ДанилюкЕвгения Филипповна, Данилюк Анатолий Иванович
Творчествоне зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без негобыло б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и егосуществование. Таков уж неумолимый приговор общей теории систем: любая система,не развивающаяся или развивающаяся медленнее, чем нарастают отрицательныевлияния среды, рано или поздно будет уничтожена ними [1]. А нарастаниеотрицательных влияний неизбежно из-за вероятностно-статистического характерафизических явлений в известной нам части нашего мира.
Творчество,как информационное явление, происходит в определенной материальной среде,которой является существенно неоднородное человеческое общество. Необходимоеусловие опережающего развития общества при объективно существующей сменности(смертности) его элементов-людей, в свою очередь, делает необходимым условиеускорения развития творчества членов общества, что и составляет наиболее общуюзадачу общественного воспитания. Однако само творчество и его носителинаталкиваются в обществе на ряд проблем, обусловленных существеннойнеоднородностью общества как следствием чрезмерной индивидуализации его членов.Индивидуализация из блага для развития превращается в препятствие.
Наиболееобщая проблема, порожденная чрезмерной индивидуализацией, – это проблеманепонимания в отношениях между творцом и другими людьми-потребителямирезультатов творчества. Эта проблема сугубо психологического характера являетсяспецифической проблемой творчества и существенно отличается от проблем,например, массового производства и потребления. Ценность продукта массовогопотребления, как правило, хорошо известна потребителю, тогда как ценностьпродукта творчества, как правило, вначале неизвестна потребителю.
Этоследствие того, что любая мысль или идея зарождается сначала в головеодного-единственного человека-творца, и только в результате общения творца сдругими людьми она становится также и их приобретением. Именно поэтому, вотличие от участников массового производства, творец всегда встречается сдополнительными трудностями при передаче своего творения потребителю. Часто этитрудности бывают огромными и, иногда, непреодолимыми, и тогда даже бесценноедля людей творение бесследно гибнет вместо того, чтобы революционизироватьобщество и изменить мир. История науки и техники переполнена такими примерами.Она знает и Наполеона, пренебрегшего предложениями изобретателей парохода иподводной лодки, и длительное неприятие обществом идей Гудийра о созданиирезины, и паровую машину Ползунова и паровоз братьев Черепановых. Интересенэпизод из фильма о бедном русском эмигранте и впоследствии известномавиаконструкторе Сикорском, показательно неприятие Гитлером “неарийских”атомных исследований и многое-многое другое.
Амы ведь можем знать только ничтожную частицу их, оставивших случайно заметныйслед в чьей-то памяти. Творцу, затратившему порой огромные усилия и пережившемуиногда настоящие муки творчества, всегда необходимо пройти через новые муки, наэтот раз муки непонимания окружающих его людей, чтобы убедить их в полезностидля них же самих результатов его труда. И будь творец хоть семь раз гением втворчестве, ему необходимо еще элементарное умение убеждать других людей. И, ксожалению, не только в том, что им необходимо его творение (даже когда они безнего не смогут жить), а и в том (и это наиболее важно и трудно), что они этогохотят и готовы принять подарок творца. Хорошо, если рядом окажется умныйчеловек, который сможет понять и помочь. Однако мы называем умными далеко невсех людей, а некоторым вообще вручаем пенсионное удостоверение еще в детстве. Такихнемного, всего около 2-3 процентов новорожденных признаются впоследствиинедееспособными вследствие врожденных физических дефектов. Но добавьте людей сприобретенными затем дефектами и значительную переходную группу юридическидееспособных, а фактически не всегда способных обслужить даже самих себя. Гдеим уж до понимания мировых проблем. Дай Боже, хоть себя понять. А есть же ещеогромная прослойка физически здоровых, но недостаточно образованных людей,притом, что чем выше уровень творения, тем меньше найдется людей с достаточнымдля его понимания образованием. Сколько примеров мы знаем из художественнойлитературы о непонимании окружающими поэта, музыканта или художника, и это в товремя, что отрасли их деятельности никак нельзя назвать новыми. А есть же ещедействительно новые отрасли науки и техники, где творец на первых порахявляется самым первым и единственным специалистом во всем мире.
Поэтому,к сожалению, в целом верное известное утверждение о том, что назревшаяпотребность двигает прогресс больше, чем тысяча институтов, отражает не толькои не столько объективную реальность, сколько сугубо субъективную сторону нашегобытия. Оно только говорит нам, что бывают редкие счастливые для всехслучаи-исключения, когда потребитель, наконец, созрел и захотел “чего-то”, икогда творцу становится легче вручить потребителю свой подарок. В этом планебольшинство шумных призывов к полному счастью через исполнение толькосуществующих социальных заказов является не чем иным, как пустой демагогией.Ибо эти заказы кто-то должен был еще создать, какой-то другой творец должен былпройти через муки непонимания и проложить путь первому. Естественно, это в томслучае, когда упомянутый социальный заказ является прогрессивным, а не простымпотаканием животным инстинктам, где “понимание” гарантировано. Социальный, вположительном понимании, заказ является только разновидностью разделения трудав неоформленном юридически коллективе творцов.
Затронутаяпроблема взаимного непонимания, когда потребитель не понимает, что ему необходимои чего от него хочет творец, а творец не понимает того, как может другойчеловек не понимать давно понятных творцу вещей, является вневозрастной общейсоциально-психологической проблемой. Она общая для всех возрастных групптворцов. Однако у молодежи и детей она усложняется возрастными особенностями,обусловленными присущими им отсутствием или недостаточностью знаний ивозможностей.
Удетей вначале нет никаких знаний. Однако в процессе реализации заложенного вгенах стремления к овладению жизненно важными ресурсами, включающего какиспользование существующих, так и создание новых ресурсов, ребенок постепенноприобретает необходимые знания и навыки. Но генная память ребенка оченьограничена и консервативна и не может обеспечить все варианты его дальнейшейжизни. Именно поэтому основную тяжесть обеспечения жизни человека природавозложила на механизм обучения. Как утверждают исследователи, ни один взрослыйчеловек не может сравниться с 4-летним ребенком в скорости усвоения информации.Проблема ребенка – в доступности необходимой информации, а это уже проблемаобщественного воспитания, проблема педагогики.
Меньшиедети обычно подражают взрослым, им легко давать необходимые знания и обучатьметодам творчества. Не возникает особых проблем и с оценками, необходимыми длястимулирования детей к творчеству. Эти вопросы хорошо отработаны в специальныхдошкольных и школьных программах, вопросы их оптимальной реализации сводятся квопросу подготовки квалифицированных педагогов. Этапы интереса детей к вопросамтворчества обычно повторяют возрастные этапы изменения интереса детей кобъектам окружающего мира – внешней форме предметов, их внутреннему строению,технологии их деталей. При этом каждый из этапов достаточно четко делится надва – изучение и использование. Особых проблем не возникает, пока интересыдетей не выходят за пределы учебного заведения, ибо хороший педагог всегдасоздает относительно замкнутую систему знаний и оценок, выступает как учитель икак ценитель знаний детей в одном лице.
Старшиедети, молодежь, уже владеют значительным количеством знаний и творческихметодов использования знаний. Они уже имеют некоторый опыт в решении творческихзадач и в общении с учителем в тепличных условиях учебного заведения. Часто ониимеют также значительный набор нерешенных задач с высокой оценкой необходимостиих решения, данной авторитетом учителя. Как правило, доверие к этой оценкеимеет очень высокую степень, так как большинство педагогов стремятся так илииначе выполнить стоящие перед ними задачи воспитания и достигают при этомнеплохих результатов. Однако парадокс ситуации заключается в том, что чем лучшеучитель творчества выполнит свои функции, тем большая проблема возникает передучеником вследствие психологического дискомфорта при столкновении снепониманием окружающих. Ученик вдруг болезненно узнает, что его оценки далеконе такие очевидные для других людей, как ему казалось после многолетнегообщения с очень ограниченным кругом высокообразованных людей-учителей. Чтонеобходимо не только создать нечто новое и нужное, но и сделать его желаннымдля людей. Что иногда намного легче что-то крайне нужное конкретному человекупродать этому человеку, чем подарить, потому что этот человек имеет такуюсобственную систему оценок, пусть искаженных, но собственных. Бывший учениквдруг вспоминает, что представитель самой массовой профессии с высшимобразованием, учитель, стоит в классе перед тридцатью учениками. Еще меньшеинженеров, врачей, агрономов. Все вместе люди с высшим образованием составляюттолько несколько процентов всего населения. А дорогостоящее высшее образованиееще же предусматривает очень узкую специализацию. И с этим всем приходитсяпостоянно считаться, нервничать, тратить зря массу сил и энергии только потому,что незнание есть более устойчивым состоянием, чем знание, и незнающих людейнамного больше, чем знающих.
Знаниядаются обществом не просто так, а исключительно с целью их дальнейшейматериализации. Общее образование дает стандартные знания, и оценка педагогомих усвоения играет тройную роль – контроль количества усвоенного,стимулирование учебы и отбор учащихся для дальнейшего более углубленного итрудного или облегченного и удешевленного узкоспециализированного курсаобучения.
Всоответствии с пословицей, что о море лучше спрашивать у моряка, хороший учительтворчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, иценителем его результатов. Поэтому хороший для учеников педагог не всегдаявляется таким для общества, то есть для тех же учеников после того, как ониперестают быть учащимися. Это объективно существующее противоречие обусловленотем, что квалифицированный педагог в рамках своего учебного предмета или курсавсегда вынужден создавать более-менее замкнутую систему знаний и оценок ихусвоения, часто отличную от создаваемых другими коллегами. При этом в системучасто сразу вкладываются существенные отклонения от среднеобщественныхориентиров, не удовлетворяющих потребностям общества. К тому же вследствие тойже специфики творчества хороший творец, как правило, становится педагогом часточерез свое неумение реализовывать результаты своего собственного творчества, азначит, не может обучить этому других. Привлекать же к преподаванию творчествапсевдотворцов недопустимо, так как снова же, о море лучше спрашивать у моряка,а не у спекулянта или у вымогателя с их паразитической психологией и“успехами”, основанными на мошеннической изоляции потребителя от производителяили насильственному вымоганию платы за “услуги” весьма сомнительного характера.Вряд ли распространение их опыта можно считать полезным для общества. К нашемуобщему счастью педагогика считается недостаточно прибыльной и поэтомунеинтересной для них. Правду люди говорят, что нет худа без добра.
Какследует из изложенного, полное решение проблемы непонимания невозможно в принципепри всем желании из-за значительного разброса параметров элементов системы –человеческого общества. Однако частичное и достаточно неплохое решение этойпроблемы все же существует. Оно заключается в создании разветвленной сети(среды) легко доступных и широко известных (рекламируемых) творческихорганизаций типа существующих обществ, клубов и кружков ученых, инженеров,новаторов, изобретателей, рационализаторов и других подобных оазисов средипустыни непонимания, в создании специальных рубрик в средствах массовойинформации, в издании специальных учебников и внесении в учебно-воспитательныйпроцесс для всех возрастных групп населения специального раздела общественнойэтики и истории науки и техники с целью воспитания у возможно большегоколичества людей бережного отношения ко всем положительным проявлениямтворчества и творцов. Необходимо показать любому творцу необходимость поискавыхода из непонимающего окружения и создать доступные ему пути выхода из этогоокружения в другую, более комфортную среду. В перспективе – в средуединомышленников. Принципиальную невозможность полного понимания сущности можнов значительной мере непрерывно компенсировать воспитанным бережным (хозяйским,а не просто показательно-уважительным) отношением к самой форме творчества иразвитием естественного интереса многих людей к ней, например, с помощьюлитературы, научной фантастики, являющейся универсальным показателем уровняобщего развития любой страны. Население слаборазвитых стран не только не имеетсвоей национальной фантастики, но и не читает чужой из-за простого непониманиянаучно-технических терминов и связей между ними, отсутствующих в их языке иобразовании.
Ожидаемыйсоциальный эффект заключается в существенном ускорении научно-техническогопрогресса за счет увеличения среднего коэффициента и скорости размножениятворческих находок. Сам процесс ускорения принадлежит к типу лавинообразных иэтим похож, например, на ядерные и другие взрывные реакции. Но для развитиятакой реакции коэффициент размножения должен существенно превышать единицу. Итем больше, чем меньше коэффициент захвата и меньше размер системы, посколькупроизведение коэффициентов размножения и захвата на размер системы определяеттак называемый критический уровень информационной системы из известной теоремыЭшби. Такие системы имеют только два устойчивых крайних состояния и стремятся кним из любых других промежуточных состояний. Большие сверхкритические системывсегда развиваются, и развитие их носит взрывоподобный лавинный характер, темсильнее, чем больше начальный уровень системы превышает критический, а малыеподкритические системы всегда деградируют, что в соответствии с другой теоремойобщей теории систем всегда означает их неизбежное со временем разрушение. Такойспособ самоочищения Мира заложен в самой его основе. В нашем случае повышениеуровня нашей системы (страны) путем увеличения коэффициентов размножения изахвата положительной информации имеет особое значение из-за существенногоуменьшения ее размеров после распада большого информационного пространствабывшего СССР.
Методическилегче всего и экономически дешевле всего начинать с введения обязательногообщего гуманитарного курса истории науки и техники с акцентом на изучениеконкретных исторических примеров столкновения интересов творцов и представителейобщества, а также с детальным анализом конкретных причин и следствий и,желательно, с рекомендациями по оптимальному (вероятному) решению этихконфликтов. Творчеству надо учить, как и любой другой деятельности. Сначалачерез средства массовой информации, а затем через учебные заведения.
Список литературы
ДружининВ.В. и Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). Спредисловием акад. Глушкова В.М., “Сов. радио”, 1976.
Прогнозированиенаучно-технического прогресса в отраслях промышленности (Методическиерекомендации). Под общей ред. К.А. Кирсанова. В 3-х частях. – М., ВНИИПИ НПО“Поиск”, 1991.
ТриггДж. Решающие эксперименты в современной физике. Пер с англ. – М., Мир, 1974.
МироновВ.Б. Техника и человек: Историко-культурный аспект. – М.: Мол. гвардия, 1988.
Вопросыистории естествознания и техники. /Журнал института истории естествознания итехники АН СССР. – М.: Наука. 1980-1991.
Системанеперервної освіти: здобутки, пошуки, проблеми /Матеріали Міжнародноїнауково-практичної конференції, у 6-ти книгах. – Чернівці: “Митець”, 1996.
Гуманітарнаосвіта: фактор світової інтеграції /Матеріали міжнародної науково-практичноїконференції. –Частина ІІІ. – Чернівці: “Рута”-“Митець”, 1998.
Науковийвісник Чернівецького університету: Збірник наукових праць. Вип.127. Педагогіката психологія. – Чернівці: Рута, 2001.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru