Реферат по предмету "Разное"


«Автор и его герои в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Соколова Н.В. – учитель высшей категории, МОУ СОШ №154Мастер-класс «Лабораторные работы по русскому языку и литературе»Тема: «Автор и его герои в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»Цели: 1) Выявить своеобразие системы образов в романе; обнаружить формы авторского присутствия в произведении; 2)Активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать прочному усвоению информации, полученной в ходе исследовательской работы; совершенствовать навыки художественного чтения; 3) Воспитывать любовь к русской литературе, прививать интерес к её познанию, формировать исследовательские способности.Технологии: исследовательские методы в обучении, проблемное обучениеОборудование: - текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;- слайды для мультимедийной презентации;- словарные статьи;- цитаты из трудов литературоведов, комментарии;- литография с иллюстрации А.Нотбека;- автокомментарий Пушкина к «Евгению Онегину».^ Форма организации: коллективная, индивидуальная работа.Ход урокаI. Оргмомент. Постановка цели.II. Лабораторная работа.III.Вывод.IV. Домашнее задание.^ I. Оргмомент. Постановка цели.II. Ход лабораторной работы. Вступительное слово. Автор «Евгения Онегина» обращается к читателю напрямую как во вступлении к роману, так и в многочисленных лирических отступлениях. Он же «свято бережёт» письмо Татьяны к Онегину (которое хранит и Онегин), у него и стихи Ленского «на случай сохранились». Он подружился с Онегиным, когда «русская хандра… овладевала понемногу» героем романа. «Дыханьем ночи благосклонной/ Безмолвно упивались мы!» - заметит автор, рассказывая о своих ночных летних прогулках с Онегиным.Задание 1 - У вас на столах фрагмент статьи А.Тарханова «Судьба Евгения Онегина». Прочитайте его.Слайд 1 Литография с иллюстрации А.Нотбека инабросок А.С.Пушкина «Онегин и его приятель («автор») на набережной Невы петербургской белой ночью - Рассмотрите рисунок Пушкина и иллюстрацию художника Нотбека, отражающими содержание строф 47-48 первой главы.Сравните их и ответьте письменно на вопрос: «Почему иллюстрация вызвала столь саркастическую реакцию поэта?»Задание 2 - Как правило, читая «Евгения Онегина» впервые, мы с сопереживанием следим за развитием взаимоотношений Татьяны и Онегина, Ольги и Ленского. Кажется, что и автор искренне сочувствует влюблённой Татьяне, с добродушной иронией описывает «полурусского соседа» Лариных, полюбившего Ольгу. Но если мы обратимся к началу 8 главы, то сможем заметить, что между автором и его героями существуют ещё и иные отношения, кроме подмеченных нами. Перечитайте строки 1 - 3 строфы главы 8.Слайд 2 Муза – (перенос.) источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчествоС.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» - Кого из героев «Евгения Онегина» нам напоминает муза юного автора? - Догадались? Сравните цитаты из 8 главы со строками из 2 (21 – 23строфы)Задание 3 - Итак, именно простодушную, весёлую, немного ветреную Ольгу напоминает нам муза Пушкина-лицеиста. Но время течёт, меняется мировосприятие автора, становится иной и его муза.-Как изменяется муза автора, что нового появляется в ней? Какого героя, который «отстал от их (друзей) союза и вдаль бежал», мы вспоминаем, когда читаем строки 4 строфы 8 главы?- Сравните строки последнего стихотворения Ленского и цитаты из лирических отступлений 1 главы. Что общего вы можете обнаружить? Подтвердите свои выводы цитатами.Слайд 3 Внимание! Обратите на экспрессивность поэтических строк, мироощущение лирического героя, общность мотивов и образов Задание 4 - Глава 8 строфа 5. Кого напоминает нам муза? Конечно, Татьяну. Найдите общие черты, перечитав отрывки. Письменно оформите свои рассуждения.Слайд 4 Глава 2, строфы XXV- XXVI: Глава 3, строфы V; VIII; X; XVI; Глава 5, строфа V; Глава 7, строфа XXIX; LIII; Глава 8, строфы XVII; XLVI. Задание 5 Итак, муза автора, который в начале 8 главы перелистывает страницы своей духовной жизни, заставляет нас поочерёдно вспомнить Ольгу, Ленского и Татьяну. В разные периоды жизни автору близки то Ольга, то Ленский. Место Татьяны в жизни автора особое – это его любимая героиня Татьяна становится «милым идеалом» для автора, своеобразным венцом эволюции его внутреннего мира. А как же Онегин, именем которого назван роман в стихах?! Какое место занимает его мировосприятие в творческой эволюции автора? Дайте ответ, перечитав строки: Слайд 5 Глава 1, строфы LV; XLVII; XLVIII; Глава 2, строфа XV Глава 7, строфа XXIV - Обратив внимание на слова и словосочетания, выделенные курсивом, найдите «место» Евгения Онегина в выстроенном нами ряду: Ольга – Ленский – Татьяна. Докажите свою точку зрения.Задание 6Слайд 6 Этапы духовной эволюции автора романа:Ольга – Ленский – Онегин - Татьяна - ^ Почему же Пушкин называет своё произведение «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина»? Попробуйте ответить на этот вопрос, воспользовавшись фрагментом статьи Н.Н.Скатова «Пушкин. Очерк жизни и творчества».Задание 7 - В развитии, в изменении Пушкин показывает лишь двух героев – Онегина и Татьяну. Сравните, какими герои показаны в начале романа и в конце.- Как вы думаете, каждому ли человеку удаётся обрести гармонию в душе, стать счастливым? Что, по мысли Пушкина, для этого необходимо? Почему именно Татьяна становится идеалом автора?III. ВыводЗадание 8 -А теперь настало время вернуться к нашему первому заданию. Перечитайте свой ответ на вопрос, почему столь негативную оценку Пушкина вызвал рисунок А.Нотбека. Как вы думаете, в каких взаимоотношениях находятся автор и его герои в романе «Евгений Онегин»?IV. Домашнее задание ( на выбор) 1. Ответьте на вопрос: «Почему автор помещает своеобразное вступление в конец 7 главы («…Хоть поздно, а вступленье есть» - 7,LV)?» 2. Цитатный план на тему: «Автор и его герои в романе А.С.Пушкина». 3. Напишите эссе на тему: «Мой духовный опыт взросления». Используйте для этого 7 задание лабораторной работы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.