Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Машиностроительные отрасли мира

А)Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности: на негоприходится примерно 35% стоимости мировой промышленной продукции и более 30%занятых в промышленности.
Машиностроение– главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле вовсем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Этообъясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отраслихозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), анаселение – предметами потребления, в том числе и длительного пользования.
Машиностроениетакже самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслейпромышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различныхподотраслей и производств. В машиностроении обычно выделяют: общеемашиностроение, транспортное машиностроение, приборостроение,электротехнику(включая электронику), производство вооружений и военной техникии т.п. Общее машиностроение включает станкостроение, выпуск производственногооборудования всех видов, производство сельскохозяйственных машин. Выпускпроизводственного оборудования — металлургического, горно-химического и иноготяжелого оборудования — объединяют в понятие «тяжелое машиностроение».
Кперечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую»металлургию — производство стали и проката как в литейных цехахмашиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированныхпредприятиях по производству литья, поковок, штамповок и сварных конструкцийдля машиностроения.
Вуказанной структуре отрасли наиболее сложным представляется машиностроение. Внего входят важнейшие подотрасли: машиностроение для межотраслевых производств(электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная иинструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудованиядля отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное, транспортное,тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслейпромышленности (энергетическое, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное,химическое машиностроение, производство технологического оборудования длятекстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальноемашиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
Постадиям технологического процесса машиностроение можно подразделить назаготовку, механическую обработку и сборку.
Пометаллоемкости, трудоемкости и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее исреднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблениемметалла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включаетпроизводство металлоемких и крупногабаритных изделий.
Дляобщего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии,невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельныхотраслей промышленности.
Общееи среднее машиностроение схожи между собой и четко выраженных закономерностей вгеографии не имеют.
Всеотрасли можно классифицировать по хронологическому признаку: (хронологическаяклассификация):
1)новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX в. Прежде всего, это отрасливысших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника,ракетно-космическая промышленность и др.;
новыеотрасли, которые появились во второй половине XIX в. и первой половине XX в.: авиа-и автотранспортная техника, паровозе- и тепловозостроение, производствооборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности идр.;
старыеотрасли, сформировавшиеся еще в XVIII в. и первой половине XIX вв.:производство металлических изделий для первичных отраслей экономики (сельскогохозяйства, добывающей промышленности).
Вэпоху НТР мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоемким. Впередовых странах на него приходится более 2/3 всех расходов на НИОКР в промышленномпроизводстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных к болееузкоспециализированным предприятиям. Что же касается изменений в структуреотрасли, то они были вызваны в первую очередь тем, что новейшие отрасли сталиразвиваться наиболее быстро, новые – более медленными темпами, а старые – ещеболее замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерахавиаракетно-космической промышленности, станкостроения и судостроения.
Авиаракетно-космическаяпромышленность (АРКП) – типичная новейшая отрасль современного машиностроения.Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, ккоторой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космическихлетательных аппаратов, двигателей, приборов и т. п. Эта отрасль относится кчислу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР.Наряду с этим она отличается повышенной трудоемкостью, так что на еепредприятиях очень велика доля инженерно-технического персонала и рабочихвысшей квалификации. К отличительным чертам АРКП относится и ее высокаякапиталоемкость. Еще одна едва ли не важнейшая ее особенность заключается втеснейших связях с военно-промышленным комплексом. К этому комплексу полностьюили частично относятся ее крупнейшие концерны и корпорации «Макдоннел-Дуглас»,«Локхид Мартин», «Боинг», «Нортроп», «Юнайтед Текнолоджиз» в США,«Аэроспасиаль», «Бритиш Эйрспейс», «Даймлер-Бенц» в Западной Европе.
Машиностроениеотличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которыевлияют на его географию. Важнейшая из них — наличие общественной потребности впродукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства иливозможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Б)Основные факторы географического размещения машиностроения
Наразмещение отраслей машиностроения оказывают влияние различные факторы. Однакок ключевым из них относят наукоемкости, металлоемкости и трудоемкости.
Наукоемкость.Сегодня трудно представить себе современное машиностроение без широкоговнедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложнойсовременной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется врайонах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация нанаучный потенциал — основополагающий фактор размещения машиностроительныхпредприятий.
Всеэто предопределяет как производственные, так и территориальные аспекты развитияАРКП. К первым из них относится, например, не столь большой объем «штучной»продукции: ныне в мире выпускают около 1000 авиалайнеров и 600—1000 вертолетовв год. Ко вторым – концентрация предприятий отрасли в относительно ограниченномчисле самых развитых стран.
Металлоемкость.Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как металлургическое,энергетическое, горно-шахтного оборудование, потребляют много черных и цветныхметаллов. В связи с этим машиностроительные заводы, выпускающие такого родапродукцию, обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическимбазам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.
Трудоемкость.С точки зрения трудоемкости машиностроительный комплекс характеризуетсябольшими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машинтребует больших затрат рабочего времени. Поэтому достаточно большое количествоотраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населениявысока, в особенности там, где есть высококвалифицированные иинженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоемкими можно назвать следующиеотрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производствоэлектротехники и точных приборов.
Какотдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынестивоенно-стратегический аспект. Принимая во внимание интересы государственнойбезопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающиепродукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из нихсконцентрированы в закрытых городах.
Важноезначение при размещении предприятий машиностроительного комплекса имеетвозможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Определенную роль вразмещении машиностроительных предприятий играет также наличие достаточноемкого потребительского рынка. Что касается такого фактора, как близость ксырьевой базе, то она важна лишь для некоторых металлоемких отраслей (например,для производства металлургического или горношахтного оборудования).
В)Территориальная структура мирового машиностроения
Всовременной региональной структуре машиностроительного комплекса миранеобходимо выделить основные макрорегионы: Северную и Центральную Америку(включая США, Канаду, Мексику), зарубежную Европу, зарубежную Азию и СНГ
СевернаяАмерика. На этот регион приходится примерно одна третья стоимости, создаваемойв мировом машиностроении. В международном разделении труда регион выступает каккрупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, продукциитяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Особо здесь выделяются США, надолю которых приходится почти 30% стоимости мировой машиностроительнойпродукции. Существенное место в машиностроении США занимаетавиаракетно-космическое машиностроение, военно-промышленная электроника,производство ЭВМ, энергетическое машиностроение, военное судостроение и др.
ЗарубежнаяЕвропа. На страны этого региона также приходится около одной трети продукциимирового машиностроения. В европейском машиностроении лидирует Германия. На еедолю приходится 10% мирового производства отрасли. За Германией следуютФранция,
Великобритания,Италия. В регионе представлены все виды машиностроительной продукции, ноособенно развиты общее машиностроение (станкостроение, производствооборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и другихотраслей), электротехника и электроника, транспортное машиностроение (автомобилестроение,авиастроение, судостроение). Крупнейшим в регионе экспортером продукции общегомашиностроения является Германия.
Восточнаяи Юго-Восточная Азия. Этот регион дает примерно одну четвертую продукциимирового машиностроения. Основным стимулирующим фактором в развитии этойотрасли в странах региона является дешевизна рабочей силы. Лидер региона —Япония, вторая машиностроительная держава мира. Ее доля в мировоймашиностроительной продукции, составляет 15%. Она выступает крупнейшим в миреэкспортером микроэлектроники, робототехники, электротехники и других изделий,требующих высококвалифицированного труда. Другие страны региона — Китай, ЮжнаяКорея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия — производят хотя итрудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов,автомобилей, морских судов и пр.) и активно вывозят ее за рубеж.
СодружествоНезависимых Государств. СНГ также является крупным регионом мировогомашиностроения. Страны этого региона выпускают широкую номенклатурумашиностроительных изделий.-Особенно большое развитие в странах СНГ получилиотрасли ВПК, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовойэлектротехники, отдельные отрасли общего машиностроения (производствосельскохозяйственной техники, энергетического оборудования и др.). В то жевремя по ряду отраслей, особенно наукоемких, страны СНГ отстают от стран сразвитой экономикой. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможностиразвития машиностроения, научно-технический, интеллектуальный и ресурсныйпотенциал, емкий внутренний рынок, в международном разделении труда выделяетсялишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынужденаимпортировать многие виды машин.
Запределами главных машиностроительных районов мира находятся такие крупные помасштабам производства страны, как Индия, Бразилия, Аргентина. Ихмашиностроение в основном работает на внутренний рынок. Они экспортируютавтомобили, морские суда, велосипеды, несложную бытовую технику (холодильники,стиральные машины, пылесосы и т.п.).
Сравнениемашиностроения в развитых и развивающихся странах дает в целом следующуюкартину. В развитых странах машиностроение отличают широкая номенклатура,высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, ее высокаяэкспортная ориентированность и большой удельный вес в общем экспорте. Например,в Японии доля продукции машиностроения в экспорте достигает 64%, в США иГермании — 48%, Швеции — 44%, Канаде — 42%, во Франции, Великобритании иШвейцарии — свыше одной третьей. На развитые страны в целом приходится более80% мирового экспорта машин и оборудования. В широкой номенклатуремашиностроительной продукции в развитых странах ключевая роль принадлежитавиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетическойтехнике, станко- и автомобилестроению. Как и в других отраслях, вмашиностроении в последние годы развивается процесс интернационализациипроизводства (в рамках ТНК, на основе межгосударственных и межфирменныхсоглашений), внедряются гибкие автоматизированные производства и системыавтоматизированного проектирования.
Вотличие от машиностроения экономически развитых стран в развивающихся странахоно базируется на дешевизне местной рабочей силы, специализируясь, как правило,на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных и невысоких покачеству изделий. Среди предприятий здесь много сборочных заводов, получающихкомплекты деталей машин из стран с развитой экономикой. Современнымимашиностроительными заводами располагают лишь немногие развивающиеся страны, впервую очередь новые индустриальные — Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а такжеБразилия, Аргентина, Мексика. Главными направлениями развития их машиностроенияявляются производство бытовой техники, автомобилестроение, судостроение.
Средиэкономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США,Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатуроймашиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающейпромышленности составляет 35–38 %, а в экспорте – 50 % и более. Непосредственноза этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, РеспубликаКорея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей вструктуре обрабатывающей промышленности (25–33 %), а также в экспорте. Вотдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы(Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия),в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированныев первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито,и импорт машин преобладает над их экспортом.
Несмотряна сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в ихмашиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшогочисла стран – Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальныхстран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо болеедешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу. Но нужно учитыватьи то, что во многих из них машиностроение в значительной степени находится подконтролем иностранного капитала и работает на рынки развитых стран. Вбольшинстве остальных стран Юга эта отрасль представлена сборными и ремонтнымипредприятиями, находится на уровне металлообработки или вообще отсутствует. Темне менее, по некоторым оценкам, доля развивающихся стран в мировом экспортемашин и оборудования также постепенно возрастает.
Врезультате, вслед за Б. Н. Зиминым, экономико-географы при изучении мировогохозяйства обычно выделяют три главных машиностроительных региона.
Во-первых,это регион Северной Америки, включающий США, Канаду и интегрирующуюся с нимиМексику. Он дает более 30 % всей мировой продукции машиностроения. Его отличаютособенно широкая номенклатура производства и высокое качество продукции, весьмавысокая экспортность, но в то же время и значительная зависимость от импорта.Благодаря Соединенным Штатам для этого региона характерна особенно большая доляв мировом производстве таких отраслей, как АРКП, электроника,автомобилестроение.
Во-вторых,это регион зарубежной Европы. По размерам производства он примерно равенрегиону Северной Америки и фактически делит с ним первое-второе места. Вкачестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следуют Франция,Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовыхвидах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Долямашиностроительной продукции в экспорте наиболее велика у ФРГ.
Нопо экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место нетолько в регионе, но и в мире занимает Швейцария.
В-третьих,это регион, включающий в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии. На негоприходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая потемпам роста этой отрасли опередила и США, и зарубежную Европу. Еще в середине1950-х гг. по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась науровне Италии, но к середине 1960-х гг. достигла уровня ФРГ и Великобритании, ав середине 1970-х гг. намного его превзошла. В наши дни по общим размераммашиностроения эта страна уступает США примерно в два раза, но по отдельным еговидам опережает и США. Доля машиностроения в экспорте Японии – самая большая вмире (2/3). Помимо Японии в состав региона правомерно включить и такие новыеиндустриальные страны, как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.
Нельзяне сказать и о том, что четвертый машиностроительный регион мира образуютстраны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, ноотстающие по развитию наукоемких отраслей.
Длямашиностроительного комплекса России в целом характерны высокий уровеньразвития, наличие сложной системы внутриотраслевых и межотраслевых связей.Однако в кризисные 1990-е гг. падение производства в машиностроении былобольшим, чем по промышленности в целом: оно сократилось примерно наполовину.Доля отрасли в структуре промышленного производства снизилась с 25 % в 1991 г. до 18 % в 1998 г. Одновременно снизились производительность труда, уровень наукоемкости, ещебольше стала сказываться отсталость отраслевой структуры, которая, по выражениюА. Т. Хрущева, является излишне «утяжеленной», т. е. ориентированнойпреимущественно на производство средств производства. Однако в последнее времяположение стало улучшаться, в том числе и благодаря созданию объединенныхавиастроительной и судостроительной корпораций.
Самолетыи вертолеты ныне выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди нихзанимают США, Россия и Франция. За ними идут другие развитые страны, хотя впоследнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах(Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники икосмических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия,Франция, Великобритания).
Общееже мировое производство продукции авиаракетно-космической промышленности в 1988 г. оценивалось в 75 млрд долл., в 1993 г. – в 100 млрд, а в 1998 г. – в 150 млрд долл. (из этой суммы на Северную Америку и Западную Европу приходится по 50 млрддолл.).
Станкостроениевключает в себя производство металлообрабатывающих станков икузнечно-прессового оборудования, к нему же обычно относят и выпускпромышленных роботов. Это ведущая отрасль общего машиностроения, по развитиюкоторой в первую очередь можно судить об уровне индустриализации той или инойстраны. Темпы ее роста в 90-х гг. XX в. были умеренными. В 2005 г. общее мировое производство станков оценивалось в 52 млрд долл., а их экспорт – в 30 млрддолл. Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мереиндустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай.Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40 %),затем идут страны АТР (35 %) и Северная Америка (15 %).
Крупнейшиев мире экспортеры станков – Япония, Германия, Италия, Швейцария, США. Добавим,что к числу крупнейших их импортеров относятся США, Китай, Германия, а в целомпо потреблению продукции этой отрасли впереди стоят США, Китай, Германия,Республика Корея.
Производствопромышленных роботов как новая подотрасль в составе станкостроения растетгораздо более высокими темпами (10–15 % в год). Наибольший спрос на продукциюроботостроения предъявляют автомобильная и электронная промышленность, авнеконкурентное первое место по их производству было и остается за Японией.
Судостроение– типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине XX в. сильнозависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительногоподъема, так и резкого упадка.
Всудостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину70-х гг. XX в. Своего пика он достиг в 1975 г., когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн бр. – рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3, 5 млн, в 1960 г. – 8 млн, в 1970 г. – 22 млн.) Но затем эта отрасль вступила в полосуупадка, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резкимсокращением морских перевозок нефти. Уже в 1980 г. суммарное водоизмещение спущенных на воду морских судов составило 14 млн бр. – рег. т, т. е.всего за пять лет оно сократилось в 2, 5 раза! В 1990 г. оно осталось на уровне 15 млн бр. – рег. т и только затем стало постепенно возрастать, сноваповысившись до 18 млн бр. – рег. т в 2000 г. и 38 млн бр. – рег. в 2005 г. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения.
ДоВторой мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была ЗападнаяЕвропа, в которой особенно выделялась Великобритания, державшая мировоепервенство в этой области с начала XIX в. Перед Второй мировой войной она однаспускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Крупнымсудостроением выделялись и другие страны Западной Европы. Во всяком случае, в 1950 г. в первую десятку судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония,Швеция, Нидерланды, ФРГ, Франция, Дания, Италия, Бельгия. Достаточно сравнитьэтот перечень с данными, приведенными в таблице, чтобы увидеть, что из состава 1950 г. в первой десятке остались Япония (с 1956 г. она была на первом месте), Германия, Дания,Италия, Нидерланды, тогда как Франция оказалась оттесненной на 12-е, Норвегия –на 13-е, а Великобритания – на 14-е место. В 2000 г. на первую позицию в ней вышла Республика Корея, которая еще в конце 1960-х гг. вообще непроизводила морских судов.
Наисходе XX в. японские и южнокорейские верфи имели самые большие заказы настроительство новых морских судов. Главным фактором притяжения морскогосудостроения в новые страны в большинстве случаев стала относительная дешевизнарабочей силы. Это способствовало становлению отрасли и в некоторыхразвивающихся странах, например в Бразилии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.