Реферат по предмету "Разное"


"Дискуссия о церковном календаре в рпц в XX веке"

Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школаИТОГОВАЯ РАБОТА на соискание степени бакалавра богословия студента МВПХШ Дмитрия Вайсбурда тема: "Дискуссия о церковном календаре в РПЦ в XX веке"Научный руководитель: В.К.Котт О.Ю.Васильева Москва 2001 Из Назарета может ли быть что доброе? Ин.1.4 б "...заявить, что вопрос об изменении ка­лендаря в нашей Церкви не стоит." из определения Священного Синода РПЦ от 17.02.97 ВВЕДЕНИЕ Вопрос о неточности календаря волнует церковь давно. Еще в первой половине XIV века эту неточность заметил греческий ученый-иеромонах Матфей Властарь. Другой византийский ученый Никифор Григора предлагал и соответствующую календарную реформу, но император Андроник отклонил ее из опасения церковных смут ([13] приложение III с.21). 24 февраля 1582 г. римский папа Григорий XIII издал буллу "Inter gravissimas", предписывающую всей католической церкви с 5(15) октября текущего года перейти на новый календарь. В соответствии с расчетами каллабрийского врача и астронома Аллонзио Лилио, было решено отбросить из текущего счета дней 10 чисел и в дальнейшем годы от Р.Х., делящиеся без остатка на 400, считать простыми (не високосными). Эти меры приве­ли календарь в такое отношение к астрономическим данным, какое было в эпоху I вселенского собора, а также уменьшили скорость расхождения ка­лендаря с астрономией с 11мин. 14сек. в год до 27 сек. в год ( [11] ) . В том же 1582г. Григорий XIII отправил в Константинополь посоль­ство с предложением принять новый календарь. Предложение это было от­вергнуто вселенским патриархом Иеремией. А уже в следующем году сос­тавлен в Константинополе собор, в котором кроме константинопольского участвовали также александрийский и иерусалимский патриархи, осудивший новый календарь как латинскую ересь ( [7] т.1 с.313). Поскольку этот же собор признал неправильность старого стиля и относительное преимущест­во, в этом отношении, нового ([13] приложение III с.21-22), следует по­лагать, что мотивы этого осуждения были, главным образом, политически­ми - отношения между Константинополем и Римом в то время оставляли же­лать много лучшего. Став орудием католической пропаганды, новый стиль в течение четы­рех веков вызывал стойкую негативную реакцию в православном мире. Од­нако теперь, в свете улучшения отношений между Римом и православными церквами, что же мешает нам привести свой календарь в лучшее соответс­твие с небом? Этот вопрос в РПЦ активно обсуждался в течение всего XX (а отчасти и XIX) века. Собрав высказанные в ходе этой дискуссии аргу­менты в пользу каждого из вариантов решения календарного вопроса и оценив их сегодняшнюю актуальность, попробуем сделать вывод о возмож­ности для церкви реформировать свой календарь в нынешних условиях.^ Асторномическая справка Юлианский календарь был введен в обращение Юлием Цезарем в 46-м г. до н.э. Разработанный александрийским астрономом Созигеном, этот календарь фактически является усовершенствованием древнеегипетского календаря, хотя и содержит множество особенностей, свойственных кален­дарю древнеримскому. Год по древнеегипетскому календарю состоял из 365 дней ровно. Это приводило к отставанию календарных дат от сезонных яв­лений на 1 сутки каждые 4 года или, что то же самое, к пропуску одного года (по календарю по сравнению с природными явлениями) каждые 1460 (365x4) лет. Реформировать египетский календарь (в смысле его уточне­ния) пытались и некоторые фараоны и Птолемей III Эвергет (238 г. до н.э.), но осуществить эту реформу на практике удалось только Юлию Це­зарю ([10] с.50). Именно этот календарь, употреблявшийся в первые века христианства повсеместно (в отличие от всех прочих календарей, упот­реблявшихся наряду с ним в отдельных частях икумены) церковь приняла в то время как свой. Однако вскоре это вызвало проблемы следующего порядка. Пасха, бу­дучи ветхозаветным праздником, имеет фиксированную дату лишь в еврейс­ком календаре - 15 нисана. Этот календарь отличается тем, что длитель­ность календарного года приводится в нем в соответствие с реальной не за счет добавления одного дня в високосные годы, а за счет добавления целого месяца; еврейский год всегда содержит целое число лунных циклов - 12 или 13. Поэтому, по юлианскому календарю, Пасха в разные годы приходится на разные календарные даты. Первые христиане праздновали Пасху вместе с иудеями, но очень скоро обнаружили потребность вычис­лять день Пасхи независимо от них. Иудеи в то время определяли день Пасхи так. Первым днем месяца считался день, когда на небе появлялась новая луна. Нисаном (первым месяцем года) этот месяц считали в том случае, если к его полнолунию успевал созреть ячмень, первый сноп ко­торого нужно было принести в жертву на Пасху. В противном случае его считали вторым адаром (адар - последний месяц года), а нисаном следующий ([13] прилож.V ч.Г). В полнолуние (15-е число) нисана праздновали Пасху. Почти сразу же христиане стали праздновать свою Пасху (Воскре­сение Христово) в ближайшее после иудейской Пасхи воскресенье. Однако вскоре большинство церквей совсем отказались от иудейского календаря и стали вычислять день Пасхи по-своему. Лидерами здесь снова оказались александрийские астрономы. Они выяснили, что ячмень в Палестине созре­вает приблизительно к дню весеннего равноденствия, а следовательно, раньше этого дня Пасха не бывает. Этот то день и приняли за раннюю границу Пасхи. Ближайшее после него полнолуние стали считать пасхаль­ным, а ближайшее после этого полнолуния воскресенье - Пасхой. Примерно такой порядок и зафиксирован в качестве общехристианского I-м Вселенс­ким собором (там же ч.Б). В то время весеннее равноденствие приходилось на 21-е марта, и если бы юлианский календарь был абсолютно точен, оставалось бы на этой дате всегда. Однако юлианский год (365,25 суток) длиннее астрономичес­кого солнечного (365,2422 суток) на 11 с лишним минут. Это вызывает постепенное перемещение дня равноденствия на более ранние календарные даты со скоростью около 1 суток за 128 лет или, что то же самое, отс­тавание юлианского календаря от реальных астрономических данных с той же скоростью. Нетрудно посчитать, что к XVI веку (т.е. примерно за 1300 лет) это отставание составило 10 дней. Реформа Григория XIII в том и состояла, чтобы, во-первых, скорректировать эту накопившуюся ошибку (выбросив из календаря "лишние" дни), а во-вторых, так испра­вить систему високосов, чтобы в дальнейшем эта ошибка накапливалась как можно медленнее. Аналогичная ситуация сложилась в то время и в от­ношении луны. Благодаря неточности древних методов вычисления фаз лу­ны, расчетное полнолуние отошло к тому времени от истинного астрономи­ческого на 4-5 дней. Григорианская пасхалия отличается от александ­рийской тем и только тем, что исправляет эти ошибки. В вышеупомянутой булле "Inter gravissimas" эти нововведения объясняются следующим обра­зом: "Было заботою Нашею не только восстановить равноденствие на изд­ревле назначенном ему месте, от которого со времени никейского собора оно отступило на 10 дней приблизительно, и 14-й луне вернуть ее место, от которого она на 4-5 дней отходит, но и установить способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и 14-я луна со своих мест никогда не сдвигались." (цит. по [17] с.8-9). К сожалению, исторически сложилось так, что юлианский календарь стал орудием прозелитической политики Рима в отношении православных церквей и, в этой связи, всегда был во всем православном мире крайне непопулярен. Поэтому уже в XIX веке стали составлять новые календари, которые, по мнению их авторов, могли бы стать общими для всех христи­ан. Собственно, отличались они только системой високосов, поскольку именно в ней полагалось отличие уже существующих календарей. Так, в 1864 г. проф. дерптского универ-та И.Медлер предложил считать високос-ными все годы, делящиеся на 4, кроме тех, которые делятся на 128 ([19] с.13). Такой метод счета до сих пор остается наиболее точным, посколь­ку дает ошибку в 1 день за 100000 лет ([10] прилож.I с.2). Другой вари­ант счета високосов предложил в 1899г. проф. с-петерб. унив-та товарищ председателя Русского Астрономического общества С.П.фон-Глазенап. Она представляет из себя поправку не к юлианскому, а к григорианскому ка­лендарю, заключающуюся в том, чтобы годы, делящиеся на 4000 также счи­тать простыми. Такой календарь дает ошибку в 1 день за 20000 лет (там же с.3). Еще один вариант поправки к юлианскому календарю предложил в 1922 г. югославский астроном Миланкович. Суть ее в следующем: послед­ние годы столетий, числа веков которых при делении на 9 не дают оста­ток 2 или б, считаются простыми. Календарь Миланковича принят констан-тинопольским совещанием 1923 года и применяется во многих православных поместных церквах ([5] с.170-171). До 2800 года он совпадает с григо­рианским. Ошибку в 1 день он накапливает за 42735 лет.^ Место вопроса о календаре в Св. Писании Ветхий Завет уделяет вопросу календаря немало внимания. Первая же заповедь, которая дается народу божьему, еще только собирающемуся со­вершить исход, содержит указания на то, каким должен быть у этого на­рода календарь: "Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года." (Исх.12.2). Также, одна из запо­ведей Декалога содержит установление календарного характера: "Помни день субботний, чтобы святить его." (Исх.20.8). Указания на определен-ные календарные сроки содержат также предписания о праздновании празд­ников Труб (зихрун труа), Очищения (йом киппур) и Кущей (суккот) (Лев.23.24,27,34). Кроме того, каждое новомесячие полагается отмечать особой жертвой (Чис.28.11-14). Всего два из ветхозаветных праздников -начала и конца жатвы - празднуются не в определенные календарные дни, а когда созреют первые плоды и через семь недель после этого. Так, почти все ветхозаветные праздники непосредственно связаны с определен­ной системой счисления дней и месяцев, определение сроков их празднования вне этой системы не представляется возможным. Установление же всех этих праздников носит характер заповеди, так что вопрос о кален­даре для иудея - вопрос весьма важный. Жить по юлианскому или григори­анскому календарю он бы не смог, так как это помешало бы ему исполнять закон. Совершенно иная картина открывается, когда мы переходим к Новому Завету. Во всем его корпусе нет ни одной (!) точной даты с указанием месяца и дня, тогда как в Ветхом Завете их весьма много (даже простое перечисление заняло бы слишком много места). Почему? Может быть еван­гелисты и апостолы по каким-либо причинам не могли точно датировать события, о которых писали? Это совершенно невероятно, поскольку одни из них сами были свидетелями этих событий, другие же писали непосредс­твенно со слов таких свидетелей. Во всяком случае, Матфей, который, как известно, записывал изречения Иисуса, несомненно мог записать и даты, когда они были произнесены. Может быть точная фиксация дат каза­лась священнописателям Нового Завета ненужной? Посмотрим, что они об этом говорят. О "различении дней" говорит в Послании к Римлянам апостол Павел: "Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума." (Рим.14.5). Еще более опреде­ленно он высказывается в Послании к Галатам (приведем несколько сти­хов, так как здесь важен контекст): "Но тогда, не знав Бога, вы служи­ли богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, луч­ше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас." (Гал.4.8-11). Итак, различение дней и наблюдение (по-русски вернее сказать - соблюдение) определенных сроков (то есть праздников) ап. Павел считает необязательным, а иногда, если это пора­бощает человека, и неполезным. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в Послании к Фессалоникийцам: "О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью." (1Фес.5.1-2). Единственным действительно важ­ным днем, который необходимо соблюсти, к которому нужно быть готовым, ап. Павел считает "день Господень", срок наступления которого неизвес­тен. Причем неизвестность эта не является каким-то незнанием, он неиз­вестен в принципе. Об этом говорит сам Спаситель: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян.1.7). Итак, соблюдение строго определенных праздников и дат представляется, с точки зрения Нового Завета, если не бессмысленным, то, во всяком слу­чае, необязательным.^ Место вопроса о календаре в Св-от. Предании. Не в силах охватить весь корпус святоотеческой литературы, отме­тим, однако, что какие-либо рассуждения о календаре и вообще об исчис­лении сроков встречаются у св. отцов весьма редко. Практически только церковные историки касаются этого вопроса и лишь в связи с возникшими в конце II века спорами о том, в какой день следует праздновать Пасху. Это и понятно. Пасха - праздник, унаследованный христианами от иудеев и связанный, таким образом, с иудейским календарем. Жители же облас­тей, где этим календарем не пользовались, переводили дату Пасхи на свой календарь в соответствии с местной традицией, а следовательно в разных областях по-разному. Асийские и некоторые сопредельные с ними церкви праздновали Пасху одновременно с иудеями 14-го нисана, на какой бы день это число не приходилось. Во всей же остальной икумене этот праздник праздновался непременно в день воскресный ([8] кн.5,23,1). Еще в середине II века такое различие в традициях принималось без споров о мнениях. По приво­димому Евсевием свидетельству Иринея, Поликарп смирнский и Аникит римский обсуждали этот вопрос, но расстались в мире и евхаристическом общении ([8] кн.5,24,16-17). Однако уже в конце того же века тогдашний римский папа Виктор отлучил разом все церкви, не желавшие праздновать Пасху по примеру большинства в воскресенье ([8] кн.5,24,9). И хотя та­кой шаг был поддержан далеко не всеми ([8] кн.5,24,10), к чести Викто­ра следует заметить, что вызван он был не только (а скорее всего и не столько) желанием подчинить всех своей традиции, но и более серьезными причинами. Само содержание праздника Пасхи у малоазийских христиан бы­ло несколько иным, чем у других. Преобладающим моментом в их праздно­вании было воспоминание страданий Христовых, а не таинство Его воскре­сения ([4] т.2,отд.II,V,А стр.431). Так, вопрос о сроках празднования Пасхи, хотя и вызывал в древности разногласия, доходившие до разделе­ний, однако причины этих разделений имели весьма опосредованное отно­шение к хронологии, а сами разделения не поддерживались большинством Церкви Христовой. Новый виток споров о Пасхе (по всей видимости, временами лишь за­тихавших, но никогда не прекращавшихся) мы наблюдаем в начале IV века. К этому времени разногласия традиций различных церквей по поводу дня празднования этого праздника достигли такой пестроты, что это стало неприятно отражаться на репутации христиан ([4] т.2, отд.II,V, Б стр.436). Тогда Константин Великий, весьма радевший о репутации церк­ви, вынес этот вопрос на вселенский собор, им созванный. К сожалению, от этого собора не осталось не только протоколов (по всей видимости они и не составлялись), но и каких-либо письменно зафиксированных ре­шений по этому вопросу. О том, каковы они были, мы можем судить только по позднейшим свидетельствам. Так, Сократ приводит слова Константина, которые тот, желая непременно добиться чтобы вся империя праздновала Пасху одновременно, писал отсутствовавшим на соборе епископам: " Так как порядок, которому в этом отношении следуют все Церкви западных, южных, северных и некоторых восточных областей империи, действительно благоприличен, то в настоящее время Собор епископов признал его хоро­шим, и я ручаюсь, что он понравится и вашему благоразумию; ваша рассу­дительность, конечно, с удовольствием примет то, что единомысленно и согласно соблюдается в Риме, Италии и Африке, во всем Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Греции, в областях азийской, понтийс-кой и киликийской, она разочтет, что в поименованных местах не только большее число церквей, но и что все они желают этого порядка, как са­мого лучшего. Да, кажется, и здравый смысл требует, чтобы мы не имели никакого общения с клятвопреступными иудеями" ([23] кн.5, гл.22). Однако, далеко не все в Церкви были столь едины в этом вопросе, как это утверждает Константин. По свидетельству того же Сократа: "не­которые в Малой Азии… соблюдали четырнадцатый день. Другие же жите­ли востока совершали праздник вообще в день субботний, но не соглаша­лись в месяце, ибо одни говорили, что в этом праздновании надобно сле­довать обычаю иудеев, хотя сами не держались его строго, а другие, не желая следовать иудеям, совершали праздник после равноденствия и ут­верждали, что надлежит отправлять его, когда солнце бывает в созвездии Овна, то есть в антиохийском месяце Ксанфике или в римском Апреле Так-то разногласили они между собой. Остальные, наконец, жившие в странах западных до самого океана ... праздновали Пасху после равно­денствия, и все они, поступая таким образом, не разногласили между со­бою. Да и бывший при Константине Собор, вопреки мнению некоторых, не сделал никакой перемены в этом праздновании." ([23] кн.5, гл.22) Действительно, решение никейского собора о Пасхе (каково бы оно ни было) не только не сделало никакой перемены в этом праздновании, но и не выполнило своей основной задачи: одновременное празднование Пасхи всеми христианами так и не стало общим правилом. Согласие, по-видимо­му, было достигнуто в том, чтобы праздновать Пасху в ближайшее воскре­сение после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Но ка­кой день считать днем весеннего равноденствия, да и как точно опреде­лить день полнолуния, в этом между Александрией и Римом полного согла­сия не было. Поэтому западные и восточные христиане нередко празднова­ли Пасху в разное время. Особой остроты эта проблема достигла в 387-м году, когда в Риме праздновали Пасху 21-го марта, а в Александрии 25-го апреля. Решить эту проблему пытался в V веке и Лев Великий, из­вестив в окружном послании все церкви о дне предстоящей Пасхи. Только в 531-м году римский аббат Дионисий Малый составил для западных хрис­тиан длительную (на 95 лет) пасхалию (на основе александрийской), пос­тепенно вошедшую в употребление во всей империи. И то, вплоть до IX века в некоторых провинциях исчисляли день Пасхи иначе. ([4] т.2,отд.II,V,В стр.446-451) Итак, на протяжении всего древнего периода истории церкви в изо­билии находились охотники спорить о дне празднования Пасхи и отстаи­вать тот или иной способ его исчисления. Среди них есть и канонизиро­ванные святые, как например Константин Великий. И все же, их мнения нельзя отнести к святоотеческому преданию, поскольку в данном вопросе эти люди руководствовались скорее политическими мотивами, чем церков­ными. "Сим победиши" - вот политический их лозунг, причем подразумева­ет он именно мирскую, а не духовную победу. Для такой победы необходи­ма не столько духовно единая, сколько сильная, авторитетная и органи­зационно единая церковь. Вот чего добивался Константин, вводя, факти­чески, в заблуждение епископов относительно якобы уже почти достигну­того единства в вопросе о дне празднования Пасхи (см. цитату выше). Что же касается собственно святоотеческой литературы, то упомина­ния о данной проблеме мы встречаем лишь в исторических произведениях, да и то, как о вопросе маловажном, однако вызвавшем неоправданно боль­шие споры. Например, Сократ пишет об этом так: "Ни Апостолы, ни еванге­листы не возлагали ига рабства на последователей проповеди евангель­ской, но чтить праздник Пасхи и другие праздничные дни предоставили признательности облагодетельствованных. ...каждое христианское общест­во, по областям, совершало воспоминание о спасительных страданиях, согласно принятому обычаю, когда хотело; ибо ни Спаситель, ни апостолы не предписали нам законом соблюдать это, равно как ни Евангелие, ни апостолы не грозили осуждением или проклятием, как угрожал иудеям за­кон Моисеев. В Евангелиях… написано только исторически, что Спаси­тель пострадал в праздник опресноков. Цель Апостолов была не та, чтобы предписывать время праздников, но чтобы дать руководство к правой жиз­ни и благочестию. Мне кажется, что как многое другое произошло от местного обычая, так и празднование Пасхи установилось обычаем и в каждой стране сохраняло особенность, потому что никто из Апостолов, как сказано, не определил его законом. А что этот праздник искони со­вершался везде согласно более с обычаем, нежели с законом, показывает самое дело." ([23] кн.5, гл.22)История дискуссии о календаре. Вопрос о календаре еще в XIX веке в России поднимался неоднократ­но. В 20-е годы Российская Академия Наук образовала специальный коми­тет, который рассмотрел этот вопрос и высказался за переход на григо­рианский календарь. Однако, Николай I не внял тогда доводам ученых, но согласился с мнением министра просвещения князя Ливена, полагавшего что "Если исправление нескольких едва приметных для толпы ошибок в церковных книгах при патриархе Никоне могло произвести пагубные, дото­ле почти беспримерные в России расколы, то чего же ожидать от действий предполагаемых ныне перемен на умы непросвещенных!"([19] стр.20). Еще несколько попыток решить этот вопрос было совершено в первой половине 60-х, однако, далее обсуждения в печати ([5] §2 стр.173 и [19] стр.9) дело, по всей видимости, не пошло. В 1899 году Русское Астрономическое общество создало весьма представительную комиссию по вопросу о реформе календаря. Проведя во­семь заседаний и всесторонне обсудив этот вопрос, комиссия признала желательным введение в России нового календаря на основании поправки Медлера ([13] с.6). Материалы этой комиссии были переданы новой комис­сии, образованной при Академии Наук, на которой государственная власть через обер-прокурора синода К.П.Победоносцева отклонила проектируемую реформу ([5] с.174). Оставаясь не решенным, вопрос о календаре возник вновь на помест­ном соборе РПЦ 1917-18 гг, однако уже при совсем других обстоятельст­вах - правительством большевиков был введен в гражданское употребление григорианский календарь. Тут академические рассуждения о преимуществах разных стилей уже оказались неуместны, церковь вынуждена была реагиро­вать на этот шаг. Вопрос о календаре был рассмотрен на совместном заседании богослужебного и правового отделов собора, и принято решение: 1)в течение 1918 года сохранить в церковном употреблении старый стиль и 2)поручить богослужебному отделу проработать вопрос о применении различных календарных стилей в жизни церкви ([15]). В 1923 году вселенский патриарх Мелетий IV собрал в Константино­поле Всеправославное совещание, которое приняло решение об исправлении юлианского календаря на основе поправки Миланковича. Однако, целый ряд поместных церквей не участвовал официально в этом совещании и не при­нял его решений. В этом же году патриарх Тихон пытался перевести на новый стиль и РПЦ. Однако, этот его шаг сделан под сильным нажимом большевиков. И все же, в конце концов, он отказался от уступок прави­тельству в календарном вопросе ([26] с. 332-338). Вновь вопрос о календаре встал на повестку дня в послевоенные го­ды, когда советское государство попыталось сделать РПЦ инструментом своей международной политики. На всеправославном совещании в июле 1948 года в Москве вопрос о церковном календаре занял значительное место: прозвучали несколько обширных докладов, работала специальная комиссия, принята резолюция ([7]). Новая попытка решить календарный вопрос была сделана в 70-е годы (по-видимому, по инициативе митр. Никодима (Ротова)). В то время РПЦ проводила более открытую внешнюю политику - расширялись и углублялись связи с другими церквами, в т. ч. экуменические. Это естественно вывело на повестку дня вопрос о календаре, поскольку отсутствие единства в нем практически всеми оценивалось негативно. Вопрос обсуждался в печа­ти ([5] и [18]), а также на Предсоборных всеправославных совещаниях в Шамбези в 1976 и в 1982 гг. ([14]). В настоящее время календарный вопрос практически оставлен без разрешения. Отсутствие научных работ по нему порождает множество спе­куляций на этой проблеме со стороны фундаменталистов, представляющих порой дело так, будто реформа календаря грозит основам православия. Надеюсь, что настоящая работа поможет вернуть этой проблеме подобающий ей научный интерес.^ Вопрос о церковном календаре на календарной комиссии 1899-1900гг. В 1899 году Русское Астрономическое общество создало весьма представительную комиссию по вопросу о реформе календаря. Проведя во­семь ' заседаний и всесторонне обсудив этот вопрос, комиссия признала желательным введение в России нового календаря на основании поправки Медлера ([13] с. б). Активно участвуя в работе комиссии, профессор СПбДА Василий Васи-лиевич Болотов сделал обстоятельный доклад о пасхалии и представил две обширные справки: о дате Рождества Христова и о дне нового года. То, другое и третье содержится в материалах комиссии в качестве приложений ([13]). Однако, наиболее полно и ясно свое мнение о предполагаемой ре­форме календаря он выразил в особом мнении, содержащегося в [13] в ка­честве приложения к журналу восьмого заседания комиссии. Здесь В. В. Бо­лотов поясняет, что высказать свое мнение о том, следует ли вообще ре­формировать календарь, он не мог, поскольку вошел в состав комиссии, когда этот вопрос был уже решен, и поэтому все его заявления следует понимать следующим образом. "Если полагают, что и Россия должна отка­заться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем: а)неравномерные месяцы должно заменить равномерными; б)по мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летосчисления; в)поправку Мед­лера должно предпочесть григорианской, как более точную. Но сам я от­мену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. " В докладе о пасхалии ([13] Приложение V к журналу третьего заседания ко­миссии) В. В. Болотов отстаивает ее александрийский вариант и критикует григорианский, приводя для этого следующие доводы. 1)Александрийская пасхалия не рассчитана на астрономическую точность, она стремится не к точности, а к простоте. 2)Григорианской ранней границей Пасхи является астрономическое равноденствие, тогда как традиция ориентируется на не­го как на вторичный признак. Первичным же является время созревания ячменя в Палестине, которое наступает приблизительно через две недели после равноденствия. Справки же о дате Рождества Христова и о дне но­вого года не имеют отношения к выбору стиля, так как равно относятся к любому из них. Другое не менее важное суждение о возможности реформы календаря содержится в приложении III к тому же журналу ([13]), составленном дру­гим членом комиссии Константином Николаевичем Григоровичем. Он высту­пает решительным сторонником реформы. "Календарь должен быть исправлен прежде всего потому, что он неверен. От этого мы не уйдем, это есть и будет, какие бы ни были приведены мотивы и выдвинуты преграды. " Возра­жая В. В. Болотову, К. Н. Григорович утверждает, что "... история календаря указывает на постоянное стремление к возможной правильности, большей устойчивости... ", а не простоте. "Реформа Юлия Цезаря - пишет он - последовала, когда всеми было сознано неудобство иметь год подвижный, при котором постепенно осенние празднества передвинулись на весну, летние на зиму. С принятием года в 365 дней вставка через 4 года одно­го добавочного дня ясно указывает на стремление к точному последованию астрономическим данным. Реформа григорианская явилась продолжением то­го же дела. " Главные возражения против календарных новшеств исходят, по мнению Григоровича от церкви. Поэтому он рассматривает этот вопрос и с точки зрения церковной, в том числе канонической. Прежде всего, он указывает, что "... календарь юлианский не имеет за собой никакой осо­бой санкции церковной. Он существовал до церкви, был введен в язычес­ком государстве и был затем принят церковью просто как готовый факт и пригодная основа для фиксирования также явлений церковной жизни. " Проблема, с его точки зрения, заключается в том, что "новый стиль с самого начала был объявлен латинскою ересью, и по сие время многими признается неканоническим". Это, считает Григорович, потому, что "вво­димый властью Рима, этот новый календарь стал орудием католической пропаганды... Этим определилась последующая история календарного воп­роса в православных странах и стойкое и решительное сопротивление ему на Востоке. " В настоящее же время, по его мнению, Отношение к кален­дарному вопросу может и должно быть пересмотрено, поскольку определяв­шие его обстоятельства, церковно-политические в первую очередь, изме­нились. "Католицизм уже не так опасен... Мы стали сильнее и защиту мо­жем оказать другим православным церквам... ". Что же касается реформы пасхалии, Григорович готов был бы вообще этого вопроса не касаться, если бы в нем не заключалось главное препятствие для дела, поскольку от церкви, по его мнению, исходит опасение, "… что с реформою кален­даря может произойти повреждение и пасхалии, как это случилось на за­паде… ". "Главною причиной недоразумений является то, - пишет он -что Никейский вселенский собор... не облек своих решений в форму кано­нов", а все существующие канонические определения ссылаются на эти ре­шения как на нечто общеизвестное. Единственным позитивным положением о том, какой из способов определения дня Пасхи следует считать правиль­ным, является упоминание папы Льва I в письме к императору Маркиану о том, что никейский собор предоставил указывать день Пасхи на каждый год александрийским епископам. На это и опирается церковь, отстаивая александрийскую пасхалию. Однако, из того же источника видно, - указывает Григорович - что если такое поручение и было дано александрийским епископам, то лишь постольку, поскольку они в то время были наиболее сведущи "в звездочетном вежестве". Следовательно в нынешнее время вполне каноничным следует считать исправление календаря (в т. ч. и пас­халии) в соответствии с новейшими данными астрономии. Ставить же пас­халию в зависимость, хотя бы и отрицательную, от пасхи иудейской Гри­горович считает в настоящее время бессмысленным. "Могут и евреи испра­вить свой календарь, как они это сделали в 4-м веке по Р. Х., тогда как нам поступить?… Подобает ли христианам оставаться всегда в такой, хотя бы и отрицательной, зависимости от евреев с их пасхою. " Приведем также ряд суждений, высказанных участниками дискуссии на заседаниях комиссии, кажущихся нам важными. В. В. Болотов - "…до сих пор православной церкви не приходилось высказываться по этому предмету (взгляд церкви на реформу календаря). Во всяком случае каждый представитель церкви может высказать лишь свое отдельное мнение, и никто не может сделать заявления от имени всей церкви. " ([13] журнал седьмого заседания) В. В. Болотов (на вопрос К. Н. Григоровича не затрагивает ли проект нового календаря каких-либо элементарных условий церковного строя) "… поскольку реформа календаря не задевает пасхалии, реформа эта не может ощутительно поколебать церковный распорядок… " (там же) На замечание Болотова, что "григорианский год является истинным мучением для хронологов". А. А. Булатов - "... хронологи, как люди уче­ные, могут справиться с трудностями, связанными с григорианским го­дом". Д. И. Менделеев - "… надо ввести новый календарь для того, чтобы все люди имели нечто единое, можно и аршин оставить, дав только поп­равку для перевода его в метры, но в целях единообразия так поступать нельзя". ([13] журнал четвертого заседания) В. В. Болотов (на вопрос К. Н. Григоровича опирается ли неизменность пасхалии на церковные каноны) - "… нет канонического запрещения сле­довать иной пасхалии, но каноны обнимают далеко не все стороны церков­ной жизни... Авторитет архиепископов александрийских в вопросах пасха­лии восточная церковь признает бесспорным и окончательным. " ([13] жур­нал второго заседания) 29 ноября 1899 г. Российская академия наук образовала свою комис­сию по этому же вопросу. Ей были переданы материалы, в т. ч. проект постановления, комиссии Русского Астрономического общества. Однако, в скором времени государственная власть через обер-прокурора св. синода К. П. Победоносцева отклонила проектируемую реформу ([5]).Вопрос о церковном календаре на поместном соборе РПЦ 1917-18 гг. Вопрос о церковном календаре на поместном соборе РПЦ 1917-18 гг. начал рассматриваться уже в чрезвычайных обстоятельствах. 24-го января совнарком принял декрет следующего содержания: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами счисления вре­мени Совет народных комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. … Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15 и т. д. ". Так, вместо того чтобы рассматривать, какой календарь предпочтительнее для РПЦ, члены собора оказались вынуждены решать, как церкви следует реагировать на это постановление: сохранить старый стиль, перейти на новый или переходить на какой-то другой. Воп­рос этот решено было передать богослужебному и правовому отделам на совместное рассмотрение. На соединенном заседании этих отделов проф. С. С. Глаголев сделал доклад на тему "Сравнительная оценка юлианского и григорианского сти­лей". Этот доклад содержится в материалах собора ([15] №283 л. 430-432). Сравнение двух календарных систем проф. Глаголев ведет с трех точек зрения: астрономической, практической и исторической. С астрономичес­кой точки зрения, то есть для научных расчетов, оба календаря, по его мнению, непригодны. Один из них дает ошибку в 11 1/4 минут в год, а другой около 1/2 минуты в год, а для научных целей нужна гораздо боль­шая точность. Для практического использования С. С. Глаголев считает оба календаря вполне приемлемыми, поскольку даже у менее точного из них -юлианского сколько-нибудь заметная ошибка накапливается за период, превышающий длительность человеческой жизни (1 сутки за 120 лет), а новое расхождение между ними произойдет лишь через 180 лет. С точки же зрения исторической докладчик считает григорианский календарь вредным, однако мотивирует это свое мнение не недостатками самого календаря, а негативными последствиями процедуры его введения в западной церкви (при этом были выброшены 10 календарных дат, что затрудняет хронологи­ческие расчеты). Для церкви проф. Глаголев считает вполне допустимым как сохранение старого стиля, так и переход на новый. Для второго слу­чая он предлагает возможный способ перехода на новый стиль, который не должен, по его мнению, вызвать тех негативных последствий, какие вызвала реформа Григория XIII. Способ этот сводится к тому, чтобы исклю­чать из календаря 31-ые числа месяцев (с переносом соответствующих праздников на 30-ые) пока не будет достигнуто совпадение с новым сти­лем. По завершении этого перехода (он займет около двух лет) докладчик считает нужным заменить и пасхалию на григорианскую. Впрочем, осущест­вление такого рода преобразований он считает возможным только по вза­имному согласию всех поместных православных церквей. Каноническая оценка возможности перехода на григорианскую пасхалию приводит доклад­чика к мысли (в докладе приведены только результаты этих рассуждений), что непременное требование праздновать Пасху после Пасхи иудейской есть следствие неверного толкования 7-го апостольского и 1-го антиохийского (341г.) правил, которые, на самом деле, предписывают праздно­вать Пасху независимо от иудеев. "Да и на самом деле, - заключает он - в настоящее время было бы странно святой церкви ставить себя в какую бы то ни было зависимость от иудеев, хотя бы в смысле обязательного празднования Пасхи после них. " Резюмируя дискуссию по календарному вопросу, С. С. Глаголев сказал: "По отношению к будущему я должен заме­тить,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.