Реферат по предмету "Экономика"


Влияние государственного долга на экономику Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ГОУВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсоваяработа
По дисциплине«Макроэкономика»
«Влияниегосударственного долга на экономику Российской Федерации»
Студента 2 курса, ОДО
Направление «Экономика»
Бойко Е.М.
Научный руководитель:
К.Э.Н. Лейман Т.И.
Надым
2011

Оглавление
Введение
Теоретическая часть
Глава 1. Теоретические основы изучения государственного долга РФ
1.1 Характеристика государственного долга РФ
1.2 Формы и виды государственного долга РФ
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга
1.4 Методы регулирования государственного долга
Практическая часть
Глава 2. Погашение государственного долга
2.1 Погашение внешнего долга РФ
2.2 Погашение внутреннего долга РФ
2.3 Списание долга и программа HIPC
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
Актуальностьтемы исследования. Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблемадолгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективнотребует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долгРоссии депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетныйпроцесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Актуальность темы определяетсятакже важностью проблемы формирования государственного долга страны, как втеоретическом, так и в практическом аспектах. Это в равной степени относитсякак к периоду его формирования, так и проблематике настоящего времени. Проблемагосударственного долга уже давно носит характер одной из самых насущных вэкономической жизни России и уже этим заслуживает самого пристального вниманиясо стороны различных исследователей. Государственный долг – такая же важнаякатегория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценныхбумаг. Его назначение – не только в привлечении средств населения,институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарныхрасходов государства, но с его помощью производится регулирование денежногообращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенноевлияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
Цели и задачи работы. Цельданной работы состоит в изучении влияния государственного долга на экономикуРоссийской Федерации.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1.  Раскрыть понятие государственногодолга РФ;
2.  Рассмотреть содержание и формыгосударственного долга РФ;
3.  Выявить основные видыгосударственного долга.
4.  Рассмотреть методы управления ирегулирования государственного долга.
5.  Определить Социально-экономическиепоследствия государственного долга.
Практические задачи:
1. Изучить напримере РФ способы погашения внутреннего долга
2. Выяснить методывыплаты внутреннего долга на примере РФ
3.  Раскрытьсущность программ списание долга и HIPC.
Объект исследования – государственныйдолг РФ.
Предметом исследованияявляется влияние государственного долга на экономику Российской Федерации.

Теоретическая часть
Глава 1. Теоретическиеосновы изучения государственного долга РФ
1.1 Характеристикагосударственного долга РФ
Государственный долгобразуется в результате привлечения государством заемных денежных средств.Государственный долг — это совокупность долговых обязательств РоссийскойФедерации перед физическими и юридическими лицами, а также иностраннымигосударствами, международными организациями и другими субъектами международногоправа, включая обязательства по государственным гарантиям, которыепредоставлены Российской Федерацией (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ) .
Долг, это результатфинансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицитабюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (илиизлишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток).Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно, бюджетныйдефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основеденежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионныхсредств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзяоднозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так какразличным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан срешением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупныхгосударственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не являетсяотражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становитсяследствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуреобщественного воспроизводства.
К рыночным инструментам можно отнести государственныекраткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным ипостоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа(ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к нерыночным – векселя Минфина,задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансированиедефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. Вцелях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. быливведены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения,обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО,поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полноймере относится и к данному виду ценных бумаг.
Государственный долгявляется прямым следствием кредитной политики государства. Его состав зависитот форм государственного кредита, которые используются для привлечения временносвободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98Бюджетного кодекса РФ обоснованно включает в объем государственного долгаРоссийской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальнуюсумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданнымРоссией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентови непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласност. 69 Бюджетного кодекса РФ они являются самостоятельной формой расходовфедерального бюджета.
Гарантомплатежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступаетгосударственная казна, за счет имущества которой полностью и без условийобеспечивается государственный долг. Несмотря на то, что кредитные отношениягосударства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и ихобслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФпредписывает федеральным органам государственной власти использовать всеполномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашениядолговых обязательств и обслуживания государственного долга РоссийскойФедерации.
В настоящее времяпрактически во всех странах растет как внутренний так и внешний долг, нопрактика показывает, что превышение государственного долга более чем в 2.5 разанад ВВП является опасным для стабильности экономики и особенно для устойчивогоденежного обращения.
Показателигосударственного долга являются своеобразным индикатором «здоровья»экономики. Финансовая политика многих государств различна: если США и многиеразвитые европейские страны предпочитает выпускать множество долговых ценныхбумаг для привлечения инвестиций в экономику, то правительство РоссийскойФедерации предпочитает минимизировать долг.
Проблема обслуживаниягосударственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономическойстабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависетьбюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а,следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок,инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественногофинансового рынка.
Практически все странымира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникамфинансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов ипомощи способствует ускорению экономического развития, решениюсоциально-экономических проблем.
Однако отсутствиецелостной государственной политики по привлечению и использованию внешнихфинансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, котораястановится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
1.2 Формы и видыгосударственного долга РФ
Формы:
Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут существовать в форме:
· кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, какзаемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами имеждународными финансовыми организациями;
· государственныхзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РоссийскойФедерации;
· договоров исоглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетовдругих уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоров опредоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашений идоговоров, в том числе международных, заключенных от имени РоссийскойФедерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РоссийскойФедерации прошлых лет (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ) .
Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными(свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательстваРоссийской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретнымиусловиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условийвыпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты иразмера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственноговнутреннего долга Российской Федерации включаются:
· основнаяноминальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
· объем основногодолга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
· объем основногодолга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетовдругих уровней;
· объемобязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
         В объемгосударственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
· объемобязательств по государственным гарантиям, предоставленным РоссийскойФедерацией;
· объем основногодолга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранныхгосударств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В объем государственноговнешнего долга Российской Федерации включаются:
· объемобязательств по государственным гарантиям, предоставленным РоссийскойФедерацией;
· объем основногодолга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранныхгосударств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Виды:
Государственный долгклассифицируется на различные виды по нескольким основаниям.
Государственный долгподразделяется на капитальный и текущий.
Капитальныйгосударственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговыхобязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть,выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг, включаетрасходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств,срок которых наступил.
Согласно действующемузаконодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг.Последнее понятие более широкое и включает задолженность не толькоПравительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в составРоссийской Федерации, местных органов власти. Хроническая дефицитностьгосударственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характернына современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство,широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовыхресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепеннонакапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам.
В зависимости от валютыобязательств государственный долг подразделяется на:
· внутренний,который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. Вобъем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная суммадолга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основногодолга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга побюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией отбюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям,предоставленным Российской Федерацией;
· внешний,выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долгавключаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленнымРоссийской Федерацией, а также объем основного долга по полученным РоссийскойФедерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций,фирм и международных финансовых организаций.
В некоторых случаяхдополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний ивнутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средствгосударству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга,заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнегодолга.
Современная кредитнаядеятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействиевнешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственнымкраткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, вто время как для погашения внешнего долга эмитируются новые государственныеценные бумаги, размещаемые на внутреннем фондовом рынке.
Однако справедливоотметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственногодолга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.
Являясь следствиемкредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственныйдолг также может существовать только в определенных формах, выработанных экономическойпрактикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ) .
1.3Социально-экономические последствия государственного долга
Отсутствиенормативного порядка расходования средств финансового резерва, неопределенностьправового статуса и отсутствие четких полномочий Долгового агентства могутспровоцировать серьезные нарушения финансовой дисциплины и незаконноерасходование денежных средств в больших суммах.
Отсутствиеправовых норм регламентирования внешних заимствований государства и контроля заформированием внешних долговых обязательств «размывает» ограниченияпо объемам заимствований, государственных гарантий, эмиссии государственныхценных бумаг и их доходности, увеличивает финансовые, экономические,инвестиционные, правовые и политические риски. Учитывая все эти факторы, нужносоздать эффективную систему долгового управления.
Продажаакций двух компаний с преимущественным участием государственного капиталавообще не решает долговую проблему, однако резко ослабляет рыночную позициюгосударства как собственника в будущих периодах.
Использованиезолотовалютных резервов Банка России для погашения внешнего долга государствапротиворечит правовым императивам их назначения, свидетельствует о финансовой иэкономической несостоятельности государства.
Недопустимымв продолжающемся трансформационном периоде является сокращение непроцентныхрасходов, а по существу, социальных обязательств государства. Задача сокращениянепроцентных расходов, действительно должна решаться, но лишь при условииобеспечения равновесия социальных обязательств государства и производительныхвозможностей экономики.
Введениежестких ограничений на рост непроцентных расходов приводит к сокращениювнутреннего спроса и, как следствие, к замедлению темпов экономического роста.
Такимобразом, из всего этого следует вывод о необходимости использования взначительно большей мере возможностей сокращения процентной частигосударственных обязательств за счет улучшения структуры долга, рационализациивыплат по его обслуживанию и погашению и в целом повышения эффективностиформирования политики управления государственным долгом.
Вместес тем нужно иметь в виду, что стратегия управления государственным долгом недолжна заключаться в стремлении к глобальному сокращению долгов любой ценой, ав использовании тех возможностей, которые получает государство при проведенииполитики внешних заимствований, нацеленной на инвестиции в реальный секторэкономики, на поддержку конкурентоспособности отечественныхтоваропроизводителей, стимулирование экономического роста, создание новыхрабочих мест, снижение фискальной нагрузки на малый и средний бизнес.
1.4Методы регулирования государственного долга
Основнымиметодами регулирования государственного долга являются: реструктуризация,конверсия, пролонгация и уступка права требования, а также некоторые другие.
Реструктуризацияозначает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств,составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательствиными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживанияи погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичноесписание суммы основного долга (ст. 105 Бюджетного кодекса РФ).
Вусловиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним изпервичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляетдолжнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения илиобслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризацииявляется предоставление должнику льготного периода, в течение котороговыплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставлениельготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за этовремя заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятиявнутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашениягосударственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации.
Условияпроведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются впогашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств вобъеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания исроков погашения размещаемого долга.
Реструктуризациявнешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовыхорганизаций — кредиторов при наличии условий, выработанных международнойфинансово-кредитной практикой.    
Однимиз основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождениегосударства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могутпредложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации,разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программусовершенствования системы государственного управления, программу повышенияэффективности экономической политики, разработанные и финансируемыеМеждународным банком реконструкции и развития.
Конверсиягосударственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов,направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит заменавнешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так игражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестициипромышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками,выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговыеобязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитномдоговоре, и др.
Вотличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а насокращение денежного объема государственного долга.
Новациягосударственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон озамене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новоеобязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главнымусловием новации является сохранение субъектного состава обязательства.
Новацияможет коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность.Так, возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любогодругого основания, например купли-продажи, аренды имущества, и наоборот. Вчастности, в 1993 г. государства — бывшие республики Союза ССР погашали своигосударственные долги перед Российской Федерацией в имущественной форме:поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевыхпроизводственных объектов; в 1995 — 1996 гг. государственный долг РоссийскойФедерации перед странами — членами бывшего Совета экономической взаимопомощипогашался поставками российских товаров.
Пролонгациягосударственного долга означает продление срока действия долговогообязательства.
Уступкаправа требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данныйметод регулирования государственного долга может выражаться в продажегосударством своей дебиторской задолженности третьим лицам.
Секьюритизация– переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовыхрынках.
Аннулирование– отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этогометода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства какзаемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
Консолидация — государственногодолга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займовили путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в одиндолгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммыгосударственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Этоприводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старойгосударственной задолженности с помощью выпуска новых займов называетсярефинансированием.
Государственныйдолг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативныепоследствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствиянакопления государственного долга. Во-первых, госдолг приводит кперераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственныхценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. Всвою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальнойнапряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимостиповышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, чтоотрицательно сказывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможнопереложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займыбыли истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизациюпроизводства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами торост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничениюпотребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всёболее затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов погосударственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займамидля расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствуетусилению зависимости страны от других государств что ограничивает возможностиведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственныхинтересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительныетрудности при получении новых кредитов.

Практическая часть
Глава 2. Погашение государственногодолга
2.1 Погашение внешнегогосударственного долга
На 1 апреля 2011года государственныйдолг России составляет 38% от объема российского ВВП, что составляет 504 605 млрд.долл. США. Начиная с 1999 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долгасоставляют примерно 5.6% от ВВП России. Это сопоставимо с долей в ВВП всегофедерального бюджета. По оценкам ведущих российских экономистов, в период до2013 года платежи по обслуживанию и погашению только государственного внешнегодолга составят ежегодно 12 — 17 млрд. долл. В соответствии с международнымидоговорами в ближайший период России предстоит выплатить 70% суммы основногодолга и примерно на ту же сумму проценты, т.е. всего 330 млрд. долл..
По принятому трёхлетнемубюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5%от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным.
Ежегодныерасходы на обслуживание государственного внешнего долга составляют: в 2006 году— 10,9 млрд. долларов, в том числе проценты — 5,9; в 2006 году — соответственно14,0 и 5,8; в 2008 году — 14,07 и 7,23 2010 – 12.67 и 6.3 млрд. долларов поприблизительным прогнозам, на 2011 сумма составит 14,35 и 7,45млрд. долл. Такимобразом, на финансирование процентных расходов требуется от четверти до почтитрети доходов федерального бюджета. Причем нарастание платежей по внешнемудолгу происходит по монотонной экспоненте (например, задолженность кредиторамПарижского клуба на 1 января 2002 года составляла 42 млрд. долларов, на 1января 2003 года — 43,6, на 1 января 2004 года — 46,6 млрд. долларов), а эточревато негативными последствиями для экономического развития, так каксущественно сокращаются внутренние источники инвестиций (суммы расходов наобслуживание государственного долга — это, по существу, одна треть российскихинвестиций в основной капитал, которые в 1999 году составили 670,4 млрд.рублей; в 2000 году — 1165,2; в 2001 году — 1600 и в 2002 году — 1990 млрд.рублей).
29апреля 2011года Внешэкономбанк по поручению Минфина РФ перевел в Citibank N.A.,London Office средства на общую сумму $123 млн 750 тыс. для осуществленияплатежа в счет погашения государственного внешнего долга РФ.
В томчисле перечислено $36 млн 250 тыс. в счет оплаты купонов по облигациям сокончательным сроком погашения в 2015 году, выпущенным на сумму $2 млрд в 2010году и выплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.
Еще$87 млн 500 тыс. переведено в счет оплаты купонов по облигациям с окончательнымсроком погашения в 2020 году, выпущенным на сумму $3,5 млрд в 2010 году ивыплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.
Внешниедолги банковской системы за первые 3 месяца текущего года возросли со $144,225млрд до $148,024 млрд.
Внешниедолги нефинансовых предприятий увеличились с $297,868 млрд до $309,842 млрд. Изэтой суммы $70,353 млрд составляли долговые обязательства перед прямымиинвесторами, $221,95 млрд — кредиты, $11,051 млрд — долговые ценные бумаги,$2,271 млрд — задолженность по финансовому лизингу.
Однаковнешний долг органов государственного управления за I квартал текущего годасократился с $34,525 млрд до $33,975 млрд, в том числе федеральных органовуправления – с $32,166 млрд до $31,455 млрд.
Долгбывшего СССР сократился за январь-март 2011 года с $2,9 млрд до $2,786 млрд. Вструктуре бывшего союзного долга $1,122 млрд составляла задолженность передбывшими социалистическими странами. В 2011 году погашение внешнего долгараспределено по кварталам достаточно равномерно: на первый квартал приходится37,7 миллиарда долларов, в том числе 32,3 миллиарда долларов — основной долг и5,4 миллиарда долларов — проценты. Во втором квартале предстоит погаситьвнешний долг на 30 миллиардов долларов (25,3 миллиарда долларов и 4,7 миллиардадолларов соответственно), в третьем квартале — 26,6 миллиарда долларов (21,7миллиарда долларов и 4,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале — 34,3миллиарда долларов (30,3 миллиарда долларов и 4,1 миллиарда долларов). В 2012году максимальный объем погашений придется на последний квартал. В первомквартале предстоит погасить 16,2 миллиарда долларов внешнего долга (11,8миллиарда долларов — основной долг и 4,4 миллиарда долларов — проценты), вовтором квартале — 17,6 миллиарда долларов (13,95 миллиарда долларов и 3,7миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале — 13,1 миллиардадолларов (9,2 миллиарда долларов и 3,9 миллиарда долларов), в четвертомквартале — 25,2 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 3,5 миллиардадолларов).
Оценкавнешнего государственного долга.(приложение 1)
2.2Погашение внутреннего долга
Поданным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутреннийдолг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах,составил 3 083 млн. руб.
Структураи динамика государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2007 года(в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте РоссийскойФедерации)Виды государственных ценных бумаг (млрд. руб.) ОФЗ-ПД 244,5 ОФЗ-ФК 94,83 ОФЗ-АД 717,16 ГСО-ППС 0,42 ГСО-ФПС 52 Итого 1 108,91
Федеральным законом «Офедеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установленверхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1млрд. рублей.
Правительство РоссийскойФедерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссиигосударственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами РоссийскойФедерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышениюверхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
/>
На этой диаграмме показанрост внутреннего долга РФ. Как видно, с начала 2011 года, долг лишьувеличивается.
Увеличивается и объемвнутреннего долга, касательно ценных бумаг.

/>
ГСО-ФПС — государственныесберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой.
ГСО-ППС — государственныесберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.
ОФЗ-АД — ОблигацииФедерального Займа с амортизацией долга, периодическоепогашение основной суммы долга.
ОФЗ-ПД — ОблигацииФедерального Займа с постоянным доходом, Купон выплачивается раз в год ификсируется на весь срок обращения.
ОВОЗ — облигациивнутренних облигационных займов РФ.
Один из способовпогашения внутреннего долга, это выплаты купонного дохода и погашениегособлигаций. Такие выплаты проводятся раз в две недели Департаментомгосударственного долга и государственных финансовых активов.
«Справка по итогамопераций Минфина России на рынке государственных ценных бумаг»27 мая 2011 г. Произведена выплата купонного дохода   Выпуск № 39002RMFS, млн. руб. 1 263,99 № купона 8 Ставка купонного дохода, % годовых  6,5 Купонный доход, руб.  32,41 Перечислено из бюджета, млн. руб.  1 263,99

Частично расплатиться совсеми кредиторами планируется в сентябре 2011 года, из-за вновь взлетевших ценна нефть.
2.3 Списание долга ипрограмма HIPC
долгбюджетный дефицит заем
Списание части внешнегодолга является одной из процедур, применяемых в случае возникновениязначительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Пример списаниявнутреннего долга.
Информационное сообщение:О списании государственного внутреннего долга РФ по облигациям федеральныхзаймов.
В соответствии со статьей86 Федерального закона от 26 декабря 2005г. № 189-ФЗ «О федеральномбюджете на 2009 год» и на основании приказа Министерства финансовРоссийской Федерации от 3.08.2008 № 103н «О списании государственноговнутреннего долга Российской Федерации по облигациям федеральных займов»Министерством финансов Российской Федерации списан государственный внутреннийдолг Российской Федерации по облигациям федеральных займов, по которым истексрок исковой давности, установленный законодательством Российской Федерации,следующих выпусков:Государственный регистрационный номер выпуска Дата погашения Количество облигаций, списанных c государственного внутреннего долга Российской Федерации, штук 27006RMFS 22.01.2003 3 964 27007RMFS 05.02.2003 3 964 27008RMFS 21.05.2003 3 964 27009RMFS 04.06.2003 3 964 Всего:   15 856
Списание государственноговнутреннего долга Российской Федерации по выше указанным облигациямосуществлено путем перевода облигаций со счетов «депо» их владельцевна эмиссионный счет «депо» Министерства финансов Российской Федерации.
Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой былопроведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия,Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие впрограмме как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности.
Для участия в программеправительство страны должно продемонстрировать, что текущий уровень внешнегодолга значительно превышает максимально возможный объем выплат. Хотя формальногоопределения не существует, среднее отношение чистой приведенной стоимостивнешнего государственного долга к экспорту составило 600%. По мнению экспертовМВФ, государства, в которых данный показатель находится в пределах 200-250%, всееще способны обслуживать свои долги. Таким образом, ключевым индикаторомналичия у данной страны возможности осуществлять выплаты по внешнему долгуявляются доходы от экспорта.
/>
Из рисунка 1 следует, чтоРоссия обладает гораздо большим потенциалом для выплаты долгов из экспортнойвыручки, чем страны, включенные в программу HIPC. Наличие значительных запасовполезных ископаемых обеспечивает постоянный приток валюты в страну. В то же времяэксперты Всемирного банка и МВФ полагают, что данный критерий не являетсясамодостаточным, поскольку правительство также должно иметь возможностьнаправить часть доходов от экспорта на выплату внешних долгов. Только когдаобъем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянииосуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадает с долейналоговых поступлений в российском валовом доходе. Сравнения свидетельствуют отом, что в настоящее время ситуация с внешним долгом России не позволяетвключить страну в программу HIPC. Однако российское правительство не всостоянии выполнять обязательства по внешнему долгу по причине своейнеспособности контролировать экспортную выручку российских компаний. При этомвышеизложенное не означает, что списание внешних долгов России не достижимо, — как было указано ранее, известны прецеденты, когда прощение долгов происходилов основном по политическим соображениям.

Заключение
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Даженебольшой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства,деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Наибольшуюопасность для финансовой системы РФ представляют процентные платежи пообслуживанию основного долга, поскольку они кумулятивно нарастают ввиду того,что реструктуризации подвергается, как правило, лишь основной долг, непогашаются в первоочередном порядке в нарушение общепринятых стандартовзаимствования с высокой стоимостью обслуживания, не ведется переговорныйпроцесс по изменению условий выплаты долгов, или частичному их списанию, или отсрочкепогашения. Так, например, за шесть предстоящих лет основной долг уменьшится лишьна 40 %, хотя суммарные платежи на обслуживание и погашение основного долга будутвдвое больше.
Экономическиетрудности развития Российской Федерации и сопровождающие данный процесс пробелыправового регулирования не способствуют повышению международно-правовогостатуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличиембольшой внешней задолженности, требуется системное реформирование национальногофинансового законодательства, приведение в соответствие с международнымистандартами многих дефиниций и принципов, содержащихся в федеральных законах,введение реальных гарантийных механизмов, устранение коллизий между различнымиотраслями законодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой жесистемных изменений действующих нормативных правовых актов должны статьреальные экономические расчеты и прогнозы.

Список используемойлитературы
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // СЗ РФ,03.08.1998, № 31, ст. 3823.
2. Указ ПрезидентаРФ от 31.01.1996 г. № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы свнешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» // СЗ РФ, 1996,№ 6, ст. 534.
3. РаспоряжениеПравительства РФ от 02.11.1995 № 1527-р «О порядке погашениягосударственного долга Российской Федерации странам — членам бывшего СЭВтоварными поставками» // Российская газета, 1995, 21 ноября.
4. ПостановлениеВерховного Совета РФ от 30.06.1993 «О государственных кредитахправительствам государств — бывших республик Союза ССР»"// ВедомостиСНД и ВС РФ, 1993, № 28, ст. 1071.
5. Алехин Б.И. государственный долг. – М., 2006. – С. 318.
6. Вавилов А., Ковалишин Е. Проблемы реструктуризациивнешнего долга России: теория и практика // Вопросы экономики. — 1999. — № 5.
7. Вавилов Ю.Я.Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 101.
8. Данилов Ю.А.Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М.,2007. – С. 510.
9. Иванова Е.Е.Управление государственным внешним долгом Российской Федерации: правовыеаспекты // Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2004.
10. Ковалишин Е. Государственный долг:Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. — 2003. — № 2.
11. Крохина Ю.А.Государственный кредит и государственный долг: политические причины и правовыепоследствия // Финансовое право, № 2, 2003.
12. ПокачаловаЕ.В. Государственная долговая правовая политика как основа бюджетногореформирования в России // Финансовое право, 2005, № 7.
13. ПокачаловаЕ.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования //Финансовое право, № 1, 2002.
14. Постатейныйкомментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации // Под ред. А.Н.Козырина. – М., 2002.
15. Пол А.Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. — М.:«Издательство БИНОМ», 1997. Стр. 662-678.
16. Бюджетная системаРоссийской Федерации: Учебник // Под ред. М.В.
Романовского, О.В.Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
17. Иохин В.Я.Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2000.
18. Научные статьиавторов: Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С.//из www.economist.ru – официальный сайт журнала.
19. Макроэкономика:Учебник. // Под общей ред. Тарасевича Л. С.
20. www.mifin.ru — Сайт Министерства Финансов
21. www.cbr.ru –Оффициальный сайт Центрального банка РФ

Приложение
Оценка внешнего долгаРоссийской Федерации по состоянию на 1 апреля 2011 года (млрд. долл. США)  1 января 2010 г. 1 января 2011 г. 1 апреля 2011 г. (оценка)       Всего 467 245 488 654 504 605 Органы государственного управления 31 309 34 525 33 975 Федеральные органы управления 29 475 32 166 31 455 Новый российский долг 26 286 29 266 28 669 кредиты международных финансовых организаций 3 788 3 137 2 944 МБРР 3 210 2 617 2 438 прочие 578 520 506 прочие кредиты 1 000 777 688 ценные бумаги в иностранной валюте 20 348 23 111 22 555 еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения 1 786 6 091 6 091 еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 18 135 16 590 16 034 ОВГВЗ — VII транш 427 431 431 ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ) 811 1 914 2 152 прочая задолженность 340 328 329 Долг бывшего СССР 3 189 2 900 2 786 кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов 11 9 9 задолженность перед бывшими социалистическими странами 1 316 1 125 1 122 задолженность перед прочими официальными кредиторами 1 810 1 714 1 603 ОВГВЗ — III, IV, V транши 1 1 1 прочая задолженность 50 50 50 Субъекты Российской Федерации 1 834 2 359 2 520 кредиты 1 120 1 034 1 099 ценные бумаги в российских рублях 714 1 325 1 420 Органы денежно-кредитного регулирования 14 630 12 035 12 764 кредиты 2 370     наличная национальная валюта и депозиты 3 365 3 295 3 765 прочая задолженность (распределение СДР) 8 895 8 740 8 999 Банки 127 212 144 225 148 024 Прочие секторы 294 094 297 868 309 842 долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования 45 718 63 196 70 353 кредиты 232 096 217 834 221 950 долговые ценные бумаги 9 406 10 650 11 051 задолженность по финансовому лизингу 2 816 2 250 2 271 прочая задолженность 4 058 3 938 4 216


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие международного туризма в Чешской Республике
Реферат Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи и характеристика расстройств эрекции
Реферат Проблема бессознательного в философии. Психоанализ
Реферат Модернизация дробилки однороторной крупного дробления
Реферат Nobel Prize Winners Essay Research Paper The
Реферат Научное творчество Ньютона
Реферат Анализ базовых настроений сновидения и последующая работа с ними
Реферат Правовая и нормативная основа геоэкологического проектирования и экологических экспертиз в России
Реферат Назначение устройство и принцип работы радиально-сверлильных станков
Реферат Применение эвристических методов обучения на уроках ИВТ как средство формирования творческих спо
Реферат Растительный мир Краснодарского Края
Реферат Анализ трудовых ресурсов 3
Реферат Научно-справочный аппарат
Реферат Проектирование автоматизации водогрейного котла
Реферат Этикет как важная часть общечеловеческой культуры