Реферат по предмету "Прочее"


Ремонт автомобилей

1. Подвижной состав автомобильного транспорта Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, буксируемых автомобилями. Автомобиль и буксируемые им прицепы или полуприцепы образуют автомобильный поезд. По назначению автомобильный подвижной состав разделяют на грузовой, пассажирский и специальный. К первому относят грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.


Грузовой подвижной состав в зависимости от характера его использования делят на подвижной состав общего назначения и специализированный. К пассажирскому подвижному составу относят легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы. Специальным подвижным составом СПС называют автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование пожарные, автомобили для уборки улиц, автокраны, передвижные ремонтные мастерские, спортивные


и др Легковые автомобили разделяют на классы в зависимости от рабочего объема в л цилиндров двигателя таким образом. Особо малый До 1,2 , малый 1,3-1,8 , средний 1,9 - 3,5 , большой св. 3,5 , высший не регламентируется . В основе классификации автобусов лежит их длина в м . Особо малый до 5 , малый 6 - 7,5 , средний 8-9,5 , большой 10,5 -


12 , особо большой сочлененный - 16,5 и более Грузовые автомобили разделяют на семь классов в зависимости от полной массы. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Одноосные прицепы, двухосные и трехосные прицепы, прицепы-роспуски 2. Общее устройство автомобиля В каждом автомобиле выделяют три основные части кузов, двигатель и шасси.


Кузов служит для размещения перевозимого груза. В кузове легкового автомобиля или автобуса размещаются как пассажиры, так и водитель. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы под груз грузовой кузов и кабины водителя. Двигатель преобразует тепловую энергию, выделяемую при сгорании топлива, в механическую. В результате такого преобразования приводится во вращение коленчатый вал двигателя, передающий крутящий момент через ряд механизмов на ведущие колеса автомобиля


Шасси объединяет такие группы деталей, механизмов и систем трансмиссию, несущую систему, мосты, подвеску, колеса, рулевое управление и тормозные системы, Трансмиссия передает и преобразует крутящий момент, подводимый от вала двигателя к ведущим колесам. В трансмиссию входят сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, устанавливаемая в картере ведущего моста. В нем размещены также дифференциал и полуоси, через которые крутящийся момент от главной передачи подводится


к левому и правому ведущим колесам. Системы управления служат для изменения направления и снижения скорости движения автомобиля. К ним относятся рулевое управление и тормозные системы. 3. Автомобильные двигатели Основные типы автомобильных двигателей. На современных автомобилях преимущественное распространение получили двигатели внутреннего сгорания ДВС . По конструкции их разделяют на поршневые и роторные.


В поршневых двигателях расширяющиеся при сгорании топлива газы перемещают поршень, возвратно-поступательное движение, которое преобразуется во вращательное движение коленчатого вала. В роторных двигателях расширяющиеся при сгорании топлива газы воздействую на вращающуюся деталь - ротор. Роторные двигатели применяются на автомобилях реже, чем поршневые они делятся на газотурбинные и роторно-поршневые. Автомобильный поршневой двигатель представляет собой комплекс механизмов и систем, служащих


для преобразования тепловой энергии сгорающего в его цилиндрах топлива в механическую работу. Такой двигатель имеет кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы охлаждения и питания, смазочную систему, а карбюраторные двигатели, кроме того, систему зажигания. Рабочий процесс четырехтактного двигателя состоит из тактов впуска, сжатия, расширения и выпуска и совершается за два оборота коленчатого вала. В двухтактных двигателях рабочий процесс осуществляется


за один оборот коленчатого вала Механизм газораспределения служит для впуска в цилиндры горючей смеси карбюраторные двигатели или воздуха дизели и выпуска отработавших газов в соответствии с протеканием рабочего процесса в каждом цилиндре двигателя. Смазочная система служит для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя. Масло, поступающее к трущимся поверхностям, уменьшает потери на трение и замедляет изнашивание деталей, охлаждает поверхности и очищает их от продуктов изнашивания.


Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся поверхностям механизмов двигателя. Масляные фильтры служат для очистки масла от твердых частиц продуктов изнашивания трущихся деталей, нагара и т. п. Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя путем регулируемого отвода теплоты от наиболее нагревающихся деталей. Предпусковой подогреватель обеспечивает подогрев двигателя перед пуском при низких температурах.


Наряду с облегчением пуска предварительный прогрев двигателя способствует замедлению изнашивания деталей, особенно цилиндров и поршней. Система питания карбюраторного двигателя служит для приготовления горючей смеси, состоящей из паров топлива и воздуха, подачи ее в цилиндры двигателя, а также удаления из цилиндров отработавших газов. Соответственно основным режимам работы двигателя карбюратор имеет следующие дозирующие системы и устройства пусковое устройство, систему холостого хода, главное дозирующее устройство, экономайзер,


эконостат не обязательно и ускорительный насос. Пусковое устройство служит для приготовления горючей смеси при пуске холодного двигателя, когда условия образования горючей смеси неблагоприятны. Главное дозирующее устройство обеспечивает приготовление горючей смеси, близкой по составу к экономичной во всем диапазоне частичных нагрузок. Оно состоит из простейшего карбюратора и компенсирующего устройства, назначением которого является обеднение смеси в необходимых пределах по мере роста расхода воздуха.


Экономайзер обогащает приготавливаемую главным дозирующим устройством горючую смесь при работе двигателя в режиме максимальных нагрузок. Эконостат представляет собой обогащающее устройство, устраняющее чрезмерное обеднение горючей смеси в ограниченном диапазоне нагрузок. Система холостого хода служит для приготовления горючей смеси на режиме холостого хода, когда главная дозирующая система не работает. Ускорительный насос предназначен для устранения обеднения смеси и улучшения


приемистости двигателя в некоторых условиях движения автомобиля обгон, подъем , когда режим работы двигателя резко меняется. Система питания. Топливные баки один или несколько устанавливают на автомобиле, чтобы обеспечить запас топлива, необходимый для определенного пробега автомобиля. Топливные фильтры предназначены для очистки топлива от механических примесей. Для этого используют фильтр-отстойник, а на многих двигателях, кроме того, фильтр тонкой очистки топлива.


Топливный насос подает необходимое количество топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. Карбюратор приготовляет горючую смесь, соответствующую по составу режиму работы двигателя. На большинстве современных двигателей установлены многокамерные эмульсионные карбюраторы с падающим потоком. Воздушный фильтр служит для очистки от пыли воздуха, поступающего в карбюратор. Впускной трубопровод служит для подачи горючей смеси из карбюратора в цилиндры двигателя.


Глушители шума выпуска предназначены для уменьшения энергии и выравнивания колебания потока отработавших газов. 4. Электрооборудование автомобиля Ряд функций, необходимых для нормальной работы автомобилей, осуществляется только с помощью электрической энергии. К их числу относится воспламенение рабочей смеси в карбюраторных двигателях, пуск двигателя, освещение дороги перед автомобилем и пространства внутри кузова, сигнализация об изменении направления движения,


торможении и др приведение в действие контрольно-измерительных приборов и различной дополнительной аппаратуры. Количество электрической аппаратуры на автомобилях постоянно увеличивается. Для питания всех электрических приборов и аппаратуры необходимы источники электрической энергии. Весь комплекс электрических приборов и аппаратуры, включая источники тока, образует в совокупности систему электрооборудования автомобиля. В соответствии с назначением все электрооборудование автомобиля


может быть разделено на следующие две группы источники тока, обеспечивающие электроэнергией все потребители, и потребители тока. К потребителям тока относятся такие системы зажигания карбюраторные двигатели , служащая для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах пуска, обеспечивающая проворачивание коленчатого вала и перемещение поршней во время пуска двигателя, чтобы осуществить впуск в цилиндры горючей смеси и ее сжатие для осуществления первых рабочих ходов освещения и сигнализации, служащие для освещения


дороги и обозначения габаритов автомобиля при движении в темное время суток, для сигнализации о маневрах, проводимых автомобилем, а также контрольно-измерительные приборы и дополнительная аппаратура. На автомобилях применяется два типа источников тока Генератор, преобразующий механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую и питающий все потребители при работающем двигателе Аккумуляторная батарея, питающая потребители при неработающем двигателе


за счет преобразования накопленной химической энергии в электрическую. Система зажигания - совокупность приборов и устройств, обеспечивающих воспламенение рабочей смеси в цилиндрах в соответствии с порядком и режимом работы двигателя. 5. Назначение и основные типы трансмиссий Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. При передаче крутящего момента происходит его изменение и


распределение между ведущими колесами. Изменение крутящего момента в трансмиссии можно оценивать ее передаточным числом, равным отношению частот вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес, если не учитывать потери энергии в трансмиссии. Трансмиссии по характеру связи между двигателем и ведущими колесами разделяют на механические, гидрообъемные, электрические и комбинированные гидромеханические, электромеханические . 6. Колеса. Мосты. Подвеска Колеса осуществляют связь автомобиля с дорогой.


Они обеспечивают движение автомобиля, его подрессоривание, изменение направления движения и передачу вертикальных нагрузок от автомобиля на дорогу. В зависимости от выполняемых функций колеса разделяются на ведущие, управляемые, комбинированные ведущие и управляемые и поддерживающие. Ведущие колеса преобразуют крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, в силу тяги, а свое вращение в поступательное движение автомобиля.


Ведомые колеса, воспринимающие толкающее усилие от рамы, преобразуют поступательное движение автомобиля в свое качение. Автомобильное колесо в сборе состоит из пневматической шины, обода, ступицы и соединительного элемента. Мосты автомобиля служат для поддерживания рамы и кузова и передачи от них на колеса вертикальной нагрузки, а также для передачи от колес на раму кузов толкающих, тормозных и боковых усилий. В зависимости от типа устанавливаемых колес мосты подразделяются на ведущие, управляемые, комбинированные


ведущие и управляемые одновременно и поддерживающие. Подвеска осуществляет упругую связь рамы кузова автомобиля с мостами или непосредственно с колесами, смягчая толки и удары, возникающие при наезде колес на неровности дороги. Подвеска автомобиля состоит из упругого, направляющего и гасящего устройств. Некоторые подвески включают также стабилизатор поперечной устойчивости.


7. Рулевое управление, назначение, состав принцип работы Изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом относительно его продольной оси управляемых колес, которыми, как правило, являются передние колеса. Назначение рулевого управления. Рулевое управление обеспечивает необходимое направление движения автомобиля путем раздельного и согласованного поворота его управляемых колес.


Совокупность механизмов, служащих для поворота управляемых колес, называется рулевым управлением. Рулевое управление включает рулевой механизм, который осуществляет передачу усилия от водителя к рулевому приводу, и рулевой привод, который осуществляет передачу усилия от рулевого механизма1 к управляемым колесам. 8. Тормозные системы, назначение, основные типы тормозных систем. Тормозные системы служат для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до


остановки, а также для удержания его на стоянке. Каждый автомобиль должен быть оборудован рабочей, запасной и стояночной тормозными системами. Рабочая тормозная система обычно приводится в действие усилием ноги водителя, приложенным к педали. Эффективность действия рабочей тормозной системы оценивают по тормозному пути - расстоянию, проходимому автомобилем на горизонтальной сухой дороге с твердым покрытием при торможении от начальной скорости 40 км ч до полной остановки.


Этот критерий в соответствии с ГОСТом наряду с максимальным замедлением принят в нашей стране в качестве нормативного измерителя тормозных качеств транспортных средств. Запасная тормозная система может быть менее эффективной, чем рабочая тормозная система. При отсутствии на автомобиле автономной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы например, контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов


или стояночная тормозная система. Стояночная тормозная система приводится в действие от рычага рукоятки рукой водителя. Она должна удерживать полностью груженый автомобиль на уклоне не менее 25 . Вспомогательная тормозная система обязательна для автотранспортных средств полной массой свыше 12 т, а также автомобилей и автобусов, предназначенных для эксплуатации в горных районах. Вспомогательная тормозная система - тормоз-замедлитель, ограничивающий скорость движения автомобиля


на длительных спусках, выполняется независимой от других тормозных систем. Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов тормозов и тормозного привода. Тормозные механизмы препятствуют вращению колес, вследствие чего между колесами и дорогой возникает тормозная сила. Тормозные механизмы могут быть установлены непосредственно у колес колесные тормоза или на вращающихся деталях трансмиссии трансмиссионные, центральные тормоза .


С помощью привода осуществляют управление тормозными механизмами. В некоторых тормозных системах установлены усилители, облегчающие управление, а также другие устройства, повышающие эффективность тормозных систем и устойчивость при торможении. 9. ВИДЫ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей.


Применительно к автомобильной технике изделиями являются автомобили автобусы и их агрегаты, а составными частями - агрегаты для автомобилей и автобусов , сборочные единицы и отдельные детали для агрегатов . По ряду существенных признаков выделяют различные виды ремонта. По степени восстановления ресурса ремонт может быть капитальным или текущим. Капитальный ремонт КР - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к


полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Текущий ремонт ТР - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и или восстановлении отдельных частей. По планомерности выполнения различают ремонты - плановый и неплановый. Плановый ремонт - ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-


технической документации. Неплановый ремонт - ремонт, постановка изделий на который осуществляется без предварительного назначения. Неплановый ремонт проводится с целью устранения последствий отказов и происшествий. По регламентации выполнения предусматриваются ремонты регламентированный и по техническому состоянию. Зарегламентированный ремонт - плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.


Ремонт по техническому состоянию - плановый ремонт, при котором -контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала работы определяются техническим состоянием изделия. Порядком и условиями организации выполнения определяются методы ремонта. По признаку сохранения принадлежности ремонтируемых частей различают необезличенный и обезличенный


методы ремонта. Необезличенный метод - метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру, т. е. к тому экземпляру, к которому они принадлежали до ремонта. Обезличенный метод - метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру. 10. Основы технологии ремонта автомобиля Проведение КР автомобилей и их агрегатов в условиях современного


АРП авторемонтного производства связано с выполнением широкого комплекса разнообразных работ. При этом наряду с основными работами, такими, как разборка, мойка и очистка, дефектация и сортировка, восстановление и изготовление деталей, комплектование и сборка, испытания и окраска, выполняются и вспомогательные работы транспортирование, складские операции, содержание и ремонт оборудования и зданий, технический контроль, материально-техническое снабжение, обеспечение производства инструментом и всеми


видами энергии. Первый этап КР автомобиля - его разборка и мойка. Перемещаемый транспортером автомобиль в дальнейшем поступает на посты полной разборки. Здесь с него снимают механизм управления, силовой агрегат, карданные валы, передний и задний мосты, узлы подвески и привод тормозной системы. Все снятые агрегаты и узлы направляют на специализированные участки цехи и посты для последующего ремонта. Оставшуюся в конце разборки раму автомобиля подвергают


мойке и отправляют в ремонт. Второй этап - это ремонт агрегатов и узлов. На этом этапе выполняются разборка агрегата узла , мойка и очистка деталей, дефектация их, восстановление деталей, сборка агрегата узла , его испытание, обкатка и окраска. Однако, как видно из схемы, этот перечень работ выполняется не по всем агрегатам и узлам, что объясняется особенностями назначения и устройства узла или агрегата.


Третьим этапом технологического процесса КР автомобиля является его общая сборка, которая ведется из отремонтированных агрегатов и узлов на специализированных постах или на поточных линиях. После общей сборки автомобиль заправляют топливом и подают на испытания, представляющие собой четвертый этап технологического процесса КР. Испытания проводятся пробегом или на испытательных стендах с беговыми барабанами. Во время испытаний производятся необходимые регулировки и устраняются обнаруженные неисправности.


После испытаний в дорожных условиях автомобиль подвергают мойке. При обнаружении в ходе испытаний неисправностей, не устраняемых регулировкой, автомобиль направляют на пост устранения дефектов Полностью исправный автомобиль при необходимости подкрашивают и сдают представителю отдела технического контроля или непосредственно заказчику. 11.Техническое состояние и работоспособность автомобиля


Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов - агрегатов и механизмов, обеспечивающих выполнение ее функций. Важно иметь информацию по надежности тех механизмов, деталей и агрегатов, от которых зависит техническое состояние автомобиля. о техническом состоянии двигателя можно судить по изменению его мощности, расходу масла, компрессии в цилиндрах, содержанию продуктов износа в масле и т. п.


Различают параметры выходных рабочих процессов, определяющие основные функциональные свойства автомобиля или агрегата мощность двигателя, тормозной путь автомобиля параметры сопутствующих процессов нагрев, вибрация, содержание продуктов износа в масле геометрические конструктивные параметры, определяющие, связи между деталями в агрегате или механизме и между отдельными агрегатами и механизмами зазор, ход, вид посадки и другие . Отказ автомобиля - это нарушение его работоспособности, приводящее к прекращению


транспортного процесса то есть остановке на линии, преждевременному возврату с линии . Все другие отклонения технического состояния автомобиля и его агрегатов от установленных норм являются неисправностями. 12. Техническая эксплуатация автомобилей. Понятия и определения Техническая эксплуатация автомобилей как наука определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием автомобильного парка с целью обеспечения регулярности


и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технических возможностей конструкции и обеспечения заданных уровней эксплуатационной надежности автомобиля, оптимизации материальных и трудовых затрат, сведения к минимуму отрицательного влияния технического состояния автомобилей на персонал, население и окружающую среду. Техническая эксплуатация автомобилей как область практической деятельности - это комплекс технических, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобильного


парка в исправном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов. Эффективность технической эксплуатации автомобилей обеспечивает инженерно-техническая служба ИТС - подразделения предприятий и организаций автомобильного транспорта, занимающиеся управлением техническим состоянием подвижного состава. Техническая эксплуатация автомобилей является важнейшей подсистемой автомобильного транспорта. Эффективность технической эксплуатации автомобиля зависит от качества и надежности изделий.


Под качеством понимается совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля агрегата, механизма, узла к выполнению заданных функций при использовании по назначению. К основным технико-эксплуатационным свойствам автомобиля, которые закладываются при проектировании и производстве, относятся грузоподъемность или вместимость, динамичность, топливная экономичность, комфортабельность, безопасность, производительность, надежность и др.


Качество складывается из нескольких свойств. Каждое свойство изделия характеризуется, параметрами одним или несколькими или физическими величинами, определяющими его функционирование, которые могут принимать различные количественные значения, называемые показателями. Однако, показатели большинства свойств, определяющих качество автомобилей, например, экономичность, безопасность, динамичность, производительность, комфортабельность и ряд других, изменяются в процессе


работы старения автомобилей. Эти свойства можно поддерживать и восстанавливать, т. е. управлять ими. Надежность - это свойство любого изделия, в том числе и автомобиля, выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах. Допустимые пределы эксплуатационных показателей определяются соответствующей документацией стандартами, правилами, положениями, техническими условиями , а в ряде случаев - сложившимся опытом.


Надежность как свойство характеризует и позволяет количественно оценить, насколько быстро происходит изменение показателей качества автомобиля при его работе в определенных условиях эксплуатации. Таким образом, не только сфера производства, но и сфера эксплуатации и, в частности, техническая эксплуатация может активно влиять на реализуемые показатели качества, т. е. управлять ими. 13. Основные причины изменения технического состояния автомобилей


Изменение технического состояния автомобилей, агрегатов и механизмов происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой самих механизмов, случайных причин, а также внешних условий, при которых работает или хранится автомобиль. К случайным причинам относятся скрытые дефекты и перегрузки конструкции, превосходящие допустимые пределы и др. Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния автомобиля, его агрегатов


и механизмов являются изнашивание, пластические деформации и усталостные разрушения, коррозия, физико-химические и температурные изменения материалов и деталей. Изнашивание. Процесс изнашивания возникает под действием трения, обусловленного материалом и качеством обработки трущихся деталей, наличием между ними смазки, нагрузочным, скоростным и тепловым режимами работы сопряжения. Изнашивание - это процесс постепенного изменения размера детали при трении вследствие


ее деформации или отделения с поверхности трения материала. Существует несколько различных классификаций изнашивания. В классификации профессора М. М. Хрущева различают механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое изнашивание. Механическое изнашивание подразделяется, на абразивное изнашивание вследствие пластических деформаций и изнашивание при хрупком поверхностном разрушении.


Абразивное изнашивание является следствием режущего действия твердых частиц, находящихся между поверхностями трения. Изнашивание вследствие пластических деформаций происходит под действием значительных нагрузок на детали и заключается в перемещении поверхностных слоев антифрикционного материала в направлении скольжения. При этом происходит изменение размера деталей без потери их массы. Изнашивание при хрупком разрушении состоит в том, что поверхностный слой материала одной из сопряженных


деталей в результате трения и наклепа становится хрупким и разрушается, обнажая лежащий под ним менее хрупкий материал. Такой вид изнашивания может наблюдаться на беговых дорожках подшипников. Молекулярно-механическое адгезионное изнашивание происходит в результате молекулярного сцепления материалов трущихся поверхностей и наблюдается в период приработки механизмов. Оно приводит к задирам, заклиниванию и разрушению механизмов.


Коррозионно-механическое изнашивание происходит в результате сочетания механического изнашивания и агрессивного воздействия среды, под действием которой на поверхностях трения образуются непрочные пленки окислов, которые снимаются при механическом трении, а обнажающиеся поверхности опять окисляются. Коррозионно-механическое изнашивание из-за различия агентов коррозии серной, сернистой, органических кислот наблюдается на деталях цилиндро-поршневой группы, гидроусилителях, деталях тормозной системы


с гидравлическим приводом и др. Пластические деформации и разрушения. Они связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности - соответственно у вязких сталь или хрупких чугун материалов. Обычно этот вид разрушений является следствием либо ошибок при расчетах, либо нарушений правил эксплуатации перегрузки, неправильное управление и т. д Иногда пластическим деформациям или разрушениям предшествует механическое изнашивание, приводящее к


изменению геометрических размеров и сокращению запаса прочности детали. Усталостные разрушения. Возникают они при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При этом происходит постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определенном числе циклов нагружения к усталостному разрушению деталей. Совершенствование методов расчета и технологии изготовления автомобилей качество металла, точность


изготовления, уменьшение источников концентрации привело к значительному сокращению случаев усталостного разрушения деталей. Как правило, оно наблюдается в тяжелых условиях эксплуатации для некоторых деталей подвески рессоры, кронштейны , заднего моста полуоси , рамы. Коррозия. Коррозионное изнашивание происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению металла и уменьшению прочности, а также ухудшению внешнего вида деталей и изделия


в целом. Некоторые детали автомобиля например, мокрые гильзы цилиндров с наружной стороны, лопасти водяного насоса подвергаются кавитационному разрушению, которое происходит из-за многократных гидравлических ударов при захлопывании пузырьков воздуха, образующихся в потоке жидкости. Некоторые детали двигателя, например клапаны двигателя, жиклеры карбюратора, подвергаются эрозии, заключающейся в отделении частиц металла с поверхности тела под действием движущихся относительно тела жидкости или


газа. Физико-химические и температурные изменения материалов и деталей старение . Параметры технического состояния автомобиля, его агрегатов, деталей и эксплуатационных материалов изменяются под действием внешней среды и условий эксплуатации. 14. Влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобилей Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей,


ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния. При эксплуатации автомобилей различают дорожные условия и условия движения - транспортные, природно-климатические и сезонные. Дорожные условия. Они определяют режим работы автомобиля. Дорожные условия характеризуются технической категорией дороги их пять , видом и качеством дорожного покрытия, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане шириной дороги, радиусами закруглений,


величиной подъемов и уклонов . Тип покрытия дороги оказывает существенное влияние на режимы работы автомобиля и его агрегатов. В свою очередь, режимы работы автомобиля влияют на надежность и другие свойства автомобиля и его агрегатов. Условия движения. Характеризуются они влиянием внешних факторов на режимы движения и, следовательно, на режимы работы автомобиля и его агрегатов. Транспортные условия условия перевозок . Наряду со скоростью движения транспортные условия характеризуются


длиной груженой ездки, коэффициентом использования пробега, коэффициентом использования грузоподъемности коэффициентом использования прицепов родом перевозимого груза. Природно-климатические условия. Характеризуются они температурой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагрузкой, уровнем солнечной радиации и некоторыми другими параметрами. Природно-климатические условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и, соответственно,


на их техническое состояние и надежность. Сезонные условия. Они характеризуются колебаниями температуры окружающего воздуха, изменением состояния дорожных условий, появлением ряда дополнительных факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей. Классификация отказов Классификация отказов необходима для разработки мер по их предупреждению и устранению. Существует несколько классификационных признаков, главные из которых


сводятся к следующим. По влиянию на работоспособность изделия различают отказы его элементов, вызывающие неисправность или отказ изделия. По источнику возникновения различают отказы конструктивные, возникающие вследствие несовершенства конструкции производственные, являющиеся следствием нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта изделия эксплуатационные, вызванные нарушением действующих правил например, перегрузкой автомобиля, применением нерекомендуемых топлив или смазочных материалов,


несвоевременным проведением технического обслуживания и т п По связи с отказами других элементов различают зависимые и независимые отказы. Зависимым называется отказ, обусловленный отказом или неисправностью других элементов изделия. Независимый отказ не обусловлен отказом или неисправностью других элементов. По характеру закономерности возникновения и возможности прогнозирования различают постепенные и внезапные


отказы. По частоте возникновения наработке По трудоемкости и продолжительности устранения. Постепенные отказы возникают в результате плавного монотонного изменения параметров технического состояния объекта. Чаще всего они являются следствием изнашивания деталей. Особенности постепенных отказов заключаются, во-первых, в том, что они в принципе могут быть предотвращены в результате своевременного выполнения ТО. Вторая их особенность состоит в монотонности изменения технического


состояния, что создает предпосылки для их прогнозирования. Для внезапных отказов характерным является скачкообразное изменение параметра технического состояния. Примером внезапного отказа является какое-либо любое повреждение или разрушение вследствие превышения допустимого уровня нагрузки, которое в принципе может произойти в любой момент работы изделия. По влиянию на потери рабочего времени автомобиля отказы подразделяют на устраняемые без потери рабочего


времени, т. е. при ТО или в нерабочее межсменное , время, и отказы, устраняемые с потерей рабочего времени. На остальные 13 отказов приходится более 78 общей трудоемкости ремонта и 82 всех простоев в ремонте. 15. Техническая диагностика автомобилей. Технической диагностикой называется отрасль знаний, изучающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства и алгоритмы определения его технического состояния без разборки, а также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической


эксплуатации подвижного состава. Диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без его разборки, по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние и сопоставления их с нормативами. Оно обеспечивает систему ТО и ремонта автомобилей индивидуальной информацией об их техническом состоянии и, следовательно, является элементом этой системы. Диагностирование данного объекта автомобиля, агрегат механизма осуществляют


согласно алгоритму совокупности последовательных действий , установленному технической документацией. Комплекс, включающий объект, средства и алгоритмы, образует систему диагностирования. Объект системы диагностирования характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования. В свою очередь, необходимость диагностирования автомобиля определяется закономерностями изменения его технического состояния и затратами на поддержание работоспособности.


Возможности диагностирования обусловлены наличием внешних признаков, позволяющих определить неисправность автомобиля без его разборки, а также доступностью измерения этих признаков. Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды. Они делятся на внешние отдельные и встроенные, являющиеся составной частью автомобиля. При диагностировании используют не только измерительные технические средства, но и субъективные возможности


человека, его органы чувств, опыт, навыки в простейших случаях используют субъективное диагностирование, а в сложных - объективное. Системы диагностирования делятся на функциональные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовые, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различают системы универсальные, предназначенные для нескольких различных диагностических процессов, и специальные, обеспечивающие только один диагностический процесс.


Диагностические системы могут быть общие, когда объектом является изделие в целом, а назначением - определение его состояния на уровне годно-негодно и локальные - для диагностирования составных частей объекта агрегатов, систем, механизмов . Кроме того, диагностические средства могут быть ручными или автоматизированными автоматическими . 16. Назначение и принципы применения диагностики автомобилей. Возможность непосредственного измерения в процессе эксплуатации структурных параметров износов, зазоров


сопряжений механизмов автомобиля без их разборки весьма ограничена. Поэтому при диагностировании пользуются косвенными признаками, отражающими техническое состояние автомобиля. Эти признаки называются диагностическими параметрами и представляют собой пригодные для измерения физические величины, связанные с параметрами технического состояния автомобиля и несущие информацию о его состоянии. Диагностическими параметрами могут быть параметры рабочих процессов мощности, тормозного пути, расхода


топлива и др параметры сопутствующих процессов вибраций, шума и т. п. и геометрические величины зазоры, люфты, свободные хода, биения и др Закономерности изменения диагностических параметров в функции наработки объекта диагностирования аналогичны закономерностям изменения параметров его технического состояния. Для обеспечения надлежащей достоверности и экономичности диагностирования диагностические параметры должны быть чувствительны, однозначны, стабильны и информативны.


Чувствительность, диагностического параметра - это его приращение при изменении параметра технического состояния . Однозначность диагностического параметра означает отсутствие экстремума в диапазоне от начального до предельного и значений параметра технического состояния. Стабильность диагностического параметра определяется вариацией его значений при многократном измерении на объектах, имеющих одну и ту же соответствующего структурного параметра.


Нестабильность диагностического параметра снижает его фактическую чувствительность. Информативность является одним из важнейших свойств диагностического параметра. Она характеризует достоверность диагноза, получаемого в результате измерения значений параметра. 17. Диагностические параметры и нормативы. Диагностические нормативы служат для количественной оценки технического состояния автомобиля. Они устанавливаются


ГОСТами и руководящими техническими материалами. К диагностическим нормативам относятся начальное, предельное и допустимое значения норматива. Начальный норматив, соответствует величине диагностического параметра новых, технически исправных объектов. В эксплуатации используют как величину, до которой необходимо довести измеренное значение параметра путем восстановительных и регулировочных операций. Начальный диагностический норматив задается технической документацией.


Предельный норматив, соответствует такому состоянию объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация становится невозможной или нецелесообразной по технико-экономическим соображениям. Предельный норматив диагностического параметра задают требованиям ГОСТов, технической документацией или же определяют, пользуясь установленными методиками. В эксплуатации предельный норматив используют для прогнозирования ресурса конкретных объектов и в случае


встроенного, непрерывного диагностирования. Допустимый норматив, является основным диагностическим нормативом при периодическом диагностировании, проводимом в рамках планово-предупредительной системы ТО автомобилей. Он представляет собой ужесточенную величину предельного норматива, при которой обеспечивается заданный, или экономически оптимальный, уровень вероятности отказа на предстоящем межконтрольном пробеге. На основе допустимого норматива ставят диагноз состояния объекта и принимают решение о необходимости


профилактических ремонтов или регулировок. В эксплуатации допустимый норматив принимается условно как граница неисправных состояний объекта для заданной периодичности его межконтрольного пробега. Методы диагностирования автомобилей характеризуются физической сущностью диагностических параметров. Они делятся на две группы измерения параметров эксплуатационных свойств автомобиля динамичности, топливной экономичности, безопасности движения, влияния на окружающую среду и измерения параметров процессов,


сопровождающих функционирование автомобиля, его агрегатов и механизмов нагревы, вибрации, шумы и др Если первая группа методов позволяет оценить работоспособность и эксплуатационные свойства автомобиля в целом, то вторая и третья дают возможность выявить конкретные причины неисправностей. Поэтому при диагностировании, исходя из принципа от целого к частному , сначала применяют первую группу методов, осуществляя общее диагностирование, а затем для конкретизации технического состояния автомобиля


применяют методы второй и третьей группы, осуществляя его локальное диагностирование. Средства диагностирования представляют собой технические Устройства, предназначенные для измерения диагностических параметров тем или иным методом. Они включают устройства, задающие тестовый режим датчики, воспринимающие диагностические параметры в виде, удобном для обработки или непосредственного использования как правило, в виде электрического


сигнала устройства для обработки сигнала усиления, анализа, фильтрации фильтрации , для постановки диагноза, индикации результатов, их хранения или передачи в органы управления. Средства диагностирования бывают внешними, т. е. не входящими в конструкцию автомобиля, и встроенными, являющимися элементом его конструкции. Внешние средства диагностирований зависимости от их технологического назначения могут быть выполнены в виде переносных приборов и передвижных станций, укомплектованных необходимыми


измерительными устройствами, и стационарных стендов. Внешние средства диагностирования обеспечивают получение и обработку информации о техническом состоянии автомобилей, необходимой для их обслуживания и ремонта. Встроенные средства диагностирования включают в себя входящие в конструкцию автомобиля датчики и приборы электронно-вычислительные приборы, блоки питания, индикацию для обработки диагностических сигналов усиления,


сравнения с нормативами и непрерывного или достаточно частого измерения параметров технического состояния автомобиля. Существуют диагностические средства смешанного типа. Они представляют собой комбинацию встроенных и внешних средств. Процессы диагностирования включают тестовое воздействие на объект, измерение диагностических параметров, обработку полученной информации и постановку диагноза


Алгоритм диагностирования представляет собой структурное изображение рациональной последовательности диагностических, регулировочных и ремонтных операций. Технологическая карта дает окончательную детализацию процедуры диагностирования в виде, пригодном для производства. Она включает порядковые номера операций и переходов, трудоемкость операций, применяемое оборудование и материалы, исполнителей, коэффициенты повторяемости.


18. Роль диагностики при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Диагностирование автомобилей является элементом системы их ТО и ремонта. На АТП оно обеспечивает процессы ТО и ремонта целенаправленной, индивидуальной информации о техническом состоянии каждого отдельно взятого автомобиля. В соответствии с этим организация диагностирования на


АТП идентична организации процессов ТО и ремонта. Дорожный контроль за техническим состоянием автомобиля осуществляют при помощи встроенного диагностирования ежедневное обслуживание обеспечивается контрольным осмотром ТО-1 сопровождается комплексом Д-1 диагностирования, в основном механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля перед ТО-2 и ТР проводят углубленное диагностирование Д-2 агрегатов и механизмов, а в процессе устранения выявленных неисправностей при


ТО и ТР используют комплекс диагностирования Др. Диагностика на АТП представляет собой человеко-машинную систему получения и обработки индивидуальной информации, необходимой для управления техническим состоянием автомобиля и технологическими процессами ТО и ремонта. Источниками информации являются водитель, механики АТП, встроенные и внешние средства диагностирования.


Из сказанного следует, что диагностирование обеспечивает два уровня управления техническим состоянием в звене слесарь-автомобиль и технологическими процессами в звене центр управления - комплекс подготовки производства - рабочий - автомобиль . На первом уровне диагностирование непосредственно связано с технологией проведения ТО, а на втором оно в большей степени связано с организацией технологических процессов, главным образом, текущего ремонта автомобилей. Дальнейшее развитие диагностирования на крупных


АТП и в АТО связано с созданием автоматизированных диагностических средств, являющихся элементом автоматизированных систем управления производством, а также развитием встроенного диагностирования. При этом диагностирование будет широко применяться для оперативного управления процессами ТО и ремонта. В масштабах страны диагностирование организуется не только на АТП общего пользования, но и на автозаводах, авторемонтных предприятиях, станциях технического обслуживания


автомобилей индивидуального пользования, станциях и постах Госавтоинспекции. 19. Технологические процессы ТО автомобилей. Техническое обслуживание представляет собой совокупность работ определенного назначения, каждая из которых, в свою очередь, состоит из операций, выполняемых в определенной технологической последовательности, составляющей в целом технологический процесс. 0перация - это комплекс последовательных действий по


обслуживанию агрегата или группы агрегатов автомобиля например, смена масла в картере двигателя, регулировка сцепления и др Таким образом, под технологическим процессом ТО автомобиля понимается определенная последовательность выполнения работ и операций, имеющих своей целью поддержание работоспособности автомобиля. Основной задачей технологического процесса ТО является высокое качество выполняемых работ при наименьшей затрате рабочего времени, а следовательно,


при наибольшей производительности труда рабочего. ТО автомобиля состоит из большого числа технологических операций, которые по своему назначению, характеру, условиям выполнения, применяемому оборудованию, инструменту и квалификации исполнительского состава объединяются в определенные группы работ. Последние в том или ином объеме входят в содержание работ по ЕО, ТО-1 и ТО-2. Независимо от вида ТО, за исключением


ЕО, оно содержит следующие основные работы уборочно-моечные и обтирочные внешний уход , контрольно-диагностические, контрольно-крепежные, регулировочные, электротехнические, смазочно-очистительные, шинные и заправочные. Кроме того, в комплекс работ по ТО входят контрольно-осмотровые работы перед ЕО, ТО-1 и ТО-2 и работы по проверке автомобиля после выполнения обслуживания. Уборочно-моечные и обтирочные работы. Заключаются во внутренней уборке кабины водителя, платформы грузового


автомобиля или внутреннего салона кузова легкового автомобиля и автобуса наружной мойке шасси и кузова автомобиля и протирке его наружных частей, боковых и передних стекол. Контрольно - диагностические роботы, заключаются в контроле состояния или работоспособности агрегатов, механизмов, приборов, систем и автомобиля в целом по внешним признакам выходным параметрам без разборки или вскрытия механизмов. Регулировочные работы включают регулировочные операции по восстановлению работоспособности


агрегатов, механизмов и систем автомобиля с помощью предусмотренных в них регулировочных устройств, до уровня, требуемого правилами технической эксплуатации автомобиля или техническими условиями например, частоты оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу, свободного хода педали сцепления и др Крепежные работы состоят из проверки состояния резьбовых соединений деталей болтов, шпилек, шплинтов и крепления их подтяжки , постановки крепежных деталей взамен утерянных и замены негодных.


Электротехнические работы заключаются в проверке внешнего состояния источников электроэнергии аккумуляторной батареи, генератора с реле-регулятором и выпрямителем переменного тока и потребителей электроэнергии приборов батарейной системы зажигания, стартера, приборов освещения и сигнализации и контрольных измерительных приборов , очистки от пыли, грязи и следов окисления контактных соединений, устранения неисправностей в результате диагностирования систем электрооборудования автомобиля.


Работы по системе питания двигателя включают проверку внешнего состояния приборов системы питания карбюратора, топливного насоса, воздушного фильтра и др герметичности трубопроводов, устранение неисправностей и регулировку по результатам диагностики. Смазочно-очистительные работы включают периодическое пополнение и смену масла в картерах агрегатов двигателе, коробке перемены передач и др смазку подшипников и шарнирны соединений трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, кузова, заправка автомобиля специальными


жидкостями тормоз ной, амортизаторной , очистка всех фильтров, замена фильтрующих элементов и отстойников системы смазки. Шинные работы состоят из проверки внешнего состояния шин покрышек с целью установления необходимости ремонта, удаления из протектора покрышек застрявших острых предметов, проверки внутреннего давления и доведения его до необходимого. Кроме того, шинные работы при ТО могут включать перестановку и замену шин. Контрольные работы после обслуживания состоят из проверки


работы двигателя, действия тормозов, рулевого управления и других агрегатов и механизмов. Заправочные работы включают заправку топливного бака автомобиля и пополнение жидкостью системы охлаждения двигателя. 20. Уборочно-моечные работы Работа автомобилей в различных дорожных и погодных условиях сопровождается различного рода загрязнениями кузова и шасси. Причиной загрязнения кузовов грузовых автомобилей могут являться также остатки перевозимого груза - песок, грунт, уголь, строительный материал, пищевые продукты


и др. Для сохранения окраски кузова и обеспечения качественного осмотра и выполнения работ при ТО и ремонте проводятся работы по уборке, мойке, обсушке, а также по протирке и периодической полировке кузова. Уборка кузова автомобиля. Уборка заключается в удалении пыли и мусора из кузова и кабины автомобиля, в протирке сидений, стекол и арматуры внутри кузова, а также в протирке двигателя, щитков и внутренней стороны капота. Кузова автомобилей специального назначения санитарных, для перевозки продуктов и др.


и автобусов, кроме того, периодически подвергаются внутри дезинфекции и мойке полов и стен. Мойка автомобилей. Мойку наружных частей кузова и шасси автомобиля производят холодной или теплой плюс 25-30 С водой. Чтобы не вызвать разрушения окраски кузова, разница между температурой воды и обмываемой поверхностью не должна превышать 18-20 С. 21. Диагностирование автомобиля в целом Диагностирование автомобиля в целом проводят для определения уровня показателей его эксплуатационных


свойств мощности, топливной экономичности, безопасности движения и влияния на окружающую среду. Выявив снижение этих показателей по сравнению с установленными нормами, проводят углубленное диагностирование, определяют конкретные неисправности, регулируют механизмы и выполняют заключительный контроль. Виды диагностирований 1 по показателям мощности, экономичности и влиянию на окружающую среду 2 по показателям эффективности тормозов 3 по ходовым качествам автомобиля 22.


Диагностирование и регулировочные работы по двигателю автомобиля в целом. Двигатель автомобиля диагностируют для выявления потребности в регулировке или в ремонте после установленной наработки, в случаях ощутимого снижения мощности и увеличения расхода топлива, при повышенном расходе масла, падении давления масла, стуках, дымлении и неравномерной работе. Диагностирование включает ознакомление с учетными данными, осмотр и опробование пуском, измерение мощности,


диагностирование кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. По результатам диагностирования проводят необходимые регулировочные, крепежные или ремонтные работы. Учетные данные двигателя включают следующие сведения пробег автомобиля и ресурс работы двигателя ремонты, которым подвергался двигатель топливную экономичность заявки водителя о неисправностях двигателя. При любом виде диагностирования осмотр и опробование двигателя пуском предусматривает визуальное обнаружение


подтеканий масла, топлива, охлаждающей жидкости, оценку легкости пуска, дымления на выпуске, прослушивание его работы с целью обнаружения резких шумов, стуков, оценку равномерности и устойчивости работы и др. Проверка позволяет выявить очевидные дефекты двигателя и определить необходимость его технического обслуживания или ремонта перед диагностированием. Более точно мощность двигателя определяют при помощи стенда тяговых качеств или бесстендовыми методами.


Определение мощности двигателя на стенде тяговых качеств. При помощи СТК мощность двигателя определяют одновременно с диагностированием автомобиля по мощностным и экономическим показателям. Определение мощности двигателя бесстендовыми методами. Мощность двигателя определяют по реакции его на нагрузку. В бесстендовых методах в качестве нагрузки используют сопротивление части выключенных из работы цилиндров


испытуемого Двигателя или же силы инерции его масс при разгоне. Метод выключения из работы цилиндров заключается в замере снижения скорости вращения коленчатого вала двигателя под нагрузкой, создаваемой поочередным выключением из работы его цилиндров. Для этой цели после прогрева до нормальной температуры у дизелей прекращают подачу топлива в очередной цилиндр, а у карбюраторных - отключают от него зажигание.


Выключенные цилиндры нагружают двигатель за счет компрессии. Чем ниже мощность отключенного цилиндра, тем меньше ри его отключении снижается частота вращения коленчатого вала. Сравнивая снижение частоты вращения вала с нормативом, выявляют цилиндры двигателя, не развивающие установленной мощности, и находят ее потери в процентах. Метод определения мощности двигателя по его разгонной характеристике без нагрузки заключается в измерении


интенсивности ускорения коленчатого вала при полной подаче топлива от минимально устойчивой частоты его вращения на холостом ходу до максимальной. При этом нагрузка двигателя осуществляется за счет сил инерции его движущихся масс, являющихся для данного двигателя постоянной величиной. 23. Диагностирование и регулировочные работы по кривошипно-шатунному и газораспределительному механизмам Исследования показывают, что на кривошипно-шатунный и распределительный механизмы приходится около 30


отказов двигателя, а на устранение отказов - около половины трудоемкости ремонта и обслуживания Методы диагностирования указанных механизмов двигателя рис 6 39 базируются на измерении диагностических параметров, сопутствующих его работе и тесно связанных со структурными параметрами его основных элементов. Зная измеренные и нормативные значения диагностических параметров, можно определить без разборки техническое состояние двигателя. Диагностирование по герметичности надпоршневого пространства цилиндров двигателя


производят по компрессии, прорыву газов в картер двигателя, угару масла, разрежению на впуске, по утечкам сжатого воздуха. Компрессию двигателя, т. е. давление в каждом из его цилиндров, измеряют манометром, вращая коленчатый вал с установленной частотой. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо компрессию определять на прогретом двигателе, а частоту вращения коленчатого вала принимать такой, какую для данного двигателя обеспечивает исправная заряженная батарея.


Угар масла определяют по доливам в процессе эксплуатации. Он зависит от износа колец и герметичности клапанов. Кроме того, возможны утечки масла. Недостатками указанного метода являются трудность учета величины угара масла в эксплуатации, зависимость расхода масла не только от износов колец, но и от износов направляющих втулок клапанов и утечек через неплотности соединений.


Прорыв газов в картер также зависит от износа деталей цилиндро-поршневой группы двигателя, увеличиваясь в соответствии с пробегом автомобиля. Объем прорывающихся газов измеряют газовым счетчиком или же газовым расходомером. Принцип работы расходомера основан на зависимости количества газов, проходящих через прибор, от величины проходного сечения при заданном перепаде давления. Разрежение во впускном трубопроводе и его постоянство зависят от скоростного напора воздуха и потерь


напора, обусловленных компрессией, сопротивлением воздушного фильтра, неплотностью клапанов, неравномерностью рабочих процессов и т. д. Поэтому величины и стабильность разрежения во впускном трубопроводе двигателя могут характеризовать его техническое состояние. Разрежение измеряют вакуумметром, присоединяемым к выпускному трубопроводу. Перед проверкой состояния механизмов двигателя устраняют неисправности систем питания и зажигания. Утечки сжатого воздуха из цилиндра в положении, когда его клапаны закрыты, характеризуют


износ колец, потерю ими упругости, их закоксовывание или поломку, износ цилиндра или стенок поршневых канавок, потерю герметичности клапанов и прокладки головки цилиндров. Диагностику по шумам и вибрациям, т. е. по колебательным, процессам упругой среды, возникающим при работе механизмов, используют при виброакустическом диагностировании двигателя и других агрегатов автомобиля. Источником этих колебаний являются газодинамические процессы сгорание, выпуск, впуск , регулярные механические


соударения в сопряжениях за счет зазоров и неуравновешенности масс, а также хаотические колебания, обусловленные процессами трения. При работе двигателя все эти колебания накладываются друг на друга и, взаимодействуя, образуют случайную совокупность колебательных процессов, называемую спектром. Задачей виброакустического диагностирования являются подавление помех, выделение полезных сигналов и расшифровка параметров колебательного спектра. Диагностирование по параметрам картерного масла дает


возможность определить темп изнашивания деталей двигателя, качество работы воздушных и масляных фильтров, герметичность системы охлаждения, а также годность самого масла. Для этого необходимо периодически отбирать из картера пробы масла, измерять концентрацию в нем кремния и продуктов износа, определять вязкость и содержание воды. Превышение допустимых норм концентрации в масле металлов укажет на неисправную работу сопряженных деталей


превышение нормы содержания кремния - на неисправность фильтров, присутствие воды - на неисправность системы охлаждения, а пониженная вязкость позволит судить о годности масла. Этот метод применяют при диагностике двигателей карьерных самосвалов и внедорожных автомобилей. Регулировочные работы по кривошипно-шатунному и газораспределительному механизмам двигателя включают регулировку тепловых зазоров между торцами стержней клапанов и толкателями или носками коромысел при


верхнем расположении клапанов , подтяжку креплений опоры двигателя к раме, головки цилиндров, поддона картера к блоку цилиндров и других соединении. Регулировка зазоров клапанов устраняет преждевременный износ деталей газораспределительного механизма, позволяет восстановить фазы газораспределения, повысить наполнение цилиндров, их компрессию и в итоге мощность двигателя. Зазоры регулируют при полностью закрытых клапанах, пользуясь плоским щупом 24.


Диагностирование и регулировочные работы по системе охлаждения Характерными неисправностями системы охлаждения являются подтекания и недостаточная эффективность охлаждения двигателя. Первое происходит из-за повреждения шлангов и их соединений, сальника водяного насоса, трещин, порчи прокладок, а второе - вследствие образования накипи, внутреннего или внешнего загрязнения радиатора, повреждения его трубок, поломок водяного насоса, неисправности термостата, пробуксовки ремня вентилятора


или его обрыва. Диагностирование системы охлаждения заключается в определении ее теплового состояния и герметичности, а также в обнаружении неисправностей элементов. О тепловом состоянии системы судят по склонности двигателя к перегреву превышению температуры охлаждающей жидкости 85 С при его нормаль ной нагрузке. Регулировочные работы по системе охлаждения включают натяжение до нормы ремня вентилятора, устранение течи в соединениях со шлангами и через сальник водяного насоса,


а также промывку системы охлаждения от осадков и удаление из нее накипи. 25. Диагностирование и регулировочные работы по системе питания Характерными неисправностями систем питания карбюраторного или дизельного двигателя являются нарушение герметичности и течь топлива из топливных баков и топливопроводов, загрязнение топливных и воздушных фильтров. В узлах системы питания карбюраторных двигателей изменяется пропускная способность калиброванных


отверстий и жиклеров карбюратора, происходит разрегулировка жиклеров холостого хода, в поплавковой камере карбюратора нарушается герметичность игольчатого клапана, изменяется уровень топлива. Изменяется упругость и длина пружины в ограничителях максимальных оборотов коленчатого вала. В топливном насосе возможны прорыв диафрагмы и уменьшение жесткости пружин. Наиболее распространенными неисправностями системы питания дизельных двигателей являются износ и разрегулировка


плунжерных пар насоса высокого давления и форсунок, потеря герметичности этих агрегатов. Возможны также износ выходных отверстий форсунки, их закоксование и засорение. Эти неисправности приводят к изменению момента начала подачи топлива, неравномерности работы топливного насоса по углу и количеству даваемого топлива, ухудшению качества распыливания топлива форсункой. В результате перечисленных неисправностей повышается расход топлива и увеличивается токсичность отработавших


газов. Диагностическими признаками неисправностей системы питания являются затруднение пуска двигателя, увеличение расхода топлива под нагрузкой, падение мощности двигателя и его перегрев, изменение состава и повышение токсичности отработавших газов. Диагностирование систем питания карбюраторных двигателей включает в себя проверку топливного насоса, карбюратора и ограничителя максимальной частоты вращения. Диагностирование систем питания дизельных двигателей включает в себя проверку герметичности системы


и состояния топливных и воздушных фильтров, проверку топливоподкачивающего насоса, а также насоса высокого давления и форсунок. Регулировочные работы по системам питания карбюраторного и дизельного двигателей. Перед началом регулировочных работ необходимо устранить выявленные при проверке систем неисправности. Наиболее характерными и для карбюраторного и для дизельного двигателей являются устранение негерметичности в топливопроводах и агрегатах, промывка и очистка топливных и воздушных фильтров.


В карбюраторном двигателе регулируют уровень топлива в поплавковой камере, для чего изменяют число прокладок под гнездом игольчатого клапана или изгибают рычажок поплавка, упирающегося в иглу. Жиклеры, не соответствующие по пропускной способности, заменяют. Регулировку карбюраторов проводят на минимальной частоте вращения холостого хода при прогретом двигателе. При необходимости регулируют момент открытия клапана экономайзера, ход насоса ускорителя, датчик ограничителя


максимальной частоты. У дизельного двигателя проводят регулировку топливного насоса высокого давления и форсунок. Количество топлива, подаваемого секцией, регулируют, вращая плунжер вместе с поворотной втулкой относительно зубчатого венца и изменяя, тем самым активный ход плунжера. Момент начала подачи топлива секцией регулируют, ввертывая или завертывая регулировочные болты толкателя. 26. Диагностирование и регулировочные работы по системе электрооборудования


В процессе эксплуатации в системе электрооборудования возникают неисправности, на устранение которых приходится, от 11 до 17 от общего объема работ по ТО и ТР автомобилей. Основное количество неисправностей приходится на систему зажигания, аккумуляторную батарею и генератор с реле-регулятором. Аккумуляторные батареи. К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся разряд и саморазряд, сульфатация, короткое


замыкание пластин. Наиболее трудноустранимой неисправностью является сульфатация, которая заключается в покрытии поверхности активного слоя пластин крупными кристаллами сернокислого свинца РЬ5О4 в результате понижения уровня электролита, длительного хранения аккумулятора без дозаряда, высокой плотности электролита, эксплуатации сильно разряженной батареи и чрезмерного пользования стартером. Короткое замыкание пластин в аккумуляторе возникает при выпадении из пластин на дно банок большого


количества активной массы шлама . Выпадение активной массы приводит также к понижению емкости батареи. В процессе эксплуатации возникают трещины стенок банок, происходит снижение уровня электролита и его плотности, Диагностирование аккумуляторных батарей заключается в наружном ее осмотре, проверке уровня и плотности электролита, а также напряжения батареи под нагрузкой. Аккумуляторная батарея, имеющая трещины моноблока, подлежит разборке, а моно блок ремонту или замене.


Генераторы и реле-регуляторы. На современных моделях автомобилей используются генераторы и реле-регуляторы как постоянного, так и переменного тока. Неисправностями генераторов постоянного тока являются загрязнение коллектора, износ щеток, поломка или ослабление пружин щеткодержателей, обрыв в обмотках возбуждения, межвитковые замыкания в катушках и замыкание катушек на корпус генератора, замыкание якоря на массу и обрыв обмотки якоря, ослабление или чрезмерное натяжение ремня и др.


Диагностирование генераторов и реле-регуляторов постоянного тока осуществляют при помощи вольтметра, амперметра и нагрузочного устройства для задания эталонных нагрузочных режимов проверки, поскольку включение всех потребителей тока автомобиля при полностью заряженной батарее не обеспечивает полной загрузки генератора. Реле-регуляторы могут быть вибрационного типа, контактно-транзисторные и бесконтактно-транзисторные. Характерными неисправностями реле-регуляторов являются нарушения регулировки, т. е. несвоевременные


включения и выключения регулятора напряжения, ограничителя силы тока и реле защиты, реле обратного тока. Если реле-регулятор не поддается регулировке, его заменяют. Диагностирование генераторов и реле-регуляторов переменного тока значительно упрощается ввиду отсутствия реле обратного тока, его роль выполняют вмонтированные в генератор диоды выпрямителя и самоограничения генератора на развиваемую мощность. Поэтому при диагностировании достаточно проверить ограничивающее


напряжение и работоспособность генератора. Ограничивающее напряжение проверяют при включенных потребителях тока и повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Работоспособность генератора оценивают по напряжению при включении потребителей тока на частоте вращения, соответствующей полной отдаче генератора, которое должно быть не ниже 12 В. Система зажигания. На автомобилях применяются батарейные классические , контактно-транзисторные и


бесконтактно-транзисторные системы зажигания. По статистике на зажигание приходится более 40 всех отказов по двигателю с его системами, неисправности системы зажигания в 80 случаев являются причиной повышения расхода топлива в среднем на 6-8 и снижения мощности двигателя. Диагностирование системы зажигания наиболее эффективно при использовании осциллографов с электронно-лучевой трубкой осциллоскопов . Это обусловливается периодичностью рабочих процессов в цепях системы


зажигания и малым порядка 0,005- 0,2 с временем их протекания. 27. Диагностирование и регулировочные работы по агрегатам и механизмам трансмиссии. Основными агрегатами трансмиссии автомобиля являются сцепление, карданная передача, шестеренчатая или гидромеханическая коробка передач, раздаточная коробка и задний мост главная передача и дифференциал ТО и ремонт трансмиссии составляют около 10 от общего объема технических воздействий на автомобиль


Признаки неисправностей механизмов трансмиссии. Признаками неисправностей сцепления являются пробуксовка под нагрузкой из-за отсутствия свободною хода, ослабления нажимных пружин, замасливания фрикционных накладок или их износа неполное выключение из-за увеличенного свободного хода, перекоса рычажков, заклинивания или коробления диска , резкое включение вследствие заедания выключающей муфты, поломки демпферных пружин, износа шлицев ступицы ведомого вала , нагрев, стуки и шумы из-за разрушения подшипника, ослабления


заклепок накладок диска, нарушения положения выключающих рычажков Признаками неисправностей карданной передачи могут быть биение вала, зазоры в шарнирах, шум во время работы Признаками неисправностей шестеренчатой коробки передач являются, самовыключение из-за неполного включения шестерен, разрегулировки привода, износа подшипников, зубьев, шлицев, валов, фиксаторов , шумы при переключении из-за неполного выключения сцепления или неисправности синхронизатора , повышенный


шум, вибрации, снижение кпд Признаками неисправностей заднего моста могут быть повышенные вибрации, шум, нагрев, люфт и увеличение механических потерь из-за износа или поломки зубьев шестерен, износа подшипников и их посадочных мест, ослабления креплений и разререгулировки зацепления зубчатых пар. Диагностирование агрегатов и механизмов трансмиссии. При диагностировании трансмиссии прежде всего учитывают сведения водителя о перегревах ее агрегатов,


продолжительности движения автомобиля накатом, самопроизвольном выключении передач или трудностях их включения, шумах и перегревах, наблюдаемых в процессе работы на линии Кроме того, учитывают результаты внешнего осмотра отсутствие подтеканий, деформаций и др , а также данные о механических потерях в трансмиссии, полученные при диагностировании автомобиля в целом. Механизм сцепления диагностируют по величине свободного хода педали, полноте включения сцепления, определяемой


легкостью включения передач, и моменту пробуксовки Биение карданного вала не должно превышать 2 мм. Определить его можно при помощи неподвижно закрепленного механического индикатора. Износ сопряженных деталей шарниров карданного вала и его шлицев определяют визуально по их относительному смещению при покачивании Коробку передач и задний мост автомобиля диагностируют по люфтам, вибрациям и тепловому состоянию.


Для диагностики по люфтам используют люфтомер-динамометр, позволяющий измерять люфты трансмиссии под воздействием заданного момента 20-25 Н-м . Регулировочные работы по агрегатам и механизмам трансмиссии. Свободный ход педали сцепления для большинства отечественных автомобилей равен 30- 50 мм регулируют по зазору между концами рычажков и подшипников муфты выключения сцепления 1,5-4 мм , изменяя длину тяги педали вращением гайки или вилки тяги. При обслуживании сцеплений, у которых сжатие дисков осуществляется


центральной пружиной, регулировке свободного хода педали предшествует регулировка силы сжатия пружины. У сцеплений с гидравлическим приводом свободный ход педали дополнительно регулируют, изменяя зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра. Регулировка механизма переключения коробки передач заключается в изменении длины промежуточных тяг для согласования положения рычага переключения передач и шестерен коробки передач. 28. Диагностирование и регулировочные работы по ходовой части автомобиля


Диагностирование ходовой части заключается в систематической проверке зазоров шкворневых соединений, люфта подшипников ступиц колес, оценке состояния рессорной подвески и амортизаторов, болтовых и заклепочных соединений рамы, определении величин углов установки управляемых колес, осмотре дисков и проверке их крепления к ступицам, замере давления воздуха в шинах и балансировке колес. После устранения люфта в шкворневых соединениях и подшипниках ступиц колес, проверки давления воздуха


в шинах и крепления дисков колес контролируют углы установки управляемых колес и соотношение углов поворота колес или обратное схождение их на повороте. Состояние рессор контролируют визуально, при этом необходимо проверять затяжку стремянок с помощью динамометрического ключа. Проверяется также крепление амортизаторов и отсутствие подтекания из них жидкости. Эффективность действия амортизаторов проверяют на динамическом стенде, имитирующем неровности дороги.


Диагностика технического состояния и обслуживания шин заключается в их внешнем осмотре, проверке внутреннего давления и доведении его до установленной нормы. Для измерения давления воздуха в шинах применяют специальные манометры. 29. Диагностирование и регулировочные работы по механизмам управления. Диагностическими признаками неисправностей рулевого управления служат свободный ход люфт рулевого колеса усиление, необходимое для перемещения рулевого колеса после выбора люфта относительное перемещение деталей,


обусловленные ослаблением креплений. При диагностике рулевого управления определяют люфт рулевого колеса и усилие, необходимое для его поворота при вывешенных колесах потерь на трение , проверяют также крепления и состояние шарнирных сочленений тяг рулевого привода. При регулировке рулевого управления устраняют зазоры в шарнирах тяг и сопряжениях рулевого механизма. Шарнирные сочленения тяг затягивают, заворачивая до отказа и частично отпуская резьбовые пробки.


После затяжки пробки шплинтуют. Исправная работа гидроусилителя рулевого управления зависит от уровня масла в бачке, его своевременного пополнения и замены, промывки фильтра, устранения течи и правильного натяжения приводного ремня насоса. В пневматическом гидроусилителе необходимо осуществлять контроль и восстановление герметичности воздухопроводов, регулировку свободного хода штока воздухораспределителя и затяжку пружины следящего механизма до величины, обеспечивающей его включение при усилии на рулевом


колесе 100-110 Н. Регулировочные работы при обслуживании тормозных систем с гидравлическим приводом заключаются в устранении течи тормозной жидкости, удалении воздуха из гидравлического привода тормозов, регулировке свободного хода педали тормоза и зазоров между трущимися поверхностями тормозных элементов, пополнении и очистке систем привода доливке жидкости, промывке системы , удалении масла с поверхностей тормозных накладок. Для пневматических тормозов характерными регулировочными работами являются восстановление


герметичности соединении в трубопроводах и посадки клапанов тормозного крана регулировка максимального давления воздуха, очистка воздушных фильтров и выпуск конденсата из воздушных баллонов регулировка аппаратов пневматического привода регулировки свободного хода тормозного крана регулировка свободного хода рычагов тормозных камер, зазоров между тормозными накладками и барабанами. 30. Крепежные работы Преобладающими соединениями в автомобиле являются резьбовые.


При их ослаблении нарушается нормальная работа механизмов, что ведет к преждевременным отказам и неисправностям, снижая общую надежность автомобиля. Поэтому крепежные работы при ТО автомобиля основной целью имеют контроль и восстановление нормального состояния затяжки крепежных соединений. При оценке состояния крепежного соединения, его восстановлении и определении периодичности обслуживания следует учитывать назначение и условия работы.


При этом целесообразно рассматривать три группы соединений. Первая группа - резьбовые соединения, от которых зависит безопасность движения автомобиля соединения тормозов, рулевого управления и др Соединения этой группы должны обслуживаться наиболее часто и качественно. Вторая группа - крепежные соединения, обеспечивающие прочность конструкции эти соединения обычно несут силовую нагрузку, и от них зависит надежность и долговечность работы автомобиля в целом крепление двигателя,


рессор, коробки передач и т.п. Третья группа - крепежные соединения, обеспечивающие герметичность систем не входящих в первую группу , не допускающие утечки жидкости, газов топливо воздухо водо маслопроводы и т. п 31. Смазочные работы При смазочных работах используется широкий ассортимент моторных, трансмиссионных, индустриальных масел, веретенное масло, пластичные консистентные смазки, рабочие жидкости для гидравлических систем и др. Основным технологическим документом, определяющим содержание смазочных работ, является


карта смазки, в которой указывают место смазки, число точек смазки, наименование и количество смазки, периодичность, соответствующая виду ТО. Помимо основных смазочных работ, выполняемых при ТО-1, ГО-2 и СО, указываемых в картах смазки, предусматриваются также работы по смазке элементов системы электрооборудования прерыватель-распределитель, генератор, стартер , механических приводов трос спидометра, приводы к жалюзи, карбюратору и т. п При этих же видах обслуживания выполняются также смазочно-защитные


работы по кузову и кабине. Употребление смазочных материалов без учета времени года не по назначению приводит к повышенному износу деталей, механизмов и агрегатов, а иногда к их отказу. Обслуживание систем смазки двигателя заключается в систематических проверке и пополнении уровня масла в картере, замене отработавшего масла, промывке системы смазки двигателя, смене или промывке масляных фильтров, устранении подтекания масла. Механизмы двигателя, имеющие самостоятельные смазывающие устройства


подшипники вентилятора и водяного насоса , смазывают консистентными смазками. Заменяют также масло в масляной ванне воздушного фильтра и других устройств. Обслуживание систем смазки механизмов трансмиссии, управления и ходовой части заключается в периодической смазке в соответствии с картами смазки, проверке и доведении до нормы уровня масла в картерах коробок передач, раздаточных коробках, промежуточных опорах карданного вала, ведущих мостах, бортовых передач,


рулевых механизмах и т.п. По достижении нормативного пробега масло заменяется. Пробег между заменами колеблется от 6 до 20 тыс. км и более.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Режим свободной торговли между Республикой Беларусь и Республикой Сербия
Реферат Розв язування системи лінійних алгебраїчних рівнянь за правилом Крамера методом Гаусса та за до
Реферат 6. основные тенденции развития мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX и XX вв., Особенности монополизации экономики по странам
Реферат Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи
Реферат «Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции»
Реферат Мифология и религия древнего Египта 3
Реферат Основные положения теории поведения потребителя
Реферат Jefferson Davis Essay Research Paper Jefferson DavisJefferson
Реферат Особливості впливу сучасної сім’ї на девіантну поведінку молоді
Реферат Дослідження розбавлювача димових газів по каналу регулювання "витрата повітря – температура димових газів"
Реферат Salvador Dali Essay Research Paper From the
Реферат Организация деятельности участкового уполномоченного милиции 2
Реферат Ботаническая характеристика природного историко-архитектурного и рекреационного комплекса "Усадьба Воронцово"
Реферат Происхождение права
Реферат Процесс банкротства: правовые основы и особенности наблюдения