Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Эффективная школа

Запрудский Николай
Подэффективной школой (ЭШ) в данной статье понимается учреждение, обеспечивающееобщее среднее образование, которое максимально удовлетворяет образовательныезапросы заказчиков: учащихся, родителей, социума и государства. Эффективный — делающий нужную работу.
Сформированныетеоретические представления об эффективной школе позволяют школьнымадминистраторам осмысленно и целенаправленно осуществлять в своих учебныхзаведениях содержательные и организационные перемены. Модель эффективной школы,принятая в педагогическом коллективе, может стать отправной точкойинновационного развития учебного заведения.
Представленияавтора данной статьи об эффективных школах сформировались на основенепосредственного изучения опыта подготовки менеджеров образования и управленияшколами в США (Шарлотт, штат Северная Королина; май 2004 года), а такжеизучения соответсвующей литературы. Думается, что нашим директорам школ будетинтересно и полезно видеть характеристики эффективных школ, какими их понимаютв США. Читатель сможет убедиться, что американский опыт управления школой вомногом может быть использован в наших условиях.
Встатье вначале кратко представлена история данного вопроса, как ее видятамериканские педагоги, а затем определены и объяснены признаки эффективныхшкол.
Движениеэффектиных школ в США имеет почти сороколетнюю историю. В 1966 году былопубликован доклад «Образование для всех» (J.S. Coleman). Авторзаключил, что семья, а не школа — главный определитель успехов учащихся. Онсчитал, что семейные факторы предопределяют успех в обучении независимо отприменяемых в школе методов. Подтверждением, высказанной в докладе гипотезы,было то, что в школах хуже учились дети из семей с малыми доходами. Его докладстимулировал создание методик компенсаторного образования. Были написанысоответствующие программы, которые должны были компенсировать издержкисемейного воспитания. Эти программы, главным образом, предназначались длявнешкольного воспитания.
Посколькудоклад Колмена отрицал положительное влияние школы на успешность учащихся, тоон этим спровоцировал многочисленные исслендования, которые стали основой дляначала движения эффективных школ.
Образовалсяцелый банк результатов исследований, который подтвердил идею, что все детимогут учиться, что все дети могут освоить основные предметы учебного плана,независимо от семейного положения. Движение эффективных школ не сбрасывало сосчетов важный фактор влияния семьи. В то время как школы в первую очередьотвечают за функционирование детей адекватно правилам школы, семьипредопределяет, будут ли их дети очень успешными. У исследователей была задачаопределить условия, в которых дети были успешны, независимо от их семейногоположения. Нужно было найти общие характеристики успешных школ: что в ихфилософии, деятельности было общим, и что отличало их от неуспешных школ.Первый вывод был таким: эффективные школы имели сильного директора — лидера ворганизации образовательного процесса. В этих школах проявлено сильное чувствомиссии школы (миссию принимали и разделяли все работники школы). ЭШдемонстрировали успешный опыт обучения, они предъявляли высокие ожидания отвсех учащихся, они практиковали частое отслеживание результатов, в школе были безопасноеокружение и порядок. Эти признаки впоследствии стали известны как составляющиеэффективных школ. Их впервые определил R.R. Edmonds в 1982 году. В своейработе* он утверждал, что все эффективные школы имеют лидера — директора,который обращает особое внимание на качество преподавания. Цели обучениясогласованно воспринимаются и понимаются всеми педагогами школы. Дляэффективных школ характерен комфортный климат, который способствует обучению иучению. Поведение учителей, выражает ожидание, что все ученики могут достичь покрайней мере минимального уровня учебной программы.
Вто время как в Америке P. Эдмондс сосредоточил исследования на начальной школе,M. Rutter и др. в 1979 году в Великобритании осуществили обширные исследованияв средних школах**. Они получили аналогичные результаты и выводы. Результатыэтих ислледований в США, Англии и в других странах дают право считатьсправедливым высказывания Р. Эдмондса: «Мы можем успешно учить всех;знаний, чтобы успешно учить всех нам хватает; делаем мы это или не делаемзависит от того, насколько мы принимаем тот факт, что мы до сих пор этого неделали».
Последующиеисследования подтвердили верность следующих утверждений, которые расширяют нашипредставления об ЭШ:
·все дети приходят в школу мотивированными учиться,
·школа имеет в своем распоряжении достаточно возможностей для успешного обучениявсех;
·школы могут и должны отвечать за усвоение детьми минимальных программ;
·школы дожны обеспечивать, чтобы измеряемый результат учащихся, вне зависимостиот социальных групп, свидетельствовал об успешном освоении программы;
·управленцы и педагоги ЭШ — это квалифицированные люди, которые способныосуществлять перемены, чтобы достичь целей образования для всех.
Исследованиярасширялись и в конце концов было сформулировано, что ЭШ характеризуютсяследующими признаками:
1.Лидерство директора в образовательном процессе.
2.Ясная и сфокусированная цель для всех.
3.Безопасная и здоровая окружающая среда.
4.Климат высоких ожиданий от всех детей.
5.Регулярное отслежживание результатов и коррекция.
6.Положительные отношения семьи и школы.
7.Наличие у учащихся на занятиях времени на выполнение заданий.
Еслив первых исследованиях успешность обучения основам учебных программ понималосьв узком смысле: чтение, математика, естествознание, то теперь важное местопринадлежит ключевым компетенциям: способности к решению проблем, мыслительнымумениям высшего порядка, творчеству и коммуникативным способностям учащихся.
Дадимхарактеристику признакам эффективной школы.
О лидерстве директора в преподавании
Вэффективной школе директор постоянно заботится о понимании цели школыпреподвателями, родителями и учащимися. Директор умеет применять знания обобразовательном процессе в работе с персоналом. Роль директора школы, каквыразителя ее миссии, первостепенна в обеспечениии общей эффективности школы. Всвоей книге *** T.J.Peters, R.H. Waterman отмечают, что сложные системы, какойявляется школа, часто страдают от сдвига в коренных ценностях и целях. Этиученые подчеркиваают, что очень важно добиться общего понимания всеми членамишкольного сообщества целей, задач и ценностей организации. Школа очень сложнаясистема и директор должен успешно выполнять роль ее лидера. Р. Эдмандс пишет,что могут быть школы, когда директор — лидер в преподавании, но школанеуспешна; но не обнаружены успешные школы, когда директор не является лидеромв преподавании.
Ясная и сфокусированная цель для всех
ВЭШ весь коллектив разделяет миссию, цели, приоритеты школы и демонстрируетпреданность им. Все управленцы и педагоги применяют согласованные процедурыоценки и отчетность. Коллектив принимает ответственность за овладение учащимисяцелями программ. В школе воспринимается как данность понимание общих целей. Онипостоянно обсуждаются и приниматься каждым членом коллектива. Если в школеосуществляются перемены, то имеется общий фокус, на который ориентируетсявсеобщее внимание. Один из способов убедиться, что у школы есть ясная цель, этоспросить у каждого учителя, что больше всего заботит школу. Вы получите одинответ или много разных ответов. Чем больше будут отличаться ответы, тем менеесогласовано понимание миссии школы.
Безопасная и здоровая окружающая среда.
Вэффективной школе заметна деловая целеустремленная здоровая атмосфера, котораясвободна от угроз физического ущерба учащимся. Климат не угнетающий, аспособствующий обучению и учению.
Напротяжении многих лет родители видят, что директора и учителей заботитбезопасность детей и дисциплина. Школа безопасное для детей место. Это важноеще и потому, что здоровьесберегающая среда способствует успешному учению. Идаже, если среда не опускается до уровня угроз терроризма, то прерываниеучебного процесса рутинными проблемами дисциплины, отрицательно влияет научение школьников.
Безопаснуюсреду в эффективных американских школах обеспечивают посредством создания, вчастности, следующих условий:
·все педагоги в учебный день находятся на работе; если в школе есть место, где,учащиеся чувствуют, нет держурного педагога, то это место является потенциальноопасным — могут быть неприятности;
·обязательность единства требований для администрации и учителей;
есликто-то из взрослых не следует общим правилам, то это сразу же
нарушаетупорядоченное пространство школы. Это быстро подмечают
учащиесяи фиксируют как несправедливость;
·вовлечение учащихся в общественную жизнь школы;
·соответствие помещений санитарно-гигиеническим требованиям,
·безопасность проезда детей на школьных автобусах и т.п.
Климат высоких ожиданий от всех детей
Вэффективной школе коллектив верит и демонстрирует, что все учащиеся могутовладеть основами программ и они убеждены что они, как преподаватели, имеютдостаточно возможностей помочь детям овладеть материалом. Здесь важно различатьуровни требований и ожиданий. Повышение уровня требований (стандартов) неозначает повышение ожиданий. Стандарты — внешние факторы, требования кподготовке выпускников, а ожидания — внутренняя система обеждения взрослых втом, что можно научить всех учащихся. Школы высоких результатов имеют климат высокихожиданий. Самый большой подарок, который можно дать нашим детям — это глубинноеубеждение, что они могут добиться успеха.
Регулярное отслеживание результатов и коррекция
Вэффективных школах результаты проверяются часто, чтобы улучшить поведение и деятельностькаждого ученика, а также преподавания. Как часто надо отслеживать результаты?Ответ зависит от того, насколько часто вы готовы изменить свое преподавание;если вы вообще не собираетесь изменять свою работу, то зачем тратить время наотслеживание результатов. Единственное оправдание контролю без последующейкоррекции педагогической деятельности — рассортировать и выбрать учащихся. Еслитак, то такой контроль — есть, по мнению, американских педагогов, способудержать студентов из небагополучных семей на низком уровне успеваемости.Частый контроль результатов учебных достижений — одно из самых важных и частосамых неверно понимаемых признаков ЭШ. Это не только тесты штата или ученбногоокруга. Эти тесты мало помогают улучшить обучение каждого учащегося вотдельности, поскольку результаты тестов приходят в школы, когда поздно что-топоправлять. Поэтому школа, которая стремиться к высшей результативности,использует внутреннее тестирование, чтобы изменить свое преподавние икорректировать пробелы учеников. Если школы это делают, то они будут переходитьот системы обучения, где в центре стоит учитель, к личностно ориентированномуобучению.
Положительные отношения семьи и школы
ВЭШ родители понимают и поддерживают основную миссию школы и им предоставляетсявозможность оказывать школе помощь в достижении этой миссии. Возможно, конечно,что школа будет успешно обучать учащихся без помощи родителей, но легче этоделать, если родители являются частью общей команды и разделяют ответственностьс педагогами. Включение родителей в образовательный процесс не всегда легкоосуществить. И для Америки характерны неполные семьи, часто оба родителяработают весь день, мешает совместной работе удаленность школы. Препятствуютпривелечению родителей их ментальные модели и стереотипы. Помнится, рассказ водной из школ, в которой было решено обязательно привлечь на встречу всехродителей, даже тех, кто никогда в школе не бывал. Были сделаны красочныеприглашения с программой. В ней были обещаны демонстрация родителям достиженийих детей (и не только в сфере учебной), вкусный сладкий стол, а также подароккаждому родителю. Пришли все! Это был переломный этап, после которого началосьактивное взаимодействие школы и родителей, а также их обучение на специальныхсеминарах.
Наличие у учащихся времени на выполнение заданий
ВЭШ основная часть времени уделяется на обучение важным аспектам программы.Большую часть этого времени ученики активно вовлечены в деятельность со всемклассом или в группе. Дети имеют тенденцию обучаться лучше тому, чему уделяетсябольше времени. Если мы хотим, чтобы наши ученики решали задачи, они должнызатратить время на решение задач. У учеников проверяется только то, чему ихнаучили. Если у учеников впереди государственный тест, то учителя находят времяи обучают их процедуре заполнения специальных бланков. Поскольку каждый учительЭШ знает всю совокупность учебных действий, которыми дети должны овладеть, ондает ученикам время, чтобы они этими действиями овладели. В ЭШ не практикуетсяотвлечение учащихся от учебных занятий на какие-либо иные дела.
Перечисленныепризнаки ЭШ одновременно определяют семь направлений, в которых обычные школыдолжны развиваться, чтобы соответствовать параметрам эффективной школы. Еслиесть школы, для которых эти признаки характерины, это означает, что ЭШ могутстать и другие общеобразовательные учебные заведения.
По-мнениюD.Ravitch, ЭШ строятся на двух главных ценностях — качество образования исправедливость****. Эти понятия неразделимы. Если они будут игнорироваться, томожно не говорить о демократии. Качество и справедливость — это двекомпромисные цели школы: каждый ребенок имеет доступ к качественномуобразованию и каждый ребенок имеет одинаковые образовательные возможности.Следование этим ценностям, например, приводит к тому, что все государственныешколы получают от штатов одинаковое финансирование на каждого ученика: и смузыкальным, и со спортивным, и с физико-математическим уклоном и т.п.
Вэффективной школе можно путем измерения результатов обучения учащихся обнаружитьи качество, и справедливость. Это означает, что такая школа демонстрирует нетолько высокий общий уровень результативности, но отсутствие пробелов в учебныхрезультатах в различных социальных группах учащихся.
Такихшкол, как отмечается, пока не очень много. Однако они есть, и это ужереальность. Большинство школ идут по дороге набора характеристик эффективности.Есть понятие улучшающаяся школа. Это школа, которая может, в смыслеизмереяемого результата и в свете целей обучения для всех, обнаружить и качество,и социальную справедливость. Оценка улучшающейся школы фокусируется наулучшениях в самой этой школе, а не в сравнении с другими учебными заведениями.Сравнение с другими школами контрпродуктивно.
Привнутренней и внешней оценке школ учитываются следующие свидетельстваэффективности: образовательные достижения, отражаемые в разнообразиирезультатов на выходе, включая результаты тестов штата, результаты школьныхтестов, выпускных тестов. Оцениваются также образовательный процесс, программы,дисциплина учащихся.
Отмечается,что никакая школа не может называться эффективной, если в ней много техническихсредств, компьютерной техники, если отлаженнные процессы, но низкие общиеучебные достижения и учебные достижения различных групп учащихся. Важно, чтобырезультативность была высокой вне зависимости от оснащенности школы, полаучеников, их этнической принадлежности и доходов семьи и т.п.
Вместес тем, исследователи ***** отмечают, что обсуждавшиеся выше семь признаковявляются ключевыми при оценке ЭШ. Это ведущие индикаторы. Результаты обученияпредставляют ограниченную ценность, если мы хотим написать план улучшенияшколы. Причиной этому является то, что контролируемые достижения учащихся — это то что экономисты назвали бы последующим индикатором — это измерениестепени обученности после свершившегося факта. Нельзя улучшить качествосистемы, сосредоточив внимание на индикаторах свершившегося факта. Они важны вопределении степени эффективности системы, но они ограничены в возможностиулучшить систему. Не видно и не ясно, что улучшать: лидерскую позициюдиректора, школьную среду, взаимодействие с родителями или что-то другое.Программа улучшения строится на убеждениях учителей, на действиях учителей, нашкольном климате, на убеждениях и поведении учащихся. Поэтому нужно обращатьособое внимание на ведущие индикаторы. Чем выше будет степень их внедрения, темвыше будет успеваемость учащихся. Результаты на выходе (учебные достиженияучащихся) являются свидетельством эффективности школы, а ведущие индикторы обнаруживаютразвитие школы.
Взаключение, важно обсудить вопрос о возможности применения в образовании нашейстраны предъявленного в статье понимания эффективной школы и американскогоопыта строительства таких школ.
Естьмного факторов, которые делают предложенные выше материалы потенциальновостребованными директорами школ и управленцами образования более высокогоранга:
·в системах общего среднего образования Беларуси и США близки представления окачестве образования: присутствуют такие его критерии как учебные достиженияучащихся, их здоровье, используемые ресурсы;
·у нас, как и в США, все более широко применяется внешняя оценка деятельностишкол (ЕГЭ, ЦТ);
·в американских школах все в большей степени применяются федеральные учебныепрограммы, что характерно для нашего образования: у нас применяются единыегосударственные программы;
·педагоги нашей страны активно технологизируют учебный процесс, включая в негопооперационный корректирующий контроль, что, как видно из статьи, характернодля американских школ.
Многиешколы нашей страны уже сегодня в той или иной степени могут себя назвать ЭШ,другие — являются улучшающимися. Создание ЭШ будет успешным при наличии многихусловий. Анализ этих условий может стать темой отдельной статьи.
Списоклитературы
Edmonds, Roland R., «Programs of School Improvement: AnOverview,»  Educational Leadership 40, 3 (December 1982): 8-11.
Rutter Michael, Maughan Barbara, Martimore Peter, and Outston Janet, Fifteen Thousand Hours: Secondary Schools and Their Effects on  Children.Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1979.
Peters, Thomas J. and Robert H. Waterman, Jr., In Search ofExcellence: Lessons from America's Best-Run Companies, G.K. Hall & Co.,  Thorndike,Maine, 1997.
Ravitch, Diane, Left Back: A Century of Failed School Reforms. Simon&  Schuster, New York, 2000
Lawrense W. Lezotte and Kathleen M. Mckee, Assembly Required: A  ContinuousSchool improvement system. Effective Schools Products, Ltd,  Michigan,2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.