Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Историческое изображение эпохи начала XIX века в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Историческое изображение эпохи начала XIXвека в произведении А.С.Пушкина «ЕвгенийОнегин»
Реферат ученицы 9 Б класса ХорошкинойАнастасии
Цельюмоей работы стало изучение истории России, а именно изучение историческогопрошлого эпохи начала XIX века через ее изображение в романе АлександраСергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Но прежде чем приступить к знакомству сэпохой XIX века, нужно выяснить, что же подразумевается под историческимизображением или историческим произведением.
Историческоепроизведение – это произведение, в котором правдиво отражается атмосфераисторической эпохи:
1).обычаи;
2).предметыобихода;
3).речь,соответствующая эпохе;
также это упоминание об исторических фактах (героях), исторических событиях,которые должны быть связаны с предшествующими и последующими.
Посвоему политическому устройству Россия в начале XIX века была самодержавнойдержавой. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традицииназывали царем). Государственный строй России по своей форме былсамодержавно-бюрократическим. Слово «бюрократия» переводится, как властьканцелярий. От произвола бюрократии, от ее взяточничества страдали все слоинаселения. Дворянство ближе всех других сословий стояло к царскому трону. Царьсам был первым дворянином, крупнейшим землевладельцем страны. Иногда междуцарем и некоторыми группировками дворянства возникали противоречия и конфликты,но они никогда не затрагивали все дворянство в целом и не меняли классовойприроды самодержавия.
Первыегоды царствования Александра I оставилинаилучшие воспоминания у современников. Открывались новые университеты, лицеи,гимназии. Принимались меры по облегчению положения крестьян. Александр Iпрекратил раздачу государственных крестьян в крепостное владение дворянам зазаслуги. Александру I удалось найти человека, который с полным правом могпретендовать на роль реформатора. Этим человеком стал М.М.Сперанский. Высшеедворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правамикрепостных, открыто выражало недовольство. Против Сперанского объединились всеконсерваторы. Даже А.А.Аракчеев, бывший любимец Павла, попавший в милость и кновому императору. Проект освобождения крестьян царь в дальнейшем поручитименно Аракчееву. Царский любимец, запоровший в своем имении Грузино не одногокрепостного, заявит, что он с готовностью исполнит любое приказание АлександраI. Все государственные дела постепенно сосредотачивались в руках Аракчеева.Подобострастный перед царем, он был груб со всеми, кого не боялся, кто не смогс ним посчитаться. Всеобщую ненависть к себе он сносил охотно и не безсамодовольства. Доверившись Аракчееву, Александр I погубил себя в общественноммнении.
Сконца XVIII века в Европе шла череда непрерывных войн. Во Франции властьзахватил генерал Наполеон Бонапарт, в 1804 году провозгласивший себяимператором. Теперь Франция вела войны, по существу, за мировое господство.Пожар европейских войн захватывал все новые и новые страны. В борьбу постепеннововлекалась и Россия. 12 июня 1812 года великая армия Наполеона (640 тысяччеловек) переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи.Русские войска насчитывали 590 тысяч человек.
Впериод Отечественной войны А.А.Аракчеев, олицетворявший произвол и репрессии,держался в тени, но неотступно следовал за императором. Александр I в те днивел себя необыкновенно скромно, даже робко. Судьба его царствования висели наволоске, но он уже уловил настроение народа, понял, что война приобретаетнародный характер и что только это может спасти его в решительной схватке сНаполеоном. Не выдержав голода и холода. Наполеон и его армия началаотступление. Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для народаРоссии. В прах и пепел были обращены многие города. В огне московского пожаранавеки исчезли драгоценные реликвии прошлого. Но общая беда сближает людей.Теснее сблизились с русским народом другие народы России. Александру I так и не удалось сблизиться с народом. Аракчеев,Ростопчин, полицейский возок – все это по-прежнему отделяло его от простогонарода, от общества.
Населениедореформенной России делилось на сословия. Сословная принадлежностьпередавалась по наследству. Главенствующим сословием было дворянство. К числупривилегированных сословий относилось духовенство и купечество. В мещанствовходило непривилегированное (податное) население городов – ремесленники, мелкиеторговцы, наемные работники. Самым многочисленным и угнетенным сословием былокрестьянство, которое подразделялось на группы. Самую большую составлялигосударственные крестьяне, платившие разные подати и повинности, терпевшиепоборы и произвол властей. Но в сравнении с помещичьими крестьянамигосударственные пользовались большей свободой и имели больше земли. Вкрепостном крестьянстве из поколения в поколение копились обида и недовольство.Но крупных выступлений и протестов, за исключением кратковременных иразрозненных бунтов, не было в течение всей первой половины XIX века.
НачалоXIX века – время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война1812 года в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русскогонарода. В первой половине XIX века продолжалось развитие системы женскогообразования. Но девушек учили больше чувствовать, чем мыслить. Всю житейскуюмудрость они черпали из французских сентиментальных любовных романов. Девушкибыли очень сентиментальными, наивными и мечтательными. Они часто принималижелаемое за действительное, придавали своим возлюбленным несвойственные имблагородные черты, ореол «мужества» и романтики. Многие дворянские детивоспитывались в частных пансионах или дома. Гувернеры, обычно французы илинемцы, не отличались большой образованностью. Сильно отставало развитиеначального народного образования, хотя значительная часть городского населения былаграмотной. Среди крестьян грамотность составляла 5%. Тем не менее среди русскихученых встречались и выходцы из простого народа.
Первая половина XIX века – времястановления отечественной исторической науки.
КонецXVIII и начало XIX века – это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившаяяркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов. Послепожара в Москве были построены такие выдающиеся по красоте здания, как Большойтеатр, Манеж, Опекунский совет на Солянке, а на Красной площади быливоздвигнуты памятник Минину и Пожарскому.
Двазамечательных портретиста того времени, Орест Адамович Кипренский и ВасилийАндреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Лучшие творенияхудожников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академиихудожеств. Их мало кто видел.
Втеатральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы икрепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральнымипредпринимателями). Их театры стали общедоступны. В них выступали и крепостные,и вольнонаемные актеры.
Началоработы над романом «Евгений Онегин» относится к периоду южной ссылки (а именнок маю 1823 года). В это время Пушкин обретает взгляд на мир, как наисторическую целостность со своими объективными законами. Давайте посмотрим, вчем же проявилось историческое изображение эпохи в произведении «ЕвгенийОнегин»?
Преждевсего обратим внимание на характеристику имущественного положения героев. (Вцентре романа – образ Онегина). Об Онегине говорится, что его отец«промотался»:
Служивотлично благородно,
Долгамижил его отец,
Давалтри бала ежегодно
Ипромотался наконец.
Самже Онегин, после получения наследства от дяди, сделался богатым помещиком:
Вотнаш Онегин – сельский житель,
Заводов,вод, лесов, земель
Хозяинполный…
Далее,повествуя о хозяйственных делах Евгения, Пушкин говорит о том, что: «Ярем онбарщины старинной оброком легким заменил». Из этого следует, что поместье егонаходилось, скорее всего, в одной из нечерноземных губерний. По мнению историка, именно там помещики постепенно переходили от барщинного хозяйства к оброку.
Оположении дел Лариных говорится весьма неопределенно. Это можно увидеть всловах Прасковьи Лариной, когда она жалуется на свое положение, говоря, что«доходу мало».
Ленскийже удостаивается звания богатого помещика ( «Богат, хорош собою Ленский //Везде был принят как жених;…»).
Потому, что Пушкин обращается к хозяйству и имущественному положению дворян,видно, что это далеко не последний пункт в характеристике людей эпохи XIX века,а значит иерархия душевладения, в значительной мере, определяла общественноеположение.
Несмотряна то, что автор не указывает на бедность дворян, он подчеркивает мотивразорения, употребляя слова «долги», «залог», «заимодавцы» уже в первых строкахромана. Причиной образования долгов было не только стремление «житьпо-дворянски» (не по средствам), но и потребность в туалетах, балах, свободныхденьгах:
Служивотлично благородно,
Долгамижил его отец,
Давалтри бала ежегодно
Ипромотался наконец, -
(дляне слишком богатого дворянина, не имеющего в доме дочерей-невест, 3 бала в год– неоправданная роскошь). Не удивительно, что, когда отец Онегина скончался,выяснилось, что наследство обременено большими долгами:
ПередОнегиным собрался
Заимодавцевжадный полк.
Вэтом случае наследник мог принять наследство и вместе с ним взять долги отца насебя или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты междусобой. Молодость – время надежд на наследство, была как бы узаконенным периодомдолгов, от которых во вторую половину жизни следовало бы освобождаться:
Такдумал молодой повеса,
Летяв пыли на почтовых,
Всевышнейволею Зевеса
Наследниквсех своих родных, -
(с помощью наследства ) или выгодно женившись. Рисуя контрастную сменувозрастных норм поведения, Пушкин писал:
Блажен,кто смолоду был молод,
Блажен,кто вовремя созрел,… .
Ктов двадцать лет был франт иль хват,
Ав тридцать выгодно женат;
Ктов пятьдесят освободился
Отчастных и других долгов.
Чтокасается образования дворян, то в записке « О народном воспитании»,составленной в 1826 году, Пушкин писал: « В России домашнее воспитание естьсамое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями,видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает ни какихпонятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной честности.Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков иначальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».
Даннаяхарактеристика образования довольно полно раскрыта в «Евгении Онегине».
Характернойфигурой домашнего воспитания был француз-гувернер, которого впоследствии сменялучитель. Француз-гувернер француз-учитель редко серьезно относились к своимпедагогическим обязанностям:
СудьбаЕвгения хранила:
СперваMadame за ним ходила,
ПотомMonsieur ее сменил.
Ребенокбыл резов, но мил.
Monsieur l`Abbe,француз убогой,
Чтобне измучилось дитя,
Училего всему шутя,
Недокучал моралью строгой,
Слегказа шалости бранил
Ив Летний сад гулять водил.
Оказывается,для того, чтобы завоевать положение в обществе, необязательно было много знать:
Онпо-французски совершенно
Могизъясняться и писал;
Легкомазурку танцевал и кланялся непринужденно;
Чегож вам боле? Свет решил,
Чтоон умен и очень мил.
Военноепоприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствиеэтой черты в биографии должно было иметь какое-либо специальное объяснение:болезнь или физический недостаток, скупость родителей, не дававшую определитьсына в гвардию (в соединении с фамильным чванством, отвергавшим слишком«низкую» карьеру офицера). Герой пушкинского романа получил только домашнееобразование, чем выделялся из числа сверстников, встретивших 1812 год ввозрасте 16-17 лет.
Неменее бессистемный характер носило образование молодой дворянки. Схемадомашнего воспитания была та же, что и при начальном обучениимальчика-дворянина: из рук крепостной нянюшки, девочка поступала под надзоргувернантки – чаще всего француженки, иногда англичанки. В семьях, где нанятьхорошую гувернантку не было средств, а дать девушке образование все же считалинеобходимым, прибегали к помощи пансионов.
Какотмечает Ю.М.Лотман, Пушкин колебался в том, какой тип воспитания дать дочерямПрасковьи Лариной. Глубокая разница в отношении автора к героиням исключалавозможность одинакового воспитания. Показав, что Татьяна в совершенстве зналафранцузский язык, и, следовательно, заставив нас думать о наличии в ее жизнигувернантки-француженки, автор не говорит об этом прямо. Подчеркивая вповедении Татьяны естественность, простоту, Пушкин не мог включить в воспитаниегероини упоминание о пансионе. Поколение Татьяны можно представить «…барышнейуездной,
Спечальной думою в очах,
Сфранцузской книжкою в руках».
Значительнуючасть умственного кругозора дворянской девушки XIX века определяли книги.Сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов,начинались значительно раньше. Выйдя замуж, юная мечтательница частопревращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, встоличную светскую даму или провинциальную сплетницу. Автор подчеркивает дажеумственную отсталость провинциальных дам, даже по сравнению с не высокимикритериями образования и глубокомыслия провинциальных помещиков: «…разговор ихмилых жен
Гораздоменьше был умен».
Опираясьна слова Ю.М.Лотмана, мы знаем, что единственной выгодной отличительной чертойдуховного облика женщины было то. что дворянская женщина начала XIX веказначительно меньше была втянута в систему служебно-государственной иерархии, иэто давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость.
Местодействия играет в романе специфическую роль. События все время развиваются вконкретном пространстве: в Петербурге, в Москве, в деревне, на почтовомтрактире, но автор не дает детального описания места действия. интерьера домов.Твердо зная, что читатель знаком и с внешним, и с внутренним убранствомобыкновенного помещичьего дома в деревне, и с интерьером петербургскогоаристократического особняка на набережной Невы, он делает лишь незначительныеуказания:
1).«…легче тени
Татьянапрыг в другие сени…»
2).«В передней толкотня, тревога;
Вгостиной встреча новых лиц…»
3).«…длягостей
Ночлеготводят от сеней
Досамой девичьи…»
4).« Нет ни одной души в прихожей.
Онв залу; дальше; никого».
Поэтим указаниям читатель пушкинской эпохи легко представлял картину. Весьпространственный мир романа делится на 3 сферы: Петербург, Москва, деревня.Реально в произведении представлен лишь Петербург – аристократический и щегольской.Это Невский проспект, набережная Невы, Миллионная (ныне улица Халтурина),возможно, набережная Фонтанки (вряд ли гувернер водил Евгения в Летний садиздалека), Летний сад, Малая Морская (ныне улица Гоголя) – «Лондонскаягостиница», Театральная площадь.
Планировкапетербургского дома в начале XIX века, как правило, предполагала вестибюль,куда выходили двери из швейцарской и других служебных помещений. Отсюдалестница вела в бельэтаж, где располагались основные комнаты: передняя, зала,гостиная, из которой, как правило, шли двери в спальню и кабинет. Онегин вовремя последнего свидания с Татьяной также проходит всю анфиладу помещенийвплоть до интимных внутренних покоев (прихожую, залу, гостиную):
Нетни одной души в прихожей.
Онв залу; дальше (т.е. в гостиную): никого.
Дверьотворил он.
Московскийпейзаж строится в романе иначе, чем петербургский: он рассыпается на картины,здания, предметы. Улицы распадаются на независимые друг от друга дома, будки,колокольни:
Новот уж близко. Перед ними
Ужбелокаменной Москвы,
Какжар, крестами золотыми
Горятстаринные главы.
Ах,братцы! как я был доволен,
Когдацерквей и колоколен,
Садов,чертогов полукруг
Открылсяпредо мною вдруг.
Длительноеи детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самыхпространных описаний в «Евгении Онегине» (ему посвящены 4 строфы; Пушкин,прибавив «пустой номер» 39-ой строфы, увеличил впечатление скучной, долгойпрогулки):
«Всей утомительной прогулке
Проходитчас-другой,…».
Характернаячерта московского пейзажа – деление города на отдельны, замкнутые мирки:части города, церковные приходы, городские усадьбы с домами-особняками, замки:
«Вотокружен своей дубравой,
Петровскийзамок».
Административнаястройность, тяготение к архитектурным ансамблям Петербурга и уютная пестрота,расчлененность, патриархальная замкнутость московского мира нашли разительноевоплощение и в системе адресов. Петербург был городом чисел и координат, Москва– городом собственных имен. Адрес в Петербурге, как правило начинался указаниемна улицу или полицейскую часть, к которой относится дом. В московских адресахпосле указания района следовал, как правило, церковный приход. Пушкин точноследовал этому: В обоих случаях, когда в романе фигурирует московский адрес,как отправная точка указана церковь, к приходу которой он относится: «УХаритонья в переулке»; «Живет у Симеона».
Набор:зала, гостиная, спальня, кабинет – был устойчивым и выдерживался и вдеревенском помещичьем доме. Часть действия романа ( 2-7 главы ) сосредоточенав деревенском помещичьем доме. В строфе 17 главе 7-ой мы видим Татьяну сначалав зале онегинского дома, где ей бросаются в глаза «кий на бильярде» и манежныйхлыстик на канапе. «Таня дале» – это указание на то, что героиня перешла вгостиную, где продолжаются объяснения Анисьи:
…Авот камин;
Здесьбарин сиживал один…
Здесьс ним обедывал зимою
ПокойныйЛенский, наш сосед.
Жилыепомещения, расположенные по одну сторону коридора и на втором этаже, имелинизкие потолки и обставлялись просто. Так Онегин поселился не в «высокихпокоях», а там, где его дядя «лет сорок с ключницей бранился», где «все былопросто» – в задних жилых покоях. На втором этаже часто располагались детские.Там и жили сестры Ларины. В комнате Татьяны был балкон:
Оналюбила на балконе
Предупреждатьзари восход…
Пословам Ю.М.Лотмана, балкон был для Пушкина характерной чертой помещичьего дома.Дом ставился обычно на склоне, так, что с одной стороны он казался стоящим наровном месте, а с другой – открывался вид на скат холма, на спуск к реке или козеру, на далекие просторы. Не случайно Татьяна, приехавшая в Москву, былапоражена отсутствием просторного вида из окна:
СадитсяТаня у окна.
Редеетсумрак; но она
Своихполей не различает:
Преднею незнакомый двор,
Конюшня,кухня и забор.
Деньстоличного дворянина имел некоторые типовые черты. Онегин ведет жизнь человека,свободного от служебных обязательств. Право вставать как можно позже являлосьсвоего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина нетолько от простонародья или собратьев, тянущих фрунтовую лямку, но и отдеревенского помещика-хозяина. День таких людей начинался с вечера и кончался вутренних сумерках:
Чтож мой Онегин? Полусонный
Впостелю с бала едет он:
АПетербург неугомонный
Ужбарабаном пробужден.
Встаеткупец, идет разносчик,
Набиржу тянется извозчик,
Скувшином охтенка спешит…
…Но,шумом бала утомленный
Иутро в полночь обратя,…
…Проснетсяза полдень, и снова
Доутра жизнь его готова,…
Утреннийтуалет и чашка чаю или кофе сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулкапешком, верхом, или в коляске занимала час-два. Излюбленное место гулянийпетербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. Так иОнегин в эти часы гуляет по «бульвару». Около четырех часов по пополуднинаступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редкосодержал повара-крепостного или наемного иностранца:
Beef-steaks и страсбургский пирог
Шампанскойобливать бутылкой.
Послеобеденноевремя молодой франт старался «убить», заполнив промежуток между рестораном ибалом. Одной из возможностей был театр. Для петербургской молодежи он был нетолько художественным зрелищем, но и свободным клубом, где происходили светскиевстречи, местом любовных интриг и доступных закулисных увлечений:
Всехлопает. Онегин входит,
Идетмеж кресел по ногам,
Двойнойлорнет скосясь наводит
Наложе незнакомых дам.
Водном из лирических отступлений о театре автор не только описывает его:
Театруж полон; ложи блещут;
Партери кресла – все кипит;
Врайке нетерпеливо плещут,
И,взвившись, занавес шумит, -
нои упоминает конкретные имена популярных в то время: актрисы ( Семенова ),драматурга ( Озеров ), писателя и театрального деятеля ( Катенин ),писателя-переводчика ( Княжнин ), известной балерины ( Истомина ) и других:
Волшебныйкрай! там в стары годы
Сатирысмелый властелин
БлисталФонвизин, друг свободы,
Ипереимчивый Княжнин;
ТамОзеров…невольны дани
Народныхслез, рукоплесканий
Смладой Семеновой делил;…
Танцызанимают в «Евгении Онегине» значительное место: им посвящены авторские отступления,они играют большую сюжетную роль. Танцы были важным структурным элементомдворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев внародном быту того времени, так и от современной. Здесь реализовываласьобщественная жизнь дворянина: он не был не частное лицо в частном быту, нислуживый человек на государственной службе – он был дворянином в дворянскомсобрании, человек своего сословия среди своих. Основным элементом бала какобщественно-политического действа были танцы. Они служили организующим стержнемвечера, задавали тип и стиль беседы. Бальный разговор был далек от игрыинтеллектуальных сил, «увлекательного разговора высшей образованности». Но онимел свою прелесть – оживленность и непринужденность беседы между мужчиной иженщиной, которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества:
Вернейнет места для признаний
Идля вручения письма.
Балв эпоху Онегина начинался польским (полонезом), который в торжественной функциипервого танца сменял менуэт. Показательно, что в «Евгении Онегине» полонез неупоминается. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в тот момент, когда«Музыка уж греметь устала;//Толпа мазуркой занята», т.е. в самый разгарпраздника, чем подчеркивается модное опоздание Евгения. Второй бальный танец – вальс.Пушкин характеризует его так:
Однообразныйи безумный,
Каквихорь жизни молодой,
Кружитсявальса вихорь шумный;
Четамелькает за четой.
Этиэпитеты имеют не только эмоциональный смысл. «Однообразный» – поскольку вальссостоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Мазурка составлялацентр бала и знаменовала собой его кульминацию. В пределах мазурки существовалонесколько резко выраженных стилей. Отличие между столицей и провинциейвыражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнениямазурки:
Мазуркараздалась. Бывало,
Когдагремел мазурки гром,
Вогромном зале все дрожало,
Паркеттрещал под каблуком,
Тряслися,дребезжали рамы;
Теперьне то: и мы, как дамы,
Скользимпо лаковым доскам.
Нов городах, по деревням
Ещемазурка сохранила
Первоначальныекрасы:
Припрыжки,каблуки, усы
Всете же…
Котильон– вид кадрили, один из заключающих бал танцев, самый непринужденный,разнообразный и шаловливый танец:
Ибесконечный котильон
Еетомил, как тяжкий сон.
Времяпрепровождениямногих людей эпохи начала XIX века составляли книги. У каждого человека былсвой круг чтения. Так, например Евгений «…бранил Гомера, Феокрита,//Зато читалАдама Смита». Смит Адам – шотландский экономист и философ, видный представительклассической буржуазной политической экономии. Это дает автору право назватьОнегина «глубоким экономом», а читателям увидеть в нем человека, следящего замодой, довольно хладнокровного и бесчувственного. Татьяна, провинциальнаядевушка, принадлежащая к поместному дворянству, читает совершенно иные книги:
Ейрано нравились романы;
Онией заменяли все;
Онавлюблялася в обманы
ИРичардсона и Руссо.
Вотличие от дочери, ни отец, ни мать книгами не увлекались. Мать Тани «…любилаРичардсона//Не потому, чтобы прочла…». Все дело в том, что «Ее московскаякузина,//Твердила часто ей об них», а она «вздыхала о другом ( в то время, каку нее уже был жених). Дмитрий Ларин прочитал еще меньше, чем его супруга (т.к.о его круге чтения не говорится):
Отецее был добрый малый,
Впрошедшем веке запоздалый;
Нов книгах не видал вреда;
Он,не читая никогда,
Ихпочитал пустой игрушкой…
Следовательно,круг чтения зависел от того, к какому сословию принадлежит человек (Татьяна иее родные – люди старого уклада, романтичные и сентиментальные, принадлежащие кпоместному дворянству, читают романы; тогда, как Евгений – человек болеепросвещенный, модный, принадлежащий к петербургскому дворянству, поэтомупредпочитает книги по экономике) .
Средивозможностей весело провести время были «…игры юношей разгульных…» — холостыепопойки в компании молодых гуляк, офицеров-бреттеров, прославленных «шалунов».Жестокая картежная игра и шумные походы были обычным ночным занятием:
Нашум пиров и буйных споров,
Грозыполуночных дозоров.
Какдворянин, человек сословия, которое одновременно было и социальногосподствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести,поэтому на дуэль смотрели как не средство защиты своего человеческогодостоинства. Любая дуэль была в России уголовным преступлением и становилась в дальнейшемпредметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовнуюответственность. Суд приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая дляофицеров чаща всего заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги.Онегин, как не служащий дворянин, вероятнее всего, отделался бы месяцем илидвумя крепости и последующим церковным покаянием. Однако, дуэль Онегина иЛенского вообще не сделалась предметом судебных разбирательств. Это моглопроизойти, если приходской священник зафиксировал смерть Ленского, какпоследовавшую от несчастного случая или как результат самоубийства. Строфы40-41 главы 6-ой, несмотря на их связь с общими элегическими штампами могилы«юного поэта», позволяют предположить, что Ленский был похоронен внекладбищенской ограды, т.е. как самоубийца.
Путешествиязанимают в романе большое место. Онегин за время действий совершает поездку помаршруту Москва — Нижний Новгород – Астрахань – Военно-Грузинская дорога иЗакавказье – северокавказские минеральные источники — Крым – Одесса –Петербург. Существенными элементами пространственного чувства человека являетсяспособ и скорость передвижения. Карета – основное средство передвижения в XVIII– начале XIX веках – являлась и мерилом социального достоинства. Содержатьсвоего кучера и собственную карету с лошадьми в Петербурге было дорого. Лошадейнанимали. Онегин едет на бал « в ямской карете», т.к. не имеет собственноговыезда. Быстрая езда по людным улицам города – это общеевропейская «щегольская»мода, установившаяся еще в XVII веке. Также по количеству фонарей ( один или два) или факелов можно было определитьважность седока:
Двойныефонари карет
Веселыйизливают свет –
этопризнак лишь дорогой, щегольской кареты.
Такдумал молодой повеса,
Летяв пыли на почтовых,…
…Ларинатащилась, боясь прогонов дорогих,
Нена почтовых, на своих,…
«семь суток маялись оне».
Онегинвоспользовался казенными лошадьми, в отличие от Лариной, которая сэкономила,путешествуя «на своих». В этом случае лошадей не меняли, а давали импередохнуть, от чего уменьшалась скорость. В «Евгении Онегине» уделяетсявнимание и плохому состоянию дорог:»Теперь у нас дороги плохи…», «Благословляяколеи // И рвы отеческой земли». Из-за этого поломка экипажей и починка их наскорую руку с помощью «сельских циклопов» делалась обычной деталью дорожногобыта.
Итак,сделаем вывод. «Евгений Онегин» – историческое произведение прежде всегопотому, что автор представляет типичное изображение определенных социальныхкругов, соответствующих российскому обществу начала XIX века. В романе широкопоказана жизнь столичного ( московского, петербургского) и поместногодворянства через описание общих сцен и более подробное ознакомление с жизньюего типичных представителей (например, Онегин, Ларины) при этом авторсоответствует исторической правде и, давая обобщенный образ поколения, неисключает тот факт, что это общество неоднородно. В тексте романа встречаетсяупоминание о передовых людях своего времени, под влияние которых отчасти, можетбыть попадает Онегин. Так, например, в 8-ой главе он относит и себя кпередовому обществу:
Номы, ребята без печали,
Средизаботливых купцов,
Мытолько устриц ожидали
Отцареградских берегов…
Правда,Пушкин не развивает эту тему, но наличие этой главы делает изображение эпохиболее полным.
Также достоверно дана в романе жизнь простого народа. Например, автор рассказываето няне:
…В эти лета
Мыне слыхали про любовь:…
…. Мой Ваня
Моложебыл меня, мой свет,
Абыло мне тринадцать лет.
Неделидве ходила сваха
Кмоей родне, и наконец
Благословилменя отец.
Ягорько плакала со страха,
Мнес плачем косу расплели
Дас пеньем в церковь повели, -
окрестьянах Лариных:
Всаду служанки, на грядах,
Сбиралиягоду в кустах
И,хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоббарской ягоды тайком
Усталукавые не ели
Ипеньем были заняты:
Затеясельской остроты !), -
приметыпростонародной старины:
Насталисвятки. То-то радость!
Гадаетветреная младость;…
Жеманныйкот, на печке сидя,
Мурлыча,лапкой рыльце мыл;
То,несомненно, знак ей был,
Чтоедут гости, -
жизньтрудового Петербурга:
Набиржу тянется извозчик,
Скувшином охтенка спешит,
Подней снег утренний хрустит.
Проснулсяутра шум приятный…
Ихлебник, немец аккуратный,
Вбумажном колпаке, не раз
Ужотворял свой васидас.
Толькоисследовав то, как детально, точно показал дворянское общество XIX века (нетолько жизнь провинциального, но и столичного народа) в романе «Евгений Онегин»А.С.Пушкин, мы можем сказать, что « Евгений Онегин» – это «историческая поэма всамом точном смысле слова», это художественное исследование истории России исудьбы пушкинского поколения. Такие писатели, как Пушкин, и такие произведения,как «Евгений Онегин» не только делают понятнее, ближе эпоху начала XIX века, нои помогают осмыслить произведения других писателей этого времени.
ЛитератураXIX века освоила все находки, чтобы научиться изображать жизнь так, как онатолько и может существовать, — в непрерывном движении, стремясь понять иизобразить человека и весь его социальный мир в его историческойобусловленности и исторической изменчивости.
Список литературы
1.П.Н.Зырянов «История России XIX века»;
2.М.Г.Качурин Русская литература» 9 класс;
3.Большая советская энциклопедия ( том 21 );
4.Ю.М.Лотман «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;
5.В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.