Введение
ВРоссии за последнее время сделано много в области совершенствованияобщеобразовательной системы. Утвержден стандарт общего среднего образования, приближенныйк мировому уровню и составлены проекты стандартов высшего профессиональногообразования. В соответствии с требованиями нового стандарта, в образовательнойсистеме должна быть представлена область «Искусство», которая ранее считаласьнеобязательной. Данный блок может быть представлен курсом «Мироваяхудожественная культура» и другими искусствоведческо-теоретическими предметами.Парламентом Республики Казахстан принят Закон «Об образовании». Статья восьмаяэтого закона определяет в числе приоритетных задач об образовании развитиетворческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычныхоснов нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем созданияусловий для развития индивидуальности, а также приобщение к достижениям мировойи отечественной культуры.
Современныетенденции и направления развития визуальных средств компьютерной графикиобусловили необходимость становления в образовании новой дисциплины — “визуальнойнауки”, ориентированной на формирование личности с высоким уровнем развитияпространственного фактора интеллекта, умеющей эффективно реализоватьметодологию визуальной науки в своей познавательной и коммуникативнойдеятельности. Несмотря на значительное количество научных исследований вразличных аспектах интеграционных знаний в графическом образовании, проблемастановления визуальной науки в образовании не получила должного теоретическогоизучения. На кафедре разрабатывается система становления визуальной науки иучебно-методическое обеспечение всоответствии с современным научно- техническимуровнем развития визуальных средств компьютерной графики в условияхглобализации высокотехнологической мировой цивилизации.
Проблемойисследования является разработка и педагогическое обоснованиенаучно-теоретических основ методики изобразительного искусства и поднятиеэффективности эстетического воспитания школьников и студентов в процессеобучения изобразительному искусству в Казахстане. Актуальность проблемыопределяется необходимостью реформирования методики преподавания предметовизобразительного искусства в Казахстане. В период новых преобразований, организационныхтрансформаций и приходит хаос в основания традиционных методов обучения изобразительномуискусству как в школе, так и вузе.
Гипотезаработы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческихпроектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в областипроектирования и изготовления изделий.
Объектомисследования является процесс обучения технологии. Предметов исследования –метод творческих проектов. Цель – изучить метод творческих проектов, показатьего эффективность. Задачи:
1.Выявить сущность метода проектов;
2.показать необходимость методов творческих проектов;
3.Выявить роль учителя при использовании метода проектов на уроке технологии.
Актуальностьпроблемы определяется необходимостью реформирования методики преподаванияпредметов изобразительного искусства в Казахстане. В период новых преобразований,организационных трансформаций и приходит хаос в основания традиционных методовобучения изобразительному искусству как в школе, так и вузе.
1.Сущность метода творческих проектов
Создаватьчто-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде «неподсмотришь», для большинства подростков — непосильная задача в отличие отмладших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Почему теряется этояркое желание сочинять, создавать, не оглядываясь на учителя? Я убеждена в том,что люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человекможет выстраивать перспективы собственного развития, а никто не имеет праваэтого не учитывать.
Содержаниеэтой системы — гуманитарно-эстетическая культура и возможность художественногообразования учащихся средствами различных видов искусства. Именно гуманитарныйсклад мышления и гуманитарный стиль деятельности лежат в основе развитияиндивидуальных творческих способностей учащихся.
Глубокимгуманитарным потенциалом обладают преподаваемые предметы — изо, МХК, дизайн, которыеинтегрируют культурный и исторический опыт человечества. Все эти дисциплиныобъединены одним и тем же содержанием. Это человек, его отношение к себе, обществу,природе, миру. Специфика предметов состоит в том, что каждый из них описываетчеловека разными способами и своим собственным языком. Свою задачу вижу вследующем: помочь ученику постичь эти языки и способы; выбрать те из них, которыеему наиболее близки, с учетом его склонностей, интересов, возможностей, возрастныхособенностей. Так, удивительно мыслящие первоклассники, рисуя образ небесногосветила — «солнышка», поражают меня своей искренностью. У каждого из них своесолнце: «строгое и ясное», «большое и лохматое», «улыбающееся и… скосичками». Стимулируют и поощряют творчество ребенка — их не забываютпохвалить, поддержать, одобрить, на каждом уроке организуют мини-вернисажи.
Втретьем классе, рисуя это же солнышко, ученики намного обогащают цветовуюпалитру, учатся мыслить образно: солнце создается как образ близкого человека.
Вподростковом возрасте приходим с детьми к глубокой мысли: в каждой работе важноавторство, каждое произведение искусства — это выражение сокровенного «я».
Приизучении темы «Пейзаж» в седьмом классе предлагаю ученикам через призмусобственного «я» осмыслить и создать образ дерева. Ребенку помогают поэтическиестроки Д. Кедрина, Ф. Тютчева, музыка И. Стравинского, репродукции с картинхудожников И.И.Шишкина, К. Коро, П. Синьяка, исследование нашего школьногодвора, воспоминания о пленэре.
Ипоэтому исчезает необходимость мотивировать учащихся. Желание ребятсамовыразиться в рисунке естественно, и они уже осознанно овладевают техникамии инструментарием изобразительного искусства.
Пристальноевнимание старшеклассников к себе и бесконечный поиск неповторимого «я» помогаютим подойти к созданию собственных проектов. Авторская программа «Изодизайн» для8-11-х классов позволяет ученикам включиться в творческий процесс созидания.Осуществилась моя давняя мечта: заканчивая курс изобразительного искусства, ученикине прощаются с изотворчеством, а приходят на дизайн. «Изодизайн» — этопрограмма, позволяющая формировать у детей индивидуальный стиль черезхудожественное творчество. Изобразительно-пластическая, техническая, трудоваякультура общества рассматриваются здесь не как музейное, а как живое творческоеявление, которое развивается и включается в жизнь современного подрастающегопоколения. Развитие производства, техники, общественных отношений сегоднянемыслимо без художественного проектирования, в котором польза неразрывносвязана с красотой. И наши учебные занятия по изодизайну становятся своего родатворческими лабораториями и мастерскими.
В11-м классе вновь возвращаются к образу светила, который становится ужереальным предметом мира учащихся, частью их собственного интерьера. Ставитсязадача разработать и создать авторский проект светильника. Чувство стиля, владениекомпозицией, пластичной линией, гармонией цвета — все то, что накоплено науроках искусства, помогает юным дизайнерам создать уникальные образы «светила»:торжественную лампу «Подсолнух», студенческую люстру «Галина», «Розовогофламинго», «Китайский веер». Поражает и радует разнообразие материала: это истарая пластмассовая кукла с чердака, и гофрированная бумага (бывшая упаковкадля цветов), и оставшийся от традиционной люстры обруч, украшенный бисером, бижутерией,прочей мишурой, и искусственная фольга, и натуральная кора дерева.
Обогатитьхудожественно-эстетическое образование учащихся мне позволяет и курс историиизобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчествомБоттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимсяк шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечныйпоиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, егосубъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценныйсоздаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способныйвызвать глубокие переживания и чувства, а не просто опредмеченный.
Экзаменпо истории западноевропейского изобразительного искусства в 10-м классе в 2003году наглядно продемонстрировал способность учащихся интегрировать знания иумения, полученные на уроках изобразительного искусства, изодизайна и дажечерчения. Это было своего рода драматургическое действие. Одна из учениц, выбравдля исследования творчество Ван Гога, написала собственную копию маслом с егокартины «Портрет доктора Гаше», смоделировала мизансцену, создала из подручногоматериала оригинальные подсолнухи, подобрала соответствующее музыкальноесопровождение, подготовила эмоциональное сценическое выступление, основанное наглубоком анализе произведений художника. Не менее интересным оказалсяпредставленный группой учащихся проект по теме «Музеи мира». Ребята создалимакет собора Парижской Богоматери. Исследуя архитектурный стиль «готика», ученикипроанализировали философскую идею средневекового искусства и с помощью бумагипередали особенности стиля этой эпохи. Дополнением к проекту явились искусноразработанные рисунки средневековых витражей и грамотно выполненные чертежи, вкоторых были четко соблюдены пропорции оригинала.
Интегративныйкурс изодизайна как составная часть образовательной области «Искусство»охватывает следующие предметы: изобразительное искусство, черчение (та частьпредмета, которая развивает пространственное мышление), МХК (историяизобразительного искусства). Основанием для объединения этих предметов служат:
1.содержательная и формообразующая основа;
2.композиционная структура;
3.звуковая фактура и цветовая палитра;
4.эмоциональная окрашенность;
5.индивидуально-личностный подход с опорой на субъектный опыт учащихся.
1.1.Декоративно-прикладноеискусство как часть эстетического и патриотического воспитания школьников
Разнообразныепроизведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьникина уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительностии любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты путиэстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народногоискусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующиеконкретные цели и задачи:
Изучить:
— все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная,накладная и карнизная);
— основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;
— технику прорезной бересты;
— изготовление предметов быта из бересты;
— традиционное лоскутное шитье;
— плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
— особенности народной вышивки;
— символику и обереговое значение вышивки.
Освоить:
— приемы и технику выполнения русских узоров;
— технику плетения бисером ;
— технику изготовления игрушек из соломки.
Приобрести:
— навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской,тульской);
— умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);
Общимизадачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:
— приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
— развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение еёдуховного мира;
— формирование представлений о красоте и гармонии;
— воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
— воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
— формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладноготворчества;
— сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русскогонарода;
— воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народногоприкладного искусства, его истории и традиций.
Можновыделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. Сметодической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение вучебно-воспитательной работе на уроке.
Первыйэтап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.
Второйэтап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.
Третийэтап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценностипроизведения народного творчества.
Четвертыйэтап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.
Пятыйэтап. Сопоставление народной вещи с современными произведениямидекоративно-прикладного искусства.
Шестойэтап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоениемучащимися народного искусства.
Первыйи второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают вмомент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее,если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы илиизображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещиможно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователинародного творчества неоднократно указывали на общность художественных образовв песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так В.М. Василенкопишет: «Общий приподнятый и несколько торжественный характер крестьянскогоизобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторойсвоеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен стакой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре — в сказках, былинах,легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебнымипеснями, где выступают „бояре“, „боярышни“, „купцы“,а жених с невестой величаются „князем“ и „княгиней“»
Эмоциональнымвосприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиватьсяпроцесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета.Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. Вэтом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература, посвященнаяанализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве.Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова, А.К. Чеклова,В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителями по изучениюнародного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты дляопределения художественности произведения народного искусства: 1) связь междуформой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой и материалом, изкоторого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его крашением.
Третийи четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны спроцессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учительдолжен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или инойхудожественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь всреде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только моглюбоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет,форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем тогопредметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся схудожественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимопоказать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийтимногочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.
Завершаетсяпроцесс эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственнымучастием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетическогопознания учащихся и художественной их практике на материале народноготворчества мы видим один из действенных принципов развивающего обучения науроках изобразительного искусства.
Видыучебно-воспитательной работы, знакомящие школьников с народной художественнойкультурой. Для формирования у детей способности глубоко и полно восприниматьпроизведения декоративно-прикладного и народного искусства можно использоватьразнообразные виды учебно-воспитательной работы: сочинения, анкеты, тематическиеи музыкальные утренники, экскурсии. Небольшие сочинения, в которых учащиесяизлагают свои знания, выражают отношение к произведениям народного творчества, могутбыть заданы на разные темы. Например, в Ш классе учителя успешно проводятсочинения на тему: «Что я знаю о Хохломе» Такой вид письменной работыпомогает учителю проконтролировать знания учащихся об одном из ведущиххудожественных народных промыслов. Сочинение может быть посвящено одномухудожественному предмету. Важно, чтобы ученик высказал свои отношение к форме, цвету,рассказал. Что и как он видит в произведении.
Вотличие от сочинения, анкеты нацеливают учащихся на краткий ответ. В анкете, предназначенноймладшему школьнику, помещен один вопрос. Характер вопросов может быть разным, важно,чтобы учитель искал эффективные и разнообразные пути познания учащимисяпроизведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Доступнымидля учащихся могут быть вопросы, в которых просят что-то перечислить, назвать, чему-тодать определение. Например, «Перечисли предметы, которые могут бытьукрашены узором. Назови город, село, которые прославились своимихудожественными промыслами. Дай определение, что такое орнамент или ритм»и т. д.
Содержаниевопроса или ответа можно выразить с помощью рисунка, фотоматериалов. С этойцелью можно дать, например, ученику иллюстрацию, в которой он находит средиразличных деревянных матрешек семеновскую.
Взависимости от цели, анкетирование можно проводить и фронтально, и выборочно.Анкеты, как и сочинение, — виды учебно-воспитательной работы, проводимой вклассе. Внеклассные формы работы по эстетическому воспитанию детей связаны соформлением детских праздников. Утренники или сборы, посвященные русскимнародным сказкам и загадкам или русским народным песням и танцам, могут статьподлинными художественными событиями в жизни ребят. В песенном и устномнародном творчестве, в орнаментальных композициях, украшающих предметы быта, находитяркое отражение отношение русского человека к прекрасному в природе, складывавшеесяв нелегкой борьбе и труде. Прекрасный знаток русской песенной культуры, композиторБ.В. Асафьев отмечал особую силу и жизненность, удаль в мире звуковых образовнародной песни. «Всегда, когда слышишь, как русский голос бодро и волево»выносит", словно плетения корней, орнаментику мелодий, сердцеговорит, что не итальянские это фиоритуры… а также отражение действительности, ноиной, и ход иной поступью.…И полюбил русский человек свою непокорную природу.Борясь с ней и одолевая её, вот за её упругость и непокорность. И запел, познавупорный труд". Учитель для представления сказки, песни может использоватьв оформлении костюма народный орнамент. Элементы народной росписи могутукрасить бумажные ленты на фартуках или на рубахах, декоративные цветы накокошниках и т. д. Организация экскурсий открывает перед учителем широкипростор для привлечения местного художественного материала, чтобы показатьсвязь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью.Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, артели народныххудожественных промыслов, краеведческие музеи, фабрики по производствудекоративных тканей, мебели, посуды, игрушки
1.2.Требования к учителю по прикладному творчеству
Специалистдолжен быть воспитан в духе высокой гражданской сознательности и морали, владетьпрофессиональным мастерством, глубокими теоретическими и методическими знаниямив области педагогики изобразительного и прикладного искусства, черчения, способныйсамостоятельно работать над произведениями изобразительного и прикладногоискусства, вести научно-теоретические и методические исследования поспециальным дисциплинам, руководить кружками, студиями, факультативом, организоватьвоспитательную культурно-массовую работу с учащимися средствами искусства вколлективе школы, специального учебного заведения, дворца молодежи ишкольников. Общую и народную педагогику, педагогику изобразительных искусств, общуюпсихологию и психологию изобразительной деятельности детей и подростков, методикупреподавания специальных дисциплин, факультативной и кружковой работы сучащимися, историю мировой духовной и художественной культуры иизобразительного искусства, историю культуры и изобразительного искусстваказахского народа, прикладное искусство Казахстана, законы технической эстетики,принципы работы и использование компьютерной техники и другие технические средстваобучения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта spb-tei.ru/