих учителей. возникали «вольные» школы, в которых обучались несколько крестьянских детей. Работавшие крестьяне заводили на собственные деньги постоянно действующие училища. Традиции: радостно отмечали с участием родителей переход от одной книжки к другой. В такой день было принято подносить учителю горшок с кашей, осыпанной сверху деньгами. А ученикам родители дарили по пятаку или по гривне меди. Обычай этот назывался «кашей». Убедительным доказательством значительного развития грамотности служит широкое хождение в крестьянской среде рукописных текстов самого разного характера: рукописные книги и сборники религиозного и светского содержания, сочинения крестьян. Старообрядцы изготовляли богослужебные, учительные, житийные, церковно-полемические книги и учебники грамматики и риторики. Для крестьянской культуры характерно тесное взаимопроникновение книжности, письменности литературы. Среди книг, обращавшихся в крестьянской среде большую долю составляли рукописные книги. «Частное обучение» «Круг чтения» духовная литература – любимое чтение огромного большинства крестьян. Известны были сказки Пушкина, Гоголя «Тарас Бульба», сочинения Л.Толстого, Крылова. Приобщение крестьян к чтению через бесплатные народные библиотеки, на средства губернских земских управ. Дворянская среда: Ярослав Мудрый говорил, что его отец знал 5 ин. Языков. Система гос. Образования сложилась при Петре 1. он энергично занялся созданием разных видов школ. Отправляет своих приближенных учиться за границей на гос. Деньги, у каждого свое задание. Дворяне не хотели уезжать – длительное время 2-3 года. Возникают первые школы, они отражают изменения в стране. 1701г. – школа математических и новигатских наук. Это начало светского, не духовного образования в России. Учили математику, физику, астрономию. Шли неохотно. Петр 1 дал указ набирать и силой, конфискацией имущества и запретом жениться. Было подготовлен 1200 специалистов. Артиллерийская, инженерная, горная школы, обучение иностранным языкам. Завершенный вид системы образования только при Екатерине 1. 1717г. издается книга «Юности честное зерцала», в котором записаны нормы поведения юношей Петр1 изменил алфавит, делает его практичным, но менее красивым. Образование: иностранные языки, конная езда, танцы. Разрыв между крестьянством и дворянством было очевидным. Процесс образования в России был очень стремительным, высочайший уровень образования в кратчайшие сроки. При Елизавете открывается Московский университет. При Екатерине создаются системы общеобразовательных школ: начальное, среднее, гимназическое, университетское образования. Традиционный способ – домашнее образование, нанимали частных людей, это была необходимость. Такое образование шло под присмотром родителей, индивидуальный подход. Государство предпринимало разные попытки поставить систему под контроль. Учителя должны были проходить экзамены в университетах. Была принята система пансиона: учились и жили. Этапы образования: крещение Руси, проникновение книг, государственно-светское образование, середина 18в, важные образовательные реформы. Только при Екатерине 1 создается университетская система образования. Были открыты гимназии, в которых обучались 4 года. Завершить образование можно в университете 3 года. Всего 10 лет – это образовательный цикл. Каждая ступень зависела от другой. Учебная система была одинакова разработана для всех уездов. 1802г- министерство народного просве5щения.1811г – открыт Царско-сельский лицей. 1872г – Высшие женские курсы в Москве. Смольный институт 1764 – первая светская школа для женщин. Лотман Беседы о русской культуре «Женское образование»учебные заведения для девушек приняли двоякий характер – появились частные пансионы, но одновременно возникла и государственная система образования. Бецкой – известный деятель культуры создание Смольного Института. Основную массу составляли девушки дворянского происхождения, но было и училище для малолетних девушек недворянского происхождения. Обучение длилось 9 лет. Ученицы низшей группы называли «кофейницы»(платьица кофейного цвета белыми передниками). Девочек старшей группы называли «белые» (бальные платья). Девушки не выходили из территории института. ^ 2)Влияние православия на русский национальный характер. Все дела люди начинали с молитвы. В 19в. была церкви были построены таким образом, что с любой стороны можно было увидеть их кресты. Трудовой календарь – церковные праздники. Праздновали до 1917г. именины, а не дни рождения, т.е. день своего святого. Возникает идеал Святой Руси. В 1943г. – психологический кризис из-за затянувшейся войны, поэтому правительство открывает церкви. Николай Лаосский «Характер русского народа» - религиозность главная черта в русском характере. Достоевский» Единственная народная любовь к Христу» посты – это не только отказ от еды, но и отказ от многих других вещей. Громыко «Вера» судили о вере по аккуратным посещениям церкви, по соблюдению постов и обрядов, по хождениям на богомолья, но особенно – по степени выполнения нравственных норм в целом. Церковь была в трех верстах от деревни. Одевались туда все празднично, несмотря на ранний час. Чаще посещали церковь зимой и осенью. Существенное нравственное влияние оказывали проповеди, которые произносили в сельских церквях каждое воскресенье, а в праздничные дни после заутрени и во время литургии. Крестьяне молились так, чтобы никто их не видел. Молились вслух. Многие отправлялись на богомолье. Чернички, келейницы, крестьяне-проповедники играли важную роль. Искренне верующий человек просто не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал созданием Божьим, или отказать в помощи нуждающемуся. Особенности характера русского народа: смирение(не переводится на другие языки, связано с духовно-религиозной идеей, бесполезность сопротивления); духовное начало; отношение к к5расоте ( внутренняя красота, русская икона); черты язычества, переплетенные с христианством. №5 1)Особенности русской государственности: 862г – начало появления русской государственности. Образование Смоленска 863г – город был большой и многолюдный. Летоисчисление – система счета больших промежутков времени. До 1700г Россия вела отсчет от сотворения мира (6370=862, сегодня=7516). Петр 1 для перевода России к западной системе, принял отсчет времени от Рождества Христова. Календарь – исчисление дней. Солнечные календари: Юлианский (Юлий Цезарь 45г до н.э., на 11 мин 14 сек длиннее, чем реальный тропический год. Каждый 4 год был високосным, добавлялись одни сутки, представители православной церкви) и Григорианский (Григорий 1582г 16в, счет передвигался на десять дней. После 4 октября наступало 10, Россия приняла григорианский календарь в 1918г, после революции. «Повесть временных лет» (12в) вобрала более старые источники. В год 6370 (862) произошло изгнание варяг, усобица: Рюрик (Новгород, иьменские славени), Синиус (Белоозеро, земли веси), Трувор (владения крнивечей, город Изборск).Правитель – человек, устанавливающий порядок при беспорядке, государство и правитель неразрывны. Исторические труды: эпоха Ивана Грозного, Петр1, Брежнев, мининская эпоха, Екатерина2. Законность и преемственность государственной власти. Ценятся личность правителя и их идеи: Иван Калита начал, Иван3-соединил, Иван Грознй-завершил. Москва – 3 Рим, 4 не бывать: 1-античный, 2-Константинопль, Византия, 3-Москва. Религиозный вопрос: заимствование титулов и обрядов. Софья Палеолог (Иван3): союз с Византией, непрекращающаяся связь. Иван 3: самодержец (титул) независимость от внешних сил. Принимает двуглавый орел, шапка Мономаха (подарок Владимиру из Византии), церемониалы (пышные, торжественные), начинает отстраивать Кремль с помощью итальянских мастеров. Иван 4: титул царь (Цезарь – единое происхождение), устанавливает венчание на царство, новую родословную, от отца к сыну (прямая система). Петр 1: император (титул). Выше закона стоял правитель, но сам он должен быть законным. Проблемы государственности, религиозные аспекты гос власти. Естественная линия правления прерывается при Борисе Годунове. Он находил возможности избегать кризис, но славы в народном сознании не приобрел, т.к. не получил правление естественным путем. В 1613г. Земский собор избирает на царство Михаила Романовича. Александр1 не имел наследников. Брат Константин предпочел любовь. Николай 1 – следующий правитель. Николай2 – последний монарх. Идеология (18в, французская революция): свод идей и теорий, ориентирующиеся на действия политики. Православие – централизация государства. Становление царем после прохождения церковного обряда. Власть дается царю свыше. Таинство миропомазания: совершается над монахами и государями, приобретает статус церковного миропослушания (Венчание на царство). Запад – король человек, на высшей ступени государственной власти. Россия –царь-человек, отчитывающийся Богу за то, что происходит в стране. Николай 1: с одной стороны спаситель, с другой тиран и консерватор. Образ и хорошее физическое сложение. Умер от гриппа. Крымская кампания: не смог довести страну до победы, из-за душевных терзаний – идея ответственности. Набирает силу монархическая тенденция. Наследственная власть с детства человека готовили на царство, как хозяина Русской земли. Александр 2: его учитель Жуковский – 12 лет обучения, 1 год путешествие по стране, 1 год путешествие по Европе. Занятия: 7-5 с небольшим перерывом, гимнастические упр, записи в дневник. Но прерывание смерти: здоровье, случайные люди, неспособность управлять гос. Республиканская власть: свободный выбор государя(президент), но политическими выборами можно манипулировать. Соблюдение традиций – главная задача политики. Связь между Богом и правителем отложила серьезный отпечаток на историю России. Бунт против царя – бунт против Бога. 1917г – власть царя свергнута, царь расстрелян. Подрыв монархии – подрыв религии (атеистические идеи). Проблема царь-народ, идеал правителя. По сей день живет вера в доброго царя. Если были неприятности, то всегда были виноваты те, кто окружал гос власть. Эпоха Александра2:отмена крепостного права. Неясно, как освободить крестьян (конец 18в). но народ был недоволен. Реформа провозглашала свободу, но крестьяне не хотели платить деньги за свою землю. До отмены крепостного права восстаний не было, а после были. Оповещение: разослать людей, и зачитать указ крестьянам. Поэтому сложилась концепция фальшивого документа: царь не мог так поступить, бумагу подложили окружающие царя. Шли ходоки, чтобы сказать царю об обмане. Эпоха Сталина: соответствовал те идеалам, которые были в те времена. Письма (архив) читали чиновники, офицеры. В них поиск истины. Идеал власти: власть должна быть законная, ценится сильная власть, централизованная власть. Иван Грозный: чрезвычайно популярный. Самое огромное кол-во писем, легенд сохранилось только про него. Он соответствовал представлениям идеального правителя: сильный и законный. Иван Грозный казнил только тех, кто ему мешал. Его военные завоевания вызывали восхищения. Сталин: законность, централизация, сильная власть. Репрессирует интеллигенцию и чиновничество. Александр 1: сложная личность. Предположения: религиозный аспект. Размеры страны: чтобы в целости удержать такую страну, нужен был идеальный правитель. Нестабильная экономика: не самые благоприятные условия приводили к сложности ведения хозяйства. Необходимость интегрирования – соединить разные части в единое целое. Национальный характер страны: соединение многонационального народа. Войны: на Россию всегда нападали со всех сторон. Семья: подчинение главе семьи, единый глава страны (царь всегда прав), царь-батюшка, народ-дети государева. Рабская психология. Патриотизм – служба государю. Абсолютная власть монарха: Петр1 – единственный царь-либератор, выход на Европейский уровень, он подчинил церковь, власть и страну. Деспотическое гос-во: в основном обвинения в адрес Российской государственности. ^ 2) Развитие Москвы во второй половине 19-20вв. в 18в. – другое основание городов, с планировкой и тщательной подготовкой. 1117г. – основание Москвы. Первое летописное упоминание о Москве. Юрий Долгорукий пригласил князя Ярослава Ольговича, чтобы закатить пир.(Забелин, История города Москвы. Глава «Первобытное время»)Легенды: боярин Кучка жил в Москве с богатыми владениями. Ульяна, дочь, вышла замуж за Андрея Боголюбского. Братья решили убить князя и пролилась невинная кровь. Брат князя пришел и отомстил и убил Кучку. Город основан на крови. Географическое положение: Москва – типична для России. Слияние рек: Москва река, Неглинка, Яуза – на холме возникает древнерусский город. Река – средство сообщения. Река кормила(рыба). Река –оборонное и защитное значение. Трудно было подобраться незамеченным. Москва основана на 7 холмах (Рим, Константинополь) холмистая местность, холмов больше чем 7. Москва – центр европейской части России. Сначала были построены: Кремль, Китай город, Белый город (Бульварное кольцо), Земляной вал, окружная железная дорога, Московская кольцевая дорога (1960). (Забелин, История города Москвы, глава «Старый город Кремль»). В 1930г – план реконструкции города Москвы. 70-80гг. – местность привязывают к зданию. После военной реконструкции были построены Хрущровки (коробки, с низким качеством жилищных условий). Петр 1 построив Петербург, ввел более европейскую традицию, строение городов по четкой схеме, заранее продуманные. Москва всегда называлась столицей, но она очень долгое время сохраняло деревенский оттенок. До начала 20в. сочетание участков, очень многие держали скот. За счет этого город увеличивался. Дома деревянные, каменные использовались редко (церкви). Дерево наиболее здоровый материал для жизни. Пожары были повсеместно распространены, в городе намного больше. Если загорался дом, то загорался и участок. Москва постоянно отстраивалась заново. Единственное, что сохранялось – церковные здания. В 1812г. – Москва почти полностью сгорела (Наполеон). После этого начинается бунт каменного строения. В 1861г (отмена крепостного права) – отток людей в города, начинается постепенное перемещение людей из деревни в город, который начинает увеличиваться. В Москве начинают возводиться высокие здания, начинается строительство многоэтажных домов. Их строят для бывших крестьян, рабочих. Тогда же возникает проблема перенаселения города Москвы. Людей селили в коммунальные квартиры (конец 19в). в городе было легче прожить. В Москве существовало переплетение различных социальных слоев),москворечье – жили купцы). Очень силен был крестьянский дух, который оказывал свое влияние на общий колорит. Соперничество между Москвой и Петербургом (1712г Петр 1 перенес столицу в Санкт-Петербург). Создание новой столицы было чрезвычайно важно: западное строительство, мосты, замки, выход к морю. Политический характер – самый важный фактор. В 1918г. столицей опять стала Москва – религиозный центр, образовательный центр. Москва – традиционный и консервативный город. В Москве вечный праздник, в Петербурге – все работают. Важны для Москвы: Иван Калита, Иван3, Иван Грозный. (Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия):№6 ^ 1)18 век в истории русского образования. Крестьянская среда: Блэнк Эфорс «Крестьянские школы» - крестьянство было грамотное конец 19в.политическая точка зрения – 20в. дореволюционное крестьянство – убогое и забитое. Хождение в народ (70гг.19в.) – народники стремились внести знания в деревню. Молодые, образованные люди решили помочь крестьянству. Крестьяне не имели никакого желания отдавать им своих детей. Для крестьянина вопрос воспитания ребенка был важнее образования. Принесли идею, что русский крестьянин не хочет учиться. Исследования опровергают эту концепцию. Обучали детей: люди, связанные с церковью, священники. Церковь учила чтению духовной литературе. О


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Деньги
Реферат Ключевский В.О.
Реферат Жизнь и творчество Леонардо да Винчи 2
Реферат Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры
Реферат «Спонсор» Международного фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями
Реферат Взаимоотношения туристических предприятий и гостиниц
Реферат Влияние внешней среды на деятельность организации на примере администрации Кировского района г Астрахани
Реферат Наркотенденции как определенное эмоционально-поведенческое явление о основные особенности
Реферат Анализ эффективности использования основного и оборотного капитала на примере строительного предприятия
Реферат Почему Америка наступает книга
Реферат Микробная экзема, стадия обострения, сопровождающаяся вторичными аллергическими высыпаниями алле
Реферат Качество оттисков и факторы, на него влияющие
Реферат Фоносемантические особенности лирики М.Ю. Лермонтова
Реферат Вибір оптимальних варіантів систем методами векторної оптимізації
Реферат Об опыте развития экологического туризма в Монголии