Образование и наука напороге третьего тысячелетияПо следам события Вряд ли кто усомнится в том, что позначимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век несравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом информационном обществе. Обусловили эту поистине глобальную перемену дваосновных фактора образование и наука, которые в канун смены тысячелетийсами заметно меняются.Какими же в перспективе видят их философы,педагоги, социологи,
культурологи? Об этом четыре дня размышляли участникиМеждународного конгресса Образование и наука на пороге третьего тысячелетия ,прошедшего в октябре в Минске. Его организовали министерства образования иакадемии наук России и Беларуси при поддержке ЮНЕСКО.Основной формой работы Конгресса стали секционные заседания настолькоширок был круг обсуждавшихся вопросов.
Вот лишь некоторые из них Гуманизация науки иобразования тенденция ХХI века , Экологическое образование на рубежевеков , Элитное и массовое образование , Наука и лженаука , Национальныетрадиции, культура и единство образовательного пространства . От постмодернизма в образовании до богословскогонаследия отца
Александра Меня, от взаимоотношения фундаментальных наук иобразования до влияния информационных технологий на психическое здоровьечеловека все нашло отражение в выступлениях. В двухтомных тезисах около 700 сообщений. Многие из них читаются, по выражению одного из участниковКонгресса, как захватывающие и фантастические прогнозы . Впрочем, издание это,мягко говоря, неоднородно. Дело в том, что составители включили в него ифундаментальные сообщения маститых ученых, и опусы аспирантов
и даже студентов.Так что уровень проблематики и обсуждения подчас, как говорится, оставляетжелать Количество здесь, увы, не перешло в качество В выступлениях не раз звучал тезис о закатеклассно-урочной системы великого педагога Я.А. Коменского, господствующей вмировой педагогике с XVII века, и замене ее дистанционным и виртуальнымобучением, когда от ученика требуется лишь знать правила игры , а рольпедагога сведена к постановке и обслуживанию компьютерных игр и задач.
Этуперспективу прокомментировал на Конгрессе доктор философских наук, профессорКазанского университета В.И. Курашов, подчеркнувший, что отношения учитель ученик не заменить никакими виртуальными методами обучения Как бы ни развивались информационные технологии, компьютер не сможет заменитьреального педагога по одной простой причине. Ибо задача первого сообщатьзнания, информацию. Тогда как второй учит извлекать их. А главное нечемзаменить сам процесс общения живых людей.
Ведь тот же Интернет это, посути, наш разговор с совершенно отвлеченной субстанцией, проще говоря, ни скем .Что же касается экологической секции Конгресса, то большинство ееучастников безуспешно пытались дать точное определение экологии как науки,спорили о том, нужно ли изучать экологию в школе и с какого возраста, но кконкретным решениям, которые могли бы стать рекомендациями для органовобразования и преподавателей, так и не пришли. На этом достаточносхоластическом фоне выделялись интересные сообщения об экологических
экспериментах на уроках трудового обучения и географии, проводимых вотдельных школах Беларуси.В целом на Конгрессе было много общих компилятивныхдокладов, чем часто грешат подобные образовательные мероприятия. Но было инесколько ярких выступлений. В частности, директор Физико-техническогоинститута им. А.Ф. Иоффе РАН в Санкт-Петербурге, академик РАН Ж.
И. Алферов через неделю после завершения Конгресса удостоенный высшей научнойнаграды Нобелевской премии рассказал об опыте сотрудничестваакадемического института и вуза. В этом же ряду было выступление президентаНациональной академии наук Украины Б.Е. Патона об интеграционных и дезинтеграционныхпроцессах между научно-исследовательскими учреждениями в странах СНГ. Сильное впечатление произвел и концептуальныйдоклад директора
Института философии РАН, академика РАН В.С. Степина,затронувшего проблему смены ценностных парадигм в образовании. В контекстдиалога культур, народов и стран им было введено новое действующее лицо человек договаривающийся специально подготовленный для популярного изданиявариант этого доклада был опубликован в журнале Экология и жизнь , 4,2000 .И все же подлинного прорыва к новым идеям и технологиям, серьезныхпрогнозов развития науки и образования на Конгрессе не было.
Похоже, все этооткладывается на новое тысячелетиеСписок использованной литературы Журнал Экология и жизнь . Статья С.В. Балышева, В.В.Масик.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |