Реферат по предмету "Разное"


"Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности(с дебильностью)"

Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЯрославский государственный педагогический университет имени К.Д. УшинскогоКурсовая работана тему: “Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности(с дебильностью)”.Исполнитель: студентка заочного отделения, 835 группы Комиссарова Светлана Александровна. Научный руководитель: к. п. н., ст. преподаватель Завёрткина Любовь Васильевна. Ярославль 2004ОГЛАВЛЕНИЕ:Введение 3-6ГлаваI Особенности высшей нервной деятельности и психических процессов у детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности 1. Особенности высшей нервной деятельности у детей школьного возраста с дебильностью 7-8 2. Характеристика ощущения, восприятия и памяти у школьников с нарушением познавательной деятельности 9-13 3. Развитие мышления и речи у детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью) 14-18 4. Особенности эмоционально – волевой сферы у детей школьного возраста с дебильностью 19-22 Глава II Педагогические возможности обучения и воспитания детей школьного возраста с дебильностью 1. Основные подходы к проблеме обучения и воспитания детей с дебильностью в России и за рубежом 23-26 2. Структура и содержание обучения в специальных школах VIII вида 26-31 3. Особенности воспитания детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью) 31-35Выводы 36-39Библиографический список 40-44Приложение 45-58Введение В результате прогресса науки вообще, медицины, педагогики и психологиив частности, к началу XXI века накоплен огромный опыт диагностики и леченияразличных форм умственной отсталости, социальной реабилитации детей ивзрослых с нарушением интеллекта. Наиболее важное условие реабилитацииумственно отсталых детей — раннее выявление, своевременное и поэтапноеоказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, котораяосуществляется сетью специальных учреждений. Необходимость раннеговыявления и диагностики нарушений познавательной деятельности, комплексногопсихолого – медико - педагогического воздействия на детей с нарушениямиинтеллекта делает важным знание особенностей их физического и психическогоразвития широким кругом специалистов. Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленная ранееумственная отсталость становится очевидной. Поэтому знание психолого-педагогической характеристики детей школьного возраста с нарушениеминтеллекта необходимо представителям всех медицинских и педагогическихспециальностей, имеющих дело со школьниками. Интересны эпидемиологические исследования. В последние годы динамикараспространенности умственной отсталости во многих странах мирахарактеризуется тенденцией к увеличению, особенно её легких форм, что также говорит об актуальности выбранной нами проблемы. В показателяхраспространенности умственной отсталости в разных странах и даже вотдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания.Так, например, частота умственной отсталости в экономически развитыхстранах (Япония, США, Франция, Германия, Италия и др.) составляет 3 %, вэкономически неразвитых странах (Латинская Америка, азиатские страны и пр.)составляет 15%, в России – 1% населения независимо от возраста. Причинамитаких различий считают: степень выявляемости больных, разные критериидиагностики умственной отсталости, а также особенности культуры того илииного общества и вытекающие из них системы обучения и воспитания, не толькосоздающие предпосылки для адаптации больных и компенсации нарушенныхфункций, но и отражающие разную степень толерантности общества к умственноотсталым. [47] В приложении к журналу “Социальная и клиническая психиатрия” (2000)опубликованы показатели заболеваемости и распространённости умственнойотсталости в России на 1999 год, в том числе в Ивановской и Ярославскойобластях, которые мы приводим в таблицах. [11]Таблица 1. Заболеваемость.| |Дети (0 –14 |Подростки (15- |Взрослые ||Возрастная |лет) |17 лет) |в % к взрослому||группа |в % к детскому |в % к |населению ||Страна / регион|населению |подростковому | || | |населению | ||Россия (1999 |0,13 |0, 05 |0,17 ||г.) | | | ||Ивановская |0, 2 |0, 06 |0,04 ||область | | | ||(1998 г.) | | | ||Ярославская |0, 1 |0, 17 |0,03 ||область | | | ||(1998 г.) | | | |Таблица 2. Распространённость.| |Дети (0 –14 |Подростки (15- |Взрослые ||Возрастная |лет) |17 лет) |в % к взрослому||группа |в % к детскому |в % к |населению ||Страна / регион|населению |подростковому | || | |населению | ||Россия (1999 |0,82 |1,64 |- ||г.) | | | ||Ивановская |1,64 |2,93 |0,84 ||область | | | ||(1998 г.) | | | ||Ярославская |0,67 |1,87 |0,59 ||область | | | ||(1998 г.) | | | |А. А. Чуркин (1997) указывает величины распространенности длядебильности (т. е. легких форм) — 0,47 % населения. По данным В.В.Воронковой (1999) среди детей с нарушениями интеллекта на дебильностьприходится 70 – 80 %. Причём, по мнению учёных, все имеющиеся показателизанижены. Большой вклад в познание природы и сущности слабоумия, в разработкусистемы его преодоления в России внесли такие учёные, как Д. И. Азбукин,В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. А. Власова (под её руководствомразработан и реализован принцип дифференцированного обучения и воспитаниядетей с различными психофизическими отклонениями), Л. С. Выготский (внёсогромный вклад в разработку теории проблемы), А. Н. Грабаров, Е. К. Грачёва(организовала первые в России учреждения для глубоко умственно отсталыхдетей, разработала первые руководства по работе с ними), А. С. Грибоедов,В. П. Кащенко (организовал школу – санаторий для дефективных детей), И. В.Маляревский и Е. Х. Маляревская, Л. Г. Оршанский, Ф. А. Рау, Г. И.Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский и др.Цель данной работы: раскрыть типологические особенности детейшкольного возраста с нарушением познавательной деятельности (в степенидебильности). Исследуя выбранную тему, мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Изучить психолого – медико – педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Проанализировав литературу, раскрыть особенности психических процессов детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности (с дебильностью). 3. Описать педагогические возможности обучения детей школьного возраста с дебильностью. Предметом изучения являются психические процессы и педагогическиевозможности детей школьного возраста с нарушением познавательнойдеятельности. Объектом изучения служат типологические психолого – педагогическиеособенности данного контингента детей. В качестве субъекта изучения выступают дети школьного возраста, имеющиеснижение познавательной деятельности в степени дебильности.Глава I 1.1. Особенности высшей нервной деятельности у детей школьного возраста с дебильностью Исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых детей в России проводились тремя научными коллективами: высшую нервную деятельностьолигофренов школьного возраста изучали учёные во главе с профессором А. Г.Ивановым – Смоленским, условно – рефлекторную деятельность олигофренов ясельного возраста изучал профессор Н. И. Красногорский с группой сотрудников, в шестидесятые годы под руководством профессора А. Р. Луриибыла проведена большая серия исследований высшей нервной деятельности уучащихся вспомогательной школы. Исследуя экспериментально высшую нервную деятельность детей снарушениями интеллекта выше названные учёные выделили ряд особенностей.Важнейшей из них является слабость замыкательной функции коры головногомозга. Она проявляется в затруднённом формировании новых условных связей ив затруднённости дифференцировки этих связей, что приводит к крайнезамедленному темпу обучения умственно отсталых детей. Эти факты объясняютсяслабостью процессов возбуждения и активного внутреннего торможения, котораявозникает вследствие патологического изменения функционального состояниявсех нервных клеток коры головного мозга, вызванного различными егопоражениями. Поражения головного мозга могут привести к преимущественномуослаблению одного из нервных процессов – возбуждения или торможения. У детей, перенесших поражение головного мозга, часто возникаютсостояния охранительного торможения, которые иногда носят мерцающийхарактер, а иногда длятся целые месяцы и даже годы. Пока это состояниедлится, умственная работоспособность ребёнка оказывается резко сниженной. Знание механизма фазовых состояний необходимо для исключениядиагностических ошибок. Известны случаи, когда ребёнок, обучающийся вклассе для глубоко умственно отсталых детей, после летнего отдыха вдругусваивал материал как дебил; а ребёнок, неспособный усвоить программныйматериал 1-2 кл. в массовой школе, затем плохо обучающийся в 1 кл.вспомогательной школы, оказывался вдруг настолько сообразительным иработоспособным, что вновь вставал вопрос о его возвращении в массовуюшколу. Среди особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детеймногие исследователи (М. С. Певзнер, В. И. Лубовский) отмечают выраженнуюинертность. Выработка новых условных связей резко замедленна. В. И.Лубовский говорит, что особенно инертными оказываются упрочнённые словесныесвязи. [39] У всех умственно отсталых детей отмечается нарушение взаимодействияпервой и второй сигнальных систем, связанное с недоразвитием второйсигнальной системы. Экспериментальные исследования, посвящённые анализуроли второй сигнальной системы в замыкании новых условных связей унормальных и умственно отсталых детей, были проведены сотрудниками иучениками профессора А. Р. Лурии. Таким образом, среди особенностей высшей нервной деятельности умственноотсталых детей можно выделить: слабость процессов возбуждения и торможения,их инертность, склонность к частому охранительному торможению инедоразвитие второй сигнальной системы.2. Характеристика ощущения, восприятия и памяти у школьников с нарушением познавательной деятельности “Ощущения и восприятия – первая ступень познания окружающего мира”[1],которая остаётся важной на протяжении всей жизни. У детей с поражённойнервной системой процессы ощущения и восприятия формируются замедленно, сбольшим количеством особенностей и недостатков. Замедленность иограниченность восприимчивости, свойственные умственно отсталым детям,оказывают огромное влияние на весь ход их психического развития. Особенности восприятий и ощущений детей с нарушением интеллекта былидетально изучены и описаны Э. С. Бейн, К. И. Вересотской, Э. А. Евлаховой, Е. М. Кудрявцевой, М. М. Нудельман, И. М. Соловьёвым и др. Одно из фундаментальных исследований К. И. Вересотской убедительнодоказало, что у умственно отсталых детей темп зрительных восприятийзамедлен. Это удалось выяснить в ходе ряда экспериментов с использованиемспециального прибора – тахистоскопа, позволяющего точно дозировать времяпредъявления картинок. После проведения опытов учёные предположилизамедленность у умственно отсталых детей и других видов восприятий. Исследования М. М. Нудельмана, И. М. Соловьёва и др. доказали, чтонаряду с замедленностью темпа восприятий, у детей с нарушением интеллектанаблюдается значительное сужение объёма воспринимаемого материала.Например, в одном и том же видимом через окно городском пейзаже умственноотсталые дети “усматривали” меньше предметов, чем нормальные. И. М.Соловьёв объясняет слабость обозрения особенностями движения взора: то, чтонормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно. Узостьвосприятия мешает ребёнку ориентироваться в новой местности, в непривычнойситуации. Умственно отсталый ребёнок не может уловить смысла происходящегои часто оказывается дезориентированным. Исследования Э. А. Евлаховойпоказали, что дети с нарушением интеллекта не различают выражений лицлюдей, изображённых на картинах и что “чтение” картин, их понимание вообщепредставляет для них значительную трудность. Данные многих экспериментальных исследований говорят о том, чтоумственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании.Например, по данным Е. М. Кудрявцевой, ученики 1 класса вспомогательнойшколы принимают белку за кошку, компас за часы и т. п. Исследования Ж. И. Шиф показали, что у детей с нарушением интеллектаразличение цветов и их оттенков также нарушено. Они объединяют в одну и туже группу множество мало сходных оттенков. Н. М. Соловьёв обнаружил у данного контингента детей выраженныезатруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. То естьвоспринятый предмет им легче отнести к категории рода, чем к категориивида. Например, к квадратам и треугольникам они относят и прямоугольники, иромбы, и другие фигуры, у которых есть углы. Перечисленные факты говорят о выраженной недифференцированностиощущений и восприятий детей с нарушением познавательной деятельности. Ещё одной особенностью умственно отсталых детей является инактивностьпроцесса восприятия. У них нет стремления рассмотреть воспринимаемыйпредмет, разобраться в его деталях. Эта особенность обнаружилась в опытахК. И. Вересотской. В перевёрнутых предметах ученики вспомогательной школыузнавали совсем иные предметы, якобы находящиеся в обычном положении, им нехватало активности восприятия, необходимой для мысленного распознаванияположения предмета в пространстве, его мысленного “переворачивания”. Выделенные выше особенности изучены в основном на примере зрительноговосприятия, но, несомненно, они относятся и к слуховым, и к кинестетическимощущениям и восприятиям, что препятствует нормальному физическомуразвитию, развитию речи и мышления умственно отсталых детей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.