Литературный вечер "Владимир, или прерванный полёт" Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Владимира Высоцкого.Подготовила: Пивнева Н.Ю.1. Чтение учителем стихотворения Б.Окуджавы «О Володе Высоцком». О Володе Высоцком я песню придумать решил: Вот еще одному не вернуться домой из похода. Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил… Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа. Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом отправляться и нам по следам по его по горячим Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон, ну а вместе с ним посмеемся и вместе поплачем. О Володе Высоцком я песню придумать хотел, но дрожала рука и мотив со стихом не сходился… Белый аист московский на белое небо взлетел, черный аист московский на черную землю спустился. Ведущий: Сегодня мы поведем с вами разговор о Владимире Высоцком: его жизни, его творчестве. При жизни Высоцкого сложилось мнение, что его стихи можно только слушать в исполнении самого автора. Действительно, пел он настолько выразительно, эмоционально и театрализовано, что мы до тех пор находимся под впечатлением этого действа. И сегодня, стоит открыть книгу на знакомой песне (грамзапись с песней Высоцкого), - сразу же слышится мелодия и голос, и вместо того, чтобы читать, мысленно поешь вместе с ним напечатанные строки. А между тем ритм песни порой мешает воспринимать глубокие, философского звучания мысли Высоцкого. И, вероятно, сам, понимая это, он оставил часть стихов жизнь только на бумаге. Вдова поэта Марина Влади любезно передала нашему государству более двухсот стихотворений, не спетых Высоцким. Настало время читать стихи Высоцкого. Это поможет открыть в его поэзии много нового, неожиданного, прекрасного. Стихотворение « Корабли постоят и ложатся на курс». Ведущий: Владимир Семенович Высоцкий вошел в русское советское искусство как многогранно одаренная личность. Большой поэт, выдающийся артист, незабываемо сыгравший Лопахина, Хлопушу, Гамлета; яркий киноактер, покоривший зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытный исполнитель авторских песен, звучащих во всех уголках страны. Ведущий: Биография В.С. Высоцкого. Родился Владимир Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью – переводчицей с немецкого языка, то в семье отца – связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца была театралом, больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматургическом кружке Доме Учителя. В Москве семья отца жила на Большом Каретном переулке. Его Володя не забывал нигде и никогда. Пел о нем. Куда бы судьба не заносила, даже в самые далекие и красивые страны, рвался в Москву. Стихотворение «Большой Каретный». Из воспоминаний отца Владимира Высоцкого Семена Владимировича: «Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог раздарить игрушки, взорвать найденную в лесу гранату. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас, их дома не было. Сам научился плавать. Хорошо понимал по – немецки, позднее говорил по – французки. Но любимое его занятие – чтение. Книг в нашем доме всегда было много, я их собирал всю жизнь. Чем он выделялся среди сверстников, так это феноменально, я бы сказал, «железной» памятью. Однажды за час выучил поэму Пушкина. Писать стихи начал с девятого класса, но мне их не читал, стеснялся…» Ведущий: По окончанию школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование есть специальностью, а все остальное забава, Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно – строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на все имел свое мнение, но удовлетворения от учебы не получал – душа рвалась на подмостки театра. И, в конце концов, в конце первого семестра он все-таки бросил институт, чтобы наследующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу – студию МХАТ на курс П.А. Масальского и А.М. Комисарова. Здесь начала раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, однако, всегда с серьезной подоплекой, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по селам, придумывал и исполнял частушки на местные темы. Из воспоминаний отца Высоцкого. «По нашему настоянию подал заявление в Московский инженерно – строительный институт. Я полагал, что у сына должна быть специальность инженера. Сдал все вступительные экзамены на пятерки и четверки. Также хорошо сдал экзамены за первый семестр. И неожиданно для мне бросил этот институт, к моему великому сожалению… Гитара появилась у него позднее, уже когда учился в МХАТе. Учился играть по самоучителю. Признавался мне, что не хватает ему музыкального образования. Очень любил живопись, собрал много альбомов с репродукциями, нравилось читать книги по истории, по истории искусства. Что меня в нем поражало, так это умение трудиться. Володя, бывало, спал по четыре чеса в сутки. Сочинял ночью, не только стихи, песни, но и писал сценарии, повести». Ведущий. По окончанию школы – студии МХАТ Высоцкий некоторое время работал актером Московского драматургического театра имени Пушкина, затем – Театра миниатюр, делал первые пробы в кино. Позже понял, что его театр – это только что открывшейся Театр на Таганке. Авторская песня. Ведущий. Во второй половине 50 – х годов Б. Окуджава запел свои стихи под гитару. Запел не как артист на эстраде, а как – то по – домашнему, доверительно просто. Стихи были философские, чеканно – отточены: про барабанщика и грустно – лирические! «Музыкант играл вальс». Эти стихи, бесспорно, обратили бы на себя внимание любителя поэзии, прочитавшего их. Ну а песни стала слушать все страна. Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы Владимир Высоцкий. Осознал и сразу же похвалил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком» с поющими согласными звуками. Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал, - это был Булат, и я вдруг понял, что впечатления от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией… Я считаю его своим крестным отцом». Слушание авторской песни «Я не люблю». Ведущий. Свое творчество поэт начал с уличных, блатных песен, основная заслуга которых в том, что поэт поверил в действенную силу песенной сатиры и стал песней бороться с не доставками нашей жизни, за оздоровление общество. Был неумолим к себе – работал по 18 – 20 часов в сутки, ему не присваивали званий не публиковали стихов, не удостаивала внимания критика. Одни любили его, другие – ненавидели. Он признавался: Не привыкать глотать мне горькую слюну – Организация, инстанции и лица За то, что я нарушил тишину За то, что я хриплю на всю страну… Но был тверд: И песню напишу, и не одну. И в песни той кого – то прокляну, Но в пояс не забуду поклониться Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться! Пусть чаша горькая – я их не обману. Ведущий. Есть в стихах поэта и другой – прекрасный мир романтики. Здесь «горы спят, Вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи», здесь страхуют товарища с наслаждением и можно положиться на друга, как на самого себя. Про людей мужественных, настойчивых, целеустремленных рассказывается в этих стихах. Автор вообще любит ставить персонажей своих песен и стихов в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что «интересно писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так». Слушание песни, а потом чтения учащимися «Песня о друге». Военные песни блистательной россыпью вкраплены поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердце молодежи, и теребит души фронтовиков. В беседе с корреспондентом поэт как – то заявил: «Мое поколения мучает чувства вины за то, что «опоздали родиться», и мы своим творчеством, как бы довоевываем». И он действительно каждой песней попадал в сердце миллионов слушателей, и сердца воспламенялись. Ученик «Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину». – писал Р. Рождественский. Стихотворение «Сыновья уходят в бой». Ведущий. Высоцкий наполнял свои песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны. А он настоящей войне знал лишь понаслышке, но за то был человеком новой эры, с новым взглядом на нашу общую Родину – Землю, которая сейчас уже не кажется такой большой и несокрушимой. Он может представить, как «Землю вращают, куда захотят нашу сменные роты на марше», может ободрить: «Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время», может, наконец, забить в набат, предупреждая о недопустимости повторение Войны. Стихотворение «Песня о Земле» В самом главном поэзия Высоцкого проникнутся большой любовью к Родине и пропитана музыка Высоцкий всегда был лирик «быть может» в первую очередь – «лирик». Стихотворение «Если где – то в чужой, неспокойной ночи…» Ведущий. В 1967 году в театре на Таганке французская актриса Мария Влади увидела Владимира Высоцкого в спектакле «Пугачев» в роли Хлопуши. Как и весь зал, она потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Аплодировали стоя. Вечером они познакомились. Им обоим по тридцать, она разведена, он разводиться , большой опыт жизни, пятеро сыновей на двоих (у нее трое, у него – двое), впереди – целая жизнь. В 1970 году 1 декабря стали официально мужем и женой . На вопрос корреспондента: «Как вам удалось за 12 лет не растерять чувства влюбленности?» она ответила: «Представьте, удалось. Наверное, в какой – то мере это объясняется тем, что мы не жили постоянно вместе. Разлуки помогают сохранить свежесть чувств и забыть мелочь житейских неурядиц. Хотя, с другой стороны, расставаясь даже на короткий срок, мы практически ни дня ни обходились без телефонного разговора и вроде бы соскучится не успели. Он был больше, чем муж. Он был хорошем товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал о своих делах, планах, мне первой читал новые стихии новые песни. Володя старался показать как можно больше всего из того, что он любил, что ему было дорого. Это было не просто влюбленность, мы сильно любили друг друга». Ведущий. 25 июля 1980года Владимир Высоцкий умер. В Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и казалось, всем было не до того. Только к 12 дня под окнами кирпичного кооперативного дома на Малой Грузинской собрались человек 30. Стояли молча, окаменев. Через несколько часов вышла «Вечерка» с рамкой. Спасибо «Вечерке» она была одна… «Рамка» выглядела скромно, всего несколько строк: «с глубоким прискорбием…артист Театра на Таганке». Что ж, все равно. «Рамка» - не место для эмоций. Документ. Чего не заслужил, того не перечислишь. Выходят девять учащихся по очереди с цветком и со своими словами. Выстраиваются клином. Каждый, сказав свои слова, передает цветок следующему через голову, последний – к портрету. 1 Ученик. - Чего не заслужил? Одного места среди 10 – тысячного писательского Союза – как раз за пару недель руководство рассматривало его заявление и не сочно. Значит, не поэт, и поэтические почести не положены. Не композитор – ну, это он и сам сколько раз говорил. Что не народный – это, конечно, факт. Просто артист…К ночи народу прибавилось. С балкона 8 этажа были видны обращенные вверх лица. Стояли всю ночь. Это традиция русской поэзии. 2Ученик. - Утром откликнулся «Голос Америки», сумев в краткую информацию мастерски изложить большую бестактность. «Умер менестрель Владимир Высоцкий, муж известный в Советском Союзе французской киноактрисы Марии Влади». Какая прозрачность! Язвительность! Менестрель, мол, известен благодаря француженке – жене. 3 Ученик. - Но Высоцкий знал и вдохновляющую мощь нашей любви. Не только ребята с приисков, студенты с Харькова, рыбаки Приморья гордо заявили о своей подвластности его таланту. Юрий Трифонов, Булат Окуджава, Бэла Ахмадулина, Михаил Ульянов, Петр Капица.… Какая концентрация творческой мощи только в этой малой части славных людей нашего Отечества, глубоко почитавших неповторимый дар Владимира Высоцкого. 4 Ученик. - Но даже эти проницательнейшие из граждан страны были светло потрясены тем проявлениями всенародной любви, которая выплеснулась на Таганскую площадку, на Верхне – Радищевскую улицу, на Интернациональную улицу, через Яузу и дальше, дальше, на 5километров по набережной. Не могло быть речи о том, что скромное старое здание театра, шло прощание, пропустит сквозь себя малую толику скорбящих. Но люди стояли. 5 Ученик. - К началу второго стало безоговорочно ясно, что проблеска и надежд нет. И тогда люди стали просить впереди стоящих передать туда, в театр цветы. Их передавали над головами. Река цветов текла над тысячами голов… Ведущий. «Черный лебедь». Андрей Дементьев. Еще одной звезды не стало, И свет погас. Возьму упавшую гитару, Спою для вас. Слова грустны, Мотив невесел, В одну струну, Но жизнь, Расставшуюся с песней, Я помяну. И снова слышен хриплый голос. Он в нас поет. Немало судеб укололось О голос тот. А над душой, что в синем небе, Не властна смерть. Ах, черный лебедь, хриплый лебедь, Мне так не спеть. Восходят ленты к нам и снимки Грустит мотив. На черном озере пластинки Вновь лебедь жив. Лебедь жив… Звучит песня. 6 Ученик. - Ныне, когда поэта не стало, начинаешь понимать, что это был сплошной обнаженный нерв. Что жизнь его была самосжиганием, которое, понятно, не может происходить долго. Увы, тот, кто говорит, и сгорает быстрее. Бесспорно, Высоцкий ушел рано. Больше всего он боялся, что уйдет и не допоет свои песни. Допел в том то и суть дела. Сказал все, что должен сказать человек, чтобы иметь право уйти, оправдать свое появление на «белый свет». Звучит песня. 7Ученик. - Это верно, что при жизни Владимиру Высоцкому недодали – и официального признания, и почестей, и просто внимания. Но не надо «посмертно» превращать его в мученика, связанного по рукам и ногам. В том – то и феноменальность Высоцкого, что он сумел сказать свое слово, спеть свою песню. И этого вполне достаточно, чтобы проникнуть к этому человеку чувством огромной благодарности и искреннего восхищения. Долго еще будет сопровождать людей его хриплый баритон – и в работе, и в любви, и в минуты мужских решений и поступков. Ведущий. Александр Городницкий. Погиб поэт. Так умирает Гамлет, Опробованный ядом и клинком…