Реферат по предмету "Психология"


Собеседование, проводимое при приеме на работу

Северо-КавказскаяАкадемия Государственной Службы
Пятигорскийфилиал

Доклад
ПоЭтике и Культуре Управления
Натему: «Собеседование проводимое при приёме на работу».

Работу выполнил
Студент ____ группы
___________________

Пятигорск
2000
 

Собеседованиепроводимое при приёме на работу.
 
Собеседование с сотрудникамиотдела человеческих ресурсов. Задача первичного отбора состоит в определенииограни­ченного числа кандидатов, с которыми организация могла бы работатьиндивидуально. На следующем этапе специалист по подбору персонала проводитиндивидуаль­ные собеседования с отобранными кандидатами. Цель этихсобеседований за­ключаются в оценке степени соответствия кандидата портретуидеаль­ного сотрудника, его способности выполнять требования должностнойинструкции, потенциала профессионального роста и развития, способ­ностиадаптироваться в организации, знакомстве с ожиданиями канди­дата в отношенииорганизации, условий работы, ее оплаты и т.д. Важно помнить, что собеседованиеявляется двусторонним процессом — не только организация оценивает кандидата, нои кандидат оценива­ет организацию с точки зренияее соответствия егособственным ин­тересам и запросам. Сотрудник, проводящий собеседование, долженпредоставить максимально объ­ективную и полную информацию об организации, чтобызаинтересо­вать кандидата и, в тоже время, избежать приема на работу тех, чьиожидания расходятся с возможностями организации — чем раньше потенциальныйработник и потенциальный работодатель поймут, что они не подходят друг другу,тем лучше для обеих сторон.
Сотрудник долженсосредоточиться на оценке «общих характе­ристик» кандидата — аналитических способностей,  характера, жизненной философии, мотивированности,трудоспособности, со­вместимости с организацией. Последний фактор имеет большоезна­чение и ни в коем случае не должен быть проигнорирован — каждая организацияимеет собственную отличную от других культуру, кото­рая может не совпадать сценностями и стилем поведения кандидата. Резкое несоответствие чревато конфликтом,болезненным как для сотрудника, так и для организации.
Существует несколькоразновидностей собеседований с кандида­тами, выбор ко­торых зависит от традицийорганизации, особенностей кандидата, вакантной должности, индивидуальногопредпочтения проводящего собеседования сотрудника. Результаты собеседованиядолжны быть зафиксированы документально. Большинство организаций используютспециальные формы оценки кандидатов, если таких форм не существует,можно использовать портрет идеального сотрудника в качестве своеобразногооценочного листа.
Результаты собеседованиядолжны содержать оценку кандидата и предложение — продолжать или прекратитьработу с ним. Заключе­ние проводившего собеседование сотрудника передаетсяруково­дителю подразделения, располагающего вакансией, который и прини­маетрешение о дальнейших действиях в отношении данного кандида­та.
Для того чтобы лучше оценитьпрофес­сиональные и личные качества кандидата организации могут обратить­ся заинформацией к людям и организациям, знающим его по совместной учебе, работе,занятиям спортом и т.д. Отдел человече­ских ресурсов может предложить самомукандидату назвать имена людей, которые могли бы охарактеризовать его, и затемпобеседо­вать с этими людьми. В обоих случаях — устной или письменной реко­мендации,существует проблема получения объективной информации, поскольку выбранныекандидатом люди обычно подчеркивают лишь его положительные стороны.
Получить информацию окандидате можно и обратившись непо­средственно в организации, в которых онранее работал или учился (их названия указаны в его биографической справке илирезюме). Однако отдел человеческих ресурсов должен быть предельно осмотрителенпри оценке полученной в результате таких контактов характеристики кандидата — предоставляющие инфор­мацию сотрудники могут быть необъективны, не достаточнохорошо знать кандидата и проч.
Некоторые западныеорганизации, разочаровавшись в качестве получаемой информации, полностьюотказались от использования до­полнительных источников информации о кандидате.Такой подход представляется неправильным, поскольку контакты с людьми, знаю­щимикандидата, позволяют, по крайней мере, обезопасить организа­цию от шарлатанов — если в резюме сказано, что человек работал заместителем директора магазина, а вдействительности он был экс­педитором, это должно насторожить сотрудниковотдела человече­ских ресурсов.
Собеседование с линейнымруководителем. Если руководитель подразделения удовлетворен результатамисобеседования, проведен­ного сотрудником отдепа человеческих ресурсов, онназначает встречу с кандидатом. В отличие от собеседования со специалистами почеловеческим ресурсам это интервью должно позволить оценить, прежде всего,профессиональные качества кандидата, его способ­ность выполнятьпроизводственные функции. Одновременно руково­дитель  оценивает  степень своей  личной  профессиональной совместимости с кандидатом и вероятностьуспешной интеграции по­следнего в подразделение.
Кроме того, руководительпредоставляет кандидату детальную информацию о своем подразделении, вакантнойдолжности, функци­ях, которые придется выполнять кандидату в случае его приемана работу. Результаты собеседования фиксируются руководителем, ис­пользующимдля этого стандартную форму.
Видысобеседований. Наиболее распространенным видом собеседования являетсясобеседование «один на один», во время которого один представительорганиза­ции встречается с одним кандидатом. Однако сегодня используются идругие виды собеседований, во время которых один представитель организациивстречается с несколькими кандидатами, несколько представителей
организациибеседуют с одним кандидатом, не­сколько представителей организацииинтервьюируют не­скольких кандидатов. В первом случае интервьюерупредоставляется возможность одновременно (а не заоч­но) оценить нескольких кандидатови понаблюдать за ними в условиях стрессовой ситуации (присутствие несколькихпретендентов на одну и ту же должность), хотя беседовать одновременно снесколькими кандидатами значительно сложнее. Участие нескольких представите-пейорганизации повышает объективность оценки и каче­ство самого собеседования,однако может создать дополнительный стресс для кандидата и увеличивает из­держкиорганизации. Присутствие нескольких человек с обеих сторон значительноувеличивает сложность про­цесса собеседования и требует тщательной подготовки исогласованного поведения интервьюеров.
Типысобеседований. Существует несколько клас­сификаций собеседований по отборуперсонала, одной из наиболее распространенных является следующая -биографическиесобеседования, ситуационные собесе­дования и критериальные собеседования.
Биографическиесобеседования строятся вокруг фактов из жизни кандидата, его прошлогоопыта. В ходе такого интервью задаются вопросы типа «Расскажите о своейпрежней работе; Какой предмет Вам нравился больше всего в школе! Почему Вывыбрали тот институт, в который поступили! Если бы Вы могли вернуться на 10 летназад, что бы Вы сделали по-другому?»
Биографическоесобеседование дает возможность оценить то, что кандидат уже сделал в своейжизни и на основании этого предположить, насколько успешно он сможет работать вдолжности, на которую претендует.
Ограниченностьбиографического собеседования состо­ит, прежде всего, в невозможности оценитьсегодняш­нее состояние кандидата, его способности и мотивацию.
В ходеситуационного собеседования кандидату предлагается решить одну илинесколько проблем (практических ситуаций). В качестве таковых частоиспользуются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущейпрофессиональной деятельностью кандидата. Проводящий собеседование сотрудникоце­нивает как сам результат, так и методы, с помощью ко­торых  кандидат находит  решение.  Данный  тип собеседования позволяет в большей мере оценитьспо­собность кандидата решать определенные типы задач, нежели его аналитическиеспособности в целом.
Критериальноесобеседования представляет со­бой интервью, во время которого кандидатузадаются вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуа­ции (связанной сбудущей профессиональной деятельно­стью), а его ответы оцениваются с точкизрения заранее выработанных критериев.   Преимущества этого вида собеседованиясостоят в использовании вопросов и ме­тодов оценки, непосредственно связанных спрофессио­нальной деятельностью, а также в возможности легко' ранжироватькандидатов, отвечающих на стандартные вопросы. Недостатки связаны сограниченностью оцени­ваемых качеств кандидата и необходимостью тщательнойпредварительной подготовки для проводящего собесе­дование сотрудника.
Наилучшегорезультата можно добиться, построив собеседование с кандидатом таким образом,чтобы оно включало в себя элементы всех видов интервью. Подоб­ное собеседованиетребует от проводящего его челове­ка   определенного   опыта   и  многосторонней предварительной подготовки, но позволяет достаточно объективно ивсесторонне оценить кандидата.
Стадиисобеседования по отбору на работу. Вне зависимости от выбранногоинтервьюером типа собесе­дования, оно должно состоять из нескольких этапов:
подготовки,«создания атмосферы доверия», обмена информацией (основная часть),заключения, оценки.
Предварительнаяподготовка имеет исключительно важное значение для успешногопроведения собеседо­вания. На этом этапе сотрудник организации, собираю­щийсяпроводить интервью, должен, прежде всего, детально изучить досье кандидата,т.е. те данные о нем, которыми   располагает   организация. Затем, емунеобходимо определить, как оценивать кандидата. Большинство современныхорганизаций имеют для этого стандартные формы, которые следует просмотреть не­посредственноперед собеседованием, чтобы еще раз повторить критерии оценки). И, наконец,требуется подготовить вопросы, которые позволят оценить кандидата по требуемымкритериям.
«Созданиеатмосферы доверия». В начале собесе­дования крайне важно снятьестественную для данного момента напряженность, дать возможность кандидатурасслабиться и полностью продемонстрировать свои ка­чества. Для этого можноначать собеседование с вопро­сов на нейтральную тему, например, «Легко лиВы добрались до нашего офиса?», предложить кандидату сесть там, где емуудобно, пожать руку, улыбнуться и т.п. Проводящий собеседование сотрудник можетдос­таточно легко растопить лед недоверия со стороны кан­дидата, начав срассказа о самом себе или вспомнив забавный случай, который произошел с ним вмомент устройства на работу. После того как контакт между участникамисобеседования установлен, можно перехо­дить к основной части интервью, однако,важно помнить о необходимости сохранять атмосферу доверия и доброжелательностив течение всей беседы. Достигается это за счет поощрительных репликинтервьюера, одоб­рительных кивков, улыбки.
Основнаячасть собеседования представляет собой обмен информацией междуего участниками. Интер­вьюера интересует та информация, которая дает воз­можностьоценить способность и желание кандидата успешно работать в организации, а непросто факты из его жизни или рассказываемые им истории. Поэтому проводящийсобеседование должен сохранять контроль над его ходом и выступать в роли«ведущего». В тоже время, не следует подавлять инициативу кандидата иполностью лишать его возможности задавать вопросы. Если интервьюер хочетпредоставить кандидату возмож­ность «выговориться», ему следуетиспользовать откры­тые вопросы, как-то: «Что Вы думаете по поводу....?Расскажите, пожалуйста, о ....» и т.п. Если же его инте­ресует толькомнение кандидата, а не рассуждения, следует задавать закрытые вопросы:«Согласны ли Вы с данным утверждением?», «Сколько часов в деньнужно уделять общению с подчиненными?».
Завершениесобеседования должно произойти в тот момент, когда этого хочет интервьюир. Дляэтого существует несколько специальных приемов — предло­жить кандидату задатьпоследний вопрос, начать по­сматривать на часы или на дверь, выпрямитьсякак бы собираясь подняться из-за стола. В самом конце интер­вью необходимопоблагодарить кандидата и объяснить ему дальнейший порядок рассмотрения егокандидатуры и поддержания связи с ним.
Оценкакандидата должна быть произведена непосредственно послесобеседования, в противном случае острота восприятия сотрется, и проводившийсобеседо­вание сотрудник может упустить важные детали. Для оценки используетсястандартная форма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.