Реферат по предмету "Финансы"


Оборотный капитал предприятия 3

--PAGE_BREAK--1.2. Методы определения плановой потребности в оборотном капитале


Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Оптимальная обеспеченность оборотными средствами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Завышение оборотных средств ведет к излишнему их отвлечению в запасы, к замораживанию и омертвлению ресурсов. Это дорого обходится предприятию, поскольку возникают дополнительные затраты на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. За­нижение оборотных средств может привести к перебоям в произ­водстве и реализации продукции, к несвоевременному выполне­нию предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нера­циональное использование ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Конкретные размеры оборотных средств определяются теку­щей потребностью и зависят от:

•    характера и сложности производства;

•    длительности производственного цикла;

•    сезонности работы;

•    темпов роста производства, изменений объемов и условий
сбыта продукции;

•    порядка расчетов и организации расчетно-кассового обслу­живания;

•    финансовых возможностей предприятия;

•    периодичности и сроков поступления платежей и т.п.

Как уже говорилось, по степени планирования оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Нормируемыми являются только собственные оборотные сред­ства, но не все, а лишь оборотные производственные фонды и частично фонды обращения, а именно остатки нереализованной готовой продукции на складе предприятия. К ненормируемым средствам относятся остальные элементы фондов обращения: товары отгруженные, денежные средства и средства в расчетах. Однако это не означает, что их величина бесконтрольна. Управ­ление ненормируемыми элементами оборотных средств, воздей­ствие на их величину предприятие осуществляет через систему кредитования и расчетов.

Нормирование представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, необходимых для организации и осуществления нормальной хозяйственной деятельности предпри­ятия. Нормирование оборотных средств является объектом внут­рифирменного планирования, одним из ключевых направлений управления формированием и использованием оборотного капита­ла. Посредством нормирования финансовые службы предприятия определяют потребность в собственных оборотных средствах в минимальном, но достаточном объеме, обеспечивающем выполне­ние запланированных заданий и поддерживающем бесперебой­ность воспроизводственного процесса.

Определение потребности в оборотных средствах предприятия тесно связано с плановой сметой затрат на производство продукции и с производственным планом предприятия. В производственном плане прорабатываются вопросы, от которых зависит обеспечение производства всеми видами ресурсов, в том числе и финансовыми, заключение договоров, условий поставки, способов расчетов. На ба­зе производственного плана разрабатывается смета затрат на произ­водство продукции, в которой определяется возможная себестои­мость производимой продукции. Именно смета затрат закладывается в основу определения потребности в оборотных средствах.

Существует несколько методов расчета нормативов оборот­ных средств: метод прямого счета, аналитический и коэффици­ентный методы.

Аналитический (опытно-статистический) метод предпо­лагает укрупненный расчет оборотных средств в размере их среднефактических остатков. Данный метод предполагает учет различных факторов, влияющих на организацию и формирование оборотных средств, и используется в тех случаях, когда не пред­полагаются существенные изменения в условиях работы пред­приятия и когда средства, вложенные в материальные ценности и запасы, занимают большой удельный вес.

При расчете плановой потребности в оборотных средствах ана­литическим методом учитывается, во-первых, планируемый рост выручки от реализации продукции и, во-вторых, ускорение обора­чиваемости оборотных средств.

Исходя из планируемого ускорения оборачиваемости оборот­ных средств (в данном случае сокращения длительности одного оборота в днях) определяется плановая величина коэффициента обеспеченности оборотными средствами (коэффициента загрузки).

Кз.пл. = Кз.баз х Тоб / 100.                                          (1.1)

Зная плановый коэффициент загрузки оборотных средств и темп роста объема реализации продукции (выручки от реализации), рас­считывается величина оборотных средств предприятия в плановом периоде.

Сок.пл= ВРбаз х Твр х Кз.пл / 100.                                        (1.2)

Коэффициентный метод основан на определении нового норматива оборотных средств на базе имеющегося с учетом по­правок на планируемое изменение объемов производства и сбыта продукции, на ускорение оборачиваемости оборотных средств. При применении данного метода все запасы и затраты предприятия подразделяют на:

•    зависящие от изменения объема производства — сырье, ма­териалы, затраты на незавершенное производство и готовую продукцию на складе;

•    не зависящие от роста объема производства — запасные час­ти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расхо­ды будущих периодов.

По зависящим от объема производства элементам оборотных средств потребность планируется исходя из их размеров в базис­ном году, темпов роста производства и возможного ускорения оборачиваемости оборотных средств.

По остальным элементам запасов и затрат плановая потреб­ность определяется на уровне их среднефактических остатков.

Расчет потребности в оборотных средствах для Iгруппы учи­тывает темп роста объемов производства в плановом периоде и планируемое ускорение оборачиваемости оборотных средств.

IСок.пл = IСок.баз х Тпрои х Тоб.                                                (1.3)

Расчет для IIгруппы оборотных средств учитывает лишь планируемое изменение оборачиваемости оборотных средств:

IIСок.пл = IIСок.баз х Тоб.                                                  (1.4)

Метод прямого счета является наиболее точным, обосно­ванным, но вместе с тем довольно трудоемким. Он основан на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств, т.е. стоимостного выражения запаса, который рассчитывается как в целом, так и по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Метод прямого счета является основным методом опре­деления плановой потребности в оборотных средствах. Процесс нормирования включает:

1)  разработку норм запаса по отдельным видам товарно-
материальных ценностей всех элементов нормируемых оборот­ных средств;

2)  определение частых нормативов по каждому элементу обо­ротных средств;

3)  расчет совокупного норматива по собственным нормируе­мым оборотным средствам [19, C.147].

Наряду с планированием (нормированием) потребности в обо­ротных средствах и расчетом совокупного норматива производятся прогнозные расчеты, которые моделируют как будущее финансо­вое положение предприятия, так и состояние его собственных обо­ротных средств.

Нормы оборотных средств — это объем запаса по важней­шим товарно-материальным ценностям, необходимым предпри­ятию для обеспечения нормальной, ритмичной работы. Нормы — это относительные величины, которые устанавливаются в днях за­паса или в процентах к определенной базе (товарной продукции, объему основных фондов) и показывают длительность периода, обеспеченного данным видом запасов материальных ресурсов. Как правило, они устанавливаются на определенный период времени (квартал, год), но могут действовать и в течение более длительного периода. Нормы пересматриваются при кардинальных изменениях номенклатуры изделий, условий производства, снабжения и сбыта, изменения цен и других параметров.

Нормы устанавливаются раздельно по следующим элементам нормируемых оборотных средств:

•    производственным запасам;

•    незавершенному производству и полуфабрикатам собствен­ного изготовления;

•    расходам будущих периодов;

• запасам готовой продукции на складе предприятия.

Норма в днях по производственным запасам (сырью, основ­ным материалам, покупным полуфабрикатам) устанавливается по каждому виду или группе материалов и включает время, необхо­димое для:

•    выгрузки, приемки, складирования и лабораторного анализа (подготовительный запас);

•    нахождения сырья и материалов на складе в виде запаса для
текущего производственного процесса (текущий запас) и страхового или гарантийного запаса (страховой, запас);

•    подготовки к производству, связанной с выдержкой сырья, сушкой, разогревом, отстоем и прочими подобными опера­циями (технологический запас);

•    нахождения материалов в пути и времени документооборота
(транспортный запас) [22, C.423].

Основным в промышленности является текущий складской запас, т.е. время нахождения производственных запасов на скла­де предприятия между двумя очередными поставками. Его вели­чина прямо связана с частотой и равномерностью поставок (цик­лом снабжения) и периодичностью запуска сырья и материалов в производство. Величина этого запаса в промышленности уста­навливается в размере 50% среднего цикла снабжения, в среднем около 10 дней.

К следующему по значимости относится страховой запас, необходимый в тех случаях, когда происходят сбои в условиях и сроках поставки, поступают некомплектные партии, нарушается качество поставляемых материалов. Величина страхового запаса устанавливается в пределах 1/2 складского запаса (5 дней). В среднем таким же по длительности является транспортный за­пас, образуемый в случае расхождения в сроках движения доку­ментооборота и оплаты по ним и времени нахождения материа­лов в пути.

Общая норма запаса на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты складывается из перечисленных видов запасов.

Рассчитываются нормы и по прочим видам производственных запасов — вспомогательным материалам (топливу, таре, тарным материалам, запасным частям), по малоценным и быстроизнаши­вающимся предметам. Их определение имеет свою специфику.

 Нормы запаса по готовой продукции рассчитываются раз­дельно по готовой продукции на складе и отгруженной продук­ции, по которой расчетные документы не сданы в банк. Нормы запаса определяются по каждой номенклатурной группе изделий с учетом времени:

•    подбора отдельных видов и марок изделий;

•    упаковки и маркировки;

•    хранения на складе до отгрузки;

•    комплектования изделий до транспортной партии;

•    погрузки, транспортировки и доставки со склада до станции
отправления;

•    времени подготовки расчетных документов и сдачи их в банк.

 После установления норм запасов следует определить частный норматив затрат по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Норматив оборотных средств показывает минимально не­обходимую сумму денежных средств, обеспечивающих хозяйствен­ную деятельность предприятия. Другими словами, это денежное вы­ражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей.

В основном частный норматив по отдельному элементу собст­венных оборотных средств (Нэл.ос) рассчитывается по схеме:

Нэл.ос = Норма запаса (Нз)  х Однодневный расход (или выпуск по данному элементу оборотных средств,                                                         

где    Однодневный расход = Затраты или выпуск IVквартала / Число дней в квартале (90 дн.)

 Норматив производственных запасов (Нпз):

Нпз = Nпз х Спз,                                                           (1.3)

где    Nпз — норма производственных запасов, дн. запаса;

Спз — однодневный расход производственных запасов, рассчитывае­мый по формуле:

 С пз =  Материальные затраты IVквартала / 90 дней

Норма оборотных средств по незавершенному производству устанавливается исходя из продолжительности производственного цикла (Пц) и степени готовности изделий, которая выражается че­рез коэффициент нарастания затрат (Кн). Этот коэффициент харак­теризует степень готовности продукции и обусловлен тем, что за­траты на производство осуществляются не одновременно, а в тече­ние всего производственного цикла и последующие затраты на­слаиваются на первоначальные. Коэффициент нарастания затрат всегда больше 0 и меньше 1.

Однодневные затраты на производство валовой продукции рас­считывают по формуле:

Свп = Себестоимость валовой продукции IVквартала   / 90 дней.                (1.4)

Норматив оборотных средств на готовую продукцию Нгп:

Нгп = Nгп х Втп,                                                 (1.5)

где    Nгn— норма оборотных средств по готовой продукции;

Втп — однодневный выпуск товарной продукции IVквартала:

Втп = Производственная себестоимость  товарной продукции IVквартала / 90 дней.                                                                                                             (1.6)

 Расчет норматива по расходам будущих периодов (Нр.бп) складывается из расходов будущих периодов на начало года (Рбп.н.г) и расходов в плановом году (Рбп.пл) за минусом расходов будущих периодов, списываемых на затраты в плановом периоде (Рбп.сп):

Нр.бп = Рбп.н.г + Рбп.пл – Рбп.сп.                              (1.7)

 Завершается процесс нормирования установлением совокуп­ного норматива оборотных средств (Нос) путем сложения част­ных нормативов: по производственным запасам, незавершенному производству, расходам будущих периодов и готовой продукции:

Нос = Нпз + Ннп +Нр.бп +Нгп.                                    (1.8)

Управление ненормируемыми оборотными средствами. К ненормируемым оборотным средствам относятся фонды обраще­ния за исключением готовой продукции на складе предприятия. Потребность предприятия в этих оборотных средствах определяет­ся расчетным путем, управление ими осуществляется с помощью краткосрочного кредитования.

На предприятии рассчитывается потребность в денежных средствах в кассе, в оборотных средствах по запасам товаров. Методика их расчетов аналогична нормированию. К примеру, потребность в оборотных средствах по запасам товаров рассчи­тывается как произведение нормы запаса товаров на одноднев­ный оборот товаров в IVквартале по покупным ценам; потреб­ность в денежных средствах в кассе — умножением нормы запа­са денежных средств на однодневный товарооборот IVквартала. Однако эта потребность по сравнению с нормированием уста­навливается не так жестко и в результате изменений не наруша­ется бесперебойный процесс производства.

При расчете величины отгруженных товаров финансовые службы предприятия отслеживают: во-первых, товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, и, во-вторых, отгружен­ные, но не оплаченные в срок (чаще всего по причине отсутствия средств у покупателя) или находящиеся на ответственном хране­нии у покупателя (в связи с высоким процентом брака, отклоне­ниями от заранее оговоренного ассортимента и т.п.).

По первой группе отгруженных товаров выручка реально должна поступить на счет предприятия. Однако между моментом отгрузки товара и поступлением выручки на расчетный счет пред­приятия имеется пауза, в течение которой денежные средства вы­падают из производственного процесса, и поэтому в текущем управлении оборотным капиталом важно как можно больше сокра­тить этот интервал и ускорить поступление денежных средств.

Нахождение отгруженных товаров во второй группе свидетель­ствует о нарушениях договорной, расчетно-кассовой дисциплины и крайне невыгодно предприятию, поскольку длительное отвлече­ние средств из оборота требует перегруппировки финансовых ре­сурсов, перераспределения оборотных средств, привлечения до­полнительных денежных ресурсов в виде кредитов. Все это влечет за собой напряженность финансового состояния предприятия, снижение его платежеспособности.

Важен также контроль за денежными средствами (в кассе, банке, почтовых переводах, выставленных аккредитивах) и про­чими расчетами, включающими дебиторскую задолженность. Экономное и рациональное использование денежных средств, их выгодное вложение, обеспечивающее рост собственного капитала, положительно влияют на платежеспособность предприятия, на своевременное проведение им различных расчетов. Наряду с денежными средствами предприятиям следует осваивать новые финансовые инструменты — векселя, форвардные и фьючерсные контракты, рыночные формы кредитования оборотного капитала в виде фирменного кредита, факторинга.

Важную роль в эффективном использовании оборотных средств, в оздоровлении финансового положения предприятия играет снижение дебиторской задолженности, отвлекающей средства из оборота и возникающей в результате переплаты нало­гов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса, несвоевременного возврата средств подотчетными лицами (ко­мандировочных, транспортных и прочих расходов), появления сомнительной задолженности по истечении сроков оплаты, спорных долгов при нарушении договорных обязательств и т.п. Сис­тематический контроль за состоянием просроченной задолженно­сти, за оборачиваемостью средств в расчетах — серьезный резерв ускорения оборачиваемости ненормируемых оборотных средств и снижения потребности в них.

В составе оборотного капитала важным компонентом фондов обращения являются дебиторская задолженность и денежные средства. Так, на начало 2006 г. задолженность покупателей по­ставщикам (основной вид дебиторской задолженности) в общей сумме оборотных активов по отраслям экономики достигала 44,6%, а денежных средств — 3,5%. В промышленности эти пока­затели составили соответственно 43,2% и 2,5%  [7. C.125].

В силу специфики форм, скорости движения, закономерности возникновения эти виды оборотных средств не могут быть заранее рассчитаны и учтены подобно нормируемым оборотным сред­ствам. Управление этими элементами оборотных средств осуще­ствляется иными способами и методами. Хозяйствующие субъек­ты (а в государственном секторе — государство) имеют возмож­ность управлять этими средствами и воздействовать на их величину с помощью системы кредитования и расчетов.

Коммерческие предприятия заинтересованы в сокращении раз­мера дебиторской задолженности, так как это приводит к ускоре­нию оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения, а следовательно, более эффективному использованию оборотного капитала в целом. Уменьшение, например, размеров дебиторской задолженности по товарным операциям улучшает показатели вы­полнения плана поставок по договорам, по прибыли и рентабель­ности. Сокращение оборотных средств в прочих расчетах означает более полное использование их по назначению, так как они при этом не выбывают из сферы производства. Таким образом, задачей каждого предприятия является использование всех резервов макси­мально возможного сокращения объема оборотных средств в сфере обращения. К этим резервам следует отнести укрепление расчетно-платежной дисциплины, развитие прямых хозяйственных свя­зей между предприятиями, укрепление договорной дисциплины и соответствующее выполнение договорных обязательств, расшире­ние практики применения прогрессивных форм расчетов.

Важным фактором, стимулирующим сокращение средств в сфере обращения, является банковский кредит на пополнение оборотных средств, способствующий рациональному использова­нию не только нормируемых, но и ненормируемых оборотных средств.

Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о вре­менном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к фи­нансовым проблемам.

Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обус­ловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, сви­детельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной дея­тельности. В целях предотвращения потерь и признания предпри­ятия несостоятельным каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к всемерному сокращению дебиторской задолженности.

Существуют различные виды дебиторской задолженности: то­вары отгруженные; расчеты с дебиторами за товары и услуги; рас­четы по векселям полученным; расчеты с дочерними предприяти­ями, бюджетом, персоналом по прочим операциям; авансы, вы­данные поставщикам и подрядчикам; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал; расчеты с прочими дебиторами.

Большой удельный вес неоплаченных счетов и других видов за­долженности при том, что платежи дебиторов в настоящее вре­мя — один из основных источников поступления средств фирмы, приводит к необходимости принятия соответствующих решений по управлению дебиторской задолженностью.

Прежде всего оценивается характер существующей дебиторс­кой задолженности, анализируется состав дебиторов, выявляются в их составе безнадежные долги. Подобная оценка проводится по группам дебиторов с различными сроками возникновения. При этом может быть составлена примерная диаграмма.

Тенденция изменения дебиторской задолженности во времени показывает, как идет процесс старения задолженности и какова степень риска неплатежеспособности покупателей. По диаграмме можно судить, в какой период фирма ослабила внимание к деби­торам, в результате чего сумма долга возросла или осталась на прежнем уровне.

Определение реального состояния дебиторской задолженности позволяет оценить вероятность безнадежных долгов с учетом сро­ков возникновения задолженности.

Безнадежные долги могут быть покрыты за счет специально сформированных ресурсов, в частности за счет резерва по сомни­тельным долгам.

В процессе анализа и управления дебиторской задолженнос­тью фирма в порядке прогноза должна разработать такую гибкую систему договоров, в которой предусматривались бы либо предоп­лата продукции (полная или частичная), либо выставление проме­жуточного счета, либо гибкое ценообразование в зависимости от индекса инфляции, и оценить влияние этих мер на финансовые результаты.

В целях предотвращения убытков в условиях нестабильной экономики и широко практикуемой предоплаты продукции целе­сообразно проводить контроль за оборачиваемостью средств в этих расчетах. Показатель оборачиваемости свидетельствует о сте­пени возврата задолженности, ее ликвидности.

Рассчитывается оборачиваемость средств в дебиторской задол­женности по формуле:

К = П: 3,                                                    (1.9)

где К — коэффициент  оборачиваемости   (количество  оборотов средств в дебиторской задолженности);

 П —объем отгруженной продукции по отпускным ценам;

3 — средняя дебиторская задолженность.

Оборачиваемость средств в дебиторской задолженности может быть представлена в днях (Одн), т.е. отражать длительность одного оборота. Тогда

Одн = (ЗхД): П,                                                    (1.10)

где    Д — число дней в периоде.

В результате анализа фактической оборачиваемости средств в дебиторской задолженности предприниматель имеет возможность сравнить полученные данные за определенный период времени с аналогичными показателями других хозяйствующих субъектов, а также с договорными условиями и оценить возможность своевре­менности платежей и состояние всей дебиторской задолженности.

Если дебиторская задолженность представляет собой вложение средств с довольно высокой степенью риска, а потому составляет примерно половину оборотных активов, то денежные средства об­ладают минимальным риском вложений. Их доля в оборотных средствах составляет 2—3% [27, C.45].

Таким образом, в состав денежных средств, учитываемых в оборотных активах, включаются: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, а также краткосрочные финансо­вые вложения.

Денежные средства — наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Однако в опреде­ленном размере они постоянно должны присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие будет признано неплате­жеспособным.

Управление денежными средствами осуществляется с помощью прогнозирования денежного потока, т.е. поступления (притока) и использования (оттока) денежных средств. Определение денеж­ных притоков и оттоков в условиях нестабильности и инфляции может быть весьма приблизительным и только на короткий пери­од времени — месяц, квартал.

Величина предполагаемых поступлений денежных средств от реализации продукции рассчитывается с учетом среднего срока оплаты счетов и продаж в кредит. Так же учитывается изменение дебиторской задолженности за избранный период, что может уве­личить или уменьшить приток денежных средств. Кроме того, оп­ределяется влияние внереализационных операций и прочих по­ступлений

Параллельно прогнозируется отток денежных средств, т.е. предполагаемая оплата счетов за поступившие товары (услуги), а главным образом погашение кредиторской задолженности. Предусматриваются платежи в бюджет, налоговые органы и внебюд­жетные фонды, выплаты дивидендов, процентов, оплата труда ра­ботников предприятия, возможные инвестиции и другие расходы.

В итоге определяется разница между притоком и оттоком де­нежных средств — чистый денежный поток со знаком плюс или минус. Если выше сумма оттока, то рассчитывается величина краткосрочного финансирования в виде банковской ссуды или других поступлений для того, чтобы обеспечить прогнозируемый денежный поток.

Прогноз ожидаемых поступлений и выплат оформляется в виде аналитических таблиц с разбивкой по месяцам или кварталам. На основании величины чистых денежных потоков принимаются не­обходимые меры по оптимизации управления денежными сред­ствами.

Таким образом, анализ и управление денежным потоком позволяют опреде­лить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчи­таться по своим текущим обязательствам и осуществлять инвести­ционную деятельность.

От эффективности управления денежными средствами зависит финансовое состояние компании и возможность быстро адапти­роваться в случаях непредвиденных изменений на финансовом рынке.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Показатели, характеризующие эффективность использования оборотного капитала. Методика исчисления


Наличие у коммерческой организации собственного оборотного капитала, его состав и структура, скорость оборота и эффективность использования оборотного капитала во многом предопределяют фи­нансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на финансовом рынке, основными показателями которых являются:

•    платежеспособность, т.е. возможность погашать в срок свои долговые обязательства;

•    ликвидность — способность в любой момент совершать не­обходимые расходы;

•возможности дальнейшей мобилизации финансовых ресурсов.

Эффективное   использование   оборотного   капитала   играет большую роль в обеспечении нормализации работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов. В современных условиях огромное негатив­ное влияние на эффективность использования оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:

•    снижение объемов производства и потребительского спроса;

•    высокие темпы инфляции;

•    разрыв хозяйственных связей;

•    нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины;

•    высокий уровень налогового бремени;

•    снижение доступа к кредитам вследствие высоких банков­ских процентов.

Все перечисленные факторы влияют на использование оборотно­го капитала вне зависимости от интересов предприятия. Вместе с тем предприятия имеют внутренние резервы повышения эффектив­ности использования оборотных средств, на которые оно может ак­тивно влиять. К ним относятся:

• рациональная организация производственных запасов (ресурсосбережение, оптимальное нормирование, использова­ние прямых длительных хозяйственных связей);

•    сокращение пребывания оборотных средств в незавершен­ном производстве (преодоление  негативной тенденции к снижению фондоотдачи, внедрение новейших технологий, особенно безотходных, обновление производственного аппа­рата, применение современных более дешевых конструкци­онных материалов);

•    эффективная  организация  обращения  (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, при­ближение потребителей продукции к ее изготовителям, сис­тематический контроль за оборачиваемостью средств в рас­ четах, выполнение заказов по прямым связям) [11, C.256].

Обобщающим показателем эффективности использования обо­ротного капитала является показатель рентабельности (Рок), рас­считываемый как соотношение прибыли от реализации продукции (Прп) или иного финансового результата к средней величине обо­ротного капитала (Сок):

Рок = Прк х 100 / Сок.                                         (1.11)

Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.

В российской хозяйственной практике оценка эффективности использования оборотного капитала осуществляется через пока­затели его оборачиваемости. Поскольку критерием оценки эф­фективности управления оборотными средствами является фак­тор времени, используются показатели, отражающие, во-первых, общее время оборота, или длительность одного оборота в днях; во-вторых, скорость оборота.

Продолжительность одного оборота складывается из времени пребывания оборотного капитала в сфере производства и сфере обращения, начиная с момента приобретения производственных запасов и кончая поступлением выручки от реализации продук­ции, выпущенной предприятием. Иными словами, длительность одного оборота в днях охватывает продолжительность производ­ственного цикла и количество времени, затраченного на продажу готовой продукции, и представляет период, в течение которого оборотные средства проходят все стадии кругооборота на дан­ном предприятии.

Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотного капитала) в днях (Обок) определяется делением оборотного капитала (Сок) на однодневный оборот, определяемый как отношение объема реализации (РП) к длительности периода в днях (Д) или же как от­ношение длительности периода к количеству оборотов (Коб):[11, C.257]

Обок = Сок: РП/Д = Сок х Д / РП = Д / Коб = Д х Кз.                    (1.12)

Чем меньше длительность периода обращения или одного обо­рота оборотного капитала, тем при прочих равных условиях, пред­приятию требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее обо­ротные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффектив­ней они используются. Таким образом, время оборота капитала влияет на потребность в совокупном оборотном капитале. Сокра­щение этого времени — важнейшее направление финансового управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.

Скорость оборота характеризует прямой коэффициент обора­чиваемости (количество оборотов) за определенный период времени — год, квартал. Этот показатель отражает число круго­оборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия, например, за год. Он рассчитывается как частное от деления объ­ема реализованной (или товарной) продукции на оборотный ка­питал, который берется как средняя сумма оборотных средств за определенный период (как правило, год):

К об = РП / Сок.                                                  (1.13)

Прямой коэффициент оборачиваемости показывает величину реализованной (или товарной) продукции, приходящуюся на 1 руб. оборотных средств. Увеличение этого коэффициента означает рост числа оборотов и ведет к тому, что:

•    растет выпуск продукции или объем реализации на каждый вложенный рубль оборотных средств;

•    на тот же объем продукции требуется меньшая величина оборотных средств.[13.С. 452].

Таким образом, коэффициент оборачиваемости характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Рост прямого коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, означает, что пред­приятие рационально и эффективно использует оборотные средства. Снижение числа оборотов свидетельствует об ухудшении финансо­вого состояния предприятия.

Обратный коэффициент оборачиваемости, или коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств (Кз показывает величи­ну оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализо­ванной (товарной) продукции. Этот показатель называют также коэффициентом обеспеченности оборотными средствами. Рассчи­тывается он следующим образом:

Кз = Соб / РП = 1/ Коб.                                                (1.14)

Сравнение коэффициентов оборачиваемости и загрузки в ди­намике позволяет выявить тенденции в изменении этих показате­лей и определить, насколько рационально и эффективно использу­ются оборотные средства предприятия.

Показатели оборачиваемости могут быть исчислены по всем обо­ротным средствам и по отдельным их элементам, таким, как производ­ственные запасы, незавершенное производство, готовая и реализован­ная продукция, средства в расчетах и дебиторская задолженность.

Оборачиваемость запасов рассчитывается как отношение за­трат на производство к средней величине запасов; оборачивае­мость незавершенного производства — как отношение посту­пивших на склад товаров к среднегодовому объему незавершен­ного производства; оборачиваемость готовой продукции — как отношение отгруженной или реализованной продукции к сред­ней величине готовой продукции; оборачиваемость средств в расчетах — это отношение выручки от реализации к средней де­биторской задолженности.[14.C.137].

Перечисленные показатели дают возможность провести уг­лубленный анализ использования собственных оборотных средств, их называют частными показателями оборачиваемости.

Оборачиваемость оборотных средств может ускоряться или за­медляться. При замедлении оборачиваемости в оборот вовлекают­ся дополнительные средства. Эффект ускорения оборачиваемости выражается в сокращении потребности в оборотных средствах в связи с улучшением их использования, их экономии, что влияет на прирост объемов производства и как следствие на финансовые ре­зультаты. Ускорение оборачиваемости ведет к высвобождению части оборотных средств (материальных ресурсов, денежных средств), которые используются либо для нужд производства, либо для накопления на расчетном счете. В конечном итоге улучшается платежеспособность и финансовое состояние предприятия [11, C.145].

Относительное высвобождение оборотных средств происхо­дит в тех случаях, когда при наличии оборотных средств в пре­делах плановой потребности обеспечивается перевыполнение плана производства продукции. При этом темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.

Итак, управление оборотными средствами важно в решении ключе­вой проблемы финансового состояния: достижении оптимального соотношения между ростом рентабельности производства (макси­мизацией прибыли на вложенный капитал) и обеспечением устой­чивой платежеспособности, служащей внешним проявлением фи­нансовой устойчивости предприятия. Исключительно важной за­дачей является также обеспеченность запасов и затрат предприятия источниками их формирования и поддержание рационального со­отношения между собственным оборотным капиталом и заемными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств.

    продолжение
--PAGE_BREAK--2. АНАЛИЗ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА  В ДООО «Су-8» ОАО «Стерлитамастрой»2.1. Экономическая характеристика организации


ДООО «СУ-8» ОАО «Стерлитамакстрой» было образовано в мае 1949 года на базе строительного участка №5.

За эти годы управление выросло в передовую, технически оснащенную, крупную строительную организацию с устойчивыми квалифицированными кадрами, способными решать самые сложные и ответственные задачи.

Только за последние 20 лет у правлением введено 509517 кв.метров жилья, 6711 кв.метров встроенных помещений, сдано в эксплуатацию 12 школ, 8 детских садов, 5 столовых, учебный комплекс Стерлитамакского педагогического института, Новоапостольская церковь, спальный корпус №7 санатория «Красноусольск» и т.д. Построено десятки объектов социально-культурного и бытового назначения, жилья в колхозах и совхозах Стерлитамакского, Стерлибашевского и Гафурийского районов.

Предприятию выдана лицензия на осуществление следующего вида деятельности: деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом в прилагаемом составе деятельности с течение периода: с 22 августа 2002 г. по 22 августа 2007 г. лицензия внесена в Единый реестр лицензий Госстроя России под номером: ГС-4-02-22-02-0268009134-001517-2 на основании протокола Лицензионной комиссии Госстроя  России № 52 от 22 августа 2002 г.

Опыт и умение строить, организованность, высокое качество работ завоевали среди заказчиков, крупных инвесторов, субподрядных и специализированных организаций репутацию надежного и делового партнера.

Предприятие ОАО является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный, валютный и другие счета в банках Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.

Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели

за  2003 — 2005 гг.  по ДООО СУ-8 ОАО «Стерлитамакстрой»

Наименование показателей

Ед.

изм.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

1.Стоимость основных фондов и средств, величина активов

Т.руб.

1322

1209

1323

2.Численность работающих

Чел.

204

178

181

3.Объем реализации продукции, работ, услуг в стоимост­ном выражении

Т.руб

53731

47633

65777

4.Чистая прибыль

Т.руб

2023,4

85,5

204,8

5.Рентабельность

%

3,8

0,18

0,3

6. Дебиторская задолженность

Т.руб.

33240

18004

9803

7.Кредиторская задолженность

Т.руб

35621

27213

26950

8.Сумма уплаченных штрафов и санкций за нарушения, выявленные органами технического (не налогового)
регулирования

Т.руб.







  

      За два года значительно вырос объем реализации  продукции (с 53731 до 65777 тыс. руб.). Снизилась рентабельность производства с3,8% до 0,3%.Объем СМР проведенный собственными силами по сравнению с планом вырос на 17%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Анализ состава, структура и динамика оборотного капитала


Финансовое состояние, ликвидность и платежеспо­собность организации в большей степени зависят от уровня деловой активности, оптимальности исполь­зования оборотного капитала, оценки его величины и структуры. В связи с тем, что оборотные средства формируют основную долю ликвидных активов фирмы, их величина должна быть достаточной для обеспечения ритмичной и равномерной работы ор­ганизации и — как следствие — получения прибыли.

Использование оборотных средств в хозяйственной деятельности должно осуществляться на уровне, минимизирующем время и максимизирующем ско­рость обращения оборотного капитала и превраще­ния его в реальную денежную массу для последую­щего финансирования и приобретения новых оборотных средств. Потребность в финансировании пропорционально зависит от скорости оборота ак­тивов.

Чем ниже оборачиваемость оборотных средств, тем больше потребность в привлечении до­полнительных источников финансирования, так как у организации отсутствуют свои денежные средства для осуществления хозяйственной деятельности. Таким образом, показатели оборачиваемости оборотно­го капитала тесно связаны с платежеспособностью и ликвидностью структуры бухгалтерского баланса.

Наличие и эффективность оборотного капи­тала определяются и анализируются непосредствен­но по данным бухгалтерского баланса.

Изменение остатков оборотного капитала в целом и по его отдельным группам и элементам яв­ляется следствием непрерывности производственно­го цикла, в процессе которого запасы потребляются, а их возобновление и пополнение возможно только в результате продажи продукции (работ, услуг) и полу­чения денежных средств. Данные показатели участ­вуют в расчете коэффициентов оборачиваемости при  анализе деловой активности организации.

Анализ динамики валюты баланса (суммы статей актива и пассива баланса) проводится путем сравнения баланса на начало и конец  анализируемого периода по стр. 300.

 На начало года валюта баланса составляла 17928684  руб., на конец — 21149994 руб.

Динамика изменения положительная: валюта баланса увеличилась  (на 3221310 руб.), что говорит о повышении объема продажи и об улучшении финансового состояния предприятия.

Для анализа структуры и динамики актива баланса проведены рас­четы, результаты которых приведены в табл. 2.2.

Данные табл. 2.2 свидетельствуют о  повышении  доли «Внеоборотных активов» в активе баланса с 42,5  до 50,8 %. В абсолютном выражении внеоборотные активы  повысились на 3125876  руб.

Таблица 2.2.

Результаты расчетов для анализа актива баланса

Статьи актива баланса

Код строки баланса

Абсолютные величины, тыс.руб.

Удельные веса, %

Изменения

 
На начало периода, 2004 г.

На конец периода, 2005 г.

На начало периода, 2004 г.

На конец периода, 2005 г.

В абсолютных величинах, тыс.руб. (гр.4-гр.3)

В удельных весах, пунктов (гр.4-гр.3)

 
1

2

3

4

5

6

7

8

 
I.Внеоборотные активы

190

7612032

10737908

42,5

50,8

+3125876

+8,3

 
II.Оборотные активы

290

10316652

10412051

57,5

49,2

+95399

-8,3

 
В том числе:

Запасы

210

8618957

8124004

48,1

38,1

-494953

-9,7

 
НДС по приобретенным ценностям

220

241432

246287

1,3

1,2

+4855

-0,1

Денежные средства, расчеты и прочие активы

Расчетная

1456263

2056274

8,1

9,6

+600011

+1,5

Продолжение таблицы 2.2.

1

2

3

4

5

6

7

8

В том числе:

Дебиторская задолженность (платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

-

-

-

-

-

-

Дебиторская задолженность(платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

764743

1178544

4,3

5,6

+413801

+1,3

Краткосрочные финансовые вложения

250

109

109

-

-



-

Денежные средства

260

691411

877621

3,8

4

+186210

+0,2

Прочие оборотные активы

270

-

-

-

-

-

-

Баланс

300

17928684

21149994

100

100

+3221310

-



Темп их  прироста составил 41,1 %. Он  ниже темпа прироста валюты баланса, который равен  18 %.

Иначе обстоят дела с оборотным капиталом, на конец периода в 2004 году отмечается значительное снижение доли оборотного капитала на 8,3 % (57,5-49,2%), хотя в абсолютном выражении, наблюдается рост оборотного капитала на 95399 руб.

Динамика оборотного капитала имеет положительную тенденцию. За 2 года он вырос 1218224 руб. на 11,7 %.

Повысилась доля  «Денежных средств» на 600011 руб., на 1,5 %.

Изменениея в оборотных активах произошли в основном за счет снижения доли “Запасов”

В 2005 году произошло значительное снижение «Запасов» на 494953 руб. Это обстоятельство делает необходимым анализ структуры «Запасов».

Анализ структуры и динамики мы «Запасов» произве­ли  на основе данных табл.2.3.

Таблица 2.3.

Результаты расчетов для анализа запасов

                                                 

Статьи актива баланса

Код строки баланса

Абсолютные величины, тыс.руб.

Удельные веса, %

Изменения

На начало периода, 2004 г.

На конец периода, 2005 г.

На начало периода,

2004 г.

На конец периода, 2005 г.

В абсолютных величинах, тыс.руб. (гр.4-гр.3)

В удельных весах, пунктов (гр.4-гр.3)

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

2829372

1071798

328

13,2

-1757574

-19,6

Затраты в незавершенном производстве

213

-

-

-

-

-

-

Готовая продукция и товары для перепродажи

214

5789584

7052206

67,2

86,2

+1262622

+19,6

Расходы будущих периодов

216

-

-

-

-

-

-

Прочие запасы и затраты

217

-

-

-

-

-

-

Запасы

210

8618957

8124004

100

100

-494953





Результаты расчетов показали, что изменения в разделе «Запасы» вызваны повышением на 1261622 руб. «Готовой продукции и товаров для перепродажи», их удельный вес повысился на 19,6 %

Значительные изменения произошли по статье «Сырье, материалы», их количество уменьшилось на 1757574 руб. или на 19,6 %.

Это говорит о том, что на предприятии снижается уровень продаж, существует угроза затоваривания.

Анализ имущества предприятия проводится для выяснения общих тенденций изменений структуры баланса, выявления основных ис­точников средств (разделы пассива баланса) и направлений их использования (разделы актива баланса). Результаты расчетов для ана­лиза имущества предприятия содержатся в табл. 2.4.

Структура имущества предприятия за отчетный период показывает, что незначительно повысилась доля «Внеоборотных активов» с 42,5 до 50,8 %, но в то же время снизилась доля «Капитала и резервов» с 49,3  до 45,7 %.

Выросла  доля «Дебиторской задолженности» с 4,3 до 5,6 %.

В связи с снижением объема продаж снизились и  «Запасы» с 49,4 до 39,6%.

Таблица 2.4.

Результаты расчетов для анализа имущества предприятия



Разделы актива баланса


Удельные веса, %.

Разделы пассива баланса


Удельные веса, %

На начало периода, 2004 г.

На конец периода,

2005 г.

На начало периода, 2004 г.

На конец периода, 2005 г.

I, Внеоборотные ативы

42,5

50,8

IV.Капитал и резервы

49,3

45,7

II. Оборотные активы

57,4

49,2

V.Долгосрочные пассивы

-

-

В том числе:

Запасы и НДС

49,4

39,6

VI.краткосрочные пассивы

50,7

54,3

Дебиторская задолженность

4,3

5,6

В том числе:

Заемные средства

22,3

15,6

Другие оборотные активы

3,8

4

Кредиторская задолженность

28,4

38,7

III.Убытки

-

-

Прочие краткосрочные пассивы

-

-

Баланс

100

100

Баланс

100

100



По результатам общей оценки финансового состояния можно сделать вывод, что финансовая политика данного предприятия решает кратковременные  задачи на перспективу, но повышение роста валюты баланса говорит о достаточной  платежеспособности предприятия.

Анализ ликвидности баланса производится для оценки креди­тоспособности предприятия (способности рассчитываться по сво­им обязательствам).

 Ликвидность определяется покрытием обяза­тельств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Исходя из сформулированного определения, все обязательства предприятия группируются по срокам их наступления и изыскива­ются активы (с аналогичными сроками превращения в деньги) для их погашения.

Активы предприятия по степени ликвидности подразделяются на четыре группы. Пассивы предприятия по срочности обязательств также под­разделяются на четыре группы.

Для обеспечения абсолютной лик­видности баланса должна выполняться система неравенств:

МРА > =ДСП       (1)    

НЛА > =КСП       (2)

БРА > = КСП       (3)

TPA

НЛА1=691520     

НЛА2=877730     

БРА1=7647743    

БРА2=1178544    

МРА1=9090748    >ДСП1=0

МРА2=8709945    >ДСП2=0

ТРА1=7381673     >ПСП1=8834681

ТРА2=9398254     >ПСП2=9674449           

Таким образом, все активы и пассивы предприятия делятся по срочности на четыре группы.

Для комплексной оценки ликвидности баланса (оценки фи­нансовой ситуации с точки зрения ликвидности, выбора наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров) рас­считывается показатель общей ликвидности (Кол):

Кол = (НЛА+0,5БРА+0,3хМРА)/(НСО+0,5хКСП+0,3хДСП).

Кол1 = (691520+0,5*7647743+0,3*9090748)/(5094002+0,5*4000000)=1,02

Кол2 = (877730+0,5*1178544+0,3*9709945)/(8175545+0,5*3300000)=3,1

Неравенства 1 и 2 характеризуют текущую ликвидность, неравенства 3 и 4 перспективную. На основе  полученных данных можно сделать вывод о низкой ликвидности предприятия.

 Неравенства 1 и 2 не соблюдены (платежный недостаток на начало периода – 4402482 руб., на конец периода – 7297815руб.), что свидетельствует о неспособности предприятия рассчитаться по наиболее срочным обязательствам. Текущая платежеспособность неудовлетворительная.

Соблюдение неравенства 3 и 4 свидетельствует о хорошей перспективной ликвидности предприятия. Но в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные, а перспективная ликвидность – текущую. Коэффициент общей ликвидности значительно повысился  с 1,02 до 3,1 %,  из-за увеличения доли наиболее быстро реализуемых активов. В целом предприятие является ликвидным.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Методы определения плановой потребности оборотным капиталом ДООО «Су-8» ОАО «Стерлитамакстрой»
На ООО «СУ-8» ОАО «Стерлитамакстрой» в финансовом отделе было принято решение по рассмотрению различных моделей управлением оборотным капиталом.

Сравнительные результаты примене­ния различных моделей управления текущими активами, исходя из следующих данных (табл. 2.5 и рис. 2.1). Для упрощения расчетов данные округлили до стотысячных.

 Выручка от реализации продукции — 480 000 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции — 80 000 тыс. руб.

Внеоборотные активы — 500 000 тыс. руб.

Исходя из данных условий можно сделать следующие выводы:

•  Постоянный оборотный капитал равен 100 000 тыс. руб.

• Минимальная потребность в источниках финансирования всех активов предприятия равна 500 000 тыс. руб. в марте месяце.

Таблица 2.5.

Методы управления оборотными средствами



Месяц

Текущие

Активы (прогноз)

Внеоборотные активы

Всего активов

Постоянный оборотный капитал

Переменный оборотный капитал

1

2

3

4

5

6

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

150000

140000

100000

120000

150000

150000

140000

140000 130000 130000

110000

140000

400000

400000

400000

400000

400000

400000

400000

400000

400000

400000

400000

400000



550000

540000

500000

520000

550000

550000

540000

540000

530000

530000

510000

540000



100000

100000

100000

100000

100000

100000

100000

100000

100000

100000

100000

100000

50000

40000

-

20000

50000

50000

40000

40000

30000

30000

10000

40000



• Максимальная потребность в источниках финансирования всех активов предприятия наблюдается в январе, мае и июне — 550 000 тыс. руб.


Рис. 2.1. Графики различных моделей управления оборотными активами
• Прямая 1 характеризует агрессивную модель управления текущими активами, если долгосрочные пассивы будут составлять 500 000 тыс. руб., а остальная потребность бу­дет покрываться за счет краткосрочной кредиторской задолженности.

Тогда чистый оборотный капитал будет ра­вен 100 000 тыс. руб. (500 000 — 400 000).

• Прямая 2 отражает консервативную модель управления текущими активами. В этом варианте долгосрочные пас­сивы покрывают внеоборотные активы и большую часть переменного оборотного капитала.

Чистый оборотный ка­питал равен 145 000 тыс. руб. (545 000 — 400 000).

• Прямая 3 показывает умеренную модель управления текущими активами, когда долгосрочные пассивы покрыва­ют постоянный оборотный капитал и половину перемен­ного оборотного  капитала. 

Чистый  оборотный  капитал при такой модели управления составит 125 000 тыс. руб. (525 000 — 400 000).

Финансовый менеджер должен оценить экономическую рента­бельность управления оборотными средствами на основе сравнения различных моделей управления текущими активами (табл. 2.6):

Таблица 2.6.

 Сравнение различных моделей управления текущими активами



Показатель

Агрессивная модель

Консерва­тивная модель

Умеренная модель

1

2

3

4

1.Выручка от реализации



 

 

продукции, тыс. руб.

480 000

480 000

480 000

2. Прибыль от реализации







продукции, тыс. руб.

80000

80000

80000

3. Текущие активы,







тыс. руб.

500 000

300 000

400000

4.Внеоборотные активы,







тыс. руб.

400 000

400000

400 000

5. Общая сумма активов,







тыс. руб.

900 000

700 000

800 000

6.  Удельный вес текущих







активов в общей сумме







активов, %

55,56

42,86

50,0

7.Экономическая рентабельность







активов, %

8,89

11,43

10,0

    продолжение
--PAGE_BREAK--РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Задание: Составление баланса доходов и расходов промышленного предприятия.

Расчет:

Шаг 1. Таблица 4

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение.

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года – 15530 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования – 1030 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов исчисляется, как:

Сввод = С1*М1/12 + С4*М4/12,

где    С1 – плановый ввод в действии основных фондов, тыс. руб. – Iкв.,

          С4 – плановый ввод в действие ОФ, тыс. руб. – IVкв.,

          М1 – число месяцев до конца года Iкв. – 10 месяцев,

          М4 – число месяцев до конца года IVкв. – 1 месяца.

С ввод = 4100*1/12+3600*1/12=3717 тыс.руб.

Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов:

Свыб = С2*М2/12+С3*М3/12,

где    С2 – плановое выбытие основных фондов, тыс. руб. – IIкв.

          М2 – число месяцев до конца года II кв. – 7месяц.

          C3 – IIIкв.

          М3 – IIIкв. – 4месяца.

          Свыб = 6360*7/12+1070*4/12=4067 тыс.руб.

          Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов:

15530+3717-4067-1030=14150 тыс.руб.

Сумма амортизируемых отчислений:

А = С*N/ 100,

где    N– норма амортизационных отчислений

А= 14150*14=1981 тыс. руб.

Шаг 2. Таблица 1.

Социальный налог вычисляется от суммы затрат на оплату труда:

за год         6209*35.%=6209 тыс. руб.

в IVкв.       4360*35,5%=1552 тыс. руб.

Итого затрат на производство определяется: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) + затраты на оплату труда + социальный налог + амортизация ОФ + прочие расходы.

Всего за год         33000+17440+1981+6209+1380=60010 тыс. руб.

В т.ч. за IVкв.     8250+4360+495+345+1552=15002 тыс. руб.

Затраты на валовую продукцию = итого затрат на производство – списано на непроизводственные счета.

Всего за год         60010-715=59295 тыс. руб.

В т.ч. за IVкв.     15002-267=14735 тыс. руб.

          Производственная себестоимость товарной продукции:

          Всего за год         59295+496+20=59811 тыс. руб.

          В т.ч. за IVкв.     14735+124+5=14864 тыс. руб.

          Находим полную себестоимость товарной продукции: производственная себестоимость товарной продукции + расходы на продажу.

Всего за год         59811+5266=65077 тыс. руб.

В т.ч. за IVкв.     14864+1413=16277 тыс. руб.

          Шаг 3. Таблица 6.

          Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

На основании данных таблицы 5 фактические остатки нереализованной продукции на начало года:

А) в ценах базисного года без НДС и акцизов – 2500 тыс. руб.

Б) по производственной себестоимости – 1950 тыс. руб.

В) прибыль 2500-1950=550 тыс. руб.

Выпуск товарной продукции составил:

А) в действующих ценах без НДС и акцизов — 88000 тыс. руб.

Б) по полной себестоимости — 65077тыс. руб.

В) прибыль          88000-65077=22923 тыс.руб.

Планируемые остатки не реализованной продукции на конец года:

А) в днях запаса – 7 дней

Б) в действующих ценах без НДС и акцизов определяем по формуле:

Ок.д. = Вт.п IVкв/90*н,

где    действующие цены Вт.п IVкв – товарная продукция в отпускных ценах

          н – норма запаса, дней

Ок.д. = 24000/90*7=1867 тыс.руб.

В) по производственной себестоимости.

Ок.с = Стп IVкв/90*н,

где    Стп IVкв – производственная себестоимость товарной продукции,

Н — норма запаса, дней.

Ок.с = 14864/90*7=1156 тыс.руб.

Г) прибыль          1867-1156=7111  тыс.руб.

Объем продаж продукции в планируемом году:

А) в действующих ценах без НДС и акцизов:

Ор.п = Он.д + Втп.д – Ок.д

Ор.п = 2500+88000-1867=88633 тыс.руб.

Б) по полной себестоимости

Ср.п = Сн.с + Ст.п – Ок.с

Ср.п = 1950+65077-1156=65871 тыс.руб.

В) прибыль от продажи товарной продукции:

88633-65871=22762 тыс. руб.

Шаг 4. Таблица 10

Расчет потребности предприятия в оборотных средствах на конец планируемого года, их прирост (+) или снижение (-). Расчет производится на основе данных таблицы 8.

Норматив на начало года по статьям: «Производственные запасы», «Незавершенное производство», «Расходы будущих периодов» и «Готовая продукция» даны в таблице 8, там же имеется норматив запасов в днях по статьям затрат.

Затраты IVкв., тыс.руб./день.

10080/90=112

14735/90=164

14861/90=165

Норматив на конец года, тыс.руб.

112*45=5040

164*4=656

165*7=1155

Прирост определяется как разница нормативов на конец года и на начало года по всем статьям затрат. Прирост расходов будущих периодов равен = 20 тыс.руб. (таблица 8).

Исходя из этого определяем норматив на конец года по расходам будущих периодов: 5+20=25 тыс.руб.

Данные по устойчивым пассивам – 230 тыс.руб.

Прирост по статьям затрат составил:

«Производственные запасы» = 1105 тыс.руб.

«Незавершенное производство» = 420 тыс.руб.

«Готовая продукция» = 654 тыс.руб.

Процесс нормирования завершается установлением совокупного норматива оборотных средств Нос путем сношения частных нормативов: по ПЗ, РБП, НП и ГП:

Нос = Нпз + Ннп + Нрбп + Нгп

Носнг = 3935+236+15+501=4687 тыс.руб.

Носнк = 5040+656+25+1155=6876 тыс.руб.

Прирост Нос = 6876-4687=2189 тыс.руб.

Шаг 5. Таблица 13.

Таблицу рассчитываем исходя из данных таблицы 5 и 6.

IДоходы и расходы по обычным видам деятельности

1.     Выручка от продажи продукции в планируемом году = 88633 тыс.руб.

2.     Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году= 65871 тыс.руб.

3.     Прибыль от продаж = 88633-65871=22762 тыс.руб.

IIОперационные доходы и расходы

4.     Проценты к получению – табл.5 стр. 9. =  940 тыс.руб.

5.     Проценты к уплате – табл.5.стр.12. — 70 тыс.руб.

6.     Доходы от участия в других оргагизациях- табл.5 стр.10 = 866 тыс.руб.

7.     Прочие операционные доходы – табл.5 стр.8 = 7600 тыс.руб.

8.     Прочие операционные расходы – табл.5 стр.11. = 5340 тыс.руб.

IIIВнереализационные доходы и расходы

9.     Внереализационные доходы – табл.5 стр. 13. = 10906 тыс.руб.

10. Внереализационные расходы – всего – таб.5 стр.14. = 9100 тыс.руб.

11. в том числе

а) содержание учр. здравоохранения – табл.5 стр.17 = 2000 тыс.руб.

б) содержание детей дошкольного учреждения – табл.5 стр.18 = 730 тыс.руб.

в) содержание пансионата – табл.5 стр.19. – 290 тыс.руб.

г) расходы на проведение НИиОПР – табл.5 стр.20- 200 тыс.руб.

д) налоги, относимые на финансовые результаты – табл.5 стр. 15 = 1504 тыс. руб

Итого:

Доходы:

22762+940+866+7600+10906=43074 тыс.руб.

Расходы:

70+5340+9100+200+730+290+200+1504=17434 тыс.руб.

Прибыль (убыток) планируемого года:

45074+17434=25640 тыс.руб.

Шаг 6. Таблица 14.

Распределение прибыли планируемого года.

Исходя и з данных,  приведенных в таблице 11 заполним таблицу распределения прибыли. По мере распределения прибыли из таблицы видно, что по основным статьям прибыль  составила = 19264 тыс. руб.

Оставшаяся прибыль идет :

на погашение долгосрочного кредита, выплату дивидендов –3385 тыс.руб.

на погашение долгосрочного кредита – 3038 тыс.руб.

Шаг 7. Таблица 9.

Расчет источников финансирования капитальных вложений.

Источники капитальных вложений на производственное строительство:

А) прибыль, направляемая на капитальные вложения – 2750 тыс. руб.

Б) амортизационные отчисления  –1981тыс. руб.

в) плановые накопления по смете на СНР, выполняемые хозяйственным способом – 329 тыс.руб.

г) долгосрочный кредит банка – 3040 тыс.руб.

Источниками капитальных вложений на непроизводственное строительство являются:

А) прибыль, направляемая на капитальные вложения – 2250 тыс.руб.

Б) поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия – 710 тыс.руб.

в) долгосрочный кредит банка – 160 тыс.руб.

Сумма источников капитальных вложений:

-         производственное строительство = 8100 тыс.руб.

-         непроизводственное строительство = 3120 тыс.руб.

Шаг 8. Таблица 16.

Составление баланса доходов и расходов предприятия (финансовый план)

Разделы баланса доходов и расходов предприятия заполним на основе данных условия задания и произведенных расчетов. Баланс доходов и расходов (финансовый план) отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предназначается получить в течение года или квартала.

При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск ценных бумаг. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитывающейся в соответствии  с действующим порядком за счет прибыли), направлении использования чистой прибыли 9накопления, потребления, резервный фонд).

Налог на добавленную стоимость и акцизы в балансе доходов и расходов не отражаются, т.к. они взимаются до образования прибыли.

Как в доходной, так в расходной частях плана отражаются поступления (притоки) и  расходы (оттоки) денежных средств по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Сальдо по каждому виду деятельности образуется разность итоговых величин разделов А.Б.В доходной части плана и соответствующих разделов расходной части.

С помощью такой формы лана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину  потребности в заемных средствах. Благодаря такому построению финансового плана планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения в возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. План считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита.
Таблица 1

Смета Iзатрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью



 № стр.

Статья затрат

Всего на год

В т.ч. на IV кв.

1

2

3

4

1

Материальные затраты (за    вычетом возвратных отходов)

33000

8250

2

Затраты на оплату труда      

17440

4360

3

Амортизация основных фондов

1981

495

4

Прочие расходы — всего,    

1380

345



в том числе:





5

а) уплата процентов за краткосрочный кредит

360

100

6

б) налоги, включаемые в себестоимость,

6969

1732



в том числе:





7

социальный налог (35,6%)

6209

1552

8

прочие налоги

760

180

9

в) арендные платежи и другие расходы

260

65

10

Итого затрат на производство                    

60010

15002

11

Списано на непроизводственные счета                 

715

267

12

Затраты на валовую продукцию                       

59295

14735

13

Изменение остатков незавер­шенного производства     

496

124

14

Изменение остатков по расходам будущих периодов  

20

5

15

Производственная себестоимость товарной продукции

59811

14864

16

Расходы на продажу            

5266

1413

17

Полная себестоимость товар­ной продукции

65077

16277

18

Товарная продукция в отпуск­ных ценах (без НДС и акцизов)

88000

24000


Таблица 3
К смете I

Стоимость основных фондов, на которые начисляется амор­тизация на начало года — 15 530 тыс. руб.





1KB.

II кв.

III кв.

IV кв.

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

4100





3600

Плановое выбытие основных фондов, тыс.руб.



6360

1070



Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах) — 1030 тыс. руб. Средневзве­шенная норма амортизационных отчислений    продолжение
--PAGE_BREAK--  -       14.

Таблица 4

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение



№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Стоимость амортизируемых основных производствен­ных фондов на начало года

15530

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

3717

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов

4067

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизирован­ного оборудования (в действующих ценах)

1030

5

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (в действующих ценах) – всего

14150

6

Средняя норма амортизации                       

14

7

Сумма амортизационных отчислений — всего

1981

8

Использование амортизационных отчислений на вложения во внеоборотные активы

1981


Таблица 5

Данные к расчету объема реализации и прибыли

№ стр.

Показатель

Тыс. руб.

1

2

3

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:



2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500

3

б) по производственной себестои­мости

1950

4

Планируемые остатки нереализо­ванной продукции на конец года:



5

а) в днях запаса

7

6

б) в действующих ценах (без НДС и акцизов)

1967

7

в) по производственной себестои­мости

1156



Прочие доходы и расходы





Операционные доходы



8

Выручка от продажи выбывшего имущества

7600

9

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

940

10

Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий

866



Операционные расходы



11

Расходы по продаже выбывшего имущества

5340

12

Расходы на оплату услуг банков

70



Внереализационные доходы



13

Доходы от прочих операций

10906



Внереализационные расходы



14

Засходы по прочим операциям

9100

15

Налоги, относимые на финансовые результаты

1504

16

Содержание объектов социальной сферы — всего,

1220



том числе:



17

учреждения здравоохранения

200

18

 детские дошкольные учреждения

730

19

содержание пансионата

290

20

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200


Таблица 6

Расчет объема реализуемой продукции

№ стр.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:



2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500

3

б) по производственной себестоимости

1950

4

в) прибыль

550

5

Выпуск товарной продукции (выполнение, работ, оказание услуг):



6

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

88000

7

б) по полной себестоимости

65074

8

в) прибыль

22923

9

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:



10

а) в днях запаса

7

11

б) в действующих ценах без НДС и акцизов

1867

12

в) по производственной себестоимости

1156

13

г) прибыль

711

14

Объем продаж продукции в планируемом году:



15

а) в действующих ценах без НДС и акцизов

88633

16

б) по полной себестоимости

65871

17

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг)

22762


Таблица 7

Показатели по капитальному ремонту



№ п/п

Показатели

Тыс. руб.

1

Капитальные затраты производствен­ного назначений

8100

2

в том числе: объем строительно-мон­тажных работ, выполняемых хозяй­ственным способом

3500

3

Капитальные затраты непроизводствен­ного назначения

3120

4

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным    способом, %

9,41

5

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строи­тельстве

710

6

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

25

Таблица 8

Данные к расчету потребности в оборотных средствах



№ стр.

Показатели

Тыс. руб.

1

Изменение расходов будущих периодов

20

2

Прирост устойчивых пассивов

230

3

Норматив на начало года:



3.1

производственные запасы

3935

3.2

незавершенное производство

236

3.3

расходы будущих периодов

15

3.4

готовая продукция

501

4

Нормы запаса в днях:



4.1

производственные запасы

45

4.2

незавершенное производство

4

4.3

готовые изделия

7


Таблица 9

Расчет источников финансирования вложений во внеоборотные активы,

тыс. руб.

№ стр.

Источник

Капитальные вложения производст­венного назначения

Капитальные вложения

Непроизвод­ственного назначения

1

2

3

4

1

Ассигнования из бюджета

-

-

2

Прибыль, направляемая на вложения во внеоборотные активы

2750

2250

3

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

1981

-

4

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйствен­ным способом

329

-

5

Поступление средств на жилищ­ное строительство в порядке долевого участия

-

710

6

Прочие источники

-

-

7

Долгосрочный кредит банка

3040

160

8

итого вложений до внеоборотные активы

81008100

3120

9

Проценты по кредиту к уплате ставка 25% годовых)

760

40



Таблица 10
Расчет потребности предприятий в оборотных средствах



№стр.

Статьи затрат

Норматив на начало года, тыс. руб.

Затраты IV кв.,

тыс. руб. -всего

Затраты IV кв., тыс. руб. /день

Нормы запасов, в днях

Норматив на конец года, тыс. руб.

Прирост (+), сниже­ние (-)

1

2                         

3

4

5

6

7

8

1

Производственные запасы

3935

10080

112

45

5040

+1105

2

Незавершенное производство

236

14735

164

4

656

+420

3

Расходы будущих периодов

15

-

-

-

25

+10

4

Готовые изделия

501

14864

165

7

1155

+654

5

Итого

4687

-

-

-

6876

+2189

Источники прироста

6

Устойчивые пассивы











230

7

прибыль














Таблица 11

Данные к распределению прибыли



№ п/п

Показатель

Тыс. руб.


1

2

3

3

1

Отчисления в резервный фонд

3000

2

Реконструкция цеха

2750

3

Строительство жилого дома

2250

4

Отчисления в фонд потребле­ния — всего,

3020



в том числе:



5

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120

6

б) удешевление питания в столовой

1000

7

в) на выплату дополнительного

вознаграждения

900

13

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

14

Налог на прибыль

4131

15

Налог на прочие доходы 6%

113

Таблица 12
Данные к расчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР



Показатель

Тыс. руб.

1

2

3

1

Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях

50

2

Средства целевого финансирования

100

3

Собственные средства, направляемые на содержание детских дошкольных учреждений

730

4

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

200

5

Собственные средства, направляемые на НИОКР

200



Таблица 13

Проект отчета о прибылях и убытках

№ стр.

                                Показатель

Сумма, тыс. руб.

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1

Выручка (нетто) от продажи продукции в плани­руемом году:

88633

2

Себестоимость реализуемой продукции в плани­руемом году

65871

3

Прибыль (убыток) от продажи

22762

II. Операционные доходы и расходы

4

Проценты к получению

940

5

Проценты к уплате

70

6

Доходы от участия в других организациях

866

7

Прочие операционные доходы

7600

8

Прочие операционные расходы

5340

III. Внереализационные доходы и расходы

9

Внереализационные доходы

10906

10

Внереализационные расходы — всего,

9100



в том числе:



11

а) содержание учреждений здравоохранения

200

12

б) содержание детских дошкольных учреждений

730

13

в) содержание пансионата

290

14

г) расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200

15

д) налоги, относимые на финансовые результаты

1504

16

Прибыль (убыток) планируемого года

+25640



Таблица 14

Распределение прибыли планируемого года



№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

1

Отчисления в резервный фонд

3000

2

Реконструкция цеха

2750

3

Строительство жилого дома

2250

4

Отчисления в фонд потребления — всего,

3020



в том числе:



5

а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120

6

б) удешевление питания в столовой

1000

7

в) на выплату вознаграждения по итогам года

900

13

Налоги, выплачиваемые из прибыли

980

14

Налог на прибыль

4131

15

Налог на прочие доходы 6%

113

16

Погашение долгосрочного кредита

3038

17

Выплата дивидендов

3338


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.