ОТЧЕТ о преддипломной практике на ЧАСТНОМ ПРИРОДООХРАННОМ УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ПВФ-КОВЧИЦЫ» СОДЕРЖАНИЕ Введение ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОДУКЦИИ 1.1 Назначение продукции, производимой предприятием, уровень качества, цены, экспортные возможности 1.2 Рынки сбыта продукции, производимой предприятием, производственная мощность 1.1.3
Конкурентоспособность цены предприятия 1.4 Организация маркетинговой службы на предприятии, изменение номенклатуры и ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка. 1.5 Общая характеристика кадрового состава и его динамика 1.6 Общая характеристика ОФ и обеспечение материально – техническими ресурсами 1.7 Расчет выручки от реализации продукции 1.8 Налоги, выплачиваемые предприятием.
Финансовая устойчивость предприятия 1.2 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.3 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.4 ПЛАНИРОВАНИЕ 1. Планирование социально-экономического развития 4.2 Оперативно-производственное планирование 4.3 Разработка проекта плана производства по номенклатуре на год 1.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 1. Планирование на предприятии 2. Предполагаемая программа перспективного развития предприятия Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Местом прохождения практики является Частное природоохранное унитарное предприятие «ПВФ-Ковчицы». Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных за время
обучения в институте, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях перехода предприятий к рыночным отношениям, а также сбор и анализ информации по теме дипломной работы. Задачи практики: - изучение и анализ всех видов деятельности предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям; - ознакомление с содержанием и овладение навыками технико-экономического планирования и разработки планов экономического и социального развития предприятия; - приобретение практических навыков
анализа экономических процессов, обоснования и выбора управленческих решений в конкретных производственных ситуациях; - ознакомление с экономико-математическими методами и электронно-вычислительной техникой, используемой в прогнозировании, планировании, управлении и организации производства; - систематизация и анализ фактической информации для ее дальнейшего использования в процессе написания дипломной работы. 1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОДУКЦИИ Частное природоохранное унитарное предприятие «ПВФ-Ковчицы» 247424, Гомельская область, Светлогорский район д. Ковчицы-1, ул. Чапаева, 31. УНН 490319079 р/с 3012137089016 в Светлогорском отд. ОАО «Белвнешэкономбанк» код 218. тел. 8-(02342)68080. Зарегистрировано работающих 12 человек.
Образовано 19 мая 2004 года. (Данная структура действовала с 1999 года без образования юридического лица.) Основной вид деятельности предприятия – лесозаготовки. Лиц №04010/0073034 от 30.08.2004г. На настоящий момент ставит перед собой семь главных целей: I. Максимально возможная прибыль II. Обеспечение и благосостояние рабочих III. Положение на рынке IV. Максимальная производительность
V. Разработка, производство продукта и обновление технологий VI. Внедрение дополнительных производственных единиц VII. Благосостояние района Продукция предприятия – древесные материалы в виде кругляка (деловая древесина, пиловочник мягколиственный, техсырье, фансырье). Таблица 1 - Цены на деловую древесину фансырьё и отходы на техсырье в 2004г
Метраж 3,3 6,1 12,2 Цена за м3 без НДС Порода И Диаметр Сосна/ель 14-24 - 49920 41000 24 и выше - 47600 Береза 14-24 41240 34370 - 24 и выше 46140 38450 - Ольха 14-24 41240 34370 - 24 и выше 46140 38450 - осина 14-24 41240 34370 - 24 и выше 46140 38450 - Отходы 10750 Таблица 2 - Цены на основные услуги предприятия
УСЛУГА Ассортимент Трелевка 1м3 Крыжование 1м3 Погрузка/ сортировка 1м3 Вывоз (1м3 на 1км) Сосна/ель 1000 Ольха 1000 Береза 1000 Осина 1500 Дровяные 1. Назначение продукции, производимой предприятием, уровень качества, цены, экспортные возможности Основное назначение продукции предприятия – это сырье для дальнейшей технологической
переработки. В зависимости от уровня качества, продукция предприятия может направляться на переработку для производства доски, в том числе половой, для производства вагонки, плинтусов и так далее; на переработку для производства мебели; на переработку для производства современных строительных материалов; для использования в качестве топлива. Технологический уровень качества конечной продукции (кругляка) зависит от качества исходного сырья (леса на корню), его возраста, ассортимента, типа местности, кислотности почвы.
Важным вопросом является давность отвода лесосеки, так как отведенные годовые лесосечные фонды полностью не вырубаются и уходят в остатки из года в год, а лес тем временем стареет, ломается, гниет. А последнее почему – то не входит в счет при переоценке и в итоге предприятие покупает лесосеку одного уровня качества, а получает автоматически другого, и в итоге большие разбежки между планом и фактом. Немаловажным аспектом, вытекающим из вышеназванного, является оценочная стоимость самого исходного
сырья, так как оно составляет самую большую затратную часть калькуляции, что на начальном этапе становления играет самую важную роль для малого предприятия из – за ограниченности финансовых ресурсов и нереальности кредита банка. Самый дорогой лес находится вблизи железнодорожных путей сообщения, независимо от того, есть ли на ветке погрузочная станция, ему присваивается чаще первая категория, по существу, тоже неправильный подход, так как категория леса должна соответствовать его исходному качеству, либо типу местности (почвы).
Что касается экспортных возможностей предприятия, то государство, начиная с 1999 года сдерживает экспорт леса кругляка заграницу, предоставляя тем самым возможность безубыточно перерабатывать сырье внутри республики и экспортировать только конечную продукцию. Выдача же лицензий на распиловку древесины с 2003 года отменена. В нынешнем году правительством был разработан ряд различных никому не выгодных, за исключением некоторых
заинтересованных структур, положений, которые по состоянию на 1 марта 2005 года полностью, либо частично парализовали деятельность не только заготовителей и частных переработчиков, но и крупнейшие государственные предприятия, в том числе и ГЛХУ. Зато у концерна «Белресурсы» появилась возможность торговать лесом- кругляком через биржу по завышенным ценам, в том числе и на экспорт. Из всего вышесказанного, экспортных возможностей для нашего предприятия пока не наблюдается.
Что касается цен на продукцию то здесь необходимо уяснить один парадоксальный момент: все предприятия - переработчики просят за лес кругляк максимально высокую цену (по уровню рентабельности для предприятия – лесоруба до 30%). Таким образом, цены по безналичному расчету колеблются в пределах от 30 до 70$ за кубический метр. Совсем другая ситуация с наличным расчетом (с закупками от населения) в данном случае лесосырьевые базы, переработчики устанавливают цену до 20$ по франко – лесосеке.
В нынешних условиях хозяйствования самые высокие закупочные цены у крупных производителей, у госструктур. От них же и самые долгие сроки ожидания оплат и обивания порогов. К тому же любимое занятие госпредприятия – это бартер готовой продукцией по розничной цене, что ставит в труднейшее положение лесозаготовителя. Госструктуре не только не предъявишь штрафные санкции, но и вообще зачастую не вернешь и собственных средств. При этом даже заявление на должника в налоговую инспекцию,
либо в хозяйственный суд ни к чему не приводят. Открытым текстом дают понять, что сверху им приказано не мешать «работать» госпредприятиям. Отсюда и вытекает беспредел, так как за свои договорные обязательства госструктуры не отвечают, а с других, частных структур требуют по полной программе. Намного проще и прозрачнее отношения с частными структурами, что в определенной договоренности выстраивает логическую бесперебойную цепочку, работать в которой значительно проще, даже если и цены на порядок
ниже государственных. При наличии стабильно работающей системы, реализовать продукцию не составляет труда, так как пока что предприятия работают не на полную мощность. 1.1.2. Рынки сбыта продукции, производимой предприятием, производственная мощность Рыночные возможности предприятия таковы, что при любом раскладе, конечная продукция предприятия остается востребованной как у государственных производителей, так и у частного сектора, в том числе и населения.
Немаловажную роль в данном обстоятельстве играет тот факт, что отечественные производители из – за нехватки сырья работают не на полную мощность. Крупнейшие предприятия госсектора с радостью готовы забрать любую продукцию предприятия, однако в работе с ними настораживает факт отсрочек платежа и всевозможные бартеры. Что касается дел с частными структурами, то здесь уже давно существует определенная договоренность и осведомленность, что, где, за сколько купить либо продать ту или иную продукцию.
На настоящий момент продукция предприятия ориентирована на продажи в частные структуры, по производству мебели в Минске и Гомеле, на Минскую лесосырьевую базу, на местных потребителей («Данбел» и «Сосновый бор»), на население. При этом поставки на данные точки сбыта составляют не более 50% от требуемого, отсюда возможности и резервы дальнейшего роста. Таблица 3 – Месячное обеспечение рынков сбыта в 2004 г Рынок сбыта
Потребность Куб/мес Фактический сбыт Куб/мес Покрытие рынка Минск/Гомель 800 600 75% «Данбел» / «Сосновый бор» 200 180 90% ЛСБ 750 200 26% Население 200 150 75% Производственные мощности предприятия находятся на этапе роста. Как видно из таблицы, ныне предприятие не в силах удовлетворить потребности существующего рынка сбыта. В ближайшую перспективу планируется увеличить производственную мощность в 3-4 раза, вместе с тем расширить
рынок сбыта основной продукции как минимум, вдвое. Главным образом, это произойдет за счет привлечения дополнительной рабочей силы и полной загруженности производственного оборудования. Обеспечение того или иного рынка сбыта зависит от характера производимой покупателем продукции, и соответствия требований покупателя нашим возможностям в конкретном промежутке времени. К примеру, в 2002 – 2003 годах предприятие, обладая меньшей численностью занятых и техники
(2 пилы, 2 трактора и 6 работников) в месяц делали намного больший объем работ, нежели сейчас. Это зависит не только от того, как качественно и добросовестно работник относится к своей работе, но и от внешних факторов, в первую очередь от деятельности государства в данной сфере. Так в 2002-2003 годах доступ к лесу был не ограничен законодательными актами, был больший выбор, работа на конкретный заказ, отсюда, меньше простоев на оформление лесосек и ниже цена.
Таблица 4 – Объемы производства и прибыль в 2002-2003 годах Объем производства и сбыта 2002 Цена за куб без НДС 2003 Цена за куб без НДС Выручка Затраты 2002 Прибыль 2002 Затраты 2003 Прибыль 2003 м3 м3 02 03 Береза 3400 24000 2200 28000 8160 6160 57120000 24480000 4620 1540 Ольха 2300 24000 2250 28000 5520 630 38640000 16560000 47250000 15750000
Ель/сосна 6270 35000 2800 45000 219450000 1260 153615000 65835000 9450 3150 Осина 0 15000 0 20000 0 0 0 0 Итого 11970 7250 356250000 25060 249375000 106875000 187950000 62650000 Таблица 5 – Объемы производства м3 ближайших конкурентов в 2002-2004 годах Предприятие 2002 2003 2004 ОДО «ВВТ» 2500 2000 560 Ковчицкое лесничество 6000 4000 5200 ЛСБ 8700 9000 11000
Леспромхоз 6000 4500 5000 Что касается работы ОДО «ВВТ», то характерным недостатком можно назвать отсутствие надежной материально – технической базы и привлечение ресурсов со стороны, отсюда ниже производительность и выше затраты. В работе лесничеств также имеются свои недостатки. В первую очередь – это отсутствие технической базы, и большое наличие невооруженной рабочей силы. (на 10 работников всего 2 пилы и 1 трактор), отсюда низкие показатели в работе.
Леспромхоз, некогда сильнейшая организация, ныне не может обеспечить продукцией даже Фандок. Главным образом, это зависит от того, что всем предприятиям запрещается использовать технику на гусеничном ходу, которой заготавливали лес во все времена. Головное управление находится далеко от мест рубок, ежедневно из рабочего времени до 3 часов тратится на дорогу. Лесо – сырьевая база на настоящий момент самый сильный конкурент, имеет достаточно ресурсов
для наладки любого производства. Отличается большой мобильностью, использует в работе в основном, местную рабочую силу, заключая сдельные трудовые договора, имеет разрешение сверху на разработку лесосек. 1.1.3. Конкурентоспособность цены предприятия Ситуация в данной отрасли такова, что цена на продукцию предприятия устанавливается в зависимости от спроса и предложения леса – кругляка, фактически реальную цену продукции устанавливает не предприятие - заготовитель, а переработчик, который непосредственно
потребляет данную продукцию, и ГЛХУ, которые служат ориентиром в установлении цен пола и потолка. Предприятию лишь приходится подстраивать свою цену к цене потребителя, изменяя тем самым свою прибыльную часть. Цена предприятия конкурентоспособна в том случае, если соответствует цене потребителя. Таблица 6 – средний уровень цен на основную продукцию в 2002-2004 годах Порода Цены 2002 2003 2004 Хвоя 35000 45000 55000 Ольха 24000 28000 32000
Береза 24000 28000 36000 Осина 15000 20000 36000 Как видим из таблицы, цена растет в том случае, когда увеличивается ценность продукции. 1.1.4 Организация маркетинговой службы на предприятии, изменение номенклатуры и ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка. Вопросы маркетинговой службы на начальном этапе решаются руководителем предприятия. Главным образом это зависит от специфики самого производства, от наличия уже прочно слаженных каналов
сбыта, от небольших объемов производства (1000 м3 в месяц). Анализ составляющих "спрос-предложение" по предприятию свидетельствует о том, что проблема формирования портфеля заказов на древесину отсутствует. Проблема состоит более в удовлетворении спроса, чем в получении заказов, которая связана с решением следующих задач: а) увеличения объема производства высококачественной древесины; б) продажи древесины
по цене, обеспечивающей рентабельность предприятия, и одновременно являющейся конкурентоспособной на каждом рынке сбыта. Номенклатура и ассортимент продукции меняется в зависимости от требований покупателей (по договоренности) и от наличия возможности самого производства (наличие нужной лесосеки). Вообще наибольшим спросом пользуется древесина твердолиственных пород (ясень, дуб, клен). Такая продукция в Беларуси дефицитна, так как самих фондов очень мало (до 6000 000 м3).
Заготавливать такую продукцию можно только при наличии отдельной лицензии и только госструктурам. Предприятия готовы отдавать за такую продукцию от 150 $ за куб. Высоким спросом пользуется древесина хвойных пород (от 20 до 70 $ за куб) в зависимости от условий покупки. Стабильным спросом пользуется фансырье (береза, ольха) с ценами от 15 до 45$) за куб. Меньшим спросом пользуется осина и граб, как древесина, наиболее пригодная под техсарье с ценами от5
до 20$ за куб. Тем не менее, за качественную осину предприятия - переработчики дают до 40$ за куб. Сближение спроса на древесину и ее предложение возможны только путем расширения производства, которое рассмотрено в разделе: «План производства». Проводимая маркетинговая работа по закреплению на существующих рынках сбыта, а также по поиску новых, позволила сформировать портфель заказов на поставку древесины в 2005г. в объеме 20000м3. (в 2004 году на этот период было заключено договоров на поставку 6000м3).
Для реализации имеющихся возможностей и поиска новых, а также просто с целью информирования на предприятии ведется работа по созданию собственного Интернет – сайта. С помощь его планируется увеличить объемы выпуска и реализовать инвестиционные проекты. Несмотря на значительное превышение спроса на продукцию по сравнению с предложением, предприятие не может самовольно устанавливать цены на свою продукцию, а только в соответствии с прогнозными индексами
изменения стоимости строительных материалов, доводимых Минстройархитектуры в начале каждого года на планируемый год. Успешная продажа товара связана с укреплением уже сложившихся отношений с постоянными оптовыми покупателями. С этой целью совершенствуется система оплаты за отгружаемую продукцию: практикуется для отдельных покупателей предоставление отсрочки платежей. Тем не менее, с некоторыми потребителями работа будет вестись по 100%
предоплате. 1.1.5 Общая характеристика кадрового состава и его динамика Что касается кадрового состава предприятия то можно представить следующую постоянную структуру: Рис. 1.1. производственная структура предприятия Предприятие находится в сельской местности, текучести кадров не наблюдается. Персонал предприятия ранее так или иначе был связан с данной сферой деятельности (работа в лесничествах и леспромхозах), у людей имеется определенная закалка, что немаловажно, так как
в лесу больше всего ценится аккуратность, внимательность и привычка. Работа с кадрами осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, Трудовым кодексом РБ и другими методическими материалами по вопросам, связанным с организацией управления персоналом: приказами и распоряжениями директора предприятия, уставом организации, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка. Осуществляется практическая реализация кадровой политики,
комплектование предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации, их подбор, отбор и расстановка согласно утвержденному плану и штабному расписанию. В вопросы кадровой политики входит обеспечение заинтересованности каждого работающего в конечных результатах так как во-первых: заработная плата сдельно-повременная: работник за каждый рабочий час получает от 400 до 900 рублей, за выработку с каждого куба от 300 до 500 рублей, тем самым проявляется мотивация работников
к труду, ведь по существу если в бригаде каждый будет четко и быстро выполнять свою работу, работать в цепочке, будет заинтересован в конечном результате, то и выработка естественным образом будет увеличиваться, что уже немаловажно для самого предприятия, так как идет экономия на постоянных издержках, ускоряется оборачиваемость средств. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала в 2004 г. составляет 12 человек, из них рабочих 10 человек или 83%.
Численность руководителей, специалистов и служащих составляет 2 человека, а соотношение ИТР и рабочих равно 1:10. – достаточно высокий показатель, (к примеру в лесничестве это 1:3) Средний возраст работников производства 22-45 лет, т.е. работники, имеющие опыт работы и способные себя реализовать до пенсионного возраста. Именно на этот контингент возлагается в дальнейшем надежда на повышение эффективности производства. Режим работы предприятия односменный и полностью зависит от погодных условий.
1.1.6 Общая характеристика ОФ и обеспечение материально – техническими ресурсами Основные фонды предприятия имеют свою специфику предприятия – лесозаготовителя и составляют с учетом последней переоценки 63 690 000 рублей. Степень износа основных фондов составляет 30%. Таблица 7 – Характеристика основных фондов по состоянию на 01.01.2005г Вид фондов Кол-во Бал. Стоим. Износ Остаточная стоимось %
На сумму На сумму % Бензопила 4 3630000 15 544500 3085500 85 Трактор МТЗ 4 3960 30 11880000 27720000 70 ДТ 75 1 850 10 850000 7650000 90 ЗиЛ 2 930 38 3534 5766000 62 Прицепы 6 880 50 440 440 50 Данных фондов достаточно при 100 % загруженности для производства 2000 м3 древесины в месяц. Вся техника постоянно находится и поддерживается в технически исправном состоянии, так как достаточно
средств и внимания к данному вопросу уделяется со стороны руководства. Единственный минус в работе предприятия, который необходимо перечеркнуть в ближайшем будущем это отсутствие «Фискарса», который представляет собой гидроманипулятор, установленный на вездеходе. Данная установка позволяет сократить время на сортировку древесных материалов, их погрузку и выгрузку, а также предполагает возможность самостоятельной доставки до 80 кубических метров в день.
Обеспечение материально техническими ресурсами происходит за счет собственных средств предприятия. В частности, на начальном этапе стартовым толчком явились средства уставного фонда и наличие уже сформированной материально – технической базы. Что касается вопроса обеспеченности предприятия оборотными средствами, то и здесь большую роль играет специфика производства и расположение предприятия. Прежде всего необходимо сказать о том, что оборотные средства составляют:
1 лесосека; 2 расходные к бензопиле; 3 горюче-смазочные материалы. Обеспечение оборотными средствами 1 уровня возможно за счет собственных средств, за счет кредита банка и за счет предоплаты за будущую продукцию. Обеспечение оборотными средствами 2 и 3 уровня происходит за счет собственных средств исходя из потребности, рассчитанной из объема лесосеки. 1.1.7. Расчет выручки от реализации продукции Изначально предприятие занимается исключительно лесозаготовительной
деятельностью. Балансовая прибыль предприятия имеет отличительные черты в зависимости от ассортимента продукции. Важнейшим фактором в расчете балансовой прибыли предприятия является первоначальная сортная стоимость лесосеки, по которой определяется стоимость самого сырья. Как ранее упоминалось, при расчете стоимости лесосеки не исключены ошибки, как при пересчете количества деревьев, так и при переоценке лесосеки спустя некоторое время, поэтому наблюдаются разбежки в плановых
и фактических калькуляциях. Следующий момент - это калькуляция самих услуг по заготовке (себестоимость услуг) и налоги из выручки от реализации. Прибыль предприятия рассчитывается обратным счетом, когда уже известна ориентировочная отпускная цена и затратная часть. Особенность: лес на корню продается по ценам без НДС. Предприятие при продаже лесоматериалов должно включить
НДС на всю затратную часть. Затратная часть услуг изменяется в зависимости от сложности работы. Фактически при в зависимости от сложившихся обстоятельств, балансовую прибыль предприятия можно как увеличить в 5 раз та к во столько же и снизить. Таблица 8 – Структура затрат по производству древесины Статья Сумма Дрова Пиловочник мягколиственный Пиловочник хвойный
Осина деловая Материалы на корню 190 7946 23315 1746 Дизельное топливо 1915 300 200 2500 Бензин 250 100 50 450 Смазочные материалы 130 40 20 200 Итого материалов 2485 8386 23585 4896 Техническое обслуживание 454 100 50 454 Заработная плата производственных рабочих 2000 900 400 2000 Отчисления в ФСЗН 720 324 144 720 Чрезвычайный налог и отчисления в
ФСЗ 100 45 20 100 Обязательные страховые отчисления 22 9,9 4,4 22 Амортизация 180,9 40 40 180,9 Накладные расходы 625 30 30 625 Себестоимость 6586,9 9834,9 24273,4 8997,9 Прибыль 3728,8 1401,463271 -804 35396,62 НДС 1936,525 2109,355932 4369 8334 ОРЦФ 322,7542 351,559322 728 1389 ОМЦФ 120,0108 130,7214746 279 516,4765 Отпускная цена 12695 13828 28845 54634
Таблица 9 – Основные прогнозные показатели деятельности предприятия в 2005-2006 годах № пп Наименование показателя 2005г. 2006г Показатели Объем производства Показатели Объем производства 1 Выручка от реализации продукции (без НДС), руб. 3580 10000 м.3 1170 26000 м3 2 Прибыль от реализации продукции,руб. 10740 3510 3 Рентабельность реализованной продукции, % 30% 30% 4
Затраты на 1 руб. произведенной и реализованной продукции, руб. / коп. 0,7 0,7 1.1.8 Налоги, выплачиваемые предприятием. Финансовая устойчивость предприятия Что касается вопроса налогообложения, то на данном предприятии льгот в налогообложении нет, то есть уплачиваются в полном объеме все налоги из выручки и из прибыли. Согласно учетной политике продукция считается реализованной по моменту отгрузки.
Уплата налогов производится в месяце, следующем за отчетным одновременно со сдачей отчетов (не позднее 17 числа). Налоги рассчитываются из общей суммы отгруженной за месяц продукции, путем суммирования итоговых сумм по товарно – транспортным накладным. Налог на добавленную стоимость является основным видом косвенного налога, включаемого в отпускную цену продукции и уплачиваемого предприятием в бюджет. В 2005г. ставка данного налога при реализации продукции на внутреннем рынке, входящего в состав стоимости
сырья, топливно-энергетических и других материальных ресурсов и услуг производственного характера, а также уплачиваемого при ввозе импортного оборудования установлена в размере 18%. Начиная с 2005г предприятие в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь уплачивает из выручки от реализации товаров (работ, услуг): - сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбора на финансирование расходов, связанных
с содержанием и ремонтом жилищного фонда (0,40%); - сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (2%); - налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды (1%); - сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (0,5%). Уплата вышеназванных сборов и налогов из выручки производится единым платежом в размере 3,9%. Сумма налогов меняется в зависимости от изменения объёмов выручки от реализации продукции.
Основные налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции: ► чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости населения вносится единым платежом в размере 4% от фонда оплаты труда всех категорий работников; ► отчисления в фонд социальной защиты населения – 35% от фонда оплаты труда; ► отчисления по обязательному страхованию – 1% от фонда оплаты труда; ► налог на землю (за использование предоставленного земельного участка),
размер которого может корректироваться местными исполнительными комитетами; ► экологический налог (за пользование природными ресурсами, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду); Суммы налогов зависят от налогооблагаемой базы. Налоги из прибыли. ● налог на недвижимость, уплачиваемый из прибыли в размере 1,3% годовых от остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных фондов и объектов незавершённого строительства; ● налог на прибыль по ставке 24%
от балансовой прибыли, уменьшенной на сумму налога на недвижимость; ● местные целевые сборы (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры и пр.) в среднем по годам реализации проекта не превышают 4 % чистой прибыли. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, представляет собой разницу между балансовой прибылью и налогами, уплаченными из прибыли. Чистая прибыль предприятия является источником погашения процентов и основного долга по долгосрочному
кредиту банка. Модернизация цементного производства и рост производственной программы обеспечивает постепенное наращивание суммы отчислений в республиканский бюджет и во внебюджетные фонды, начиная с 2006г. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, представляет собой разницу между балансовой прибылью и налогами, уплаченными из прибыли. Финансовая устойчивость предприятия – показатель, напрямую зависящий от работы предприятия, а именно от перерывов в работе.
Если предприятие работает даже на треть своей мощности, средств достаточно для того, чтобы покрывать текущие обязательства, если предприятие останавливается, а именно это и случилось вследствие неопределенности политики министерства лесного хозяйства, начинают расходоваться средства на счету на выплаты заработной платы, что самым непосредственным образом снижает не только финансовую, но и вообще любую устойчивость любого предприятия, а при достаточно продолжительном простое, может вообще сделать его неплатежеспособным.
1.2 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НА ПРЕДПРИЯТИИ НТП предприятия на стадии становления не выражен. Это проявляется через систему производства стандартными средствами. В работе используются промышленные бензопилы шведского производства и усовершенствованные специально для леса колесные трактора. От прочих аналогичных предприятий, в том числе и лесхозов отличается достаточно сильной материально-технической базой и потенциалом.
Что касается использования в работе НТП – это специальные захваты для трелевки – разработка БГТУ совместно с МТЗ, изготовленные по макету самостоятельно и отличающиеся большей прочностью. По существу захват представляет собой рамку с когтями и двумя гидравлическими цилиндрами. Устройство крепится на навеску сзади трактора и позволяет водителю самостоятельно цеплять хлысты для трелевки. Кроме того, сама установка обеспечивает большую проходимость трактора, так как приподнятый
навеской хлыст дает большую нагрузку на задний мост трактора, обеспечивая тем самым большую сцепку с почвой. Данное достижение освобождает от работы как минимум 2 человек, что значительно сокращает фонд заработной платы, как одну из наиболее затратных частей для малого предприятия. Перспективной идеей для данного предприятия при наличии средств является организация производства топливных гранул (экологически чистое экспортное топливо). В
Европе данные производства работают 5 лет, в Беларуси пока работает только одно такое предприятие. Сырья для производства более чем достаточно, себестоимость низкая, отдельной лицензии для производства не нужно, экспортные возможности высокие. Вопрос заключается в финансировании и отработке технологии. В своем производстве на настоящий момент предприятие использует только передвижные источники загрязнения выхлопными газами (трактора, автомобили, бензопилы).
Естественно объемы выхлопов сравнительно невелики. Что касается планируемого производства топливных гранул, то воздействие предприятия на окружающую среду уменьшится еще больше и позволит уменьшить объемы загрязнений от сжигания отходов древесины, в том числе и других предприятий, так как сами отходы и являются сырьем для производства гранул. К тому же рассматривается в перспективе полностью переключиться на данное производство, тем более,
что со стороны государства в настоящий момент усложнился доступ к древесине. 1.3 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ Управление предприятием полностью осуществляется его непосредственным руководителем, который самостоятельно занимается не только планированием, управлением, контролем, но и ведением бухгалтерского учета и для лучшей мотивации непосредственной работой на лесозаготовках. Отсутствие развитого аппарата управления главным образом – финансовый вопрос.
На первых порах предприятию достаточно трудно содержать даже рядового бухгалтера, так как все средства направлены в производство. Учет на предприятии и прочая документальная работа ведется с помощью компьютера. Автоматизация учета ведется с помощью электронных таблиц. Самые простые электронные таблицы рассчитывают калькуляции, считают и начисляют заработную плату со всеми начислениями, ведут полный учет производства и реализации, рассчитывают налоги.
Заполнение всех форм отчетности автоматизирована. При небольших объемах на начальном этапе этого вполне достаточно. Расширение организационной структуры планируется при расширении производства, переключении на новое. В настоящий момент директор выполняет следующие функции: 1) организует всю работу предприятия 2) несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового
коллектива 3) представляет предприятие во всех учреждениях и организациях 4) распоряжается имуществом предприятия 5) заключает договора 6) поиск поставщиков материала 7) сбыт продукции (т.е. поиск клиентов) 8) издает приказы по предприятию в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников 9) применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия 10) разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия, определяет пути устранения недостатков 11) ведет оперативный статистический учет.
12) разрабатывает калькуляции, планирует нормы 13) проводит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия 14) разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, улучшению использования производственных фондов, выявлению и использованию резервов на предприятии 15) участвует в разработке технико-экономических нормативов и конкретных показателей по экономическому стимулированию и др. 16) осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными
ресурсами 17) устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия 18) производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением необходимого сырья, топлива, материалов и т.д. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом 19) разрабатывает штатное расписание 20) составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет
контроль за их выполнением, 21) разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы 22) разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения 23) контроль за техникой безопасности и дисциплиной Функции управления на производстве, главным образом, выполняет лесотехник. Он же и бригадир. В его основные задачи входит: Организация выполнение плана 1) выпуск высококачественной
продукции и ее совершенствование 2) внедрение в производство новейших достижений науки и техники 3) механизации и автоматизации производственных процессов 4) разработка технологических карт рубок 5) соблюдение установленной технологии 6) осуществление оперативного контроля за ходом производства 7) разработка календарных графиков работы 8) устранение причин, нарушающих нормальный режим производства 9) осуществление контроля за комплексностью и качеством готовой продукции 10) организует контроль за расходом поступающего
на предприятие сырья, материалов и др. 11) отвечает за работу бригады 12) решает внутрибригадные проблемы 13) отвечает на вопросы рабочих 1.5 ПЛАНИРОВАНИЕ 1.4.1. Планирование социально-экономического развития Основной стратегией деятельности предприятия по выполнению плана социально-экономического развития на 2005-2006 годы является рост выпуска конкурентоспособной продукции. Предприятие имеет все необходимые предпосылки и условия для этого.
Реализацию этой стратегии предусматривается осуществлять за счет: - снижения затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг); - развития и совершенствования маркетинговой деятельности В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010г утвержденными Постановлением Совета Министров 3 апреля 2000г. № 445, объемы заготовок древесины должны увеличиться
по сравнению с 2001г. на 2,1 млн. куб. м, а выпуск продукции лесопромышленного комплекса в 1,6 раза. В такой же пропорции прирастет экспорт. 1.4.2. Оперативно-производственное планирование Оперативно – производственное планирование предназначено для создания условий согласованной работы подразделений предприятия путем регламентирования во времени производственного процесса. Регламентирование достигается оперативными планами и графиками производства, которые устанавливают
сроки выпуска готовой продукции. Основное требование к оперативно-производственному планированию—создание условий для выполнения плановых заданий предприятия при согласованной и ритмичной работе звеньев производственной системы. На предприятии применяется система планирования, которая характеризуется последовательным выполнением всех производственных мероприятий. (валка – обрубка – чокеровка – трелевка – уборка – крыжование – складирование / сортировка – отгрузка / вывоз). Планово-учетной единицей является закубатуренная складированная или
отгруженная продукция. 1.4.3. Разработка проекта плана производства по номенклатуре на год Проект плана производства составляется с календарным распределением (разбивкой по кварталам). Календарное распределение годовой программы должно обеспечивать: - установленные сроки выпуска продукции; - увязку стоимостных и натуральных показателей плана; - максимально возможное использование производственных мощностей оборудования в каждом месяце; - создание предпосылок для организации ритмичной работы предприятия.
В качестве принципа распределения определено равномерное нарастание выпуска продукции пропорционально числу рабочих дней и росту производительности труда по месяцам. ПЭО предприятия анализирует конкретные заявки и производит расчет проекта годового плана по объемам и доводит их до всех компетентных на предприятии лиц, которые высказывают свое компетентное мнение, после чего производятся окончательные расчеты объемов
Утвержденный план производства является основанием для расчета комплексного плана организационно-технических мероприятий по производству. Таблица 10 – План производства древесины в 2005 году Номенклатура годовой объем 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Хвоя 1500 200 50 50 150 300 350 100 100 50 50 50 50 Ольха 3000 400 500 500 600 0 0 0 0 0 0 400 600 Береза 5850 50 50 500 600 600 650 700 700 800 600 400 200
Осина 500 200 300 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 10850 850 900 1050 1350 900 1000 800 800 850 650 850 850 План производства разработан ориентировочно исходя из требуемых объемов древесины, исходя из возможностей разработки в определенный месяц, исходя из наличия отведенных под разработку лесосек. 1.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА Производство на предприятии организовано таким образом, чтобы все его участники были заинтересованы в его конечных результатах.
В процессе выполнения работы каждый знает свое место и перечень должностных обязанностей. Перечень выполняемых обязанностей указан в трудовом контракте либо в должностной инструкции. Данный момент в конкретном случае относится более к соблюдению правил и норм техники безопасности на лесосеке. Продолжительность рабочего дня зависит от погодных условий, простои по вине работника покрываются сверхурочно всей бригадой. В процессе выполнения работ строго регламентирован технологический цикл,
нарушение которого грозит штрафными санкциями не только работнику, но и руководству предприятия. Вся разъяснительная работа ведется непосредственно руководителем. Вопросы организации труда на участке решаются бригадиром или технологом. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 2.1. Планирование на предприятии Процесс планирования заключается в полном расчете результатов предстоящей деятельности, в зависимости
от масштабов, на месяц, на квартал, полугодие. Будущий план включает в себя все, начиная с затрат на топливо и расходные к бензопиле, заканчивая расчетом налоговых платежей и прибыли. Источником информации для данного планирования служат нормы, калькуляции, опыт работы прошлых лет, нормативно – правовая база. Немаловажную роль в поиске источников информации играет Интернет. Поскольку предприятие считается производственным, продукция которого так или иначе пользуется
повышенным спросом, в процессе планирования, главным образом, больше внимания уделяется вопросам производства а не реализации, так как сам процесс реализации зависит непосредственно от скорости производства, то есть продукция не складируется, а отгружается по мере накопления ежедневно. Поскольку ассортимент продукции не велик (6 позиций), то на момент начала производства уже известно, кому, что и сколько требуется отгружать. Процесс планирования на предприятии можно разбить на этапы:
1. Начинается процесс планирования с поиска конкретной лесосеки, ее материально – денежной оценки. 2. На втором этапе происходит внесение данных материально – денежной оценки в специальную электронную таблицу, в которой считается выручка от реализации. Поскольку форма автоматизирована, достаточно внести данные об объеме производства, данные материально – денежной оценки, данные о производительности и количестве занятых.
На данном этапе определяются сроки производства, и рассчитывается фонд заработной платы, определяется возможная затратная часть и налоговые платежи. 3. На заключительном третьем этапе стоит вопрос о принятии решения, рассчитывается рентабельность продукции, затем утверждается план производства. Поскольку очень велика затратная часть производства, во внимание принимается лишь та лесосека, уровень рентабельности, производства которой превышает уровень 10%, в нашем примере уровень рентабельности составил 14%,
тем самым, фактически следует ожидать уровень не выше 8%. Вообще для предприятий – лесозаготовителей максимально допустимый уровень рентабельности составляет 30% уровень вполне достижимый при наличии качественной лесосеки. Данная поправка главным образом - результат высокой степени неопределенности при разработке лесосек. Планирование производства и конкретных объемов на предприятии было актуально до 2005 года.
Мы рассчитали объем производства и результат на один месяц, для одной бригады. Перспективное планирование заключается в умножении данного результата с учетом некоторых поправок на определенный период времени, на число бригад. В итоге имеем долгосрочный план. Нынешние трудности планирования на предприятии заключаются в неопределенности ситуации по лесному хозяйству. Начиная с 1 января 2005 года, когда был принят ряд постановлений, которыми лес фактически перекочевал
от одного собственника (МИНЛЕСХОЗ) к другому (концерн БЕЛРЕСУРСЫ) и фактически оставив без работы не одну сотню малых и крупных предприятий. 15 числа каждого месяца в заблуждение как производителей, так и выходят новые постановления, полностью противоречащие прежним, вводящие потребителей. Так новшеством оказалось то, что предприятия – заготовители будут заготавливать лес для лесхозов и лесосырьевых баз по 5,5$ за куб, за цену, едва перекрывающие
затраты предприятия, а при наступлении некоторых неблагоприятных обстоятельств, вообще делают производство убыточным. Покупать же готовый кругляк будут переработчики по цене от 30 до 70$ за куб на условиях «франко – склад», но фактически забирать его будут в лесу. Если добавить к данной сумме 1$ погрузки и грузовую таксировку 0,5 $ за 1 км, то приходим к выводу, что в невыгодном положении остаются переработчики.
Отбросим лишнее, к примеру, для нашего предприятия по идее достаточно производить в месяц 1000 м3, при этом в общую кубатуру не входят дрова, а их обычно от 30 до 50%. Подразумевается, что кубатура уже заложена в стоимость заготовки, то есть без дров в районе 3 долларов за куб. По идее можно отказаться от заготовки дров, но при этом невозможно убрать лесосеку, что является обязательным условием работы. Таким образом, в затратную часть перекочует значительно большая сумма,
чем планировалось. У лесхозов нет системы предоплаты, вывоз лесоматериалов возможен только при сдаче лесосеки. Фактически, предприятию приходится за счет собственных средств полностью вырезать и очистить лесосеку, и неизвестно когда и в каком объеме вернуть свои деньги. К тому же у лесхозов имеется 2 вида цен: «Франко – склад» и «франко - лесосека». Все к тому, что рассчитывается лесхоз с предприятием – заготовителем частью им же заготовленной продукции
в лесу, но по цене склада, то есть завышенной в 2 раза. В среднем цена колеблется в районе 45 $, а рентабельность снижается практически вдвое, так как по постановлению от 15 января предприятиям- заготовителям лес отпускается на условиях «франко-лесосека» (30-50$). Вроде уже система прозрачная и можно планировать и работать, но у лесхозов нет средств для оплаты за лесосеки бюджету, в связи с чем предприятиям – переработчикам предлагается внести предоплату неизвестно
за что, естественно последние отказываются, предпочитая простаивать. В итоге получается замкнутый круг. 15 февраля выходит новое постановление, по которому уже разрешается продажа лесосек всем, кому ни лень, но при этом навязывается масса дополнительных условий: вывоз материалов допускается только при полностью посчитанной лесничеством кубатуре, полностью убранной делянке. Проблема заключается в том, что, во-первых, при складировании более 2 недель в жаркую пору лес – кругляк
приобретает синеву, теряя тем самым качество и цену; во-вторых, невозможно убрать делянку, если в ней полно лежачего кругляка, так как фактически его невозможно складировать в лесу, в зимний же период под снегом вообще что – то убрать нереально. И опять все ждут, чего придумают в верхушке власти, чтобы хоть как-то разрешить ситуацию. Тем временем крупнейшие производители пиломатериалов и мебели окончательно исчерпали свои запасы. Заканчиваются лесосеки «частников» выхваченные у лесхозов до нового года.
Лесосырьевые базы и леспромхозы не справляются обеспечивать сырьем крупнейших государственных производителей, так как они способны поставлять на заводы максимум 5-8 тысяч кубических метров древесины в год, а для гигантов это всего лишь месяц работы. Тем временем лесхозы сдали в минлесхоз квартальный отчет о заготовке нормы (25%) древесины от годового фонда рубок. Если учесть, что ежегодно не вырубается до 20% отведенных лесосек и то, что в нынешнем году не вырубится как минимум 50% фондов, создастся дефицит лесоматериалов
(белорусские производители уже начинают приобретать лес у россиян), резко возрастут цены (на данный момент в два раза), у многих белорусских заготовителей появится возможность хорошо заработать на этом. В итоге после целого квартала простоя и неразберихи все возвращается на свои места, более того, создаются предпосылки деятельности совершенно других масштабов и намного больших перспектив. Предприятиям - заготовителям лес отпускается по цене без
НДС в готовом виде, если к этому добавить собственную разработку, то мы выходим на уровень цен прошлого года, а учитывая повышенный спрос на продукцию и общий уровень цен на лесопродукцию, мы имеем лишних 10-15 % прибыли. Для реализации запланированных объемов рубок в администрацию президента направлен запрос на разрешение рубок в 2005 году в объеме 10000 м3. Таблица 10 – Скорректированный план производства древесины в 2005 году
Номенклатура годовой объем 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Хвоя 1500 0 0 0 150 300 350 100 100 50 150 150 150 Ольха 3000 0 0 0 600 0 0 0 0 600 800 400 600 Береза 5850 0 0 0 600 600 650 700 1000 800 600 700 200 Осина 500 0 0 0 0 0 300 200 0 0 0 0 Итого 10850 0 0 0 1350 900 1300 1000 1100 1450 1550 1250 950 Таблица 11 – Плановые результаты производства услуг по заготовке древесины в 2005 году
Разработка 1 м3 18700 Годовая программа 10850 Выручка за разработку 202895000 НДС за разработку 36521100 Орцф 6488582,1 Затраты 111919722,5 Прибыль разработки 47965595,37 Налог на прибыль 11511742,89 Инфраструктура 1458154,099 Чистая прибыль 34995698,38 Таблица 11 – Плановые результаты по реализации древесины в 2005 году
Покупка в готовом виде 1м3 46000 Затраты на покупку 49910 Норма прибыли 15% Прибыль с продаж 74865000 НДС 13475700 Выручка 587440700 ГОРЦФ 22910187,3 Налог на прибыль 17967600 Инфраструктура 2275896 Чистая прибыль 54621504 Общая прибыль 89617202,38 Рентабельность производства по заготовкам 30% Рентабельность продаж 15%
Средний уровень рентабельности по предприятию 22,5% В 2006 как уже ранее упоминалось, планируется вдвое увеличить объемы основного производства то есть заработать как минимум 150 0 рублей. 2.2. Предполагаемая программа перспективного развития предприятия В настоящий момент для предприятия важными являются вопросы стратегического планирования. Стратегическая направленность предприятия заключается в быстром росте, расширении сфер деятельности,
максимизации прибыли и благосостоянии района, в котором оно находится. В ближайшей перспективе предприятия – организация работы по основному виду деятельности в близлежащих районах, вследствие чего создадутся дополнительные рабочие места, появятся большие масштабы деятельности, вместе с тем, пропорционально возрастет и прибыль предприятия. Тем не менее, на длительную перспективу у предприятия имеются другие планы, реализация которых, должна
решить стратегически важную задачу. Необходимо отметить, что на ближайшую перспективу предприятие рассматривает поочередно реализацию нескольких программ, отличающихся друг от друга, не только направленностью но и сферами бизнеса. Прежде всего, на стадии разработки находится два проекта бизнес-плана: Бизнес - план производства топливных гранул и бизнес - план минихлебопекарни. Оба проекта реализуемы при наличии денежных средств, оба проекта окупаются в течении первого года работы.
В первом случае предприятие экономически эффективно из – за наличия практически бесплатного сырья, в связи с чем можно наладить производство по более низким продажным ценам и обеспечить себе сбыт. Продукция главным образом направлена на экспорт . Имеются заказы и предложения. Второй проект реализуем по причине отсутствия в районе деятельности предприятия хлебопекарни, хлеб возят за 60 км, качеством продуктов население не довольно.
Простой подсчет показал, что при 100% загрузке хлебопекарни (при работе в 1 смену) хлеба едва достаточно для покрытия близ лежащих населенных пунктов в радиусе 10 километров, отсюда и экономическая выгода и окупаемость проекта. На ближайшую перспективу планируется доработка бизнес – планов, инвестиции в виде организации совместного Российско – белорусского предприятия, и собственно, организация самого производства. На данном этапе не планируется останавливаться.
В последнее время отмечается заселение пустующих деревень городскими жителями, которые приезжают в поисках работы в тех же колхозах, полным ходом идет строительство частных домиков, как результат, омолаживание села, необходимость развития инфраструктуры. В поле зрения предприятия – создание торговой розничной сети в крупных населенных пунктах Светлогорского района (как показывает опыт, магазины РАЙПО не могут удовлетворить запросы даже пенсионера, не говоря уже о вопросах качества); организация
придорожного кафетерия - пиццерии на участке трассы Минск – Мозырь – еще одна незатихающая идея на пути становления и роста данного предприятия. Экономическая целесообразность данной идеи проста: по трассе со стороны Минска на участке трассы в 80 километров нет ни одного объекта придорожного сервиса, хорошая пицца не всегда встречается даже в городе. Как видим, идей много, средств мало, предприятие ставит перед постепенную,
по мере роста и накопления средств реализацию всех вышеназванных идей. Главным остается вопрос финансирования, который на первых порах закрывается созданием СП, далее же с ростом предприятие может позволить себе банковский кредит. А пока главной задачей руководителя предприятия является сбор документов и прочей информации по интересующим вопросам, подробный экономический анализ, проектирование в реальных условиях, подгонка под конкретно
сложившуюся ситуацию, оформление бизнес-плана и реализация всего задуманного. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Преддипломную практику проходил в ЧПУП «ПВФ-Ковчицы» В процессе практики были закреплены и углублены теоретические знания, полученные за время обучения в институте, приобретены практические навыки работы по специальности в условиях перехода предприятий к рыночным отношениям, а также была собрана и проанализирована информация по теме дипломной работы.
В процессе прохождения практики были рассмотрены вопросы стратегического и бизнес-планирования, изучился опыт хозяйствования малых предприятий. Продукция предприятия имеет высокую степень конкурентоспособности, вследствие чего есть предпосылки к дальнейшему росту. Предприятие только находится в процессе становления и роста, в связи с чем постоянно находится в поиске новых идей и разработок, которые решат его главные цели: прибыль, рост, благосостояние района.
На ближайшую перспективу такими путями достижения целей станет для предприятия организация совершенно нового производства (производство топливных гранул и брикетов), а также организация производства хлебобулочных изделий, что совершенно отличается от основного вида деятельности и говорит о многопрофильности дальнейших разработок. ЛИТЕРАТУРА 1. Документация ЧПУП «ПВФ-Ковчицы» 2. Материалы ГЛХУ 3. Материалы ОДО «ВВТ» 4. WWW. Neg.by/2002/10/08
Национальная экономическая газета. 5. www.komleshoz.org – сайт Минлесхоза 6. www.gb.by/ -журнал «Главный бухгалтер»
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Декоративное выжигание по дереву |
Реферат | Героизм и передвижничество |
Реферат | Суд мостовой |
Реферат | История создания балета Лебединое озеро |
Реферат | Русское жилище |
Реферат | A Rose For Emily New South Vs |
Реферат | Русская народная одежда |
Реферат | Первое чудо света |
Реферат | Храмовое зодчество к северу от Луары: традиции и новаторство |
Реферат | История развития мирового кино |
Реферат | Ритуальное целомудрие |
Реферат | Ритуал переодевания |
Реферат | Страна солнца |
Реферат | История художественного литья |
Реферат | Типы языковых обществ |