Реферат по предмету "Прочее"


патриотизм как основа национального самосознания

Выбрав данную тему, я стремилась понять и осмыслить тему патриотизма, значение которой хотя непреходяще для России. Хотим мы того или нет, но Россия сегодняшняя наследует вчерашний день, вырастая из него. Наша Родина  -  это исторический  результат, историческое свершение, впитавшее в себя многие испытания, тяжелые войны, политические катаклизмы. I. Определение патриотизма. Его сущность. Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?


Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Более развернутое определение находим в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение


как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…» Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями и тысячами нитей


связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Патриотизм — это чрезвычайно сложное, временами даже противоречивое чувство. Оно включает целый комплекс разнородных составляющих, значение и смысл которых меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных исторических обстоятельств.


Сама сущность патриотизма обогащалась и продолжает обогащаться новым содержанием с развитием цивилизации. По ходу истории, по мере развития государств, по мере их территориального расширения, расширялось представление об отечестве. А за ним и чувство патриотизма. Возникновение национального патриотизма относится к XIV веку, временам Жанны Д’Арк. Одновременно, с развитием классовой структуры, шел параллельный процесс. Патриотизм все более переставал быть единым целым, все более усложнялся.


То, что свой относительно завершенный вид он получил в ходе становления буржуазного общества и национальных государств вовсе не означает, что патриотизм остался незыблемым со времен Великой французской революции. В XX веке возникли и советский, и социалистический патриотизм. Любовь к родине приобретала у разных социальных групп свои особенности и свойства. Ибо разные люди и разные слои народа любят родину по разному и ее благо по разному понимают.


Присоединение личности к тому или иному типу патриотизма становится результатом сознательного выбора, и, следовательно, частью мировоззрения. Эту часть патриотизма можно назвать "социально классовой" или "политической". Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей - все это определяет степень


патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.


Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает жителей любой другой территории и не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги


Родины. В этой связи очень легко понять, насколько не патриотичными являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство


- все это элементы проявления различных форм не патриотизма в России. Как патриотизм, так и не патриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические


и прочие отклонения множат число не патриотов и лжепатриотов. Таким образом, дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения: 1. Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.


В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские


понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, я ничего не знаю". 2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире


"нацией по гражданству". 3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашивания и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников, начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом. Сегодня многое из прошлого нашей страны подвергается переоценке.


Современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны, города, где живешь. И мы не вправе этого забывать. В своей работе, я попыталась доказать, что патриотизм – это главная жизненная позиция гражданина страны. И на примере доблести и героизма наших предков в двух


Отечественных войнах проиллюстрировала это. Особое внимание я постаралась уделить способам формирования патриотизма в человеке. Думаю, мне удалось содержательно раскрыть этот вопрос и предложить наиболее действенные способы воспитания патриота. Национализм, космополитизм и интернационализм – понятия, во многом перекликающиеся с патриотизмом. И в данной работе я попыталась компактно уложить основную суть этих определений. Тем не менее, воспитание патриотизма - дело не одного дня.


Его можно и нужно воспитывать постоянно. Особенно в сегодняшнее трудное время, когда в мире господствует международный терроризм, процветает экспансия США да и внутреннюю обстановку в России нельзя назвать абсолютно спокойной.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.