Министерство образования РФ
ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ккурсовой работе по дисциплине
«Электроникаи схемотехника»
натему: «Автомат для дозарядки АБ»
Выполнил:
Астафьев М. А.
Руководитель:
ГурьеваЛ. В.
Тюмень
2004Реферат
Данный отчёт содержит 20 страниц,2 таблицы, 4 рисунка и один чертёж, выполненный на отдельном листе формата А3.Для его создания были использованы 5 источников литературы.
В данномотчёте рассматривается устройство, предназначенное для дозарядки и полной зарядки аккумуляторныхбатарей. Цель отчёта -исследовать устройство и принцип работы с подробным описанием назначения каждогоэлемента схемы.
Переченьключевых слов, использованных при написании отчёта, включает в себя следующиепонятия: БЛОК ПИТАНИЯ, РЕЛЕ, СТАБИЛИЗАТОР НАПРЯЖЕНИЯ, ФОРМИРОВАТЕЛЬПРЯМОУГОЛЬНЫХ ИМПУЛЬСОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ГЕНЕРАТОР, ТАЙМЕР, КОМПОРАТОР, УЗЕЛУПРАВЛЕНИЯ РЕЛЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-3» h z u Реферат. PAGEREF _Toc94865425 h 2
Введение. PAGEREF _Toc94865426 h 4
1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. PAGEREF _Toc94865427 h 5
2. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ… PAGEREF _Toc94865428 h 8
3. ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ… PAGEREF _Toc94865429 h 10
4. ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ К ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙСХЕМЕ. PAGEREF _Toc94865430 h 16
5. НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СХЕМЫ… PAGEREF _Toc94865431 h 17
Заключение. PAGEREF _Toc94865432 h 18
Список используемых источников. PAGEREF _Toc94865433 h 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Принципиальная схема. PAGEREF _Toc94865434 h 20
Введение
В настоящеевремя радиотехника и радиоэлектроника рассматриваются как сугубо практическиедисциплины, призванные решать бытовые проблемы современного общества.
Поэтомув данной работе рассматривается автомат для дозарядки АБ, необходимыйавтомобилисту в подержании полной заряженности аккумуляторной батареи приэксплуатации. Автоматы для дозарядки АБ широко используется среди любителей ипрофессиональных автомобилистов.
Существуетбольшое количество автоматическихзарядных устройств в продаже и описанных в радиолюбительской литературе, но онипрекращают зарядку батареи либо по истечению определенного времени, либо подостижении на клеммах батареи определенного (порогового) значения напряжения. Врамках этих функциональных особенностей автоматов и других факторов (природныеусловия, состоянии батареи) не удается произвести качественную дозарядкуаккумуляторных батарей.
Имеются другие, более надежные признакиполучения АБ полного заряда. Это прекращение (при постоянстве величинызарядного тока) роста напряжения на клеммах батареи, а также прекращениеувеличения плотности электролита.
Практика показывает, что с достаточнойточностью можно ограничиться одним из этих признаков, т.е. контролем за ростомнапряжения на батарее, и при его прекращении и постоянстве величины напряженияв течение определенного времени выключать зарядное устройство.
Конечно, зарядное устройство, использующееэтот принцип, более сложно, чем простой пороговый автомат, однако его преимуществаочевидны.
1.
Большая часть деталей устройстваразмещена на печатной плате размерами 75x100 мм (рис.1.1), выполненной изодностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Плата, трансформаторТ1, реле К1 и конденсатор С1 с резистором R1 смонтированы на П-образном шассииз дюралюминия толщиной 2 мм,размерами 20x90x215 мм. Диоды VD1 ...VD4 размещены в основании шасси наотдельных небольших радиаторах с поверхностью охлаждения каждого 10 см2.Кнопка SB1, светодиоды НL1, HL2 предохранителиFU1, FU2 и клеммы XI, Х2 вынесены на лицевую панель размерами 95x110x220 мм,выполненную из дюралюминия толщиной 2 мм. В шасси устройства и верхней частизадней стенки корпуса просверлены отверстия 05 мм для циркуляции воздуха.
Рис 1.1
Все постоянные резисторы, используемыев зарядном устройстве — МЛТ, а подстроенные (R19, R22) —СПЗ-38. Резисторыматрицы (R11...R18) желательно подобрать так, чтобы сопротивления двухсоседних резисторов отличались друг от друга ровно в два раза. Если такойвозможности нет, можно обойтись и безподбора резисторов, однако в этом случае, возможно, не будет обеспеченаравномерность изменения напряжения на выходе матрицы, что, впрочем, малоповлияет на работу устройства в целом. Резисторы с сопротивлениями, выходящимииз стандартного ряда (R12, R17, R18), можно составить из двух последовательновключенных резисторов стандартных номиналов.
Конденсатор С1 — типа МБГЧ с номинальнымнапряжением 250 В. При использовании металлобумажных конденсаторов другихтипов (МБГО, МБГП и др.) их номинальное напряжение должно быть не менее 400….500 В. Конденсатор С2 — К50-29, СЗ — К52-1 Б, С4 — К53-4, остальныеконденсаторы — КМ-5 или КМ-6. Вообще, устройство некритично к выборуэлементов. Так, в качестве С2… С4 могут быть использованы оксидныеконденсаторы любых типов, подходящие по емкости и номинальному напряжению.
Стабилизатор напряжения 78L09 (DA1)можно заменить любым отечественным микросхемным стабилизатором напряжения на9 В, например КР1157ЕН902. В качестве DA2 можно использовать компараторК521САЗ, однако это потребует изменения трассировки печатной платы.
Диоды выпрямительного моста VD1...VD4должны допускать прямой ток не менее 2 А. В случае, когда не исключаютсяошибочные подключения аккумуляторной батареи в обратной полярности, лучшеприменить диоды с некоторым запасом по допускаемому прямому току, особенно вимпульсе. Можно порекомендовать диоды серии КД206, КД213.
Диоды КД106А (VD5, VD6) можно заменитьдиодами серий КД105, Д226, Д237; остальные —диодами серий Д220, Д223, Д311,Д312. Вместо стабилитрона КС522А (VD8) можно применить КС220Ж или двапоследовательно включенных стабилитрона Д814В.
В качестве VT1 можно применить любоймаломощный n-p-n транзистор спостоянным напряжением коллектор-эмиттер не менее 30 В и коэффициентомпередачи тока базы более 40. Подойдут транзисторы указанной на схеме серииКТ3102 с любым буквенным индексом кроме Г и Е, КТ315Г, КТ312В. Вместо КТ608Бможно применить транзисторы из серий КТ503, КТ807.
В устройстве использовано реле РКМП, ссопротивлением обмотки 600 Ом и током срабатывания 20 мА.
Можно использовать любое реле с однойгруппой нормально разомкнутых контактов, допускающих коммутацию переменногонапряжения 220 В, с коммутируемым током не менее 0,3 А. Реле должно надежносрабатывать при напряжении не более 12 В и токе 20..40 мА. Подойдут реле РЭС22.Применимы реле РЭС6, у которых неиспользуемую группу контактов желательнонемного отогнуть для уменьшения тока срабатывания.
Кнопка SB1 — КМ1, КМ2-1. В качествепредохранителей FU1, FU2 желательно использовать быстродействующие плавкиевставки ВПЗТ-2, которые можно заменить на ВП1.
В зарядном устройстве применен унифицированныйтрансформатор ТПП277-127/220-50 с номинальной мощностью 72 Вт и током вторичных
обмоток 3,2 А.Можно применить и другие унифицированные трансформаторы, рассчитанные наработу от сети частотой 50 Гц и напряжением 127/220 В: ТПП280, ТПП281, ТПП282,ТН52, ТН53, ТН54, ТН56, ТН57. Если устройство предназначается только для работыс аккумуляторной батареей 6СТ-55, то при зарядном токе 2,75 А подойдет такжетрансформатор ТН49-127/220-50. Схемы включения трансформаторов приведены нарис.1.2.
Рис. 1.2.
Правильно собранное устройство налаживанияне требует. Следует лишь установить необходимые уровни напряжений на входахкомпаратора. Для этого устанавливают движки резисторов R19 и R22 в нижнее посхеме положение. Подключают к клеммам Х1 и Х2 аккумуляторную батарею, включаютустройство в сеть, нажимают кнопку SB1 и убеждаются в срабатывании реле К1.
Измеряют напряжение на клемме Х1. Затем,подключив вольтметр к верхнему по схеме выведу резистора R22, передвигают егодвижок до тех пор, пока вольтметр не покажет величину напряжения, равную 0,45напряжения на Х1. После этого вольтметр подключают к выходу резистивнойматрицы (общей точке соединения резисторов R11...R18) и резистором R19устанавливают напряжение 5,0 В.
При такой регулировке диапазон контролируемогонапряжения на заряжаемой аккумуляторной батарее составляет (с учетомдопустимых соотношений входных напряжений компаратора и напряжения питания) от11,1 до 17,3 В, что вполне достаточно для выбранной величины зарядного тока.Следует иметь в виду, что падение напряжения на проводах, соединяющихустройство с аккумуляторной батареей, не должно превышать величины 1 В.
В заключение производят, в случаенеобходимости, регулировку зарядного тока подбором емкости конденсатора С1,которую выполняют подключением к его выводам подходящих по номинальномунапряжению конденсаторов емкостью 0,5...1 мк.
2. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ
Функциональная схема устройствапредставлена на рисунке 2.1.
Функциональная схемаавтомата для дозарядки АБ
Блок питания
Формирователь прямоугольных импульсов
Стабилизатор напряжения
Управляемый генератор
Таймер
Компаратор
Узел управления реле
Реле
220 В
+
АБ
-
Рис. 2.1
· Блокпитания:
Блокпитания подает напряжение на аккумуляторную батарею и стабилизатор напряжения.
· Стабилизаторнапряжения:
Обеспечиваетпитанием цифровую часть устройства.
· Формировательпрямоугольных импульсов:
Формируетимпульсы с частотой 50 Гц.
· Управляемыйгенератор:
Образуетступенчато возрастающего напряжения, используемого в качестве опорного длякомпаратора.
· Компаратор:
Сравниваетопорное напряжение с напряжением на аккумуляторных клеммах.
· Таймер:
Определяетпериодичность контроля за ростом напряжения на заряжаемой аккумуляторнойбатареи.
· Узелуправления реле:
Вырабатываетсигнал на выключение устройства при постоянстве напряжения на батарее в течениезаданного времени.
· Реле:
Отключаетустройство от сети 220 вольт.
3. ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ
На срок службы автомобильной аккумуляторнойбатареи (АБ) значительное влияние оказывает степень ее заряженности.Желательно, чтобы большую часть времени батарея была полностью заряжена. Впроцессе эксплуатации обычно наблюдаются колебания степени заряженности АБоколо некоторого среднего значения, называемого установившейся степеньюзаряженности. Ее величина зависит от многих факторов. Следует отметить, чтозимой установившаяся степень заряженности, как правило, значительно ниже, чемлетом. Низкая степень заряженности в условиях холодного климата являетсяглавной причиной интенсивного «оплывания» активной массы сэлектродов аккумуляторной батареи и сокращения ее срока службы.
Возникает необходимость в зарядномустройстве, с помощью которого за то время, пока автомобиль находится в гараже(в большинстве случаев за ночь), можно было бы довести степень заряженностиаккумуляторной батареи до полной.
Вполне закономерен вопрос: «Почемунельзя использовать для этой цели, существующие автоматические зарядныеустройства?»
Дело в том, что большинство имеющихся впродаже или описанных в радиолюбительской литературе автоматических зарядныхустройств прекращают зарядку батареи либо по истечении определенного времени(10… 12 часов), либо по достижении на клеммах батареи определенного(порогового) значения напряжения.
Первые предназначены в основном дляпроведения полного цикла зарядки батареи от нулевой степени заряженности. Чтокасается вторых, то известно, что величина порогового напряжения зависит отцелого ряда факторов: «возраста» батареи, величины зарядного тока,плотности электролита, его температуры и т.д.
Например, при неизменном зарядном токе,одной и той же величине напряжения на клеммах аккумуляторной батареи будетсоответствовать 50% ее заряженности при температуре электролита -10.°С и 95%заряженности при температуре электролита +30°С.
С целью исключения несрабатыванияустройства автоматического отключения, устанавливается заведомо заниженнаявеличина порогового напряжения (как правило, в пределах 14,3...14,5 В). Однакодаже при зарядном токе, численно равном 0,05 емкости батареи, напряжение наее клеммах при полном заряде может достигать величины 15,9...16,2. В. В результатеаккумуляторная батарея остается не дозаряженной в течение всего времениэксплуатации, что приводит к необратимой сульфитации электродов и сокращению еесрока службы.
Существуют другие, более надежныепризнаки получения АБ полного заряда. Это прекращение (при постоянствевеличины зарядного тока) роста напряжения на клеммах батареи, а такжепрекращение увеличения плотности электролита.
Практика показывает, что с достаточнойточностью можно ограничиться одним из этих признаков, т.е. контролем за ростомнапряжения на батарее, и при его прекращении и постоянстве величины напряженияв течение не менее двух часов выключать зарядное устройство.
Конечно, зарядное устройство, использующееэтот принцип, более сложно, чем простой пороговый автомат, однако егопреимущества очевидны. Исключается возможность не отключения устройства отсети из-за установки повышенного значения «порога», а такженедозаряд батареи вследствие преждевременного отключения зарядного устройства.
Очевидно, что для дозарядки батареивполне достаточно иметь устройство, обеспечивающее выходной ток, равный токувторой ступени режима зарядки, рекомендуемому инструкцией по эксплуатациистартерных аккумуляторных батарей (равный, в амперах, 0,05 емкости батареи вампер-часах). Снижение величины зарядного тока благоприятно сказывается нааккумуляторной батарее. Как отмечается в, при этом повышается общий КПД процессазарядки и обеспечивается более полный заряд АБ. В жаркое время года зарядкуможно проводить, не опасаясь превысить допустимую температуру электролита.Немаловажен и тот факт, что заметно уменьшаются масса и габариты зарядногоустройства.
Вместе с тем, проведение полной зарядкиаккумуляторной батареи (от нулевой степени заряженности), которая, какправило, может понадобиться не чаще одного-двух раз в год при контрольномразряде батареи с целью оценки ее состояния, займет с таким зарядным устройствомне более 21...22 часов. В большинстве случаев это удобно (вечером поставил назарядку — вечером, через сутки, получил полностью заряженную батарею).
Устройство не боится кратковременныхзамыканий в цепи нагрузки и обрывов в ней. Приняты меры для защиты устройствапри ошибочном подключении аккумуляторной батареи в обратной полярности.
Авторский вариант устройства предназначендля работы с аккумуляторной батареей 6СТ-60, поэтому зарядный ток выбран равным3 А. Для использования устройства с наиболее распространенной батареей6СТ-55, достаточно снизить величину тока зарядки до 2,75 А.
Схема зарядного устройства приведена нарис.3.1. Она содержит блок питания, выполненный по простой и хорошо зарекомендовавшейсебя схеме с гасящим конденсатором. Микросхемный стабилизатор напряжения DA1 обеспечивает питанием цифровую часть устройства.На элементах DD1.1 и DD1.2 собранформирователь прямоугольных импульсов частотой 50 Гц. Счетчики DD2.1, DD3 совместно сэлементами DD1.3, DD1.4 образуюттаймер, определяющий периодичность контроля за ростом напряжения на заряжаемойаккумуляторной батарее. Двоичные счетчики DD5.1и DD5.2 совместно с резистивной матрицей R11...R20 образуютуправляемый генератор ступенчато возрастающего напряжения, используемого в качествеопорного для определения с помощью компаратора DA2прекращения роста напряжения на аккумуляторной батарее. Двоичный счетчик DD2.2 вырабатывает сигнал на выключение устройства припостоянстве напряжения на батарее в течение заданного времени. На транзисторахVT1, VT2 собран узелуправления реле К1.
Рис.3.1
Светодиод HL1зеленого цвета индицирует включение устройства. Светодиод HL2 красного цвета зажигается при ошибочномподключении батареи в обратной полярности. После исправления ошибкипотребуется сменить предохранитель FU2.
Проследим работу устройства. Передвключением его в сеть необходимо подключить к зажимам Х1 и Х2 аккумуляторнуюбатарею. Далее нажимают кнопку SB1. Череззамкнутые контакты кнопки и конденсатор С1 на трансформатор Т1 подаетсянапряжение сети. Ко вторичной обмотке трансформатора подключен выпрямительныймост на диодах VD1...VD4, с которого снимается пульсирующее напряжение,создающее ток зарядки аккумуляторной батареи. Два диода этого моста совместно сдиодами VD5, VD6 образуютвторой выпрямительный мост, постоянное напряжение с которого после сглаживанияконденсатором СЗ подается для питания узла на транзисторах VT1, VT2. Цифроваячасть устройства залитана от микросхемного стабилизатора DA1, обеспечивающего высокую стабильность и низкийуровень пульсаций выходного напряжения.
Начинается зарядка аккумуляторнойбатареи. Через диод VD7 пульсирующеенапряжение поступает на фильтр низких частот R4-C3, снижающий пульсации до уровня, при котором онине оказывают заметного влияния на работу компаратора DA2.С конденсатора СЗ постоянное напряжение, пропорциональное напряжению наклеммах заряжаемой батареи, через резистивный делитель напряжения R21-R22 поступает нанеинвертирующий вход компаратора DA2 (вывод 3). Наинвертирующий вход компаратора (вывод 4) поступает напряжение с резистивнойматрицы R11...R20. В моментвключения устройства дифференцирующая цепь C5-R10 формирует импульс положительной полярности,который обнуляет все счетчики, за исключением DD2.2.Поэтому напряжение на выходе резистивной матрицы минимально и заведомо меньшенапряжения, поступающего на вывод 3 DA2. На выходекомпаратора (вывод 9) при этом высокий уровень, который через резистор R26 поступает на вход R(вывод 7) счетчика DD2.2, обнуляятакже и его. Напряжение низкого уровня с выхода DD2.2(вывод 4) через резистор R25 поступает набазу транзистора VT1, закрывая его.Транзистор VT2 при этом открывается, срабатывает реле К1 и своимиконтактами блокирует контакты кнопки SB1.
Через резистивный делитель R2-R3 наформирователь прямоугольных импульсов, выполненный на элементах DD1.1 и DD1.2, поступаетпульсирующее напряжение частотой 50 Гц. С выхода, формирователя импульсыподаются на входы счетчиков DD2.1 и DD5.1. Счетчик DD2.1совместно со счетчиком DD3 и элементами DD1.3, DD1.4 образуюттаймер, отсчитывающий часовые промежутки времени. С целью некоторого упрощениясхемы, цикл выбран равным примерно 65 минутам, что практически не влияет нарежим зарядки аккумуляторной батареи.
Пока таймер не отсчитал заданныйинтервал времени, на выходе элемента DD1.4 будетприсутствовать логический «0» и, следовательно, на выходе элемента DD4.3 и входе CN(вывод 1) счетчика DD5.1 будетлогическая «1», запрещающая работу счетчика. Через час на выходеэлемента DD1.4 появится напряжение высокого уровня. Элемент DD4.3 переключится и разрешит работу счетчика DD5.1, а также связанного с ним счетчика DD5.2. На выходе резистивной матрицы начнет формироватьсяступенчато возрастающее (в такт входным импульсам) напряжение. Его минимальнаявеличина (при логическом «0» на всех выходах счетчиков) выставляетсярезистором R19 в процессе регулировки, а максимальная — практическиравна напряжению питания счетчиков DD5.1, DD5.2. Весь диапазон выходного напряжения матрицыразбит на 256 ступеней по 16...18 мВ.
Компаратор DА2сравнивает напряжение на своем неинвертирующем входе, которое пропорциональнонапряжению на аккумуляторной батарее, с напряжением на выходе матрицы. Кактолько эти напряжения сравняются, компаратор переключится, и на его выходепоявится напряжение низкого уровня. Элемент DD4.3также переключится, и логическая «1» с его выхода запретит работусчетчика DD5.1. Таким образом, на инвертирующем входекомпаратора зафиксируется напряжение, пропорциональное напряж